Граница между фэнтэзи и НФ в настоящее время достаточно условна. Техническое или чистое НФ, преобладавшее в начальный период существования фантастики, по ряду причин пришло в упадок. Эйфория людей от научно-технического прогресса и вера во всемогущество техники сменилась страхом перед техногенными катастрофами и разочарованием от нерешенных проблем. Рывок в космос сменился застоем. Стругацкие осуществили важный поворот в эволюции фантастики, поставив во главу угла не научно-технические идеи, а проблемы людей. Именно с этого момента и началось размывание границы между фантастикой и остальными жанрами литературы. А в 90-е гг. усилилась фэнтэзи, до этого занимавшее подчиненное по отношению к фантастике положение.
Упадок НФ и возвышение фэнтэзи были предопределены особенностями обеих жанров еще при их зарождении. Плохое фэнтэзи всегда интереснее плохой НФ. Фэнтэзи изначально была основана на мифах, а НФ - на науке. На мой взгляд, существует три главных отличия этих жанров. Первое отличие: художественные средства языка. Фэнтэзи от мифологии унаследовала яркий, образный, сочный язык. А вот НФ от науки достались сухие, трудные для восприятия термины. Второе отличие: сложность понимания. Современная наука ушла в своем развитии настолько далеко, что превратилась в безраздельную вотчину кучки узких специалистов. Что обыватель прочитает с большей охотой: доказательство теоремы Ферма на ста страницах или боевик о вампире того-же объема? Ответ очевиден. Третье отличие: способы воздействия. Фэнтэзи влияет на эмоциональную и подсознательную сферы, а НФ - на разум. Слова "вампир", "рыцарь", "эльф", "маг", "руины", "артефакт" вызывают бурю ассоциаций безотносительно мастерства конкретного автора. Термины "симметрия двенадцатого порядка", "пятый постулат Евклида", "фрактал", "гипотеза Гольдбаха", "квадратура круга", "ряд Фурье" помогут книге быстрее долететь до мусорной корзины. Я, конечно, немного утрирую, но суть именно такова.
Многие критики предрекают скорый закат фэнтэзи. Мол, все эти эльфы, тролли, гоблины, хоббиты, маги, властелины всех цветов, рыцари, вампиры и т.п. рано или поздно достанут читателя и он перестанет покупать фэнтэзи с заезженнными, полностью исчерпавшими творческий потенциал сюжетами. Позволю с ними не согласиться. Фэнтэзи никогда не потеряет своего влияния. Как не потеряли свое значение даже в эпоху Просвещения религия и мистика. Да, фэнтэзи придеться измениться, чтобы выжить. Уже появилось т.н. "городское фэнтэзи" - не совсем удачная, первая попытка адаптировать древнюю мифологию к урбанистической цивилизации. Главный недостаток городского фэнтэзи - присутствие мифических персонажей в чуждой для них среде. Все-таки странно выглядит древняя магия в современном городе.
А что-же НФ? Есть ли шанс сохранить этот великий жанр? Да, есть. В отличии от фэнтэзи у НФ огромный потенциал развития. Наука имеет безграничные возможности для развития, соответственно и НФ обладает неисчерпаемым запасом новых идей и сюжетных линий. Главная проблема и главная задача для НФ на ближайшие десятилетия - развитие изобразительных средств языка до уровня фэнтэзи, адаптация научных терминов к уровню обывателей, задействование способов подсознательного воздействия на умы читателей.
По моему мнению, будующее фантастики - это объединение Фэнтэзи и НФ. Ведь только на первый взгляд они кажуться антиподами. Уже есть удачный пример синтеза нучных идей и мифологического языка - Брэдбери.