Это было в начале 90-х. Я знал, что существует американский ирландец, пьяница и хулиган, который пишет необыкновенные, мелодичные и выбивающие у мужиков слезу песни, но, к моему великому стыду, не слышал его ни разу. И тут, мне записывают кассету, на одной стороне - первый альбом Тома Уэйтса "Closing Time" (1974), а на другой - "Small Change" (1976). Кайф был настолько мощен, что я собрал полное собрание сочинений Тома и уже много лет слушаю эту музыку.
Том Уэйтс: "Я записываю новую пластинку, когда мне нечего больше слушать... я пытаюсь зафиксировать интуитивные, бессознательные моменты. Поэтому в студии я записываю все с первой попытки. Мне нравится, когда музыка звучит немного незаконченно. Тогда есть над чем подумать..."
Он работал швейцаром, посудомойщиком, официантом, вышибалой, тапером, черпал свои тексты из ночных разговоров в забегаловках. Виски и сигареты, небритое лицо, хриплый голос и огромные рабочие ботинки. Говорят, в то время, у Тома был принцип: еда не дороже двух долларов, одежда - до пяти. Как его только не называли: поет нищих и неудачников, хрипатый алкоголик, певец американского дна, любимец богемы, маргинал, поэт бродяг, пьяниц и сумасшедших...
"Swordfishtrombones" - пластинка Уэйтса 1983 года. На ней есть инструментал "Just Another Sucker On The Vine" - гармошка выводит грустную мелодию, эту музыку я подкладывал под десятки сюжетов во времена, когда работал на ТВ. А один мой знакомый мог 10 раз подряд слушать другую вещь с этого диска - "Johnsburg, Illinois".
Том Уэйтс: "Я не хочу, чтобы моя музыка была похожа на фотографии покойников". И это ему удается. В его песнях слышны духовые оркестры пожарных, скрип расстроенной дешевой гитары, бряцанье консервных банок, бренчание раздолбанного honky-tonky рianola. Однажды, на каком-то концертном диске я услышал, как Том бормочет: "Oh! Bad days, bad days..." Лучшего названия для моей группы нельзя было придумать.
The piano has been drinking, my necktie is asleep
And the combo went back to New York, the jukebox has to take a leak
And the carpet needs a haircut, and the spotlight look like a prison break
And the telephone's out of cigarettes, and the balcony is on the make
And the piano has been drinking, the piano has been drinking...
Вряд ли вы найдете в рок-н-ролле другого композитора, выдавшего столько замечательных лирических мелодий. Когда-то Том играл на разогреве у Фрэнка Заппы, потом записал пластинку с джаз-роковой супер-группой Уэзе Рипот, а теперь с маэсто Уэйтсом играет великолепный гитарист Марк Рибо.
"Rain Dog" - двойник 85-го года, ни одной проходной вещи, даже не так - шедевр на шедевре, мощный, сбалансированный, полный драйва альбом, на гитаре - Марк Рибо.
Том Уэйтс: "Юность плоха тем, что дается молодым: они не знают, как ею распорядится".
Grapefruit moon, one star shining, shinihg down on me.
Heard that tune, and now I'm pining, honey, can't you see?
Биллиз Бэнд пели его песни в Германии, выдавая за свои, ему подражает Гарик Сукачев и еще тысячи исполнителей во всем мире считают Уэйтса своим учителем.
Фильм "Ромео истекает кровью" (тот, где Лена Олин душит ногами полицейского Гари Олдмена) вдохновлен одноименной песней Уэйтса. Музыка Тома к фильму Копполы получила "Оскара". Уэйтс регулярно снимается у Джима Джармуша и пишет музыку к его фильмам, играл в " Чертополохе" (Гектора Бабенко) с Джеком Николсоном.
Том дружил с Уильямом Берроузом до самой смерти последнего. Получил "Грэмми" за пластинку "Bone Machine". Несколько альбомов Уэйтса - музыка к спектаклям, например "Алиса" - спектакль о взаимоотношениях Льюиса Кэрролла и Алисы Лидделл. Элвис Костелло: "...войдите в мир "Алисы" Тома Уэйтса - этого шедевра, где зеркала темны, а земля превратилась в лед".
Том Уэйтс: "...только дети из разрушенных семей достигают вершин в шоу-бизнесе. Шоу-бизнес - сиротский приют для тех, у кого было несчастное детство"
Если вам нравится маэстро Уэйтс, вы можете легко провести тест на совместимость вашей девушки с вами. Подарите ей диск Тома, и вас ждет два варианта ответа: 1) "такая смурь, как будто пьяный на улице поет" 2) "мне понравилось".
Том Уэйтс говорит, что уехал из Лос Анжелеса и стал сельским жителем, потому, что ему нравится отливать на улице. Теперь у него семья, "куча детей и собак" и он продолжает сочинять песни...