Багдасарян Ара Рубенович : другие произведения.

Смешная История С Картинками От Цк Кпсс

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Один из самых необходимых атрибутов национального государства - одноименная идеология генерируемая соответствующей официальной историей несущего этноса страны. Сложно? Скажу проще: гимн, герб, президент-парламент, армия и нечто объединяющее ћнаселениеЋ в ћнародонаселениеЋ. А то управлять не получается - граждане без энтузиазма подчиняются. Ропщут и скрупулезно ищут недостатки. А ведь гражданин должен не просто жить - еще и гордиться своим местонахождением.


СМЕШНАЯ ИСТОРИЯ С КАРТИНКАМИ ОТ ЦК КПСС

  
   Один из самых необходимых атрибутов национального государства - одноименная идеология генерируемая соответствующей официальной историей несущего этноса страны. Сложно? Скажу проще: гимн, герб, президент-парламент, армия и нечто объединяющее "население" в "народонаселение". А то управлять не получается - граждане без энтузиазма подчиняются. Ропщут и скрупулезно ищут недостатки. А ведь гражданин должен не просто жить - еще и гордиться своим местонахождением.
  
   На постсоветском пространстве 15 лет назад разом и одновременно образовалось пятнадцать же государств со своими титульными нациями. Ап! Но упс! Нация есть (правда, иногда даже нация - несколько надуманная), а идеологии для нее нетути. Была - пролетарии всех стран и т.д. - но вся вышла. А дети ведь в школу ходят - им историю изучать надо. Вот и пишут в спешном порядке учебники. Кто на что горазд.
   Мне в руки попались выдержки из учебников по истории для средних школ разных стран СНГ. Отхохотавшись, все-таки решил написать эту статью - поделиться с читателями. Пусть ему станет весело. На счет раз...
  

СМЕЕМСЯ ОТ ДУШИ

  
   Оказывается, рецепт создания национальной идеологии прост. Во-первых, за основу берется миф о золотом веке народа, о сказочно прекрасной стране, в которой всем было очень и очень хорошо. Потом добавляется миф о коварном и жестоком Враге, на котором и лежит ответственность за плачевное состояние дел в современности. Ну и плюс пикантная приправа - Герои. На них следует равняться. И вперед - строить светлое будущее на обломках темного прошлого.
   Начну с соседних мне стран. Раз! Грузия. Грузины считают своим прародителем легендарного героя Таргамоса. Как пишет грузинский историк Леонтий Мровели, "Таргамос был сыном Таршиса, внуком Иафета - сына Ноева. По разделении языков , когда воздвигали башню Вавилонову, пришел Таргамос со всем племенем своим и утвердился между двумя недоступными человеку горами - Араратом и Масисом." Насколько мне известно, принято считать, что Арарат и Масис - это два наименования одной и той же двуглавой горы. Да ладно, не суть важно. Другой грузинский историк, Мариам Лордкипанидзе, пишет о ведущей роли Колхидского царства в становлении античной цивилизации: "Возникновение мифа о Ясоне и авргонавтах можно объяснить лишь одним: уже во втором тысячелетии до нашей эры жителей Микен манит вожделенная страна колхов. Не здесь ли, на Кавказе, впервые выплавили бронзу, сплав меди и олова? Не здесь ли изготовлено знаменитое "золото Трои" - коллекция золотых украшений, обнаруженную Шлиманом?" Конечно, здесь, батоно! Где же еще? Шлимановское золото - в Колхиде, французская косметика - на Дерибасовской, украинское сало - в Эмиратах.
   И еще цитатка из грузинского учебника. "Во времена господства чужеземной силы весь творческий гений нации расходовался в основном на то, чтобы отвоевать независимость. Поэтому времени и энергии на хозяйственное и культурное строительство Грузии почти не оставалось". Элегантно. С нас, дескать, взятки гладки - творческий гений весь израсходовали, ждем с гуманитарной помощью.
   С грузинами по древности происхождения могут поспорить разве что наши другие соседи - азербайджанцы. Итак - два! Азербайджан. "В библейской классификации древние азербайджанцы-мидяне и персы относятся к единой расе - к сынам Иафета. (учебник Т. Мустафа-заде "Всеобщая история") Причем мидийцы - более древний народ, первая генерация от Иафета...". Скромничают соседи - прямиком от Адама и надо происходить. Неча миндальничать и неуместную научную корректность проявлять. Но мы отвлеклись, дальше еще интересней. Читайте и завидуйте. "Древнеазербайджанское понимание государственности коренным образом отличалось от деспотического жестокого стиля ассирийского владычества". Понятно? Вот где истоки древнего демократизма! А мы в страсбургах ищем. Где они были, когда азербайджанцы у ассирийцев в евронаблюдателях ходили?! И далее: "Возрождение независимого азербайджанской государственности происходило здесь задолго до восточного похода Александра Македонского. Одержав победу над Дарием III, Александр, осведомленный о полководческом таланте и военно-политичесом влиянии Атропата, отказался от мысли о столкновении с ним и предпочел сближение с азербайджанским правителем, войска которого считались одним из мощных вооруженных сил во всем регионе." Другие цитаты я сокращаю, но эту привел полностью - читатель имеет право насладиться.
   Здесь, исходя из золотого правила закавказского анекдота (однажды азербайджанец, грузин и армянин...), необходимо присутствие армянских учебно-исторических ляпов. Но. Во-первых, цитат не нашел (опять, гады, армян дискредитируют!))), а во-вторых (и главное!), не могу я - фальшиво и глупо получится. Оставлю это приятственное занятие для журналистов из соседних стран - пусть ребята порезвятся. Только скажу: уверен, ох, есть что и нам тыкнуть - благоглупостей в учебниках предостаточно... Дальше будет короче. Вот, пожалуйста...
  

НАСЛАЖДАЙТЕСЬ

  
   Эстония. "100 эстонцев были приданы к армии киевского князя Олега и сыграли ведущую роль при штурме Константинополя в 907 году". 300 спартанцев уже не хиляют - многовато. Ну и понятно, что "Великолепная семерка" - отбракованные претенденты на членство в эстонской сотне. А об остальных сорока тысячах дружинников Олега тактично умалчивается. Видимо они отсиживались в ближайшем лесу когда горячие эстонские парни брали штурмом Константинополь.
   Украина. Включение Крымского полуострова в состав Украины, оказывается, было "попыткой переложить на ее плечи моральную ответственность за выселение татарского населения и вынудить взять на себя ответственность за восстановление хозяйственной и культурной жизни полуострова". Кто же вам, хлопцы, мешает? Перекладывайте обратно.
   Молдова. В некоторых молдавских учебниках румынский премьер маршал Антонеску назван "большим либералом и демократом". А вот Адольф Гитлер так отзывался о своем коллеге: "Что касается еврейского вопроса, то такой человек, как Антонеску, поступает гораздо решительнее, чем это делали мы до сих пор". Молдованам, конечно, не сладко приходится - то ли румынскую историю в школах изучать, то ли свою придумывать.
   Казахстан. "Нужно доказать европейцам, что кочевничество - это особый путь развития цивилизации (ой, не могу!) в определенных условиях и нельзя смотреть на культуру номадов как на недоразвитую по сравнению с европейской". Все в порядке, ребята - европейцы на вашу нефть смотрят, а не на культуру номадов. Кочуйте на здоровье.
   Узбекистан. "Русско-туземные школы, в которых велось преподавание истории и географии, открывались с одной целью: чтобы дети узнали о дальних красивых городах и странах и перестали любить свою отсталую родину". А ведь они правы - неинформированность населения выгодна властям. Советский "железный занавес" - яркий тому пример. Не устаю повторять, что СССР погубили последовательно: транзисторные приемники, магнитофоны, видеомагнитофоны... И уже потом - остальные внутренние и внешние факторы.
   Понимаю, что надоел, но... еще несколько цитат. Чесслово, без комментариев. "Планомерные действия по уничтожению Коканда возглавил сам Ленин" (Узбекистан). "Все российские наместники в Баку проводили проармянскую политику" (Азербайджан). "Русские никогда не занимались облагораживанием своих лесов и степей, а пытались урвать их у соседей" (Казахстан). И т.д., и т.п., и проч.
   Кстати, одно общее присутствует во всех учебниках - в качестве внешнего врага выбрана Россия. О, это так понятно! Надо же кого-нибудь обвинить в своих невзгодах, а то народ вдруг подумает, что власть имущие что-то не так делают. Цитатки? Пожалуйста. "России, как и любой другой стране, стремящейся к захвату земель, не нужна была единая и сильная Грузия". "Завоевывать чужие земли -- национальный признак русских" (Казахстан). "Века подневольного существования разрушали не только культуру Украины, но и ее природу. Во все времена властители-чужаки (понятно, кто в виду имеется?) безнаказанно грабили и уничтожали богатства нашей земли, совсем не заботясь о будущих поколениях"
   В самом деле, Россия - самая удобная страна. Правда, могут разозлиться и энергоносители перекрыть, но на то и существует цивилизованный мир - есть кому пожаловаться. А станешь из равнозначных соседей врага делать - можешь и на конфликт военный нарваться. С большой державой спокойнее - работает "эффект Моськи". Да и, если честно, частенько можно найти за что и ее обвинять - всякое бывало...
   Что-то главенствующая мысль какая-то куцая получается - неблагодарные осколки великой державы клевещут на ее правопреемницу. Бяки? Неа, нормальные носители с гордостью своего этноса. Единственное, чему мы за 70 лет научились вусмерть - гордиться.
   Так что положение с преподаванием истории аховое - надо срочно искать...

КТО ВИНОВАТ?

  
   Вернемся к нашим бара... банам и этническим фанфарам! В чем причины (кроме перечисленных) явления? Думаю, в дружной семье народов СССР не у всех фигурантов наличествовала приличествующая национальная генеалогия. Вот и пришлось создавать при идеологическом отделе ЦК КПСС или прямо в ГБ структуру по написанию красочных историй для наций и народностей, населяющих широкие просторы нашей общей тогда родины. С обязательным джентльменским набором: глубокими корнями прорастающими вглубь тысячелетий, безумно большим вкладом в становление человеческой цивилизации, мыслителями античных габаритов, эпосами (всенепременно! Для каждого народа свой эпос, чтоб никому завидно не было), перманентными национально-освободительными войнами вплоть до финального посещения региона окончательно освободительной ...надцатой Красной Армии. И тут стоп. Тут все сразу становится хорошо... И конечно же КГБ втихую поощряло националистические настроения в республиках. Госбезопасность готовила мины замедленного действия, дабы иметь рычаги в случае чего. "Случай чего" не заставил себя долго ждать - всего семьдесят лет.
   Несколько десятилетий приучали народы к этой яркой игрушке - собственной истории с картинками. А с чего они будут после обретения независимости от нее отказываться? Необходимо было только внести некоторые косметические изменения сообразно новым реалиям. Более того, мне не кажется, что учебники по истории претерпели такие уж радикальные трансформации. Новые авторы, естественно, несколько заострили вопросы богоизбранности своих народов, в поисках национальных корней слегка (чуть-чуть, всего на пару-тройку тысячелетий) углубились в историю цивилизации, освободительные войны оставили в том же количестве, а вот имидж державного соседа пришлось инверсировать. Только и всего. Потому как, повторяю, без наличия внешнего врага трудно управлять страной. Сейчас воевать не с руки? - можно врага в прошлом поискать. С русскими в советское время все было чрезвычайно хорошо (привычка у них такая была - освобождать сопредельные народы), а после, как оказалось, - очень плохо. Не освобождали, а, наоборот, порабощали, давили свободу и всячески угнетали...
   Лично мне радикально кажется, что для постсоветских стран (в том числе и для России) история - не наука, а инструмент воздействия на настоящее посредством манипуляции прошлым. Впрочем, не только для постсоветских. По такому поводу возникает второй классический вопрос...
  

ЧТО ДЕЛАТЬ?

  
   Спасать самое ценное - детей. Ведь школьнику сегодня пудрят мозги мерзкой кашей исключительности своей нации, а завтра сунут автомат в руки и пошлют защищать постулаты этой каши. В качестве пушечного мяса... Вроде напрашивается вывод: немедленно произвести очередную (n+1, где n - количество предыдущих разов) ревизию учебников истории. Увы, не получится. По множеству причин. Не буду утяжелять материал анализом каждой причины - думаю, и так все всем понятно. Здесь уместен маленький экскурс во французскую историю. Кто такая Орлеанская Дева знают все. И какими достоинствами обладала - тоже. Короче, Символ Франции. А вот два-три года назад в "Огоньке" один историк рассказывал, что откопал в архивах дичайший компромат на нее. То ли не дева вааще, то ли сутяжница-аферистка, то ли агент английских оккупационных сил, то ли все вместе - не помню. Историк встретился с именитым французским коллегой и поделился мерзкими новостями. Француз вздохнул: "Да знаю я все это, но ничего не могу поделать. В случае разглашения меня просто линчуют. Это же Символ Франции!". Общество может простить педофилию, но не ниспровержение национального символа. Исторические учебники от каждой модернизации только хуже становятся.
   Лично для себя я давно понял, что вообще история - лженаука, используемая определенными кругами для достижения своих целей далеких от декларируемых. Содержанка. Блядская, скажем прямо, наука... Ей-богу, математика так себя не ведет! Но сие есть лирика. А на практике предлагаю исключить предмет "история" из школьного курса начисто. Ничего страшного не случится - не изучают же в шестом классе нейро-лингвистическое программирование (НЛП)! Тоже, скорее всего, лапша на уши населения, но сравнительно более честная штука...
   Ладно, чувствую, мой радикализм не проходит. Предлагаю более софт вариант. Изучать только чужую историю. Не соседей (проблемы будут), а тех, кто далеко-далеко. Нам, например, стоит проходить историю Америки. Латинской Америки. Как минимум Гондурас перестанет беспокоить.
  
   P.S. ...А то ведь взрослеют дети, коим потом будет всерьез казаться, что они произошли от Иафета...
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"