Баглий Павел Николаевич : другие произведения.

О некоторых известных музыкантах 20 века, в основном, российского происхождения в координатах солнечной активности

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    Cтатья продолжает практические приложения "метаисторических" "концепций" работ автора из списка литературы, опубликованных здесь же.


   Баглий П. Н. О некоторых известных музыкантах XX века, в основном, российского происхождения в координатах солнечной активности.
  
   "Мы не можем менять отношение к Рихтеру в зависимости от года
   его рождения. А, исключительно, от музыкальных мыслей и идей,
   воспринимаемых при прослушивании...Нам кажется, что искусство
   надо рассматривать с точки зрения имманентно присущих ему
   законов" Письмо автору статьи знакомых - профессиональных
   музыкантов.
  
   Эта статья является опровержением распространенной, выраженной в эпиграфе, так сказать, официальной, профессиональной точки зрения на обязательную! особую профессиональную "объективную" "имманентность" различных локальных культур ("субкультур", в определенном смысле), будь - то, например, математика (об истории советско-постсоветской математики в координатах солнечной активности - в [17]), или философия (см. в [14]), или, как в этой статье - музыка.. Поводом для ее написания, по сути, явилось неудовлетворение автора статьи профессиональными музыкантскими комментариями (например, Ростроповича) причин творческого кризиса пианиста Горовица (когда Горовиц прервал свою концертную деятельность более чем на десять лет и занимался в это время только записыванием своей игры). Эти творческие кризисы разного плана характерны и для многих других музыкантов (как, впрочем, и для любых творческих личностей). Автору, как дилетанту в области музыки, все же, кажется, что развиваемые им методы "метаистории", как некоторой "схемы" истории [1 - 18], позволяют, в предельно общих, чертах (используя популярную музыковедческую информацию, сопоставляемую с солнечной активностью), классифицировать музыкантов по разным, часто противоположным "психологическим" ("культурно-историческим" [14]) "типам" - "физиков" (двух типов) и "лириков" (двух типов) (как это, например, сделано в [14, 18, 13, 6]). Эти психологические, творческие противоположности (хорошо известные в музыковедческой литературе, но как кажется автору, не систематизированные должным образом) возникают в социуме естественным образом, в силу выполнения качественных законов сохранения [1, 10, 18 и др.]., и, как представляется автору, позволяют в самом схематическом и грубом виде, все же, объяснять принципиальные различия между музыкантами и их творческие кризисы. С точки зрения моей "метаистории" [1 - 18 и др.], человек развивается и живет в бытии, либо в согласии с окружающей средой (в самом общем виде - в согласии с солнечной активностью), тогда - это так называемая "традиционная" культура [1, 13 и др.], когда человек "творит через Бога", "творит Бога мятежом" (Волошин, ссылка из [11 и др.]), либо живет в бытии с противоречием с окружающей средой (в самом общем случае - с солнечной активностью), тогда - это так называемая "антитрадиционная" культура [там же], когда "человек творит неверием, строит отрицанием", с "мятежом против Бога" (Волошин, ссылка из [там же]. При этом, эти две противоположные культуры будем считать, как тенденции "в среднем" взрослого человека, предполагая, что стадии взросления, зрелости, старости в координатах сознания - бытия (об этих координатах почти во всех моих статьях [1 - 18 и др.]) отличаются друг от друга более "высокими порядками". Теперь, несколько более подробно об этих четырех психологических (и "культурно - исторических" [14]) типах, на примере России: Когда кривая солнечной активности ползет вниз (к минимумам) - это: 1 тип - либеральные (без кавычек) "антитрадиционные" "физики" с остывающим сознанием и нагревающимся бытием, наследующие традиции "Серебряного Века" [14, 21 и др.] (при этом, уровень нагретости сознания, прежде чем оно начинает остывать, мы не учитываем, поэтому, в это время, к либеральным "физикам" относится, например, и православная "придворная" "стяжательская", все менее религиозная и все более бездуховная церковь, и религиозные философы "Серебряного Века", и постмодернистские либералы (короче, всякие -исты) [1 - 18 и др.]. 2.тип - "либеральные" (в кавычках) "традиционные" "лирики", с нагревающимся сознанием и остывающим бытием, наследующие славянофильские национальные традиции [14, 18 ]. Когда кривая солнечной активности ползет вверх (к максимумам) - это: 3 тип - "средневековые" "традиционные" "физики", с остывающим сознанием и нагревающимся бытием, наследующие национальные модернистско-постмодернистские (тоталитарные, государственные в нагревающемся бытии) традиции [там же]. 4 тип - "средневековые" "традиционные", в широком смысле [13, 14, 18] ("антитрадиционные" в узком смысле [там же]) "лирики", с нагревающимся сознанием и остывающим бытием. При этом, либеральные "физики" 1 типа и "либеральные" "лирики" 2 типа (когда кривая солнечной активности ползет вниз) мирно уживаются, с консенсусом, в сознании друг с другом, хотя бы с частичной конвергенцией между нагревающимся сознанием "либеральных" лириков и остывающим сознанием либеральных "физиков", в то время, как остывающее сознание "средневековых" "традиционных" "физиков" дивергентно противоречит нагревающемуся сознанию "средневековых" "традиционных", в широком смысле [13, 6, 10, 14, 17, 18], "лириков" [там же] (когда кривая солнечной активности ползет вверх). Начнем с Рахманинова: родился в 1873 году (это окрестность после пройденного максимума солнечной активности 1970 года - кривая солнечной активности во многих моих работах [1 - 18]), детство с нагревающимся сознанием, когда кривая солнечной активности ползет вниз, а когда кривая солнечной активности ползет вверх в окрестности 1895 года, написал Трио ре-минор (1893 г.), как пример "полистилистики" (т.е. в остывающем сознании - мой ком.), и сразу же, за этой окрестностью 1895 года - первый кризис - 1897-1901 года (в остывающем сознании, после провала в 1897 году показа Первой симфонии). Но вот кривая солнечной активности ползет вниз к широкому минимуму солнечной активности 1905-1914 годов, и Рахманинов, уже в 1901 году, оправился от кризиса (сознание его нагревается - мой ком.), и он пишет Вторую симфонию. Когда кривая солнечной активности ползет вверх в окрестности 1917 года, и сознание Рахманинова снова остывает, чувствуя себя некомфортно, он эмигрирует, опять, с творческим кризисом в 1918-1926 годы, а в 1926- 1927 годах,. когда кривая солнечной активности ползет вниз к минимуму 1930 года, он снова, восстановившись после кризиса, снова с нагревающимся сознанием, пишет новое произведение. Таким образом, Рахманинов - это "либеральный" "традиционный" "лирик", наследующий национальные славянофильские традиции (когда кривая солнечной активности ползет вниз), не могущий "влезть", или, в лучшем случае, с трудом "влезающий" "в образ" "средневекового" "традиционного" "физика" с модернистско-постмодернистскими национальными традиция. (когда кривая солнечной активности ползет вверх). Пианист Горовиц (1903 г. рождения), друживший и приезжавший к Рахманинову, (которого сам Рахманинов и Рубинштейн считали лучшим пианистом) и приезжающий в гости к молодому, еще тогда "либеральному" "лирику" Генриху Нейгаузу, (будущему советскому "традиционному" "физику", создавшему советскую школу "традиционных" "физиков", с таким представителями ее как Гилельс, Рихтер, о которых ниже еще будет сказано). Лучшие творческие годы Горовица (с нагревающимся сознанием) проходят в окрестности минимума солнечной активности 1930 года., а когда кривая солнечной активности после минимума 1930 года начинает ползти вверх, он остается жить за границей, куда уехал из СССР в 1925 "на учебу". И, по мере роста вверх кривой солнечной активности к 1960 году, он все более некомфортно чувствует себя в "образе" "традиционного" "физика", с модернистско-постмодернистскими традициями остывающего сознания, и в локальном понижении солнечной активности в окрестности 1953-54 (об этом локальном минимуме в статьях, выходящих за пределы списка литературы) годов, он, почувствовав новый слабый творческий импульс нагревающегося сознания, переквалифицируется с концертной деятельности (которая для его слабо остывшего сознания уже некомфортна) на записывание своей игры. Когда кривая солнечной активности ползет в окрестности максимума 1980 года, Горовиц (с остывающим сознанием) делает неудачную (провалившуюся) новую попытку начать концертную деятельность гастролями в Японии. Но вот кривая солнечной активности ползет вниз в окрестности 1985 года, у Горовица снова начинает нагреваться сознание, и он, на старости лет, снова - блестящий пианист, романтик. Таким образом, Горовиц - тоже, как и Рахманинов, "либеральный" "традиционный" "лирик" (когда кривая солнечной активности ползет вниз), наследующий национальные славянофильские традиции, с трудом иногда "влезающий", или пытающийся "влезть" "в образ" "традиционного" "физика", с модернистско-постмодернистскими национальными традициями остывающего сознания (когда кривая солнечной активности ползет вверх). Теперь несколько слов о двух наших ведущих советских композиторах, "средневековых" "традиционных" "физиках", Прокофьеве и Шостаковиче: они творчески четко вписаны в советскую культуру (когда кривая солнечной активности ползет вверх), остывающую в сознании до "социалистического реализма" и др. пролетарских - измов, хотя их остывающее сознание, в это время, иногда "бежит впереди паровоза", иногда отстает от потребностей "партийного строительства", и за этот "формализм" они часто подвергаются критике, со стороны идеологических партийных "физиков" (и "физического" советского народа). ((дополнительный ком. о Шостаковиче - несмотря на свой 'пессимистический' 'формализм', Шостакович прекрасно вписывался в советскую культуру, в неблагополучные трагические годы, особенно, во время мировой войны с фашизмом, а в более 'благополучные' годы, и до войны и после нее, он сильно отставал от 'социалистического реализма', когда 'жить стало лучше, жить стало веселее' (Сталин), по прежнему сочиняя '...музыку, напоминающую людям о жизни, о трагедиях, о жертвах, погибших' (мысли Шостаковича в интерпретации С. Волкова), в духе позднего романтика Малера (музыку которого любил), музыку для слабого, вечно испуганного 'среднего человека' (там же), и в его воспоминаниях ему мерещится не 'светлое будущее', а 'горы трупов' (там же) и 'грязно-серый фон' (там же) жизни, поэтому, он не мог написать , кажется, ни одного оптимистического музыкального финала, которого так ждали от него и власти и окружающие его посредственные 'коллеги' и явные противники типа Хренникова)). В этой культурной среде Прокофьева и Шостаковича (т.е. когда кривая солнечной активности ползет вверх) расцветает и остывающее сознание "средневековых" "традиционных" "физиков" исполнителей, музыкальной школы "традиционного" "физика" Генриха Нейгауза, таких как Рихтер, Гилельс (1914 и 1916 годы рождения), или Ростроповича (о Ростроповиче, 1927 г. рождения, как универсальном! исполнителе будет сказано ниже), для которых творчество в левой окрестности минимума солнечной активности 1930 года не является принципиально важным (как например, для Горовица), которым часто Прокофьев и Шостакович посвящали свои произведения. (более поздний ком. - это не вполне верно по отношению к Гилельсу, т.к. он тоже, как и Горовиц стал молодым музыкантом в окрестности 1930 года, и поэтому, он, как бы и 'физик' и 'лирик' в одном лице, и именно поэтому, часто, с неровными отношениями со своим учителем Генрихом Нейгаузом и с 'физиком' Рихтером) Главное, для таких "средневековых" "традиционных" "физиков" исполнителей (когда кривая солнечной активности ползет вверх) стать кумиром публики, по новому! оригинально! интерпретируя любых классиков (в остывающем, дифференцирующемся сознании с новыми идеями и смыслами [12], по аналогии, например, с нашими прославленными советскими математиками того же "физического" "средневекового" типа, создающими в это же время целые новые разделы математики [17]). А вот, по - видимому, пианисту Гульду (1932 года рождения) "проскочить безболезненно минимум солнечной активности 1930 года не удалось. Как мне кажется, при бифуркационном переходе через резкий и глубокий минимум солнечной активности 1930 года (который состоит из более коротких противоборствующих бифуркаций [20]), одна из таких коротких бифуркаций могла патологически повлиять на будущую беременность матери Гульда, как "родовая травма". Быть может, поэтому, вся творческая жизнь постмодернистского ("недоразвитого ребенка", с типичными фрейдовскими и ницшевскими комплексами) "средневекового" "физика" Гульда, когда кривая солнечной активности ползет вверх, с остывающим в это время сознанием (со "стремлением избежать золотой середины ...осветить данное произведение с совершенно необычной точки зрения...сделать не так как другие" - Гульд), тревожна и мучительна (гораздо более, чем для Горовица), и он не любит зрителей и чувствует себя "в живых концертах" "униженным шутом", и после перехода через мучительный для него максимум кривой солнечной активности 1960 года, он в 1964 году, когда его сознание начинает слабо нагреваться, навсегда прекращает концертную деятельность, занимаясь только записями (по аналогии с временным прекращением концертной деятельности Горовицем в 1954 году, когда сознание Горовица начинает умеренно нагреваться), т.е. Гульд выздоравливает от "глубокого" постмодерна ((при переходе через максимум солнечной активности 1960 - го года, когда, например, в СССР Хрущев в 1962 г. "закрутил гайки" советской интеллигенции и "разгромил" советских "сюрреалистов" [""более поздний и подробный ком. о "горизонтальных связях" в конце 19, и др. статьи о России, за пределами списка литературы],и когда , после Карибского кризиса 1962 г, убивают Кеннеди (в 1963 г), и через год снимают Хрущева )), но остается импровизатором, для которого, по-видимому, главное "штамп оригинальности" в остывающем (более поздний ком. - а возможно, и в нагревающемся) индивидуалистическом сознании с любимыми композиторами Бахом, Бетховеном, Шенбергом (в основном,конечно, исключая Баха, с остывающим сознанием). ((( более поздний ком. - поскольку я дилетант в музыке, хотя конечно прослушиваю музыку, о которой высказываю свои дилетантские, выходящие за пределы 'имманентного' музыкального профессионального восприятия, соображения, поэтому, основой в моих 'метаисторических' рассуждениях о музыке являются мнения более профессиональных, в разной степени, музыкантов и любителей музыки. Любители Гульда пишут о его созерцательноcти, интеллектуализме, барочности, сдержанности, спокойствии, ясности, приземленности. Те, кому интерпретации Гульда не нравятся, пишут о 'музыканте на костылях', об отсутствии подлинного вдохновения, радости, души (например, в интерпретации Гульдом Баха: 'Для меня Живой Бах Юдиной засунут в какой то пластиковый саркофаг, по которому ритмично бьют разными молоточками, то быстро, то медленно.....Я не чувствую тут никакой души, а Бах не мог ничего творить без души - так мне кажется' (из Интернета). ((по поводу души - Бах, с точки зрения моих 'метаисторических' схем, был религиозным средневековым 'лириком' (когда кривая солнечной активности, в основном ползла вверх в окрестности максимума солнечной активности 1740 годов (см. схему солнечной активности [1, 17 и др]), противореча, как раз, приземленной вычурной (с панталонами и париками и т.п -подробности в [1]) 'барочности' и светскому рациональному 'просвещению' в 'традиционной' культуре своего времени [там же] - мой ком.). Поэтому, как мне кажется, например, средневековый 'лирик' Юдина (о которой еще будет ниже сказано) играя Баха по Евангелию, гораздо ближе к замыслу Баха, чем 'средневековый 'физик' Гульд, хотя и со слабо нагревающимся сознанием после 1960 года (и поэтому его импровизации после 1960 года со слабо нагревающимся сознанием, в записях, сильно отличаются от его импровизаций и записей до 1960 года, с интенсивно остывающим до постмодерна сознанием, на что обратили внимание и поклонники Гульда ))). Не избежал "провала" в глубокий постмотдерн остывающего сознания и "средневековый" "физик" - пианист Рихтер, по крайней мере - в другой постмодернистской "волне", при переходе через максимум солнечной активности 1980-85 годов (точнее между поздним Брежневым и ранним Горбачевым, еще точнее, когда Андропов "закрутил гайки" [там же], и многие (еще советские) писатели, вдруг. стали "постмодернистами" [там же и др.]), и на эту "черную", со "смесью Гамлета - мстителя с королем Лиром", психологию "средневекового" "физика" Рихтера (этого времени) обратил внимание сотрудничавший с Рихтером в 1978-1982 годах, пианист Гаврилов (о котором, в связи с Рихтером, ниже еще будет сказано). Теперь, об универсальном Ростроповиче (родился в 1927 г.): он чувствует себя как "рыба в воде": и когда кривая солнечной активности ползет вверх - в "облике" "средневекового" "традиционного" "физика", в полном и многообразном контакте с многими выдающимися композиторами (в том числе - и Прокофьевым и Шостаковичем) и исполнителями (Рихтером,отчасти, Гилельсом) - "средневековыми" "традиционными" "физиками" модернистско-постмодернистской традиции, и когда кривая солнечной активности ползет вниз - в "облике" "либерального" "традиционного" "лирика" славянофильских национальных традиций, например, когда кривая солнечной активности ползет к минимуму 1970 года, Ростропович активно поддерживает и "на деле и на словах" славянофила Солженицына, а когда кривая солнечной активности, пройдя минимум 1970 года начинает ползти вверх, у него, как и у всех славянофилов, начинается конфронтация с усиливающейся, все более тоталитарной властью, и он (как Рахманинов, Горовиц, Солженицын) вынужденно эмигрирует, но в отличие от тех же - Рахманинова, Горовица, Солженицына, которым почти не удается за границей "влезть" в "облик" "средневековых" "традиционных" "физиков", когда кривая солнечной активности ползет вверх, Ростропович и за границей, в это время - "свой среди своих" "средневековых" "традиционных" "физиков" (особенно, еврейского происхождения). В связи с Ростроповичем, уместно, с моей точки зрения, вспомнить о его современнике, родившемся в один год с Ростроповичем, не очень известном в широких музыкальных кругах, пианисте и преподавателе Станиславе Нейгаузе (сыне Генриха Нейгауза), который не завоевывал призов на известных музыкальных конкурсах, и достаточно редко выступал с концертами, но которого очень любили студенты и некоторые музыкальные профессионалы, и который "не боялся конкуренции" ни с Рихтером, ни с кем - либо еще (по воспоминаниям современников, когда в одно и то же время в двух концертных залах играли Рихтер и Станислав Нейгауз, то оба зала были переполнены). В отличие от пианистов новаторов, интерпретаторов ("физиков" с остывающим, все более индивидуалистическим, с новыми смыслами и идеями, сознанием - см. текст выше о Гульде, Рихтере), Станислав Нейгауз был озабочен иным - "чувством меры....передать мир чувств композитора" ((когда "идея" в нагревающемся ("неоклассическом", "романтическом") сознании "не может быть новой" ( Р. Генон - ссылка из [12]) - мой ком.)), "Он не был артистом - тираном, который приковывает публику к себе....Он не играл для публики, а играл для себя. Но он всегда был частью зала, заставляя каждого заглянуть в самого себя, а не заглядываться на него, как некую вершину" (Андрей Золотов). Это был "романтик второй половины XX века".( в моей интерпретации - "средневековый" "традиционный", в широком смысле [13, 14] "лирик" - см. текст выше). Его психологическая "лирическая" генетика связана с матерью, ушедшей от (уже, в это время, когда кривая солнечной активности поползла вверх от минимума 1930 года) "средневекового" "физика" Генриха Нейгауза к "средневековому" "лирику" Борису Пастернаку, и вся "лирическая" атмосфера всех семейных традиций Пастернаков (и художника Леонида Пастернака и его сына Бориса Пастернака), в которой воспитывался молодой Станислав Нейгауз - это косвенное свидетельство его будущего зрелого "лиризма" и "романтизма". Но вернемся к пианисту Рихтеру: несмотря на то, что он был "средневековым" "физиком", он был толерантен и открыт к иным, по отношению к себе культурам, дружил с "средневековыми "лириками" Борисом Пастернаком и Станиславом Нейгаузом, в 1978 - 1982 годах по своей инициативе стал тесно сотрудничать с пианистом Гавриловым ("средневековым "лириком" - о чем ниже в тексте), при этом, говорил, что это не его ученик, а что он сам у него учится.. Теперь, о пианисте Андрее Гаврилове (рождении 1955 года): Он был почти оскорблен в интервью начала 2000 -ых годов, когда его назвали прекрасным импровизатором классики, он говорит, что "потратил всю жизнь на научное, подкрепленное актерскими усилиями, влезание в кожу композитора, которого играет....превращение самого себя в зеркало.....оживление души того или иного композитора" (сравните с романтиком Станиславом Нейгаузом - "передать мир чувств композитора" - см. текст выше - мой ком.), приводит слова западного музыкального профессионала "лирика", "то, что они (советские музыканты, "физики" - мой ком.)) делают с музыкой, нам дорого обойдется....и все это при мертвом содержании, но совершенной форме". ((более поздний ком. - по - видимому, почти уникально, творчество религиозного 'средневекового 'лирика' пианистки, философа, религиозной сподвижницы и т.д. Юдиной, она была ярким импровизатором, но не столько формы, с новыми идеями и смыслами этой формы в остывающем сознании 'средневековых' 'физиков', сколько содержания, в которое она вкладывала свою религиозную веру (интенсивно нагревающегося сознания). Она 'никогда не горела театральным пожаром фанатизма, а светилась ровным пламенем вечного огня....' (А. Г. Шнитке), ее цель - 'выявить философский смысл', 'подчеркнуть идейный и художественный замысел'.... 'пафос преодоления внешней оболочки звучания, который открывает путь в саму глубину образа'. Например, сонаты Бетховена 'Юдина играет с удивительной живостью, они искрятся остроумием, пленяют детской чистотой и беззаботностью, вызывают улыбку и восхищение, или играет (во время мировой войны с фашистами) классику Баха совсем не в нормальном, а в быстром темпе, и когда Генрих Нейгауз ей после концерта говорит - "Почему вы так играете?", она отвечает - 'А сейчас война', 'В ее исполнении совершенно не было того, к чему мы привыкли у Софроницкого (тоже, с моей точки зрения, 'средневекового 'лирика' - мой ком.), нашего любимого исполнителя: покаяния с надеждой на прощение....У нее бесконечная радость, бьющая, очевидно из действенного источника веры, которой она жила. Торжественность звучания лишь иногда перемежалась скорбью, сразу оттесняемой обязательным волевым актом веры, который - будучи сам драгоценностью - имел в игре Марии Вениаминовны свое выразительное звучание' (Е. Крашенинникова). Еще один пример ее импровизаторского прочтения - из сложного взаимоотношения Шостаковича и Юдиной: Она была первым исполнителем его прелюдий и фуг. Он приехал к ней послушать - 'Это совсем не то, что я написал, но вот так и играйте! Только так и играйте!'. Но это все, когда кривая солнечной активности ползет вверх. Когда же кривая солнечной активности ползет вниз, к минимуму 1930 г., или к минимуму 1970 года, Юдина - типичный либеральный 'антитрадиционный' 'физик', музыкант - 'авангардист', и религиозный философ 'Серебряного века', с остывающим сознанием, например, в окрестности минимума солнечной активности 1930 года - соратник и сподвижник известных религиозных философов 'Серебряного Века', Флоренского, Лосева,, Бахтина, с которыми была близко знакома, а в последние годы жизни, когда кривая солнечной активности ползет вниз к минимуму 1970 года, борется за 'новую музыку' (Шнитке, Каретникова, Губайдулиной и др. )). Когда кривая солнечной активности ползет вверх, творчество Гаврилова, с нагревающимся сознанием, "бьет ключом", и при подходе к самому пику этого творчества, в окрестности максимума солнечной активности 1980 - 1985 года, точнее - в 1979 году, его "средневекового" "лирика", как и полагается, преследует "физическая" власть (в резонансе с "физическим" народом и прочими "физиками" [6, 14, 17 и др.]), и убежав в 1985 году за границу, и потом став официальным гражданином четырех государств одновременно (включая и Россию), Гаврилов, в 1994-2001 годах, когда кривая солнечной активности ползет вниз, и его "лирическое" нагретое сознание начинает остывать, испытывает глубокий творческий кризис ""потери "живой жизни"" (Гаврилов), он становится "наполненным любовью к людям", прекращает активную концертную деятельность, едет и живет на частном острове (на островах Фиджи), увлекается религиозной философией "Серебряного Века" - Флоренским, Розановым, отчасти - К. Леонтьевым. В общем - это попытка "влезть" в "образ" либерального "антитрадиционного" "физика", с остывающим сознанием, наследующего традиции "Серебряного Века" (см. текст вверху), когда кривая солнечной активности ползет вниз. Однако, по - видимому, не получается - ""Когда "душа "замерзает" лучше на сцену не выходить"" (Гаврилов). Но вот, с 2001 года по 2009 годы (а возможно и дальше) усиливается аномальная [20] (не связанная с кривой активности солнечных пятен) солнечная активность, и у "средневекового" "лирика" Гаврилова снова творческий подъем в нагревающемся сознании и новые концертные гастроли по всему миру. Поскольку Гаврилов - "средневековый" "лирик", с нагревающимся "неоклассическим" сознанием, то противоречия и разрыв дружбы и тесных творческих связей со "средневековым "физиком" Рихтером, с остывающим до постмодерна сознанием, наиболее сильные как раз когда кривая солнечной активности ползет к максимуму 1980 -1985 годов, неизбежны!. О Шенберге: который четко определил два разных периода своего творчества - "Твердо знаю, вторая половина этого столетия своими преувеличенными восхвалениями испортит во мне то, что благодаря недооценке оставила первая половина" (Шенберг). Первая половина его творчества - это когда кривая солнечной активности ползет вниз с созданием Новой Венской школы и "экспрессионизма" вообще (не только в музыке), и в этом "экспрессионизме" (когда кривая ползла к минимуму солнечной активности 1930 года), были две противоположные тенденции: остывающего и нагревающего сознания.. У Шенберга в это время было нагревающееся сознание, но "истерически взвинченного настроения", "эмоциональный экстремизм", "драма крика", и этот "Шенберговский экспрессионизм" его ученики, Веберн, Берг, в определенной степени "стерилизуют", в нагревающемся сознании (возможно и тогда, когда кривая солнечной активности ползет вверх от 1930 года), "слишком человеческое" "психологическое" упраздняется, как "эмоциональные помехи", препятствующие "идеальному порядку", а у самого Шенберга, когда кривая солнечной активности ползет вверх от 1930 года, сознание, наоборот, остывает, и вся его атональная музыка, это музыка, так сказать, "расширенного" полистилистически постмодерна, написанная "средневековым" "традиционным" "физиком", когда "дисгармония.... становится нормой", когда "Всю темноту и вину мира новая музыка взяла на себя. Все ее счастье в том чтобы познать несчастье, вся ее красота в том, чтобы отказаться от видимой красоты" (Т. Адорно) (совсем, по постмодернисту Ницше [6] - мой ком.), с "кошмарами наяву". Вот некоторые эпитеты к творчеству постмодерниста Шенберга в разные годы (когда кривая солнечной активности ползет вверх): "гневный памфлет против тирании власти" (1942 г.), "ужас и отчаяние" (1947 г.), с 1955 г и далее. - "крах идеи и разгул стихийных сил", "непримиримость позиций героев", "поляризация"..Стравинский отрицательно относился к позднему "средневековому" "традиционному" постмодернистскому "физику" Шенбергу (в свою очередь, слегка скептически к Стравинскому относился "средневековый" "традиционный" "физик" Рихтер, высказываясь в том плане, что ""творчество Стравинского, хотя и не слишком "человечно", зато оно "совершенно""). Каковы причины этого взаимного неприятия? С моей, дилетантской, точки зрения, Стравинский (1882 г. рождения) уникален и своей сверхчеловеческой! глубиной и своей универсальностью. Когда кривая солнечной активности ползет вниз после 1917 года к минимуму 1930 года, сознание Стравинского остывает, и он является (наряду со Скрябиным) ярчайшим представителем либерального "антитрадиционного" "физика" "Серебряного Века". Но сам Стравинский считает для всего своего дальнейшего творчества важнейшим создание балета "Пульчинелла" в 1919 году, когда кривая солнечной активности ползет вверх, и когда, стало быть, его сознание не остывает в традициях "серебряного века", а нагревается в традициях "средневековых" "неоклассических"! "лириков" ((балет "Пульчинелла", по словам Стравинского, "был моим открытием прошлого! (! - мой ком.), моим крещением, благодаря которым сделались возможным все мои последующие сочинения")). И это, как будто, противоречит устоявшимся профессиональным оценкам начала его "неоклассического" "поворота" с нагревающимся сознанием в 1927 году с "Царя Эдипа" (когда кривая солнечной активности еще ползет вниз), и когда в этом же году Стравинский провозглашает лозунг "назад к Баху". Тут важно, о каком Бахе здесь идет речь. Быть может, все же, здесь еще идет речь о "четком оформлении" Баха в интерпретации остывающего сознания, а "не о глубине выражения" человеческих "эмоций" в романтическом нагревающемся сознании, или "возвышенная" сверхчеловеческая "красота", "порядок, устойчивость, равновесие" в еще более интенсивно нагревающемся "неоклассическом" сознании. Но в любом случае (даже если "неоклассический" "поворот" творчества Стравинского слегка опережает, ввиду более локальных бифуркаций солнечной активности [20], поворот вверх солнечной активности, после минимума 1930 года), когда кривая солнечной активности ползет вверх, после 1930 года, Стравинский становится глубоким! "неоклассическим" "средневековым" "лириком" (например в 1951 году опера "Похождение повесы" - как "апофеоз неоклассического периода", с 1950 годов - "тенденция тотальной полифонизации музыки" и "отход от тональности"), с "бегством от человеческой личности" (Ортега - и - Гассет), когда "абстрактная художественная истина противопоставлена реальной правде жизни и человеческим чувствам, как строительство прочной и рациональной конструкции, из которой, по возможности изгоняются все эмоциональные стимулы" (Цитаты из интернетовских профессиональных статей) (с некоторой аналогией с учениками Шенберга, Веберном и Бергом - см. текст выше). Быть может, глубину нечеловеческого (сверхчеловеческого) "средневекового" "лиризма" Стравинского можно, в некоторой степени, сравнить с глубиной гораздо более ранних "средневековых" "лириков" - художников Рублева и Грека (о сверхчеловеческом "лиризме" которых в [12]), или с классической церковной музыкой (не только Баха). К сожалению, для схематического, грубейшего рассмотрения таких национальных русских музыкантов, как Свиридов, Родион Щедрин, моих дилетантских знаний, почерпнутых из популярного Интернета, не хватает, здесь нужна профессиональная серьезная (более "имманентная" - см. эпиграф и текст в начале статьи) информация. И последний, о котором, все таки, есть достаточно, для моих грубых схем, популярной информации - Шнитке: Наиболее плодотворное и интенсивное творчество у него связано с ползущей вниз кривой солнечной активности, особенно когда кривая солнечной активности ползет к минимуму 1970 года, и когда кривая солнечной активности ползет вниз после 1985 года., с "принципиальным эклектизмом" (Шнитке), "полистилистикой" (Шнитке), как "конфликт классической гармонии и современной перенапряженности", когда "суперполифония объемлет (подчеркнуто мной) высокое и низкое ....." (цитаты из музыковедческх статей, сравните с постмодернистским "клише" - "добро и зло в одном помойном ведре" - часто употребляемое мной выражение в других статьях). Короче говоря, Шнитке - типичный постмодернистский (с "расширенным", как и у "средневекового" "физика" Шенберга, постмодерном) либеральный "антитрадиционный" "физик", наследующий традиции "Серебряного Века" (в широком смысле, т.к. в узком смысле - "Серебряный Век" - это "Предвозрождение" [15] в окрестности 1905 -1914 годов, и отчасти в окрестности 1930 годов ). Когда же кривая солнечной активности ползет вверх, после минимума 1970 года к максимуму 1980-1985 годам, и сознание Шнитке слабо нагревается, то Шнитке пытается "влезть" в "образ" "средневекового" "лирика", "почувствовав ностальгию по выразительногй мелодии", создал Реквием, фортепианный квинтет, "сверхмногоголосную" композицию, с попыткой "синтеза лирического и мелодического начал", Сюиту - как "яркий образчик неоклассики" (Илья Гайсин). Однако, по видимому, "принципиальный эклектизм", как творческое кредо, как "панорама ("коллаж") музыки всех стилей, жанров и направлений" (цитаты из Интернета), все же, для него главнее, да и "синтез" у него, например, как "синтез древнерусской песенности и драматической концепции симфонического плана", при этом ""Все это древнее "певческое искусство, в основном, сильно трансформировано - ему придана современная гармоническая диссонансность, лихорадочная взвинченность движения.....В кульминации весьма натуралистический плач, стон "" (чем не "новая музыка" зрелого Шенберга, когда "Всю темноту и вину мира новая музыка взяла на себя".- см. текст выше - мой ком.).
  
   Л И Т Е Р А Т У Р А.
  
   1.Баглий П..Н. История культур Запада: от готики до неоготики 21 века, samlib.ru: Журнал "Самиздат", 2009-2012 г.
   2.Баглий П.Н. Новое Средневековье и локальная готика 17-21 века, samlib.ru: Журнал "Самиздат", 2009 г.
   3.Баглий П.Н. Краткое сравнение ритмов социальной активности римского и европейского "империализмов",samlib.ru: Журнал "Самиздат", 2011 г.
   4.Баглий П.Н. Было ли средневековье индустриальным? samlib.ru: Журнал "Самиздат", 2010 - 2011 г.
   5.Баглий П.Н. "Постиндустриальные" "ритмы" и "микроритмы" западной истории (по мотивам "проектов" М. Хазина и С. Переслегина), samlib.ru: Журнал "Самиздат", 2011 г.
   6.Баглий П.Н. "Индустриальное" Средневековье - "постиндустриальное" Новое Время - "индустриальное" Новое Средневековье. Краткое сопоставление с классическими интерпретациями социальной истории Запада, samlib.ru: Журнал "Самиздат", 2011г.
   7.Баглий П.Н. Начавшееся индустриальное Новое Средневековье [1] и "сверхиндустриальное" будущее по Тоффлеру [2]. samlib.ru: Журнал "Самиздат", 2011 г.
   8.Баглий П.Н. Возможные альтернативы будущей гиперболической социальной истории 21 века, samlib.ru: Журнал "Самиздат",2011 г.
   9.Баглий П.Н. О возможном начале "малого ледникового периода" Нового Нового Времени 21 века с точки зрения антропогенной метеорологии, samlib.ru: Журнал "Самиздат", 2011 г.
   10.Баглий П.Н. Клептократия уже начавшегося "постиндустриального" Нового Нового Времени, или еще длящегося "индустриального" Нового Средневековья в координатах солнечной активности, samlib.ru: Журнал "Самиздат",2011 г.
   11.Баглий П.Н. Земля как личность, samlib.ru: Журнал "Самиздат",2009 - 2011 г.
   12.Баглий П.Н. О лауреате Сталинской премии историке Д.С. Лихачеве и его древнерусском и советско-постсоветском либерализме, samlib.ru: Журнал "Самиздат", 2012 г.
   13..Баглий П.Н. Три культуры, samlib.ru: Журнал "Самиздат", 2011 г.
   14.Баглий П.Н. О "космополитических" "трелях Владимира Соловьева" и об "открытии" "настоящих" русских религиозных философов современным русским "метафизическим" националистом Н. П. Ильиным., samlib.ru: Журнал "Самиздат", 2012 г.
   15.Баглий П.Н. О возможном глобальном ритме социальной истории (нашей эры.), samlib.ru: Журнал "Самиздат", 2012 г.
   16.Баглий П. Н. О "темных" "индустриальных" демократических Средневековьях и "светлом" "постиндустриальном" клептократическом будущем Новых Времен, как "метаисторических" "концептах" в "глобальном ритме социальной истории", samlib.ru: Журнал "Самиздат", 2012 г.
   17.Баглий П. Н. Куда движется советская и постсоветская математика в координатах солнечной активности?, samlib.ru: Журнал "Самиздат", 2011 - 2012 г.
   18.Баглий П.Н. Об основных "культурно-исторических" типах личностей в постсоветской России на примере интернетовских комментариев к "мутному и тяжелому бреду... и.... необыкновенно дурному тону", по мнению одного из профессиональных комментаторов статьи кинорежиссера Андрея Кончаловского, "Недомолотая мука русской истории" в Российской газете, 2012 г, samlib.ru: Журнал "Самиздат", 2012 г.
   19.Баглий П.Н. О способах "излечения" больной "неврозом" и "державно - беглым расщеплением психики" России с точки зрения философствующего российского либерала Н.С. Розова., samlib.ru: Журнал "Самиздат", 2011 - 2012 г.
   20.Баглий П.Н. Снова, в третий раз - о солнечной активности и ценах на нефть, samlib.ru: Журнал "Самиздат", 2012 г.
   21.Баглий П.Н. Об общих особенностях прозападной "третьей культуры" досоветской России и первых советских эмигрантов в координатах солнечной активности, samlib.ru: Журнал "Самиздат", 2012 г..
   .
  


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"