Баглий Павел Николаевич: другие произведения.

Было ли средневековье "индустриальным"?

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
  • Аннотация:
    это краткое дополнение к работе [1] из списка литературы, одним из поводом к которому послужило невежественное "помойное" "писание" в [2] некоего Абсентиса о помоях и прочей антисанитарии в средневековой Европе. Хотя, на это "писание" и был дан достаточно аргументированный ответ в [3] (но этот ответ, так сказать, "фактический", а не осмысливающий эту, как мне кажется, глубокую и неоднозначную тему взаимоотношения различных социальных культур с окружающей средой), впрочем, полемика с "воинствующими атеистами", в любом случае, бесполезна. Это, то самое, "воинствующее атеистическое сознание", которое, если бы имело возможность, то "охотилось бы на ведьм" [8], и само бы гадило, где ни попадя, и разрушало бы религиозные и любые иные памятники своей собственной культуры, как в "добрые" старые, например, советские времена, и "индустриальные", модернистские, городские "корни" которого, как раз, в том самом средневековье, которое оно "поливает" грязью, вместо того, чтобы оберегать, гордится и сохранять, как это делают, например, в современной Европе Именно об этих "индустриальных" средневековых "корнях" эта краткая заметка.


  
  
   Баглий П. Н. Было ли средневековье "индустриальным"?
  
   "Настоящее одних социумов очень похоже
   на прошлое других" htp:// naukom
  
   В статье [1], из списка литературы, были определены "постиндустриальные" и "индустриальные" "ритмы" западной истории, в следующей исторической последовательности: "индустриальный" "ритм" средневековья - "постиндустриальный" "ритм" "Нового Времени" - "индустриальный" "ритм" "Нового Средневековья". И эта схема радикально противоречит, имеющей марксистские, прогрессистские корни, существующей общепринятой, до сих пор, исторической парадигме: феодализм (традиционное общество, "премодерн") - капитализм (модерн, "индустриальное" общество) - посткапитализм (постмодерн, "постиндустриальное" общество), но, в общем, соответствует общей периодизации истории предложенной А. Тойнби, и отчасти, и многим другим, непрогрессистским и немарксистским взглядам [4, 5]. В [1, 6] акцент был сделан на неоднозначности и проблематичности понятия "постмодерн", но столь же проблематичен и неоднозначен термин "индустриализм", поскольку, даже в благоприятных исторических ситуациях, непонятно, как мерить этот уровень "машинного производства" или технологический, и как проводить корреляции с исторической социальной структурой, которая к тому же, как я впервые показал в [4], не является целостной, а состоит из двойственных друг другу "традиционных" и антитрадиционных" государств Запада (это только у марксистов все предельно просто). Все исследователи современных модернистских обществ термин "индустриальный" употребляют все время вместе с термином "урбанизация". И это, конечно, не случайно, и мне кажется, что одно без другого невозможно. И так кажется не только мне: "Короче говоря, капитализм с его правовыми и институциональными отношениями, вряд ли, вообще представим без урбанизации" [7]. Например, одно из определений "индустриализации" (на примере Великобритании конца 18, начала 19 веков, т.е. окрестности минимума солнечной активногсти 1812 -1815 года) следующее: процесс превращения экономики и обществ, с преобладающим сельским хозяйством и ремеслами в экономики и общества, основанные на машинном (механизированном) производстве, предполагает разделение труда, новые производственные отношения, урбанизацию, изменение структуры занятости населения". Это определение сразу "наводит" на мысль, что, поскольку в средневековье, главный процесс - это не феодализм, а путь от феодализма к все большей урбанизации, т.е. к все большему количеству городского населения ((хотя и очень малому по сравнению с глобализацией в "Новом Средневековье" (но не обязательно, с "Новым Временем")), и к образованию новых средневековых городов (даже во время или сразу после чумы, голода и т.п.), следовательно, в этом урбанизированном смысле можно говорить о все большей средневековой "индустриализации", так как города - это путь к капитализму, созданию продуктов труда не для натурального хозяйства а на продажу. Отсюда и новая роль денежных отношений и новые производственные и экономические отношения и заинтересованность в "машинном производстве" и антагонизм между городом и деревней. ""Совершенно ясно, что "собственность" и "контракт" представляют собой реакцию на городскую жизнь, а не на капиталистическое машинное производство, осуществляемое в условиях соединения прав собственности или управления капитализированными средствами производства в руках класса нанимателей"" П. Н. Ушер (ссылка из [7]). С моей точки зрения - это смешанная реакция и на "машинное производство", и на городскую жизнь. Кроме того, средневековый "индустриальный" урбанизированный путь к "машинному производству" обязательно предполагает (ввиду нагревающегося средневекового бытия - о чем, во всех моих работах) усиление власти. Отсюда и появление абсолютистской королевской, императорской средневековой власти над городами и феодалами, с все большим приоритетом городов и все меньшей ролью феодалов и феодализма вообще. Таким образом "индустриализация" и капитализм зарождаются не после средневековья, а с самого начала средневековья, внутри средневековья, в средневековых городах. И "некоторые города (средневековья - мой ком.) являются центрами экономики почти что в современном смысле" [7], не говоря уже о средневековых городах - государствах Венеции, Генуи, Флоренции, Ганзейских городах, Датских городах. Хотя, конечно, этот средневековый капитализм и по уровню технологии и в "ментальном оснащении" [8], с изначально гораздо более высокой духовностью светского (государственного)сознания (по сравнению с "Новым Средневековьем"), но все же остывающей, деградирующей (так же, как и остывающее светское сознание "Нового Средневековья) сильно отличается (в абсолютном, "количественном" смысле) от гораздо более глобального, "индустриального", урбанизированного бытия "Нового Средневековья", с остывающим уже до модерна-постмодерна светским (государственным) сознанием "нового Средневековья" [5, 8], когда в светском (государственном) сознании умирает уже не только Бог (как в средневековье), а уже умирает "субъект", и человеческое сознание сводится к подсознательным инстинктам [6, 5, 8] ((хотя 'умирание' Бога в светском (государственном) средневековом западном сознании компенсируется (в 'нормальном расслоении') все более нагревающимся католическим религиозным сознанием, с инквизицией против арабов, евреев, и других 'неверных', в процессе реконкисты и продвижения все дальше на запад 'цивилизационной' 'Священной Римской Империи')) Мнение о феодальном средневековье связано с рассмотрением его в абсолютных, неизменных, экономических координатах, а не в относительных индустриально - урбанистических тенденциях. Переход от средневековой "индустриализации" к "индустриализации" "Нового Средневековья" (когда, и там и там, кривая солнечной активности ползет глобально к максимумам), с все большим доминированием и в средневековье (с еще очень слабым доминированием), и в "Новом Средневековье" (с интенсивным доминированием), "индустриальной" культуры в "традиционных" странах Запада (о чем во всех моих, опубликованных здесь же, работах), происходит через "постиндустриальное" "Новое Время" [1], с остывающим дифференцирующимся на "традиционную" и "антитрадиционную" государственные культуры, социальным бытием [1, 4, 8], когда (при приближении солнечной активности к минимумам) доминирует не "традиционная" государственная культура в средневековых максимумах), а "антитрадиционная" модернистская "индустриальная" культура, с буржуазными революциями в "антитрадиционных" Нидерландах, Англии, Франции. А рядом, сосуществуют, в это же "Новое Время", ослабленные "антимодернистские" "традиционные" страны, как, например, многочисленные германские княжества, ослабленная "смутами" Россия, английские колонии в Америке (некоторые подробности о "Новом Времени" в [4]). ((Переход от 'индустриального' (с моей точки зрения) западного средневековья к 'постиндустриальному' (с моей точки зрения) 'Новому Времени' характеризуется, по мнению Броделя [12] и других историков, как период экономического спада XYII века, и 'с перемещением центра в самом конце XYI века из средиземноморья ('традиционных' государств Европы - мой ком.) к северным морям' ('антитрадиционным' странам - мой ком.) [там же], и 'означает победу новых стран над старыми', т.е. 'к северным странам (с возвышением Амстердама, потом Лондона, бирж и лавочной торговли - [там же]) лишь перешло то место, которое до них долгое время блистательно занимали старые центры средиземноморского капитализма' (подчеркнуто мной, средневековые 'традиционные' западные страны, с ведущими международными центрами торговли в Венеции, Генуе, с культурным центром - Парижем, с международными ярмарками [там же]). С точки зрения Броделя, причина такой победы северных ('антитрадиционных') стран над средиземноморскими ('традиционными'), внелогическая и внеэкономическая: просто захватили насильственно, 'не гнушаясь никакими средствами', и 'заняли место прежних победителей' [там же])) И при переходе через 1860 год (начала "Нового Средневековья" [4]), когда кривая солнечной активности снова ползет глобально к максимумам, опять начинает доминировать "индустриальная" "традиционная" государственная культура, с усилением "индустриальной" "традиционной" Германии, с ее объединением Пруссией, с усилением "традиционной" России, с отменой крепостного права, с усилением "традиционных" США, после войны Севера с Югом, и отмены рабства [там же]. А в "антитрадиционных" странах "индустриализм" (глобально) "приглушен" их слабо остывающим государственным бытием. Применим, ли к "индустриальному" средневековью термин "варварское" средневековье? Вполне, но в духе Шпенглера [9]: "варвар", как "новый кочевник, паразит, житель большого города, человек абсолютно лишенный традиции, растворяющийся в бесформенной массе, человек фактов, без религии...исполненный глубокого отвращения к крестьянству", т.е. как урбанизированные, "индустриализированные", "цивилизационные" [1] горожане, в духе тенденций "индустриального" капиталистического средневековья, с "упростительным смешиванием" нагревающегося глобализующегося (хотя и в еще слабой степени) бытия средневековья, с его глобальной социальной миграцией (социальной активностью) на Запад [1] (хотя сам Шпенглер применял этот термин, в основном, к Римлянам, и к "падающей", "цивилизационной" Европе после "Нового Времени"), и "Вопрос и тогда, как и теперь, заключается не в том германского ли вы, происхождения или романского, грек вы, или римлянин, а в том, кто вы по воспитанию, житель мирового города или провинции" Шпенглер [9]. P.S. Только 'индустриальным' европейским средневековьем, как 'циклом от начала феодализма до дефеодализации' [10], наследующим,как "Священная Римская Империя" но с большей интенсивностью, 'индустриальный' имперский 'цивилизационный' 'ритм' 'Римской Империи' [1], через 'формировавшийся и вызревавший в недрах западного средневековья правящий класс капиталистической эпохи...связанный с бюргерством средневековых городов [11] (даже 'лексически, ведь буржуазия, это и есть бюргерство' [там же]), можно объяснить 'возвышение' и 'гегемонию' изначально слабого феодального средневекового Запада над средневековым Востоком (в том числе, и Византией), достигнутых в конце 'индустриального' западного средневекового 'ритма' ((в позднем 'дефеодализированном', (в особенности, начиная, примерно с XIII века, после окончания основной массы крестовых походов) европейском средневековье - более поздний ком.)).
  
  
  
   Л И Т Е Р А Т У Р А
  
   1.Баглий П. Н. "Постиндустриальные" "ритмы" и "микроритмы" западной истории (по мотивам "проектов" М. Хазина и С. Переслегина), samlib.ru: Журнал "Самиздат", 2010 г
   2.Livejournal, пишет Денис Абсентис.
   3. Средневековая Европа и гигиена, htp://www. ateismy net.
   4.Баглий П. Н. История культур Запада: от готики до неоготики 21 века, samlib.ru:Журнал "Самиздат", 2009 г.
   5.Баглий П. Н. Три культуры,samlib.ru: Журнал "Самиздат", 2010 г.
   6.Баглий П. Н. "Евразийский соблазн", samlib.ru: Журнал "Самиздат", 2010 г.
   7.Средние века. Как Запад стал богатым,www. Liberarium.ru.
   8.Баглий П. Н. Когда интеллектуалы грабят мир, samlib.ru: Журнал "Самиздат", 2010 г.
   9.Освальд Шпенглер Закат Европы, В.О. Наука, Новосибирск, 1993 г. 10. Часть вторая. Средневековый Восток. Глава I Средневековье и проблематика феодализма на Востоке, htp://test.msk.arbitr.ru/ 11.С. С. Аверинцев Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью, htp://www philology.ru/ 12.Бродель Ф. Динамика капитализма, Интернет, библиотека Гумер


Популярное на LitNet.com А.Завадская "Архи-Vr"(Киберпанк) С.Панченко "Ветер. За горизонт"(Постапокалипсис) М.Атаманов "Альянс Неудачников-2. На службе Фараона"(ЛитРПГ) Л.Огненная "Академия Шепота"(Любовное фэнтези) М.Олав "Охота на инфанту "(Боевое фэнтези) В.Кретов "Легенда 2, Инферно"(ЛитРПГ) А.Завадская "Рейд на Селену"(Киберпанк) А.Куст "Поварёшка"(Боевик) Т.Сергей "Эра подземелий 4"(Уся (Wuxia)) И.Головань "Десять тысяч стилей. Книга вторая"(Уся (Wuxia))
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"