Баглий Павел Николаевич : другие произведения.

Было ли средневековье "индустриальным"?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    это краткое дополнение к работе [1] из списка литературы, одним из поводом к которому послужило невежественное "помойное" "писание" в [2] некоего Абсентиса о помоях и прочей антисанитарии в средневековой Европе. Хотя, на это "писание" и был дан достаточно аргументированный ответ в [3] (но этот ответ, так сказать, "фактический", а не осмысливающий эту, как мне кажется, глубокую и неоднозначную тему взаимоотношения различных социальных культур с окружающей средой), впрочем, полемика с "воинствующими атеистами", в любом случае, бесполезна. Это, то самое, "воинствующее атеистическое сознание", которое, если бы имело возможность, то "охотилось бы на ведьм" [8], и само бы гадило, где ни попадя, и разрушало бы религиозные и любые иные памятники своей собственной культуры, как в "добрые" старые, например, советские времена, и "индустриальные", модернистские, городские "корни" которого, как раз, в том самом средневековье, которое оно "поливает" грязью, вместо того, чтобы оберегать, гордится и сохранять, как это делают, например, в современной Европе Именно об этих "индустриальных" средневековых "корнях" эта краткая заметка.


  
  
   Баглий П. Н. Было ли средневековье "индустриальным"?
  
   "Настоящее одних социумов очень похоже
   на прошлое других" htp:// naukom
  
   В статье [1], из списка литературы, были определены "постиндустриальные" и "индустриальные" "ритмы" западной истории, в следующей исторической последовательности: "индустриальный" "ритм" средневековья - "постиндустриальный" "ритм" "Нового Времени" - "индустриальный" "ритм" "Нового Средневековья". И эта схема радикально противоречит, имеющей марксистские, прогрессистские корни, существующей общепринятой, до сих пор, исторической парадигме: феодализм (традиционное общество, "премодерн") - капитализм (модерн, "индустриальное" общество) - посткапитализм (постмодерн, "постиндустриальное" общество), но, в общем, соответствует общей периодизации истории предложенной А. Тойнби, и отчасти, и многим другим, непрогрессистским и немарксистским взглядам [4, 5]. В [1, 6] акцент был сделан на неоднозначности и проблематичности понятия "постмодерн", но столь же проблематичен и неоднозначен термин "индустриализм", поскольку, даже в благоприятных исторических ситуациях, непонятно, как мерить этот уровень "машинного производства" или технологический, и как проводить корреляции с исторической социальной структурой, которая к тому же, как я впервые показал в [4], не является целостной, а состоит из двойственных друг другу "традиционных" и антитрадиционных" государств Запада (это только у марксистов все предельно просто). Все исследователи современных модернистских обществ термин "индустриальный" употребляют все время вместе с термином "урбанизация". И это, конечно, не случайно, и мне кажется, что одно без другого невозможно. И так кажется не только мне: "Короче говоря, капитализм с его правовыми и институциональными отношениями, вряд ли, вообще представим без урбанизации" [7]. Например, одно из определений "индустриализации" (на примере Великобритании конца 18, начала 19 веков, т.е. окрестности минимума солнечной активногсти 1812 -1815 года) следующее: процесс превращения экономики и обществ, с преобладающим сельским хозяйством и ремеслами в экономики и общества, основанные на машинном (механизированном) производстве, предполагает разделение труда, новые производственные отношения, урбанизацию, изменение структуры занятости населения". Это определение сразу "наводит" на мысль, что, поскольку в средневековье, главный процесс - это не феодализм, а путь от феодализма к все большей урбанизации, т.е. к все большему количеству городского населения ((хотя и очень малому по сравнению с глобализацией в "Новом Средневековье" (но не обязательно, с "Новым Временем")), и к образованию новых средневековых городов (даже во время или сразу после чумы, голода и т.п.), следовательно, в этом урбанизированном смысле можно говорить о все большей средневековой "индустриализации", так как города - это путь к капитализму, созданию продуктов труда не для натурального хозяйства а на продажу. Отсюда и новая роль денежных отношений и новые производственные и экономические отношения и заинтересованность в "машинном производстве" и антагонизм между городом и деревней. ""Совершенно ясно, что "собственность" и "контракт" представляют собой реакцию на городскую жизнь, а не на капиталистическое машинное производство, осуществляемое в условиях соединения прав собственности или управления капитализированными средствами производства в руках класса нанимателей"" П. Н. Ушер (ссылка из [7]). С моей точки зрения - это смешанная реакция и на "машинное производство", и на городскую жизнь. Кроме того, средневековый "индустриальный" урбанизированный путь к "машинному производству" обязательно предполагает (ввиду нагревающегося средневекового бытия - о чем, во всех моих работах) усиление власти. Отсюда и появление абсолютистской королевской, императорской средневековой власти над городами и феодалами, с все большим приоритетом городов и все меньшей ролью феодалов и феодализма вообще. Таким образом "индустриализация" и капитализм зарождаются не после средневековья, а с самого начала средневековья, внутри средневековья, в средневековых городах. И "некоторые города (средневековья - мой ком.) являются центрами экономики почти что в современном смысле" [7], не говоря уже о средневековых городах - государствах Венеции, Генуи, Флоренции, Ганзейских городах, Датских городах. Хотя, конечно, этот средневековый капитализм и по уровню технологии и в "ментальном оснащении" [8], с изначально гораздо более высокой духовностью светского (государственного)сознания (по сравнению с "Новым Средневековьем"), но все же остывающей, деградирующей (так же, как и остывающее светское сознание "Нового Средневековья) сильно отличается (в абсолютном, "количественном" смысле) от гораздо более глобального, "индустриального", урбанизированного бытия "Нового Средневековья", с остывающим уже до модерна-постмодерна светским (государственным) сознанием "нового Средневековья" [5, 8], когда в светском (государственном) сознании умирает уже не только Бог (как в средневековье), а уже умирает "субъект", и человеческое сознание сводится к подсознательным инстинктам [6, 5, 8] ((хотя 'умирание' Бога в светском (государственном) средневековом западном сознании компенсируется (в 'нормальном расслоении') все более нагревающимся католическим религиозным сознанием, с инквизицией против арабов, евреев, и других 'неверных', в процессе реконкисты и продвижения все дальше на запад 'цивилизационной' 'Священной Римской Империи')) Мнение о феодальном средневековье связано с рассмотрением его в абсолютных, неизменных, экономических координатах, а не в относительных индустриально - урбанистических тенденциях. Переход от средневековой "индустриализации" к "индустриализации" "Нового Средневековья" (когда, и там и там, кривая солнечной активности ползет глобально к максимумам), с все большим доминированием и в средневековье (с еще очень слабым доминированием), и в "Новом Средневековье" (с интенсивным доминированием), "индустриальной" культуры в "традиционных" странах Запада (о чем во всех моих, опубликованных здесь же, работах), происходит через "постиндустриальное" "Новое Время" [1], с остывающим дифференцирующимся на "традиционную" и "антитрадиционную" государственные культуры, социальным бытием [1, 4, 8], когда (при приближении солнечной активности к минимумам) доминирует не "традиционная" государственная культура в средневековых максимумах), а "антитрадиционная" модернистская "индустриальная" культура, с буржуазными революциями в "антитрадиционных" Нидерландах, Англии, Франции. А рядом, сосуществуют, в это же "Новое Время", ослабленные "антимодернистские" "традиционные" страны, как, например, многочисленные германские княжества, ослабленная "смутами" Россия, английские колонии в Америке (некоторые подробности о "Новом Времени" в [4]). ((Переход от 'индустриального' (с моей точки зрения) западного средневековья к 'постиндустриальному' (с моей точки зрения) 'Новому Времени' характеризуется, по мнению Броделя [12] и других историков, как период экономического спада XYII века, и 'с перемещением центра в самом конце XYI века из средиземноморья ('традиционных' государств Европы - мой ком.) к северным морям' ('антитрадиционным' странам - мой ком.) [там же], и 'означает победу новых стран над старыми', т.е. 'к северным странам (с возвышением Амстердама, потом Лондона, бирж и лавочной торговли - [там же]) лишь перешло то место, которое до них долгое время блистательно занимали старые центры средиземноморского капитализма' (подчеркнуто мной, средневековые 'традиционные' западные страны, с ведущими международными центрами торговли в Венеции, Генуе, с культурным центром - Парижем, с международными ярмарками [там же]). С точки зрения Броделя, причина такой победы северных ('антитрадиционных') стран над средиземноморскими ('традиционными'), внелогическая и внеэкономическая: просто захватили насильственно, 'не гнушаясь никакими средствами', и 'заняли место прежних победителей' [там же])) И при переходе через 1860 год (начала "Нового Средневековья" [4]), когда кривая солнечной активности снова ползет глобально к максимумам, опять начинает доминировать "индустриальная" "традиционная" государственная культура, с усилением "индустриальной" "традиционной" Германии, с ее объединением Пруссией, с усилением "традиционной" России, с отменой крепостного права, с усилением "традиционных" США, после войны Севера с Югом, и отмены рабства [там же]. А в "антитрадиционных" странах "индустриализм" (глобально) "приглушен" их слабо остывающим государственным бытием. Применим, ли к "индустриальному" средневековью термин "варварское" средневековье? Вполне, но в духе Шпенглера [9]: "варвар", как "новый кочевник, паразит, житель большого города, человек абсолютно лишенный традиции, растворяющийся в бесформенной массе, человек фактов, без религии...исполненный глубокого отвращения к крестьянству", т.е. как урбанизированные, "индустриализированные", "цивилизационные" [1] горожане, в духе тенденций "индустриального" капиталистического средневековья, с "упростительным смешиванием" нагревающегося глобализующегося (хотя и в еще слабой степени) бытия средневековья, с его глобальной социальной миграцией (социальной активностью) на Запад [1] (хотя сам Шпенглер применял этот термин, в основном, к Римлянам, и к "падающей", "цивилизационной" Европе после "Нового Времени"), и "Вопрос и тогда, как и теперь, заключается не в том германского ли вы, происхождения или романского, грек вы, или римлянин, а в том, кто вы по воспитанию, житель мирового города или провинции" Шпенглер [9]. P.S. Только 'индустриальным' европейским средневековьем, как 'циклом от начала феодализма до дефеодализации' [10], наследующим,как "Священная Римская Империя" но с большей интенсивностью, 'индустриальный' имперский 'цивилизационный' 'ритм' 'Римской Империи' [1], через 'формировавшийся и вызревавший в недрах западного средневековья правящий класс капиталистической эпохи...связанный с бюргерством средневековых городов [11] (даже 'лексически, ведь буржуазия, это и есть бюргерство' [там же]), можно объяснить 'возвышение' и 'гегемонию' изначально слабого феодального средневекового Запада над средневековым Востоком (в том числе, и Византией), достигнутых в конце 'индустриального' западного средневекового 'ритма' ((в позднем 'дефеодализированном', (в особенности, начиная, примерно с XIII века, после окончания основной массы крестовых походов) европейском средневековье - более поздний ком.)).
  
  
  
   Л И Т Е Р А Т У Р А
  
   1.Баглий П. Н. "Постиндустриальные" "ритмы" и "микроритмы" западной истории (по мотивам "проектов" М. Хазина и С. Переслегина), samlib.ru: Журнал "Самиздат", 2010 г
   2.Livejournal, пишет Денис Абсентис.
   3. Средневековая Европа и гигиена, htp://www. ateismy net.
   4.Баглий П. Н. История культур Запада: от готики до неоготики 21 века, samlib.ru:Журнал "Самиздат", 2009 г.
   5.Баглий П. Н. Три культуры,samlib.ru: Журнал "Самиздат", 2010 г.
   6.Баглий П. Н. "Евразийский соблазн", samlib.ru: Журнал "Самиздат", 2010 г.
   7.Средние века. Как Запад стал богатым,www. Liberarium.ru.
   8.Баглий П. Н. Когда интеллектуалы грабят мир, samlib.ru: Журнал "Самиздат", 2010 г.
   9.Освальд Шпенглер Закат Европы, В.О. Наука, Новосибирск, 1993 г. 10. Часть вторая. Средневековый Восток. Глава I Средневековье и проблематика феодализма на Востоке, htp://test.msk.arbitr.ru/ 11.С. С. Аверинцев Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью, htp://www philology.ru/ 12.Бродель Ф. Динамика капитализма, Интернет, библиотека Гумер


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"