Аванпорт - район порта, его часть, вынесенная на большие, сравнительно с основным портом, глубины.
Анкерок - небольшой деревянный бочонок вместимостью в два-три ведра для хранения питьевой воды в спасательных шлюпках.
Аппарель - составная платформа, предназначенная для въезда различных машин самостоятельно или с помощью тягачей с берега на одну из палуб судна и съезда обратно.
Артиллерийские (пушечные) порты - отверстия квадратного сечения в борту или надстройке парусного корабля для стрельбы из орудий.
Ахтерпик - крайний кормовой отсек судна для хранения запаса воды. Занимает пространство от передней кромки ахтерштевня до передней от него кормовой водонепроницаемой переборки.
Ахтерштевень - брус, идущий вертикально или наклонно от киля вверх и представляющий собой конструктивное оформление кормовой оконечности судна.
Бак - 1. Надстройка в носовой части судна, начинающаяся от форштевня; 2. На парусных судах все пространство верхней палубы от форштевня до фок-мачты.
Бакштаг - 1. Курс парусного судна под углом более 8 румбов (90 градусов) и менее 16 румбов, при попутно-боковом ветре; 2. Трос для крепления судовых мачт, дымовых труб и т. д.
Балкер - судно для перевозки навалочных грузов.
Балл - единица, выражающая силу ветра или высоту волны по шкале Бофорта. Обозначается от 0 (полный штиль) до 12 (ураган) баллов, а высота волны - от 0 до 9.
Балласт - жидкий или твердый груз (вода, песок, камень, чугунные болванки и проч.), принимаемый на судно для обеспечения необходимых мореходных качеств. Выражение "в балласте" означает, что судно идет без груза.
Балластная система - судовая система для приема, перекачки и удаления водяного балласта при балластировке.
Балластные цистерны - отсеки междудонного пространства, отделенные один от другого водонепроницаемыми переборками, служащие для заполнения водным балластом, а иногда (некоторые из них) жидким топливом.
Баллер руля - ось руля, скрепленная с его пером.
Банка - 1. Отдельно лежащая мель - неглубокий участок дна, над которым глубина значительно меньше обычной глубины в этом районе; 2. Деревянная скамья шлюпки.
Барк - морское парусное судно, имеющее от 3 до 5 мачт, с косыми парусами на кормовой мачте (бизань-мачте) и прямыми на остальных.
Баркас - 12-и 22-весельная судовая шлюпка, имеющая парусное вооружение, служащая для перевозки людей, грузов и завозки якорей.
Баркентина (шхуна-барк) - морское парусное судно, имеющее не менее 3 мачт с косым парусным вооружением и переднюю мачту (фок-мачту), несущую прямые паруса.
Бегучий такелаж - снасти судна, служащие для подъема и поворачивания рангоутных деревьев с привязанными к ним парусами и для управления ими.
Беседка - доска, обвязанная веревочными стропами, служащая для подъема (или опускания) человека на высоту.
Беседочный узел (булинь) - морской узел, которым вяжется незатягивающаяся петля под мышками человека для страховки при подъеме на высоту или опускании за борт.
Бизань-мачта - самая задняя (кормовая) мачта у судов и кораблей с 3 и более мачтами.
Бимсы - поперечные брусья, связывающие борта судна и служащие балками для настила палубы.
Бом-утлегарь - рангоутное дерево, являющееся продолжением утлегаря, который, в cboю очередь, есть продолжение бушприта.
Боны, боновые заграждения - плавучие препятствия, преграждающие подводным лодкам, торпедам и катерам противника доступ в порты, базы или какие-либо другие охраняемые районы морских берегов и рек. Для прохода своих судов боны имеют разводную часть, называемую боновыми воротами.
Бортовые огни - отличительные огни, обозначающие борт судна. На правом борту устанавливается зеленый огонь, на левом - красный.
Бот - небольшое парусное одномачтовое судно, нередко имеющее двигатель.
Брамсель - третий снизу парус на мачте с прямым вооружением.
Брам-рей - второй по счету рей, подвешенный над первым.
Брандер - во времена парусного флота так называлось судно, предназначенное для сожжения неприятельского флота. Во время боя брандер, нагруженный горючими и взрывчатыми веществами, пускался по ветру или течению на корабли вражеской эскадры.
Брасы - снасти бегучего такелажа, служащие для поворачивания реев в горизонтальной плоскости.
Брашпиль - механическое устройство для поднятия якорей или для швартовки. На малых судах - ручной, на больших - паровой или электрический.
Бриг - морское парусное двухмачтовое судно с прямым вооружением на обеих мачтах.
Бригантина - морское парусное двухмачтовое судно с прямым вооружением на передней мачте (фок-мачте) и косым на задней (грот-мачте).
Британский регистр Ллойда - морское классификационное общество Великобритании, занимающееся наблюдением за постройкой судов, освидетельствованием, присвоением им определенного класса, наблюдением за состоянием их корпуса и механизмов в процессе эксплуатации.
Бросательный конец - линь, имеющий на конце груз в виде парусинового оплетенного мешочка с песком. Служит для подачи тросов (например, швартовов) с судна на причал (или наоборот).
Бугель - плоское металлическое кольцо, плотно охватывающее определенные части рангоута для скрепления его отдельных частей или для крепления к ним частей такелажа, блоков и т. п.
Бульб - выступающее вперед каплевидное (или полусферическое) утолщение подводной части носа судна, уменьшающее волновое сопротивление воды и интенсивность ударов носовой оконечности о воду.
Бункер - 1. Помещение на судне для хранения запасов топлива. Бункер для жидкого горючего называется топливной цистерной; 2. Запас судового топлива (угля или мазута).
Бушприт - горизонтальный или наклонный брус круглого сечения, выступающий за форштевень парусного судна. Служит для выноса вперед и крепления носовых треугольных парусов с целью увеличения парусности и улучшения поворотливости судна.
Валек весла - короткая утолщенная часть весла, начинающаяся сразу же за рукоятью, имеющая обычно сечение шестигранника.
Валовая вместимость судна - объем всех помещений судна как под верхней палубой, так и на палубе, кроме определенных, точно перечисленных исключений. Выражается в регистровых тоннах и служит показателем размера судна.
Ванты - снасти на судне, удерживающие с боков и несколько сзади мачты, стеньги и брам-стеньги; между вантами вплетены короткие отрезки линя, называемые выбленками, которые служат ступенями для подъема и спуска матросов.
Ватерлиния - линия, отмеченная цветной полосой вдоль бортов судна, по которую оно углубляется в воду. Соответствует максимально допустимой в эксплуатации осадке судна при полной загрузке.
Вельбот - быстроходная гребная шлюпка с одинаковыми острыми обводами носа и кормы. Имеет парусное вооружение. Используется как спасательное средство.
Веретено якоря - стальной стержень, с нижнего конца которого крепятся лапы якоря, а с верхнего - скоба для соединения с якорной цепью или якорным канатом.
Водоизмещение - количество воды, вытесняемой плавающим судном; характеристика размеров судна.
Вооружение - оснастка парусного судна: совокупность рангоута, такелажа и парусов.
Впередсмотрящий - вахтенный матрос на баке или ходовом мостике, наблюдающий за всем происходящим в море впереди по курсу судна. Назначается на пост при плавании в обстановке плохой видимости.
В полном грузу - выражение, обозначающее, что судно имеет в своих трюмах полный груз и сидит в воде по предельную осадку (т. с. судно полностью загружено).
Второе (двойное) дно - внутренняя водонепроницаемая обшивка судна, настилаемая сверху на днищевые стрингера. Между наружной и внутренней обшивкой образуется междудонное пространство.
Выбленки - линии, вплетенные поперек вант и образующие вместе с ними как бы веревочную лестницу для подъема на мачты и стеньги.
Вывалить шлюпку - приподнять ее с кильблоков и вывести на шлюпбалках за борт судна.
Высота борта - расстояние от кромки верхней палубы до линии киля по вертикали на миделе.
Выстрел - рангоутное дерево, прикрепленное шарнирным соединением перпендикулярно к борту корабля, служит для стоянки шлюпок у борта.
Гак - железный или стальной крюк для подъема грузов, для подвешивания шлюпок, для буксировки и т. п.
Гакаборт - верхняя часть кормовой оконечности судна, т. с. верхняя часть кормы.
Галион - большое парусное военное судно Португалии и Испании в средние века.
Галиот - название типа грузового парусного судна времен средневековья.
Галс - 1. Курс судна относительно ветра. Идти левым или правым галсом - идти на парусном судне так, чтобы ветер дул с левого или правого борта. 2. Снасть парусного судна, прикрепляющая нижний передний угол косых парусов.
Гальюн - уборная на судне или корабле.
Генеральный груз - любой штучный груз в упаковке или без нее, принимаемый к перевозке по счету грузовых мест (т. е. грузы в упаковке, идущие по счету).
Гидрант - водозаборный кран, установленный на судовой пожарной магистрали или на территории порта.
Гирокомпас - электромеханический компас, в котором роль магнитной стрелки выполняет гироскоп. Служит для определения курса судна.
Гитовы - снасти бегучего такелажа, служащие при уборке прямых парусов для подтягивания к середине рея их нижних углов.
Гичка - быстроходная легкая узкая гребная шлюпка, похожая на вельбот. Служила на корабле для разъезда командира во время стоянки корабля на рейде.
Глаголь-гак - откидной гак, который в рабочем положении удерживается особым звеном цепи, благодаря чему он может быть откинут после изъятия стопорной чеки, даже если снасть или цепь натянуты втугую.
Глубина трюма - расстояние от настила второго дна до нижней кромки палубного бимса.
Грот - 1. Грот-мачта; 2. Нижний прямой парус на грот-мачте.
Грот-мачта - средняя (или вторая) мачта на судне считая от носа; обычно самая высокая мачта на парусных судах.
Грота-брам-стеньга - вторая по счету стеньга второй мачты (грота), если считать от палубы вверх.
Гроулер - часть, отколовшаяся от большого айсберга; маленький айсберг.
Грузовая марка - система знаков в виде круга, фигуры, напоминающей гребень, на обоих бортах судна в середине его длины, определяющих допустимую осадку и минимальную высоту надводного борта для различных районов и условий плавания.
Грузовой порт (судна) - герметически закрывающийся вырез в борту судна для погрузки и выгрузки и для входа и выхода пассажиров.
Грузовые сетки - прочные сети, сплетенные из растительного троса, используемые для грузовых операций.
Двойное дно - внутреннее дно судна, служащее для предохранения от последствий пробоин, увеличивает надежность корпуса. Пространство между внутренним дном и наружным называется междудонным и делится продольными и поперечными переборками на отсеки, которые используются для хранения воды и жидкого топлива.
Дедвейт - полная грузоподъемность торгового судна, т. е. максимальная масса груза (в том числе запасы топлива, воды, снабжения, судовые запасы и экипаж), которую судно может принять при его погружении по грузовую марку. Дедвейт представляет собой разность между водоизмещением судна в полном грузу и порожним (в балласте).
Дек - традиционное название палубы на парусных военных кораблях. Сейчас палубу называют деком лишь на пассажирских судах, например: бот-дек - шлюпочная палуба, променад-дек - прогулочная палуба, сан-дек - солнечная палуба и т. п.
Дифферент - разница в осадке (углублении) судна носом и кормой. Например, при осадке судна носом 3 м, а кормой 3,5 м говорят, что судно имеет дифферент 0,5 м на корму.
Док - инженерное сооружение, куда ставят суда для ремонта подводной части корпуса; доки бывают сухие и плавучие.
Докование -- постановка судна в док с последующим осмотром и производством работ на подводной части корпуса.
Док-бассейн - акватория порта, предназначенная для стоянки судов в местах больших приливно-отливных колебаний уровня моря.
Дрейфовать - 1. Перемещаться по ветру или течению без помощи какого-либо двигателя; 2. Сносить с места ветром или течением судно, стоящее на якоре, который не достаточно хорошо забрал грунт и ползет.
Жвака-галс - последний короткий отрезок якорной цепи, конец которой приклепан внутри цепного ящика и соединен с последней смычкой якорной цепи с помощью глаголь-гака. Такое устройство позволяет быстро освободиться от якоря, если его почему-либо нельзя выбрать.
Забрал грунт (о якоре) -- выражение, обозначающее, что рог адмиралтейского или лапы втяжного якоря заглубились в грунт, т. е. якорь держит.
Задраить - плотно, наглухо закрыть (люки, иллюминаторы и т. п.), обычно при помощи специальных приспособлений - задраек.
Зарифленные паруса - паруса, взятые на рифы: их площадь при этом уменьшена в зависимости от силы ветра.
Зыбь - волнение на море, продолжающееся после того, как ветер прекратился или изменил направление. Зыбь при полном штиле называется мертвой зыбью.
Зюйдвестка - 1. Шляпа из непромокаемой ткани, имеющая поля и полог сзади, служащая для защиты головы от ветра, брызг и дождя во время несения вахты на открытой палубе; 2. Широкий непромокаемый плащ с капюшоном.
Кабельтов - единица длины, применяемая на море. Равна одной десятой морской мили, т. е. 185,2 м.
Каботажная линия - сообщение между портами одной страны в отличие от заграничного сообщения. Различают большой и малый каботаж. Большой каботаж - сообщение между портами, лежащими на побережье различных морей. Малый каботаж - сообщение между портами одного и того же моря. Термин "каботаж" употребляется иногда в смысле прибрежного плавания.
Камбуз - судовая кухня.
Киль - главная продольная связь, являющаяся конструктивным основанием корпуса судна. Спереди к килю крепится форштевень, сзади - ахтерштевень.
Кильблоки - две деревянные подставки для установки шлюпки, имеющие сверху вырезы по форме поперечного сечения днища спасательных шлюпок и соединенные между собой продольными брусьями. Устанавливаются у борта судна на шлюпочной палубе.
Кильсон - продольная связь па судах с одинарным дном. соединяющая днищевые части шпангоутов. На деревянных судах кильсоном называют продольный брус, накладываемый поверх шпангоутов и обеспечивающий но только увеличение продольной крепости, но и связь между шпангоутами.
Кингстон - клапан в наружной обшивке подводной части судна, служащий для забора воды внутрь судна или корабля. При открытых кингстонах судно затапливается.
Класть руль право (или лево) на борт - поворачивать штурвал, а значит, и руль в правую или левую сторону до отказа, т. е. ставить перо руля в крайнее положение для обеспечения наибыстрейшего поворота судна.
Клипер - быстроходное парусное судно XIX века, с острыми обводами корпуса и развитой парусностью.
Клотик - точеный, обычно деревянный кружок, надеваемый на флагшток или топ-мачту. Сквозь него пропускаются фалы (тросы), служащие для подъема флагов.
Клюз - отверстие в палубе и надводной части борта судна для пропуска якорной цепи или троса.
Кнехты - литые чугунные или стальные тумбы, служащие для крепления к ним швартовых или буксирных тросов.
Кница - 1. Кусок листовой стали обычно треугольной формы, служащей для связи между собой отдельных частой судового набора. 2. Деревянный угольник, скрепляющий шлюпочную банку с верхней частью шпангоута.
Коечные стойки - рамы поверху фальшборта на военных парусных кораблях, в которых днем хранились свернутые и зашнурованные парусиновые подвесные койки (гамаки). Во время боя они служили своего рода бруствером для защиты от осколков снарядов и пуль.
Кожух гребного колеса - железное глухое ограждение, предохраняющее гребное колесо от повреждения при навалах на причал и проч.
Кокпит - углубленное открытое помещение в кормовой части палубы для рулевого и пассажиров (на катерах и парусных яхтах).
Комингс - 1. Вертикальный лист, идущий и образующий по периметру трюмовых люков нечто вроде шахты, которая сверху закрывается люковым закрытием; 2. Лист под нижней кромкой водонепроницаемой двери или лацпорта.
Конвой - I. Соединение транспортных судов, объединяемых для совместного плавания под охраной военных кораблей в военное время; 2. Охрана, состоящая из боевых кораблей, сопровождающая в море торговые суда.
Конец - в морском обиходе любая веревка или трос вне зависимости от длины и толщины (например, буксирный конец, швартовый конец и т. п.).
Коносамент - документ, содержащий условия договора морской перевозки груза.
Корабельная оснастка - прямое парусное вооружение судна на всех (двух и более) мачтах; при такой оснастке бизань-мачта, как правило, несет нижний косой парус, носящий конт-бизани.
Корвет - 1. Самое маленькое трехмачтовое судно в парусном военном флоте, с полным прямым вооружением, несущее до 30 пушек, расположенных только на верхней палубе. С 40-х годов прошлого столетия, помимо парусов, стали иметь паровые двигатели; 2. Современный сторожевой корабль, несущий эскортную службу по охране торговых судов.
Кошка - приспособление в виде небольшого якоря с тремя и более лапами, применяемое для подъема со дна затонувших предметов (тросов, цепей и т. д.). Во времена парусного флота малые кошки без лап назывались абордажными кошками и служили для сцепления двух кораблей, сражавшихся на абордаж.
Крамболы - брусья, выступающие с обеих скул парусного судна позади клюзов для подъема и крепления якорей. Выражение "со стропы крамбола" означает направление вперед, составляющее угол 45 градусов к диаметральной плоскости судна.
Крейсер - военный корабль, предназначенный для несения разведывательной и дозорной службы, поддержки легких сил в бою, охранения каравана судов в море.
Крен - поперечное наклонение судна на один из бортов.
Кренгование - придание кораблю сравнительно небольшого крена для осмотра или ремонта подводной части корпуса.
Крестины судна - торжественная церемония, предшествующая спуску судна на воду, когда ему присваивается название, произносятся речи и о его форштевень разбивают бутылку шампанского.
Крыло ходового мостика - выступающая на 2-3 метра за уровень каждого борта судна огражденная площадка, на которую можно попасть через дверь мостика. Служит для наблюдения при швартовке и грузовых операциях.
Крюйт-камера - во времена парусного флота так называлось на военных кораблях помещение, в котором хранились взрывчатые вещества.
Кубрик - общее жилое помещение на судах для команды. Куттер - морское парусное одномачтовое судно с косыми парусами. Один из видов яхт. В парусном военном флоте - самый малый корабль.
Курс - направление, по которому идет судно (угол в плоскости горизонта между северной частью меридиана и носовой частью диаметральной плоскости судна).
Лавировать - двигаться вперед зигзагами против ветра. Лаг прибор для определения скорости судна. Лагом к волне - положение судна но отношению к идущим волнам, когда последние бьют в борт, т. е. судно находится бортом к волне.
Лаг - прибор для определения скорости судна.
Лагом к волне - положение судка по отношению к идущим волнам, когда последние бьют в борт, т. е. судно находится бортом к волне.
Лацпорт - герметически закрывающаяся дверь в борту судна или в поперечных переборках твиндека на больших судах для ускорения грузовых операций.
Леерное ограждение - туго натянутый трос, укрепленный в один или два ряда на идущих по краю верхней палубы вдоль борта стойках, служащий для предохранения людей от падения за борт.
Лекальные ящики - воздушные и водонепроницаемые ящики, идущие но внутреннему лекалу борта и под банками шлюпки, обеспечивающие се непотопляемость.
Линейный корабль (линкор) - 1. Большой парусный корабль, предназначавшийся для ведения артиллерийского боя в кильватерном строю, т. е. вытянувшись в линию; 2. Современный военный корабль, несущий орудия крупного калибра и защищенный мощной броней (линкор).
Линек - короткий отрезок линя с завязанными узлами для наказания матросов во времена парусного флота.
Линь - трос не более 25 мм по окружности из высококачественных растительных (конопли, агавы, абаки) или синтетических волокон, служащий для оснастки, такелажных работ и т. д.
Лихтер - несамоходное сухогрузное судно для перевалки грузов стоящих на рейде морских судов на мелководный берег и обратно.
Лот - прибор для измерения глубины с судна.
Лотлинь - тонкий трос из растительного волокна, к которому прикреплена свинцовая гиря ручного лота. По длине он размечен специальными мерками по 20 и 50 см для определения глубины под килем судна.
Лоцманская проводка - проводка судна лоцманом в опасных и труднопроходимых районах, на подходах к морским портам, в пределах акваторий порта и на реках.
Льяла - пространства между бортом судна и бортовой стенкой балластных цистерн или пространства в машинных отделениях в виде выгороженных частей двойного дна, куда по трубам стекает вода, скопляющаяся у бортов судна.
Люковое закрытие - деревянные или металлические крышки, служащие для закрытия и герметичного задраивания люков грузовых трюмов.
Лючины - щиты из толстых досок, которые кладутся на съемные бимсы между комингсами люка; люковые закрытия.
Манильский трос - трос из волокон дикого банана (абака).
Мерная линия - участок морской прибрежной акватории, предназначенный для измерения скорости судна в период его ходовых испытаний. Протяженность мерной линии 3-5, иногда до 10 морских миль.
Мидель - слово, обозначающее "средний". Например, мидель-шпангоут - средний по длине судна шпангоут. Иногда под словом "мидель" разумеют наибольшую ширину судна.
Мореходные качества судна - качества, определяющие его способность находиться на плаву в любую погоду в открытом море. К ним относятся плавучесть, остойчивость, непотопляемость, ходность и маневренность.
Морская миля - мера для измерения расстояний на море, равная одной минуте дуги меридиана - 1 852 м.
Морские лорды - члены совета Британского адмиралтейства.
Набор судна - остов или каркас судна, состоящий из продольных и поперечных креплений, придающих корпусу заданную форму и обеспечивающих его крепость.
Навалочный (насыпной) груз - руда, рудные концентраты, уголь, зерно и др.
Наветренный борт - тот борт судна, в который дует ветер.
Навигация - 1. Один из основных разделов науки судовождения, излагающий методы определения на карте места судна в море. Основными приборами для этой цели служат компас, секстан, лаг, РЛС и др. 2. Судоходство, мореплавание. 3. Время года, когда по местным климатическим условиям возможно судоходство.
Нагель - небольшой деревянный или металлический стержень длиной до 50 см, применяемый для крепления снастей на кофельнагельной планке. По форме он напоминает полицейскую дубинку.
Надстройка судна - закрытые помещения судна, возвышающиеся выше главной палубы. Они занимают все пространства между обоими бортами, составляя с ними одно конструктивное целое. В отличие от них рубки, также являющиеся разновидностью надстроек, с бортами не соприкасаются.
Найтов - 1. Перевязка тросом двух или нескольких рангоутных деревьев или соединение двух тросов одним; 2. Трос, которым крепятся различные предметы на судне.
Непотопляемость судна - способность судна держаться на воде, сохраняя в определенной мере свои мореходные качества, несмотря на полученные повреждения.
Обводы корпуса - наружные очертания корпуса судна. Бывают острые, когда нос и корма узкие, и тупые.
Обшивка судна - деревянные доски или стальные листы, прикрепленные заклепками или приваренные к шпангоутам и образующие внешние обводы судна.
Осадка - углубление носом и кормой судна; у транспортных судов различают осадку в балласте и в полном грузу.
Остойчивость судна - способность судна возвращаться в исходное положение, если оно было выведено из такого под влиянием ветра или волнения.
Отпорный крюк - древко с насаженным железным или латунным наконечником, с двумя загнутыми рогами и прямым стержнем между ними с шариком на конце. Служит для отталкивания носа шлюпки при ее отвале от судна и для подтягивания к причалу.
Откатать балласт - т. е. откачать с помощью балластных насосов воду или жидкое топливо из какой-либо балластной цистерны или группы цистерн за борт или в другие цистерны.
Отличительные (бортовые) огни - огни, зажигаемые на обоих бортах судна (зеленый - на правом, красный - на левом), носимые судами от захода до восхода солнца.
Пайолы - съемные деревянные или стальные листы, предохраняющие настил второго дна от повреждения грузом.
Пакетбот - морское парусное или парусно-винтовое судно, предназначенное для перевозки пассажиров и срочной почты между портами Европы и Америки.
Пеленг - угол между направлением компасной стрелки и направлением на наблюдаемый предмет.
Переборка - всякая вертикальная (продольная или поперечная) стенка из отдельных листов стали или дерева, разделяющая помещение внутри судна на отсеки. В нижних палубах переборки делаются водонепроницаемыми.
Переложить руль - изменить положение пера руля с одного борта на другой. Это осуществляется поворотом штурвала.
Пиллерсы - вертикальные деревянные или стальные, обычно круглого сечения стойки, подкрепляющие снизу бимсы и поддерживающие палубный настил.
Пирс - портовое причальное сооружение с вертикальными стенками, расположенное под углом к береговой линии и имеющее причалы по обе стороны.
Плавучий док - сооружение, состоящее из нескольких соединенных вместе понтонов или камер, которые для ввода судна затопляются и из которых после ввода судна вода выкачивается, благодаря чему док вместе с осевшим на его платформу судном всплывает.
Плавучий якорь - приспособление в виде плавающего конуса или щита, которое разворачивает судно носом (или кормой) против ветра и дает ему возможность отстояться в шторм.
Плавучесть судна - способность судна держаться на поверхности воды.
Планширь - деревянный, обычно дубовый или тиковый, закругленный с краев плоский брус, устанавливаемый как ограждение сверху фальшборта судна и по верхнему краю борта на шлюпках и яхтах.
Погибь палубы - кривизна, идущая поперек судна, делаемая для ускорения стока воды с палубы.
Подвахта - члены экипажа судна, сменившиеся с вахты и находящиеся на отдыхе в судовых помещениях.
Подветренный борт - борт судна, противоположный .тому, в который дует ветер.
Подволок (подволока) - обшивка потолка жилых и служебных помещений судна, т. е. нижней стороны палубного перекрытия. Выполняется из тонких металлических листов, пластика или фанеры.
Подзор - выступающая часть кормы.
Подруливающее устройство - специальные устройства в виде сквозных тоннелей с гребными винтами в носовой и кормовой оконечностях судна для улучшения маневренности при швартовных операциях в стесненных портах.
Подшкиперская - кладовая на баке судна для хранения краски, кистей, швабр, метел, тросов, такелажного инструмента и проч.
Полупорт - небольшой грузовой порт в борту судна для удобства грузовых операций.
Придонная волна - большая волна, возникающая на поверхности моря или озера в результате подводного извержения вулкана, оползня, сдвига дна или скального взрыва на глубине.
Раковина - боковой свес в кормовой части судна (по обоим бортам). Термин "раковина" употребляется для обозначения направления на какой-либо предмет, находящийся от судна примерно на 45-90 градусов позади траверза.
Рангоут - совокупность деревянных и металлических приспособлений на судне, служащих для постановки и несения парусов, а также для сигнализации, для установки грузоподъемных устройств (мачты, стеньги, реи, гики, гафели, бушприт, утлегарь и т. п.).
Рангоутное дерево - любой из деревянных или стальных брусьев рангоута (мачта, рея, стеньга и проч.).
Регистровая вместимость судна - регистровый тоннаж, суммарный объем корпуса, надстроек и рубок, определенный в регистровых тоннах. Характеризует размеры и эффективность транспортного судна.
Регистровая тонна - объем регистровой тонны был установлен в середине прошлого века, когда в результате обмера большого числа грузовых судов было выяснено, что в среднем на одну тонну грузоподъемности судна приходится 100 куб. футов или 2,83 куб. м. судовых помещений. Применяется при определении сумм различных сборов за стоянку у причала, проход по каналам и проч.
"Регистр судоходства Ллойда" - морское классификационное общество Великобритании, которое наблюдает за постройкой морских судов, присваивает им класс, наблюдает за состоянием их корпуса и механизмов в процессе эксплуатации, ежегодно издает списки судов морского торгового флота всех стран с указанием порта приписки.
"Резать нос" - пересекать курс встречного судна на опасно близком расстоянии.
Рей - брус, подвешиваемый за середину к мачте или стеньге, служащий для постановки прямых парусов или для крепления сигнальных фалов.
Рейдер - быстроходное судно, замаскированное под торговое, вооруженное минами, торпедными аппаратами и артиллерией, предназначенное для уничтожения транспортов противника и постановки мин на вражеских морских коммуникациях.
Релинги - устройство из металлических стоек, соединенных между собой двумя или тремя рядами металлических прутьев, заменяющее фальшборт. Иногда сверху покрываются планширем.
Ростры - настил на судне, расположенный выше верхней палубы, предназначенный для размещения шлюпок, катеров, баркасов и т. п.
Рубить мачты - сваливать мачту парусного судна за борт; при этом перерубается не сама мачта, а ее наветренные ванты, удерживающие ее сбоку.
Рубка - закрытое помещение на верхней палубе, стенки которого не доходят до бортов судна (в отличие от надстройки).
Рулевая рубка - служебное помещение на судне, расположенное на платформе, возвышающейся над верхней палубой, в котором находится руль, машинный телеграф, компас и прочие устройства и приборы для управления судном.
Румб - единица плоского угла, применяемая в навигации для определения направлений относительно стран света. Один румб равен ^32 чзсти окружности видимого горизонта, т. е. 11 у.) градуса.
Рым - металлическое кольцо, приваренное к болту или продетое в его проушину.
Сажень (морская) - единица для измерения глубины моря и расстояния, равная 6 футам (1,83 м).
Секстан - угломерный инструмент, служащий для измерения высот небесных светил в море, углов между видимыми с судна земными ориентирами.
Сизалевый трос - растительный трос, изготовленный из волокон тропического растения агавы. По цвету напоминает манильсхий трос, но по своей крепости несколько уступает последнему.
Скула судна - часть внешнего борта, представляющая собой закругление носовой оконечности за якорным клюзом. Выражение "с правой скулы" обозначает направление 45 градусов справа по носу от диаметральной линии судна.
Спардек - средняя возвышенная надстройка, простирающаяся от борта до борта судна.
Спасательный бот - 1. Большая судовая спасательная шлюпка, вмещающая от 30 до 80 чел, имеющая весла или гребной винт, двигатель (или ручной привод). 2. Парусное или моторное судно особой конструкции, рассчитанное для использования в штормовых условиях для оказания помощи терпящим бедствие на море.
Становой якорь - большой якорь, на котором стоит судно.
Стапель - место постройки судов на верфи, представляющее собой помост, имеющий уклон к воде около 3 градусов.
Стем - см. Форштевень.
Стеньга - рангоутное дерево, служащее продолжением мачты и идущее вверх от нее.
Стивидор - грузчик, отвечающий за правильную укладку груза в трюме и его перегрузку.
Стоячий такелаж - снасти судна, служащие для поддержки рангоутных деревьев (спереди - штаги, с боков - ванты, с боков и несколько сзади - фордуны и бакштаги).
Стрелы - деревянные или стальные круглые брусья, с помощью которых производится подъем и спуск грузов в трюм судна.
Стрингер - одна из продольных связей корпуса судна, идущая по всей его длине. В зависимости от назначения стрингера называются днищевыми, скуловыми, бортовыми и палубными.
Судовой колокол - бронзовый колокол, диаметр нижней части юбки которого составляет от 200 до 600 мм, висящий на кронштейне на баке каждого корабля и судна (кроме турецких). На военных кораблях он служит для отбивания склянок (каждые полчаса), а на торговых - для подачи туманных сигналов.
Сухой док - бассейн на портовой территории, из которого после ввода в него судна выкачивается вода, док осушается я судно садится днищем па дно дока (на специально собранные заранее бревенчатые клети), поддерживаемое с бортов особыми подпорами, упертыми в стенки дока.
Сходни (сходня) - деревянные переносные мостки с поперечными планками, служащие для выхода с судна на берег. Сходни делаются из 2-6 достаточной толщины досок и снабжаются поручнями. Они применяются преимущественно на речных судах.
Счисление - определение места судна в море по курсу и пройденному расстоянию.
Такелаж - совокупность судовых снастей (стальные и растительные тросы, цепи) для крепления рангоута, управления парусами, для грузоподъемных работ, подъема и спуска флагов, сигналов и т. д.
Тали (шлюпочные) - подъемно-спусковое приспособление, состоящее из двух блоков (подвижного и неподвижного) с гаками, соединенных между собой тросом.
Талреп - приспособление для натягивания снастей стоячего такелажа, лееров, рулевых приводов и проч.
Танки - отдельные отсеки судна, находящиеся между продольной и поперечной переборками и служащие для налива топлива. Танками называются также балластные цистерны, располагающиеся в междудонном пространстве.
Таранная переборка - переборка первого от носа водонепроницаемого отсека.
Твиндек - межпалубное пространство судна. Помимо увеличения числа грузовых помещений, твиндек, уменьшая высоту трюма, дает возможность использовать все трюмные пространства и не нагромождать значительные количества груза одно на другое, как это бывает на больших однопалубных судах.
Тик - то же, что тиковое дерево, ценное дерево семейства вербеновых, произрастающее в лесах Азии (от Индии до Индонезии). Отличается прочностью, прямослойной структурой, легко обрабатывается и не поддается воздействию морской воды.
Ton - верхний конец мачты или стеньги.
Топсель - косой парус треугольной формы, поднимаемый над другим парусом.
Траверз - направление, перпендикулярное диаметральной плоскости судна. Выражение "быть на траверзе" означает находиться под прямым углом к диаметральной плоскости судна, с которого видят другое судно.
"Трамп" - термин (англ.), обозначает грузовые суда, работающие без какого-либо графика, заходящие в разные порты, где есть случайный груз для перевозки в любой порт мира (букв. перевод с англ. - "бродяга").
Трап - лестница на судне.
Трехостровное судно - грузовое судно, имеющее приподнятый бак, спардек и приподнятый ют. Видимое издали с борта, такое судно выглядит как три острова в море (отсюда его название).
Трюм - самая нижняя часть внутреннего пространства судна, расположенная между нижней палубой и днищем судна.
Узел - единица измерения скорости судна в море, равная одной морской миле (1 852 м) в час.
Управляемость судна - способность судна "слушаться" руля.
Фалинь - конец трехпрядного обычно белого троса, ввязанный в носовые или кормовые рымы гребных шлюпок и служащий для буксировки и закрепления их.
Фальшборт - продолжение борта судна выше открытых палуб, служит для защиты от воды и предохранения людей от падения за борт.
Фальшфейер - бумажная гильза с горючим составом, дающим при горении яркий белый, красный или зеленый огонь. Используется на судне в целях сигнализации и для освещения.
Фарватер - часть водного пространства, достаточно глубокая и безопасная для прохода судов; судоходный путь, огражденный разного рода предостерегающими знаками - вехами, створами, буями, бакенами.
Флагшток - рангоутное дерево, служащее для подъема и несения флага на корме судна.
Фок-мачта - передняя мачта судна.
Фор-ванты - ванты фок-мачты.
Фордевинд - ветер, попутный судну; полный ветер.
Фор-марс - площадка на топе передней мачты.
Фор-марсель - нижний парус фок-мачты на судне с прямым вооружением.
Форпик - носовой отсек, расположенный непосредственно у фор-штевня; служит обычно балластной цистерной или подшкиперской.
Фор-стеньга - первое продолжение передней мачты на парусном' судне с прямым вооружением.
Форштевень - деревянный, кованый или литой вертикальный, а иногда наклонный вперед или назад брус судового набора, являющийся продолжением киля вверх.
Фофан - небольшая гребная шлюпка длиною 3 - 4 м.
Фрегат - трехмачтовое судно военного парусного флота, вооруженное пушками (до 60), расположенными в два ряда по высоте в одной закрытой и на верхней палубах.
Фут - мера длины, равная 12 дюймам, или 30,48 см.
Ходовые огни - сигнальные огни, зажигаемые на всех судах в плавании от захода до восхода солнца (топовые, бортовые и гакобортный).
"Чиф" - старший помощник; разговорный термин, заимствованный из английского языка ("чиф мейт" - старший помощник).
Шаровый цвет - особый цвет (сочетание серого и синего), в который красят корпуса военных кораблей. Является наиболее незаметным для обнаружения в море.
Швартов (швартовный конец) - прочный растительный или стальной трос, служащий для удержания судна у стенки, мола, пристани, борта другого судна или на якорной бочке. В зависимости от места крепления и направления его тяги называется по-разному, например: продольный, прижимной, шпринг и т. д.
Швартовка - постановка судна к причалу, борту другого судна или на якорную бочку.
Шканцы (нидерл. schans) или квартердек (англ. quarterdeck) - часть верхней палубы военного корабля от грот-мачты (средней) до бизань-мачты (задней). Шканцы - почетное место, где строился экипаж по торжественным и официальным случаям.