В данной статье отдельные фрагменты из ранее опубликованных статей (с 2011г.), в которых предлагалась дополнительная методика совершенствования обучения детей искусству футбольной игры. Мне приходилось часто сталкиваться с детьми, которые увлекались игрой в футбол. Одни из них занимались в футбольных секциях, другие играли в простой дворовый футбол. Впечатления ребят, которые посещали футбольные секции, выражались в следующем: 'Приходится постоянно бегать от ворот до ворот, ноги как свинцом налитые. После такой пробежки не до выбора удобной позиции для удара по мячу, и мяч обрабатывать такими ногами уже не в силах, поэтому, просто бьём с лёта по мячу в сторону ворот'. Так говорит каждый из них, потому что, у них не отработана тактика игры у ворот противника, да и у своих ворот также. Нет у них навыков и прицельных ударов по воротам. Все часы занятий почти одна лишь беготня. А вот рассуждения ребят, играющих в дворовый футбол, в стеснённых условиях: 'Мы больше их владели мячом у их ворот, постоянно пасовали его друг другу и, кто был в выгодной позиции, бил по воротам, поэтому и выиграли'.
В основе любой игры, свободной от коммерческих интересов, заложен простой природный азарт к игре, который устремляет игрока к победе. Именно это свойство надо поддерживать и развивать в чувствах и ощущениях детей при организации игровых мероприятий. В стране много спортивных школ обучения игре в футбол, имеются даже футбольные академии. Главным их трендом является ориентация на зарубежную методику подготовки футболистов: немецкую, английскую, французскую, испанскую, .... Но, пока что, не видно улучшения футбольного мастерства, улучшения уровня подготовки футболистов. Министерство спорта РФ, Российский футбольный союз (РФС) заявили о принятии новой методической программы подготовки юных футболистов: 'Принятие нами зарубежной методики подготовки футболистов поможет готовить высококлассных игроков для российской национальной сборной ...'. Зарубежные тренера, получая высокие выплаты, не внесли никаких существенных поправок в игру наших футболистов. Надежды и намерения РФС так и остались лишь громкими заявлениями.
В любой из методик, и в зарубежной также, есть много полезного и нужного, что следует использовать. Но разумнее всего иметь собственную методику эффективной подготовки футболистов и постоянно совершенствовать её. Неоспоримо, подготовку будущих футболистов профессионалов надо вести с детского возраста, с пониманием особенностей детской психологии, что должно быть первичным в понятиях тренеров, тогда, и их профессионализм будет плодотворен в их работе.
Предложения по дополнительной эффективной методике целенаправленных и интенсивных тренировок юных футболистов заключаются в более сосредоточенной и интенсивной затрате энергии на отработку важнейших элементов тактических приёмов в непосредственной зоне у футбольных ворот. В большей мере это достигается за счёт тренировок на футбольных полях круглой формы, на которых футбольные ворота команд расположены на близком расстоянии. Такое возможно и на квадратных полях, но на круглых полях имеется большая возможность для организации различных методик тренировок футболистов и для организации различных игровых развлечений игры в футбол, что важно для детей. На таких полях имеется возможность одновременной игры трёх, четырёх команд, играющих каждая за себя, что повышает азарт игры у детей.
Интенсивность и эффективность тренировок на круглых полях увеличивается за счёт непосредственного примыкания каждой из игровых зон противников друг к другу. Это исключает энергоёмкие, изматывающие силы футболистов, в их беспрерывных перемещениях по игровому полю, от одних ворот к другим. Такая методика тренировок сохраняет энергию игроков и позволяет совершенствовать их игру, как у своих, так и у ворот противника. Это позволяет приобрести и укрепить навыки - технически грамотно обрабатывать мяч и результативно поражать ворота противника. Это как раз то, в чём, как правило, слабы наши футболисты, да и не только наши. При такой игре значительно увеличиваются и возможности каждого футболиста участвовать в комбинационной игре с мячом у ворот обеих сторон. Все игроки находятся в равных условиях участия в игре, как в интенсивном нападении, так и в защите своих ворот. А для юных футболистов, такие более стеснённые условия игры создают дополнительный азарт игры, связанный с постоянной возможностью владеть мячом и поражать ворота противника. Каждый чувствует себя полноценным участником игры и старается более эффективно проявить в ней себя. И для наблюдателей за такой игрой, это в большей степени, развлекательное зрелище. В такой игре в наибольшей степени проявляются навыки в искусстве настоящих футбольных способностей. На футбольном поле круглой формы были бы полезны и тренировки профессиональных футболистов, для отработки навыков целевых ударов по воротам, успешно завершающих коллективную, тактическую игру у ворот.
Данная методика тренировок была предложена девять лет назад. За это время футбольные академии так и не подготовили футболистов, ожидаемого высокого уровня. На основании этих предложений можно было бы организовать, хотя бы, отдельные, опытно экспериментальные школы обучения юных футболистов игре в футбол. Но этого не произошло, не было и никаких обсуждений о целесообразности организации тренировок юных футболистов на полях круглой формы. Всё указанное, предназначено для отработки юными футболистами их отдельных навыков игры в футбол и, ни в какой мере не отменяет их тренировки на футбольных полях стандартной формы.
Немаловажно отметить что, поля круглой формы занимают меньшие территории и найти возможность организовать тренировки по предлагаемой методике можно практически везде. Но, по видимому, это никому не нужно, никто не желает заморачиваться такими, не принятыми никем методиками.
Из года в год приходится убеждаться, что такими тренировками было бы полезно заниматься и футболистам, претендующим играть за сборную страны, у которых совершенно не отработаны навыки технической игры, как у своих ворот, так и у ворот противника, не говоря уже, об отсутствии умений прицельно поражать ворота противника.
К тексту (на странице автора статьи) прилагаются три из десяти рисунков на тему предлагаемой методики обучения игре в футбол.