Баламут Петрович : другие произведения.

Ша39 Сравнение машин и моторов Ссср на период Вов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:



с 39 по начало войны выпущено
т-26 за 39-41гг .. 2587 (2770) + 401 спецмашин
т-38 за 39г ... 152шт
бт-7 за 39г ... 1415шт
т-28 в 39-40гг ... 140 + 13 шт

выпущено ... на начало вов/всего
т-50 ....... 0/75шт
т-40/т-30 ...222/952шт
т-60 ....... 0/5665шт
т-70 ....... 0/8231шт
т-80 ....... 0/76
су-76/СУ-12/СУ-15м... 0/14292шт
итого на легком шасси выпущено ...33845 машин
из них с 39г до начала войны ... 4776 машин

выпущено ... на начало вов/всего
т-34 .. 1110шт/35'330+25'915
су-85 .. 0/2650шт
су-100 .. 0/4976шт
су-122 .. 0/636шт
от-34 ... 0/1170шт

итого.. на шасси т-34 выпущено 70677 машин

т-44 ... 0/1823шт

кв-1 ..... 386шт/3267
кв-2 ..... 204шт/204шт
кв-1с ...... 0/1121
кв-85 ...... 0/148
КВ-8/КВ-8с ... 0/102+35шт
су-152 ..... 0/670шт
итого.. на базе кв выпущено 5547 машин

ИС-1/ИС-85 .. 0/107шт
ис-2 ....... 0/3395шт
ис-3 ....... 0/2315шт
ису-152 ..... 0/2825
ису-122 ..... 0/1735
ису-122с .... 0/675
итого.. на базе ис выпущено 11052 машин


Габариты дизеля В-2 .... 1558 х 856 х 1072

   Сравнение машин и моторов СССР на период ВОВ
   комменты по бронеобъектам сюда: http://samlib.ru/comment/b/balamut_p/bt
   комменты по другим сюда http://samlib.ru/comment/b/balamut_p/transport
  
  
Сравнение довоенных машин СССР,
  комменты по бронеобъектам сюда

машина

масса, т

Двигатель, мощность,

Тяговооруж.
лс/т
, масса

Топливо

Броня

корпус, башня,

Масса брони

Примечания,

Вооружение

И т.п.

выпущено всего,

Наличие на 41г, шт

Годы выпуска/ поставки,

Завод

   Bantam BRC40, Willys_MB,
   Ford_GPW
   1220кг
   двигатель Willys L134, 60лс, 2199 см3, 4 цилиндра
   бак 57 л, запас хода ...
  
   г\п 250кг
  
  
  
   Dodge_WC-51 (3/4)
   2315 кг
   92 лс, 3770 см3, 6 циллиндров
   бак 114 л, запас хода ~580км
   Расход топлива при смешанном цикле 19,5л
  
   г\п 750 кг
  
  
  
   ГАЗ-АА
   1750 кг
   * ГАЗ-А, 40 лс, 4 цилиндра, 3,285л
   * ГАЗ-ММ, 50 лс, 4 цилиндра, 3,28л
   бак , запас хода ...
   -
   г\п 1,5т
   К 20 июня 1941 в РККА 151100 шт
  
   ГАЗ-ААА
   2475 кг
   ГАЗ-АА 40лс,
   ГАЗ-ММ 50 л с
  
  
   г\п 2т на шоссе, 1,5т на грунте, 6в4, 10 передач (8 вперёд и 2 заднего хода)
  
   В 1938 году прошёл модернизацию, 50лс мотор и ряд других усовершенствований, аналогично ГАЗ-ММ
   https://ru.wikipedia.org/wiki/ГАЗ-ААА
   Всего 37 373
   Включая 3331шт БА6/10 и
   194 автобуса ГАЗ-05-193
   ГАЗ, 1934-43гг
   ГАЗ-ММ
   ГАЗ-ММ-13/-В
   1750 кг
   ГАЗ-ММ, 50 лс, 4 цилиндра, 3,28л
  
  
   https://ru.wikipedia.org/wiki/ГАЗ-ММ
   ГАЗ-ММ-13(-В) - военный упрощенный
  
   ГАЗ 1938-46, УАЗ 1947-49, 56г
   Всего с 1932 года выпущено ~985 000шт ГАЗ-АА, ГАЗ-ММ и их производных, в том числе в течение 1941--1945 годов -- 138 600 экземпляров. К началу ВОВ в РККА 151100 шт
   ГАЗ-42
  
   ГАЗ-А, 40 лс
   Газогенератор на базе ГАЗ-АА, + бензин
   Бак 40 литров
   ген/газ из всех видов твёрдого топлива: торф, древесина, уголь древес/камен/бурый и т. д.
   Расход тт 100 кг/100км
  
   г\п 1,2т
  
   https://ru.wikipedia.org/wiki/ГАЗ-42
   Всего 33 840
   1939-46
   ГАЗ-55
  
   ГАЗ-ММ, 4 цил, 3,28 л, 50лс
  
  
   санитарный автомобиль на шасси грузовика ГАЗ-ММ
   Всего 12044шт
   1938-55гг ГАЗ + ГЗА (Горьковский автобусный завод)
   ГАЗ-61
   1650 кг (61-73), 1540 кг (61-40)
   ГАЗ-11, 85лс, 3480 см3
   6 Цилиндров
   Объём бака 60 л
  
   г/п 400 кг
   4х4, шрус Рцеппа, позже Бендикс-Вайс
  
   https://ru.wikipedia.org/wiki/ГАЗ-61
   https://ru.wikipedia.org/wiki/ГАЗ-61-416
   Всего 6 фаэтонов 61-40, 194 седана 61-73, два пикапа 61-415 и 36 тягачей 61-417
   1938г создан ГАЗ
   1941-45гг
  
   ГАЗ-64
  
   ГАЗ-ММ 50лс, 3285 см3, 4х цилл
   Бензин А-66 или А-70, Бак 70л
   -
   г\п 400 кг, 4х4 на ШРУС Бендикс-Вайс
   колея 1250 мм
   https://ru.wikipedia.org/wiki/ГАЗ-64
   Нал 1
   Всего 672шт
   1941-43гг ГАЗ
   Заменен на ба-64
   ГАЗ-67, -Б
   1320 кг
   ГАЗ-67, рядный, 4-цилиндр, 3285см3, 54 лс
   Бензин А-66 или А-70, Бак 70л + доп.бензобак 33 л
   бензин 2-го сорта с октановым числом 55-60, позже разрешили 66-70,
Мин.расход по шоссе на 100 км 13,2 л-13,7 л
теор.запас хода в 520--535 км, реал по шоссе 405 км, по сухой просёлочной дороге 335 км.
  
   г\п 450 кг, прицепа весом до 800кг/1,2т, 4х4 на ШРУС Бендикс-Вайс
   колея 1445..1460мм вместо 1250 мм ГАЗ-64
  
   https://ru.wikipedia.org/wiki/ГАЗ-67Б
   С 23 сент 43г до 9 мая - 4851
   15-20шт/день
   Всего 92843
   1943-53гг ГАЗ
   зис-5
   АМО-5, трёхтонка
   ЗИС-5В
   3075 кг, полная 6100 кг
   ЗИС-5, 73лс, рядный, 6-цил, 5550 см3
   410кг
   Бензин А-66
   Расход 35л в смешанном цикле
   Бак 60л, запас хода ~170км
   -
   г/п 3т, 4в2
   ЗИС-5В-военный упрощенный
   https://ru.wikipedia.org/wiki/ЗИС-5_(автомобиль)
  
  
   ЗИС(Москва), 1933-58гг
   + сборка УльЗИС, УралЗИС(Миасс)
   За время ВОВ выпущено 84100 шт
   ЗИС-6 
   4230кг,
   Полная
   8230кг
   ЗИС-5, 73лс, рядный, 6-цил, 5550 см3
   Контрольный расход 40л/100 км,
   Бак 105л, запас хода ~260км
  
   шестиколёсный (6х4) грузовик повышенной проходимости г/п 4т с двухскатной ошиновкой задних мостов
   https://ru.wikipedia.org/wiki/ЗИС-6
  
   С декабря 1933 года до 15 октября 1941 года произведено 21 239шт
  
   в октябре 1941 производство ЗИС-6 было прекращено. Ни в Миассе, ни в Ульяновске, куда из Москвы эвакуировали оборудование и специалистов завода имени Сталина, организовать производство такой сложной машины не смогли
   ЗИС-32 
  
   ЗИС-16
  
  
   полноприводный грузовик (4х4). Передний ведущий мост одноступенчатый с конической парой и ШРУС "Рцеппа".
  
   В 1941 выпущена партия из 197 ед.
   ЗИС-22, ЗИС-22М
   (ЗИС-42), ЗИС-42М
   Снаряженная 5268 кг
   ЗИС-5 73лс
   ЗИС-16, 85-88лс
   Потом обратно
   ЗИС-5 73лс
  
   Запас хода: по шоссе с прицепом 390 км, по лесным и просёлочным дорогам с прицепом -- 197 км
   Максимальная скорость на серийных машинах 33км/ч
  
   грузовики полу-гусеничные (арт/тягач), гусеницы
   резино-тканевые.
Отличался от ЗИС-22 конструкцией гусеничного движителя.
   г/п без прицепа 2250 кг, с прицепом 1500 кг, по снежной целине 1750кг
   Масса буксируемого прицепа 2750 кг, с перегрузкой 4750 кг
  
   Опытные образцы ЗИС-22 в 1938--1939, серийно выпускался в 1940--1941. Произведено 200 машин
   Опытные партии ЗИС-42 в 1942. В 1942--1944 серийно производился ЗИС-42М. Выпущено 6372 машины
  
  
  
  
  
   Studebaker US6
   4480кг
   Hercules JXD, 90лс, рядный, 6-цил, 5242см3
   Бензин КБ-70 позже А-72,
   Скорость максимальная: 69 км/ч, средняя по шоссе: без груза: 40 км/ч, с грузом: 30 км/ч
   Расход при смешанном цикле 38л, Бак 151,4л,
   Запас хода по шоссе: 400 км
   -
   6х6, 6х4, шрус "Рцеппа"
   г\п 2268кг (перегруз по шоссе до 5т)
   Несмотря на то, что официально Studebaker US6 имел г\п в 2,5т, была рекомендована г\п 4т. В 1945 году норму загрузки снизили до 3,5 т, хотя по хорошим грунтовым дорогам автомобиль мог возить до 5 т.
  
   https://ru.wikipedia.org/wiki/Studebaker_US6
  
   41-45гг, Studebaker
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Я-5,
   Я-5Коджу
  
  
   ЯГ-6
  
  
   4830 кг
  
  
  
   рядный, 6-цил, Hercules-YXC-B, 93,5лс, 7022см3
  
   рядный, 6-цил, дизель Коджу, 90лс, 9971см3
   "НАТИ-Коджу" /МД-23, 105лс(35г), 133лс (38г)
  
  
  
  
   Расход 43 л/100 км, бак 120л, запас хода 280км, Макс скорость: 50 км/ч
  
  
   ЯГ-6 с МД-23 расход 25л/100 км, скорость 70 км/ч
  
  
   Г/п по шоссе: 5т, по грунту: 3,5т.
  
   https://ru.wikipedia.org/wiki/Я-5
   https://os1.ru/article/4550-istoriya-razrabotki-dvigatelya-dlya-gruzovika-ya-5-pod-rukovodstvom-n-r-brilinga-dvigatel-kodju
  
   Производство МД-23 намечали развернуть на Уфимском моторостроительном заводе, однако завод выпустил только опытные партии. В дальнейшем завод перепрофилировали на выпуск авиационных двигателей.
   Я-12
   3390кг /6550кг
   GMC-4-71, 110лс
   средняя скорость по грунту с прицепом и грузом доходила до 13 км/ч, по шоссе  до 17 км/ч;
   максимальная скорость без прицепа на дорогах с твердым покрытием до 37 м/ч
   бак 124л+176л
   запас хода по шоссе ~100 км
  
   г/п 2т
   https://ru.wikipedia.org/wiki/Я-12
   http://www.bronetehnika.narod.ru/ya12/ya12.html
  
  
   1943-46, ЯАЗ
   Я-13
   снаряженная
   5,7т
   ЗИС-5 73лс
   ЗИС-5М до 80лс
   Максимальная расчетная скорость движения не превышала 20,2 км/ч (с двигателем ЗИС-5М -21,9 км/ч
  
   максимальная тяга оставалась на уровне 5400 кгс
   Масса прицепа 5 т
   http://www.bronetehnika.narod.ru/ya12/ya12_2.html
  
  
  
   Коминтерн (тягач)
  
   10,5
   КИН, 131,2лс,
   15л
  
  
   Г/п 2т
   Масса прицепа 12 т
   Нал. 1500
   34-40гг
   Харьковский паровозостроительный завод
   Ворошиловец
   15,5
   В-2В
  
  
   Г/п 3т
   Масса прицепа 22 т
  
   39-41гг
   Харьковский паровозостроительный завод
   "Сталинец-2"
   11,94т
   МТ-17, 15,5л,
   105лс
  
  
   Г/п 1,5т
   Масса прицепа 10т
   Вс. 1275
   38-42гг
   Челябинский тракторный завод
   СТЗ-5-НАТИ (СТЗ-НАТИ 2ТВ, СТЗ-5 "Сталинец") 
   5,84
   СТЗ-5
   52-56лс
   керосин или лигроин  148л + бензин или петрол 14л
  
   Г/п 1,5т
   Масса прицепа 4,5т
   Макс. скор по шоссе<22км/ч
   Часовой расход топлива при движении по шоссе, кг: без прицепа -- 10, с прицепом -- 12
   Минимальный расход топлива на 1 км пути (на 5-й передаче) по шоссе, кг: 0,8
   Вс.9944
   Нач.3438
   опытные серии - 1935-1936, серийное производство - 1937-1942
   Сталинградский тракторный завод
   БА-И
   3,86
   Ford Model АА, 40лс, 4цил
  
  
  
   Нал.79
   Снят с пр-ва 34г
   БА-3
   5,82
   ГАЗ-ААА 40 лс
  
  
  
   Нач. 143
   Снят с пр-ва в 36г
   БА-6
   5,12
   ГАЗ-А 40 лс
  
  
  
   Вс. 410
   Нал. 243
   Ижорский з-д(Ленингр.)
   Снят в 39г
   БА-10
   5,1
   ГАЗ 50 лс
  
  
  
   Вс. 3386
   Нал. 2676
   38-41гг
   Ижорский з-д(Ленингр.)
  
   БА-11
   8,13/
   8,65
   ЗИС-16/форс, 80/93лс, 6 цил
   ЗИС-Д-7, 96лс
  
  
  
   Вс. 17
   Нал.
   39-41гг
   Ижорский з-д(Ленингр.)
  
   БА-20
   2,27/ 2,32
   ГАЗ-М, 50лс
  
  
  
   Вс. 2079
   Нал. 1424
   36-42гг
   Выксунский з-д дро
   БА-27
   4,4
   Амо-ф-15 30лс
  
  
  
   Нал.193
   Снят с пр-ва 31г
   ЛБ-62
   5,15
   ГАЗ-202, 85лс
   Запас хода по шоссе 500км
  
   4х4 на ШРУС
   Всего 2 шт
   1940г, ГАЗ
   БА-64(А, Б)
   2,36 / 2,43т
   ГАЗ-ММ, 50лс
   3280куб
   Запас хода по шоссе, 500 и 600км
  
   4х4 на ШРУС, шасси ГАЗ-64, увеличена колея до 1446 мм
   Вс.9070
   Нал.--
   1942-46, ГАЗ,
   Б/корпуса З-д N 177(Выкса)
   Т-20 "Комсомолец"
  
   3,5
   ГАЗ-М, 50лс
   14,29 лс/т
  
   7-10мм
  
   37-41гг
   Всего 7780
   Нал. 6668шт
   N 37; И спец-производство ГАЗ
   Т-26
   10,28
   ГАЗ-Т-26, 6,6л,
   4 цил
   75-97лс/55,2кВт
   7,3-9,44 лс/т
   легкий грозненский бензин 1-го сорта или авиа-крекинг-бензин.
   Для питания танков Т-26 новых типов использовать только бензины первого и высшего сорта - не ниже Грозненского. Заливать в баки автомобильный бензин категорически запрещается во избежание возможности порчи материальной части
   Удельный расход топлива 285 г/л. с.ч. Запас хода, 220-240 км/ 2 бака суммарно на 290л или 121 л/100км
   15 мм
   В 1937 г. в автобронетанковых войсках насчитывалось 17 280 танков Т-26
   и 1428 броне-автомобилей
   всего10 032
   нал.?
   З-д "Большевик"/ N 174 (Ленинград)
  
   СТЗ (Сталинград)
    т-27
   2,7
   ГАЗ-А 40 лс
   14,81 лс/т
   3285 см.куб, 4цилиндра
   тяжелые сорта грозненского и бакинского бензина (второй сорт)
   10мм
   7,62-мм пулемёт ДТ
   31-34гг
   Произв.3342шт
   нал. 2558
   З-д N 2 ВАТО/N 37 (Москва)
   З-д Большевик/N 174 (Ленинград)
   З-д N 2 ВАТО/N 37 (Москва)
   ЗиО(Подольск)
   Т-37А
   3,2
   ГАЗ-АА 40 лс
   12,5 лс/т
  
   тяжелые сорта грозненского и бакинского бензина (второй сорт)
   8мм
   7,62-мм ДТ
   33-36гг
   Нал 2331шт
   З-д N 2 ВАТО (N 37) (Москва)
   ГАЗ (Горький)
   КЭС-ЗиО(Подольск)
   Т-38
   3,3
   ГАЗ-АА 40лс
   12,1 лс/т
  
   тяжелые сорта грозненского и бакинского бензина (второй сорт)
   6-9мм
   7,62-мм ДТ
   36-39гг
   1415шт
   Нал. 1129шт
   З-д N 37 (Москва)
   Т-40/ т-30
   5,5
   ГАЗ-11 модель 202 -70/85лс
   3,8л, 6 цил
   12,7 лс/т
   Автобензин
   13-20мм
   12,7-мм ДШК
   7,62-мм ДТ
   40-42гг
   Вс.952шт
   Нал.132
   З-д N 37 (Москва/ Свердловск)
   завод N 38 в Кирове
   ЗиО(Подольск)
   Т-60
   5,8-6,4
   ГАЗ-202 76л.с
   6цил 3480 к.см, 13,1-11,88лс/т
   Мог ГАЗ-М1 50лс, ГАЗ-ММ 40лс
   Автобензин
   Два топл/бака на 320л Запаса топлива по шоссе 450 км, поздние танки с усилением брони - 410 км
   10-35мм
   20-мм ТНШ или ШВАК
   Сент.1941г
   Вс.5720шт
   Нал. -
  
  
   N 38 в Кирове
   ГАЗ
   ЗиО(Подольск),
   Красноармейский судостроительный завод (N 264) г. Сталинграда,
   Ижорские_заводы,
  

Т-70

   10.1
   спаренные  ГАЗ-202, т.е.
   ГАЗ-203, л.с. - 2х70
   Авиабензин КБ-70 или Б-70. В исключительных случаях допускается работа на крекинг-бензине 2-го сорта (автобензин). Ни в коем случае нельзя пользоваться грозненским бензином 1-го сорта, а также бензином с примесью лигроина или керосина.
Ёмкость топливных баков 440л
   Запас хода пересеченка 360км, шоссе 450км
   Расход 200л/100км по пересеченке, 160 проселок
   борт 15, корма 25, лоб 35 и 45мм
   маска орудия 50+15
  
   Всего 8226
   Нал. -
   42-43
   ГАЗ,
   З-д N 38(Киров),
   З-д N 37(Свердловск)
   Бронекорпуса - заводы из гг Выкса, Кулебаки, Саратов

Т-50

  
   рядный 6-цил дизель В-4, 300лс
  
   баки 350 л, запаса хода по шоссе 344 км
   12, 15, 25, 30 и 37
   Строенная установка пушки 20-К и 2х пулемётов ДТ
   https://arsenal-info.ru/pub/tanki/tank-t-50-tth-video-foto-skorost-bronya
   Вс.65-75
   41-42гг, з-д N 174 (Ленинград),
   1 опытный образец Кировского завода

т-80/ 1943г

  
  
  
  
  
  
   N 592 /40 (мытищи)

Су-76

  
  
  
  
  
  
  
   БТ-2
   11,3
   М-5 400 л. с.
   35,4 лс/т
   М-17б
   авиационный бензин или бензин 1-го сорта,
   бакинский бензин 2-го сорта
   экспортный Октановое число 75, Свинцовый бензин '2.Г.'
   Октановое число 90
   13-16мм
  
   на 1 января 1935 года в РККА числились 417 пулеметных и 173 пушечных танка. Еще 20 машин находились в ремонте и на складах, но их вооружение неизвестно.
  
   БТ-5
   11,5
   М-5 365/400 л. с.
   31,74/34,8 лс/т
   бензин авиационный или специальный танковый
   Емкость баков 360л,
Запас хода по топливу: по шоссе, на колёсах 200 км / на гусеницах 150 км;
Расход 180л/100км
   10-13мм
  
   1703
  
   БТ-7 (37г)
   13,8
   М-17Т 450лс
   32,6 лс/т
   бакинский бензин 2-го сорта,
   Авиационный бензин марки Б-70,
   смесь бензина и бензола
   Общая емкость бензобаков 790 л, расход при движении на колёсах до 1,5-1,6 кг/км
  
   Запас хода по шоссе, км
   375 на гусеницах, 460 на колёсах (БТ-7)
   расход топлива 172-212л/100км
  
   10-22мм
  
   произведено 5763
   5266
  
   БТ-7А
   14,65
   В-2 500 лс
   34,2 лс/т
   Соляр
   Общая емкость бензобаков 790 л, Запас хода по шоссе 600км на гусеницах, 700км на колёсах (БТ-7М)
расход топлива 113-132л/100 км
  
   13-20мм
   76-мм пушкой образца 1927/32 годов (КТ) и тремя пулемётами ДТ
   В опытном порядке 76-мм пушки Л-11 и Ф-32
   Произведено 134
на 41г 117 
  
   Т-28
   25,4
   М-17Т 450/500лс
   17,7-19,69лс/т
   бакинский бензин 2-го сорта
   15-30мм
   Калибр и марка пушки 76,2-мм КТ-28 обр. 1927/32 годов / 76,2-мм Л-10 (с 1938 года)
   Всего 502
на 41г
   2й кат 292;
3й кат. 100;
4 й кат. 89/21;
всего 481/21
  
   Т-111, изделие 111, также Т-46-5
   28-32т
   МТ-5-1, 320 лс
   Скорость по шоссе 31км/ч
   по пересечённой местности 16км/ч
   Запас хода по шоссе 90км,
   по пересечённой местности 126км
  
   https://ru.wikipedia.org/wiki/Т-111
  
   Единственный экземпляр был изготовлен в апреле 1938 года
   Кб з-да N185 им кирова
   т-34
   26,5--30,9
   В-2-34, 500 лс
   38,8л, v12
   18,87-16,18лс/т
   Соляр
   Танки ранних выпусков шесть внутренних баков общей ёмкостью 460 л., на машинах поздних выпусков число внутренних баков восемь, общая ёмкость -- до 540 л.

Общая ёмкость четырёх наружных бортовых топливных баков на ранних машинах составляла 134 л, на Т-34 выпуска 1942 года два кормовых 134 л, на танках поздних выпусков -- двумя, а затем тремя цилиндрическими бортовыми баками ёмкостью 90 л. каждый. 180 - 270л
   Запас хода 300 км, т-34-85 400км, расход 153л/100км
   40-45мм
  
   Нал.1110
  
   КВ-1
   43/39г 47,5/41г
   В-2К 600 лс
   13,95-12,63 лс/т
   Соляр
  
  
   39-42гг
   Вс.3267шт
   Нал.386шт
  
  
   Плотность дизеля 0,840 кг/литр
   Плотность бензина 0,730 кг/литр
  
   200л бочка дизеля 168 кг + 13..26 кг до 194кг
   200л бочка бензина 146 кг + 13..26 кг до 172кг
   Полуторка 20л/100 км, запас хода 600км требует 120л, объем своего бака 68л
   Мтлб 125/100км, на 600км нбх 750л, Два топливных бака емкостью по 500л, г/п 3,5т
  
   http://www.dogswar.ru/text/tank-motors.htm
  
   1- я категория -- новое, не бывшее в эксплуатации, отвечающее требованиям технических условий и вполне годное к использованию по прямому назначению. 
   2- я категория -- имущество, находившееся в эксплуатации, вполне исправное и годное к использованию по прямому назначению. Сюда же относится имущество, требующее текущего ремонта.  
   3-я категория -- имущество, требующее ремонта в мастерских округа (средний ремонт).
   4-я категория -- имущество, требующее ремонта в центральных мастерских и на заводах промышленности (капитальный ремонт).
   5-я категория -- негодное имущество.
  
  
   Советский ГОСТ на авиабензины
   https://ru.wikipedia.org/wiki/Авиационное_топливо
   БТ-2 (М-5-400) - (400/1650-27,0/127/5,4): '...Основное горючее - авиационный бензин или бензин 1 сорта...' [Наставление. 'Танк БТ'. 1932].
   ***
   (М-17б) - (680/1600-46,9/160/6,0): '...1) Бакинский бензин 2-го сорта экспортный. Удельный вес смеси = 0,748-0,754 при + 15 ?С. Октановое число 75... 3) Свинцовый бензин '2.Г.' окт. ч. 87...' (здесь и далее, размерность удельного веса 'р' - г/куб.см) [Я.Я.Платонов. 'Альбом по техэксплуатации...Р5 и ТБ3...'. 1934].
   ***
   (М-17б) - (730/1630-46,9/160/7,3): '...3) Бакинский экспортный бензин 2-го сорта с примесью 2 см3 этиловой жидкости на каждый литр бензина (свинцовый бензин). '2.Б.' Октановое число 90...' [Я.Я.Платонов. 'Альбом по техэксплуатации...Р5 и ТБ3...'. 1934].
   ГАЗ-АА (***) - (42/2600-3,3/98/4,2): '...В СССР стандартными топливами для автомобильных двигателей служат тяжелые сорта грозненского и бакинского бензина (второй сорт), удельные веса которых колеблются в пределах от 0,740 до 0,755...' [А.В.Карягин. 'Автомобили ГАЗ'. 1935].
   ЗиС-5 (***) - (73/2300-5,6/102/4,6) '...Топливом для автомобильных двигателей ЗиС служит бензин 2-го сорта... Удельный вес бакинских бензинов равен 0,66-0,74, грозненских бензинов - 0,74-0,75...' [Г.Н.Ханин. 'Автомобили ЗиС-5 и АМО-3'. 1935].
   БТ-5 (М-5) - (365/1650-27,0/127/4,7): '...Основное горючее - авиационный бензин или специальный танковый бензин...' [Наставление. 'Танк БТ-5'. 1935].
   БТ-5 (М-5) - (400/1650-27,0/127/5,4): '...Основное горючее - авиационный бензин или специальный танковый бензин...' [Наставление. 'Танк БТ-5'. 1935]. Т-28 (М-17) - (500/1445-46,5/160/5,3): '...Топливо: бакинский бензин II сорта. Удельный вес: 0,752-0,755...' [Наставление. 'Танк Т-28. 1935].
  
   Т-26 (***) - (90/2300-6,6/120/4,8): '...Сорт горючего - бензин первого сорта...' [П.Иевлев. 'Танк Т-26'. 1936].
   ***
   (М-17ф) - (715/1665-46,9/160/6,0): '...Топливо для моторов со степенью сжатия Е-6 применяется... Бакинский бензин '30', удельный вес 0,748-0,755...' [С.Ф.Ткачев. 'Авиамотор М-17'. 1937].
  
   БТ-7 (М-17Т) - (400/1650-46,9/160/6,0): '...Основное топливо - бакинский бензин 2-го сорта, уд.вес - 0,75...' [Наставление. 'Танк БТ-7'. 1938].
  
   Т-26 (***) - (91/2100-6,6/120/4,8) '...Топливо: легкий грозненский бензин 1-го сорта или авиа-крекинг-бензин...' [Руководство службы. 'Танк Т-26'. 1940].
   Т-26 (***) - (***): '...Для питания танков Т-26 новых типов использовать только бензины первого и высшего сорта - не ниже Грозненского. Заливать в баки автомобильный бензин категорически запрещается во избежание возможности порчи материальной части...' [ГВИЗ. 'Опыт эксплуатации легких танков'. 1940] (сетевая информация, источник не обнаружен).
   *** (М-11) - (110/1670-8,6/125/5,0): '...топливо (октановое число топлива 57-59)... грозненский авиабензин, уд. в. 0,700-0,720 при t=+15?С...' [А.С.Вотинцев. 'Авиамотор М-11'. 1941].
  
   БТ-7 (М-17Т) - (400/1650-46,9/160/6,0): '...Топливо для двигателя: Авиационный бензин марки Б-70...' [Руководство службы. 'Танк БТ-7'. 1941].
   В 1941 г. танки Т-35, Т-28, все модели БТ (кроме БТ-7М) и все модели Т-26 планировалось заправлять бензином КБ-70.
   Все автомобили (в том числе, ЗиС-101), бронеавтомобили, танки Т-37А, Т-38, Т-40 и мотоциклы - автобензином.
   Тягачи (трактора) 'Коминтерн', 'Комсомолец', 'Коммунар', ЧТЗ-60 и частично СТЗ-3, СТЗ-5, ЧТЗ-65 и С-2 - автобензином [А.А.Мелия. 'Мобподготовка нархоза СССР'. 2004].
   Т-70 (ГАЗ-202) - (***): '...Применяемое топливо Авиабензин КБ-70 или Б-70. В исключительных случаях допускается работа на крекинг-бензине 2-го сорта (автобензин). Ни в коем случае нельзя пользоваться грозненским бензином 1-го сорта, а также бензином с примесью лигроина или керосина...' [Руководство службы. Танк Т-70. ????] (сетевая информация, источник не обнаружен).
   СУ-76 и Т-70 (ГАЗ-202) - (70/3400-3,5/82/5,6): '...Сорт топлива: КБ-70 или Б-70...' [З.Н.Козак. 'ТО СУ-76 и Т-70'. 1944].
   Источник: http://www.dogswar.ru/stat-o-wow/7954-tankovyi-aviabenzin-.html ? dogswar.ru
  
   Броня, бронекорпуса и башни
   Основной "броневой базой" стали Ижорский, Кулебакский, Мариупольский заводы и Подольский крекинг-завод. Броневая база создавалась и на Урале...
  
   Москва и окрестности
   https://ru.wikipedia.org/wiki/Научно-исследовательский_институт_дальней_радиосвязи, ВАТО /з-д N37 /180
   https://ru.wikipedia.org/wiki/ЗиО-Подольск
   https://ru.wikipedia.org/wiki/Коломенский_завод (паровозостроительный)
   https://ru.wikipedia.org/wiki/Мытищинский_машиностроительный_завод, окб-40, Астров
   московский завод AMO
   Московский судостроительный и судоремонтный завод с 36г
   https://cruiseinform.ru/catalog/05/051/mssz/
  
   https://ru.wikipedia.org/wiki/Кировский_машзавод_1_Мая
   https://ru.wikipedia.org/wiki/Ижорские_заводы
   Выксунский завод дробильно-размольного оборудования (дро)
   https://ru.wikipedia.org/wiki/Новокраматорский_машиностроительный_завод
   https://ru.wikipedia.org/wiki/Луганский_тепловозостроительный_завод
   https://ru.wikipedia.org/wiki/Мариупольский_металлургический_комбинат_имени_Ильича
   https://ru.wikipedia.org/wiki/Выксунский_металлургический_завод
   https://ru.wikipedia.org/wiki/Чусовской_металлургический_завод
   Макеевского металлургического завода
   Красноармейский судостроительный завод (N 264) г. Сталинграда
  
   http://tankfront.ru/ussr/industry/nktp.html
   http://tankfront.ru/ussr/industry/predpriyatia.html
   http://tankfront.ru/ussr/industry/sp.html
  -- Завод N 183 Нижнетагильский вагоностроительный завод.
  -- Кировский завод (Челябинский Кировский завод).
  -- Завод N 112 "Красное Сормово".
  -- Уральский завод тяжелого машиностроения.
  -- Завод N 174.
  -- Сталинградский тракторный завод.
  
   N 185 им. Кирова
   В сентябре 1933 года OKMO был преобразован в самостоятельный завод опытного машинострое-ния N 185 им. Кирова Спецмаштреста Народно-го комиссариата тяжелой промышленности. Дирек-тором был назначен Н. В. Барыков, гл. конструк-тором С. А. Гинзбург.
  
   Завод Серп и Молот (Москва)
   https://ru.wikipedia.org/wiki/Серп_и_Молот_(завод,_Москва)
   В 1883 году французским предпринимателем Юлием Гужоном было основано Товарищество Московского металлического завода. Завод был построен недалеко от Рогожской заставы.
   Площадь Рогожская Застава (в 1923--1955 годах -- Застава Ильича, в 1955--1992 годах -- площадь Ильича) -- площадь в центре Москвы на Камер-Коллежском валу. Расположена в Таганском районе между улицами Сергия Радонежского, Золоторожский Вал, Рогожский Вал, Школьной, Рабочей и Международной и бульваром Энтузиастов. На площади находятся станции метро "Римская" и "Площадь Ильича".
   Современная площадь включает территорию бывших Рогожской Сенной (Сенной) площади и площади Рогожской Заставы, названных по существовавшей здесь в XVIII веке Рогожской заставе Камер-Коллежского вала. Застава получила название по находившейся здесь в XVI веке Рогожской ямской слободе, население которой обслуживало перевозки по дороге, ведущей в село Рогожь (позднее город Богородск, ныне Ногинск). Сенной площадь называлась в связи с тем, что на ней торговали сеном. Рогожская Сенная площадь в 1919 году была переименована в площадь Ильича (по отчеству В. И. Ленина). Площадь Рогожская Застава в 1923 году переименована в площадь Застава Ильича, а в 1955 году включена в состав площади Ильича. В 1992 году площади возвращено историческое название -- площадь Рогожская Застава.
  
   В 1890 году на заводе была запущена первая мартеновская печь.
   В 1913 году работали уже семь мартеновских печей, выплавлявшие более 90 000 тонн стали в год, несколько мелкосортных и листопрокатных станов. Завод выпускал главным образом простое железо, железную проволоку, гвозди, болты и др.
   В 1918 году завод был национализирован. К тому времени в результате Первой мировой войны и связанной с ней разрухи выпуск продукции заводом уменьшился в 50 раз по сравнению с уровнем 1913 года.
   7 ноября 1922 года "по просьбе трудящихся" предприятие было переименовано в "Московский металлургический завод "Серп и молот"" (Большой металлургический завод "Серп и молот").
   К 1928 году производство выходит на уровень 1913 года.
   В 1931 году завод вошёл во вновь организованное объединение "Спецсталь".
   В последующие три года была создана техническая база с современным для того времени оборудованием и освоена новая технология производства продукции из качественной стали. Были построены корпуса фасонно-литейного, калибровочного и лентопрокатного цехов; установлены первые электропечи, волочильные станы, термические и травильные агрегаты.
   В 1932 году на новом стане холодной прокатки впервые в стране был освоен выпуск ленты толщиной 0,1--1,0 мм из нержавеющей стали.
   В 1939 году за доблестный труд в годы первых пятилеток и успешное выполнение государственных заданий завод был награждён орденом Ленина.
   Во время Великой Отечественной войны завод выпускал оружейную продукцию для фронта. В частности, в 1944--1945 гг. изготавливал башни для танков ИС-2.
   В 1945 году за заслуги в обеспечении фронта завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
   Музей "Серпа и Молота" можно проследить всю историю создания предприятия, увидеть старые фотографии и образцы продукции, прочитать раритетные выпуски газеты "Мартеновка". Директор музея Раиса Николаевна
  
   С 1931 специализируется на производстве продукции из качественной стали. В 1929--35 проведена реконструкция завода: возведены новые мартеновские печи, модернизированы прокатные станы и нагревательные печи, построены новые пролёты для отделки проката, пущен первый в стране цех холодной прокатки ленты из нержавеющей стали. Заводу была отведена новая территория, на которой построили 2-й сталеплавильный цех с мартеновскими и дуговыми печами и фасонно-литейным отделением, калибровочный и канатный цехи.
   В годы Великой Отечественной войны 1941-- 45 завод производил продукцию для фронта.
  
   АО "Металлургический завод "Электросталь""
   Московская область, Электросталь, Железнодорожная ул., 1
   17 ноября 1917 года на заводе "Электросталь" была произведена первая плавка. Эта дата считается днём рождения завода.
   В 1923 году выплавлена первая в стране нержавеющая сталь, в 1924 году освоено производство магнитной стали, в 1926 году -- производство шарикоподшипниковой стали, в 1932 году получены первые партии нихрома. В эти же годы успешно осваивается ковка и прокатка легированной стали, производство серебрянки различных марок.
   Электростальцы успешно выполняли задания Государственного комитета обороны в годы войны, выпуская сталь для производства "катюш", танков Т-34, штурмовиков Ил-2. Завезённая с завода на восток страны и оставленная там значительная часть оборудования послужила основой создания на Урале ряда предприятий и производств и также сыграла большую роль в укреплении арсенала воюющей армии.
   В марте 1945 года за выдающиеся заслуги в обеспечении страны высококачественным металлом и выполнение специальных заданий ГКО завод награждён орденом Ленина.
   https://ru.wikipedia.org/wiki/Электросталь_(завод)
  
  
   Завод N 180 НКТП, Подольский государственный паровозоремонтный завод ВСНХ, НКПС, Крекинго-электровозостроительный завод (КЭС) ВСНХ, НКТП, Подольский завод им. Орджоникидзе (ЗиО) НКТП, НКнефти    /г. Подольск Московской обл. п/я 30; г. Саратов/
   29 апреля 1919 года было подписано постановление Совета Обороны о строительстве паровозоремонтного завода в г. Подольске.
   2 мая 1919 года на ремонт поставлен первый паровоз. Именно с этого дня начал своё существование Подольский паровозоремонтный завод, развернутый на площадке кабельного и меднопрокатного завода
   23-29 апреля 1929 г. получил название Подольский крекинго-электровозостроительный завод (КЭС).
   "...Подольский Крекинг завод. Программа по корпусам Т-27 выполнена полностью. По Т-37 подано в течение первого полугодия вместо 250 запланированных только один кондиционный корпус. Основной причиной такого положения является переход на штамповку и цементацию без достаточно серьёзных предварительных опытов и подготовительных работ. В настоящее время можно сказать, что завод штамповкой овладевает. Дальнейшее выполнение программы зависит от подачи кондиционного бронелиста с Кулебакского завода, который до мая-июня бронелиста не подавал из-за отсутствия ферросплавов. В настоящее время на заводе имеются кондиционные ферросплавы и завод начал подавать броневой лист..."
   8 апреля 1939 года по просьбе рабочих заводу было присвоено имя наркома тяжелой промышленности Григория Константиновича Орджоникидзе (1886-1937), застрелившегося 18 февраля 1937 года, и стал называться Подольский крекинго-электровозостроительный завод им. Орджоникидзе.
   https://www.podolsk.ru/about/n2705.html
   https://ru.wikipedia.org/wiki/ЗиО-Подольск
   Во второй половине октября приближение немецких войск к Москве вынудило эвакуировать завод в Свердловск, в цеха "Уралтрансмаша"[4].
   25 декабря 1941 года Подольский завод под N 125(Свердловск) был передан в ведение Наркомата авиационной промышленности.
  
   Завод N 2 ВАТО/ Завод N 37 ()
   В 1922 году в результате объединения с Броневым автомобильным ремонтным заводом, располагавшимся на улице Матросская Тишина, образован "2-й автобронетанковый ремонтный завод". В 1929 году предприятие получило название "Завод N 2 Всесоюзного автотракторного объединения" (Завод N 2 ВАТО).
   В 1930-е годы начинается выпуск лёгких танков Т-27 и артиллерийских тягачей, разработанных под руководством главного конструктора Н. А. Астрова. В 1933 году завод передаётся в состав "Спецмаштреста" (Треста специального машиностроения НКТП), до 1936 года здесь было произведено 2546 лёгких плавающих танков Т-37А, затем их сменили Т-38. В 1933 году предприятие получает наименование "Завод N 37 Спецмаштреста", а в 1939 -- "имени Серго Орджоникидзе"и приступает к выпуску Т-40. Завод становится одним из центров советского лёгкого танкостроения.
   Особое место в производственной программе предприятия занимает разработанный здесь лёгкий танк Т-60, выпуск которого на заводе был налажен вскоре после начала Великой Отечественной войны -- в августе 1941 года; уже в конце сентября танки Т-60 получили боевое крещение в оборонительных боях под Полтавой. Всего в 1941--1942 гг. советские танковые заводы выпустили почти 6 тыс. маневренных и хорошо вооружённых машин данной серии, прозванных немецкими солдатами "неистребимой саранчой". Эти танки принимали участие в Битве за Москву, а 48 танков Т-60 прошло по Красной площади во время знаменитого военного парада 7 ноября 1941 года. В ходе прорыва блокады Ленинграда участвовали и танки Т-60: 18 января 1943 года укомплектованная в основном ими 61-я танковая бригада Ленинградского фронта встретилась с наступавшими ей навстречу частями 18-й стрелковой дивизии Волховского фронта, прорвав кольцо блокады. Принимали участие эти танки и в разгроме Квантунской армии в августе 1945 года.
   В октябре 1941 года из-за высокой вероятности захвата Москвы немецкими войсками коллектив и оборудование завода были эвакуированы в Свердловск, на площадки Уралтрансмаша, но уже с января 1942 года в неотапливаемых московских производственных корпусах под именем "Авторемонтный завод N 6" (АРЗ-6) производится восстановление и модернизация отечественной и трофейной бронетехники. Здесь было налажено производство самоходных артиллерийских установок СУ-76и на базе трофейных танков PzKpfw III, а также, при участии учёных МВТУ, корпусов 82-мм мин[5].
   Летом 1942 года коллектив и оборудование в Свердловске были переподчинены заводу "Большевик", а московскому предприятию возвращено наименование "Завод N 37".
   В 1949 году завод N 37 передан в ведение Министерство промышленности средств связи СССР (МПСС) и приступил к освоению совершенно новой продукции -- радиолокационных станций, что потребовало перепланировки и переподготовки всех служб предприятия.
   https://ru.wikipedia.org/wiki/Научно-исследовательский_институт_дальней_радиосвязи
  
   Московский судостроительный и судоремонтный завод с 36г
   https://cruiseinform.ru/catalog/05/051/mssz/
   Именно здесь, на улице Речников, д.7, в 1936 году был введен в действие Московский судостроительный и судоремонтный завод (МССЗ). Основная работа предприятия заключалась в судостроении и ремонте самоходного флота, а также в изготовлении судовых механизмов и светосигнальной аппаратуры.
Около завода появился рабочий поселок, который считался старейшей жилой застройкой на территории района.
Первое судно коллектив завода построил в 1938 году. Предприятие работало над производством речных и озерных пассажирских теплоходов по проектам "Москвич", "ОМ", "Москва", "Московский".
  
   Коломенский паровозостроительный завод
   В 1870 году предприятие было преобразовано АО "Коломенский машиностроительный завод"
   В 1935 году заводу присвоено имя В. В. Куйбышева. Завод награждён орденом Ленина (1939), орденом Трудового Красного Знамени (1945) и орденом Октябрьской Революции (1971).
   https://ru.wikipedia.org/wiki/Коломенский_завод (паровозостроительный)
  
  
   Кулебакский металлургический завод
   Находится в городе Кулебаки Нижегородской области
   Предприятие основано как Кулебакский горный завод местным помещиком, владельцем села Кулебаки, коллежским асессором Н. Г. Фёдоровым. 19 мая 1861 года Департаментом горных и соляных дел Московского Горного Управления Министерства финансов выдано разрешение на добычу Н. Г. Фёдоровым железной руды в окрестностях Кулебак, в 1866 году запущена первая доменная печь, и этот момент считается датой основания завода.
   С 1909 года стал именоваться Кулебакский чугуноплавильный, чугунолитейный, железо-стале-делательный завод Общества Коломенского машиностроительного завода.
   1937 - 1938 - директор С.К. Рабинович
   1938 - 1940 - директор А.А. Байчер
   1940 - 1945 - директор И.Ф. Скиба
   https://ru.wikipedia.org/wiki/Кулебакский_металлургический_завод
  
   Навашинский машиностроительный завод
   В 1907 году построена судоверфь возле села Липня, (Навашинский судостроительный завод). Верфь расположилась в 30 км от Кулебак, на берегу затона, образованного старым руслом Оки и получила название Мордовщиковская судоверфь по названию близлежащей деревни Мордовщиково (Мордовщики).
   1 октября 1928 года верфь получила новое название Мордовщиковский судомостостроительный завод (СМЗ). Данные по названиям предприятия в советский период разнятся. Упоминаются названия Мордовщиковский судостроительный завод, Мордовщиковский судомостовой завод N 342, судостроительный завод N 342, предприятие п/я N 31, Навашинский машиностроительный завод, Навашинский судостроительный завод "Ока".
   Во время Великой отечественной войны помимо понтонных парков изготавливалась другая оборонная продукция: детали реактивных снарядов М-8, корпуса авиабомб ФАБ-250, бронированные огневые точки, противотанковые ежи, траловые баржи, бронированные башни на катера. В первые послевоенные годы началось восстановление судостроительного производства, возобновляется выпуск морских и речных барж, внедряется технология электросварки под флюсом, секторная резка металла, секционная сборка судов, применение гофрированных конструкций.
   С 1933 года верфь приступает к производству понтонных парков Н2П, а также катеров к понтонному парку СП-19 и отдельных конструкций парка НЛП. В Великую отечественную войну также освоен тяжёлый понтонно-мостовой парк ТМП. Завод стал ведущим изготовителем понтонных переправ в СССР и позже в РФ, на заводе создается конструкторское бюро по их разработке.
  
   https://ru.wikipedia.org/wiki/Окская_судоверфь
  
   Выксунский металлургический завод (ВМЗ) -- один из старейших центров российской металлургии, основан в 1757 году. Один из лидеров трубного и колесопрокатного производств в России, участник крупнейших российских и мировых нефтегазовых проектов. Относится к трубным заводам "Большой восьмёрки". С 1999 года входит в состав "Объединённой металлургической компании". Находится на территории города Выкса (Нижегородская область).
   С начала Великой Отечественной войны  все предприятия Выксы получили оборонные задания. Металлургический завод освоил выпуск броневой стали, а также специальных труб для реактивных установок, корпусов снарядов, шанцевого инструмента, кроватей для госпиталей.
  
   Выксунский завод дробильно-размольного оборудования (ДРО) приступил к серийному производству бронекорпусов для танков и самоходок, бронированных кабин самолётов, бронетранспортёров для авиадесантных операций. Выпускали выксунцы корпуса миномётов и реактивных  снарядов, мин и авиабомб, оборудование для бронепоезда "Илья Муромец". На предприятиях города были созданы десятки ударных фронтовых бригад.  Завод дробильно-размольного оборудования наладил выпуск: бронеавтомобилей БА-20, бронекорпусов лёгких танков Т-60, Т-70, бронекорпусов артиллерийских установок САУ-76, погонов для танков Т-34, бронекорпусов к самолёту ИЛ -2, деталей для бронепоездов и аэросаней, корпусов мин М-72, корпусов авиабомб ФАБ-50, корпусов снарядов для "Катюши".  
  
   Чусовской металлургический завод
   Один из старейших заводов Урала, расположенный в городе Чусовом Пермского края. Основан в 1879 году Франко-Русским уральским акционерным обществом, созданным князем С. М. Голицыным и французом Ш. Барруеном. Заложенный по французскому проекту, завод долгое время был самым современным металлургическим предприятием Урала. В составе завода действовали две домны и две мартеновские печи. Работа завода полностью обеспечивалась современными на тот момент паровыми машинами. Иностранные капиталисты постоянно развивали завод, получавший стабильный доход.
   В 1913 году на Чусовском заводе было выплавлено 1,4 млн пудов чугуна и 2,8 млн пудов стали.
   В 1930 году правительством было принято решение о специализации завода по выпуску качественных сталей и проката с производством в перспективе рессорной полосы для развивающейся автотракторной промышленности. В 1931 году была построена самая крупная по тем временам доменная печь N 3 объёмом 280 м3, в 1935 году на ней начата опытная плавка ванадиевого чугуна. 13 января 1936 года на Чусовском металлургическом заводе был получен первый отечественный феррованадий
   в годы Великой Отечественной войны как единственное в Пермской области предприятие с полным металлургическим циклом. Первые шесть месяцев войны стали тяжелейшим испытанием для чусовской промышленности, производственная программа завода в 1941 г. выполнена на 85%.
   Возникла необходимость проведения на заводе масштабной реконструкции, строительства и модернизации с целью значительного увеличения мощности производства, чтобы в полном объеме обеспечивать потребности Красной армии.
   Фактически годы войны для ЧМЗ стали временем реализации предвоенных планов по расширению объемов производства на заводе. Для исполнения этих решений в Чусовой в ноябре 1941 г. прибыл строительный батальон N758, а позднее -- батальон N1275, на базе которых сформировалась отдельная строительно-монтажная часть N63. Она занималась строительством объектов ЧМЗ. Также на предприятии было установлено оборудование с эвакуированных предприятий из Енакиево (Донецкая обл.), Керчи, Липецка, Днепропетровска.
   За четыре месяца войны численность населения Чусового выросла на 12 тыс. человек за счет эвакуированного населения с оккупированных фашистами территорий. Всех их обеспечили жильем и работой.
   Осенью 1941 г. в городе начали работать три эвакогоспиталя и один -- в Верхнечусовских Городках. Первая партия раненых прибыла в Чусовой еще 22 августа 1941 г.
   С уходом в армию мужчин их места на производстве заняли женщины и подростки, на завод прибыли специалисты с эвакуированных предприятий. В конце 1941 г. прокатчики ЧМЗ освоили выпуск броневого листа, в наскоро приспособленном помещении создали термический цех для закалки брони. 15 октября начал действовать спеццех N2 (снарядный), получивший первоначально неутепленное здание разметочной мастерской мостокотельного цеха. Заводские строители всего за 30 дней расширили его, утеплили, подготовили фундаменты под станки. Спеццех N1, размещенный в специально сооруженной пристройке к корпусу механического цеха и оснащенный списанными и запасными станками, зимой 1941--1942 гг. освоил изготовление частей для минометов и другого вооружения.
   Завод в годы войны выпускал боеприпасы и вооружение: боеголовки снарядов для реактивных минометов "Катюша", корпуса осколочных 45-миллиметровых снарядов к противотанковым пушкам, фугасные огнеметы, толстый броневой лист для танков Т-60 и Т-34 и даже броневой лист для касок, которые выпускал завод соседнего города Лысьвы.
   В 1942 г. по инициативе и на средства железнодорожников для бойцов Северо-Западного фронта была построена поезд-баня, а совместно с заводчанами -- бронепоезд "Чусовской рабочий"..
   В 1943 году по требованию Государственного комитета обороны за рекордно короткий срок (семь месяцев) была построена доменная печь N 2-бис, что дало возможность увеличить производство чугуна в три раза. В условиях военного времени осваиваются новые, более качественные марки стали, выпускается броневой лист, идущий на производство танков. Завод выпускает фугасные огнемёты, детали к знаменитой "Катюше" и противотанковой пушке
   В конце I квартала 1944 г. на ЧМЗ ввели в эксплуатацию бессемеровский цех в составе одного конвертера. Это еще один важный шаг по пути расширения и совершенствования металлургического производства. Здесь освоили выплавку автоматной стали, превосходящей по своим качествам американскую, и ванадиевого шлака. В августе был закончен монтаж второго бессемеровского конвертора, 5 января 1945 г. поставлена на сушку мартеновская печь N5. Следом вошли в строй конвертер и мартеновская печь N6. Таким образом, строительство дуплекс-цеха завершилось.
   Во время Великой Отечественной войны в Чусовой были эвакуированы жители Украины, в том числе много артистов. В 1943 г. на базе клуба им. Карла Маркса создали Чусовской государственный драматический театр.
  
  
   т-70
   https://victorymuseum.ru/external-navigation/bronetekhnika/38145/
  
   Torsion_

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"