Аннотация: Михаил Вайскопф, известный писатель, литературовед, славист.
Выдержки из статьи М. Вайскопфа
"Мы были как во сне"
...Соотнесение СССР с Египтом сделалось настолько привычным, что удерживалось даже с тех условиях, когда оно теряло смысл, - например, у В. Тарасова в стихотворении 1991 года "Час красного змея", где сообразно обыгрывается ленинская мумия:
О мавзолей!
О блеск захороненья!
Расея - мумия.
Бай-бай, Тутанхамон.
Примерно, тогда же Михаил Король описывает предотъездные хлопоты: "Фиолетово, уныло плещет справками Египетская Русь". Ср. у Риты Бальминой:
В надежде на "авось" и "если"
Мы вырывали наши корни,
Мы обрывали наши песни -
И песни застревали в горле.
Нырни безродною пираньей
В аквариум аэропорта,
Неисполнимое желанье
Послать таможенника к черту,
В томленье очереди куцей...
И хочется назад рвануться
Без всяких видимых причин, -
Но корвалол прощальный выпит,
Прощай мельчающий Египет,
Твой силуэт неразличим.
Черпая вдохновение в сакральных прецендентах, литература нового Исхода - творившаяся, как уже говорилось, не только в Израиле, но и в России, еще до переезда - органически тяготела к мифу, эпосу и ритуалу, изображавшим переход от смерти к жизни, от ледяного мрака русской зимы ("Северу скажу: отдай" Ис. 43:7) - к жаркому цветению Райского Сада, от выморочного подневольного существования на чужбине - к подлинной самоидентификации как обретению Дома. Само прощание с СССР включало в себя полное и безоговорочное отречение от прошлого, забвение, метафорическое сожжение покидаемой коммунистической державы...
... Нередко тема Исхода интерпретируются как бессмысленная национальная тавтология, как монотонное продолжение нескончаемого скитальчества - словом, как судьба Вечного Жида:
Прости обетованная земля,
Бесплодная, лежащая в пыли,
За то, что без единого рубля
И не с небес мы на тебя сошли.
За то, что разорили города,
За то, что потопили корабли,
Сожгли мосты, когда взошли сюда, -
Все за собой взорвали и сожгли.
Угрюмы стаи перелетных птиц.
Водовороты крыл буравят твердь.
И неотрывность вниз глядящих лиц,
И по земле рассыпанная смерть -
Все призывало положить предел
Порочной утопической мечте:
Мы снова оказались не у дел,
Мы снова очутились в пустоте.
Прости, обетованная земля,
Я - Вечный Жид - опять начну с нуля.
(Р. Бальмина)
Довольно часто эта скитальческая нота поддерживается мотивом предощущаемого крушения государства Израиль и новым изгнанием на чужбину...