Аннотация: Иерусалим - город 70 имен, среди которых одно из самых популярных "Город Давида".
Леонид Банчик
Город Давида
В 11 веке до н.э. эпоху Судей сменила в Израиле эпоха Царей. На рубеже этих эпох столкнулись судьбы трех выдающихся личностей: последнего судьи Самуила, первого царя Израиля Саула и первого угодного Богу царя Давида. В 1 Царств Иерусалим упоминается лишь один раз. Он по-прежнему оставался городом иевусеев, небольшим чужеродным анклавом среди еврейских поселений. Главными городами Израиля тогда были Бейт-Эль (Вефиль), Мицпа (Массифа), Гиват Шауль (Гива Саулова), Рама и др. Все они располагались в Иудейских горах недалеко от нынешних границ Иерусалима. Например, на выезде из города в западном направлении в нескольких километрах от дороги стоит мечеть Наби Шмуэль ("Пророк Самуил"). Это место его захоронения в библейской Раме.
Мицпа можно перевести как "сторожевая башня", что является однокоренным словом с названием горы Скопус (на иврите hа-Цофим - "наблюдатели"). Существует гипотеза, что Мицпа, ставшая после разрушения Иерусалима вавилонянами временной столицей Иудеи, была построена на этой горе. Впрочем, других серьезных доказательств, кроме лингвистических, у данной гипотезы нет.
Неподалеку от Яффских ворот Старого города есть место, называемое по-арабски Джеллудия. Арабы считают, что там состоялась битва между Давидом и Голиафом. Библия отводит этой битве другое место - долину Дуба (Эмек hа-Эла) возле Бейт-Шемеша, но в 1 Царств 17:54 сказано:
"...взял Давид голову Филистимлянина и отнес ее в Иерусалим".
Возможно, он поступил так, чтобы "постращать" непокорных иевусеев.
Давид, помазанный на царство Самуилом, долгое время вынужден был скрываться от своего тестя Саула. Затем в течение семи с половиной лет он правил в Хевроне коленом Иуды. Все остальные колена отказывались ему подчиняться вплоть до вероломного убийства сына Саула Иевосфея, после чего "...пришли все старейшины Израиля к царю в Хеврон, и заключил с ними царь Давид завет в Хевроне пред Господом; и помазали Давида в царя над Израилем"
(2 Царств 5:3).
Какой город избрать престольным для нового царя? Город, на который ни одно из колен не претендует. И Господь указывает Давиду на затерянный в Иудейских горах Иевус, двести с лишним лет спокойно почивавший за своими мощными стенами. Но такой укрепленный город взять совсем непросто. Его защитники были настолько уверены в своей непобедимости, что надменно сказали Давиду: "Тебя отгонят слепые и хромые". Они полагали, что высокие стены защищают сами себя. Часовыми на таких стенах могут стоять даже слепые и хромые.
Ответ Давида в русском издании Библии переведен неточно. Буквально он звучит так: "И сказал Давид в тот день: всякий, кто будет бить Иевусеев, пусть доберется через трубу и до хромых, и до слепых..." (2 Царств 5:8). "Цинор" ("труба") можетозначать потайной ход с круглым сечением.
В 1867 г. английский офицер Чарльз Уоррен обнаружил вертикальную 13-метровую шахту, соединенную с водным источником Гихон и имеющую выход в город. Система водоснабжения у иевусеев была очень сложная и хорошо продуманная. Шахту они, судя по всему, использовали во время осады крепости. "Цинор" был единственным уязвимым местом в Иевусе, и этим воспользовался Иоав, которого Давид после взятия города назначил главным военачальником Израиля (1 Паралипоменон 11:6).
Крепость иевусеев называлась Цион (Сион). Это слово упоминается в Писании 163 раза. Сионом называют Израиль, Иерусалим, Храмовую гору.
"Ибо избрал Господь Сион; возжелал его в жилище Себе: "Это покой Мой навеки, здесь вселюсь; ибо Я возжелал его" (Псалом 131:13-14).
Иерусалим не один раз называется в Библии "Дочь Сиона" (на иврите все города женского рода). "Цион" можно перевести как "знак" или "замок", но, скорее всего, это слово ханаанского происхождения. Предполагают, что "мецуйян" ("отличный") вошло в иврит от названия крепости.
От слова "Цион" происходит и "сионизм". Движение за возвращение евреев в Израиль в бывшем Союзе превратили в предмет антисемитского издевательства. Между тем, цель этого движения полностью совпадает с библейскими пророчествами. Господь рассеял народ Израиля, чтобы через многие века вернуть его в Свою землю, в Свой город на горе Цион.
1004 г. до н.э., год взятия Давидом Иевуса, был исторической вехой в судьбе Израиля. Народ обрел свою столицу, а Иерусалим - еще одно имя: Ир Давид - Город Давида.
Площадь Иерусалима того времени невелика: около 6 гектаров. Он занимал небольшой хребет между сходящимися к югу клином долиной Кедрон и другой долиной, которую Иосиф Флавий назвал Тиропеон ("долина сыроваров"). В городе проживало менее 2000 человек, причем часть населения составляли покоренные иевусеи.
Сегодня Ир Давид - археологический заповедник в арабской деревне Силуан. Туда можно спуститься недалеко от Мусорных ворот Старого города. Найдены развалины стен, построенных Давидом, царские могилы, остатки жилых домов, более 50 глиняных печатей с именами людей, упоминаемых в Писании, и даже древнейший в мире унитаз, которому около 3000 лет.
Давид построил себе дом из ливанских кедров на самой вершине холма, в районе нынешней смотровой площадки. Оттуда он мог наблюдать за всем происходящим внизу. С крыши этого дома он увидел купающуюся Вирсавию...
Филистимляне не желали мириться с усилением Израиля и расположились станом в долине Рефаим (район современного Иерусалима), где Давид дважды нанес им поражение. Когда сегодня проезжаешь по улице Эмек Рефаим, прежде всего вспоминаешь шум верхушек тутовых деревьев - знак, поданный Богом Своему избраннику (2 Царств 5:24).
Со второй попытки Давид переносит ковчег завета в столицу. Это событие стало всенародным праздником. Царь танцевал вместе со всеми. Ковчег долгое время покоился под завесами шатра, пока Соломон не построил Храм на горе Мориа. При Давиде владельцем горы был Аравна (Орна) Иевусей. Он использовал ее для сельскохозяйственных работ. Аравна собирался подарить гору, но Давид купил ее, чтобы навечно Мориа принадлежала народу Израиля.
В 2 Царств 24:24 и 1 Паралипоменон 21:25 названа разная стоимость покупки (50 шекелей серебра и 600 шекелей золота соответственно). Вероятно, в первом случае указана цена гумна и волов, а во втором - стоимость "места" (всей горы). Это третье приобретение земли Израилем, записанное в Библии. Авраам купил пещеру Махпела и поле в Хевроне за 400 шекелей серебра (Бытие 23:16). В этом месте похоронены трое праотцев с их женами, за исключением Рахель. Иаков заплатил 100 кшита (неизвестная нам единица веса) за часть поля в окрестностях Шхема (Бытие 33:19), куда перенесли из Египта останки Иосифа.
На сегодняшний день судьба этих мест такова: Храмовая гора отдана в распоряжение мусульманского религиозного совета; Хеврон - один из главных городов Палестинской автономии, и в пещере Махпела время от времени происходят конфликты; могиле Иосифа был причинен ущерб фанатичной толпой в конце 2000 г.
Но мы немного отвлеклись. Покупка гумна Аравны расширила границы Иерусалима. Город Давида и гору Мориа разделял Милло ("седловина", "овраг") - прекрасное место для застройки. Правда, Давиду уже не суждено было это осуществить.
"И почил Давид с отцами своими, и погребен был в городе Давидовом" (3 Царств 2:10). В 1913 г. археологи обнаружили в Ир Давид две вырубленные в скале пещеры. Многие ученые считают, что там были похоронены Давид и Соломон. Как же тогда быть с гробницей Давида на горе Сион? Неужели традиционное место паломничества является ложным? Не будем категоричными, но, скорее всего, это так.
Сторонники "Сионской версии" утверждают, что евреи устраивали кладбища всегда за пределами городов, но для царей вполне могло быть сделано исключение. На нашей стороне Библия.
Существует, если можно так сказать, "примирительная версия". Она гласит, что останки Давида и Соломона через несколько веков перенесли на Сион. Одна незадача: объяснить причину перезахоронения толком никто не может.
Иосиф Флавий пишет, что в могиле Давида дважды побывали правители Иудеи в 1-2 веках до н.э. Вначале Гиркан вынес оттуда три тысячи талантов серебра, а впоследствии в пещеру спустился Ирод, взявший оставшиеся золотые украшения и драгоценности. Кончилось это плачевно: "Тут, однако, погибли двое из его оруженосцев... В полном ужасе Ирод выбежал из склепа" (Иудейские древности 16:7:1). Гробница Давида дошла до нас в довольно неприглядном виде. Возможно, причиной тому - "посещение" ее Иродом.
Исторический парадокс и невероятное кощунство: иудейские цари грабят своих великих предшественников.