Банчик Леонид : другие произведения.

Силоамская купальня

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В археологическом заповеднике "Город Давида" есть небольшой бассейн с удивительной историей, который называется "Силоамская купальня".


Силоамская купальня

   Леонид Банчик
  
   Если от Мусорных ворот спуститься вниз по склону холма города Давида, то возле Кедронской долины можно увидеть небольшой водный бассейн. Это и есть купальня Силоам, которая имела большое значение для жителей Иерусалима. Силоам (на иврите Шилоах) означает "посланный". С древних времен, когда бассейн был значительно больше, туда посылали воду из источника Гихон по наземному каналу. Однако с Гихоном была постоянная проблема - он находился за пределами городских стен. Тогда царь Езекия, готовясь к ассирийской осаде, велел пробить туннель в скале к Силоаму, засыпав при этом вход в Гихон. Так Силоам стал основным источником чистой воды в Иерусалиме.
   "И продолжал Господь говорить ко мне, и сказал еще: За то, что этот народ пренебрегает водами Силоама, текущими тихо, и восхищается Рецином и сыном Ремалииным, наведет на него Господь воды реки бурные и большие - царя Ассирийского со всею славою его" (Исаия 8:5-7).
   Вода действительно текла очень медленно, так как расстояние между Гихоном и Силоамом напрямую 300 м, а перепад высот всего лишь 30 см. Тихая вода Силоама символизирует Божью защиту, но иудейский царь Ахаз вместо служения Богу Израиля предпочел поклонение идолам. Он восхищался своими языческими соседями, поэтому Исаия предсказывает грядущее нашествие ассирийцев с бурных вод реки Евфрат.
   Силоамская вода считалась священной. Во времена Второго Храма в праздник Кущей (Суккот) к бассейну спускались священники и наполняли ею золотой сосуд. Затем они поднимались в Храм и проливали воду на жертвенник, молясь при этом о дожде. Народ сопровождал священников песнями и танцами. Говорили, что тот, кто не видел этой церемонии, не знает настоящей радости.
   Иисус, естественно, знал об особенном почитании Силоамской воды жителями Иерусалима. Именно туда направил Он слепого от рождения человека:
   "Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать; доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: "посланный". Он пошел и умылся, и пришел зрячим" (Иоанн 9:4-7).
   Почему Господь не исцелил слепого сразу, как это было с паралитиком в Вифезде? На этот вопрос трудно ответить. Встреча состоялась на выходе из Храма, где слепой просил милостыню. Иисус заставил его спуститься вниз на окраину города, что было очень опасно совершить незрячему человеку. Для чего? Наверное, чтобы тот прошел дорогу от слепого, просящего милостыню, до прозревшего, верующего в Христа. Это напоминает историю прокаженного Неемана, которого пророк Елисей послал омыться в Иордане.
   Мы также должны отметить, что перед нами единственное в Евангелиях исцеление человека с врожденным заболеванием: "От века не слышано, чтобы кто отверз очи слепорожденному" (Иоанн 9:32). Вряд ли мог поверить в возможность чуда и сам слепой, привыкший сидеть у Храма и жить подаянием. Поэтому, чтобы укрепить его веру, Иисус смазал брением его глаза, велел подняться на ноги и сходить умыться в "священной" воде Силоама.
   В евангельском рассказе интересна игра слов. Христос говорит: "Мне должно делать дела Пославшего Меня", а затем Иоанн подчеркивает, что Силоам означает "посланный". Царь Езекия направил воду Гихона в Силоам, а Господь послал на землю Своего Сына, чтобы Он, в Свою очередь, послал больного умыться в Силоамской купальне. Получается удивительное подобие спасательного круга, в центре которого наш единственный Спаситель - Иисус Христос, совершивший великое чудо исцеления слепорожденного.
   В честь этого чуда византийская царица Евдокия построила в 5 веке церковь, о которой напоминают остатки колонн, совсем немного возвышающиеся над водой, да минарет мечети, воздвигнутый мусульманами на месте церкви.
   Долгие годы вода Силоама считалась самой чистой в Иерусалиме, не взирая на строительство Иродом водопровода из Соломоновых прудов. Правда, воды в бассейне не всегда было достаточно. Иосиф Флавий, расхваливая своего покровителя Тита, подавившего восстание иудеев, обращается к иерусалимцам: "Ведь вы и сами знаете, что до его (Тита) прибытия и Шилоах, и те источники, что за городом, иссякали, так что вода в городе покупалась по амфорам. И что же? Теперь эти источники настолько наполнились водой в честь ваших врагов, что ее хватает не только для них самих и их скота, но и для орошения садов" (Иудейская война 5:9:4).
   Вот так цинично пытается Иосиф доказать правоту римских завоевателей, убивших 1 млн 100 тысяч евреев. Но Иерусалим пал не вследствие "подвигов" римской армии, значительно превосходившей израильскую, а по предсказанию Иисуса Христа, так как Израиль отверг Его Слово, не поверил совершенным Им чудесам, в том числе, исцелению слепого в Силоаме. Кстати, в Силоаме пытались укрыться последние защитники города после того, как они в 70 г. были вынуждены оставить цитадель.
   Недалеко от купальни среди развалин стен города Давида проглядывает круглое основание какого-то сооружения. Что было на этом месте во времена Христа? За ответом обратимся к Евангелию от Луки:
   "Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете" (Лука 13:4-5).
   Нам неизвестна причина падения Силоамской башни. Может быть, это произошло во время землетрясения, а может быть, она была построена бракоделами. Но оставшееся от башни круглое основание - напоминание всем неверующим людям о мимолетности человеческой жизни. Увы, это особенно актуально в наше время, когда каждый день узнаешь о новых терактах и катастрофах. Сокращенное слово "теракт" отсутствует в старых словарях. Оно привилось в наш язык лишь в последние годы из-за того, что, к сожалению, стало слишком часто повторяться в средствах массовой информации. Иисус призывает всех людей: "Если не покаетесь, все так же погибнете". Только покаяние и вера в Него даруют нам Божье прощение, только так мы можем обрести покой и не бояться физической смерти.
   Слепорожденный после своего чудесного исцеления в Силоаме проделал этот единственно верный путь к спасению. Вначале он назвал Христа человеком, затем пророком, а после: "Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему" (Иоанн 9:38). У тех, кто не произносил этих слов, все еще есть такая возможность.
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"