Барабаш Наталья : другие произведения.

Все секреты мастерства ведущего информационно-музыкальной радиостанции, ведущего новостей и автора программы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


No Наталья Барабаш, главы из учебника "Радиожурналистика" (издательство МГУ), 2000г, All rights reserved

Все секреты мастерства ведущего информационно-музыкальной радиостанции, ведущего новостей и автора программы.

   Оглавление
   Типы информационно-музыкальных радиостанций............... .........2
  
   Особенности работы ведущего (диджея) на "локальной" информационно-музыкальной радиостанции........................................................................ 4
  
   Особенности работы ведущего на "многопрофильной" информационно-музыкальной радиостанции................................................... ...................25
  
   Авторская программа и особенности работы журналиста над ней.... .32
  

  
  
  
   Типы информационно-музыкальных радиостанций
  
   Информационно-музыкальные муниципальные и коммерческие станции правомерно разделить на два типа.
   К первому мы относим станции принципиально нового для отечественного радиовещания характера, которые "выдают" в эфир только музыку и очень короткие, локальные выпуски новостей. Мы называем их просто коммерческие информационно-музыкальные радиостанции. В современной радиотерминологии появилось понятие "локальные" информационно-музыкальные станции", относящиеся как раз к такому типу вещания.
   Среди наиболее популярных "Европа плюс", "Максимум", "Русское радио", "Хит-FM" и др. Вот, например, сетка вещания одного дня "Европы плюс":
   Музыкальные эфиры ди-джеев, которые сменяют друг друга каждые три часа с 6.00 до 0.00. и с 3.00 до 6.00.
   Новости (5 минут) в начале каждого часа
   Авторские программы ("Автодром", "Европа плюс-Спорт", "Компактные новости" (CD-новинки), "Светские новости", "Видеотека", "Вояж", "Московская панорама" - в течение дня от 5 минут до получаса.
   Обзор прессы "Пресс-дайджест" (часовая программа один раз в день)
   Программы по заявкам слушателей "Презент-телефон" - два раза в день (часовая днем, двухчасовая вечером)
   Эротическое шоу Жени Шаден с 0.00 до 6.00.
   Ко второму типу относятся станции, которые по традиционной типологии и привычной терминологии мы могли бы назвать общественно-политическими. На этих станциях, среди которых наиболее известными в 90-е годы стали "Эхо Москвы", "Открытое радио - Романтика" и "Ракурс", за исключением тематических музыкальных передач (обычно это авторские программы), музыка существует в качестве фона, на котором выделяются новостные выпуски, разного рода комментарии, радиоигры и викторины, политические беседы, интервью и дискуссии. Такие радиостанции мы можем назвать "многопрофильными" информационно-музыкальными станциями. Вот как выглядела сетка одного вещательного дня на радиостанции "Эхо Москвы":
   Политический комментарий два раза в день (5-10 минут).
   В начале каждого часа информационная программа "Эхо" (4 минуты), выпуск новостей каждые полчаса по. Также в течении всего дня: новости экономики, новости европейской культуры и науки, европейские бизнес-новости и др. (по несколько раз в день)
   Обзор прессы (утро), обзор завтрашних газет (вечер),
   Авторские немузыкальные программы: "Банковский вестник" А. Князевой, "Во саду ли в огороде" Е. Ситниковой (Советы садоводам и огородникам), "Арбатский АРС" О. Северской (Новости культуры и науки, еженедельные тематические альманахи, гости в прямом эфире), "Где бы вы не были" Т. Лямзиной (О мобильных средствах связи), "Дэнди-стайл" (программа о моде), "Мединфо" (программа о здоровье) и т.д.
   Ток-шоу "Гостиная "Эхо Москвы" - гости в "прямом" эфире (вечер).
   Спортивные передачи: Анонс главных спортивных событий, "Спорткурьер"
   Авторские музыкальные программы (поздний вечер-ночь): Ночная джазовая программа Б. Алексеева, "Весь этот блюз" А. Евдокимова.
   Таким образом, мы видим, что на "локальных" коммерческих информационно-музыкальных радиостанциях основной упор делается на музыку, как самую "горячую", то есть имеющую в данный момент наибольший коммерческий успех, так и на популярные русские и зарубежные хиты прошлых лет. С этим связаны и особые способы ее представления в эфире, и подходящие новостные блоки, и авторские программы. Этим они принципиально отличаются от "многопрофильных" станций, где, как мы увидели, главным "наполнителем" эфира являются разнообразные новости, общественно-политические и просветительские передачи и уже в последнюю очередь авторские музыкальные передачи, которые выходят в эфир поздно вечером и ночью.
   Если говорить о процентном соотношении музыки и слова, то в эфире "локальных" коммерческих информационно-музыкальных радиостанций присутствует где-то в среднем 70% музыки и 30% информации (новости, авторские передачи), в случае "многопрофильных" станций все наоборот - 70 % информации и 30 - музыки.
   Этот аспект влияет и на подбор эфирных ведущих. Если "локальные" информационно-музыкальной радиоканалы, в основном, ориентируются на довольно молодого, энергичного слушателя, следовательно, основной контингент ведущих-ди-джеев и ведущих новостей - молодые люди от 20 до 30 лет (примерно того же возраста или чуть старше основной аудитории), хорошо разбирающиеся в разных музыкальных стилях и направлениях, знающие английский язык (так как большинство музыкального материала - англоязычные композиции), энергичные, веселые, остроумные, способные завести слушателей. Они ориентируют их на постоянное общение, как с собой, так и другими слушателями в "прямом" эфире.
   В то же время "многопрофильные" радиостанции предпочитают "видеть" в своей эфирной студии не слишком молодых, умных, интеллигентных, эрудированным ведущих, с богатым жизненным опытом, умеющих быть интересным собеседником как для молодого слушателя (25-30 лет) так и для более взрослого (от 30 до 50 лет), интересующегося, прежде всего, событиями в стране и за рубежом, стремящегося постоянно должны быть в курсе всех новостей. Музыка и музыкальные передачи интересуют их уже во вторую очередь.

Особенности работы ведущего (ди-джея) на "локальной" информационно-музыкальной станции

   Как известно, ведущий музыкальных программ (ди-джей) "локальной" коммерческой информационно-музыкальной радиостанции - это ее визитная карточка. Необходимо разобраться, какими психологическими качествами нужно обладать ди-джею такой станции, чтобы стать если не "лицом", то хотя бы ее неотъемлемой частью.
  
   Так как основой эфира является разнообразный музыкальный материал, то ди-джею просто необходимо быть если не меломаном, то достаточным специалистом хотя бы в той музыке, которая изо дня в день звучит на его родной радиостанции.
  
   Это обязательный момент, так как, независимо от того, что перед глазами у ведущего плей-лист и композиции подобраны с помощью компьютерной программы, он должен знать хотя бы немного об исполнителе, месте данной композиции в хит-параде или хотя бы последнюю новость о его личной или светской жизни, чтобы можно было "оформить" пребывание композиции в эфире и слушатель по возможности обратил на нее внимание, особенно если это совсем новая песня.
  
   Не менее важные для ди-джея такое качество как гибкость, мобильность. Ди-джею нужно жить такой же жизнью, что и слушатели данной станции или, по крайней мере, помнить себя таким и уметь поставить себя на их место. Ему желательно быть чуть постарше целевой аудитории, хорошо ориентироваться в молодежной музыке, моде, пристрастиях и привычках аудитории. Также нелишне знать язык, на котором разговаривают потенциальные слушатели, их слэнговые словечки (жаргон). Если ведущий будет общаться с ни ними высоким штилем, а аудитория просто не будет его понимать, то, во-первых, не возникнет необходимого доверия к ди-джею со стороны слушателей, а во-вторых, во время телефонных разговоров в прямом эфире может возникнуть скованность и неловкие паузы, что недопустимо.
  
   Кроме того, слушатели вряд ли потянутся к тому ди-джею, который является суперспециалистом в отношении музыки, но абсолютно чужой им человек, не понимающий или не принимающий не стиля их жизни, ни языка. Ведущий должен быть в чем-то примером для своей аудитории, и его слова, советы и пожелания должны вызывать в слушателе желание если не последовать, то, по крайней мере, хотя бы прислушаться к ним.
  
   Ди-джей - это мультипрофессия. Ведущему нужно обладать определенными душевными качествами - быть незлобивым, уметь слушать других людей, любить и понимать их. На Западе ди-джеи обычно очень немолодые и очень мудрые люди, закончившие несколько университетов. Слушатель всегда все слышит: и промахи ди-джея, и его достижения, часто обращая внимание ведущего на то, что он сам не заметил. Поэтому ди-джею поневоле приходится быть и психологом, помогая "идти по жизни" не только слушателю, но и самому себе.
  
   Ди-джею необходимо заранее настроить себя на общение (вербальное и невербальное) с публикой, поэтому он должен быть готов к постоянной эмоциональной нагрузке, ведь прямой эфир представляет собой непосредственно-опосредованный контакт с многотысячной аудиторией, что уже создает нервное напряжение. Этот аспект одинаково относится к работе ведущего и на "локальном" информационно-музыкальном, и на "многопрофильном" радио.
  
   По словам одного популярного ведущего информационной программы на молодежном коммерческом радио, первое время его работы на радио было похоже на кошмар:
  
   "Я приходил в студию, отчитывал трехминутный выпуск, после чего с меня пот лился ручьем. Я понимаю, почему это происходит: когда человек появляется в эфире, он чувствует ответственность перед массой слушателей. Они, как вампиры, вытягивают из тебя всю энергию".
  
   Как мы уже говорили, ди-джей должен быть гибким человеком. Это касается не только его стремлением следить за потоком жизни, замечать в ней все новое, чтобы идти в ногу со своей аудиторией, но и быть достаточно мобильным, чтобы выйти из какой-нибудь неловкой ситуации в ходе эфира. Имеются в виду не только технические накладки, но и такие проблемы, когда, например, приходится говорить в прямом эфире с человеком, который с трудом подбирает слова или нужно связать своей репликой две композиции, а нужных слов, как назло, нет. Не менее важна гибкость, приспособляемость ди-джея и в том случае, когда темп и характер идущих друг за другом композиций диаметрально противоположен. Согласитесь, было бы странно услышать бодрый конферанс к лирической композиции и грустный к оптимистичной. Следовательно, ведущий музыкальной радиостанции должен научиться менять свой эмоциональный настрой согласно музыкальному материалу и сегменту эфира - утренний это эфир, дневной или вечерний.
  
   Помимо легкости в смене настроений, ди-джею просто необходимо быть таким же легким на подъем (и в прямом, и в переносном смысле) человеком. Не секрет, что ди-джеи довольно часто путешествуют по миру для участия в различных мероприятиях в сфере шоу-бизнеса (в качестве собственных корреспондентов на различных музыкальных и кинофестивалях, международных церемониях награждения), поэтому они должны приучить себя быть, что называется, всегда готовыми "к труду и обороне" во имя любимой станции и ее слушателей.
  
   Ди-джей должен быть готов встать в четыре часа утра, чтобы начать свой утренний эфир "отдохнувшим" голосом ровно в 6.00 или так же бодро отработать ночью. Любое отклонение от нормы (сонный голос, недовольная интонация, случайная грубоватая реплика в адрес слушателя) будет расценено и слушателями, и начальством как грубейшее нарушение профессиональной этики, последствия которого нетрудно себе представить. Одновременно с этим ведущий должен уяснить для себя раз и навсегда, что он "в ответе за тех, кого приручил". Ди-джей должен всегда держать себя в форме, поэтому ради своих слушателей должен контролировать свои дурные привычки: курение (сядет голос), алкоголь (возможен похмельный синдром, который могут заметить, не говоря уже о ведении программы в нетрезвом виде), ночные увеселительные прогулки по клубам перед утренним эфиром и т.д.
  
   Сюда же относится и тот факт, что ди-джею нужно обладать молниеносной реакцией и способностью включаться в работу, что называется, "с полпинка". Например, один известный радиожурналист несказанно изумлял иностранцев, проводивших на радиостанции, где он в то время работал, своеобразные курсы повышения квалификации, своим умением еще не сняв пальто, включить микрофон и прямо с порога начать свою программу. Слушатели в этот момент наверняка были уверены, что ведущий пришел на станцию уже несколько часов назад, основательно подготовился к эфиру, выпил чашку кофе и в нужное время сел к микрофону.
  
   Эфирный работник должен быть немного раздвоенной личностью: с одной стороны - ярким, незаурядным человеком, который всегда в центре внимания, окружен поклонниками, почитателями его таланта и просто случайными людьми, которые узнают его по голосу и в результате желают установить с ним какой-то контакт (просят автограф, телефон, пытаются назначить свидание или поколотить - неважно).
  
   С другой стороны ди-джею очень важно уметь работать в команде. Нельзя стать частью радиостанции, если не будет взаимопонимания с другими участниками творческого процесса. Важно, чтобы у ведущих сложились хорошие, приятельские отношения, взаимопонимание, это особенно важно, если идет "парная игра". Необходимо учиться подстраиваться под манеру, голос, интонацию другого ведущего, чтобы и ди-джею, и слушателю было комфортно, легко и приятно общаться друг с другом.
  
   Невозможно завоевать уважение у аудитории, если не можешь пойти на компромисс. Даже если в коллеге чего-то не нравится, лучше поговорить с ним об этом после эфира, а не выяснять отношения в завуалированной форме в прямом эфире, например:
  
   "Знаешь, Вася, на мой взгляд, слово "лифчик" звучит не слишком эстетично, думаю, многие наши слушательницы со мной согласятся, не мог бы ты в будущем называть эту деталь женского туалета более изысканно - "бюстгальтер".
   У слушателя должно создаваться ощущение непринужденного общения ди-джеев с другими ведущими (новостным персоналом, авторами программ), как будто они знакомы добрый десяток лет, даже если и знают друг друга всего неделю. В этом случае он наверняка остановиться на данной радиостанции, так как все сегменты эфира будут выглядеть гармонично. Если же личностные качества будут "выпирать", и ведущий начнет "перетягивать одеяло на себя", тогда он вряд ли утвердится, а, следовательно, и надолго задержится как в команде ведущих, так и в сердцах своих слушателей. Амбиции - вещь необходимая, однако, работа в коллективе требует разумного поведения.
  
   На "локальной" коммерческой информационно-музыкальной работа ведущего совмещена с работой звукоинженера, что редко бывает на "многопрофильных" станциях, для которых характерна раздельное расположение аппаратной и вещательной студии, то есть ведущий (диктор, автор и т.п.), а также гости эфира находятся в звукоизолированном помещении (вещательной студии), где размещаются микрофоны.
  
   На "локальной" информационно-музыкальных радиостанциях обе аппаратные совмещены. Поэтому ведущий, который одновременно является и звукоинженером, и звукорежиссером, и редактором, и журналистом, находясь за микшерным пультом, имеет возможность корректировать с пульта вещательный сигнал радиостанции, вводить звуковой сигнал с различных источников (цифровых и аналоговых магнитофонов, CD-плейеров и проигрывателей виниловых дисков, устройств воспроизведения служебных сигналов), а также производить замену звуковых носителей (лент, кассет, дисков и т.п.).
  
   То есть ди-джей не только ведет эфир, но и сам двигает "бегунки" на пульте, "смешивая" музыкальные композиции, рекламные ролики, джинглы радиостанции, собственноручно "рисуя" цельную картину прямого эфира. Поэтому важным аспектом для ди-джея информационно-коммерческой радиостанции является быстрая обучаемость при работе с техникой: пультом, микрофонами, CD-, DAT-плейерами, компьютерами, карт-машинами. Для этого необязательно иметь техническое образование (если оно все-таки имеется, то вряд ли будет лишним). Однако любовь (или хотя бы искренний интерес) к технике должны обязательно присутствовать у начинающего ди-джея.
  
   Не помешает также хорошая реакция, умение быстро переключать свое внимание с одного вида техники на другой, так как в прямом эфире ведущий работает сразу со всеми вышеперечисленными техническими средствами. Можно сравнить работу ди-джея в прямом эфире с вождением автомобиля: чтобы стать классным специалистом, ди-джей должен научиться чувствовать музыку не только душой и сердцем, но и буквально кончиками пальцев.
  
   Одна из основных заповедей ди-джея - никаких, даже секундных пауз в эфире. Это один из компонентов так называемого "слушательского комфорта". На слушателя производит не самое благоприятное впечатление, когда между песнями возникает "дырка" или ведущий никак не может подобрать нужное слово, и несколько секунд аудитория напряженно ждет, когда ди-джей вновь "поймает" мысль.
  
   Тем не менее, нужно этого не бояться и помнить, что такие вещи случаются, в этом нет ничего криминального: иногда зависают компакт-диски в плейерах или вдруг, как назло, ди-джей забывает ту мысль, которой только что собирался поделиться. Главное в такой ситуации не пугаться и не в коем случае не паниковать, так как неуверенность ведущего сразу перейдет к слушателю. Можно просто отшутиться или же запустить песню с другого диска. Вот как из подобной ситуации вышла одна девушка-ди-джей:
  
   "Первый эфир, первая песня - "Голоса" Насти Полевой. В эфире "отрубается" все: карт-машины, три CD-плейера, DAT-магнитофон. Я лихорадочно нажимаю все кнопки на пульте, ничего не работает, случайно включаю микрофон, зачем-то дрожащим голосом говорю в эфир "ля-ля-ля", выключаю микрофон, вся в холодном поту, руки трясутся, душа в пятках, и тут неожиданно срабатывает один проигрыватель и начинается песня. Пауза в эфире была секунд 15-20. Сначала это был шок, а потом дико смешно. Что означало это "ля-ля-ля" - не знаю до сих пор".
  
   Важно помнить, что в прямом эфире возможны любые накладки, поэтому надо не терять присутствия духа, чувство юмора и всегда верить в свои силы. Также нужно постоянно помнить о слушателях: они всегда поймут, что иногда техника может "заартачиться", но им вряд ли понравиться, если вдруг ди-джей начнет дрожащим голосом извиняться и что-то неуверенно лепетать в эфир.
  
   Как правило, в подобных ситуациях теряются совсем молодые ведущие, так как наряду с психологическим страхом вовремя не нажать нужную кнопку или подвинуть не ту ручку на пульте, всегда есть опасение получить нагоняй от программного директора (вдруг он специально отслушивает эфир начинающего ди-джея?) за то, что "новичок" не смог остроумной репликой закрыть "дырку". Молодым ди-джеям перед эфиром стоит, во-первых, внутренне успокоиться, а во-вторых, внушать себе, что он со всем может справиться, главное - не терять человеческое достоинство и всегда помнить, что из любой ситуации можно выйти если и не победителем, то и не побежденным.
  
   Не менее важно, чтобы ди-джей выработал у себя чувство времени. За десять секунд можно "выдать" массу информации, а любая неоправданная пауза, как уже было сказано, может быть расценена как непрофессионализм. Безусловно, временем умеет распоряжаться далеко не каждый человек, это как чувство ритма - либо оно есть, либо его нет.
  
   Иногда на начальном этапе приходится работать с секундомером или просто с секундной стрелкой наручных часов, чтобы уложиться "минута в минуту", зато позднее ди-джеи уже без секундомера знают, сколько слов и предложений им нужно сказать, чтобы заполнить минуту эфира, две, пять.... С опытом эфирные работники начинают чувствовать время буквально кончиками пальцев - в нужную минуту руки ди-джея уже автоматически выводят в эфир "запланированный" джингл, анонс или композицию.
  
   Хорошая дикция и отсутствие явных дефектов речи - обязательные условия для работы в эфире. Оптимальное "радийное" звучание - отчетливое, дружелюбное, ненапряженное и излучающее уверенность, чтобы слушатель не сомневался в станции и продукции, которую та рекламирует. В то же время радиослушателю совсем необязательно представлять ди-джея недосягаемой звездой, поэтому некоторые заминки и "спотыкания" в процессе общения с аудиторией вполне допустимы: это лишний раз напоминает ей, что ведущий - живой человек, ему свойственно ошибаться, а заодно и напоминает слушателям, что любой из них (при желании и стремлении научиться) через какое-то время может сменить своего кумира, сев в кресло ди-джея популярной радиостанции.
  
   Ну и конечно, помимо приятного голоса и личного обаяния, ди-джею не помешают здоровые легкие и готовый к многочасовым нагрузкам дыхательный аппарат, ведь после 5-7-часового эфира посаженый голос - дело обычное. В этой связи не стоит забывать о том, что чрезмерное употребление алкоголя, никотина, а также любовь к напиткам с большим количеством льда и мороженому отрицательно влияет на голосовые связки ведущего эфира, поэтому многим ди-джеям, если они заинтересованы в своей карьере, приходится отказывать себе в некоторых "слабостях", часто - раз навсегда.
  
   Вообще, эфирному ведущему надо быть достаточно тренированным, спортивным человеком, так как ему довольно часто в течение эфирного дня приходится бегать в библиотеку за компакт-дисками и другими аудионосителями (хорошо, если большая их часть находится в эфирной студии), носить их стопками туда-обратно, а иногда и лазить вверх-вниз в поисках нужных пластинок (если они расположены высоко). Причем, делать это нужно довольно быстро, ничто и никто не может остановить ход эфира. Далеко не на всех станциях музыкальные композиции, а также джинглы и прочие аудиоматериалы помещены в жесткий диск компьютера, где достаточно только щелкнуть "мышкой", и нужная композиция уже звучит. Следовательно, физические "упражнения", так же, как и умственные входят в распорядок эфирного дня, и об этом тоже стоит помнить.
  
   Ди-джею "локальной" информационно-музыкальной радиостанции, на первый взгляд, нет необходимости готовится к эфиру, ведь перед глазами у него всегда плей-лист, где указаны все параметры: порядок песен, их категория (сколько раз в час или в день песня появляется в эфире), длительность, плавная или резкая концовка и т.д. Казалось бы, ведущему остается только вовремя "выводить" композиции в эфир, "приправляя" музыкальный материал соответствующими джинглами, анонсами программ или событий, рекламными роликами и собственными 15-30-секундными репликами между песнями.
  
   Но не все так просто. Чтобы каждый последующий эфир был интереснее предыдущего, ди-джею нужно жить довольно насыщенной жизнью, чтобы было о чем поговорить со слушателями.
  
   Во-первых, ди-джею обязательно придется читать разнообразную музыкальную прессу - и российскую, и зарубежную - чтобы быть в курсе последних событий из мира шоу-бизнеса, иначе он не сможет заинтересовать слушателей новой композицией, только-только вошедшей в ротацию станции.
  
   Кроме этого, радиостанции, как правило, подписываются на музыкальные бюллетени и ежедневные сводки различных информационно-музыкальных агентств, где помимо последних событий и светских сплетен из жизни "звезд" кино и эстрады, ведущий может почерпнуть другую полезную для себя информацию, которую можно использовать на эфире: "звездные" высказывания о разных вещах (творчестве, любви, сексе, отношениях в семье, любимой одежде, напитках и.т.д.), разнообразные хит-парады, расписание гастролей, рецензии на последние пластинки, эксклюзивные интервью и т.д. Информация "из первых рук" всегда интересна аудитории
  
   Не менее важно и непосредственное общение ди-джея с представителями шоу-бизнеса - журналистами, музыкантами, актерами, клубными промоутерами, другими диск-жокеями на различных светских мероприятиях (вечеринках, презентациях). Где еще можно услышать самые "горячие" новости и сплетни, чтобы на следующий день поделиться ими со своей аудиторией (не выдавая источник информации)? Без подобных сплетней-новостей, звучащих даже мельком, как реплика между песнями "прямой" эфир был бы скучным и однообразным.
  
   Одновременно с этим ди-джею нужно хотя бы иногда слушать музыкальные программы других радиостанций, чтобы проанализировать, как работают другие ведущие, каков их стиль общения со слушателями, шутки, интонация. Это необходимо, чтобы выяснить, чего же ему не хватает и что можно позаимствовать.
  
   Ди-джею надо быть наблюдательным человеком, замечать различные интересные случаи из повседневной жизни, например новые мусорные ящики на улицах, покрашенные во все цвета радуги или необычный закат солнца - все, чем можно поделиться с радиослушателями, чтобы выглядеть интересным, незаурядным собеседником, способным увидеть то, чего не заметили они.
  
   Для того, чтобы во время эфира не возникало пауз, особых простоев, потери мысли, ди-джеям иногда стоит набросать на бумаге некоторые заготовки своих реплик и дома их прочитать (ди-джей обычно знает как будет "выглядеть" его сегмент эфира за сутки и имеет возможность подготовиться). Это очень полезно. Часто любая искрометная фраза, кажущаяся импровизацией, на самом деле есть заранее придуманная и отрепетированная сентенция.
  
   Эти наброски всегда могут помочь в том случае, если мысль вдруг вылетела из головы, а нужно срочно что-то говорить. Желательно, чтобы такие реплики были написаны или напечатаны прописными буквами, разборчиво, без ошибок, чтобы их было легче прочитать и уже оттолкнувшись от них что-то сымпровизировать. Иногда перед эфиром стоит проверить транскрипцию тех иностранных названий, в которых ди-джей не совсем уверен. Поэтому иностранный словарь должен быть настольной книгой ди-джея, даже если он блестяще владеет несколькими иностранными языками.
  
   Также полезно дома проговорить будущие реплики с секундомером, чтобы знать, какие из них укладываются в единицу времени (например, в минуту), а какие нужно сократить или увеличить. Это "упражнение" весьма полезно начинающим ведущим, которые еще не совсем освоились с таким неотъемлемым понятием "прямого" эфира как "чувство времени", несмотря на то, что перед глазами в студии всегда есть большие электронные или кварцевые часы с секундной стрелкой.
  
   Перед эфиром ди-джей должен постараться отменить ночные вечеринки, снизить количество крепких напитков, сигарет, не говоря уже о более сильных стимуляторах. Особенно это касается ведущих утреннего эфира, так как на этого ди-джея возлагается серьезная миссия: настроить слушателя на грядущий день, создать ему бодрое настроение. А как это сделать, если сам ди-джей будет в эфире разбитым и помятым, а его голос будет выдавать, что он все еще не пришел в себя после вчерашнего "веселья"?
  
   Если радиоведущий хочет, чтобы слушатели ему доверяли, ему надо, по возможности, не обманывать их. Тем более, что слушатели обычно все замечают и непременно отреагируют на состояние ведущего. А если ди-джей хочет сохранять свою популярность и впредь, то он не может не считаться с "гласом народа". Ведь от "народа" зависит рейтинг ведущего, по которому программный директор решает поощрить ему ди-джея, уволить или "передвинуть" с рrime time на ночной эфир из-за падающего интереса к нему со стороны слушателей и, соответственно, рекламодателей.
  
   Следовательно, ди-джею нужно как можно чаще общаться со своей аудиторией и по телефону, и через Интернет, и лично, чтобы знать, для кого он работает, что от него хотят, что устраивает радиослушателей, а что нет.
  
   Все вышеперечисленные особенности работы ди-джея касаются и новостных ведущих, но им нужно, прежде всего, следить за ходом событий, их развитием, читать различную прессу и сводки информационных агентств. Причем, изучая новости в соответствии с программной политикой, форматом своей станции: например, если станция не дает в эфир политические новости, то не стоит обращать на них особое внимание, а, например, сосредоточиться на "профильных" городских, культурных или спортивных событиях.
  
   Ведущему новостной программы нужно еще в большей степени владеть "чувством времени", так как за стандартные 4-5 минут надо успеть рассказать о нескольких важных событиях, но таким образом, чтобы вся информация дошла до аудитории и заинтересовала ее, иначе она переключится на другую станцию. Поэтому кроме "чувства времени", ведущему новостей нужно иметь очень хорошую дикцию и доброжелательную, а не холодно-отвлеченная интонацию, характерную для дикторов советского периода. Подача новостей не должна выбиваться из общей концепции радиостанции: если голоса ди-джеев имеют приятную, мягкую интонацию, то новостные ведущие должны поддерживать тот же настрой у слушателя, а если у ведущих в соответствии со стилем станции энергичные, бодрые голоса, то и подача новостей должен соответствовать эфирной концепции.
  
   Перед эфиром ди-джей должен тщательно подготовить свое рабочее место - оно, как правило, включает в себя несколько (от 2 до 4-5) проигрывателя компакт-дисков, DAT-магнитофон, карт-машину, мини-диск-плейер, микшерный пульт, компьютер, эфирный микрофон: сложить компакт-диски в порядке их выхода в эфир, чтобы было удобно работать, поблизости расположить картриджи с джинглами и анонсами, проверить пульт, чтобы все "бегунки" двигались, отладить звук в наушниках и проверить работу своего и (если нужно) гостевого микрофона, направить (если нужно) локальный свет.
   Затем включить эфирный компьютер, если композиции и джинглы запускаются с компьютера или проверить работу всех CD-плейеров и других устройств, даже если только что этим занимался техперсонал, разложить поудобнее листочки с заготовками, распечатки с прогнозом погоды, анонсами, чтобы на них так падал свет, чтобы было комфортно работать. Также (если нужно) сразу расположить под рукой распечатанные заявки радиослушателей, посмотреть сообщения на пейджер - иногда они помогают вести эфир, разнообразить его.
  
   Ведущему новостей, как известно, прежде чем сесть в эфир, должен набрать на компьютере все свои новости и расположить их в порядке выхода в эфир, а затем распечатать их на принтере. Чтобы эфир был успешным, автор монографии "Радиостанция" Майкл Кит советует следовать следующим правилам:
  -- Избегать ошибок и сокращений, не писать слова слитно
  -- Использовать только заглавные буквы - это упрощает работу ведущего, такие слова удобнее читать.
  -- Использовать двойной интервал между строчками
  -- Избегать аббревиатур и сокращений, кроме привычных, таких как ТАСС, РИА, США, Госстрах и др.
  -- Цифры от 0 до 10, так же как числительные "миллион", "миллиард" набирать буквами, а не цифрами, например: 21 миллион человек, а не 21.000.000 человек.
  -- Для английских, французских и прочих названий обязательно писать транскрипцию и ставить ударение, чтобы правильно их произносить и не ошибаться. Если возникают сомнения, свериться со словарями.
  -- Правильно расставлять знаки препинания, иначе может искажаться смысл предложения.
  --
   Распечатанная новость должна выглядеть примерно так:
   ПРЕЗИДЕНТ США БИЛЛ КЛИНТОН СЕГОДНЯ ЗАЯВИЛ, ЧТО, НЕСМОТРЯ НА СЛУХИ О ТОМ, ЧТО ОН ЯКОБЫ ПОКИНЕТ БЕЛЫЙ ДОМ РАДИ КАРЬЕРЫ В ГОЛЛИВУДЕ, ОН ВНОВЬ ВЫСТАВИТ СВОЮ КАНДИДАТУРУ НА ПРЕДСТОЯЩИХ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРАХ.
  
   Важно помнить, что написанные новости должны легко восприниматься на слух. Поэтому предложения должны быть короткими, слова - понятными, ведь слушатель не всегда имеет возможность заглянуть в словарь, чтобы узнать значение того или иного слова. Слушатели должны легко воспринимать новости, а не напрягать слух и мозги, чтобы понять услышанное.
  
   Предложения должны быть яркими и четкими, чтобы слушатель мог нарисовать себе "картинку" новости, она должна остаться у него в голове, ведь в это время он может быть занят домашними делами или вести автомобиль.
  
   Новости должны быть написаны в разговорном стиле, быть структурированными и организованными. Каждая новость должна отвечать на пять основных вопросов: кто, что когда, где, почему. Если новость не будет отвечать на эти вопросы, в ней не будет интересных деталей, то слушатель переключится на другую радиостанцию, чтобы узнать больше подробностей.
  
   Также важно, чтобы ведущие обязательно прочитывали свой новостной выпуск вслух перед эфиром, ведь читая, они выделяют для себя главную мысль, понимают, где надо ставить логическое ударение.
  
   Новостному персоналу нужно "чувствовать" свои новости, а предварительная подготовка к выходу в эфир избавляет и ведущего новостей, и слушателей от неприятных "сюрпризов" в эфире.
   Садясь вести эфир, ди-джей ставит в плейер сразу несколько дисков, в зависимости от количества плееров в студии. Как правило, эфирный час начинается с основного джингла радиостанции - "В эфире радио "..." или рекламной музыкальной песенки, как-то: "Русское Радио, Русское радио, наша частота известно всем. Русское радио - и никаких проблем!". После чего ди-джей обычно начинает приветствовать слушателей словами типа: "Здравствуйте, с вами ди-джей..." или "Добрый день, добрый день всем, кто слушает радио "...", с вами DJ..., ближайшие пять часов мы проведем вместе..." и т.д.
  
   Имея перед глазами плей-лист ди-джей знает, что за чем идет, какой конец у той или иной композиции - плавный или резкий.
  
   От этого зависит, как ему запускать следующую композицию - плавно микшировать с предыдущей или резким движением "бегунка" вводить следующую, иначе в эфире появится пауза. Всегда надо помнить, что самое идеальное микширование - это когда слушатель не может понять, где закончилась одна композиция и началась другая.
  
   Иногда композиция начинается довольно тихо, поэтому можно начать конферанс на вступлении, например 10-15 секунд "инструментала" достаточно, чтобы сделать небольшое вступление - название песни, имя исполнителя и 3-4 сопроводительных слова, например, "А теперь Элтон Джон со своим знаменитым хитом 1973 года "Goodbye, Yellow Brick Road". В то же время на более длинном, затихающем "хвосте" можно себе позволить более многословный комментарий:
  
   "Думаете, у них там все дороги из желтого кирпича? Нет, просто в 1973 году у Элтона Джона скопилось слишком много солнечных очков с желтыми стеклами... почти такими как весь наш теперешний шоу-бизнес"...
  
   Если позволяет время можно связывать темы песен или их названия необычной репликой, например:
  
   "Иванушки International" были правы - мне тоже было грустно в первый раз, а все потому, что надо учитывать темперамент, если вы - жаворонок, а он - сова, могут быть разные неприятности". (конферанс между песнями "Тополиный пух" группы "Иванушки International" (о несчастной первой любви) и песней Лаймы Вайкуле о несоответствии темпераментов "Я -жаворонок, ты - сова").
  
   В другом случае название песни можно "раскрасить" интересной информацией об исполнителях:
  
   "Если, как известно, трус не играет в хоккей, то Мари с дочкой явно не из этой категории людей, потому что обожают данный вид спорта. Другой участник коллектива, Пер, панически боится змей и летать на самолете, поэтому Мари, как правило, летает одна. Слушаем "Wish I could fly" (о шведском дуэте Roxette).
  
   Помимо информации о песне и исполнителе, можно использовать и пришедшие на пейджер стихотворения" посвящения, обращения к ведущим радиостанции ("Вот тут у меня есть поздравление от Маши: "Всех ди-джеев поздравляю, счастья, радости желаю") или непосредственно к ведущему эфира, чтобы "украсить" музыкальную программу "творчеством" самих слушателей.
  
   Очень важно никогда не забывать вовремя выключить микрофон, если захотелось сказать что-то нелицеприятное ведущему новостей или просто выпить чая или быстренько откусить кусок от бутерброда, так как в эфире не должно быть посторонних звуков, если это не авторская программа и все заранее не запланировано.
  
   Что касается голосов ди-джеев, то тут в зависимости от характера, настроения музыкальной композиции можно использовать разные приемы: приглушенная интонация для лирической, более бодрая для веселой (своеобразный голосовой грим). Можно найти свою собственную манеру подачи информации, даже изменить свой обычный голос, например, сделав его более сексуальным, или же остаться самим собой, не играя со слушателями.
   Главное, чтобы ди-джей чувствовал себя комфортно в той "маске", которую он выбрал, а слушатели принимали его таким, "рисуя" себе образ ведущего в соответствии с его голосом в эфире. В свою очередь, ди-джей тоже может "нарисовать" себе образ идеального слушателя или же может обращаться к кому-то конкретному, главное, чтобы он "общался" не с микрофоном или пустотой. Эта "игра" должна быть одинаково интересна как ведущему, так и его аудитории.
  
   Ведущий новостей во время своего эфира должен быть крайне сосредоточенным, хотя обычно он не сидит за микшерным пультом, а только читает новости, поэтому все его внимание должно быть направлено на текст. Чтобы оживить выпуск новостей, ведущий часто говорит под какую-нибудь динимичную "подложку" - инструментальную композицию, на фоне которой звучит голос ведущего (существуют сборники, состоящие из таких подложек, выпускаемых специально для радиостанций).
  
   Как мы уже говорили, важно помнить, что ведущему нужно донести свой текст до слушателя, который должен запомнить основные новости дня, поэтому он может рассказывать их как воображаемому слушателю, так и сидящему напротив ди-джею, причем иногда ди-джей может вставлять собственные комментарии, обычно в конце выпуска.
  
   Как правило, выпуск новостей длится 5 минут: сначала звучит новостной джингл, потом ведущий открывает блок примерно следующими словами: "В Москве столько-то часов, в студии радио "..." имя и фамилия ведущего, вы слушаете выпуск новостей". Выпуск начинается с государственных политических новостей дня, затем следуют несколько ключевых международных новостей (2, максимум 3), иногда спортивные события, блок рекламы, курс рубля на сегодня и погода.
   Новости должны быть четко выстроены, отделяться одна от другой небольшими паузами, быть логичными и понятными с первого раза. Каждая новость, как правило, состоит из 3-4 предложений. В конце ди-джей может прокомментировать этот выпуск новостей или ведущий может просто попрощаться и сказать: "До встречи через час", а может и проанонсировать следующую передачу: "Вы слушали выпуск новостей на радио "Радио РОКС", с вами был Никита Иванов. Я передаю микрофон Нине Вишневой и ее программе "Воображала".
  
   Существуют некоторые специфические особенности работы ди-джея в прямом эфире, о которых всегда стоит помнить. Ведущий сильно ограничен не только во времени, но и в движении: он сидит за пультом и часто не может выйти даже в туалет, для этого приходится ждать ближайшей длинной песни или просить смикшировать кого-то из находящихся в студии. Правда, со временем ведущие могут одновременно разговаривать по телефону со своим знакомым и вести эфир, но это приходит с опытом.
  
   Следующее правило - никогда не показывать своего истинного настроения в эфире - это непрофессионализм. Надо помнить, что никого не волнуют твои проблемы: твоя жизнь принадлежит тебе, а эфир - слушателю. Надо всегда оставлять неприятности "за кадром" - это одно из основных требований профессии. 
  
   Как мы уже говорили, всегда стоит писать свой текст и держать его перед глазами, чтобы избежать оговорок в эфире, однако сам эфир - достаточно стрессовая ситуация, контекст песни всегда "рисует" какую-то картинку - все это не дает ведущему расслабиться: мозг сам подсказывает выход из сложных ситуаций в эфире.
   Ди-джей должен доверять своим слушателям, любить их. Слушатели всегда поймут ди-джея, если он не пытается искусственно их возвысить или принизить.
  
   Надо анализировать свои эфиры, и так как одна и та же песня в эфире повторяется довольно часто, то в следующий раз можно откомментировать ее более удачно. Никогда нельзя показывать, что песня не нравиться, нужно научиться относиться к ней спокойно, зато если композиция по душе, то тут можно "развернуться", сказать что-то важное для тебя.
  
   Ди-джей всегда должен чувствовать свою ответственность за то, что он в эфире, ведь в это время один слушатель улыбается его шутке, а другой, возможно, даже отложил на неопределенное будущее попытку самоубийства. Как-то на одну из радиостанций даже пришло письмо от "соколов" Джохара Дудаева, где было написано: "Спасибо вам. "Европа-плюс" в нашу карту террористических актов не попадет".
  
   Ди-джей, ведущий программы, новостной ведущий всегда зависят от формата радиостанции, поэтому и программы, и стиль ведения на разных радиостанциях будут отличаться. Это касается и голосов ведущих, и способов ведения программ. Если на молодежных "хитовых" станциях ведущему "положено" излучать энергию, пионерский задор и оптимизм, то для более "взрослых" форматах характерны спокойная и уравновешенная интонация, красивые, чувственные голоса ведущих и блестящее знание русского языка.
  
   Радиоведущий становится полновластным хозяином эфира и проконтролировать его работу практически невозможно. Поэтому программный директор радиостанции должен быть абсолютно уверен в том, что ди-джей не скажет ничего лишнего, и будет достойно представлять концепцию станции.
  
  
   Что касается способов подачи материала, то разницу можно проследить даже на примере программы по заявкам.
  
   Если на более "взрослых" радиостанциях ди-джей очень внимательно относятся к слушателям, он не просто принимает заявки, а беседует с ними, спрашивает, чем они занимаются в данный момент, разговаривает о работе, здоровье и даже пытается научить кого-то разговаривать с незнакомыми людьми на "вы", то на более молодежных, динамичных станциях ведущему важно принять как можно больше заявок от слушателей, не затягивая разговор по телефону, ведь желающих много, а время ограничено.
  
   Поэтому здесь задача ди-джея - никого не обидеть, ведь молодые слушатели главным образом ждут выполнения своей заявки, а не беседы по душам. Это же касается и ток-шоу. Если более зрелым людей важна атмосфера передачи: теплая беседа, с юмором и воспоминаниями гостя, то молодежи нужно много музыки, веселья, шуток, анекдотов, забавных историй вроде "А теперь расскажи слушателям как после того концерта поклонница долго признавалась тебе в любви, а потом оказалось, что ей просто хотелось, чтобы ты купил ей в баре коктейль".
  
   Следовательно, ведущие эфира всегда отражают стиль своей радиостанции. Ди-джеи излучают максимум энергии, напористы и активны, если радиостанция пропагандирует такой образ жизни; быть тонким, интеллигентным собеседником, если это "интеллигентное радио для интеллигентных людей"; душевным, остроумным человеком, у которого "все в порядке", если главный слоган радиостанции: "Все будет хорошо" и т.д.
  
  
  
  
  
  
   Особенности работы ведущего на "многопрофильной" информационно-музыкальной станции
  
   Как уже говорилось, "основой" эфира данных станций являются многочисленные аналитические передачи, развернутые интервью и комментарии с участием различных специалистов в области политики, экономики, финансов, культурно-просветительские программы; передачи, посвященные новостям науки, культуры, новым технологиям, проблемам языка и т. д.
  
   Следовательно, радиожурналисты здесь не играют роль конферансье-массовика-затейника-шоумена-в-одном-флаконе, поскольку их основная функция - не формирование настроения у слушателя, а информирование, непосредственное общение, как со слушателями, так и гостями студии, просвещение, анализ текущих событий.
  
   При этом ведущему данной станции нужно помнить, что ему важно не "рекламировать" себя, выставляя в выгодном свете свои знания, а не мешать слушателю получать информацию, комментарии аналитиков, компетентных гостей программы. Его задача - быть посредником между слушателем и информацией, помогать в ее восприятии, задавая наводящие вопросы специалистам, или же в доступной форме самому доносить ее до аудитории.
  
   Такая нелегкая "работа" под силу уже немолодому человеку, имеющему богатый жизненный опыт, разбирающимся в разных сторонах жизни - от политики и экономики до науки и культуры.
  
   Зачастую ведущему за один эфирный день приходится касаться абсолютно разных тем: например, полчаса разговаривать с гостями студии об особенностях японского кинематографа: обозначить основные различия между японской и американской культурой, рассказать слушателям о теме одиночества в фильмах Ясудзиру Одзу, поделиться своими ощущениями, которые остаются от его картин - например, о показавшемся ведущему переходящим из фильма в фильм мотиве дождя.
  
   Затем, после выпуска новостей и рекламного блока, перейти к разговору о поэзии Петрарки, о настроениях в его стихах, биографии, любовных историях, "разбавляя" свой рассказ музыкой И.-С. Баха.
  
   Со следующим гостем студии ведущий обсуждает проблемы англо-бурской войны, одновременно с этим представляя на суд слушателей песни, написанные гостем студии, а после "музыкальной паузы" включается в разговор с Сергеем Никитиным о проблемах авторской песни и т.д.
  
   Ведущему эфира нужно хорошо разбираться в людях, так как ему приходится много общаться с ними, соответственно ему важно быть интересным собеседником, умеющим "чувствовать" людей, найти к каждому свой подход.
  
   Ведущему "многопрофильной" радиостанции просто необходимо владеть одним или несколькими иностранными языками, так как гостями студии часто становятся не только русские, но и иностранные эксперты. Также хорошо нужно знать и русский язык, так как порой ему приходится общаться с филологами, лингвистами и др. - людьми высокой культуры, блестяще образованными. Радиоведущий не может позволить себе быть на их фоне безграмотным невеждой.
  
   Журналисту нужно обладать приятным, "теплым" голосом, вызывающим только положительные эмоции (что роднит его с ди-джеями коммерческих радиостанций "взрослых" форматов), так как в эфире ему приходится много разговаривать. Голос, интонация не должны утомлять аудиторию, раздражать ее, что и в итоге может привести к тому, что слушатель, устав от тембра ведущего, переключится на музыкальную радиостанцию, чтобы отдохнуть от него.
  
   Голос ведущего не может быть и не слишком резким, агрессивными "нотками" и не слишком медленным, занудным, поэтому порой даже людям с энциклопедическими знаниями, обладающими всеми перечисленными выше достоинствами из-за несоответствия знаний и голосовых данных противопоказано быть ведущими эфира, однако они могут реализовать себя как авторы программ. Слушатели должны доверять мнению и оценкам ведущего, и его голос, интонационный посыл - основные "инструменты" в этом вопросе.
  
   Ведущему эфира придется научиться быть гибким человеком, но уже не в плане того, чтобы всегда быть готовым, даже с высокой температурой сесть к микрофону - на данном типе станций всегда можно договориться о замене: здесь эфир не расписан по секундам, поэтому если идет интересная слушателям программа и поступает много звонков с вопросами, то всегда можно увеличить ее хронометраж, что просто невозможно на "локальной" информационно-музыкальной радиостанции.
  
   Гибкость в данном случае заключается в том, чтобы уметь легко приспосабливаться к людям, иногда подстраиваться под чужое настроение и взгляды.
  
   Гости, которые приходят в студию, слушатели - все они совершенно разные люди, и ведущему нужно спокойно принимать этот факт.
  
   Он также должен быть терпимым человеком, так как в эфире появляются люди с различными взглядами, как на политическую ситуацию в стране, так и на другие стороны жизни. Кто-нибудь наверняка может вызвать негативные эмоции у журналиста, но ему необходимо иметь достаточное количество ума и такта, а также здравого смысла, чтобы не дать понять собеседнику, что он не принимает его сторону или вообще его не выносит, иначе можно легко нажить себе врагов, как в лице сторонников гостя студии, так и, возможно, среди слушателей, которые были лучшего мнения о любимом ведущем.
  
   Ему приходится постоянно сидеть в кресле, поэтому во время передышки стоит иногда встать и размяться, чтобы быть в хорошей физической форме, помогающей выдерживать физические (нагрузка на шею и спину), и эмоциональные нагрузки.
  
   Слушатели "многопрофильных" радиостанций привыкают к голосам, интонации ведущих, так как "проводят" с ними много времени, и знают, что от кого ждать. Иногда радиожурналисту отдается целый день, и тогда слушатель точно знает, когда ему включать приемник, чтобы провести день с полюбившимся ведущим, а когда можно отдыхать.
  
   Постоянная аудитория знает манеру общения конкретного ведущего, его музыкальные, литературные и прочие привязанности и вкусы, поэтому знает, от кого чего можно ожидать.
  
   В случае, когда радиоведущему отдается целый день, он может сам подобрать команду авторов, которые будут вести свои программы в его эфире. В данном случае он выступает и в качестве организатора: подбирает людей, чьи программы органично вписываются в его эфир или же ему просто приятно с ними работать, распределяет время выхода передач, делает словесные или музыкальные (ставит перед выходом передачи подходящую по теме песню) анонсы программ. Иногда он выступает и в качестве автора специальной программы в своем эфире: темы он выбирает сам в зависимости от времени суток: развлекательные, музыкальные (например, рассказ об определенном музыкальном стиле (группе) или утреннее чтение "Золотого теленка" Ильфа и Петрова) - утром и днем; культурологические (скажем, биография Наполеона) - ближе к вечеру.
  
   Ведущий следит за тем, чтобы его команда работала слаженно, программы плавно "вытекали" одна из другой, а слушатели чувствовали себя комфортно - таким образом, выполняя функции редактора (программного директора) и, отвечая за все, что происходит в его эфире - от музыкального материала и новостей до собственных программ и передач других авторов.
  
   Слушателю подобных радиостанций всегда важно знать, что здесь ему уделят внимание, поэтому ведущим нужно быть ВСЕГДА приветливыми, заинтересованными, всегда готовыми дать совет или разобраться в проблеме, помочь разъяснить ситуацию, дать необходимую информацию.
  
   Ведущему надо быть готовым к многочисленным звонкам и сообщениям на пейджер и во время, и после эфира, следовательно, ему надо быть очень внимательным к людям, чтобы терпеливо разъяснить то, что им не ясно, выслушать их проблемы, постараться не оттолкнуть от себя, так как у ведущего традиционного радиостанции больше ответственности, ведь основа его эфира - непрерывное общение с людьми.
  
   Согласно социологическим исследованиям, проведенных одной из "многопрофильных" коммерческих информационно-музыкальных радиостанций, значительная часть молодежи, которая обычно слушает "локальные" станции, остро нуждается в общении, в заинтересованности в себе, поэтому нередко переключается на подобные радиоканалы.
  
   Когда у молодого человека (они сильнее подвержены смене настроений, депрессивным состояниям) трудная полоса в жизни и некуда обратиться за советом или помощью, то ему важно знать, что есть радиостанция, где его выслушают, поставят ту музыку, которую ему хочется, скажут несколько добрых слов, от которых станет легче. Об этом всегда стоит помнить ведущим и главным редакторам "многопрофильных" станций и строить свой эфир с учетом интересов молодых радиослушателей.
  
   Традиционные типы организации вещания, какой и представляют "многопрофильные" коммерческие и муниципальные информационно-музыкальные, а также государственные станции, характеризуются раздельным расположением вещательной аппаратной и вещательной студии. Как мы уже говорили, при таком расположении ведущий (диктор, автор и т.п.), а также гости находятся в звукоизолированном помещении (вещательная студия), где размещаются микрофоны. Вещательная аппаратная, как правило, отделена от вещательной студии многослойным звукоизолирующим стеклом, за которым находится микшерный пульт, а также аналоговые и цифровые магнитофоны, CD-плейеры, карт-машины и т.д.
  
   При таком типе вещания формированием сигнала радиостанции за микшерным пультом осуществляет звукорежиссер, которому иногда помогает звукооператор (установка, перемотка и замена бобин магнитной ленты, компакт-дисков, кассет и т.п.).
  
   Техническое обслуживание аппаратуры (коммутация, профилактика, ремонт) осуществляет инженер эфира. Связь между ведущим в студии и техперсоналом в аппаратной осуществляется посредством специальных систем внутренней связи (интеркома).
  
   Данный способ вещания, кроме всего прочего, требует сценария прямого эфира, которому подчиняются и ведущий, и звукорежиссер; возможность импровизационного построения эфира при таком типе организации вещания весьма невелика.
  
   Неписаный закон для ведущих "многопрофильных" информационно-музыкальных радиостанций - называть как свои имя и фамилию, так и имя, фамилию звукоинженера (звукорежиссера). Например, "Вы слушаете радио "...", сегодня вторник, 25 января, весь этот день с вами проведу я, (имя, фамилия ведущего), а помогает мне звукорежиссер (инженер эфира) - имя и фамилия".
  
   Отсюда следует, что ведущий "многопрофильной" станции, как правило, только ведет эфир, то есть говорит в микрофон, отвечая за информационное наполнение вещательного дня, в то время как "раскрашиванием" эфира с помощью музыки, "фирменных" джинглов, занимается звукооператор (звукорежиссер), который сидит напротив, за микшерным пультом. На некоторых радиоканалах ведущий даже не занимается подбором музыкальных композиций, которые будут звучать в его программе, эта задача возлагается на музыкального редактора.
  
   На подобных станциях гораздо меньше музыкальной техники (проигрывателей CD, цифровых магнитофонов), а в музыкальной библиотеке, помимо популярной музыки, наличествует классическая, авангардная, джазовая, этническая и т. д., так как станция не ограничена тем или иным форматом, а музыка - не основа, а фон для эфира.
  
   Таким образом, в нужное время радиожурналист просто машет звукорежиссеру рукой, или же они заранее договариваются о последовательности музыкальных композиций, джинглов, анонсов в программе. Звукорежиссер программирует последовательность песен на цифровом проигрывателе компакт-дисков, ставит в карт-машину необходимые картриджи с джинглами, заставками, анонсами и в нужном месте по условному знаку ведущего "выводит" в эфир заставку, анонс или песню.
  
   Именно звукорежиссер следит за тем, чтобы не было пауз между произнесенным текстом и композицией, хотя на многопрофильной станции, в отличие от информационно-музыкальной, секундная "дыра" вполне допустима, но и тут желательно, чтобы паузы не "безобразили" эфир.
  
   Ведущему "традиционного" эфира можно слегка расслабиться: иногда вздохнуть, случайно прошелестеть бумажкой - главным остается качество информации, а не музыка и звуковые спецэффекты. Поэтому и порицание от главного редактора можно получить не столько за звуковое оформление, сколько за непроверенные факты, устаревшую информацию, неграмотное изложение материала и т. д. Иногда для этого главный редактор радиостанции специально прослушивает police tape (контрольную запись) - пленку или цифровую кассету, на которую "пишется" каждый эфирный день.
  
   Считается, что для России исторически характерна "тяга человека к человеку, к задушевной беседе с толковым собеседником". Ведущему "многопрофильной" радиостанции нет нужды голосом и интонацией выражать стиль своего радио, достаточно просто быть умным, приятным собеседником, иногда советником, иметь внушающий доверие, приятный голос, уметь привлечь к себе внимание, заставить слушателей задуматься над услышанным и открыть для себя нечто новое в жизни и своей душе.
  

Авторская программа и особенности работы журналиста над ней

   Авторская программа - радиопередача, автор которой одновременно выступает в роли ее создателя и ведущего, режиссера, литературного и музыкального редактора, корректора, иногда продюсера. То есть автор радиопередачи целиком и полностью отвечает за ее производство: он сам придумывает тему, пишет текст, подбирает музыкальный материал, продумывает для нее специальный джингл, иногда находит спонсоров. Единственный человек, который может отредактировать эту программу и в итоге решить - выпускать или не выпускать ее в эфир - это главный редактор (на "многопрофильной" информационно-музыкальной радиостанции) или программный директор (на "локальной").
  
   Следует также отметить тот факт, что иногда одна и та же авторская программа может одинаково подходить как для "локальной" коммерческой информационно-музыкальной, так и для "многопрофильной" (коммерческой и муниципальной), а иногда и государственной радиостанции. Однако стоит помнить, что передача, посвященная американской музыке 50-х годов, не может выйти в эфир на станции, передающей только русскоязычную музыку и т.д. То есть авторская передача в целом должна "подчиняться" формату и стилистике радиостанции.
  
   Автор программы, с одной стороны, находится в более легкой ситуации в отличие от ведущего эфира: он ограничен темой своей передачи, ему не надо знать обо всем понемногу, нужно разбираться только в "своей" теме. С другой стороны, его программа должна максимально заинтересовать слушателя, поэтому и подготовка к ней должна быть более тщательной. Ведущий должен сам подобрать для программы литературный материал, который нужно сделать "разговорным", понятным человеку, который не разбирается в данной теме. Нужно, чтобы слушателю казалось, что ведущий общается с ним, даже если тот читает свой текст по бумажке.
  
   Автор сам подбирает и музыкальный материал (по возможности, он тоже должен легко восприниматься), договаривается с гостями, если это ток-шоу, обговаривает с ними тему разговора, желательные и нежелательные вопросы и т.д. Иногда стоит пообщаться и с постоянными слушателями, узнать, что им нравится, а что нет, что бы они хотели услышать в будущем - какую музыку, каких людей и пр.
  
   Автор программы также, как и ди-джей "локальной" информационно-музыкальной радиостанции, подготавливает рабочее место, нужные компакт-диски, картриджи с "отбивками", джинглами, а также создает (если это ток-шоу) максимально комфортную обстановку своему гостю: предлагает кофе или чай, помогает расслабиться, если человек малознакомый, пытается создать непринужденную атмосферу, чтобы беседа прошла успешно.
  
   Автору передачи желательно придумать "фирменную", присущую только ему манеру здороваться и прощаться со слушателями, например: "Здравствуйте, любезнейшие радиослушатели", "Засим прощаюсь до следующего раза", а также подобрать специальную музыкальную подложку, чтобы сделать передачу более эффектной, выделяющейся. Под эту музыкальную композицию (лучше всего инструментальную) ведущему должно быть удобно, приятно говорить: она должна придавать энергии (драйва) или же наоборот расслаблять - в зависимости от ритма и характера передачи, а также темперамента автора программы.
  
   Ведущий программы в "прямом" эфире наиболее свободен, поэтому, сидя за пультом, может позволить себе какие-нибудь посторонние шумы (рукопожатие с гостем программы, продолжительный смех, иногда даже вольные шутки). Он ограничен только временем передачи, ее форматом и собственной внутренней цензурой.
  
   Радиоведущий создает определенное настроение у слушателей, независимо от жанра передачи. Главное - постоянное общение с аудиторией, ответы на вопросы, специальные викторины. Поэтому автор должен следить не только за содержанием передачи, музыкальным материалом, но и за ходом беседы, как со слушателями, так и с гостями программы, постоянно поддерживать нужное настроение и темп. Если гость программы настроен на шутки и веселье, нужно поддерживать этот тон, как, например:
  
   Музыкант: "Ну, мы (группа) тут открыли свой расчетный счет так что... (многозначительная пауза)
   Ведущий программы: Нет, нет, денег я тебе не дам, и не проси!
  
  
  
   Или наоборот, гость передачи (популярный телеведущий) на ехидно-любопытный, провокационный вопрос заданный ведущим с самой невинной интонацией: "А вот тут всем интересно узнать о твоих отношениях с той самой, как ты сказал, наполовину армянкой, наполовину казачкой певицей Сабиной?" может ответить в том же духе: "Ой, я так боюсь ее, не хотелось бы рассказывать о наших отношениях, а то она непредсказуемая женщина, мало ли что может со мной сделать, когда я вернусь домой, если ей не понравиться мой ответ?".
  
   Нужно быть внимательным и к аудитории, постараться ответить на максимальное количество вопросов и заявок, нельзя обижать своего слушателя, который ждал встречи с программой и ведущим возможно целую неделю. Ток-шоу должно оставлять приятное ощущение: у слушателя должно создаваться впечатление, что он пообщался со старым другом или очень хорошим знакомым, узнал о нем нечто новое, услышал его любимую музыку.
  
   Если человек хочет сделать авторскую радиопрограмму, ему важно помнить, как уже было сказано, о том, на какой радиостанции она будет звучать. Здесь у авторов, в отличие от ди-джеев и эфирных ведущих, больше возможностей: если программа то теме, стилю или из-за "нестандартного" голоса ведущего не может прозвучать на "локальной" коммерческой информационно-музыкальной радиостанции, ее автор имеет возможность продать ее коммерческой или муниципальной "многопрофильной", а также государственной станции. Вот, например, отрывок одной из передач "Вэлатойн: музыка и эпос", которая никак не могла выйти в эфир на "локальной" информационно-музыкальной радиостанции, но прекрасно "прижилась" на "многопрофильной":
  
    "С тех пор, как фэйри, волшебный народ, перестали стариться, они жили бесконечно долго и, если и умирали, то не своей смертью. Дети рождались у них все реже: это великое событие случалось раз в несколько столетий. Рождение своего ребенка фэйри встречали поистине, как подарок судьбы. Но известно, что если в жизни надеяться только на одну судьбу, смириться с ней - ничего хорошего из  этого не получится. И народ фэйри нашел выход. 
  
   Они, скажем так, обменивались детьми с людьми. Конечно, можно поспорить о том, насколько моральны такие дела, но тут следует помнить, что волшебный народ живет несколько по иным законам, отличным от наших людских, большее частью нам непонятных, поэтому не нам их судить. 
  
   Так вот, если фэйри узнавали, что у людей рождался ребенок, и его еще не успели окрестить - то есть душа младенца оставалась без охраны, они быстренько производили ряд магических действий и получали "подменыша".  Причем, эти "подменыши" могли порой ничем внешне не отличаться от похищенных младенцев или были маленькими, сморщенными, с темноватой кожей. Подмененные младенцы  долго не жили, и  всю свою  недолгую жизнь только и были способны на разного рода гадости. 
  
   Человеческие же дети становились принцами и принцессами фэйри и сочетали в себе лучшее из мира людей и мира фэйри, и не было их лучше и краше. Их-то и называли "вэлатойн". В их  родном, людском мире еще неизвестно какая бы судьба их ждала, ведь были они далеко не королевской крови". 
  
   Эта программа почти целиком была посвящена истории и мифологии кельтов (теоретические и исторические сведения плюс ставшая традиционной волшебная история в конце). Фоном для нее была кельтская народная музыка. Медленный, успокаивающий голос ведущего передачи, немного растянутые интонации, совершенно неприемлемые для "локальных" информационно-музыкальных радиостанций, хорошо гармонировали с лирическим настроением передач. Красивая инструментальная музыка с обилием скрипок, флейт и волынок на "подложке", интересная информация об истории и культурных традициях кельтских народов - все это привлекало публику: как молодых, так и людей старшего возраста.
  
   Если судить по телефонным звонкам во время программы и ее рейтингу на основании регулярно проводимых телефонных опросов радиостушателей, программа и ее ведущий пользовались немалой популярностью. Она были уникальным явлением в московском (а, возможно, и в российском) радиоэфире, так как аналогов ей не было.
  
   Основным отличием авторской программы на "локальной" коммерческой информационно-музыкальной от передачи на "многопрофильной" и государственной радиостанции является тот факт, что в первом случае ведущий, как правило, выходит в эфир "живьем", а во втором - из-за обилия передач разных авторов - записывает свою передачу (сам или с помощью звукоинженера) на магнитную ленту, DAT-кассету или еще на какой-то носитель прежде, чем она выйдет в эфир.
  
   Особой разницы здесь нет: всегда можно создать иллюзию "прямого эфира", записав передачу с первого раза (без монтажа), оставив какие-то оговорки и погрешности. Единственное различие между "записной" и "живой" передачей состоит в том, что в первом случае невозможно "вывести" звонки радиослушателей в эфир. Однако всегда можно поговорить со слушателями, узнать их мнение, пожелания и после передачи.
  
   No Наталья Барабаш, главы из учебника "Радиожурналистика" (издательство МГУ) , 2000г, All rights reserved
  
  
  
  
  
  
  
  
   1
  
  
   1
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"