Лишь равнодушию нет места в этом списке:
Жить без сомнений - значит не дышать.
Бодро крутя педалями, мы оставляем прошведский Висмар за спиною. Где-то здесь на берегу залива погребены руины Рерика, одного из крупнейших торговых городов Европы 8-го столетия. В числе множества приморских городов он был разрушен норманнами в 808 году, в начале эры набегов викингов.
Раннее утро. Казарменная безликость окраин Висмара сменяется столь же невзрачным перелеском и ватным туманом, прикрывшим канал Валленштайнграбен, соединяющий Шверинское озеро с Балтикой. Ещё пара километров и на взгорке появляется мельница Мекленбург-Дорфа. Прибавляем хода в горку и по безлюдным улочкам посёлка - к велосипеду пока замечаний нет.
Мой старый 2-колёсный друг за преклонностью годов отошёл от дел и отправился травить свои дорожные байки мартеновской печи. Весело шурша свежей 'резиной' и задорно вписываясь в повороты, бежит мой новенький многоскоростной , но мощностью всего в одну человечью силу, 'лисапет' по древнему пути из Рерика через Зверин в Ленчин.
Таких городков на карте вы сейчас не сыщете. Однако, в изменённых захватчиками и временем названиях многих географических мест севера и востока Германии ( до трети общей территории) легко угадываются славянские корни. Посудите сами : Шверин - Зверин, Любек - Любеце , Рацибург - Ратибор , Ленцин - Ленчин-Лункини , Ольденбург - Старгород. Уж потоптали враги конно и пеше земли южнобалтийских славян-венедов (нем.) -варягов (рус.). Тут и франки и викинги и саксы. К сожалению, и соседи-славяне: ободриты, лютичи, сорбы и поморяне тоже друг дружку не жаловали.
К примеру , гордый Рерик после разрушения викингами 'съёжился' до Велиграда - Микеленбурга, а ныне и вовсе пребывает в ранге посёлка Дорф Мекленбург. Справедливости ради, нужно заметить , что уже в немецкое время оставшиеся жители и колонисты зачастую отстраивали города с прежним именем в стороне от головёшек былых славянских градов и посадов.
Дорф Мекленбург.
Заснувшая столица Вендской державы прибалтийских славян. Тихий немецкий посёлок подле Висмара на Балтике. В уютных аккуратных домиках, что стоят поверх остатков палат, хат, мастерских и культовых сооружений бывшей столицы, скрытой толщью земли, возможно живут их дальние потомки. Ведь, несмотря на массовое изменение и переводы фамилий при крещении на немецкий лад, по сей день северо-восток Германии населён тысячами людей с фамилиями : Бредов, Мудрих, Панков... , которые не имеют представления о происхождении этих слов.
Чуть в стороне скромненькая табличка помечает детинец - бывшую укреплённую резиденцию Великого князя. Городище располагалось на холме, ныне поросшем деревьями и кустарником, посреди болотистой луговины. Ожидаемого касания к историческому объекту не происходит: скорее похоже на кощунство. Местная коммуна (самоуправление) сотню лет назад на территории града учредила кладбище. С другой стороны , нас десятки лет не коробило размещение складов и МТС в бывших сельских церквах? Или то, что мы, зачастую, живём в центрах больших городов на костях своих же предков? Ведь так и было: вот она околица, а вот и погост.
Всё же досадно. Тысячи порядочных людей, общественные средства во многих местах Германии служат восстановлению исторической памяти: будь то история войн 20 века или события 1000-летней давности. Пусть скромненько, без помпы, но появляются новые экспозиции, музеи, реконструированные сёла и городища. Работают археологические экспедиции и желающим доступна информация о прошлом.
Хотя бы ритуально обойдём городище кругом и в седло...
Продолжим наш путь в Ленчин, повторяя последний поход Великого князя Вендской державы Готшалка в главный город племени линян, что жили по Эльбскому берегу. У ободритского союза племён было два стратегически важных и удобных места переправ-переходов на Лабе ( в дальнейшем Эльбе). Это Ленчин на реке Лёкниц и ниже к Гамбургу современные Геестахт / Лауэнбург ( твёрдый берег ) с выходом к Бардовику на левобережной реке Ильменау. Через эти пункты шли товары сушей и рекою. Но часто приходили незваные германцы - франки и саксы, неся войну. И навстречу врагу из Велиграда выходили рати ободритских князей. Невидимо - впереди меня дорогой на Зверин поспешает конная дружина Великого князя.
Что повлекло его, умудренного опытом правителя, в руки убийц - заговорщиков из ближайшего окружения? Что привело к конфликту? Как это сказалось на судьбе ободритов и всех поморских славян?
Личность князя Готшалка занимает меня несколько лет и поверьте: он заслуживает внимания. Сами посудите: в одном лице рыцарь и проповедник, тиран и жертва. Сквозь прорву 1000 лет ощутимы его душевные метания и устремления. Чтоб с ним соприкоснуться, нужно попытаться окунуться в его время. Учитывая , что прошлое - оно рядом, но в зазеркалье, доступно перейти в мироощущение нашего героя, увидеть его мир его же глазами. Для этого требуется предварительно порыться в нужном пласте истории...
И вот вы на поросших валах древнего городища, у замшелой 1000-летней церкви или у святилищ Ретры и Арконы. Попробуйте эффект переноса во времени. Лучше это получается к вечеру, когда день угас и легкий поток воздуха возносит вас над холмами и повседневными делами ( как в церкви!), над временем.
К теме
Нам глубь веков уже видна
Неразличимого детально
И лишь историку дана
Возможность врать документально.
Г.Губерман
Не являясь табуированным историком, обязанному находиться лишь в поле признанных в его кругу фактов, могу позволить себе некоторую свободу. Не вымысла. Свободу в пределах
знаний, сравнений и соучастия в судьбе моего героя - прибалтийского славянского князя Готшалка ( Godeskalks,Gotteskalk или слуга божий) 1010 (?) - 1066 (+) г.г.
Итак, южнобалтийские - полабские славяне. Кого интересует их история полнее - обращайтесь к литературе и интернету. Можно только констатировать, что участь трёх братских боевых союзов ободритов, лютичей и сорбов ( заодно с ранами и поморянами), заклятых друзей и врагов, испытавших на рубеже 1-2 тысячелетий первый натиск Drang nach Osten, оказалась печальной: стравливание, выдавливание, захват с полной ассимиляцией.
Судьба-злодейка, гнавшая славян по свету с одной исторической родины на другую, оставила нам чрезвычайно скупые сведения об этом упрямом и гордом племени - одном из прародителей русского этноса. Волны переселенцев и беженцев докатились до восточной Балтики, равнин Руси и, особенно, её Севера, где в окружении угорских народов расцвела культура ильменских словен - Великого Новгорода.
Я нахожу, что сценарий событий того времени в Полабии 'удивительно' накатанным образом повторяется сегодня с Россией-Белоруссией-Украиной. Это хлеб и амбиции нынешних политиков. Однако, в противостоянии восточного и западного центров цивилизации с античности до современной истории в силу изощрённости ( назовём это так ) результативнее оказывалась политика западной 'коалиции'. В ходу то же самое : разделение, кастрация идей, подкуп и разложение верхушки общества, ограниченная операция с лишением идентичности. Drang nach Osten ещё никто не отменял и борьба 'Рима и Византии' продолжается. В последнем тысячелетии её носителями стали саксы и славяне , разделённые ранее рекой Лаба ( Эльба ) и Заале в верхнем течении.
Как ни прискорбно для случившейся истории , но 'троянским конём' в лагере славян оказался ободритский союз. На него сделала ставку имперская канцелярия Карла Великого ( франки ), а затем саксонские маркграфства Священной Римской империи - I Германского рейха. Так же достойно в XV-XVI веках оценивалась папским престолом за заслуги в продвижении католичества Великая Польша (как ярчайший бриллиант короны). Ободриты, вовлечённые в междоусобицы с соседями, в XI веке сами превратились в жертву. Принудительные христианизации с подавлением возмущений карательными экспедициями саксов на примере уже порабощённых племён смолян, травян, вагров и древян представили им недалёкое будущее. Эта спираль повторяющихся событий обескровила цветущий край и ослабила процессы централизации власти.
Вернусь опять в день сегодняшний. Очевидно, что при общей трескотне о правах личных, религиозных, национальных, нетрадиционных и незнамо ещё каких меньшинств борьба вступает в свою завершающую стадию, поскольку территориально славянам отступать более некуда, налицо кризис интересов власть имущих и населения и есть чужие (экстремистские) руки, готовые прийти на помощь 'пятой' колонне из собственной среды.
Почему выбор франков и саксов пал на ободритов? - решение определила выгода территориального положения и особенность происхождения. В отличие от лехитских племен ободриты пришли с юга из зоны контактов с Византией и Римом и имели выше уровень социального и хозяйственного развития; они занимали ключевое место на узле сухопутных дорог и переправ; на выходе из материковой Германии к портам Балтики. Таким образом они были обречены на эту дружбу.
Меня интересует: конкретное время 1010-1066 г.г. или время жизни моего героя и конкретный народ, а, вернее, ободритский союз племен, что обретался между Балтикой и Эльбой, в 100-150 км восточнее и западнее Шверина. Род Наконидов из бодричского племени союза (7-8 племен), к которому принадлежал Готшалк, на протяжении почти 200 лет возглавлял племенной союз. Этот княжеский род, считая себя наследником легендарного князя Ободра(?), приведшего группу славян с Дуная ( были связаны с гуннами? бежали от аваров?), пытался за счет укрепления великокняжеской власти обеспечить самостийность развития своего народа. Схожие процессы раннего феодализма параллельно протекали у поляков, чехов и скандинавов. Религиозные метания между дедовским родноверием и торжествующим христианством приводили к конфликтам с соплеменниками, с одной стороны, и саксами, представляющим интересы Империи в заэльбских краях, с другой.
Модным считается ныне возрождение родноверия. Но стоит ли идеализировать те времена, те обычаи? Прямое предстояние человека перед божеством, моление на святой дуб, липу либо пень от оных; воду, камень и т.д. создавало людей стойких, носящих бога в себе. Они полагались на свои силы и помощь рода. Человек существовал в равновесии с природой, но порожденный этим консерватизм вел к косности и застою. По моему убеждению, именно из скрытых верований славянства севера Германии спустя 3 столетия родилась Реформация церкви. И ее вдохновителем оказался Лютер, выходец из онемеченного населения. Знал он и славянскую "мову", которая сохранилась в Верхней и Нижней Лужице Германии по сей день.
К одиннадцатому веку племена лютичей и ободритов, окруженные христианизированными соседями, оказались , "последними из могикан " срединной Европы и резко осуждались церковью : за сохранение рабства, уничтожение в худые времена девичьего приплода и стариков; кремацию покойников; пиратство; исступленное отторжение католичества и иные 'злодеяния' против правоверных. Что не мешало, впрочем, тем самым правоверным продавать невольников-славян в рабство арабам, сегрегировать целые племена, каперствовать; закрывать глаза на мужеложство в войсках и, даже, ритуальный каннибализм по отношению к врагу . Что говорит об общей жестокости, дикости средневековой поры и особенности войн на уничтожение. Здесь следует отметить, что агрессию против славян порождали экономические, а не "святые" интересы (читай: права человека и демократические ценности). Алчность феодалов, зависть их вассалов, прогрессирующий рост населения Европы требовали земель, расширения торговли; налогов и банального грабежа. Но до конца XI века у противоборствующих сторон сохранялся баланс сил и, несмотря на преимущество германцев в вооружении и лучшее воинское мастерство, как наследие Римской империи, у полабских славян сохранялся шанс на место среди будущих наций Европы. Этим и представляется познавательным время княжения Готшалка. Некоторыми авторами этот период называется самым опасным для судеб прибалтийско - полабского славянства. Уж куда хуже была катастрофа случившаяся сотней лет позднее... Я рассматриваю насильственную смерть Готшалка, как роковое решение отвергших его подданных, упущенный шанс для выживания. При наличии постоянного внешнего давления в жизни полабов самоубийственные действия , выбор был осуществлен самим славянским народом. И в аналогии ко дню сегодняшнему уважать этот самый "выбор" представляется довольно демагогическим решением. А преобладание эмоций над разумом в головах на примере ободритов XI в. и ныне украинцев указывает на отсутствие здорового эгоизма и инстинкта самосохранения. Актуально по сей день.
Длительная поездка на велосипеде много познавательнее автомобильной. Можно просто разглядывать окрестности или, воспользовавшись неказистой тропкой, чтобы запросто завернуть к любопытному объекту. Вот и сейчас я еду вдоль северной оконечности Шверин - озера. Когда-то здесь неподалёку стояло хорошо укрепленное городище Добин. Оно послужило защитой для последнего свободного князя ободритов Никлота во время отражения в 1147 году крестового похода "немцев"( в 150 тыс. войске были датчане и поляки) . Столетие спустя рыцари 'на плечах беженцев' уже были пред Новгородом у Чудского озера.
Мысли причудливо вьются вслед за сменой ландшафтов холмистого пути. Поскольку дорога старая районного значения, то все подъёмы и спуски достаются мне по полной... Озеро по левую руку играет контрастами красок утра. Вот свинец туч, упавших в глубокие воды, плавится проглянувшим солнцем. Набежавший ветерок рассыпает серебро ряби и бликует 'зайчиками'. Хмурые ельники сменяются загадочным сумраком буковых чащ; несть числа ивово-камышёвым бухточкам, а высоты вдоль озера оседлали роскошные сосны красного золота, вцепившиеся в берег могучими корнями. Поля, что столетиями паханы клиньями по верху холмов, своей ещё свежей зеленью разнообразят картину ободритского края. Если не считать асфальта, то всё в этом краю осталось неизменно. Селений пока немного и они привязаны к речушкам. Ведь по-немецки славяне-венды это люди, живущие у воды. Реки в Полабии, в сильно заболоченной и озерной местности, служили главным транспортным путём.
Впереди ещё 100 км, не расслабляемся. Повезло бы ещё с надёжностью прогноза погоды в этом переменчивом приморском регионе.
Поселки стали встречаться чаще, укрупняться, выглядеть побогаче. Приближаемся к красавцу Шверину.
Лютичи
Великокняжеский род лютичей пресекся веком ранее гибелью князей в многократных сечах с германцами и, особо, в страшном побоище 929 года у г. Ленчин, где саксонские герцоги, умелыми действиями "снесли" сборное славянское ополчение в Рудовер-озеро. С тех серых времён выжившие славянские князья на 55 лет лишились былой самостоятельности, а заэльбские земли были внесены в состав Германской империи не как пограничные марки, но как завоеванные территории с разбивкой на мелкие княжества дуков. Старших детей княжьих домов в целях покорности маркграфы Лёнебурга и Магдебурга стали забирать в полонное обучение при монастырях. Последние играли в раннефеодальной Европе роль университетов. В таком вот UNI-монастыре святого Михаэля близ ставки маркграфа Бернарда II Биллунга в Лёнебурге провел свои отроческие годы будущий великий князь Готшалк.
Это первое упоминание о нем у немецких хронистов, поскольку о своих летописях ободритов ничего не известно. Из чего историки сделали заключение об отсутствии письменности у полабских славян. И это при наличии развитой торговли, тесных контактов элиты с соседями. Любопытным антифактом этому утверждению служит свидетельство (берестяные грамоты) о широкой грамотности населения (в т.ч. женщин) раннего Великого Новгорода, бывшей фактории поморян-варягов, с постепенным регрессом.
После успешного восстания 983 года против немцев лютичский союз получил преимущественное положение в Полабии, и, ведомый жреческо-аристократической кастой, наращивал боевую мощь и влияние на дела соседей. В 1017 году был даже предпринят совместный поход с императорскими войсками против усилившейся Польши. Отсутствие обещанной помощи явилось формальной причиной вступления в 1018 году победоносных лютичских отрядов в пределы ободритского княжества Мстислава, деда Готшалка. Последовавшее языческое восстание привело к повсеместному избиению христиан , уничтожению храмов и священников. Князь Мстислав, тишайший человек, был вынужден укрыться с семьёй в Зверине (хорошо защищённое городище близ нын. Шверина) , бессильно наблюдая за восставшими и лютичами. За отказ отречься от христанства он был изгнан в страну бардов (левобережное немецкое племя со столицей в г. Бардовик близ Лёнебурга и в 10 км от Эльбы), где, как известно из немецких источников, прожил до глубокой старости. Неподалёку, но в монастыре св. Михаэля при ставке маркграфа (1011-1059) Бернарда II Биллунга в Лёнебурге, в виде заложника оказался его внук - Готшалк. Дело в том, что отец его Удо (в крещении) - Прибыслав (слав.) сумел сохранить за собой княжеский стол в родовом племени бодричей (не в союзе!), вернувшись в язычество. Империя не имела сил на тот момент к подавлению взбунтовавшихся вендов, тем более, что и сами 'смотрящие'-саксы были не прочь вернуть утраченную за 200 лет при Карле Великом самостоятельность Очередные выступления саксов под предводительством Бернарда II Биллунга происходили с 1018 по 1024 годы.
Быть рядом и отказать себе в удовольствии заехать в центр Шверина - невозможно. На последнюю столицу Мекленбургского герцогства - резиденцию потомков онемеченного рода князя Никлота можно любоваться в любое время года; и днём и ночью. Город на Шверинском озере многолик своей архитектурой разных эпох и стилей, своей парадностью и сопряжённостью с водными просторами. Его несомненной жемчужиной является замок на острове, парящий над окрестностью. Шверин ещё называют Северной Флоренцией, хотя для меня он ассоциируется с портовыми городами. Панорама широкой озерной глади, открывающаяся с продуваемой со всех сторон набережной, обещает бесконечность морей и сулит таинственность дальних стран. Особенно хороша штормовая погода, когда разгулявшиеся волны сердито скачут на пирсы и камень берегов. После прогулки по средневековому городу на пронизывающем ветру любая кофейница кажется раем. Да и мне неплохо бы после раннего старта отогреть онемевшие конечности.
Сгоревший ещё в юные годы Готшалка (1018) деревянный Зверин подарил своё лесное имя первому ( вообще-то второму после Любека) немецкому городу, поставленному захватчиками в 1160 году на опустошённой земле ободритов. Немецкие историографы, ведущие отчёт о германском присутствии со II века в этом регионе племён готов, лангобардов и вандалов, участников великого переселения народов, считают, соответственно, период славянской экспансии по Лабе в шестьсот лет временным и недостойным большого внимания фактом. Для них как появление славян в шестом-седьмом веках, так и их 'исчезновение' в XII-XV веках - всего лишь малозначительное явление, нонсенс.
Впрочем, и 2-ух тысячный отрезок времени лишь кадр в хронике сменяющих друг друга племён и народов, что бродили в этих местах до ледникового периода, гонялись за мамонтами и после них. И каждый, думаю, норовил зачесть безответную территорию своей родиной. Юты, англы, ругии, кимвры, кельты, балты... Кстати, с балтами, ближайшими родственниками протославян, и жившими на протяжении от Серпухова до Парижа за 3-4 тысячи лет до сего дня, связаны названия крупных рек. К примеру, Лаба имеет прямое объяснение в современном латышском как Хорошая. Само название река: в Курземе нынешняя Лиел(упе) ранее называлась просто -Аа (ава?). В названиях небольших рек Германии присутствует близкое окончание без объяснения - ау: это бесчисленные Лиллау, Ильменау и т. д. Полагаю, найдутся и другие аналогии для : -sen; -hagen. Отсюда же река Упа, приток Оки : это просто Upe - река по-латышски.
К сожалению, совсем не по пути в этот раз оказался реконструированный комплекс славянской крепости, поселения и храма Гросс Раден, что находится по другую сторону Шверин-озера. Посетим в следующую поездку обязательно. А сейчас после отдыха дальше в путь-дорогу!
К детству
Долгие 10 лет отрок- княжич Готшалк (своё имя при крещении передал настоятель монастыря Готшалк фон Склара) провёл в полонном обучении, очевидно, лишь изредка встречаясь с дедом. На всю жизнь сохранились у него впечатления детства об агрессии лютичей: бегство, языки пожарищ , расставание с семьёй. Эти тяжёлые воспоминания и мысли о возмездии не оставляли его на протяжении долгих лет. Отрыв от семьи в этом возрасте переживается болезненно и с душевными травмами.
Я друг мой в рабстве,не печалься...
Но день зависим каждый мой
от гармоничности начальства
с желудком, ж...й и женой.
Г.Губерман
Ставка Бернарда с монастырём стояла на меловой горе (Kalkberg), что возвышалась над посадами Лёнебурга. Посёлок быстро рос на уникальном солевом промысле, но ещё столетие оставался тенью богатого разноплеменного торгово-пограничного города Бардовик. Бардовик, стоявший 4 км ниже по течению судоходной тогда реки Ильменау, был воротами в Славию. Прямой путь на север вёл в порт Любеце (Любек), пересекаясь с так называемой Via Regia - Королевской дорогой, что вела от Гамбурга через владения ободритов, через Дыммин до Щецина.
А сразу за Ильменау с замковой горы виднелись непроходимые леса - территория левоэльбского племени древян. Ныне это Вендланд с центром в городе Люхов. Именно в лесисто-болотистом Вендланде, подобно Лужицкому краю, не подвергшемуся тотальному разгрому, дольше всего сохранялся ободритский язык - вплоть до середины 18 века. Он имел удивительную схожесть с русским языком, отделённый от него 2 тыс. километров. Онемеченное население Вендланда наиболее близко генетически 'исчезнувшим' ободритам. А возле Люхова стоят традиционные круговые деревни ободритов- жупы.
Рос Готшалк под влиянием наставников монастыря, деда, и маркграфа Бернарда, с которым он при всех превратностях судьбы не ссорился.
В 1026 в Лёнебурге был проездом в Рим на коронацию Конрада II (1024-1039) Германского императора король Дании и Англии - Кнуд Великий. Позже он сыграет большую роль в судьбе юноши. Для укрепления династических связей Кнуд удачно выдает замуж (обручает в малолетстве) дочь Гунхильду за будущего немецкого императора Генриха, получив в дар Шлезвиг (и Померанию?). С тех пор датское королевство получило формальное право на контроль в Вагрии и Бодричском крае.
Обучение латинским премудростям, богословию и , само собой, навыкам воинского дела по сакскому образцу должно было послужить превращению подростка в агента влияния Германской империи. Но так случилось, что в 1028 году пал в Славии от руки перебежчика- нордальбинга (саксы из области к северо-западу от Гамбурга) любимый отец князь Удо. В момент жизнь перевернулась, пребывание в тесных стенах монастыря стало невыносимо и, жаждущий мести , 18-летний княжич бежит на родину, где, провозгласив отказ от христианства, легко находит единомышленников, ватагу охочих до мести и лихой жизни язычников. Они устремляются набегом в Нордальбингию: на саксонские племена гользатов, дитмаршей, штурмаров. Изуверства продолжались около 3 лет. Земли обезлюдели. Это были годы бездумья, опьянения насилием и мучительного отрезвления : момент личностного перелома.
Дальнейшее известно из тех же немецких хроник : как уже принятый в качестве князя (1030-1031 г.г.) ободритами Готшалк, терзаемый раскаянием за кровь невинных жертв, по собственной воле попадает в руки преследующего маркграфа
Не далеко же я от пьяницы ушёл, что доживает дни в Отечестве постыдно.
И что в чужбине для души нашёл? Позор отступника, немой укор родни
- обидно.
На что ж я веру, совесть променял, Себе измены выбрав путь - беспечно.
Иудины полушки растерял, И искупленья ждать мне
- вечно.
Молиться не сумею, не смогу. Предательств список повторять досадно.
Месть разум мой затмила на беду. Бог не оставит. Оклемаюсь.
Ладно..
Гамбург тех лет- 'полевая' резиденция трёх господ.
Старый посёлок архиепископа Бременского и Гамбургского, что за Хайден (языческим) валом у нынешней Петри кирхе; новый город герцога Ордульфа саксонского (1059) у нынешней Николаус кирхе и двор с башней на лугу при Бинненальстер маркграфа Биллунга. Здесь состоялся краткий суд и после данных обязательств ( смысл их понять не трудно, хоть договор не писался) князь был прощён и выпущен на волю. За вероотступничество и совершённые насилия маркграф не мог удерживать его при себе. Одновременно за предательство он был отвергнут соплеменниками. Формула : казнить нельзя помиловать - этой истории соответствует полностью. И ему оставался один путь - на Данию и дальше в Англию. К Кнуду Великому - родственнику по отцовской линии.
Мужание. Путь рыцаря.
Особенностью Готшалка было происхождение. Славянский княжич, с отрочества воспитывавшийся саксами, был по крови скорее даном, т. е. викингом. Дед и отец Удо имели жен-датчанок . Позже он сам продолжит эту традицию, дважды будучи женат на девицах из королевского дома данов. Такие браки являлись неким противодействием саксонскому экспансионизму, создавая политический и силовой противовес Германии; выражением перманентного присутствия интересов Дании в Славии-Вендланде.
Империя Кнуда Великого (годы жизни 995-1035) была создана им с 1015 по 1035 г.г. К 1030 году она достигла своего величия. Помимо наследованных Дании (Ютландии и Зеландией), завоёванной им большей части Англии, империя пополнилась Шлезвигом, Норвегией и югом Швеции. Древней столицей датских конунгов был городок Роскилле, близ нынешнего Копенгагена. Но большее время Кнуд проводил в захваченной пёстронациональной Англии при войске, которое и было основой его могущества. Разнообразными методами (военными, разбойными, маргинальными ) он добился влияния во всех графствах острова. Город Йорк, центр продатского графства Нортумбрия, нравился ему более своей родной Балтики. Оттуда через наместников он управлял делами во всей метрополии.
В эпоху Кнуда в приказном порядке с помощью английских священников была завершена христианизация датского королевства, хотя Дания относилась к ведению Гамбурского и Бременского архиепископа. Близость датского и английского языков той поры была выше (по сравнению с немецким) и в этом Кнуд видел возможность слияния народов в одном государстве.
Эпоха викингов пришла на смену славянскому или варяжскому владычеству на Балтике. Известны совместные грабительские походы викингов со славянами вплоть до средиземноморского побережья Испании. В ходу было обоюдное служение в княжеско - конунгских дружинах и родственные связи элиты с давних времён, поскольку славяне имели поселения по многим островам Дании и югу Скандинавии. Путь из варяг в греки был многовариантным ( по Дунаю в т.ч. ) и, служившие в качестве личной гвардии византийских императоров, варяги (вагры?) именно в описываемое время стали замещаться на норманнов. Из их числа был один из королей Норвегии Харальд (погиб в 1066 году в Англии).
Деяния короля Дании Кнуда Великого и его последователей не в пример нашему герою лучше известны: живы-здоровы в пределах своих исторических территорий народы, донёсшие до средневековых авторов сказания и саги в устном виде. Об истории фактически исчезнувших прибалтийских славян мы можем узнать только с упоминаний о них соседей. Известно из английских хроник, что Готшалк, служивший в войске Кнуда Великого в качестве гефольдсманна отличился в многочисленных сражениях, как в Британии, так и в Норвегии; был отважным мореходом и заслужил почестей и внимания короля. Наиболее беспокойной границей датских владений до 1040 года - с постоянными стычками - была с Шотландией. На его глазах в Шотландии развернулась кровавая драма с участием узурпатора генерала Макбета и ярла из Нортумбрии Сиварса, боевого командира Готшалка.
При этом он имел возможность получить бесценный опыт организации государств стран Северной Европы и Англии, функционирования оккупационной администрации в Нортумбрии, датско-саксонском графстве срединной части острова, других захваченных графствах. Необычайно познавательным оказалось ознакомление с функционированием специального налога, т.н. 'датских денег' (на содержание хукскерлов-гвардии Кнуда), чрезвычайно отягощавшего покорённое население острова; с особенностью отношений завоевателей с сохранившими независимость графствами юга Британии и Шотландией.
Этот этап жизни Готшалка растянулся на 12 лет. Из них с 1031 по 1035 г.г. он верой и правдой служил Кнуду Великому и с 1035 по 1043 г.г. его сыновьям. В 1039 году он познакомился со Свеном Эстридсеном ( 1020 -1074) - будущим датским королём и тогда ещё совсем юным ярлом и наместником в Дании. Этот будущий родственник и друг Готшалка впоследствии стал основным источником сведений по странам Севера для немецкого хрониста Адама Бременского, описавшего современную ему эпоху 'по горячим' следам. Борьба сыновей за власть после смерти Кнута Великого привела к разделу империи. От неё отпали поэтапно Англия и скандинавские страны. Обособившаяся Англия после 30-летнего передела и ренессанса саксонских дворянских родов была в 1066/7 г.г. завоёвана франко - нормандскими викингами, чтобы уже никогда более нога интервента не ступала на остров.
Ещё одним важным для понимания судьбы своего народа было событие 1032 года, когда окончательно потеряли свою независимость сорбы - один из трёх боевых славянских союзов. Это был многочисленный народец со среднего течения Эльбы-Лабы. Сорбские племена, христианизированные ещё в составе Моравской державы Византией, были последовательно лишены правящей элиты, католизированы, но малой частью сумели сохраниться и донести до наших дней свой древний язык и культуру.
Во время служения датской короне Готшалк вернулся к христианской религии и это было повторное и уже продуманное его обращение. В 1040 году у него родился сын со славянским именем Бутый (Будивой). История не сохранила имени матери, но известно, что уже в 1043 году он с молодой датской женой из королевского дома ( за заслуги!) вернулся на родину. Но об этом в следующем разделе. Служили ли под его началом славянские ратники- не вопрос. Понятно, что основа датского войска была норманнская. Прекращению викингской вольницы Европа обязана именно созданию этого войска и датским конунгам . И хотя правители многих стран и времён с удовольствием использовали иностранные наёмные части и, прежде всего, для защиты от своих, в случае Готшалка, бывшего по происхождению полукровкой, очевиден другой сценарий. Достижению высокого командного положения при нескольких датских королях он обязан своим личным выдающимся качествам: уму, отваге, воинскому мастерству и верности. После трагических событий 1028-31 годов он соблюдал данные им обещания и договорённости неукоснительно. Как должно рыцарю.
Домой
Века несутся колесницей,
Дымятся кровью рвы кювета
Вся тьма истории творится
Руками, чающими света.
Г.Губерман
В 1043 году произошёл очередной крутой поворот в судьбе Готшалка. В 1042-43 годах в Славии произошли важные события. Славию-Вендланд, издавна лежавшую в зоне раздела интересов Германии-Дании, не могла не затронуть наследственная борьба за трон после смерти в Англии бездетным последнего сына Кнута Великого - Хардекнута. Власть над датским королевством по договору отходила к королю Норвегии Магнусу I Доброму. Это было оспорено племянником Кнута Великого Свеном, которого поддержали датские ярлы. Война растянулась на 4 года (до естественной смерти норвежского короля) с множеством сухопутных и морских сражений, в которых неизменно побеждал король Магнус. При этом он всегда великодушно прощал незадачливого юного соискателя короны.
Свен Эстридсон был личностью чрезвычайно любопытной. Он был баловнем судьбы, искателем приключений , но главный свой подвиг совершил в ином месте , произведя на свет от разных женщин 19 детей , среди которых было пятеро будущих датских королей, а 2 дочери вошли и в наше повествование. Близость Готшалка и Свена лежала в сходстве их судьбы: юный Свен провёл 6 лет заложником у своего дяди Кнуда в Англии, пока отец был наместником Дании. После убийства отца в 1026 году ему пришлось бежать в Швецию, где 13 лет он служил конунгу Якобу. И каждому из друзей пришлось побороться за свой престол.
Наступившие смутные времена у грозного соседа - Датского королевства, подвигли славян-вендов к выступлению против опеки. Полабский князь Ратибор, возглавлявший ободритский союз, в 1042 году включился в борьбу и погиб. Погибли и все его 8 сыновей, отправившиеся с войском возмездия в Данию. В сентябре 1043 года преследуемые датчанами на обратном пути под нынешним Шлезвигом (Хайдебо) на Люршской пустоши они столкнулись с высадившимся в их тылу войском Магнуса I. Битва в окружении превратилась в побоище, в котором погибло около 15 тыс славян. Удар для ободритского союза был страшным. Враз оказались обезглавленными многие роды Славии. Для Готшалка наступил час возвращения на родину.
Борьба за власть
Оставив своего приятеля Свена самостоятельно решать свои претензии на датскую корону, и, заручившись согласием официального самодержца Магнуса Доброго, он при поддержке датского вспомогательного отряда, отправился восстанавливать своё наследственное право на княжество в Велиграде-Микеленбурге. Положение Готшалка было уникально: при поддержке датчан и саксонцев он обладал и легитимностью своих требований княжеского стола. Отсутствие вечевого согласия племён союза компенсировалось их слабостью после поражения. Некие богатые люди, перехватившие власть в столице бодричей, не могли оказать сопротивления профессиональным воинам под руководством Готшалка. Происходившее можно характеризовать, как оккупацию собственного народа. Готшалк сумел вооруженным путём в короткое время привести под свою руку все племена ободритского союза.
Все действия Готшалка в этот период лежали в области интересов саксонского маркграфа Бернарда II Биллунга и потому одобрены: возвращение во власть старого знакомого и должника позволяло вернуть контроль над славянством и наладить выплату налогов в казну империи. В изменение стародавней имперской традиции разделения опасной территории на мелкокняжеские уделы, в данной ситуации маркграфу оказалось выгоднее иметь дело с одним, но надежным человеком. После последней языческой реконкисты 1018 года он имел немало проблем с Вендландом: предпринял ряд вооруженных попыток приведения к покорности, но все они встречали столь яростное сопротивление ободритов, что оказались тщетными.
Потому-то столь доброжелательно принял он старого знакомого на мекленбургском столе. Был ли в залоге - обучении в ставке маркграфа сын Готшалка Бутуй - неизвестно, но связи последнего с саксонцами - бардами впоследствии были ближе, нежели с данами.
Обязательства по общепринятым, а не грабительским как ранее, выплатам в имперскую казну ободритами в дальнейшем выполнялись, но для этого пришлось централизовать поступление налогов в Мекленбург, урезая аппетиты привыкших к самоуправству дуков.
Благословение на замирение славян, выпавших из христианства и пребывавших в закоренелом язычестве дал архиепископ Гамбургский (1035-1043) Вецелин. Живя долгие годы в постоянной опасности, этот святой отец много сил потратил на завершение строительства защитного вала Гамбурга- Хайден вала. Его трудами был возведён и первый каменный храм на правобережьи Эльбы- Мариин Дом.
Таким образом князь Готшалк приступил к делу своей жизни - созданию Вендской державы.
1043-1055 г.г. Строительство Вендской державы.
Мне здесь любая боль знакома.
Близка любовь. Понятна злость.
Да здесь я раб. Но здесь я дома,
А на свободе - чуждый гость.
Г.Губерман
Отличительной особенностью его правления от предшественников - великих князей ободритского боевого союза в том, что их власть была выборной, ограниченной, полнота власти принадлежала вечевому собранию. Готшалк при наличии легитимности , свою власть восстанавливал силой. И в дальнейшем при присоединении к державе родственных племён и подавлении внутренней оппозиции он действовал жёстко, даже жестоко, как привык на вражеских территориях. За что позже ему пенял немецкий архиепископ (!) Адальберт.
Страна нуждалась в передышке и он её предоставил: в течение 20 лет на территории Вендланда не было иностранных агрессоров. Налаживались торговля, ремёсла, а также земледелие и животноводство, в чём особенно сильны были ободриты. Земля и тёплый прибрежный климат этому способствовали. Если народ мог приступить к мирному труду, то покоя дружине Готшалка не было. Мало внутренних разборок - постоянно возникали поводы для выполнения вассальных обязательств перед императором Германии Генрихом III. Предположительно, что Готшалк со своими людьми участвовал в замирении диких венгров, на протяжении десятков лет представлявших смертельную опасность для судьбы Рейха; бывал в походах в Италии при коронации Императором Генриха III папой римским, при выборах нового папы, и во Фландрии. Что лежало в основе государственного строительства князя?- конечно же, копирование полученного ранее опыта. До своей монеты держава Готшалка не дотянула, да и сказывалась подневольность империи. Работы князю было невпроворот , особенно, после расширения границ державы. Реконструкция ветшавших оборонительных сооружений ( к примеру: восстановление любечского городища), строительство новых. Бесконечные поездки в ставки покровителей и друзей в Лёнебург, в Роскилле, в Гамбург и Бремен. После присоединения к державе племён линян и варнов выросло значение города Ленчин. Через срединную землю Славии был проложен новый транспортный путь по рекам
Лёкнитц/Элде-Варнова на Балтику. Здесь князь заложил град Росток.
Обустройство этого пути представляло хлопотную , но и доходную работу: порты, мосты, причалы, дороги, волоки, новые ладьи. А главное - обеспечение безопасности прохождения грузов. Всё это требовало напряжения всех сил государства Готшалка.
Христианизация
Славия в 1043 году была полна вдов, сирот, нужды и горя. Людям была нужна спокойная жизнь для восстановления. И ещё было нужно слово. Не мести, но сострадания и утешения. И его нашёл князь Готшалк, обращавшийся к соплеменникам в церквях с проповедями на славянском языке. Началась новая без принуждения так называемая 'мягкая' христианизация. Говоря об успехах христианизации в новом ободритском государстве, следует учитывать, что Готшалк вернулся к отеческому престолу в пору своей подготовленности, зрелости и ещё полным сил. У славянских народов, начиная с Моравской державы, уже был давний опыт христианизации. Приглашённые из Византии проповедники крестили и родственных ободритам сорбов. Твёрдость в христианстве, а, ровно, и первичная невостребованность занимаемых ими земель при небеспредельности сопротивления спасли сорбов от полной ассимиляции. В отличие от них через земли ободритов проходили жизненно важные для развития империи пути, земля была плодородна, а наличие сильной княжеской власти и непоколебимая воля народа к свободе и родноверию привели в 12 веке к сражениям с немецко - датскими феодалами на полное уничтожение с заселением высвобождающихся удобьев колонистами. Силы империи и умело разобщаемых трёх братских боевых союзов были несопоставимы для прямого столкновения. Найти своё место в семье цивилизованных европейских народов и пытался Готшалк. Хоть он и был в первую очередь воином, но, распространяя христианскую веру, многократно отвергнутую народом прежде, он был вынужден отказаться от насилия. При наличии мощного войска у конунгов Скандинавии и данов, поляков, в Киевской Руси и т.д. собственные князья и короли крестили своих подданных принудительно; несогласных 'примучивали' к новой вере споро - на протяжении жизни одного поколения.Попытки христианизации полабских славян были неоднократными, но безуспешными : при любом случае ослабления центральных властей в Империи захватчики изгонялись из Славии вместе с ненавистным церковным клиром.
Но "мягкое" крещение Готшалком, его личное обращение к людям со словами проповеди на родном языке делали своё дело. Если до 1043 года в Славии был лишь один приход с епископом в Старгороде, и то номинально, то усилиями Готшалка были открыты приходы в Микелинбурге, Ратиборе и Ленчине, а также мужские и женские монастыри. Известно,что до 1054 года симпатии Готшалка были на стороне византийской части церкви. Епископ - грек Аристо читал свои проповеди по записям на славянском; в монастырях были монахи армяне. Сам князь, образованный человек по понятиям того времени, говоривший на многих языках, понимал важность доходчивости проповеди. Дальнейшей перспективой он видел создание независимой церкви в своей державе по аналогии с датским образцом. Завершение церковного раскола в 1054 году привело, напротив, к усилению латинского давления: в близких епископатах, к примеру, в Чехии было запрещено служение на чешском и использование письменных переводов.
Архиепископ Гамбургский и Бременский Адальберт (1000 - 1072 )
Церковные служители того времени времени отличались от привычного нам образа священника. Были многочисленные бескорыстные подвижники и мученики, но наряду с ними в церкви процветала корысть, продажа теплых мест службы и прочие излишества на фоне общей нищеты. Так называемые целибат (обет безбрачия) и инвеститура (верховенство в кадровой политике), призванные к очищению касты священнослужителей от 'нездорового' образа жизни, придёт позже при папе Григории VII (1072-1085), а пока к кормилу церковной власти стремятся выходцы из аристократических семейств всех стран Европы; сами святые отцы не прочь вкусить жизненных радостей, а то и приобщиться к политике или стать воителями. В воздухе витает идея создания религиозных государств. Их реализация в наши дни - Ватикан; столетия существовало государство Вюрцбургского архиепископа. К осуществлению этой мечты был близок легат (посланник с особыми полномочиями на определённый срок) - представитель Римского папы на севере Европы Архиепископ Гамбургский и Бременский ( с 1047 года) Адальберт.
Он, будучи родственником и приближённым Генриха III императора Священной Римской (Германской) империи, благополучно для себя избежал участи стать очередным 'карманным' папой. Им был 'выбран' его же друг Лев IX (1049-1054). Пользуясь столь сильными связями, Адальберт попытался создать собственный патриархат в области Гамбург-Бремен на базе существующих и вновь учреждаемых епископств требуемым числом 12. Власть владыки Северогерманской церкви, коим он и намеревался стать, манила и весь проект длиной в 20 лет стал его одержимостью. Прибавьте к этому образованность, недюжинные организационный и психологический таланты, ораторское искусство, целеустремлённость. При реализации этого плана должны были быть ущемлены суверенные права нескольких саксонских и фризских герцогств, северных королевств Европы. Святые иерархи Германии на равных входили в руководящую структуру империи, влияя на подготовку решений императора, либо решений коллегиальных - имперских съездов Ландтагов. Ну чем ни партхозактив?
Как мастер закулисных дел и стратег, архиепископ Адальберт развернул кипучую деятельность, осуществляя пасторские выезды, воздействуя на местных герцогов, князей и свою святую братию индивидуально, пытаясь расширить свою партию. Живя открытым, хлебосольным домом в Бремене, он умел пристраивать ищущих его милости к нужному месту, делать людей своими союзниками. Внезапные смерти папы Льва в Риме и императора Генриха (1056) не уменьшили его активности. Ударом было и получение королём датским Свеном Эстридсоном буллы о независимости Датской церкви со всем Скандинавским регионом ( речь шла о формировании Северной митрополии, отделенной от Бременско - Гамбурского патриархата).
Но была ещё Славия. И он делает ставку на Готшалка. Если герцоги саксонские идут на оппозицию планам строительства патриархии, то князь следует до конца в фарватере его политики, веря в обещанную возможность выпасть из юрисдикции алчных саксонских герцогов (хотя бы в пределах Германской империи). Вялотекущая 'война' с накапливанием сил и манёврами продолжается до событий 1055-1057 г.г.
Лютичская война 1056-1057 годов
Это годы пика боевой мощи лютичей: две крупные победы в 1055 году совместно с чехами над императорскими войсками вызывают смерть Генриха III (1039-1056) и расстройство дел в Германии ; высшую власть осуществляют впредь при вдове и 6-летнем наследнике святые отцы. А после 1062 года юный Генрих IV оказывается на задворках империи под присмотром архиепископа Адальберта, который ждал своего часа!
Проблемы с язычниками Ретры заставляют умудрённых политиков из Магдебурга (епископат и маркграф, 'смотрящие' за восточнославянской маркой) поселить интригу в лютичском единстве : инспирировать спор о первенстве среди 4 лютичских племён, который привёл их к расколу и взаимному истреблению. Разгром боевой силы лютичей завершился в 1057 году умиротворяющей интервенцией приглашённых ратарями и долечанами трёх господарей : Дании, Саксонии и нашего героя Готшалка со своими дружинами. В итоге , территории побеждённых племён хижан и черезпенян, живших по побережью Балтики вплоть до реки Пены вошли в Вендскую державу. Огромную контрибуцию серебром Биллунг, Свен и Готшалк по-братски поделили.
Готшалк добился крушения могучих лютичей - обидчиков из своего детства. Но получил смертельного врага в виде жрецов Ретры, главного святилища Радегаста материковой Славии.
Можно сказать, что эта личная победа над врагом-лютичами, как и последующие победы его сына Генриха над ранами (остров Руян-Рюген) явились предтечей порабощения славян- вендов через 100 лет немцами. Но на рубеже 1057 года - единение славян в державе Готшалка создавало уникальную возможность выстоять в неравной борьбе с Империей.
На излёте
Война 1057 года открывает последнюю страницу жизни Великого князя.
Усилия венчаются успехом: его держава впервые объединяет ободритский и лютичский (часть) союзы племён. Начинается обустройство нового транспортного пути через Славию Ленчин - Росток. Морские ворота - порты юга Балтики от Киля до Одера в его руках. Даже королевский остров Руян с его главным святилищем всех славян- вендов Свентовита в Арконе зависит от материкового снабжения. Имелись сообщения о подчинённости Державе племён гаволян и брежан, что были уже в юрисдикции Магдебурга. По крайней мере, его внук Прибыслав последний в роду, потеряв в начале XII века контроль над Вагрией , княжил до конца своих дней в Браниборе- центре брежан.
Сам Готшалк на равных входит в правящую когорту-элиту Северных стран. Его дружеские отношения со Свеном закрепляются женитьбой на дочери Свена Сигрид,а её сестру берёт в жены наследник маркграфа Ордульф Биллунг. Разрыв в возрасте в таких делах не помеха и юная супруга (не более 18 лет) в 1060 году дарит Готшалку сына Генриха - будущего Великого князя (1092-1127?г.г.) Вендской державы.
Особые отношения связывают князя с Адальбертом. Продвигающий свою идею патриархата архиепископ, оказывает всяческую поддержку в церковном устроительстве. А это, в первую очередь, кадры. Пересылая на вновь открывающиеся кафедры своих выдвиженцев, архиепископ одновременно освобождался от нахлебников, обременявших его. Нам известны имена сподвижников Готшалка : Бруно (Шверин), Иоханнес -Иоанн (Микеленбург), Ансвер (Ратибор),Эзо (Старгород), Эппо (Ленчин). Особенностью этого периода становится то, что князь постепенно попадает в зависимость от амбициозно - авантюрных планов Адальберта. Если до смерти в 1059 году престарелого маркграфа Бернарда II Биллунга соблюдались (в связи с памятным договором!) иерархические принципы согласования внутренних дел Славии ставкой в Лёнебурге, то с приходом к власти наследника молодого маркграфа Ордульфа Готшалк, следуя советам архиепископа, выходит из-под контроля. Об этом говорит назначение в 1062 году новых епископов - выдвиженцев Адальберта, без положенной процедуры. Это было вызовом, на который открыто Ордульф ответить не посмел. Помимо этого, малолетство императора Генриха и засилие церковного клира, узурпировавшего власть в Империи в 1062 году, толкнуло саксов на новые сепаратистские волнения. Сомнительным представляется, чтобы Готшалк продолжал вносить налоги в казну ослабевшей империи. Его усиление, обособление стало причиной серьёзной обеспокоенности как в Лёнебурге, так и в Магдебурге. Фактически он стал военным крылом партии Адальберта. Готшалк своими руками сотворил себе второго врага. Но военный сценарий устранения князя не годился.
В обезглавленных в 1043 году и оттёртых от власти боярских родах за двадцать лет подросло новое поколение. Молодые дуки жаждали возврата прежних времён вольности. Несмотря на то, что Готшалк не позволял затрагивать интересы сородичей- родноверов ( сохранение священных дубрав, идолищ, обрядности и, собственно, жреческой касты), расширение христианизации повлекло за собой сбор церковной подати ( до 10 % дохода или одна монета на плуг) и рост недовольства населения. Недовольство взращивалось, направлялось тайно всеми заинтересованными сторонами. Для открытого выступления и объединения противников власти Готшалка требовался лишь повод.
Хоть впереди ещё половина пути, а день пошёл на убыль, сомнений в реализации 'предприятия', что присущи любому авантюрному начинанию, не осталось. Тело подчинено движению. Споро бегут мимо мостки, хутора , взгорки, неудобья, крытые лесом, декорированные немцами под дикую чащу. Вспоминаю байки отца 50-летней давности, утверждавшего, что в Германии леса вычищены под метёлку: Ordnung, понимаешь.
За тысячу с лишком лет, в период освоения славянами здешних мест, их нивы с градами были островками в огромном массиве лесов, застилавших всю Полабию с Нордальбингией. Сейчас в результате неуёмной людской деятельности леса стали островами и лишь бывшая граница ФРГ/ ГДР представляет из себя хорошо сохранившуюся лесную полосу. Глухомань, в которой ещё можно услышать тишину внутри урбанизированного монстра.
Округ меня уже бывшие земли линян. Их столица Лункини-Ленчин служила заодно южной ставкой Великого князя. Примечателен город для нас лишь как место памятного поражения славян в 929 году у Рудовер-озера, и как трагическая сцена убийства Готшалка в 1066 году. Во всех последующих столетиях Ленчин-Ленцен оставался провинциальным заштатным городишком.. Миновали его все возможные транспортные артерии Германии: автобаны и ж/д магистрали и лишь все войны, повальные моры, пожары, наводнения не обошли его стороной. Как граничный городок переходил он из одних властных рук в другие, разрушали его и шведы, проходили через него французы. Такая печальная доля, такая судьба выпала его обитателям.
1066 год
Время работало на процесс мирного строительства Вендской державы . Сколько не хватило ему на упрочение и безвозвратность перемен? По моему мнению, с десяток лет - ровно столько, чтоб опериться второму сыну. Как бы то ни было, но окружающий его мир попал в новую цепь катаклизмов, которые закончатся, как ни раз бывало, и опять люди заживут своей новой жизнью, но уже без него, Готшалка.
Терпения в противостоянии с саксами не хватило духовнику князя архиепископу Адальберту. Он пошёл ва-банк в середине 1064 года, воспользовавшись доверием своего юного 14-летнего воспитаника. Фактический регент империи архиепископ Кёльна Анно отбыл по делам в Рим и Адальберт, не дождавшись 1,5 лет до совершеннолетия, объявляет указом о вхождении во властные полномочия императора Генриха IV, намереваясь и далее руководить государством из-за кулис.
Следующими указами "императора" продолжается изъятие земель фризских и саксонских феодалов, необходимых для формирования вожделенной патриархии. Гром победы раздавался недолго. Вопреки ожидаемому, вернувшийся кардинал мобилизует сторонников и на январском ландтаге 1066 года отменяет противоправные действия, самого афериста отлучает от должности и ссылает в родной городок Гослар в Гарце. ("потухший" Адальберт возвращается императором Генрихом IV на потерянную было кафедру через три года). Но в 1066 году продолжаются волнения междувременья возмущённых герцогов. Империи придётся дать несколько сражений, чтоб привести к покорности мятежных саксов. В то же время в Англии умирает бездетным король (1042 -1066) англосаксонской династии Эдуард Исповедник, что вызывает военные приготовления возможных кандидатов на английский трон. В их числе и король датский Свен Эстридсен (племянник Кнута Великого) изготовил свой флот к вторжению на остров. Для него всё закончится получением отступных в конце этого бурного времени - в 1069 году. За этой суетой Свену было не до проблем своего друга и родственника. Таким образом, к лету 1066 года Готшалк оказался без поддержки против явных и тайных противников.
О чём думал князь, привычно правя конём впереди дружины? О молодой жене и 6-летнем сыне, что оставлены на попечение епископа Иоанна в Велиграде? О тревожных вестях из войска, что собиралось под Ленчином? О павших за 40 лет походов боевых товарищах? О смуте, голоде из-за припрятанного боярами хлеба?
23 года трудов и столь зыбко положение его державы. Что говорить о 'припаханных' вильцах-лютичах, если даже в родном бодричском краю от крамольных разговоров дело идёт к мечу.
Его не оставляло последние дни ощущение вязкой пустоты, что обволокла тело, сковала присущую ему стремительность решений и опережающих действий. Казалось, что отдаваемые им распоряжения зависают в её сетях, а окружающие в своём молчаливом осуждении знают нечто большее, чем известно ему. Он почувствовал себя глубоким стариком в свои 56, но ведь так много ещё предстояло сделать! Его любимое детище - Вендская держава,- нуждалась в заботе не менее появившегося на склоне лет сына. Где найти сил совладать с ситуацией малой кровью?
За Зверином дорога покружила чуть по-над озером и повернула решительно в сторону Лабы. Сквозь низкие набухшие тучи стало пробиваться солнце. Вместо чёрно-белого ландшафта явились вдруг изумрудная листва начала лета и журчание перекатов множества безымянных ручьёв. Конь под Готшалком встрепенулся, почуяв перемену в седоке и пошёл шибче. Отряд под великокняжьим бунчуком продолжил дорогу к смерти.
Весь подвластный ритму движения: спуск-подъём, вираж, ставший частью- приводом этой бездушной машины, я теряю остроту ощущений. Череда перелесков, лугов, дождевой шрапнели и противного встречного ветра на открытых участках пути вводит меня в транс; я впадаю в обычное безразличие дальнобойщика в ожидании финиша. Меня не покидает уверенность, что это я в окружении верных воев-соратников скачу к Ленчину; что это меня влечёт неумолимый рок к месту гибели.
После двух часов хода отряд, миновав межевой лес, разделявший земли линян и бодричей, взобрался на открытый пригорок. Солнце, достигшее трёх четвертей небосклона, исходило мягким предзакатным теплом и застыло перед своим скорым падением за Английские острова. Князь глянул на открывшиеся луга: трава набрала свою силу перед покосом и воздух, отяжелевший после дождя, был полон дурмана чарующих запахов и свежести.
Неслышны встали за спиной сын Будивой с сотником. Готшалк оглянулся на своих панцирных дружинников, держащихся поодаль кучки черноклобучников с дорожным крестом и обратился к подъехавшим: - Будем идти ещё часа два до Грабова, там заночуем, а утром разделимся. Тебе, Бутуй, с большей частью дружины предстоит дорога на Домнитц, там переправишься за Лабу и найдёшь в полевой ставке саксов маркграфа Ордульфа. Важное дело тебе поручаю: замириться с новым родичем. Пусть не помянет старые обиды: коль случится опять языческая замятня, мало никому не покажется. Не до гонору. Будем опять мира с Биллунгами держаться. На том и порешим. А Господь нас идолищам живым и деревянным не сдаст.
Я же поутру с малой силой пойду к Ленчину, здесь недалече - поспею в церковь к заутрене и за благословением к духовнику Эппо. А там с Блуссо спущусь в лагерь к войску...
- Но как же ты один, без верной охраны, отец? Чем образумишь заблудших?
- Я должен быть один, чтоб видели, что нет во мне страха, но со мной правда. И есть у меня слова, что понятны каждому: и воину, и пахарю, и боярину. * V SLOGI JE MOC`h ! *
Цезарь и Брут.
Весной 1066 года после падения Адальберта противники Великого князя Готшалка, искавшие в его устранении каждый собственную выгоду, объединились. Языческое население ободритского края, науськиваемое жрецами и реакционной аристократией открыто пошло на конфронтацию с княжеской властью. Дуковские князьки с одобрения саксонских герцогов составили заговор, во главе которого оказался шурин ( муж сестры Готшалка) Плуссо - явно разменная фигура. Ведомые стыдом поражения 1057 года и жаждой реванша, действительными руководителями путча были жрецы Ретры.
Но была ещё одна мистическая участница! Эта редкая небесная гостья - комета Галлея - вспыхнула на небосводе в апреле 1066 года, поразив современников события.
Её внезапное появление было растолковано жрецами тёмному народу в нужном аспекте.
Дальнейшее исполнение заговора мне представляется так : известно, что 7 июня 1066 года Великий князь был заколот с множеством соратников в новой церкви города Ленчин (без приближенных князя здесь не обойтись).
Поводами могли оказаться военные приготовления саксов по левую сторону Эльбы в земле древян, чему была противопоставлена концентрация племенных ополчений ( в т.ч. лютичских) на пойменных лугах Лёкница у Рудовер-озера. И возможные провокации над языческими святынями на святой горе (здесь же), приписанные молодой церковной общине (храм с монастырём) Ленчина. Как бы то ни было, но с Готшалком была убита вся свита и священники. И уже неважно: кто поразил князя копьём в спину или кинжалом в сутолоке: несмотря на возраст ему в прямом бою вряд ли кто мог противостоять открыто. Неожиданность обращения ближних во врагов определили дело.
И Иудина, Брутова участь Плуссо, устранённого позже за ненадобностью для истории никакого значения не имела. Если Адальберт был повержен политически, то реальными
жертвами событий стали Готшалк, его боевые и идейные единомышленники. И, в который раз, жители Нордальбингии.
Жарким огнём загорелась новая церковь Ленчина, ставшая заодно кремационным костром для павших.
В завершение.
Не успел развеяться пепел жертв путча, как всё войско устремилось, будто сорвавшаяся с цепи стая борзых, в набег на многострадальную Нордальбингию с Гамбургом. Сметено было всё на пути до Северного моря. Разрушены Гамбург и Шлезвиг. Старший сын Готшалка Будивой ( 26 лет отроду) намеренно или по счастливой случайности оказался в безопасности у бардов. По всему ободритскому княжеству прокатились массовые расправы и избиения христиан. Горели церкви и монастыри ( с книгами?). Молодая вдова Сигрид вместе с женщинами её свиты нагими были выгнаны из Микеленбурга и бежала к отцу в Данию. Вместе с ними шагал, вытирая слёзы, шестилетний пацан - будущий Великий и грозный князь Славии Генрих. Самая страшная и мученическая судьба выпала священникам Ратибора и Микеленбурга. Первые были забиты толпой камнями. На этом месте в центре старого Ратцебурга высится каменный Ансверов крест. Вторые во главе с епископом Иоанном были скальпированы и водимы по градам Славии. В ноябре 1066 года после многих истязаний они были порублены на куски в Ретре жертвами богу Сварожичу. В отместку за эти жестокости зимой 1067-1068 г.г. внезапным ударом Магдебурской ставки во главе с епископом Гальберштадским Бурхардом было первый раз разрушено святилище Ретры.
Сам князь Готшалк поминается в июне месяце в церквях севера Германии как великомученник.
Итоги
Итогом бурной жизни князя Готшалка было:
1) Создание Вендской державы, раскинувшейся от Северного моря ( нордальбинги платили дань последователю Готшалка князю Крутому, выходцу из вагрских родов) - до Одера. Держава была крепко построена и простояла около 100 лет, ослабела в ходе наследственной борьбы и пала под натиском первых крестовых походов на Восток.
2) Преодоление могущества лютичских племён (события 1055-57 г.г.), включение их в зону ободритского влияния.
* позже его сыну Генриху удастся одолеть и ранов с Рюгена; но ! , как я писал выше, обе эти победы оказались пирровыми, потому что кровавая междоусобица прибалтийских славян, в конечном итоге, оказалась выигрышной для Германской империи.
3) Укрепление междинастических связей с датским королевским домом и саксонским родом Биллунгов. Это дало возможность его сыновьям в борьбе за великокняжеский титул обращаться за помощью саксонской и датской знати.
4) Закладка основ просвещения ( монастыри) и мягкой христианизации.
5) Предоставление времени более восточным славянским государствам на стабилизацию и развитие, что позволило им в дальнейшем сохранить свою независимость и идентичность.
Концовка
Ну вот и цель моего похода. Ленчин.
Небольшой подъём мимо пыльных зданий к центру города. Первоначальные храм с монастырём, где был убит князь, располагались под нынешним каменным собором св.Катарины и школьным двором. С затёкшими непослушными ногами я сползаю со своего железного коня и, минуя пару переулков, шагаю гулкой брусчаткой к замку на краю городка.
Под крутым обрывом замкового холма Ленчина стелются низины заливных лугов междуречья Лёкница и Лабы. Поодаль, справа у Рудовер-озера, чернеет холм - святыня линян с рощицей поверху. Ровный поток ветра с низовьев Лабы шевелит луговые травы да беспокоит ветви мелких перелесков. Солнце почти опало где-то там за ваттами и маршами Северного моря и возникает ощущение парения над печальной долиной славянского забвения.
В вечерние шумы природы и засыпающего городка вплетается тихая и незнакомая речь. Это усталость - говорю я сам себе.
Нет. Наваждение не исчезло. Неуспокоенная душа Готшалка ещё витает здесь, тщится нечто сказать мне. Ждёт ли он сочувствия? Просит ли прощения или велит не беспокоить попусту? Мне ещё предстоит понять это...
Как и другим неравнодушным к судьбе наших далёких предков, ощущающим вкус горечи, разлитой по полабской земле. Туристам? - паломникам. К святым местам Рерика, Ретры и Арконы; ждущим откровений от сердитого ветра-буяна Балтики.
Уже в темноте возвращаюсь я к центру Ленчина и у главного собора уже четко различаю
обращённое нам послание:
- Услышьте меня, дети мои... Услышьте во всей Руси...
Услышьте в Польше, Чехии, Сербии... То, что я не донёс до своих соплеменников:
-Virtus in Uno - Nas(h)a skupna moc(h) - V ednote je sila - Снага у единству - Сила во единство