Баринов Александр Евгеньевич : другие произведения.

О необходимости редактирования на Самиздате

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О необходимости редактирования на Самиздате

  О необходимости редактирования на Самиздате.
  
  Открытое письмо Максиму Мошкову.
  
  Давайте представим себе такую ситуацию:
   Каким то чудесным образом, главному редактору "Нового мира" товарищу Твардовскому партия позволила выпускать литературный журнал объемом не в полторы сотни страниц, а... в сто пятьдесят тысяч... И стал бы Александр Трифонович ради наполнения ресурса, помещать туда не только тексты из редакторского портфеля, но все что приходит в редакцию по почте и все что приносят туда досужие ходоки. Единственным условием к авторам было бы отсутствие нецензурных выражений. Тексты размещались бы в номерах "Нового Нового мира" просто по алфавитному порядку.
  И тогда вопрос: А дошел бы до читателя в таком журнале рассказ Солженицына "Один день Ивана Денисовича"? Или повесть Войновича "Хочу жить честно"?... Или поэма Евтушенко "Братская ГЭС"?
  И если бы на таких же условиях - на ста тысячах страниц, забитых ничтожными по своей литературно-художественной ценности, выходил журнал "Юность"... нашли бы там читатели среди прочего мусора "Затоваренную бочкотару" Аксенова или "Сто дней до приказа" Полякова?
  
  Нынешний Самиздат представляет сейчас бесконечно длинную стену, на которой любой может повесить свое "Дадзибао". Хорошо ли это?
  
  Плохо!
  Плохо для достигших определенного уровня литературного мастерства, потому что их не слышат и не видят из-за гигантского количества помех, создаваемых активностью бездарных авторов. На Самиздате появились своего рода особые приемы приспособления агрессивно-бесталанных. Это проявляется и в круговой поруке шерочек-машерочек, и в особой активности на чатах, где реально занятому своим творчеством писателю - просто трудно протолкнуться.
  
  Но это плохо и для начинающих. Вместо адекватной оценки своего творчества, которую они могли бы получить в определенном, очерченном для них месте, они вынуждены приобретать навыки агрессивной пи-ар самораскрутки. А так как пресловутые "законы рынка" на Самиздате не действуют, то такое положение дел приводит только к искажению реальной художественной ценности произведений и авторов в образовавшейся иерархии СИ.
  
  Первоначально, Самиздат, такой, каким он был в брежневские годы, предполагал сильную редакторскую работу. В множительные аппараты академических НИИ, сквозь неистовую "секу" органов и под пальчики настоящих героинь Самиздата - машинисток "Ятраней" и "Ундервудов" - попадала не всякая дрянь и белиберда... Туда попадали только стоящие тексты, потому как оценочным редакторским эквивалентом были и риск и огромный труд, чтобы изготовить лишний экземпляр... И поэтому, само слово "Самиздат" должно быть теперь несколько оскорблено наличием здесь большого (гораздо большего, чем стоящего) количества... мягко говоря, бездарного балласта.
  
  Но "кто виноват" и "что делать"?
  Виноват - никто.
  Просто каждое живое явление имеет в своем развитии несколько переломных моментов. На мой взгляд, Самиздат теперь достиг такого размера, что его необходимо РЕДАКТИРОВАТЬ. И редактируя, делить на разные уровни. Этими заметками, я только обозначаю проблему, и не предлагаю пока способов ее лечения.
  
  Мне кажется, в первую очередь состоянием Самиздата должны озаботиться сами отцы-создатели. Им ведь не безразлична судьба собственного детища?
  Но для продолжения конструктивного разговора, мне кажется, господа авторы должны признать, что их мнение НЕ ДОЛЖНО И НЕ МОЖЕТ БЫТЬ определяющим при решении судьбы развития Самиздата. Это не их собственность!
  Их собственность - те тексты и комментарии, которыми -далеко не факт, что они обогатили мировую культуру.
  Что же до господ отцов-основателей, то они должны признать, что в нынешнем виде Самиздат представляет собой СВАЛКУ неоткалиброванных текстов, где среди грошового хлама изредка попадаются стоящие произведения.
  
  Это элементарный пример количественного перехода в новое качество. При малых объемах уличного потока ГИББД и водители были довольны нынешним состоянием организации движения... А утроилось количество машин - настало время селектировать и регламентировать - грузовики - только в объезд, пешеходы - в подземные переходы, велосипедисты - только в правый ряд и тд и тп.
  
  В новой регламентации СИ, которая потребует ОБЯЗАТЕЛЬНОГО РЕДАКТИРОВАНИЯ, будет польза для всех - и для организаторов (у них ЕСТЬ СВОИ резоны) и для авторов - участников.
  Более зрелые будут в РЕАЛЬНОЙ доступности к читателю, к тому читателю, которого ОТПУГИВАЕТ масса хлама, через который не пробьешься, покуда найдешь стоящую вещь...
  А новички - получат возможность учиться и получат стимул на переход в более высокую лигу.
  Делать такое разделение - трудно.
  Легче спустить все на стихию САМОУПРАВЛЕНИЯ.
  Но господам-учредителям известно одно из начал термодинамики, которое говорит о том, что любая сложная система стремится к хаотичной дисперсизации, к самораспаду а не наоборот - к организации!
  
  Я еще раз подчеркиваю, что в этих заметках я обозначил проблему.
  Решать отцам-основателям.
  Однако, если ничего не менять, через год Самиздат станет не интересен для настоящих литераторов, и превратится в обычный заурядный чат.
  
  Александр Баринов
  27 Ноября 2001 г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"