Баринов Александр Евгеньевич : другие произведения.

Нравственная разнузданность и ее причины

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Нравственная разнузданность, как следствие неоднородности.В деятельности известных представителей современной русской литературы (сразу оговоримся, что будем причислять к понятию современной русской литературы и Самиздат) замечается очень резкое внутреннее противоречие.

Нравственная разнузданность, как следствие неоднородности СИ.

В деятельности известных представителей современной русской литературы (сразу оговоримся, что будем причислять к понятию современной русской литературы и Самиздат) замечается очень резкое внутреннее противоречие. С одной стороны она представляет как бы протест против былого господства реализма, с другой фаталистически удерживается на почве того же реализма со всею полнотой внутреннего содержания, которое питает его в данную минуту. И что всего замечательнее, протест в этом случае выражается преимущественно в лирических и дидактических отступлениях, и лишь изредка облекается в форму образов , которые тщетно заявляют претензию на жизнь. Очевидно, стало быть, дидактизм уживается с искусством, и особливо "дидактизм задним числом", дидактизм, полемизирующий в пользу интересов отживающих и в ущерб интересам нарождающимся и ищущим для себя осуществления не ради удовлетворения чьей-либо прихотливой фантазии, но ради внутренней силы.
Но если вникнуть в сущность этого протеста, то можно увидеть, что предметом его служит не былое торжество соцреализма и форм им порожденных, а лишь содержание, которое наполняло его.
Не по сердцу нынешнему писателю то содержание, что превалировало в литературе, вскормившей и воспитавшей его, но протест выражается формально, уходом (а еще вернее пробой или демонстрацией ухода в иную форму ). Вот к примеру и постмодернистские искания господина Шленского. Однако, сами того не осознавая, современные авторы остаются в лоне тех же определяющих традиционную русскую литературу схем, уже описанных мною хоть и в шуточном манифесте.
Глядя на т о, как выражаясь языком Салтыкова-Щедрина, - руки наших писателей теперь во время работы больше дрожат негодованием, тогда как по преданию, руки творцов Возрождения тряслись во время работы от умиления и божественного вдохновения ВОТ РАЗНИЦА!!!!, так вот, глядя на результаты мы читатели теперь вместо традиционного продукта ЛИТЕРАТУРЫ в ее нравственно-художественной ипостаси, более видим прискорбное пятно.
Но бывают и приятные исключения. Пример этот представляют работы господина Шленского.
По глубине замысла, по ширине задач нравственного мира, разрабатываемых им, этот писатель стоит у нас совершенным особняком. Он не только признает законность тех интересов, которые волнуют современное общество, но даже идет далее, вступая в область предвидений и предчувствий, которые представляют цель не непосредственных, а отдаленных исканий человечества. Укажу хотя бы на попытку изобразить человека, достигающего нравственного и духовного равновесия, предпринятую в повести "Принцип жирового тела". И что же? Не смотря на лучезарность подобной нравственной задачи, поглощающей в себе все переходные формы прогресса, господин Шленский срывается порой на совершенно неподобающих его таланту вещах (я уже писал об этом, памятуя недопустимые, на мой взгляд, высокомерные и даже злобные суждения о простых людях из глубинки см.пассаж о провинциальных докторах).
Где же кроется причина противоречия? В простой ли случайности или нежелании автора отделить сущность вещей от тех внешних и не всегда приятных для глаз потуг, которыми всекгда сопровождается переход от старого к новому? Жизненные вопросы, занимающие в данную минуту общество, могут представлять большую запутанность и с этой точки зрения подвергаться критике, но не о правах критического к ним отношения речь. Незыблемость прав критика необходима в видах дальнейшего прогрессирования жизни и литературы. Дело в том, что за всей внешней запутанностью стоит подспудное стремление обрести равновесие и гармонию, о чем я уже писал (и в манифесте тоже). В существовании этого стремления вряд ли кто посмеет усомниться.
И тут вновь вернусь к "нравственным пятнам" в современной беллетристике. Чтобы объяснить, до какой степени ничтожны те мироборческие отношения в которые ставят себя многие современные авторы, не надо обладать философской и психо-врачебной подготовкой господина Шленского.
Первое место в ряду мотивов, двигающих авторами ЛИТЕРАТУРЫ плюс СИ, занимает претензия на свободу мышления. Кажется, ничего похвальнее этой цели не может быть. Но тут откуда то, как deus ex machina, вырывается понятие разнузданности. Это одно из тех не помнящих родства понятий, которое всецело принадлежит мраку времен, но которцых традиционная сила так велика, что ее не могут подорвать даже бесспорные свидетельства ВНЕШНЕЙ цивилизованности. Писатель вроде как моет после туалета руки, ходит в чистом белье, и даже уступает даме место в транспорте.
Проблема эта может иметь корень в самой идее СИ (а посему и может быть устранена). Господин Шленский как то писал о том, что видит в Самиздате перспективу превращения его в центр, объединяющий "альтернативную литературу" - (термины г-на Шленского).
У меня в этой связи появляются следующие вопросы: можно ли делить литературу на дивизионы, как это происходит, скажем, в футболе? Один писатель первой лиги, другой писатель третьей лиги, а тот играет (пардон, пишет) за четвертый дивизион.
Разумеется, ставить начинающего студента журфака, пишущего свои первые рассказы в один клуб с маститым литератором, имеющим собрание трудов нелепое занятие. Однако, в природе, от противного именуемой "официальной литературой" все это уже автоматически самоустроилось.
Так что понимать под официальной, и что понимать под альтернативной литературой?
В так называемом шоу-бизнесе, там под термином "альтернативный" (альтернативная музыка, например) имеется ввиду СОВЕРШЕННО иной, КАЧЕСТВЕННО другой продукт. К примеру, альтернативой "мэйнстриму" рок музыки стал в 70-ые панк рок, который в официальные студии звукозаписи просто не пускали. Поэтому мне кажется, говорить о Самиздате, как о центре "альтернативной" литературы не корректно. Может, предпринятая мною экстраполяция не совсем хороша, но пытливый читатель поймет идею. Есть понятие о контр-культуре, и поляне на которой эта контр-культура произрастает, а есть поле для НЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ, читай начинающих, где они тренируются. Так что все же есть Самиздат?
По факту, в нашем Самиздате, как и в "официальной литературе" представлены все жанры при высокой статистике (три тысячи авторов) что дает близкое к натуральному природному состоянию соотношение. Сколько фэнтэзистов, сколько лириков, сколько авторов психологической мелодрамы, и тд. Так вот, по тому, как здесь пишут все тоже, что и авторы ПРОФИ, то складывается совершенно закономерное положение, что Самиздат это никакая не альтернатива. Просто это место, где гнездятся не профессионалы.
Теперь о терминах: ПРОФЕССИОНАЛ, по определению человек, имеющий специальные навыки (возможно и специальное образование, но не обязательно) и что главное ЖИВУЩИЙ на продукт своей профессиональной деятельности. Остальное любительство.
Теперь, что нас отличает от писательского истэблишмента?
Только ли НЕРАСКРУЧЕННОСТЬ?
Что есть официальная литература? Это, прежде всего система книготорговли рынок, который обеспечивается товаром посредством издательств. Издательства имеют свой список авторов, которые получают заказы и под это авансы и гонорары, на которые можно жить (как показывает МОЕ знание жить достаточно хорошо по российским меркам). Причем случайных писателей в список авторов издательств не берут. Отбор в писатели очень профессиональный читает рукописи не один редактор, а два, а то и три, потом худсовет, потом совещание главного редактора с коммерческими директорами и только потом можно рассчитывать, что вас (условно) возьмут в список и вашу книгу выпустят. А там все зависит от того, как книга пойдет Дадут ли вам заказ на следующую рукопись. Это очень жесткий, ног очень справедливый отбор. Издатели вкладывают деньги в печать и рекламу, поэтому они не хотят их (деньги) терять.
Можно издать книгу за счет спонсора Но вы ее никогда не продадите рынок не примет без рекламы и без ТВЕРДОЙ проверенной торговой марки испытанного издательства.
Поэтому переход из любительской лиги в лигу профессионалов дело архисложное.
НО!!!!!!!
Вот если вся наша страна наконец перейдет на систему расчетов по кредитным карточкам, и господин Мошков сделает доступ к содержимому своих веб пространств платным!!!!
Тогда, мо-быть, появится возможность перечислять часть доходов читаемым и посещаемым авторам СИ. Тогда появится главная компонента профессионализма деньги за труд.
И вот тут-то появится ИСТИННЫЙ рейтинг посещаемости, а не (гроша за него не дам рейтинг оценок который получился за счет выпрашивания у знакомых). Вот тогда, когда за посещение сайта надо будет перечислить 2 доллара со своей кредитки, тогда где окажутся эти дутые 7000 посещений у нашего чемпиона по хостам господина Вольного?
Но, вернемся к баранам!
Итак: что есть Самиздат?
Учебная площадка?
Тогда и ее надо поделить на классы и дивизионы!



-->
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"