Баринов Александр Евгеньевич: другие произведения.

Фантастика как форма психологических мастурбаций

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь] [Ridero]
Реклама:
Читай на КНИГОМАН

Читай и публикуй на Author.Today
Оценка: 2.93*42  Ваша оценка:

  Фантастика - как форма психологических мастурбаций.
  
  
  Фантастика...
  Это идеология или убежище для слабых ?
  В джунглях жизни существуют две модели поведения, а отсюда и два вытекающих мировоззрения : съесть самому, или быть съеденным.
  Разумеется, в современном цивилизованном мире люди людей в буквальном смысле не едят. Но в переносном смысле - едят сколько угодно ! Сильные подсиживают слабых на работе, и оттесняют их от богатых кормушек, и ревниво отгоняют от стада красивых девушек. Сильные ездят в Мерседесах, спят с красивыми девушками и питаются в дорогих ресторанах. А слабые - ездят в метро, едят черт-и-что и на ночь просматривают порносайты в Интернете.
  Бог дал человеку способность к абстрактному мышлению, что по замкнутости логического кольца, открыло человеку возможность предположить, что Бог есть.
  Но предметом нашей статьи является фантастика, а не Бог, поэтому остановимся на второстепенной, побочной феномене абстрактного мышления - давшей человеку способность убежать в мир собственных грёз, где он может найти прибежище от причиняющих ему страдания - реалий жизни.
  Так вот, не является ли фантастика тем психологическим прибежищем, этаким "ШЕЛТЕР" для неудачников, где они прячутся от обид, нанесенных им хозяевами жизни ?
  Но давайте сперва определимся со значениями слов, ведь по определению Лосева, наука должна сперва детерминировать, потом систематизировать, потом выявить закономерности и уже затем - поставить эти закономерности на службу человеку.
  Итак...
  Фантастика это жанр, где события развиваются в нереальной, созданной авторским воображением парадигме выдуманного мира - представленной воображаемым будущим , иными планетами и цивилизациями или этим, нашим нынешним миром, но с нарушениями в нем привычных причинно-следственных связей, вызванных неким событием - будь то чудесное открытие ученого или прилет пришельца.
  Почему автор выбирает выдуманный мир ?
  Не потому ли, что ему-автору не достает жизненного опыта выразить свои мысли - сентенции, резонерство, нравоучения - на привычном пространстве реального мира и тех литературных героев реального мира, что окружают нас в обыденности?
  Это если вообще - автор преследует такую благородную цель и вообще имеет какие-то нравственные послания к читателю.
  Зачастую дело обстоит куда как проще - современный автор - это просто балаболка.
  Помните в пионерском лагере в каждой палате находились такие - про черную комнату и про черную руку рассказывали?
  Но были.......
  (раньше все было лучше - и трава зеленее была и вода мокрее) pardon...
  Но были и Фантасты, верившие в прогресс, включающий и социальный - которые, когда писали о будущем, имели нравственное и философское послание к читателю.
  Это были утописты (Город Солнца)
  Или это были памфлетисты, вроде Свифта с его Гулливером или Уэллса - с его элоями и морлоками.
  Были также и откровенные технократы, такие как Беляев
  И откровенные апологеты советского будущего - такие как Толстой с его Аэлитой...
  Кстати, Стругацкие, разве не были ли и они такими же ?
  Их герои - от Дауге до Быкова - были на 100% правильными коммунистами (Далёкая радуга) - разве не апофеоз коммунизма ?
  Но у этих то какой то нравственный месседж был !
  Какая то нравственно-философская компонента.
  А у нынешних балаболов ?
  Где она ?
  
  Нынешние балоболы - ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ ФАНТАСТЫ - выделили (освободились от пут нравственной и просто УМНОЙ компоненты), выделив этакий чистый спирт из вина - выделив из фантастики фэнтэзи - как этакое чистое балабольство, лишенное каких-либо нравственно-филосовских контентов.
  
  А ведь что есть литература? Если относить фантастику к литературе ?
  
  По функциональным определениям, это искусство создания текстов, содержащих и отвечающих четырем компонентам:
  Развлекательная компонента
  Нравственно-обучающая
  Эстетическая
  Философская
  
  Какая-то из этих компонент может доминировать.
  Например, если упор сделан на эстетическую составляющую, то такую беллетристику можно отнести к чистому искусству...
  Нравственно-обучающая - к моральному роману, развлекательная - к мылу... и так далее.
  Но чтобы оставаться при этом литературой (спирт это еще вино? Или уже нет ?), то литературное произведение должно содержать все четыре необходимые и определяющие компоненты.
  Ведь и первый литератор - БОЯН, садясь с уставшими от битвы и похода воинами к костру, и бряцая по струнам своих гуслей, не только развлекал солдат своими песнями и балладами про подвиги былинных воинов, заменяя нынешний телевизор, но и воспитывал молодь, юных оруженосцев, которые слушали БОЯНА и проникались героикой эпических произведений...
  
  Фантастика до какого-то временного предела тоже была вином (из одуванчиков) покуда в ней теплились все четыре компоненты. Развлекательность, нравоучительность, эстетика и философичность.
  Была, покуда были мастера, что ее писали.
  Но в какой-то момент она перестала быть вином и стала мутной бражкой, какой и пребывает ныне.
  
  В какой-то момент фантастика была выходом для автора.
  Критиковать общество, его нравы легче и БЕЗОПАСНЕЕ, перенося критику, апеллируя к аллюзивному восприятию. Такими нам запомнились Стругацкие с их Улиткой на склоне.
  
  Да !
  Стругацкие, столь любимые Стругацкие - они были востребованы (интеллигенцией) (реперами вехами культуры 60-х -80-х почитавших Стругацких и Бориса Гребенщикова) (телевизор одному мульт-персонажу природу заменил, а инженеру советского периода Гребенщиков и Стругацкие философию заменили) И любили их не за Страну Багровых Туч милы были народу, - потому как подобного Стажерам было тогда навалом на книжном рынке (и получше !) , а свифтофскими притчами - от Понедельника, до Муравейника....
  
  
  Но студиозы технических вузов подросли - и некоторые взялись за перья.
  И фантастика превратилась в жанр для малообразованных технарей.
  В этакую "левополовинную" мозговую литературу для полу-образованных.
  
  Лосев в своё время сказал, что классическое образование сделало Пушкина Пушкиным. И отчего Пушкин до сей поры недооценен ?
  К нему надо писать тонну примечаний. (чем и занимался Лотман)
  
  А вот этакий Контрмир Фэнтези - в него легко попасть без университетской подготовки.
  И кто в него уходит ?
  И кто пишет эти произведения ?
  Некрасивые худенькие бледные барышни (кабы не нынешнее торжество антибиотика - - верные латентные жертвы чахотки) И склонные к мастурбациям юноши - по хилой впалости грудной клетки не способные добиться успеха у красивых девушек - вот читатели (и писатели этих жанров)
  
  Смею сделать такое сравнение :
  Нынешние Фантастика и Фэнтези - для читателя - это онанизм.
  А писатели, работающие теперь в этих жанрах, напоминают в литературе детей, оставленных дома без присмотра родителей. Потому как авторы не утруждают себя развитием сюжетов, моралистической нагруженностью повествования, а сосредоточены только на сооружении этакого коктейля из ИСХИТРЕННОЙ ВЫДУМЧИВОСТИ - чего бы такого покруче выдумать, похлеще, чем у предшественников !
  Нынешнее творчество в жанре фантастики превратилось в перманентное состязание авторов, кто составит более насыщенный коктейль из привычных "сладких" штампов.
  
  И если Лев Толстой удовлетворялся невыдуманными мирами реалий - чтобы выразить свои послания, свои нравственные и философские сентенции в жанре ОБЫЧНОЙ мелодрамы (Анна Каренина), то он делал это, имея культуру и опыт. Но нынешним фантастам тесно мыслям в рамках реальной жизни по причинам собственного дремучего невежества и им приходится прибегать к построению своим примитивным парадигмам жизни, базирующимся на эстетике композиций НЕ РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ, но выдуманных моделей. Как у детей - играть в дочки матери, а не жить взрослой жизнью
  
  To be continued.................
Оценка: 2.93*42  Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на Lit-Era.com  
  В.Ларионова "Во власти магии. Магическая Академия Эмерланда" (Попаданцы в другие миры) | | Е.Васина "Первый кризис" (Короткий любовный роман) | | К.Кнапнугель "Акционер моего счастья" (Современный любовный роман) | | Н.Кофф "Смотри..." (Короткий любовный роман) | | Н.Кофф "Зараза и Черт" (Современный любовный роман) | | С.Морошко "Всадники Одина: Цена человечности" (Научная фантастика) | | Е.Бунькова "Недотрога" (Любовное фэнтези) | | П.Роман "Игра 2. Битва за город " (ЛитРПГ) | | О.Герр "Обреченная любить" (Любовное фэнтези) | | М.Эльденберт "Поющая для дракона" (Любовная фантастика) | |
Связаться с программистом сайта.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Е.Ершова "Неживая вода" С.Лысак "Дымы над Атлантикой" А.Сокол "На неведомых тропинках.Шаг в пустоту" А.Сычева "Час перед рассветом" А.Ирмата "Лорды гор.Огненная кровь" А.Лисина "Профессиональный некромант.Мэтр на учебе" В.Шихарева "Чертополох.Лесовичка" Д.Кузнецова "Песня Вуалей" И.Котова "Королевская кровь.Проклятый трон" В.Кучеренко, И.Ольховская "Бета-тестеры поневоле" Э.Бланк "Приманка для спуктума.Инструкция по выживанию на Зогге" А.Лис "Школа гейш"
Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"