Фантастика - как форма психологических мастурбаций.
Фантастика...
Это идеология или убежище для слабых ?
В джунглях жизни существуют две модели поведения, а отсюда и два вытекающих мировоззрения : съесть самому, или быть съеденным.
Разумеется, в современном цивилизованном мире люди людей в буквальном смысле не едят. Но в переносном смысле - едят сколько угодно ! Сильные подсиживают слабых на работе, и оттесняют их от богатых кормушек, и ревниво отгоняют от стада красивых девушек. Сильные ездят в Мерседесах, спят с красивыми девушками и питаются в дорогих ресторанах. А слабые - ездят в метро, едят черт-и-что и на ночь просматривают порносайты в Интернете.
Бог дал человеку способность к абстрактному мышлению, что по замкнутости логического кольца, открыло человеку возможность предположить, что Бог есть.
Но предметом нашей статьи является фантастика, а не Бог, поэтому остановимся на второстепенной, побочной феномене абстрактного мышления - давшей человеку способность убежать в мир собственных грёз, где он может найти прибежище от причиняющих ему страдания - реалий жизни.
Так вот, не является ли фантастика тем психологическим прибежищем, этаким "ШЕЛТЕР" для неудачников, где они прячутся от обид, нанесенных им хозяевами жизни ?
Но давайте сперва определимся со значениями слов, ведь по определению Лосева, наука должна сперва детерминировать, потом систематизировать, потом выявить закономерности и уже затем - поставить эти закономерности на службу человеку.
Итак...
Фантастика это жанр, где события развиваются в нереальной, созданной авторским воображением парадигме выдуманного мира - представленной воображаемым будущим , иными планетами и цивилизациями или этим, нашим нынешним миром, но с нарушениями в нем привычных причинно-следственных связей, вызванных неким событием - будь то чудесное открытие ученого или прилет пришельца.
Почему автор выбирает выдуманный мир ?
Не потому ли, что ему-автору не достает жизненного опыта выразить свои мысли - сентенции, резонерство, нравоучения - на привычном пространстве реального мира и тех литературных героев реального мира, что окружают нас в обыденности?
Это если вообще - автор преследует такую благородную цель и вообще имеет какие-то нравственные послания к читателю.
Зачастую дело обстоит куда как проще - современный автор - это просто балаболка.
Помните в пионерском лагере в каждой палате находились такие - про черную комнату и про черную руку рассказывали?
Но были.......
(раньше все было лучше - и трава зеленее была и вода мокрее) pardon...
Но были и Фантасты, верившие в прогресс, включающий и социальный - которые, когда писали о будущем, имели нравственное и философское послание к читателю.
Это были утописты (Город Солнца)
Или это были памфлетисты, вроде Свифта с его Гулливером или Уэллса - с его элоями и морлоками.
Были также и откровенные технократы, такие как Беляев
И откровенные апологеты советского будущего - такие как Толстой с его Аэлитой...
Кстати, Стругацкие, разве не были ли и они такими же ?
Их герои - от Дауге до Быкова - были на 100% правильными коммунистами (Далёкая радуга) - разве не апофеоз коммунизма ?
Но у этих то какой то нравственный месседж был !
Какая то нравственно-философская компонента.
А у нынешних балаболов ?
Где она ?
Нынешние балоболы - ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ ФАНТАСТЫ - выделили (освободились от пут нравственной и просто УМНОЙ компоненты), выделив этакий чистый спирт из вина - выделив из фантастики фэнтэзи - как этакое чистое балабольство, лишенное каких-либо нравственно-филосовских контентов.
А ведь что есть литература? Если относить фантастику к литературе ?
По функциональным определениям, это искусство создания текстов, содержащих и отвечающих четырем компонентам:
Развлекательная компонента
Нравственно-обучающая
Эстетическая
Философская
Какая-то из этих компонент может доминировать.
Например, если упор сделан на эстетическую составляющую, то такую беллетристику можно отнести к чистому искусству...
Нравственно-обучающая - к моральному роману, развлекательная - к мылу... и так далее.
Но чтобы оставаться при этом литературой (спирт это еще вино? Или уже нет ?), то литературное произведение должно содержать все четыре необходимые и определяющие компоненты.
Ведь и первый литератор - БОЯН, садясь с уставшими от битвы и похода воинами к костру, и бряцая по струнам своих гуслей, не только развлекал солдат своими песнями и балладами про подвиги былинных воинов, заменяя нынешний телевизор, но и воспитывал молодь, юных оруженосцев, которые слушали БОЯНА и проникались героикой эпических произведений...
Фантастика до какого-то временного предела тоже была вином (из одуванчиков) покуда в ней теплились все четыре компоненты. Развлекательность, нравоучительность, эстетика и философичность.
Была, покуда были мастера, что ее писали.
Но в какой-то момент она перестала быть вином и стала мутной бражкой, какой и пребывает ныне.
В какой-то момент фантастика была выходом для автора.
Критиковать общество, его нравы легче и БЕЗОПАСНЕЕ, перенося критику, апеллируя к аллюзивному восприятию. Такими нам запомнились Стругацкие с их Улиткой на склоне.
Да !
Стругацкие, столь любимые Стругацкие - они были востребованы (интеллигенцией) (реперами вехами культуры 60-х -80-х почитавших Стругацких и Бориса Гребенщикова) (телевизор одному мульт-персонажу природу заменил, а инженеру советского периода Гребенщиков и Стругацкие философию заменили) И любили их не за Страну Багровых Туч милы были народу, - потому как подобного Стажерам было тогда навалом на книжном рынке (и получше !) , а свифтофскими притчами - от Понедельника, до Муравейника....
Но студиозы технических вузов подросли - и некоторые взялись за перья.
И фантастика превратилась в жанр для малообразованных технарей.
В этакую "левополовинную" мозговую литературу для полу-образованных.
Лосев в своё время сказал, что классическое образование сделало Пушкина Пушкиным. И отчего Пушкин до сей поры недооценен ?
К нему надо писать тонну примечаний. (чем и занимался Лотман)
А вот этакий Контрмир Фэнтези - в него легко попасть без университетской подготовки.
И кто в него уходит ?
И кто пишет эти произведения ?
Некрасивые худенькие бледные барышни (кабы не нынешнее торжество антибиотика - - верные латентные жертвы чахотки) И склонные к мастурбациям юноши - по хилой впалости грудной клетки не способные добиться успеха у красивых девушек - вот читатели (и писатели этих жанров)
Смею сделать такое сравнение :
Нынешние Фантастика и Фэнтези - для читателя - это онанизм.
А писатели, работающие теперь в этих жанрах, напоминают в литературе детей, оставленных дома без присмотра родителей. Потому как авторы не утруждают себя развитием сюжетов, моралистической нагруженностью повествования, а сосредоточены только на сооружении этакого коктейля из ИСХИТРЕННОЙ ВЫДУМЧИВОСТИ - чего бы такого покруче выдумать, похлеще, чем у предшественников !
Нынешнее творчество в жанре фантастики превратилось в перманентное состязание авторов, кто составит более насыщенный коктейль из привычных "сладких" штампов.
И если Лев Толстой удовлетворялся невыдуманными мирами реалий - чтобы выразить свои послания, свои нравственные и философские сентенции в жанре ОБЫЧНОЙ мелодрамы (Анна Каренина), то он делал это, имея культуру и опыт. Но нынешним фантастам тесно мыслям в рамках реальной жизни по причинам собственного дремучего невежества и им приходится прибегать к построению своим примитивным парадигмам жизни, базирующимся на эстетике композиций НЕ РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ, но выдуманных моделей. Как у детей - играть в дочки матери, а не жить взрослой жизнью