Баринов Александр Евгеньевич: другие произведения.

Фантастика как форма психологических мастурбаций

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Оценка: 2.99*40  Ваша оценка:

  Фантастика - как форма психологических мастурбаций.
  
  
  Фантастика...
  Это идеология или убежище для слабых ?
  В джунглях жизни существуют две модели поведения, а отсюда и два вытекающих мировоззрения : съесть самому, или быть съеденным.
  Разумеется, в современном цивилизованном мире люди людей в буквальном смысле не едят. Но в переносном смысле - едят сколько угодно ! Сильные подсиживают слабых на работе, и оттесняют их от богатых кормушек, и ревниво отгоняют от стада красивых девушек. Сильные ездят в Мерседесах, спят с красивыми девушками и питаются в дорогих ресторанах. А слабые - ездят в метро, едят черт-и-что и на ночь просматривают порносайты в Интернете.
  Бог дал человеку способность к абстрактному мышлению, что по замкнутости логического кольца, открыло человеку возможность предположить, что Бог есть.
  Но предметом нашей статьи является фантастика, а не Бог, поэтому остановимся на второстепенной, побочной феномене абстрактного мышления - давшей человеку способность убежать в мир собственных грёз, где он может найти прибежище от причиняющих ему страдания - реалий жизни.
  Так вот, не является ли фантастика тем психологическим прибежищем, этаким "ШЕЛТЕР" для неудачников, где они прячутся от обид, нанесенных им хозяевами жизни ?
  Но давайте сперва определимся со значениями слов, ведь по определению Лосева, наука должна сперва детерминировать, потом систематизировать, потом выявить закономерности и уже затем - поставить эти закономерности на службу человеку.
  Итак...
  Фантастика это жанр, где события развиваются в нереальной, созданной авторским воображением парадигме выдуманного мира - представленной воображаемым будущим , иными планетами и цивилизациями или этим, нашим нынешним миром, но с нарушениями в нем привычных причинно-следственных связей, вызванных неким событием - будь то чудесное открытие ученого или прилет пришельца.
  Почему автор выбирает выдуманный мир ?
  Не потому ли, что ему-автору не достает жизненного опыта выразить свои мысли - сентенции, резонерство, нравоучения - на привычном пространстве реального мира и тех литературных героев реального мира, что окружают нас в обыденности?
  Это если вообще - автор преследует такую благородную цель и вообще имеет какие-то нравственные послания к читателю.
  Зачастую дело обстоит куда как проще - современный автор - это просто балаболка.
  Помните в пионерском лагере в каждой палате находились такие - про черную комнату и про черную руку рассказывали?
  Но были.......
  (раньше все было лучше - и трава зеленее была и вода мокрее) pardon...
  Но были и Фантасты, верившие в прогресс, включающий и социальный - которые, когда писали о будущем, имели нравственное и философское послание к читателю.
  Это были утописты (Город Солнца)
  Или это были памфлетисты, вроде Свифта с его Гулливером или Уэллса - с его элоями и морлоками.
  Были также и откровенные технократы, такие как Беляев
  И откровенные апологеты советского будущего - такие как Толстой с его Аэлитой...
  Кстати, Стругацкие, разве не были ли и они такими же ?
  Их герои - от Дауге до Быкова - были на 100% правильными коммунистами (Далёкая радуга) - разве не апофеоз коммунизма ?
  Но у этих то какой то нравственный месседж был !
  Какая то нравственно-философская компонента.
  А у нынешних балаболов ?
  Где она ?
  
  Нынешние балоболы - ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ ФАНТАСТЫ - выделили (освободились от пут нравственной и просто УМНОЙ компоненты), выделив этакий чистый спирт из вина - выделив из фантастики фэнтэзи - как этакое чистое балабольство, лишенное каких-либо нравственно-филосовских контентов.
  
  А ведь что есть литература? Если относить фантастику к литературе ?
  
  По функциональным определениям, это искусство создания текстов, содержащих и отвечающих четырем компонентам:
  Развлекательная компонента
  Нравственно-обучающая
  Эстетическая
  Философская
  
  Какая-то из этих компонент может доминировать.
  Например, если упор сделан на эстетическую составляющую, то такую беллетристику можно отнести к чистому искусству...
  Нравственно-обучающая - к моральному роману, развлекательная - к мылу... и так далее.
  Но чтобы оставаться при этом литературой (спирт это еще вино? Или уже нет ?), то литературное произведение должно содержать все четыре необходимые и определяющие компоненты.
  Ведь и первый литератор - БОЯН, садясь с уставшими от битвы и похода воинами к костру, и бряцая по струнам своих гуслей, не только развлекал солдат своими песнями и балладами про подвиги былинных воинов, заменяя нынешний телевизор, но и воспитывал молодь, юных оруженосцев, которые слушали БОЯНА и проникались героикой эпических произведений...
  
  Фантастика до какого-то временного предела тоже была вином (из одуванчиков) покуда в ней теплились все четыре компоненты. Развлекательность, нравоучительность, эстетика и философичность.
  Была, покуда были мастера, что ее писали.
  Но в какой-то момент она перестала быть вином и стала мутной бражкой, какой и пребывает ныне.
  
  В какой-то момент фантастика была выходом для автора.
  Критиковать общество, его нравы легче и БЕЗОПАСНЕЕ, перенося критику, апеллируя к аллюзивному восприятию. Такими нам запомнились Стругацкие с их Улиткой на склоне.
  
  Да !
  Стругацкие, столь любимые Стругацкие - они были востребованы (интеллигенцией) (реперами вехами культуры 60-х -80-х почитавших Стругацких и Бориса Гребенщикова) (телевизор одному мульт-персонажу природу заменил, а инженеру советского периода Гребенщиков и Стругацкие философию заменили) И любили их не за Страну Багровых Туч милы были народу, - потому как подобного Стажерам было тогда навалом на книжном рынке (и получше !) , а свифтофскими притчами - от Понедельника, до Муравейника....
  
  
  Но студиозы технических вузов подросли - и некоторые взялись за перья.
  И фантастика превратилась в жанр для малообразованных технарей.
  В этакую "левополовинную" мозговую литературу для полу-образованных.
  
  Лосев в своё время сказал, что классическое образование сделало Пушкина Пушкиным. И отчего Пушкин до сей поры недооценен ?
  К нему надо писать тонну примечаний. (чем и занимался Лотман)
  
  А вот этакий Контрмир Фэнтези - в него легко попасть без университетской подготовки.
  И кто в него уходит ?
  И кто пишет эти произведения ?
  Некрасивые худенькие бледные барышни (кабы не нынешнее торжество антибиотика - - верные латентные жертвы чахотки) И склонные к мастурбациям юноши - по хилой впалости грудной клетки не способные добиться успеха у красивых девушек - вот читатели (и писатели этих жанров)
  
  Смею сделать такое сравнение :
  Нынешние Фантастика и Фэнтези - для читателя - это онанизм.
  А писатели, работающие теперь в этих жанрах, напоминают в литературе детей, оставленных дома без присмотра родителей. Потому как авторы не утруждают себя развитием сюжетов, моралистической нагруженностью повествования, а сосредоточены только на сооружении этакого коктейля из ИСХИТРЕННОЙ ВЫДУМЧИВОСТИ - чего бы такого покруче выдумать, похлеще, чем у предшественников !
  Нынешнее творчество в жанре фантастики превратилось в перманентное состязание авторов, кто составит более насыщенный коктейль из привычных "сладких" штампов.
  
  И если Лев Толстой удовлетворялся невыдуманными мирами реалий - чтобы выразить свои послания, свои нравственные и философские сентенции в жанре ОБЫЧНОЙ мелодрамы (Анна Каренина), то он делал это, имея культуру и опыт. Но нынешним фантастам тесно мыслям в рамках реальной жизни по причинам собственного дремучего невежества и им приходится прибегать к построению своим примитивным парадигмам жизни, базирующимся на эстетике композиций НЕ РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ, но выдуманных моделей. Как у детей - играть в дочки матери, а не жить взрослой жизнью
  
  To be continued.................
Оценка: 2.99*40  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Елка для принца" В.Медная "Принцесса в академии.Драконий клуб" Ю.Архарова "Без права на любовь" Е.Азарова "Институт неблагородных девиц.Глоток свободы" К.Полянская "Я стану твоим проклятием" Е.Никольская "Магическая академия.Достать василиска" Л.Каури "Золушки из трактира на площади" Е.Шепельский "Фаранг" М.Николаев "Закрытый сектор" Г.Гончарова "Азъ есмь Софья.Царевна" Д.Кузнецова "Слово императора" М.Эльденберт "Опасные иллюзии" Н.Жильцова "Глория.Пять сердец тьмы" Т.Богатырева, Е.Соловьева "Фейри с Арбата.Гамбит" О.Мигель "Принц на белом кальмаре" С.Бакшеев "Бумеранг мести" И.Эльба, Т.Осинская "Ежка против ректора" А.Джейн "Белые искры снега" И.Арьяр "Академия Тьмы и Теней.Телохранительница Его Темнейшества" А.Черчень, О.Кандела "Колечко взбалмошной богини.Прыжок в неизвестность" Е.Флат "Двойники ветра"

Как попасть в этoт список

Сайт - "Художники"
Доска об'явлений "Книги"