Бастинда-Гизи Де Глемур: другие произведения.

Буддизм и Арканы Таро

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Здесь я сопоставляю Старшую Аркану Таро с 12 частями (ниданами) 12-членного закона причинности буддизма. Смысла в этом нет ни малейшего, но просто мне интересно. Насколько мне известно, параллели между Арканами Таро и всем остальным уже проводились. А вот про буддизм и Таро я не слышала ;)

  Меня однажды посетила идея сопоставить Старшую Аркану Таро с 12 частями (ниданами) 12-членного закона причинности буддизма. Смысла в этом нет ни малейшего, но просто мне интересно. Насколько мне известно, параллели между Арканами Таро и всем остальным уже проводились. А вот про буддизм и Таро я не слышала. В принципе, такое сопоставление вполне корректно. 12-членный закон причинности (двадашамгапратитьясамутпада) устанавливает непрерывную, строго упорядоченную цепочку причин и следствий, обусловливающих существование индивида в цепи перерождений, то есть в "колесе сансары". Старшая Аркана также рассматривается как строго последовательная лестница человеческого восхождения. Обе системы подразумевают непрерывность и последовательность, однако в буддизме эта последовательность линейна, а в Старшей Аркане, на мой взгляд, она имеет уровни - когда кончается первый виток, за ним сразу же начинается второй такой же, но на другом уровне.
  
   При трактовках нидан я частично использую "Введение в буддологию" Е.А. Торчинова. Источники трактовок карт Таро я не привожу, они чересчур многочисленны. Однако в этих рассуждениях я опираюсь на свою колоду ("Mysterious"), ее иконография достаточно традиционна, но, разумеется, имеет отличия от других колод Таро. "Справедливость" и "Сила" в ней также традиционно имеют номера 8 и 11, соответственно (в колодах, основанных на толкованиях Артура Эдварда Уэйта и Пола Фостера Кейза, эти карты поменяны местами).
  
   В Старшей Аркане 22 карты. Поскольку знак бесконечности имеется только на I ("Маг") и на XI ("Сила") карте, я делю Старшую Аркану на четыре марша: нулевая карта, первые 10 карт, вторые 10 карт и еще одна карта. Подтверждения такому делению мне встречались в некоторых источниках.
  
  Карта "Дурак" или "Безумный" традиционно считается нулевой (хотя есть колоды, где она последняя или предпоследняя). Я считаю ее нулевой, и в таком качестве она позволяет замкнуть Старшую Аркану в кольцевую структуру.
  Сопоставим ее с первой ниданой, во всех вариантах традиции именующейся "Неведение". Смысловая связь очевидна. Далее попробуем по порядку.
  
  Вторая нидана "Самскара" - это энергия кармы, по Торчинову: "Неведение .... обусловливает наличие самскар (формирующие факторы, мотивации, базовые подсознательные влечения и импульсы), влекущих умершего к новому переживанию бытия, новому рождению".
  На этом месте будут следующие две карты - карта I "Маг" и карта XI "Сила", обе отмеченные знаком бесконечности, что вполне соотносится с энергией кармы.
  В "Маге" импульс к достижению нового очевиден, а мотивация, что нужно туда стремиться именно для увеличения могущества, подтверждается смыслом карты "Сила".
  
  Третья нидана "Виджняна" - сознание.
  На этом месте будут карта II "Верховная жрица" и карта XII "Повешенный".
  Смысловое значение "Жрицы", связываемое с тайным знанием и иконографически подчеркнутой бинарностью, это хорошо соотносится со смыслом со-знания - двойственной позиции виджняны, обращенной одной стороной к сансаре, а другой - к нирване. Смысл "Повешенного" - добровольная жертва своими иллюзиями ради обретения истинного знания, и иконографический образ - переворот вверх ногами и лишение точки опоры, четко соотносится с буддийским видением просветления - безопорности сознания, обрести каковое человек может лишь через третью нидану.
  
  Четвертая нидана "Нама-рупа" - имена и формы, по Торчинову - психофизические характеристики человеческого существа, что, на мой взгляд, неоправданно сужает поле смысла.
  На этом месте будут карта III "Императрица" и карта XIII "Смерть".
   Основной смысл "Императрицы" - плодородие - здесь выступает как умножение сущностей, а обречение каждой из сущностей ее именем и формой на конечность символизируется "Смертью".
  
  Пятая нидана "Аятана" - органы чувств. По Торчинову: "Шесть баз (шад аятана), то есть шесть органов или способностей (индрия) чувственного восприятия. Шестой индрией является манас ("ум"), также считающийся органом восприятия "умопостигаемого".
  На этом месте будут карта IV "Император" и карта XIV "Умеренность".
  Лично я воспринимаю "Императора" как карту положительную, олицетворение надежности, стабильности, но и некоторой ограниченности. И смысл "Умеренности" из нее как бы вытекает. Органы чувств - вещь нейтральная, одновременно дарующая спектр возможностей и его же ограничивающая.
  
  Шестая нидана "Спарша" - соприкосновение с объектами чувственного восприятия.
  На этом месте будут карта V "Иерофант" и карта XV "Дьявол".
  Основной смысл "Иерофанта", подчеркнутый иконографически мужчиной и женщиной, предстоящими перед его троном, - установление связи, что прямо соотносится с шестой ниданой. Смысл "Дьявола", традиционно имеющего схожую иконографию, трактуемую большинством исследователей именно как "пародия" на V Аркан, - неизбежное извращение этих связей, что вполне соответствует буддийским представлениям.
  
  Седьмая нидана "Ведана" - ощущение; по Торчинову: "чувство приятного, неприятного и нейтрального".
  На этом месте будут карта VI "Влюбленные" и карта XVI "Башня" ("Богадельня", "Падающая Башня").
  Хотя многие исследователи связывают иконографию "Башни" с разрушением Иерусалимского Храма, я бы ее скорее связала с Вавилонской башней (и по смыслу, и по иконографии), в этом случае и странное название "Богадельня" обретает некоторый смысл.
  На мой взгляд, ведана - это именно "изведанное ощущение" и две карты, символизирующие всю яркость любви и весь ужас разрушения, довольно четко обрисовывают возможный диапазон ощущений.
  
  Восьмая нидана "Тришна" - жажда; по Торчинову - это влечения, страсти, проистекшие из чувства приятного, и отвращение, сформированное чувством неприятного.
  На этом месте будут карта VII "Колесница" ("Колесница Гермеса") и карта XVII "Звезда" (в иконографии которой над головой женщины семь звезд, что может быть и отсылкой к 7-й карте).
  Единство и противоположность влечения и отвращения прочитывается в иконографии обеих карт: в "Колеснице" - черный и белый сфинксы, насильно запряженные вместе, в "Звезде" - два кувшина, с добровольно изливаемой из них водой. Весьма наглядная иллюстрация жажды и ее прекращения.
  
  Девятая нидана "Упадана" - привязанность; по Торчинову - схватывание, привязанность (как факт, а не как чувство).
  На этом месте будут карта VIII "Справедливость" ("Правосудие") и карта XVIII "Луна".
  "Правосудие" - это, в первую очередь, закон и порядок, во имя поддержания равновесия, это символизируют поднятый меч и идеально уравновешенные весы. И люди, разумеется, связаны этим законом, привязаны, иногда помимо их воли, к установленным правилам. А "Луна" трактуется как приближение к границе неведомого, влекущей и пугающей именно тем, что там этот привычный порядок кончается, и начинается что-то совсем другое. Привязанность держится на страхе выйти за пределы привычного.
  
  Десятая нидана "Бхава". По Торчинову - это жизнь, сансарическое бытие. Однако эта трактовка поверхностна. Существует перевод "становление" и он более информативен: это бытие дается не просто так, а для накопления света осознания.
  На этом месте будут карта IX "Отшельник" и карта XIX "Солнце".
  Отшельник - одинокая фигура с малым источником света - фонарем, пытающаяся что-то увидеть. Это символ того, с чего мы начинаем. Солнце - источник ослепительного света, освещающий фигурки двух счастливых детей - мальчика и девочки. Это символ того, что мы можем достичь в пределе - ясное осознание бинарности мира и ее принципиальной невраждебности.
  
  Одиннадцатая нидана "Джати" - новое рождение.
  На этом месте будут карта X "Колесо Фортуны" ("Колесо Судьбы") и карта XX "Страшный Суд".
  "Колесо фортуны" тремя традиционными фигурами на колесе отчетливо изображает судьбоносное влияние накопленной кармы: кто-то поднимается по лестнице успеха, кто-то валится в пропасть, а кто-то пребывает наверху в относительной стабильности. Но как бы там ни было, карма в этом рождении накапливается и ее итоги будут подведены, что и символизирует Страшный Суд.
  
  Двенадцатая нидана "Джара-марана" - старость и смерть.
  На этом месте будет одна карта XXI "Мир" ("Вселенная"). Ни один таролог не станет трактовать ее столь мрачным образом, но у буддизма совсем другие представления об устройстве мира, и "Вселенная" - это всего лишь "сансара", которая, в отличие от "нирваны", ничего положительного в себе не содержит.
  А дальше вновь выпадает карта "Дурак", и поэтому на самом деле в Старшей Аркане не четыре, а три марша ступеней.
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Д.Сугралинов "Кирка тысячи атрибутов"(ЛитРПГ) С.Климовцова "Я не хочу участвовать в сюжете. Том 2."(Уся (Wuxia)) С.Панченко "Ветер: Начало Времен"(Постапокалипсис) Т.Мух "Падальщик 3. Разумный Химерит"(Боевая фантастика) Д.Сугралинов "Дисгардиум 5. Священная война"(Боевое фэнтези) А.Завгородняя "Самая Младшая Из Принцесс"(Любовное фэнтези) А.Верт "Пекло 3"(Киберпанк) В.Касс "Избранница Архимага"(Любовное фэнтези) А.Найт "Наперегонки со смертью"(Боевик) Д.Сугралинов "Дисгардиум 6. Демонические игры"(ЛитРПГ)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"