В изучении Российской церковной пластики существует мало изученная область, касающаяся церковных стеклянных флаконов, для освящённого масла и воды.
Эти изделия несут в себе все признаки церковной пластики, на их лицевых сторонах есть литые изображения икон и виды монастырей и храмов, необычен только сам материал, из которого эти образы изготовлены, это стекло. Из-за этого нельзя относится к этим пузырькам как к медно литым иконам , так как изготовление икон на стекле запрещено VII Вселенским собором закрепившим иконопочитание и запретившим изготовление икон на стекле и бумаге, так как иконы должны изготавливаться на прочном материале.
Эти флаконы предназначались для хранения и упаковки освящённого масла ( елея) а также Святой воды , освящённой или из Святых источников.
Традиция освящения масла известна с Ветхозаветных времён, так пророку Моисею было указано изготовить благовонное масло для освящения Скинии Завета.
В апостольские времена зародилось таинство Елеосвящения или по другому Соборования.
" Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвиторов церкви, и пусть помолятся над Ним, помазовши его елеем во имя Господне..." (Иак 5 , 14-15) ,так говорится в послании апостола Иакова. Перед елеопомазыванием в этом таинстве происходит елеосвящение и семь священников помазуют болящего " во исцеление души и тела", после чего остатки освящённого масла отдают соборованному , для самостоятельного использования.
Традиция елеоосвящения пришла на Русь из Византии, где масло ( по гречески elaion) использовалось как лекарство с древнейших времён, поэтому наше русское " Господи помилуй" у греков звучит как " Кирие элейсон". Так же есть традиция елеопомазывания с в навечерие крупных церковных праздников и воскресных дней , оставшееся после елеопомазывания масло иногда раздавали прихожанам. ..
С традицией раздачи излишнего масла прихожанам начинается бытовое использование освящённого елея обывателями " во исцеление души и тела".
Также есть разновидность освященного масла, освящаемого на мощах святых угодников или у чудотворных икон, такое масло могло браться из лампад, горящих у той или иной святыни, или освящаться во время молебна у этих же святынь. И благодать почивающая на святыне могла передаваться на елей, так как по определению тело есть храм Духа Святаго, а святые своей жизнью могли стяжать эту благодать как никто из смертных и после их смерти благодать сохранялась в их теле, соответственно эта благодать, при освящении елея могла передаваться на освящаемый предмет.
Миро истекоающее от мощей некоторых святых или икон по своему объёму не может полностью удовлетворить потребности в святом масле , так что для освящения как правило использовали оливковое масло.
Следовательно, мы видим, что у простого прихожанина была масса способов получить тот или иной елей, и здесь встаёт вопрос о сосудах для хранения этого масла.
Сосуды для хранения освящённого масла столь же древние как и сам обряд освящения елея , фрагменты стеклянных сосудов с изображением Божьей Матери найдены в Римских катакомбах и учёные относят эти фрагменты к IV веку .
На Руси изначально до появления стекольных заводов елей хранился в керамических сосудах и изредка в стеклянных, иностранного происхождения. С появлением первых российских стекольных заводов мелкие стеклянные пузырьки стали более доступными, и масло стали хранить в них. По всей видимости появление сюжетов на религиозные темы в стекольном производстве начинается уже в XVII веке, в технике эмалевой росписи штофов и бутылок, так некоторые расписные штофы XVII века со светскими сюжетами имеют некоторые иконописные черты, более того, есть литературные свидетельства об использовании старообрядцами сосудов с изображением Крещения Господня для хранения Крещенской воды.
Например: известный и точнейший бытописатель жизни купечества в XIX веке Иван Шмелёв упоминает в книге " Лето Господне", следующий случай.
" Горкин прибирается в каморке, смотрит на свет баночку зелёного стекла на которой вылито Богоявление с голубком и " светом", отказала ему её прабабушка Устиния, и такой не найти нигде. Он рассказывает как торговал у него её какой-то барин, давал двести рублей "за стёклышко", говорил поставлю в шкафчик для удовольствия. А сосудик старинный это, когда Царь- антихрист старую веру гнал, от дедеов прабабушки Устиньи, и не продал Горкин, сказал: "И тыщи, сударь, выкладите, а не могу, сосудец святой, отказанный, верному человеку передам, а вас, уж не обижайтесь, не знаю...в шкапчик, может, поставите, будете угощать гостей" - а барин обнял его и поцеловал и пошёл весёлый".
У него же есть описание " красного угла", у простого благочестивого Горкина.
" Над деревянной кроватью, с подпалинками от свечки, как жгли клопов, стоят на полочке, к образам, совсем уже серые от пыли, просвирки из Иерусалима- града и с Афона, принесённые ему добрыми людьми, и пузырёчки с напетым маслицем, с вылитыми на них угодничками. Недавно Горкин мне мазал зуб, и стало легче".
Изобилие стеклянных пузырьков на полке объясняется, тем что практически все монастыри и многие приходские храмы России имели свои святыни, где-то это были мощи подвижников подвизавшихся в этих краях, где-то чудотворные иконы, где-то святые источники и вот на этих святынях или перед ними происходило освящение елея, а флаконы с уже освящённым маслом и водой продавались в церковных лавках и расходились по всей матушке России и ближнему и дальнему зарубежью, увозимые и уносимые паломниками в своих катомках. В крупных столичных городах у благочестивых людей была возможность купить освящённое масло из дальних монастырей, на их подворьях. Также паломники и офени привозили елей для близких и дальних родственников и знакомых, а возможно и для продажи с лотков на торгу.
Но рано или поздно освящённое масло заканчивалось, а флаконы из под него с иконами святых угодников и видами монастырей оставались. Дальше эти сосуды ожидала различная судьба, она зависела от религиозной просвещённости их обладателей.
Более благочестивые и набожные бросали пустые флаконы в реки, во избежание попрания стопами человеческими, также как и старую освящённую вербу.
Пустые пузырьки могли оказаться на чердаке, выставленными на балки. Слышал так же, что флаконы могли класть в гробы к покойникам , но подтверждения этому мнению не встречал, возможно это остатки традиции класть с усопшими слезницы с освящённым маслом, но речь идёт о пустых флаконах. Кто-то пустые флаконы так и хранил на полке с иконами, а кто-то попросту выбрасывал пузырьки в обычную, мусорную или выгребную яму, с прочим бытовыми отходами.
Этот то последний вариант неблагочестивой " утилизации" и является наиболее перспективным в плане поиска и изучения церковных пузырьков. Надо отдать должное, что статистически в выгребные ямы, попадал небольшой процент использованных сосудов, так практически в каждой православной семье был " красный угол" и даже не глубоко верующие, регулярно посещали Богослужения, соответственно могли иметь флакончик с освящённым елеем, пользовались таким маслом обычно в период болезни, упавая, не только на лекарственные снадобия, но и силу Божию. Расход масла на одно помазывание вполне сопоставим с расходом парфюмерной продукции, отсюда если взять количество находимых парфюмерных флаконов и церковных то получится соотношение 100-150 к 1. Следовательно, только мизерный процент попадал в мусорные ямы.
Вот как описывает Шмелёв часть молебна, совершаемого монахами Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне, над его смертельно больным отцом. " Иеромонах помазует ему, серебряной кисточкой маслицем от мощей голову, лоб, глаза. Помазует и нас".
Масло по всей видимости стоило не так уж дорого, так в ранее упомянутой книге Шмелёва часто упоминается. что многие нищие питаемые отцом Шмелёва, приносили в период его болезни, просфоры стоившие копейку и пузырьки с маслом от мощей. Следовательно, освящённое масло было доступно даже для беднейших слоёв российского общества.
Если перейти к частным случаям заказов флаконов церковью , то хотелось бы разобрать два вида церковных пузырьков.
Первый изготовлен по заказу приходского храма в селе Косино , Московского уезда.
На флаконе изображен образ Божьей Матери Моденский , в честь чудотворной иконы хранившейся в этом храме, эта икона была пожертвована храму в 1717 году Петром I часто бывавшим в Косино , где на близлежащем Белом озере, он имел потешную флотилию. Образ был привезён в Россию графом Борисом Петровичем Шереметьевым, из северо-италийского города Модены, отсюда и название иконы. .
Рисунок N 1 Моденская ( Косинская) икона Божьей Матери.
Икона относится к Критской иконописной школе, и датируется XVII веком, известно, что Критские иконописцы активно переселялись на итальянские земли , спасаясь от мусульманских притеснений, видимо одним из этих мастеров и был написан данный образ.
Икона прославилась чудотворением при болезнях ног, а во время эпидемии холеры в 1848 году была носима с крестным ходом по окрестностям села Косино, в результате чего в селе не было вспышки этого опасного заболевания , хотя наличие больших водоёмов создаёт все условия для возникновения этого смертельного недуга.
Вполне возможно, что пузырьки с маслом от Моденской иконы, охотно покупались людьми страдающими разными суставными болезнями.
Рисунок N 2 Изображение иконы Божьей Матери " Моденской"
На другой стороне имеется изображение образа Святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца оно и понятно, так как Богородичный образ стоял в отстроенном в 1826 году новом каменном храме в честь этого святого. Так оба главных храмовых образа определили облик данного флакона.
Рисунок N Образ Николая Чудотворца.
Следующий пример флакон заказываемый Московским Вознесенским монастырём, располагавшимся в Кремле, пока монастырь не был снесён в 1929 году.
Этот монастырь был основан в конце XIV века по разным источникам в 1386 году,
женой Дмитрия Донского, Евдокией Дмитриевной, дочерью Суздальского князя Дмитрия Константиновича . Венчание супружеской четы состоялось в 1366 году, по благословлению Святого Алексия Митрополита Московского, Евдокия принимала участие в государственной жизни Московского княжества и при жизни супруга и после его смерти, наставляя своих сыновей, особенно в годины татарских нашествий. Так по совету своей матери Великий князь Василий Дмитриевич собирал войско против полчищ Тамерлана, он же по её совету перенёс Чудотворный Владимирский образ Божьей матери в Москву и полчища отступили.
В 1407 году, не за долго до своей кончины Евдокия приняла постриг с именем Евфросиния и распорядилась на месте деревянного собора в честь Вознесения Господня, строить каменный.
Евфросинию Московскую по праву считали покровительницей Москвы, в 1907 году всенародно праздновали пятисотлетие её преставления, возможно в это время и был заказан, специальный флакон для масла, освящённого на её мощах. На этом флаконе преподобная изображена на фоне кремля , в это же время и появляется подобный иконографический сюжет на иконах .
Рисунок N 4 Образ Святой Евфросинии Московской, на фоне кремля.
На другой стороне флакона изображена Богородица , в сиянии ,на облаке, сверху иконы благословляющие Господь Саваоф и Иисус Христос. Это фрагмент образа Божьей Матери " Всех скорбящих радость" данная икона почиталась в монастыре как чудотворная. В 1732 году по повелению императрицы Анны Иоанновны в Вознесенском соборе был построен предел в честь этой иконы, предел строился как воспоминание о почившей царевне Прасковьи Ивановне при её гробе, ведь Вознесенский монастырь с самого своего основания считался усыпальницей для женщин княжеского и царского рода.
Рисунок N 5 Образ Божьей Матери " Всех скорбящих радость"
Чудотворный образ был написан иконописцем Яковом Меркуловым Поспеловым в 1732 году. Изображение на флаконе отличается от подлинной иконы отсутствием, по бокам от Девы Марии , двенадцати групп страждущих людей. Это связанно с тем, что технически это выполнить было сложно, да и места на стенке флакона не так много, так что икона представлена фрагментарно. По торцевым граням идёт надпись " М. Вознесенскаго" с другой стороны " Девичъяго мон". В Московском обиходе Вознесенский монастырь ещё называли Стародевичьим , в отличие от Новодевичьего.
По всей видимости, многие монастыри и храмы заказывали подобные флаконы в случае торжеств, для удовлетворения потребностей обильно притекающих паломников, в случае прославления и канонизации новых святых, в связи с юбилейными торжествами, а если обитель была особо почитаема, и пузырьки требовались постоянно, монахи устраивали собственные стекольные заводы. Такой завод был у Свято Троице-Сергиевой лавры, он производил тару для масла от мощей и воды из источника Преподобного Сергия, а также тару для монастырской аптеки обслуживавшей монахов, преподавателей Духовной академии и беднейшие слои населения Сергиева Посада. Был стеклодувенный завод и у Тихона Калужского пустыни, поэтому по некоторым источникам, пузырьки этого монастыря отличаются огромным разнообразием, порой затмевающим более богатые монастыри.
К сожалению сложно проследить на каких мирских заводах церковь заказывала стеклянную тару , так как по древней русской традиции иконописцы не ставили свои подписи на иконах и видимо по этому же на церковных пузырьках не ставилось клеймо заводов изготовителей , вполне обычное для аптекарских и парфюмерных пузырьков, а также винно-водочных и пивных бутылок. Можно выявить производителей по архивным данным, но поздние архивы монастырей были уничтожены в основной своей массе во времена Советских гонений. Остаётся только метод археологических раскопок в местах производства стекла.
Кроме того, церковные пузырьки, часто являются очень ценным датирующим материалом, не менее ценным, чем найденные в слоях монеты.
Например: Преподобный Серафим Саровский был причислен к лику святых в 1903 году, следовательно, слой в котором был найден пузырёк с образом Преподобного Серафима, не может быть древнее 1903 года.
Святый Священномученник Патриарх Гермаген был канонизирован в 1913 году и это тоже определённая дата.
Подобные примеры можно перечислять долго, есть ещё технологические особенности, производства пузырьков , позволяющие огрублено датировать пузырьки с точностью до десятилетия. Церковные пузырьки представляют собой глубокий, неизведанный слой отечественной истории и культуры, а также истории Русской православной церкви, ожидающий своих исследователей.