Батурин Андрей Леонидович : другие произведения.

Креативность через чувственное познание

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Прошу прощения за орфографию и грамматику.

  УДК: 159.942.5
  
  Креативность через чувственное познание
  
  В статье дан краткий обзор по вопросу соотношения творчества и креативности. Роль эмоции в комплексном понятии креативность. Временной фактор влияния на креативность.
   Эмоции, чувство, креативность.
  
   В условиях современного времени, когда общее количества специализированных сотрудников значительно превышает спрос работодателей. Одной из реакцией работодателей является повышения качественного критерия подбора сотрудников. К списку профессиональных требовании прибавляются и личные качества. Такие как: инициативность, добропорядочность, пунктуальность, аккуратность, креативность и др.
   Так что же такое креативность? Креативность (от англ. create - создавать; от лат. creatio - созидание) это творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а так же способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.
   По мнению П. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения.
   Согласно А. Маслоу, креативность - это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.
   Понятие креативность находятся в примой зависимости от чувствительного порога индивида, по мнению П. Торренса. Чувства в свою очередь находятся в зависимости от качественной способности испытывать эмоции. Переживания эмоции в свою очередь очень зависимы от воздействии среды и накопленной эмоциональной памяти индивида. Таким образом мнения А. Маслоу и П. Торренса не находят противоречии, а дополняют общее представления об креативности.
   Например, в Древнем Китае подозреваемого в совершении какого-либо противоправного поступка заставляли брать в рот щепотку риса. Затем, после выслушивания им обвинения, он выплевывал его. Если рис оставался сухим, значит, у подозреваемого пересохло во рту от волнения, страха, и он признавался виновным. В настоящее время на изменении вегетативных реакции при эмоциогенных фразах основана проверка подозреваемого с помощью полиграфа, обычно называемого "детектором лжи".
   В одном племени суд над подозреваемым вершился следующим образом. Подозреваемый помещался вместе с вождем племени в центре круга, который образовывали его соплеменники. Вождь произносил нейтральные слова и слова, имеющие отношение к совершенному преступлению, после каждого произнесенного слова подозреваемый должен был ударять палкой в гонг. Если члены племени слышали, что на эмоциогенные слова, относящиеся к разбираемому делу, подозреваемый стучал громче, чем на нейтральные слова, то его признавали виновным.
   Объяснение этому факту может состоять не только в том, что эмоционально значимые слова при их понимании "волновали" подозреваемого и тем самым мобилизовывали физическую энергию, но и в том, что физиологическая реакция у него наступала раньше, чем он осознавал эмоциогенное слово. Об этом свидетельствуют ряд исследований, проведенных во второй половине XX века (MacGinnies, 1950; Костандов, 1968-1978 и др.), в которых было показано, что на неприятные слова повышается порог их опознания (как механизм защиты) и эмоциональные реакции на них возникают у человека безотчетно (очевидно, наподобие того, как это имеет место у животных и у человека на невербальные раздражители). [3, 41]
   Эта историческая заметка призвана расширить границы взаимосвязи эмоции и креативного подхода. А так же наглядна показывает, что некогда креативная идея в последствии становятся обыденным решением, как в случае с полиграфом.
   Так же дополняя понятия креативность, не лишним будет рассмотреть ее различие с понятием творчество.
   Как мне кажется, словом креативный называется такое творчество, которое не только выдвигает идеи, но и доводит их до конкретного практического результата. А слово творческий остается со своим исходным значением, не различающим деятельность результативную и, наоборот, безрезультатную.
   Создание нового продукта требует не только творческой, но и однообразной, рутинной, скучной работы. Так вот, как мне кажется, словом креативность обозначается различная, но обязательно и творческая деятельность, работа на результат, ради создания конечного продукта. (Игорь Милославский, профессор МГУ).
   При этом, как в понятие креативный, так и в понятие творческий важную роль привносит личное отношение к существу дела самого индивидуума.
   Таким образам сущность качественно - креативного находится в тождественности с качественно - эмоциональным отношением индивидуума в решении поставленной задачи.
   Естественным и логичным, как мне представляется дополнить понятие "креативный - эмоционально не равнодушный" представлением таких видных ученых, как Д. Б. Богоявленская, А. Танненбаум, А. Олох и др. Которые представляли творческие процессы через когнитивную одаренность. Другими словами главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивация, ценности, личностные черты, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.
   Когнитивные процессы хоть и обязательная составляющая креативности, но главенствующей не является (Я. А. Пономарев, Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Грубер и др.)
   Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч.Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоции, точнее, способы их внешнего выражения, несут в себе информацию о психическом состоянии человека, и, следовательно, с помощью эмоций люди могут обмениваться существенной информацией друг с другом. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, только наблюдая за изменениями эмоциональных состояний друг друга, судить о том, что происходит в психике. Примечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать многие выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоции, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение и удивление. Это относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в непосредственных контактах друг с другом. [5,248-249]
   В тестах кративности, разработанных Торренсом, использованы модели творческих процессов, отражающие их сложность в различных сферах деятельности: словесной, изобразительной, звуковой, двигательной. Тесты оценивают креативность в показателях беглости, гибкости, оригинальности и разработанности идей. Торренс разрабатывал свои тесты в ходе учебно-методической работы по развитию творческих способностей детей. Его программа включала в себя несколько этапов.
  Согласно Торренсу, такой подход к тренингу способностей позволяет освободить человека от заданных извне рамок, и он начинает мыслить творчески и нестандартно. Под креативностью Торренс понимает способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии и т. д.
   Под итожим, человек при рождении уже умеет мыслить креативно и обладает всем комплексом эмоций. Со временем, в социальном окружении у человека сужается его эмоциональный ряд реакции, а так же прививается "шаблонный" набор реагирования на определенные действия(сложившиеся ситуации). "Конечный продукт" креативного мышления и эмоционального возбуждения со временем качественно понижается. Человек в современном понятии его жизни деятельности, и в целом выживания общества напрямую зависит от существования эмоциональной сферы и креативного мышления. Ведь не обладая этими качествами человечество, напоминало бы больше, фантастику 80-х годов на тему искусственного интеллекта.
  
  
  
  Список литературы:
  
  1. Психосоматика / И.Г. Малкина-Пых. - М.:Эксмо, 2008. 1024с.
  2. Психология эмоций. / Изард К.Э. - СПб.:Питер, 2006. 464с.
  3. Эмоции и чувства. / И.П.Ильин 2-е изд. - СПб.:Питер, 2007. 783с.
  4. Социальная психология поведения: Учебное пособие. / Платонов Ю.П. - СПб.:Питер,2006. 464с.
  5. Общая психология: Краткий курс. /Немов Р.С. - СПб.:Питер, 2007. 304с.
  6. Справочник практического психолога. /И.Г. Малкина-Пых. - М.:Эксмо, 2008. 848с.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"