Когда в первых пяти абзацах настойчиво описывается полная автоматизация всего процесса, задумываешься, к чему бы это, и примерно через секунду-две упорных размышлений начинаешь подозревать - автор ведет к тому, что людей не осталось и лишь безжалостные электронные мозги тупых бездушных машин бомбят безжизненную планету. Еще абзацев пять-шесть, дочитываешь до конца... ага, так и есть: безжалостные электронные мозги тупых бездушных машин бомбят безжизненную планету...
2
Где кончаются мечты
Имхо, развитая мечтательность - эта форма эскапизма. Конечно, в привычке к мечтаниям нет ничего плохо, она вполне безобидна, за исключением того, что потраченное на мечты время, как правило, непродуктивно, потеряно зря. Далее вот это:
> За последние лет двести люди медленно отучались мечтать.
>Они развивали точные науки и технологии и вытесняли из мира чудеса и загадки - ту силу, что двигала ими на протяжении многих веков, что рождала интерес к жизни. А потом, взамен, придумали новые - карьера, деньги, слава... Даже мечтающих о чистой любви становилось все меньше и меньше. Эти мечты сменялись желанием безопасного и феерического секса - нового идола нового мира.
- наше время, пожалуй, действительно более прагматично, чем прошлое, но о "технологиях" можно мечтать не меньше, чем о "чудесах", одно другому не мешает, и квантовая физика несет в себе не меньше чудесного, не меньший материал для мечтаний, чем алхимия. Люди, кажется, изменились не так уж и сильно, как это пытается показать автор в данном абзаце.
Еще:
>Искренне и глубоко мечтать. Так, чтобы мечта становилась смыслом, движущей силой, источником энергии, солнцем и луной, воздухом и пищей. Совестью. Советчиком, к которому обращаешься, встав перед необходимостью делать выбор.
Избыточная романтика. Красиво, конечно, завернуто, но мне показалось, что это не "правда жизни", а скорее "ради красного словца" - чересчур романтично, слишком патетично. Не было такого раньше, нет и сейчас.
Всё это, однако, возражения скорее общего порядка, чем претензии к рассказу, и на оценку никак не повлияло. Написано вполне складно, история не то чтобы очень уж впечатляющая, но занимательная, а что до идейного содержания - так автор изложил свою точку зрения, он в своем праве, мне же остается только поставить предварительную оценку:
4 / 5
ЧАСЫ
Альтернативка, где у власти эзотерики/мистики, а не материалисты, это уже встречалось. Хотя я вовсе не утверждаю, что автор написал рассказ под чьим-то влиянием - нет, производит впечатление вполне самостоятельного и качественного написанного произведения. Я долго колебался, что ставить, до сих пор колеблюсь...
6 / 7
Зов крови
На один момент я обратил внимание (это, возможно, и не ошибка вовсе, но все же):
>На улице уже шла жестокая сеча, но благородные господа и их воины, грохоча оружием и толкаясь в дверях трапезной, выкатывались по лестнице на улицу.
Непонятно построенная фраза. В чем тут противопоставление, почему "но"? Или речь идет о том, что благородным господам и их воинам не следовало бы выкатываться на улицу, раз там идет сеча? Да и два раза "на улице"-"на улицу"...
К сожалению, не могу никак аргументировать свое решение, сложное впечатление от рассказа. Просто, кажется, вот оценка, которую он больше всего заслуживает:
5
ДЁРТЬ
Довольно умелая стилизация, все складно написано, но, как оно частенько происходит в конкурсных рассказов, финал слегка разочаровывает. Не происходит ничего такого уж неожиданного, ничего особо впечатляющего - история остается на уровне салонной побасенки, этакого длинного светского анекдота, рассказанного гостям перед тем, как сесть за десерт.
4 / 5
Пирамида
О чем речь-то шла? Этот секретный спец-институт, или как оно называется, исчез после того, ученые подключили пирамидку? А дальше что? Слишком мало, слишком, имхо, незаконченный финал для связного рассказа.
3
Сухой закон
Очередная попытка объяснить падение тунгусского метеорита.
Попадались:
стилистические ошибки - слишком частое употребление местоимения "свой", особенно в начале, или вот "кофейным голосом сказал" - странное какое-то сравнение.
Слима повели через ВЕСЬ этот огромный дом, по дороге как бы демонстрируя ещё и ВСЮ Слимову ничтожность - так ВСЁ здесь было богато и светло.
весь-всю-всё в двух не длинных фразах
пунктуационные ошибки:
>спросил Толстый Выдра голосом не обещавшим ничего хорошего.
(запятая после "голосом")
просто ошибки:
всё-равно ("всё равно", кажется)
опечатки:
"расссмеялся", "зто такая вещь", "спирного напитка"
и лишние слова:
>Шикарная мебель, мягкий свет, даже музыка - всё кричало о богатстве владельца, позволяющего себе иметь такой "подвал".
К чему здесь "позволяющего себе иметь такой "подвал"", зачем перегружать короткий рассказ лишними словами? Для того, что хотел сказать автор этой фразой, вполне хватило бы "Шикарная мебель, мягкий свет, музыка - все кричало о богатстве владельца."
Могла бы получиться незатейливая, но вполне симпатичная фантастическая юмореска, если бы не так неряшливо написано. То есть, надо еще поработать над языком, и тогда станет лучше :)
3
Операция "Коготок" (Криптоистория)
Ну что же, очень приятный криптоисторический экскурс, читать который было особенно забавно потому, что у меня перед глазами как раз висит плакат "Болтун - находка для шпиона".
5
ТАКАЯ ЖИЗНЬ...
Тут, на СИ, я уже читал рассказ, где попавшие в ад души превращались в компьютерные программы, "дырки" винды и вирусы. Я бы назвал рассказ "забавным", но не "смешным". Это такой стиль, когда читаешь - легко, забавно, но таких шуток, которые вызвали бы смех, все же нет.
4
Машина: исповедь.
"Бунт роботов" наоборот - бунт людей, которых создали роботы. Показалось скучноватым и малоэмоциональным. Ну, Машины, ну, люди их уничтожают... ну и ладно. Всего одна заковырка со стилем:
>Историки выискали косвенные доказательства, но это же не прямые. По этой гипотезе
"косвенные доказательства, но это же не прямые" - звучит не шибко, тем более, что тут же после "это" следует "этой".
3
Мечта
Была бы вполне добротная космическая фантастика, если бы не концовка, которая показалась мне смазанной, наигранной. И еще ошибки - правда, совсем немногочисленные.
>по лабиринтам тонеллей
"тоннелей"
>люк и, облаченный в скафандр легкой защиты, полез внутрь обнаруженного мною корабля.
Это не ошибка, просто слова "обнаруженного мною" лишние.
>сгоревшими до тла
я ошибаюсь, или это слово пишется так - "дотла"?
4
Пища богов
Не думаю, что в будущем люди как-то принципиально изменятся нравственно - т.е., таки да, останутся вот такие инспектора и вот такие директора акционерных обществ. И взятки тоже никуда не денутся. Но вот что мне показалось принципиально-нелогичным, так это добыча нефти в будущем. Все-таки, кажется мне, к тому времени изыщутся какие-то иные источники энергии.
4
Наваждение
Название рассказ очень точно определяет его смысл - еще я бы это назвал "лесбийская фантазия". Написано довольно вычурно, попадались (редко) не совсем верные с моей точки зрения фразы:
>Здесь пахло сандалом и почти неуловимым запахом каких-то цветочных духов.
пахло сандалом и почти неуловимым запахом? Пахло запахом?
>...Вернувшись к ее губам, я неожиданно попала в ловушку долгого поцелуя.
"ловушка долгого поцелую" - это нормально, это даже поэтично, но вот "вернувшись к губам" - кажется, не совсем приемлемое выражение.
Вообще, история показалась совсем уж не от мира сего, малоинтересной, чересчур призрачной...
3
Завести Ребёнка
Вкусно написано, спору нет, и игра слов хорошая, и тянет сразу поставить семерку... но, подождав немного, ставишь таки шестерку. Потому что возникает все же впечатление: и игра слов, и неожиданный финал - самоцель, на самом деле никакой смысловой глубины не создающие. Но все равно хорошо.
6
Последний, решительный...
Вполне чисто написано, но не вызвало сопереживания, к сожалению. Хотя, казалось бы, всё сделано для "оживляжа" персонажей: все эти упомянутые мелочи - про троих дочерей, бородавку на носу, умерших родителей и т.д. - должны сделать их живыми и, в результате, то, что с ними происходит, должно вызвать эмоциональный отклик... но нет, они все равно остались всего лишь персонажами... мертвыми персонажами, имхо.
3 / 4
Последний, бог Моче.
Жизнь за царя. А тут - жизнь за бога. По общему антуражу и кровожадности напоминает ацтецкие ритуалы, как мы их сейчас себе представляем. Интисана, каи, Алакуй, Руми... слишком уж не от мира сего, слишком всё это далеко, призрачно и отстраненно.
>Я тоже прожил не мало - шестьсот каи. Нас много,
тут "мало"-"много", мне показалось, слишком близко
>но мне шевелится запрещено
шевелитЬся
>каждый день она берет оттуда золото, пока череп не станет пустым, а потом каждый день кладет украшения обратно.
Кажется, лучше "а потом каждый вечер кладет обратно", или нет?
>И я увидел на ветке яблони, колонию пауков живущих в комке паутины.
Запятую перенести после "пауков"
И еще с некоторыми запятыми неполадки.
4
Один час из жизни смерти
Ну что ж, ну что ж... Вполне симпатичная юмореска, даже, местами, забавная, хотя, в принципе, и не смешная. В целом неплохо, хотя и не то чтобы очень уж хорошо. Симпатично, в общем, хотя местами слащаво.
Ошибок я не заприметил, но вот это:
>два прелестных бугорка, которыми Господь Бог наделил женщину
- у меня аж челюсти свело от этих "прелестных бугорков", такое это уж совсем банальненько-пошловатенькое выраженьице (именно "выраженьице", а не выражение). Написали б "сиськи" - и то было бы лучше, честное слово.
3 / 4
Есть идея!
Вполне приличная нф. Эта закольцованность, безвыходность ситуации, улучшила даже впечатление от "морали" - "Пока не прекратится этот ваш идиотский мыслеконтроль, люди так и останутся стадом тупых баранов..." - к тому же, звучащей неестественно в устах до предела возмущенного персонажа. Написано вполне приемлемо, только немножко опечаток: проходяшего, жизьнью, существут
4
Программа
Вот только слишком все же мало объяснено, что тут к чему. Может, стоило чуть больше пояснить, как Клячкин все это проделал... Хотя, пожалуй, нет, не стоило. Пусть каждый сам догадывается в меру своего разумения.
5
Атлантический договор
Качественно написано, достаточно оригинальный, интересный сюжет - но, имхо, портит впечатление скомканность финала. Рассказ мог бы быть раза в полтора, если не в два, длиннее, и от того не стал бы хуже. Наоборот.
6 / 7
Герой Элфид почти спасает сказочную принцессу
Интересное сочетание - "странный рассказ" + "юмористический рассказ" + "антитолкиеновский" рассказ. В подобном стиле иногда писал Каттнер (но без Толкиена и ролевиков, ясное дело). Производит какое-то неопределенное впечатление. Написано забавно, но не смешно. Впрочем, не очень-то и забавно. Серия подобных рассказиков, наверное, играла бы лучше. Хотя, скорее всего, тоже не играла бы. Сам по себе, как отдельная история, вообще никак не играет. Потому что нелепо.
3
Рыбалка.
Написано-то вполне приемлемо, но а)ведь сразу же, с названия и первых абзацев совершенно ясно, что там дальше будет (кроме самого последнего эпизодика, когда его выбрасывает в Швецию, или куда он там попал) б)я уже читал несколько фант-рассказов на очень похожую тему (причем все это были рассказы примерно середины прошлого века). Существование схожих тем - в этом нет ничего страшного, если бы тут было как-то оригинально раскрыто. Но, имхо, оно не очень оригинально раскрыто, и потому:
4
Цепи Цио.
Пока я затрудняюсь. То кажется, что как отдельный рассказ не смотрится - сценка, где слишком много непонятного (не намеренно недосказанного, а именно непонятного). То кажется, что все-таки хорошо. Я понимаю, что это слишком неопределенная оценка, вроде как издевательство, а не оценка, но надо еще переварить, так что пусть пока будет:
3 / 4 / 5
Игрушки
Фантазия на игрушечную тему, вполне приятно написанная, но без взлетов, и с ни к чему не обязывающим финалом. Инопланетные игрушки не смогли установить контакт с нашими игрушками? Ну и что?
3
Шоу "Гротеск"
Мне всё понравилось, никаких претензий ни по стилю, ни по композиции. И интересно, и со смыслом, и в лоб задекларированной моральки нет - что особенно приятно.
7
Как пёс
И опять производит скорее впечатление незаконченного рассказа. Хотя, казалось бы, финал есть - герой умирает, что уж тут дальше - все равно, скорее это пост-апокалипсической сценка, чем сюжетно-самодостаточное повествование. Написано приемлемо, хотя попадались опечатки:
>Облака высоко в небе продолжали вечную погоню, временами открывая синие осколки неба.
В небе - неба. Не критично, но, возможно, лучше было бы: "Облака высоко вверху продолжали вечную погоню, временами открывая синие осколки неба"?
5
Пьяница Петров
Кровопийский рассказ-анекдот. Что называется, "перевертыш". К середине начинаешь подозревать, что тут что-то не так, что это не простой Петров, а какой-то необычный Петров, и всю вторую половину рассказа просто ждешь развязки, не особенно вникая в переживания персонажа и в сюжет. Ну и развязка... не то чтобы плохая, но... анекдотная, в общем.
4
На кухонном фронте - без перемен
Юмореска, вполне забавная, хотя финал показался мне немного надуманным - чересчур оно, с этим пожаром. Тараканы, конечно, достают, сам знаю, но не настолько. Хотя, конечно, тут у нас гротеск...
4
Умирал последний фантаст...
Этакая беллетризированная статья-размышление про историю фантастики и про то, какой она, возможно, станет в далеком будущем, когда не останется - или почти не останется - непознанных областей. Я давно пришел к выводу, что неплохую литературоведческую статью прочитать интереснее, чем приличный, но, в целом, средний рассказ. Сама по себе история слишком "далека" от нас, эмоционально это никак не захватывает, сюжетно - тоже (ведь, по сути, в рассказе почти ничего и не происходит), т.е., вводить игровые моменты тут, по-моему, было ни к чему, лучше б действительно статью написали - наверное, поинтереснее получилось бы...
4
Вампир
Катастрофическое количество ошибок и опечаток в таком коротком тексте полностью испортило впечатление. Судите сами:
сотатся разбится пробуждатся перкрасного полуизгнившим (это что такое? Возможно, имелось в виду - "полусгнившим"?) успокоилсь Проклять ("проклясть") искривдённой жизн невыспанными (имеются в виду "не выспавшиеся водители") сдесь.
В результате рассказ вообще не воспринимался как таковой, скорее читающий - даже если он и сам не слишком грамотен - ощущает себя в роли учителя, проверяющего диктант первоклашки.
2
Парадокс настоящего времени
Интересное решение "банального" парадокса времени. По стилю - хорошо написано, только местами слова персонажей кажутся излишне патетичными, ненатуральными для людей, пусть даже переполненных высокими чувствами. По сюжету: опять-таки, все хорошо, но когда читаешь четвертый эпизод, становится уже совершенно ясно, что будет в пятом.
5 / 6
Тест
Совершенно нелепый, даже смешной в своей нелепости финал. Причем тут, скажите на милость, кощеева смерть, что за ерунда такая? Всё впечатление испортили, а ведь его и было не так-то много.. . :(
2 / 3
Амброзианский конь
Миры вырисовываются довольно колоритные, сочные, но адекватному восприятию мешало некоторое количество ошибок и опечаток разных видов - от дублирующего предлога "и" до лишних/отсутствующих запятых. Кроме того, как на мой вкус, имеется избыток выдуманных слов. Потом-то к ним привыкаешь, но с самого начала, в первых же абзацах - Нуклонский Суюн Базак Даурей Осна зепа... по-моему, лучше бы более постепенно вводить читателя в свой мир, не ошарашивать его с первых же фраз обилием фантастических понятий, названий и имен.
3 / 4
Дорога В Бессмертие
Конечно, здесь инопланетяне, а не шотландские горцы, но все равно - увы, сейчас почти любые рассказы о бессмертных вызывают ассоциации с известным фильмом/сериалом. Это вовсе не означает, что о них не стоит писать - стоит, если подойди к тебе нестандартно, как-то по-новому раскрыть ее. Однако, переживания нестареющего мужчины из-за того, что любимая женщина, в отличие от него, стареет, это уже точно из первой части "Горца". И вообще, мне рассказ показался несколько наивным ("Люди на моей планете живут вечно, потому что нам известно лекарство, благодаря которому мы всегда остаемся здоровыми, молодыми и никогда не умираем" - ну словно ребенок говорит).
3 / 4
О чём вздыхают боги - 2.
Юмористический рассказик, симпатичный, но не то, чтобы очень смешной. Опять этот тип рассказов - "забавных", но не "смешных", то есть способных вызвать в лучшем случае ухмылку, но не смех. Компания богов всполошено переговаривается и выглядит скорее как группа курсантов летного училища во время первого тренинга на симуляторе.
ПС. Да, и слово это все же пишется так: изгаляются.
4
БОНДАРЬ
Скорее притча, чем рассказ, показавшаяся мне... ну, несколько бессмысленной, что ли? Т.е., конечно, смысл есть (как я понимаю, он концентрированно изложен в двух последних фразах), но в целом впечатление бледное, отстраненное. Написано вполне приемлемо, только вот в лит-тексте обращение "Вы" пишется с маленькой буквы - даже в диалогах - и еще этот кусочек: "высохшее, словно сушеная груша, тело" - высохшее словно сушеное, не слишком хорошо звучит.
4
Суицид до родов.
На конкурсе уже был рассказ под названием "В пустоте" (а еще дальше есть рассказ "Пустота"), и хотя тут название другое, но это слово звучит рефреном, так что тот первый рассказ невольно вспоминается (рассказы совсем разные - первый совсем уж унылый, безжизненный, этот, хоть и про утробный суицид, но куда более живой). Автор, не читали ли Вы "Космическую игру" Станислава Грофа? Там есть куски, посвященные переживаниям плода до родов.
Мне одновременно и понравилось и не понравилось. Понравилось, как минимум, интересной идеей, нестандартной историей, которую нам рассказывают (это вам не мечи/магия и не бластеры/звездолеты - хотя, конечно, и про мечи с бластерами тоже можно написать интересно). Не понравилось... нет, не тем, что это т.н. "чернуха", а тем, что все же оно не очень сильно подействовало на эмоциональном уровне. Кажется, при соответствующем изложении такой темы, можно было бы впечатлить читателя куда сильнее, а у меня ощущения бессмысленности бытия все же не возникло. (и вот еще - ну разве так пишется слово "миньет"?)
6
Второе пришествие.
Пару раз я даже смеялся - когда было про "хепибездей" и про "семейственность" - обракован... Дальше ласкательный говорок аборигенов уже не так смешил, но все равно, находка приятная. И вообще, приятно и симпатично написано, и по стилю все хорошо. Один момент попался: "Немного спасала дырявая шкура, обнаруженная на спине слона. Однако моя шикарная одежда все равно." Кажется, вторая фраза здесь не закончена?
5
173. Плавники Януша
Безумный рассказ, хорошо, что короткий. Когда подобный текст длинен, он воспринимается с большим трудом. Ни мыслей, ни идеи, ни смысла - что и радует.
5 / 6
Psydrop. Track 1
Мне показалось - очень вязко, мутно и мало что понятно. Увы, я бы хотел как-то взбодрить автора, но очень трудно сказать что-либо толковое о таком рассказе.
2 / 3
ЭКЗАМЕН ТИПА "ЖИЗНЬ"
Много длинных фраз, некоторые из них, так сказать, нормально-длинные, а некоторые сконструированы не слишком удачно. На середине сбиваешься (не из-за избыточной длины, а именно из-за плохой конструкции) и приходится перечитывать, чтобы понять, о чем идет речь. Рассказанная история показалась мне неудобоваримой, почти бессмысленной. Т.е., общий смысл вроде как примерно ясен, но он не делает текст рассказом - имхо, он остается просто незапоминающимся набором фраз.
3
От каждого по желанию...
История произвела впечатление оборванной (недосказанность - это одно, но тут не недосказанность, а, по-моему, просто отсутствие логического финала сюжета). И еще у меня возник вопрос насчет абзаца:
>Объясните мне, почему люди стремясь к собственному обогащению не смотрят по сторонам. Если бы каждый стремился в силу своих способностей делать хорошее для каждого, как бы был прекрасен мир. Если бы то время и ресурсы, которые люди тратят на войну, тратили на развитие науки, как бы далеко шагнуло человечество?
Как-то это все, насчет того, что лучше заниматься наукой, а не войной, производит довольно банальное впечатление.
4
...И белый северонг
По-моему, такие тексты имеют ценность только для их авторов - непонятная фантазия про какого-то непонятного северонга. Рваный, ритмичный стиль поначалу импонировал, но быстро прискучил и даже утомил - само собой возникло желание пробежать текст глазами побыстрее, а не внимательно читать, и борьба с этим желанием отнимала все душевные силы, не оставляя ничего для восприятия текста (выражаясь проще: очень скучно). Извините.
3
Час саранчи
Так стилистически хорошо начиналось, и так сюжетно-необязательно, никак закончилось. Главный герой тоже своего рода саранча, которого непонятная сила несет куда-то, где свирепствует эпидемия? Вроде, да, но, признаться, это я уже домысливаю, потому что в рассказе это все не очень внятно прописано. Я не утверждаю что читателям нужно все подавать на блюдечке, но все-таки...
4
Жизнь - хреновая штука.
Человека попытались вырвать из оков повседневной искусственной среды, но он уже не способен увидеть истинный мир, я правильно понял смысл этого? "Пустого ничем не наполненного пространства" - почти из каббалы, где упоминается "свободное, ничем не заполненное пространство". В целом, произвело впечатление чего-то слегка несуразного из-за выражений типа "...нежные и теплые (теплые, это безумно, но теплые!) длани..." и утомительно-эмоционального из-за чрезвычайного, к месту и не к месту, обилия восклицательных знаков.
3
ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ ЭМОЦИЯ
Сначала показалось совсем неудачным - особенно этому способствовал эпиграф, который, по-моему, там ни к месту - потом стало куда лучше. Попадались пунктуационные ошибки, но это не принципиально и никак не повлияло на оценку. И еще - я не анатом, но распадающееся на части тело, пусть даже после такой экзекуции, это все-таки, наверное, художественное преувеличение.
4 / 5
Принцесса и Единорог
Принцесса красивая, юноша, естественно, тоже красивый... Все-таки, это конкурс не плоских детских сказочек, а фантастики. А высказывания о том, что в каждом из нас сохраняется (должна сохраняться) частичка ребенка, только в детстве и не казались мне инфантильными.
3
ЛЕГЕНДА О ЛЕДЯНОМ ОЗЕРЕ
По-моему, совершенно неинтересно, какая-то бессмысленная (для меня) сказочная история, к тому же - утонувшая в многочисленных троеточиях и выражениях типа "нездешняя боль пронзила все тело Таэды" (нездешняя, говорите? Издалека, надо полагать, приехала...) - утонувшая, говорю, в них, как в ледяном озере. Извините.