Бедарев Николай Викторович : другие произведения.

О Роберте Джордане, "Властелине Колец" и плагиаторстве

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    Написано давно, автор изменил свое отношение к предмету и ужасается стилю, но не удаляет из сентиментальных соображений. Читать только вместе с приложением в конце текста. Еще лучше - только само это приложение.


О Роберте Джордане, "Властелине Колец" и плагиаторстве

  
   За последнее десятилетие в России немалую популярность приобрел так называемый жанр "фэнтези". Что это такое, думаю, особенно разъяснять не требуется - автор придумывает собственный мир, населенный кем и чем ему угодно, управляемый какими ему угодно законами т.д. В начале этого десятилетия я какое-то время тоже был поклонником подобного рода чтива, но это вскоре прошло - первые несколько книг, попавшиеся мне, были либо весьма качественными, либо лишь с большой натяжкой могли быть отнесены к этому жанру; потом мое везение прекратилось, а вместе с ним исчезло и желание читать "фэнтези". Но об одной из тех, "качественных", думаю, все-таки стоит упомянуть.
   "Колесо Времени" Роберта Джордана произвело на меня огромное впечатление, продержавшееся достаточно долго, чтобы лет на семь (уже после разочарования в самом жанре) сделать его эпопею моей любимой книгой, продолжения которой я был готов ожидать сколько угодно. Впечатлила меня и огромность мира, и захватывающий сюжет, вместе с тем обладающий изысканной неторопливостью классики, и более чем нестандартное наполнение мира Колеса (никого из стандартного набора, заданного еще Толкиеном, вместо этого - все, чего душа пожелает, причем названия этого "всего" явно рассчитаны на то, чтобы польстить самолюбию более-менее начитанных читателей), и, с некоторых пор - какая-то выходящая за рамки приличия необъятность серии, в которой уже вышло десять полноправных романов, две повести и, по словам автора, намечаются еще книги три-четыре.
   Пока я читал первые несколько томов, меня ни на минуту не покидало ощущение dИjЮ vu - мне постоянно думалось, что где-то когда-то я это уже все видел, слышал или читал. И, как я понял позднее, именно в этом и крылась причина того, почему вся эта серия так привлекала меня. Некоторое время назад я решил перечитать другую, на самом деле великую книгу, ныне, благодаря выходу фильма (довольно, кстати, посредственного фильма), известную всем или почти всем - "Властелина Колец". И лишь тогда меня осенило - если абсолютное большинство современных авторов "фэнтези" ворует из первой книги жанра (на самом деле "Властелин" к этому довольно-таки вульгарному жанру не имеет вообще никакого отношения; но об этом позже) какую-то одну идею, или заимствует наполнение мира, или пытается дописывать ее, или еще что-нибудь в этом духе, то Джордан нашел простой до гениальности вариант - он просто переписал "Властелина Колец", точнее - написал на основе уже готового сюжета первые несколько томов своей эпопеи. У этих двух книг я обнаружил неизмеримо много разного масштаба совпадений, сходств, а порой - почти дословно совпадающих диалогов. Тогда же я понял, почему "Колесо Времени" со временем перестало соответствовать довольно высокому уровню, заданному первыми двумя томами. Причина была элементарна - Толкиен закончился, Джордану пришлось придумывать уже не только обертку, в которую заворачивать уже готовый сюжет, но и, собственно, сам сюжет, само содержание.
   Именно к этому моменту начинается период, когда книга Джордана начала делать порой довольно занятные "реверансы в сторону идиотизма". Самым веселым из них, на мой взгляд, является тот факт, что главный герой женится одновременно на трех женщинах, причем никто этому слишком уж сильно не удивляется. Не менее пугающим кажется то, что Отрекшиеся (это тринадцать самых главных злодеев), которыми я поначалу вел счет до конца (их, как правило, убивали по одному-два в конце каждой книги), не только перестали умирать, но и начали воскресать с завидным постоянством. И самое главное - "Колесо Времени", поначалу не слишком отличавшееся от первоисточника, опошлилось и измельчало до крайности, несмотря даже на то, что каждый главный герой уже успел получить от щедрого автора в свое распоряжение по королевству (минимум - стал каким-нибудь лордом или генералом), и стал вершить судьбы мира. Все это не смогло помешать тому, что "Колесо Времени" стало весьма живо напоминать бразильский сериал (плохой бразильский сериал). Действие остановилось совершенно - за каждый новый том Джордан едва успевает описать один-два дня из жизни каждого главного героя, причем такой жизни, что ее и описывать, пожалуй, не стоит. Да и сами герои, многие из которых поначалу представляли собой на самом деле хорошие образы, ближе к концу претерпели такие изменения, каких в принципе не может и не должно происходить - вместо почти живых людей они превратились в уродливые карикатуры, неправдоподобные и нелепые.
   Короче говоря, книга деградировала окончательно, и читать ее смысла уже нет, во всяком случае для меня. Тем более, что Джордан заявляет, что последняя сцена романа была у него перед глазами с того самого момента, когда он начал его писать. Еще бы ее не было! Я даже могу предположить, какой она будет - это для читателей Джордана. Ранд (Фродо) стоит над Бездной Рока (Роковая Расселина) горы Шайол Гул (вулкана Ородруин), собираясь каким-то образом вновь наложить печати на Темного (Саурона). Появляется Падан Фейн (Голлум), в результате драки он, вместе со своим шадарлоготским ножом (Кольцом) падает в Бездну, и с Темным происходит что-то очень нехорошее. Полагаю, это все-таки скорее шутка, нежели реальное предположение, но я не удивился бы, если бы оказался прав.
   Поразительно то, что пресловутое сходство "Властелина Колец" и "Колеса Времени" (как кто-то заметил, "сходство КВ с ВК") почти не видят даже те, кто читал обе книги. Особенно мне понравилось высказывание какого-то поклонника Джордана, в котором он простодушно заявил, что Толкиен ему вообще не понравился, а Джордан его превзошел по всем параметрам. Трудно понять, как вообще можно сравнивать эти две книги в таком ключе, ведь "Колесо" - легкое чтиво (чем дальше, тем легче), а "Властелин" - великая книга, книга, которую, пожалуй, никто до сих пор не может понять до конца, "книга о христианстве, в которой о христианстве не сказано не слова. "Властелин Колец" - вообще не "фэнтези", а аллегория, чего те, кто сегодня называет себя "толкиенистами", тоже вряд ли понимают. Когда я в последний раз перечитывал "Властелина Колец", то обнаружил на его страницах столько мыслей - на самом деле мыслей, а не общих мест, что мне стало даже немного жаль и Джордана с его плагиатом, и бегающих по паркам и играющих в эльфов "толкиенистов".
   И, наконец, самая важная особенность двух книг, о которых я здесь говорю. Автор "Властелина Колец" был католиком, более того - в Англии, где (по крайней мере, в то время) быть католиком "просто так" было невозможно. Так что он и в самом деле был католиком, не только на словах, но и на деле, настоящим - ортодоксальным и твердым. И книга его написана в этом же духе. Первая и главная черта "Властелина Колец" - эсхатологичность повествования. Третья Эпоха Средиземья заканчивается навсегда, все, сопричастные Кольцу, уплывают за Море, мир меняется необратимо, прошлое - не вернуть. Души эльфов ожидают в Чертогах Манвэ конец истории. И история, не кончающаяся после Третьей Эпохи, должна рано или поздно закончиться, и конец этот - благо.
   Что же мы видим у Джордана? Принцип Колеса - семь спиц, семь эпох, каждая спица - эпоха. Колесо вращается, эпохи приходят и уходят, заканчиваются, чтобы наступить вновь, когда о них забудут, и так до бесконечности. Имеет место и стандартный символ пресловутой бесконечности - Великий Змей, кусающий собственный хвост. И завершает этот список древний символ Айз Седай, в котором без труда угадываются очертания даосистского символа "инь-янь". Конца истории в "Колесе" жаждет только Темный - говоря проще, дьявол. Это он желает сломать Колесо Времени, убить Великого Змея и перекроить мир по своему образцу. Короче говоря, от произведения Джордана прямо-таки несет болезненной восточной мистикой. Невольно поражаешься тому, зачем, собственно, герои так яростно сражаются за то, чтобы сохранить подобный мир в целости - как говорил Честертон, "в Небесах Востока пострашнее, чем в преисподней Запада".
   Итак, становится ясно - Джордан не только использовал "Властелина Колец"написания своей книги, но и извратил его основную идею. Противоречие между ними - не противоречие оригинала и копии, а противоречие двух несовместимых философий - Запада и Востока. Толкиен Восток явно ненавидел (потому, что христианин должен ненавидеть зло, которое Восток по определению представляет), что видно даже в мелких деталях "Властелина". Например, там часто говорится о противостоянии западных королевств и восточных полчищ Мордора. Орки, в описании Толкиена (косоглазые, низкорослые, желтокожие - никого не напоминают?) не имеют ничего общего со стандартными фэнтезийными зелеными обезьянами или тем, чем их сделало буйное воображение режиссера фильма (в силу политкорректности он, очевидно, не решился пригласить на их роль китайцев). Джордан же, судя по всему, тяготеет именно к восточной философии. Один из его поклонников, согласившийся с тем, что КВ и в самом деле явно копирует ВК, "оправдал" Джордана следующим образом: "Ну и что? Это просто еще один оборот Колеса". У меня тоже порой возникает подозрение, что именно это и имеется в виду - просто не верится, чтобы плагиатор так плохо старался спрятать свой плагиат. И если это в самом деле так, то Джордана нужно не ругать, а попросту вздернуть на осине.
   Дьявол - начало не творческое, он может лишь искажать и извращать уже существующее. Точно таким же образом действует и современная массовая культура, прямо и беззастенчиво ему служащая. На всех уровнях то, что я называю дьявольщиной, проникает в общественное сознание. На одном уровне на людей воздействуют "мыслители" наподобие Джордана, исподволь внушая сознанию, ищущему лишь развлечения, идеи куда более значимые, чем это может показаться самому читателю. На более высоком интеллектуальном уровне действует дьявольщина несколько иного рода: "Агни-йога", "Нью эйдж" или еще что-нибудь в этом духе. На самом деле название не имеет значения, поскольку суть всегда одна - все это лишь разные лица дьявола.
Приложение от 31.08.2012
Раз уж эту Бог знает когда написанную статью внезапно обнаружили несколько человек подряд (мне бы десять лет назад такую посещаемость), я все же решил сделать к ней небольшую приписку, хотя бы с целью того, чтобы мне не ставили в вину то, что писал человек, которым я был восемь лет назад. Мельком проглядев ее сейчас, я убедился - принятое в свое время решение не перечитывать ничего из того, что я тогда писал, было верным, и просматривать это сейчас довольно-таки жутковато - стилистические ошибки, максимализм, претенциозность, до смешного серьезный тон - короче говоря, все, над чем я так люблю сегодня смеяться. Тем не менее, удалять текст мне жалко, а переписывать - лень, так что оставляю его в неизменном виде, как память.

Что же касается Джордана.
Биографией я его в те времена не интересовался (или, возможно, не мог найти достойных материалов на тему), так что обстоятельства написания книги мне были неизвестны. Разумеется, обвинять его в плагиате - бессмысленно. В постмодернизме этот термин вообще теряется, поскольку каждое новое произведение - это, в большинстве случаев, нескрываемая интерпретация чего-то старого, готового и давно известного. И это нормально, хотя относить 'Колесо Времени' к постмодерну - весело. Если Джордан, как мне тут подсказывают, изначально признавался в том, что базировал свой текст на 'Властелине Колец' - на здоровье, меня это давно перестало волновать.
К слову, Толкиен - далеко не единственный, у кого Джордан что-то одалживал. Он открыто брал элементы из самых разных книг, фильмов, легенд, а также особенностей реальных культур и событий, так что в результате 'Колесо' представляет собой эклектичную конструкцию, в которой можно с большим или меньшим трудом обнаружить куски Библии, 'Властелина Колец', 'Дюны' Фрэнка Херберта, 'Звездных воин', легенд Артуровского цикла и не только, обыгрывание событий реальной истории и наверняка еще массу всего, что я не заметил или уже забыл. И это, разумеется, не плагиат, а вполне типичный постмодернистский прием, применяемый далеко не одним Джорданом. Хотя он явно ставил перед собой именно задачу создать мир, собранный из максимально возможного числа кусочков. Что ж, получилось, и получилось замечательно - пожалуй, именно в создании бэкграунда больше всего и проявилось мастерство Джордана как писателя.
Так что в плане плагиата к Джордану у меня претензий нет. Но что касается развития серии, то мое мнение не изменилось - где-то после пятого-шестого тома она резко пошла под откос. Развитие событий замедлялось до тех пор, пока не остановилось окончательно, автор начал временами противоречить сам себе, и стало окончательно ясно, что при своей жизни Джордан с Рэндлендом расстаться уже не решится. Замечательный поначалу цикл превратился в нечто тягомотное и тоскливое, напоминающее скорее зарисовки из жизни главных героев, чем единое повествование. Может быть, Сандерсону и удалось расшевелить это болото, не знаю. Вряд ли мне в ближайшее время будет это интересно.
  

15 июня - 4 июля 2004



Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"