Белецкий Сергей Александрович : другие произведения.

Притча из папье-маше

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


Притча из папье-маше

Сергей Белецкий

  
   После выхода Матрицы-2 (Перезагрузки) одна ехидная журналистка писала: "Фильм оправдал ожидания тех, кто абсолютно ничего не ожидал". Как точно она передала мои чувства... J От Матрицы-3 (Революция) я ожидал еще меньше. Но фильм умудрился и эти неожидания превзойти.
  
   Матрица-1. Детям до 16 смотреть разрешено
   Отдам должное первой части фильма - там были любопытные идеи. Была интрига - непонятно что за игра ведется, непонятны ее правила. Были таблетки и выбор - уснуть или проснуться. Была метафора - мир в твоем сознании, надо поверить, что на самом деле ты создаешь правила, а не они тебя имеют. Но уже в Матрице-1 чувствуешь, что закончится по-голливудски: наши всех победят и наступит полный "мир, труд, май". А самое печальное - с самого начала фильма из-под философских закидонов и груды спецэффектов торчали длинные уши штампов.
  
   Сам себе гениальный сценарист
   Как написать сценарий к кассовому фильму? Это проще, чем плюнуть себе на ботинок!
   Сперва придумываем Героя. Пусть он будет слабый и глупый и получит пару раз по мордасам. Потом найдется сенсей, который разглядит его потенциал, научит жизни, капнет на мозги немного зауми. И - чудо! Герой пробуждается, сначала станет круче сенсея, а потом круче самых крутых яиц.
   В противовес Герою нужен Злодей, с которым Герой будет сражаться до последней капли крови. Злодей должен замахиваться на уничтожение всего человечества, не меньше, чтобы зритель не сомневался, кто на самом деле хороший парень и давал Герою карт-бланш на любые действия. Когда Злодей будет повержен, тут и наступит апофигей,.. простите, апофеоз нашей нетленки.
   По этому рецепту уже испекли кучу каратешных боевиков и мультфильмов. И они замечательно продаются! Зритель смотрит и думает, ах, мне бы сенсея, чтобы меня всему научил. Я-то на самом деле крутой, вот только сенсея нет. Но ничего, подождем, вдруг появится. А я пока еще один фильм посмотрю...
   Творим дальше. Что за Герой без соратников? Во-первых, нужна Подруга. (Если рассчитываем на зрителей нетрадиционной ориентации, то - Друг). Либо она - эфирное создание и машет накрахмаленным платочком из бойницы замка вслед своему рыцарю. Либо (современный вариант) подруга боевая и галопирует рядом с Героем на пони.
   Во-вторых, нужен пресловутый Сенсей. Он хоть и будет уступать герою в конце "стрички", но пару кулачков негодяю сможет кинуть.
   Следующая важная роль - Недотепа, который будет глазеть на подвиги Героя и повторять: "Не может быть! Вот это да!" Восхищаться он должен вдохновенно, чтобы зритель не сомневался - то, что герой делает действительно очень круто. Таких Недотеп в Матрице больше чем один и их восторги - классика для пособия "Как распознать голливудскую поделку". Я не считаю весь фильм поделкой, но... просто присмотритесь к фрагментам с Недотепами...
   В Матрице мы имеем полную обойму упомянутых героев, а также характерных для поделок героев второго плана: Другая Женщина, Второстепенный Негодяй, Предатель, Деревянный Лоб, Железный Генерал. И, разумеется, Мудрый Старец. В Матрице он превратился в Мудрую Старуху, которая грузит Героя загадками, чтобы фильм больше походил на философскую притчу.
   Написав сценарий с полным набором одноклеточных героев, можно создать очередной блокбастер, сделать имя в Голливуде и сорвать куш. Но, увы, невозможно снять хорошее кино, о котором будут вспоминать дольше, чем до следующего четверга.
  
   Матрица-2: Бетмен навсегда
   В первой части фильма штампы не слишком выпирали. Но лиха беда начало. В Матрице-2 главному борцу за светлое будущее мало лавров "победителя агентов". И он поднялся в небеса, совместив Супермена и Бетмена в одном лице... Когда я это увидел, мне показалось, я понял главный секрет Матрицы. Это - комедия. Зря я так нудно и серьезно к ней отношусь. Надо просто расслабиться и хохотать. Но мои восторги умерило интервью Хьюго Уивинга (агент Смит), который, играя, веселился на съемочной площадке. В результате: "...ребята не раз мне говорили: "Эй, это же не комедия. Будь серьезным!" Так вот, уважаемый читатель, Матрица - не комедия. Это вам не цацки пецкать, тут все по-взрослому.
  
   Матрица и порнография - близнецы братья
   Знаете, что Матрица (и любой блокбастер) мне больше всего напоминает? Поделку порноиндустрии. Поясню. Порно не имеет идеи, кроме той, что ниже пояса. Поэтому оно держит зрителя у экрана, сочетая разные пары и увеличивая количество половых актов в секунду. В начале порноролика "Репка" в кадре только Дедка на Бабке. В середине мы видим уже Дедку с Репкой на боку, Бабку с Жучкой на спине. Ну а в конце, к оргии присоединятся еще Внучка и Мышка - обязательно ногами кверху.
   Матрица ("Терминатор", "Чужие" и др. блокбастеры) работают по тому же принципу. В первой Матрице столкнуться с парой машин-убийц для "Навуходоносора" большая проблема. В Матрице-3 корабль расстреливает машины-убийцы пачками и никого это не смущает. В Матрице-1 от пуль агентов уклонялся только Герой, а окружающие тихо балдели от его крутизны, а уже во второй - для Тринити и Морфеуса уклониться от пуль - понты.
   Кстати, "Звездные войны" тоже скроены по принципу нарастания спецэффектов. Но! Лукас не замахивался выше, чем на кино для среднего школьного возраста. А для кого снята Матрица с ее потугами на высокую философию?
  
   Проблемы неглавные и главные
   Одно из ярких воспоминаний от Матрицы - ряшка Морфеуса, которая к третьей части фильма ощутимо покрупнела. Вывод: несмотря на осаду машинами города Зиона с трехразовым питанием там все было в порядке. А еще меня сразил гениальный прорыв машин в подземный город. Мудрые машины, знающие, как прорезать корпус корабля, как нарушить с ним связь, ворвавшись под купол, почему-то бестолково кружат в очень красивой карусели. И даже не пытаются снести нескольких людей, которые эту карусель азартно расстреливают. Какого рожна машины там крутятся? Чтобы потешить зрителей очередным спецэффектом?
   Думаю, проблема фильма не в том, что идея Матрицы плоха. На мой взгляд, идея замечательна. Проблема в том, как она подана.
   Если бы да Винчи рисовал свою Мону Лизу малярной кистью, я сильно сомневаюсь, что результат сейчас висел бы в Лувре. А от Матрицы создается ощущение именно Моны Лизы, намазанной на холсте небрежным маляром.
  
   Заключение
   Перечитал я текст и подумал: "Какого лешего я взъелся на фильм?" Заклеймил его, будто нездоровый образ жизни. Миллионы зрителей нашли в Матрице что-то для себя, отчего же я возмущаюсь? Почему меня не захватывают спецэффекты, не берут за душу аллюзии на Иегову и Иисуса? Почему в глаза бросились картонные характеры героев и огрехи сюжета?..
   Может, просто тоскую по временам, когда раскрашенная кукла над ширмой театра была сказочным принцем. Когда я замечал в пьесе намек - урок добрым молодцам, и душа пела от восторга: ура, заметил! В конце сказки добро привычно побеждало, но от радости почему-то хотелось плакать. А огрехи сюжета и то, что герои из папье-маше, становилось совсем неважным...


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"