Белкина Елена Игоревна : другие произведения.

Гендерные роли и их отклонения на примере сериала Терминатор: Хроники Сары Коннор

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 3.07*10  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В данной статье рассматриваются гендерные отношения на примере сериала "Хроники Сары Коннор", анализируются главные герои и их взаимотношения.

В последнее время приобрели популярность художественные произведения, в которых описывается гибель земной цивилизации, или значительной её части, т.н. 'постапокалиптика'. Это нашло отражение, в, пожалуй, одном из наиболее востребованных жанров современного телевидения - научно-фантастическом сериале.
Значительную известность приобрели такие сериалы затрагивающие апокалиптческую тематику как JERICHO, Dollhouse, Batelstar Galactica. В этом ряду стоит и сериал 'Terminator: The Sarah Connor chronicles' ('Терминатор: Хроники Сары Коннор', на российском телевидении названный 'Терминатор: Битва за будущее'). Не касаясь ряда весьма специфичных моментов (как-то авторские права, соотношение с оригинальной художественной вселенной, закрытие сериала, и т.д.) заострим свое внимание на одном из важнейших и актуальных вопросов современного социума, поднятом в сериале - гендерных (половых) ролях.
Как следует из названия, главной героиней является Сара Коннор, мать Джона Коннора, персонажа знаменитых фильмов Джеймса Камерона. По признанию одного из создателей сериала, Дж. Фридмана, его задачей было показать отрыв взрослеющего сына от своей матери, для чего он ввел нового, весьма колоритного персонажа: киборга в облике девушки, Камерон Филипс. Вокруг противостояния Сары и Камерон и строится основной конфликт сериала.
;Хотя значительная часть сюжета сериала не слишком далеко уходит от ожиданий подростковой аудитории (ни для кого не будет секретом, что именно тинэйджеры основные потребители sf поп-культуры), есть и мотивы, которые не совсем вписываются в привычный канон sf-сериала: стрельба, приключения, таинственность, эротика, и как закономерный, обобщающий итог жанра - романтика.
Главная героиня, Сара Коннор, как и ее антипод, Камерон Филипс, ведут крайне нетипичную для молодой женщины и школьницы-подростка, соответственно, жизнь. (Впрочем, можно ли провести соответствие с возрастом ИИ? Скорее, мы имеем дело с социальными ролями. Прим.) Основным занятием они считают уничтожение некой таинственной организации (sic!), которая построит 'машину судного дня'. Перестрелки, кровь, скомканность сюжета прилагаются. Каковы же черты главных антиподов?
Сара Коннор из сериала несколько отличается от канонического образа - в дополнение к решительности и некоторой агрессивности Сары из второго фильма добавляется ее 'внутренний голос', рефлексия. Для многих поклонников Терминатора было бы неожиданным увидеть в Саре, независимую, деловую свободомыслящую женщину, вполне интегрированную в современное американское общество. Тем не менее, черты очень сильной женщины присутствуют: неоднократно применяет физическую силу, не умеет готовить, но умеет ухаживать за оружием; кроме того, в биографию Сары введены новые подробности: нахождение в рядах повстанцев в Латинской Америке, проход сквозь время, организация побега Дерека Риза. Впрочем, ее понимание главной цели своей жизни осталось без изменений: воспитание из Джона Коннора 'лидера человечества'. Во втором фильме 'Терминатор-2: Судный день', Джон Коннор говорит про нее: 'тренировалась как десантник'. Это явно мужские черты, и у сериальной Сары они остались. Тем не менее, она производит впечатление женщины полностью освободившейся от пут условностей, умеющей быть женственной, если этого требуют условия, обладающей невероятной внутренней свободой. Как достигла пациентка психиатрической больницы Пескадеро таких успехов?
Ее антипод, Камерон Филипс (позже Баум) является роботом, запрограммированным на защиту Джона Коннора. В ее образе, получил развитие тот мотив, который уже был затронут в Т-2: появление 'души из машины'. Эта героиня соткана из противоречий: к внешней красоте ('Хорошенькая как картинка') добавлена некоторая черствость, необычайно большая физическая сила, и математические способности.
Если гендерная роль Сары ясна, как ясно и ее явное нежелание следовать стереотипам, то, рассматривая Камерон, мы наблюдаем более сложный случай. Поскольку Камерон является ИИ, сложно заподозрить в ней ярко выраженную половую принадлежность. Тем не менее, обладание телом определенного пола, в данном случае, женского, несомненно, закладывает определенные рамки социального поведения ИИ (тем более предназначенного для внедрения в человеческое общество). Малейшие попытки отойти от стереотипа немедленно пресекаются, иногда вербально, иногда нет. Так, когда Камерон употребляет в разговоре библейскую притчу про братьев из Наблуса, Сара саркастически вопрошает ее: 'История как раз про тебя?' Положительный ответ Камерон вызывает у Сары еще большее отторжение, так как мотив обрезания, а особенно женского несет явно непристойную окраску. Заметим, что в аналогичной ситуации с Джоном, он просто предупредил Камерон о необходимости использовать его помощь при поднятии тяжестей.
Рассматривая отношения в сериале с точки развития отношений Сары и Камерон, можно провести довольно четкий водораздел: от, в целом доброжелательного отношения Сары к Камерон, которое было способом завоевать свою металлическую избранницу, к более жестким, фактически угнетающим. Начиная со второго эпизода второго сезона, Сара начинает третировать Камерон, причем, это не носит характера прямого насилия, ограничиваясь демонстрацией доминирования, например, передачи Камерон ряда наиболее унизительных, малопрестижных, откровенно грязных работ. Возможно, создатели сериала оставили за кадром нечто произошедшее между Сарой и Камерон ночью в церкви. Церковь, несомненно, символ венчания, после которого начинается 'семейная' жизнь. Сара явно воспитана в крайне консервативной, патриархальной семье, где домашнее насилие норма, и переносит эту модель отношений даже на сложные и неоднозначные отношения с Камерон.
Как легко заметить, большую часть времени, Камерон и Сара проводят вместе - навязанная необходимостью ролевая игра в 'мать' и 'дочь' обязывает соблюдать условности. Это, в совокупности с другими факторами, вызывает у них определенное предпочтение своей конкурентки во влиянии на Джона, как 'делового' партнера.
Более, того, можно усмотреть в Саре и Камерон, некое единство, постоянное заимствование черт, потребность друг в друге. С одной стороны, мы видим жесткий, доминирующий диктат Сары, с другой же, Камерон, как ребёнок, пытается подражать 'сильной' Саре, и даже пытается проявлять заботу о больной Саре ('Пей по стакану каждые полчаса и сразу после рвоты').
Все это, приводит нас к дихотомии: сильная Сара, которая кроме материнских, берет на себя и отцовские функции, и психологически более слабая Камерон, которую неосознанно тянет к Саре.
Впрочем, влечение Сары к Камерон не менее сильно, но в силу предосудительности подобного влечения, оно выражено в ее снах, и особенно, галлюцинациях. Несмотря на то что, эпизоды, где создатели сериала исследуют подсознание главной героини, не сыскали большой популярности у зрителей их значение трудно переоценить. Именно во снах Сары мы можем узнать ее истинные мотивы, затаенные страхи и фобии.
Тут нас ждет несколько неожиданных моментов.
Нахождение Сары в 'яме' дает нам богатый материал для изучения ее подсознания. Яма отношений, из которых она пыталась выбраться, вырыта ее 'греховными', латентно гомосексуальными чувствами к Камерон, более того, Сара, не являясь частью ямы, идентифицирует себя с фаллосом.
Камерон во снах Сары не является чем-либо пугающим, она полностью утрачивает отрицательную нагрузку: напротив, ее образ в сознании Сары становится более привлекательным, чем в основной части сериала. Камерон то держит младенца, замененного черепашкой (Символизирует он/она Джона или нет в данном случае не важно, важен тот факт, что это либо совместный ребенок Сары и Камерон, либо они имеют к нему одинаковое отношение: Сара не может родить от собственного сына, не вызвав осуждения, Камерон не может рожать вообще. Прим.) то берет на себя наиболее нелюбимые ей, и вместе с тем стереотипно женские обязанности - например, выполняет работу по дому или готовит еду (причём, намного лучше самой Сары).
Тем самым, во снах Сары реализуется ее тщательно скрываемая от всех, в том числе и себя, мечта - обладание Камерон.
Разумеется, это обладание не принимает откровенно сексуальные формы, скорее мы имеем дело с подсознательным желанием заменить сына собой в отношениях с Камерон. Это маскируется под необходимость оградить Джона от вредного влияния машины, причем именно характеристика Камерон как машины, а не ее личность, наличие которой фактически признается, несет негативный коннотат.
Тем не менее, само желание Сары обладать Камерон, с учетом их игросоциальных ролей как 'матери' и 'дочери' соответственно, подразумевает инцестуозные отношения, то, что они загнаны вглубь, лишь маскирует истинную мотивацию Сары.
Все это приводит нас к выводу: Сара может реализоваться только при наличии Камерон. Противостояние жесткой, деспотичной, но одновременно чувственной и человечной женщины и психологически незрелой, социально дезадаптированной, заформализованной машины - вот идеальные условия для проявления лучших черт, самореализации Сары.
Сами собой напрашиваются параллели со знаменитым сериалом 'Зена - Королева воинов'. Образ Сары легко сопоставить с образом Зены, Кэмерон же отводится роль 'поздней' Габриэль, Габриэль-воительницы.
Образы прочих персонажей не менее интересны, и особенный интерес вызывает показ мужских персонажей со слабой стороны. Рассмотрим их более подробно.
Начнем с начала. С первых кадров Пилотной серии, мы видим Чарли - 'жениха' Сары. Зададимся вопросом - что связывает Чарли и сына его случайной подруги-официантки? Положительный до тошноты мужской образ: рыбалка, катера, романтика маяков, пива с лаймом и грязных карбюраторов - вот что привлекает Джона в нём. Тем острее он сознает свою несостоятельность и ничтожность.
Дерек, острее прочих ощущает умственное, физическое и моральное превосходство Камерон, что обусловлено, его более высоким уровнем самосознания, сложными жизненными испытаниями, выковавшими из юного бейсболиста соратника Джона Коннора. Разумеется, он тоже чувствует потребность обладать Камерон, но в силу ложно понятых гендерных стереотипов, не может допустить, чтобы его партнерша хоть в чем нибудь превосходила его. В случае с Джесси он не просто демонстрирует это, но и идет на убийство оказавшейся более компетентной в сфере манипуляции людьми любовницы, единственной ниточки связывающий его прошлым/будущим.
Что ищет Дерек в комнатах Сары и Камерон? Проверяет оружие? Ищет, не утаила ли Камерон чип Вика? Нет, он ищет подтверждения своих подозрений - что же связало Сару и Камерон?
Библиотекарь Эрик подчеркивает отчуждение Кэмерон от Джона, символизируя 'ущербность' в её глазах как его, так и остальных персонажей-мужчин (т.о. недостойных обладать Кэмерон) перед сильной и властной Сарой. Женщина-библиотекарь же символизирует смену основного объекта внимания и опеки с Джона на его мать что предвосхищает достижение логического развития отношений с Сарой. Она отдаёт библиотекарше пончики - что символически означает жертвование свободой во имя любви. Камерон метафорически отдаёт другой женщине свою свободу - и входит в её душу (сравниваемую с библиотекой - кладезью знаний и секретов). Женщина же впускает её, принимая, таким образом жертву.
Безусловно, апофеозом мужской женственности выступает Джон Коннор. Инфантильный, ограниченный, слабовольный, он всюду ищет возможность подчиниться сильной женщине. Осознавая необходимость выхода из-под гиперопеки Сары, он пытается найти опору в Камерон, но быстро понимает, что в силу своей асоциальности Камерон сама нуждается в поддержке. Будучи неспособным, дать ей поддержку, и болезненно переживая это, Джон находит утешение с выросшей в постапокалипсических реалиях Райли, но и тут его ждет ловушка очередной сильной представительницы слабого пола Джесс Флоренс - и Джон остается один. Едва намеченная попытка отношений с Камерон оказывается ложной надеждой, и после фактической гибели полюбившейся зрителям героини, Джон следует за очередной сильной женщиной, Катрин Уивер, терминатором.
Особняком стоит фигура Джесси Флоренс, и в силу занимаемого места в сериале, имеет смысл рассмотреть ее поподробнее. Появляясь изначально как спутница Дерека, со временем, образ Джесси раскрывается все с новых сторон, наиболее интересной из которых, нам представляются ее отношения с Райли.
Начнем с того, что отношения Джесси и Райли полны намеков: сцена в душе, объятия, слова 'я тебя в обиду не дам', даже смерть Райли, где она бросает Джесси упрек 'Я любила тебя!', приводит нас к однозначному выводу: их связь имеет основой лесбийские отношения. Вероятнее всего, Джесси стала лесбиянкой после выкидыша, не в силах пережить потерю ребенка.
Вспомним сцену разговора Джесси и Камерон. Джесси сидит на кровати (!). Камерон стоит. Разговор ведется ровно, несмотря на ряд разногласий, Камерон и Джесси дают друг-другу исчерпывающие, удовлетворяющие стороны ответы. В связи с этим, допросы Алиссон Янг предстают нам с неожиданной стороны.
Таким образом, мы приходим к парадоксальному выводу: гендерные роли в сериале не просто смещены, перепутаны в ходе смысловых игр создателей сериала, но и получили очень специфическую направленность. Образы Сары, Камерон, Уивер разительно контрастируют со слабыми и инфантильными образами мужчин. Женщины в сериале не только решают чисто мужские задачи, но и делают это лучше мужчин. Символом женского превосходства выступает Камерон, с завидным постоянством побеждающая маскулинных Т-888.
Такой подход характерен для феминистских движений, а в крайней своей точке для лесбийских. Если намек на отношения Сары и Камерон остается тщательно завуалированным, то в случае с Джесси и Райли мы имеем гораздо более прозрачный намек на однополую любовь. И кто может гарантировать, что в 03 сезоне мы не увидели бы развитие любви Сары и Камерон? Возможно, в этом и кроется истинная причина закрытия сериала, не таинственной организацией, а вполне конкретными вкусами мужской аудитории...
Оценка: 3.07*10  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"