Белоусов Валерий Иванович: другие произведения.

Белые Перчатки

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Из цикла "Война и Мiръ КВЖД"Версия окончательная от 25.07.09

  Белые перчатки.
  (Из цикла 'Война и Мiръ КВЖД')
  'Под поезд подъехал-бушует котёл,
  Помощник всё в топке шурует,
  Механик сегодня весёлый пришёл,
  Кочегар, как обычно, танцует!
  Кругом обежал, и все буксы залил,
  И только поставил маслёнку-
  Весёлую песню себе он запел,
  Помощник кричит- 'Даёшь звёнку!'
  Вот поезд готов и жезло принесли:
  Кондуктор даёт отправленье,
  ПоршнЯ за работу свою принялись,
  Из кранов раздалось шипенье...
  Последняя стрелка мелькнула вдали,
  Раскинулась ширь перегона...'
  ... ну, Вы и нашли себе героев! Что старый, что малый...Гаврилов да Иванопуло - это называется, связался чёрт с младенцем!
  Сам-то я из Политеха... и сундучок я себе самосильно, в четырнадцать лет, справил...не понимаете? А вот посмотрите, как прислуга паровозная, то есть, по -нашему, бригада- в рейс идёт!
  Впереди- механик, в фуражке с чёрным бархатным околышем, на фуражке кокарда и молоточек перекрещенный с французским ключом...нет, колесо с крылышками- это Военные Сообщения, ВОСО...важный, солидный...потому как самый главный человек на дороге! Вот Вы, например, сколько получаете? А, то-то...а паровозный машинист первого класса , вместе с премиями за экономию угля, сбережение машины- до ста двадцати рублей в месяц! Да квартира казённая, да форма, да питание...впрочем, машинисты на казённых квартирах уж и не живут, в большинстве своём...либо казённую выкупают, либо своим домом обзаводятся...с садиком!
  За машинистом- помощник... у него фуражка попроще, и одет он победнее (потому как получает не больше деповского слесаря, правда- слесаря первой руки, рублей до пятидесяти) ... а уж сзади валит - кочегар, да смазчик, да прочий паровозный народ...у которых на голове - не построенная специальным мастером фуражка- а простой картуз или засаленная кепка...
  Но- кем бы ни был паровозник- у всех в руках одно и тоже: он. Паровозный сундучок.
  Из крепчайшего дерева, обязательно жестью со всех сторон обитый (прочный настолько, что в крушениях сохранялся), с удобной ручкою...в сундучке- отделения. Для бутылки- с молоком ли, с квасом, а у кого - и с домашней наливочкой... для тормозка- пары кусков хлеба, сала, мяса отварного, головки лука, чтобы на перегоне перекусить... в отдельном ящичке- рубаха чистая, полотенце, мыло, носки да исподнее...
  Но что главное- сундучки эти есть только у бригады! Это- как знак отличия, как герб. Я- паровозник! Если кто из другой службы сундучок заведёт- я уж и не знаю, что тогда случится! Нет, кто на сутки заступает-движенцы, путейцы, связисты- те с собой тоже самое практически берут...но только носят всё это в мешочках, сумках, баульчиках, а начальство- в портфелях...
  Так вот, у Вашего Гаврилова даже сундучка нет! Обед в банке стеклянной с собой носит и у инжектора греет.
  Вот я и говорю, забулдыга...вроде нашего Иванопуло...мы ещё когда из Питера в Москву ехали, то в Бологом послали его в станционную кубовую с чайником за кипятком...а там- вокзал путями окружён , как остров! Выскочил Иванопуло, да на что-то там залюбовался...то ли на депо- ротонду, то ли на башню водонапорную, в античном стиле...а тут ДСП второй, а потом и третий раз в колокол ударил!
  Вылетел Иванопуло из кубовой как ошпаренный, да на подножку отходящего поезда и вскочил...того, который 'Москва- Санкт-Петербург'! Чуть назад в свой родной Питер не укатил...
  Ну, два сапога пара, я и говорю... Гаврилова-то знаете, от чего на 'матаню' определили? Да, машинист он конечно, знатный! Да только вот...ага, Вы уж поняли! Российский недуг.
  Мне Савельич рассказывал- когда он у Гаврилова помощником служил, то раз своего механика они вместе с кочегаром везли на станцию на саночках... кое-как втащили в будку, положили на левое сиденье, дверь открыли- чтобы ветром обдувало, и некоторое время так и ехали вдвоём, пока машинист не пробудился и не взял управление...
  А вообще,Гаврилов никогда не уезжал в рейс без двух четвертинок- одну выпивал перед отправлением, другую- в середине перегона, на одном и том же месте, выкидывая в окно- а там уж лежало немало чекушек...
  Согнали же его с курьерских после такого случая- раз, после Боксёрского восстания, попросился на машину пограничник один- вся грудь в орденах...прокатиться! Да и возьми скажи- мол, на этом-то самоваре , как на детской карусели, только малышню катать...
  Ну, Гаврилов посылает кочегара в казёнку, дает денег- купи , мол, водки... и как начни Гаврилов, отправившись с Харбина, пограничника поить, и сам не плошал...да как потом упёр регулятор в пятку, реверс на площадку! Достиг невероятной скорости!
  Паровоз шатает, трясёт, помощник с кочегаром бледные, а пограничник чуть на пол от бросков не полёг!
  'А- кричит Гаврилов- будешь знать, как на самоваре кататься! Тут у нас пострашнее, чем у вас!'
  И сам хлещет прямо из горлышка...
  Про дорогу не думает, станции, на которых остановка- проезжает...Дежурный телеграфирует на Пограничную- 'Бригада пьяная, вызывайте жандармов!'Вот, конец перегона, дальше уж оборотное депо и другая дорога...Гаврилов остановился.
  Пришли жандармы на паровоз, лезут в будку- а Гаврилов с ними сражается, точно в осаде- отбивается лопатой! А рядом пограничник со скребком!
  И ведь отбились! Плюнули жандармы и отступили...а Гаврилов со своим пассажиром обнялись да и уснули в тендере...тут их и повязали...
  Прогнали Гаврилова на товарные...
  И вот как-то раз едет он- лето, жара...а тут, под городом- дачи, ровно в России на 'Казанке', возле Малаховки...и как раз у путей пивной ларёк. И - небольшая очередь...Гаврилов встаёт на переезде, и посылает кочегара с баклагой за пивком...а тот возвращается- мол, меня без очереди не пускают!
  Гаврилов взрывается- как посмели? Паровозника не пускают?!
  Подъезжает поближе к ларьку, и сметает его с лица земли вместе с очередью, потоком грязного пара из крана Эверластинга - вместе с приказчиком и пивом...только накипь в воздухе туманом висит!
  Вот тогда Гаврилова на 'матаню' и убрали окончательно...
  Откуда я всё про это знаю? Так в брехаловке посидишь тихонечко- узнаешь очень многое...что такое брехаловка? Неужели интересно?
  Как Вы сказали- Вам интересно, как паровозы вообще ездят?
  Ну, во-первых, паровозы вообще не ездят... паровозы, они ХОДЯТ.
  Во-вторых, паровоз - паровозом на Дороге никто не назовёт. Потому что это- МАШИНА...а машину кто водит? Правильно , машинист...
  Причём машиниста- машинистом тоже никто не назовёт. Паровозника назовут уважительно- механиком...
  Нет, на дрезине- тоже не машинист. На дрезине, а также на снегоочистителе, подъёмном кране на железнодорожном ходу, на иной дорожной технике- водитель...это надо понимать!
  Вообще, на Дороге много своих названий...например, чего стоят прозвища паровозов- Овечка, Борька, Зойка, Елена, Кукушка- это серии Ов, Б, З, Ел, Ку (Коломенский усиленный)...А маленькие паровозы серии Ъ как только не называют- Тузик, Бобик, Карапет, Безжопый...это если вместо тендера, для удобства манёвра, на Ъ установят по бокам котла баки для воды- танки...Прозвища имеют и отдельные части паровоза- например, крейцкопф называют кулаком... а кулисную тягу- жеребёнком...а потому, что в работе кулисная тяга поспешает возле важно ворочающегося ведущего дышла, как жеребёнок возле матки...инжектор зовут Натан...не знаю почему.
  Как ещё говорят? Идёт паровоз, и валит из него невероятно чёрный дым- говорят, механик цыгана пустил...или идёт с натугой, отсечка грохочет- бах!бах! Говорят- во как, с музЫкой идёт! Труба с небом говорит!
  Забавно? А, про людей рассказать...
  Ну, извольте... рад буду помочь.
  Итак , всё начинается с посыльного...днём и ночью, зимой и летом, в пургу и проливной дождь- неторопливо идёт по улице седой старик, в форменной фуражке, с брезентовой сумкой на плече...Как правило, из старых паровозников...скучно ему дома сидеть, гробовые (пенсию то есть) получать...подходит он , скажем, около часа ночи к крыльцу, стучится :''Помощник машиниста Иванов! Вам в Три часа - в рейс...'
  Да Иванов и сам прекрасно знает, что ему в рейс- но за два часа обязательно его деповские известят, проверят- дома ли он, здоров ли, может ли выйти...у начальника смены- дежурного по подвижному составу- висит громадная доска с фамилиями- а на каждой графе- жестяная табличка- 'В рейсе', 'Отдыхает', 'Болен'- так что если в бригаде недостача- тут же и заменят...
  А где живёт Иванов? Да в казарме...так и называется дом : Линейное Путейское Здание - ЛПЗ, 'Казарма 301 верста'.
  Только ничего казарменного в том доме нет...единственно, что построен дом не далее как в полуверсте от дэпо- это обязательное требование ...вот и окружают дэповское здание улицы Путейская, Линейная да Паровозная...
  И построен дом не абы как- а в едином стиле всей дороги...вот, на ветке Вологда-Котлас все ЛПЗ- сплошь древнерусские деревянные резные терема с крышами -кокошниками да косясчатыми окнами- как в сказочном царстве у царя Берендея...
  А у нас- на Маньджурке- сплошь несокрушимый красный кирпич, и ажурное кованое железо, стиль арт-нуово...
  Как правило- казарма- это одноэтажное здание на высоком фундаменте, с высокими, большими окнами, светлое да сухое...каждое жильё- имеет отдельный вход с просторной застеклённой верандой...у помощника машиниста Иванова жильё это- кухня и комната в восемнадцать квадратных аршин, как есть Иванов работник молодой и как правило, холостой (либо молодожён, без детей)...кстати, сосед его, урядник Иванов, жандарм станционный - в такой же комнате с ВОСЕМЬЮ иждивенцами (жена, тёща, сестра незамужняя и детишки малые ) мается...а потому мается, что жандарм к МВД, а не к МПС относится! А пойдут у помощника машиниста Иванова детишки- так и на расселение его в очередь поставят, дадут жильё и в две, и в три комнаты. А уволится Иванов с Дороги- пинком под зад коленом вместе с детишками зимой на улицу ...не дай Бог! Поэтому с каждой получки , два раза в месяц, два -четыре процента Иванов отчисляет в особую кассу- откуда деньги можно взять только по разрешению начальства, в особых случаях...копит деньги на выкуп жилья! Стоит такое однокомнатное жильё рублей девятьсот...
  В жилье у Иванова две печи чугунные- маленькая, на кухне- с тремя конфорками, чтобы пищу готовить, и большая, круглая, унтермарктовская- для отопления комнаты (иногда ставят голландку- в простенке между кухней и комнатой, с одной стороны плита с конфоркою, с другой- гладкая поверхность от пола до потолка - для тепла) ...топят те печи углем, бесплатно отпускаемым Дорогой...да только вот выдают тот уголь самого последнего разбора, 'землю' - как паровозники говорят...ничего! Всегда можно пару мешков 'жирного' угля сбросить с тендера в известном месте... начальство про это знает и глаза закрывает...умное начальство, имею в виду...
  На кухне в полу- люк, в домашний погребок со всякими заготовками...
  Во дворе казармы - колодец , вешала для белья(только на них постельное бельё не вешают- мигом будет чёрным! Его, белое бельё- на чердаке казармы сушат) и службы- сараи (в которых дозволенная начальством живность- куры да утки...ещё паровозники гусей держат, злющих...а у тех, кто с вокзальным рестораном дружит- и поросёночек хрюкает) , ледник (куда лёд централизованно по весне завозят, и который в опилках до осени прекрасно и сам сохраняется, и продукты сохраняет), нужники (отдельные для каждого жилья, на особый ключик запираемые)- всё тоже кирпичное, типовое, и ...красивое! Тут же- клумба, кирпичами обложенная, беседочка со столом доминошным, а со стороны фасада- под каждым жильём палисадник с огородиком...штакетником белёным ограждённый...тоже типовым!
  Сколько стоит? Что сколько стоит? Проживание? Нисколько Иванов за жильё не платит...более того, за счёт дэпо и ремонт проводится- крышу ли починить, стекло ли вставить, покрасить ли ...всё бесплатно. Заявку подай- и в течении СУТОК всё сделают.
  А что ещё в железнодорожном посёлке есть? Линейная школа (для детей с дистанции пути- их бесплатно на пригородном учиться возят), ремесленное училище, церковь (или часовня при дэпо)- молятся путейцы часто и много, народный дом с читальней...линейная больница с амбулаторией и аптекой...хлебопекарня с булочной ... мастерская сапожная , ателье(где казённую повседневную форму по фигуре подгонят и свою собственную, парадную, пошьют... паровозники в форме постоянно ходят! И в церковь, и в концерт...) ... кабак с распивочной.
  И то , без чего Иванову жить нельзя, и что работает круглосуточно и без всяких праздников и выходных : железнодорожный магазин, столовая, баня с прачечной...
  В магазине - всё, что для железнодорожника нужно,от продуктов до парфюмерии. А как же? Вот, отправляется Иванов в рейс- заходит по дороге в дэпо в магазин, чтобы своей подружке броккаровский 'О-де-Колонн' купить да в сундучок свой паровозный спрятать...а на дворе -то второй час ночи! А как же...торгует лабаз!
  Тоже и столовая...там люди завтракают в час ночи, обедают в пять пополудни , а ужинают в шесть утра!
  Блюда там простые и незатейливые- на первое щи суточные или борщ с мясом (вкуснейшие!) , на второе- битки, или котлеты рубленые, или поджарка, порции огромнейшие ...чай крепчайший! Понимает персонал, что такое для паровозника - чай...и в стакан в тяжёлом медном подстаканнике нальют, и с собой в чайник набулькают...нет, в очереди никто не стоит! Садится бригада за стол- а подавальщицы тут же подбегут- и не спрашивая, мечут полный обед на стол, и добавки принесут, на тарелке с вензелем - затейливым , витым- 'МПС' ...а деньги- паровозники на выходе в ящик кидают. Стоит любая еда, которую ешь сколько влезет - двугривенный... за сытный да вкусный обед очень недорого. Так что недостаточные люди - студенты те же, частенько в тех столовых столуются...а потому что Дорога столовую субсидирует. Да, а то ещё подавальщицы прямо на перрон выйдут- и бригаде экстренного поезда принесут обед прямо на паровоз, в судках,и подадут второе блюдо на продолговатых металлических тарелках...
  Про питание бесплатное? И про него скажу...попозже.
  Баня, да...круглосуточно в ней свет горит, в любой час дня или ночи в парилке хлещутся вениками (берёзовыми, дубовыми , а кто и крапивными - радикулит, самая паровозная болезнь), в предбаннике гоняют крепкие чаи закутанные в простыни бригады...я когда маленький был, всё вопрос задавал - тятя, а почему, когда паровозники моются разноцветным мылом- коричневым, зелёным или красным- пена у них всё равно одного цвета?ЧЁРНОГО?
  Здесь же и постричься можно, и мозоли тебе пространщик срежет, и прострел выправят- веник да баня всё поправят! Говорят, раньше в железнодорожной бане и зубы рвали, и кровь отворяли...сейчас для зубов кабинет специальный в амбулатории, тоже круглосуточный... а крови паровозника- супруга законная алчет. Есть уж за что...расскажу в свой черёд.
  Да везде баня одинаковая... отличная... единственно, что у нас в предбаннике опытный знахарь- китаец попотчует вас чу-фун-ча с генсенгом и в нужное место иголку золотую воткнёт...а в Бологом вам ведающие старушки за ухо или ещё куда поставят пару пиявок...а в Ташкенте мудрый табиб с поклоном подаст вам настойку загадочного мумиё...
  Здесь же, при бане, прачечная- можно форму сдать, в подсменку второго срока переодевшись- к следующему рейсу форму получишь чистую, отглаженную- причём пуговицы пришиты, прожжённые дыры аккуратно заштопаны...для холостяков- очень удобно. Женатым- обычно прозодежду (платье рабочее) их бабы стирают, и при этом обижаются смертельно, если муж форму в прачечную сдаёт - сразу подозревать начинают, не любушку ли мил-друг себе завёл? Не она ли, змеюка подколодная, ему брюки гладит? Иной раз, и не напрасно подозревают...
  Понятно, для железнодорожников и баня, и прачечная- тоже за счёт Общества...бесплатно. Для членов семьи? А как же...есть и женское отделение. Взрослым- вход гривенник, детишкам- пятачок- если под меркою проходят! А на двери нарисованы- две марки- ростом дитя выше верхней- плати как взрослый, ниже нижней или вообще у матки на руках- бесплатно!
  Государство в государстве, городок в табакерке... всё своё!
  А почему помощника первым извещают? Да потому что ему первому надо быть в дэпо...он принимает машину!
  Дэпо-то? Да , по -сути, это ремонтный завод...там, за огромными воротами, в стойлах- так и называется этот стапель, с подмостями, чтобы удобней было наверх залезать, и ямой- чтобы было удобнее снизу подбираться, расхоложенный паровоз , прибывший с оборота, проходит обслуживание...
  Обслуживают машину- дэповские слесаря...а помощник машиниста- самый главный слесарь и есть! Когда машина на ремонте- он просто в дэпо переселяется на жительство- на верстаке спит...
  Да, пришёл помощник в депо, зажигает...фонарик? Да ну! Факел! Специальный факел паровозный, на железной рукояти с крючками, чтобы повесить можно было...и с этим факелом осмотрит машину сверху донизу!
  Вот, вспыхивает факел, набитый отработанной ветошью, обмакнутый в керосин- ярко полыхнёт, роняя огненные капли- а потом горит ясно, тихо- как керосинка домашняя...ночью в паровозном депо сияние факелов- как некое колдовское действо, на фоне чёрных громад шипящих и стучащих насосами паровозов, и человек в призрачно-дрожащем всполохе этих огней кажется призрачно-страшным...а дело делать надо.
   Потому что как только помощник бирку с регулятора снимет- всё, машина считается в рейсе...а тут и кочегар подоспел...
  Вдвоём с помощником они начинают важное дело- топку разжигать...следует сразу сказать, что истопник (так раньше кочегаров звали)- уголь в топку не бросает...это делает помощник, как более опытный...кочегар смазывает паровоз, гортает (подгребает) уголь из тендера в лоток, разбивает крупные угольные куски- наилучший размер для горения- это как чернослив ...А помощник- держит пар...мало дел у кочегара, говорите? Так он машину смазывает!
  О, это дело тонкое...перед началом рейса вся рубка- в маслёнках разной формы, стоят они, греются...а потому что на оси идёт мало осевое (зимнее или летнее), которого на поездку уходит чуть не центнер, на цилиндры- вапор, на насосы- компрессорное...каждая маслёнка своего цвета- чтобы не перепутать. Самое это тяжкое дело- приехать и уставшему идти на маслораздачу, таскать тяжеленные емкости на машину...а ещё есть солидол- грызь, похожий на шоколадное масло...
  Вот подошёл механик- и даёт помощнику ключи от регулятора...замок там, и кроме дежурного мастера депо и машиниста- никто паровоз тронуть не смеет.
  После чего машинист идёт себе в брехаловку- комнату ожидания, а помощник с кочегаром выводят паровоз из стойла и идут снабжаться...
  Первым делом- вода! А как же...
  В тендер- до сорока восьми тонн воды входит, и за перегон вся она, почитай, паром в небо уносится...Качество воды- для машины очень важно...
  Нет, как раз не чистота...да хоть из болота бери- мутную да черную, с лягушками...продуют котёл, да вся грязь и вылетит! Тут важна жёсткость и солёность...жесткая вода за один рейс может котёл насмерть угробить! Накипь- страшное дело...
  А потом- идут на угольную эстакаду...
  Угли бывают разные...
  Антрацит, говорите? Господь с Вами, не надо нам такого счастья!
  Конечно, антрацит имеет среди углей самую высокую калорийность, то есть температуру горения, но...он плавится, и заливает колосники- решетку, на которой сгорает- таким слоем, что , когда застынет- становиться прочным, как металл. После подобных случаев колосники вырубают в депо зубилами!
  Воздух через такой панцирь снизу, из поддувала, уж конечно- не идёт...и говорят- зашлаковали топку, или просто- залили колосники...
  Поэтому топить антрацитом- высочайшее из искусств. Нужно знать, когда и как его подбросить, когда вовремя горящий слой антрацита провалить в зольники- пока он не успел затянуть топку нежно-голубым, раскалённым, дрожащим желе...
  Нет, самый лучший уголь- это брикеты кардиффа...или вот- в западных дорогах бывают угли марки шлезиен- горят, как бумага! То есть не оставляют никакого шлака...
  И вот не знаешь- чего лучше- топить дорогими заграничными углями, или нашей дешёвой 'землёй'! Которую надо добывать в неимоверном количестве, и возить издалека...на Николаевской дороге- всё ясно! Проще купить великолепного английского угля и доставить его пароходом -угольщиком в Питер, чем везти скверненький донецкий уголёк с Юга - опять же паровой тягой...
  Дровами?Х-хе...полный тендер хороших, сухих берёзовых двухаршинных дров хватает на семьдесят вёрст пути -под метлу (то есть чтобы палуба тендера оставалась пустой и чистой)...хотя на узкоколейках- да, дровами топят! Там даже на узкоколейных паровозах дверцы топок- круглые- и как раз по размеру хорошего полена...нет, у нас пасть шуровочная не круглая- а вытянутая, полуовальная, чтобы лопату при броске было удобнее располагать.
  Да ведь топят еще и торфом, и сланцем, и нефтью (на Закавказской дороге)...и даже воблой сушёной...
  Ну, у нас на Маньджурке угли янтайские, паровично-жировые, длиннопламенные, отягощённо-спекающиеся...средненькие!
  Поэтому вдобавок к обычному углю всегда выдаётся ковш-другой высококачественного кардиффа...тут важно установить контакт с работником угольного склада! Например, у нас на станции- есть такой понимающий человек, которого так и называют- 'Родной'...так за мзду малую он тебе как раз и подбросит маленько сверх нормы ...чего следует! Банку жирного!
  Да- снабдились, и надо поднимать пары...как старый паровозник говорит: 'Пошуруй топку и просифонь, чтобы баланец загремел!'
  Это значит- прокидай как следует, просолонь, начиная от шуровочного окна, закидывая большие куски подальше, в углы, потом ровно по всем колосникам, навстречу шуровке, потом по ближним углам и уж потом под самую шуровку, чтобы образовалась скатерть- ровный сияющий слой - потом, открой сифон, и паром разожги пламя, чтобы вся кирпичная внутренность топки засияла стеклянной слезой - и загремел , то есть с рёвом открылся предохранительный клапан от избытка давления (что, в общем-то, категорически запрещено...)
  Механизировать? А как же...и у нас есть такая машина! Горбатый стокер называется...то есть помощник машиниста...за смену восемнадцать-двадцать тонн угля перебрасывает он на своём горбу...приезжая на оборотное , помощники иной раз валятся на пол , без сил, с кровью из горла, от непосильной натуги...
  Машина к рейсу готова...
  Тут механик получает от движенца график, расписание, карточки с жёлтой и красной полосами (где, на каких участках пути рекомендуется держать какую скорость)- и бригада идёт к машине...впереди, конечно - сам...
  Ну, поднявшись в рубку- чего греха таить...иной раз и по стаканчику ...на паровозе особо не запьянеешь- всё пОтом тут же вылетит, так что в меру- а особенно зимой- пара глотков не помешает! Начальство? Да знает, конечно...ведь в столовой и водка подаётся, и пиво- за отдельную плату...Савельич мне рассказывал, что однажды пиво не завезли- и тогда он с другими машинистами телеграфировал о сём самому Управляющему дороги- который очень возмутился, и дал команду немедленно доставить в буфет свежее пиво, что и было немедля исполнено. Нет, пассажиров это не касается- они об этом даже и не догадываются...
  Вот только выедем мы с Савельичем под поезд - как я уже от всей бригады бегу в наш железнодорожный магазин, набираю полные карманы четвертушечек , и одну- у себя в тамбуре сразу же клю-клю-клю...а после мы все ещё маленечко вместе клюкнем, и хорошо, и на самом весёлом тоне выходим за семафор...
  Но до выхода- ещё проверка готовности...надо звенку подцепить- это специальная цепь, с крюком, для винтовой сцепки...кондукторы размещаются по составу, хвостовые сигналы развешаны (три красных огня- поэтому, машинисты шутят- ежели один красный огонь впереди увидел- это ещё ничего, а вот когда три!), тормозные башмаки из-под колёс вынуты, воздушные и механические тормоза опробованы, обер-кондуктор документы и маршрут получил, залез в вагон, осмотрщики оси обстучали, смазчики буксы залили...а вот и жезло несут!
  Несёт его ДСП - дежурный по станции, в красной фуражке...ни у кого иначе паровозники жезл не возьмут! Приняли жезл- значит, перегон открыт...
  Да, на каждом перегоне такая история...вот, например, даже если остановки нет- помощник одевает ватник, берёт жезл, вставляет его в широкое хромированное кольцо- и спускается по трапу мчащегося паровоза...напротив здания вокзала стоит ДСП, ночью у его ног фонарь...в руках у ДСП такой же жезл, в таком же кольце... помощник при приближении роняет свой жезл на перрон, а затем на полном ходу с точностью циркача попадает рукой внутрь обруча, который держит дежурный, и подхватывает его на плечо...Вот для этого случая и надевается ватник- удар по плечу такой, что плечо может и опухнуть...а так- ничего! Главное, попасть рукой, иначе придётся останавливать поезд и осаживаться - то есть ехать назад за жезлом...без него- ехать категорически запрещено!
  Да, а ещё перед отправлением - чтобы удалить водяной конденсат из цилиндров паровых машин- машинист продувает их, открыв специальные краны...и из-под паровоза, спереди, с обоих бортов, вылетают великолепные белоснежные усы! Разумеется, помощник сперва выглянет- нет ли людей- а то этим паром человека обварить можно... да и бывало такое, особенно ночью.
  Вот что такое- краны шипят...
  Ну, поехали...
  В рубке - все члены бригады работают с полным напряжением сил...труднее всего, как ни странно, приходится машинисту!
  Он ведёт паровоз- используя все органы чувств- смотрит во все глаза, слушает во все уши как работает механизм, чувствует подошвами ног, как содрогается машина и как она идёт по рельсовому пути... и даже нюхает, чем пахнет паровозный дым! Нет ли изгара, не уносит ли из трубы излишняя тяга не сгоревшее топливо...
  Машинист врастает в машину- и вместе они представляются единым целым- этаким механическим кентавром...
  Комфортно ли машинисту? Да судите сами- ноги печёт жар от топки, лицо и плечи студит встречный ветер...и хорошо, если не бъёт ему в лицо ледяная крупа или не сечёт его проливной дождь...
  Очки защитные одеть ? Ну , знаете...как-то не принято! Смеяться над ним будут, стыдно...
  Машинист свой путь - дистанцию- обязан знать наизусть...где увеличить скорость, где притормозить...ведь поезд- это протяжённая , гибкая конструкция! И бывает так, что голова поезда уже идёт на спуск, ускоряясь , а хвост- ещё продолжает подъём, замедляясь...что будет? Так можно запросто сцепку разорвать...значит, надо на спуске притормаживать...или наоборот- спускается поезд по уклону- а машинист ещё скорость добавляет- потому что впереди скоро будет затяжной подъём, и пара может не хватить...
  Вообще, подъёмы- вещь ужасная... если уклон большой (более пятнадцати тысячных) - то помощник, бывало, выскочит из машины, паровоз обгонит- и сыпет под колёса песок или битое стекло, чтобы пробуксовки не было...
  А сигналы? Их надо видеть! И поэтому тот член бригады, который сигнал первым увидал- обязан тут же называть сигнал вслух...увидел машинист семафор, кричит :'Зелёный, проходной!' Помощник обязан немедленно выглянуть со своего крыла, и если увидел тоже самое - то громко повторяет 'Зелёный, проходной!'...а если нет? Если увидел жёлтый? То он обязан немедленно, без всяких разговоров, остановить паровоз! Потому что, видимо, с механиком - какая-то беда...
  Так что механик в пути- весь внимание... а то, ещё дорожный мастер (ПЧ) перед рейсом подойдёт, и сердечно попросит :'Мил человек, посмотри там мои путя!'
  Тогда машинист поставит перед собой на специальную полочку стакан с водой- и всю дорогу смотрит в пол-глаза, не плещет ли? Куда, в какую сторону? Как сильно? А потом и телеграфирует- на триста пятой версте, второй пикет - следует проверить путь...левый рельс явно бъёт!
  В ближайшее же окно- технологический перерыв, обычно глубокой ночью- к этому опасному месту выйдет рабочий путейский поезд-летучка...что, на Московской дороге окно с десяти утра до полудня? Хорошо устроились москвичи...да потому что дорога должна работать всё же не для удобства дорожных мастеров, а для пассажиров. Я прав? Ну вот и Управляющий так же думает.
  Особенно тяжело приходится машинисту ...ночью? Да нет, ночью фонари как раз очень помогают...тяжело- в сумерках, в туман, в метель...бывает, что приехав на станцию, на скотосбрасывателе помощник с ужасом обнаруживает следы крови...и хорошо, если только зверюгу переехали...да, бывает. В прошлом месяце Савельич медведя сшиб...есть, есть зверьё...и что странно- паровоза совсем не боится! Как-то раз , из-за метели, встала бригада на перегоне... так волки одолели! Угли из топки горящие в них бросали...ничего не помогало! Осадили серые путейцев в паровозной будке да и шабаш. А кондукторам так и пришлось на крышу вагона забираться...
  Про сани? Это легенда ... про сани, которые вместе с седоками на крейцфаркопфе повисли и так на станцию приехали, я ещё на первом курсе слыхал. Сказки это.
  Паровоз если приложит- мало не покажется...даже стоять рядом с движущимся поездом опасно- притянет, засосёт под колёса...были случаи, да.
  Ну ладно, мчится поезд заре навстречу...а куда и как далеко? Для паровоза перегон- около трёхсот вёрст. Проходит поезд их в среднем, с остановками, за восемь часов...курьерский? За четыре часа пролетает ...есть такие паровозы- 'Русский Прери'!
  Но всё равно- это средняя величина перегона- потому что зависит от ёмкости тендера...и то, под конец , бывает, уже не уголь- а угольную пыль- штымп, помощник шурует...не любят её паровозники- потому что начинается тот самый унос- то есть не сгоревшая пыль улетает в трубу...не стоящего человека так и называют- штымпом...
  Так вот, перед шуровкой штымп поливают водой из специальной пипки...что Вы смеётесь? Нормальный термин, технический...
  Пипка? Это такое устройство - в виде бронзового наконечника на брезентовом рукавчике, чтобы воду разбрызгивать мелкими брызгами...
  Вот, шипя и отдуваясь, паровоз подходит к большой узловой станции... на входной стрелке знак - 'Проводник'. А вот и он сам- сигналист, который проводит поезд- указывая , на какую путь пребывать...заскрежетали тормоза. Всё...всё? Как бы не так...
  Сначала- отдать жезл... а потом к паровозу подбегает половой из вагона-ресторана, в руках- поднос, на нём хрустальная чарочка и бутерброд с икрой :'Откушайте, господин механик!'
  Благодарность, что доехали - и точно по расписанию...по курьерским поездам - ходики сверяют!
  Откушает машинист... а кочегар уж звенку расцепил, пора в оборотное депо...
  Оборотное- это где паровоз в обратную сторону разворачивают...вообще, паровоз что вперёд, что назад может ехать совершенно с одинаковой скоростью- реверс перекинь только...
  Однако- тендером вперед ехать как-то не сподручно, потому как с него, с тендера, тогда угольная пыль машинисту в глаза летит...да и обзор гораздо хуже...поэтому паровоз надо развернуть.
  Разворачивают его либо на треугольнике, либо на кругу...
  Треугольник- это специально выложенные рельсы- сначала паровоз идёт вперед, поворачивая по кривой на девяносто градусов влево...потом идёт назад, до следующей стрелки, по прямой...а потом, по новому радиусу- снова вперёд , поворачивая ещё на девяносто градусов...и тоже влево! Вот и развернулись.
  Но это хорошо, когда места много... а если наоборот? Тогда- пожалуйте на поворотный круг.
  Заезжает паровоз на специальный мостик, установленный на шаровой опоре- как на карусель...сбоку у мостика- рычаги...впрягается в эти рычаги бригада- и пердячим паром свою машину разворачивает...а что? Нормально...правда, спервоначалу - ртом , конечно, от натуги посрёшь...
  Двигатель? А если поломается? Или сопрут.
  Развернули машину, отогнали в отстой - и за работу, товарищи! Машину надо вымыть, вычистить и смазать- причём не только и не столько снаружи, как изнутри...первым делом вся бригада дружно отправляется продувать котёл и чистить дымогарную коробку...продувают котёл паром, где-нибудь на дальних путях, потому что всё вокруг покрывается белой пылью...а потом, открутив четырнадцать огромных винтов на круглом паровозном лбу, выгребают из топки жар и шлак. Ночью- очень красиво... рдеющие угли у высоких, красных колёс...тихо шипят, мерцая синими, малиновыми, оранжевыми огоньками...
  Машину оправили- пора и о себе позаботиться...снимают звёнку, фонари- чтобы не украли...запирают регулятор, и взяв шарманки (сундучки паровозные) под мышки, отправляются в баню...
  Баню в оборотном депо полагается- дружно охаять! Перечисляя все действительные и мнимые преимущества бани 'своей'...иногда до драк доходило с местными бригадами, да.
  Поскольку бригада в рейсе- полагается от Дороги бесплатное мыло...но им только, разве, кочегары моются...у путёвых паровозников мыло своё...и бритва, и одеколон...
  Помылись- пора и подкрепиться...полагается также от Дороги , как находящимся в рейсе, бесплатное питание- и выдаются большие медные бляхи с тиснёнными буквами 'Обедъ'
  Но в 'чужой' столовой паровозники едят неохотно- мало что там приготовят (по совести, то же самое, что и в 'своей'). Разве уж очень сильно наволдохаются...
  А так- идут на склад, и вместо готовых обедов получают паёк- мясо, картошку, крупу, капусту...сколько каждому по чину полагается...машинисту мяса- полфунта, кочегару- вдвое меньше...кроме того, машинисту дополнительно сметаны стакан, колбасы, конфеКт в бумажках...да всё равно, всё идёт в общий котёл.
  Приходят в заезжую- и пока машинист отчёт пишет, помощник готовит суп...это его прямая обязанность!
  Похлебает бригада кулеш, да и разбредается отдыхать...машинисту полагается отдельная комната, с панцирной кроватью и белоснежными простынями...помощник- размещается в комнате на четверых. А кочегар- в огромной спальне на двадцать-тридцать топчанов ночует...без всяких простыней.
  Кто в заезжей спит, а кто и не спит...машинист имеет, как правило, в оборотном подружку. Поскольку механик человек солидный, семейный- ни о каком разрушении ячейки общества речь идти не может. Так, блуд почесать...нормальные бабы это так себе и понимают.
  И многого не требуют...приголубить, да подарочек какой... а так- просто погреться. Машинисты- народ хороший, душевный, надёжный...вот и тянутся к ним одинокие старушки, лет тридцати...
  Иное дело- помощник...это парень молодой, перспективный- лет через пять, много- через десять, сам машинистом станет, его и окрутить не грех...так что берегись, Иванов, как бы тебе твой 'О-де-Колонн' боком бы не вышел...
  Кочегару же блудить Устав Железных Дорог прямо запрещает, хе-хе...по малолетству.
  Переспали- кто где, кто с кем- пора и домой....но прежде- надо подарочки купить своим, домашним...базар-вокзал, а как же! Хоть чёрта в ступе, да привезти!
  Детишки к паровозу выскочат- тятя, тятя, чего привёз? А он им орехов кедровых, или сладких пряников...а супруге- платок или сережки с камушком...а что? Съездили хорошо, топливо съэкономили, графика не нарушали- значит, премия не за горами...
  А про перчатки -то , белые...да, надевает их машинист. Когда отправляется с родной станции на дальний перегон...и за двадцать минут до прибытия домой, когда уж даёт особый гудок, для своих домашних :'Еду-у-у-у! Гони-и-и-и их все-е-е-ех!!'
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Ефремов "Мертвые земли"(ЛитРПГ) Д.Сугралинов "Дисгардиум 5. Священная война"(Боевое фэнтези) А.Кутищев "Мультикласс "Союз оступившихся""(ЛитРПГ) Д.Мас "Королева Теней"(Боевое фэнтези) Т.Мух "Падальщик"(Боевая фантастика) М.Юрий "Небесный Трон 1"(Уся (Wuxia)) В.Бец "Забирая жизни"(Постапокалипсис) В.Февральская "Фавориты. Цепные псы "(Антиутопия) Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) Ф.Ильдар "Мемуары одного солдата"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Институт фавориток" Д.Смекалин "Счастливчик" И.Шевченко "Остров невиновных" С.Бакшеев "Отчаянный шаг"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"