Роман-тетралогия Альберта Соколова состоит из четырех частей, и каждая из них имеет свою судьбу.
Первая повесть "Отступник" написана автором полвека назад, на излете хрущевской "оттепели". Однако, несмотря на более чем положительные оценки рецензентов солидных столичных журналов, так и не была в то время напечатана. "Своеобразная, раздумчивая повесть, выстроенная по первому классу литературного мастерства", из-за честности и бескомпромиссности автора более четверти века так и оставалась в невостребованном резерве отечественной литературы.
Впервые она появилась на свет в третьем номере нового журнала "Ясная Поляна" в 1991 году, накануне коренной ломки общественно-политического строя в стране.
Новая повесть "Сево и овамо", написанная спустя четверть века после "Отступника", вышла в следующем номере того же периодического издания. А вот анонсированная здесь на 1993 год третья повесть "Форс-мажор" не была издана в связи с прекращением выпуска журнала.
Последняя повесть "Планида", которая, по заверениям редакции журнала "Молодая гвардия", понравилась и в секретариате, и главному редактору, и должна была быть напечатана в конце 1997 года, так и не дождалась обещанного ни в том году, ни в последующий период.
Все эти части единого целого отличают глубокое философское осмысление жизни и динамичность действия, яркий стиль и образный язык, за которыми кроются несомненный талант автора и зрелое мастерство.
Памятимоихдрузей
Николая ЕмельяновичаСЕДЕНЯи
Анатолия Васильевича АРТАМОНОВА
ОГЛАВЛЕНИЕ
1 часть. ОТСТУПНИК
2 часть. СЕМО И ОВАМО
3 часть. ФОРС-МАЖОР
4 часть. ПЛАНИДА
ОТСТУПНИК
Самоубийства среди священников -- явление в наши времена, прямо сказать, не частое. Поэтому то, что случилось на Шанай-горе (а большинство склонялось к тому, что случилось-таки самоубийство), вызвало в селе самые разноречивые толки и пересуды.
- Рехнулся. Потому как был отступник от веры,-- настойчиво твердила безносая баба по прозвищу Щеколда. А если кто-нибудь из пожилых прихожанок робостно ей возражал, она подозрительно засматривала в лицо сомневающейся и негромко произносила свое знаменитое "ой ли?".
- Да ну ее, - сердито отмахивались старики. - Сама-т она, однако, во чтой-то верует иль как? Не-ет, тут эт самая рилегия -- дело пятое-десятое.- И усмехались в бороды: - Святой, стал быть, водицы батюшка перебрал. Оно тут чертяки ему прибластились, он и тово...
Из стариков только дед Иннокентий не принимал участия в этих разговорах. Если же его спрашивали, степенно молчал, дымил коротышкой-трубкой, потом равнодушно бросал:
- Быват.
- Странный он был священник, нестандартный какой-то, - недоуменно разводили руками учителя. - И эта его, ей-богу же, атеистическая проповедь в канун смерти... Удивительно!
Молодежь попом вовсе не интересовалась, и обстоятельства его гибели не произвели особого, чтобы вспоминать о том, впечатления.
И только колхозный "культурник", бездельник из бездельников, откровенно радовался кончине батюшки:
- Слава те господи, - ухмылялся он, - теперь, пока нового не пришлют, хотя поспокойней будет. А то все церковью попрекают.
Кое-кто, возможно, и догадывался об истинных причинах происшествия, считая, что священник - человек, очевидно, с больной совестью - был в тот день чрезвычайно чем-то взволнован, однако отца Алексия знали здесь мало, и догадки оставались всего лишь догадками.
* * *
Нестойкая - как бы позднеосенняя - ростепель пошла в ту пору на убыль, чтобы затем помаленьку перебелиться, завьюжить, упасть на землю долгим наезженным зимником. Занимались тогда поворотные шестидесятые. Мир приспел на какое-то, похоже, распутье. Однако ж озабоченное суетой большинство, казалось, не обременяло себя всерьез раздумьями на сей счет. Время сполна отдавалось повседневным, но оттого, конечно, не менее великим в своей сиюминутной значимости событиям, ибо из них слагался мир человека, и человек сам по себе был целым миром, пока участвовал в этих преходящих событиях.
Андрей не то чтобы нарочно, а так, попутно, все равно что между делом, примечал, как кого-то еще будоражило недавнее да и более давнее посрамленное прошлое, кого-то смущало не совсем ясное, а то, глядишь, и совсем кому-то не ясное настоящее, кого-то изумляло вовсе уж невероятное, как ныне его предписывали, недалекое "близкоебудущее".
Между тем случившаяся поначалу оправдательная, сельскоустроечная, поэтическая и прочая всякая эйфория постепенно становилась привычной, как бы входила в знакомые берега, как бы приобретала знакомые очертания, и это многих успокаивало и примиряло, у других, напротив, вызывало зловредные настроения, третьих же, вообразивших себе невесть что, повергало в растерянность и апатию.
И, может, от этой растерянности и апатии, от неготовности соизмерять собственные свои представления с потребностями исторической мимолетности, к которой была приурочена бесконечность его жизни, может, именно поэтому, хотя не исключены и другие, совершенно уж прозаические мотивы, - Андрей чувствовал себя утратившим и цель и смысл прежней своей причастности к искусству, а для любой новой максималистские его ориентиры и догмы были как путы у стреноженных на выпасе коней.
- Ладно, шабаш. Перекур, - объявил тощий длиннорукий парень и, как-то нехотя распрямившись, пошел к торчавшему поодаль нивелиру. Шесть лопат вразнобой воткнулись в откинутую по окружности кургана землю. Студенты-практиканты разостлали на траве штормовки, уселись, зачиркали спичками.
"Археолог из меня тоже не выйдет, - безрадостно подумал Андрей, слизывая с губы солоноватую влагу. - Зачем меня понесло сюда? Лучше бы..." Но что лучше, он не знал.
Солнце, подымаясь, пекло все сильней. Пылью пахла сырая еще от росы трава. От кургана парило.
- Ну и как? -- спросил фотограф экспедиции, с какой-то стати прозванный здесь Агасфером.
- Сегодня легче, - не сразу откликнулся Андрей.- В сон вот только... Так бы и спал.
- Предшествие летаргии, - снасмешничал Агасфер.
Андрей не ответил, стал смотреть в небо. Небо над ним было пустым и выцветшим. И оно напомнило ему о театре. Такими пустыми и выцветшими делались глаза их заслуженного премьера, когда тот изображал безумие старого Лира.
- Это неотразимо!.. Это находка!.. - восторгались поклонники артиста и путано объясняли, что эти лировские глаза - как заслон, ограждающий возвышенные помыслы человека от разных непристойностей коловратного бытия, что Лир, прозрев внутрь себя, отделился слепотой -безумием от безумия ослепшего мира. И еще что-то говорили, и еще...
- А летаргия, увидишь, наступит. Возмездием. За предательство искусству, - не унимался Агасфер. Лицо его было изуродовано провинциальными операциями после дурного, от самогона, пожара, когда фотограф, по слухам, спасал от огня не то колхозную лошадь, не то пьяного до беспамятства конюха. К такому лицу собеседнику приходилось сперва приноровиться, чтобы оно потеряло впечатление чего-то необычного и представлялось как факт заурядный, не ищущий никакого особенного к себе внимания. Сам Агасфер, по всему, напрочь вымел из своего сознания эту вот мету несчастливого его приключения и словно в упор не видел прилипчивых до бессовести взглядов.
Руководясь велениями деликатности, Андрей не обернулся на голос фотографа, а лишь опустил взгляд с неба на землю.
- И не летаргия даже, - продолжал Агасфер. - Хуже. Да ты и так уже труп, а?.. Галлюцинация одна, что живой... В этом парадокс. Все считают: перед ними - человек. А человека нет. Труп. Как высохшая яблоня. Ствол и ветви - голые, плодов нет. Не плодоносит... Такое вот дело.
"Зачем я признался ему о театре? Зачем поверил Ивану? Ведь это он, Иван, напутствуя сюда, советовал: там есть с обожженным лицом -можешь с ним как на духу. Свой парень... Да нет, Иван ни при чем. Откуда ему знать, какой я-то сейчас парень, какой бабочкой вылетел из кокона нашего детства", - упрекнул уже себя Андрей, а вслух, сдерживаясь, произнес:
- Замолчал бы ты, пифия в штанах. Дай лучше фляжку. - Агасфер рассмеялся на уловленное им раздражение, пошарил рукой под грудой белых рубах, куда схоронили от жары фляжку с водой, вытащив, протянул ее Андрею.
- Нет, надо же! Сбежал! Дезертировал! И главное, в какой момент. Да ты знаешь, каким евтушенкой мог бы Гамлета своего заделать?.. Прометеем! Несущим факел сермяжной правды. А что, не так?
- Я уже вчера наслушался тебя. До тошноты... Гамлет, между прочим, не живая газета. Из самодеятельности. А оптимизм твой, между прочим, карнавальный.
- Эх, яблочко, да куды котишься, ко мне в рот... Дура! Не яблочко, ты. Ты - дура, - с досадой выбранился Агасфер. - А в искусстве - и не между прочим! - я только за оптимистов. Да! Хнытикам там не место. Мокроту разведут. Слезками. Плесень попрет от мокроты. Такое дело.
- В искусстве, - чуть погодя возразил Андрей, - да и не в искусстве, а так, сбоку припека одни бездари бодрячками. Им дармовой оптимизм - как пособие по инвалидности... Ладно, пусть умиляются, что гении. Может, злодеев поменьше будет... Моцарты не рождаются бодрячками и не становятся ими. Моцарты только что и живут собственным страданием, никакие призывы и подачки не исцелят их от этого нездоровья.
- Пособие по инвалидности, говоришь? Значит, не вера в способности, а отработка за милостыню? Тонкий, подонок, намек. С разворотом, - усмехнулся Агасфер. Он соскочил с бугорка, где сидел, бросил нераскуренную сигарету, втоптал ее каблуком в землю, не оглянувшись, ушел.
Андрей вдруг сообразил, что сказал что-то не то и что-то не так, и тут же понял, ЧТО "не то" и ЧТО "не так", и стыд, объявший его, тотчас выступил на коже мерзкой бисерной испариной.
- Ко-он-чай перекур! - прокричал, возвращаясь к кургану, длиннорукий сутулый Игорь. Князь Игорь - так с ироническим почтением величали его здесь. Он самочинно утвердился неофициальным помощником начальницы экспедиции. Оттого и командовал. Надо было подниматься. Андрей на миг сомкнул веки, потом зашевелился, сполоснул рот уже тепловатой водой из фляжки, поплелся к кургану.
И снова предстояло махать лопатой, не по воле, а по случаю лишь разоряя последнее пристанище безымянных предков.
"Может, и мои тут, - подумал Андрей. - Может. Попробуй разберись: косточки да зола. И на кой ляд тормошить покойников?.."
- Ты не так лопату, - как бы невзначай, мимоходом, обронил Игорь. - Нужно, чтоб, понимаешь, скользила в руке... Дай-ка... Видишь, как. Сил меньше, а кидаешь дальше. А то сыпешь прям под ноги. Перекидывать придется. Двойной труд.
- Да я раньше... Как-то не приходилось, - отирая со лба пот, попытался было оправдываться Андрей.
- Ничего, приспособишься, - уверенно подбодрил Игорь. - Человек - самое приспособляемое животное. Оттого и человек. Хомо то есть.
- Да, - безразлично согласился Андрей. "Раз двадцать выкину - передохну,- назначил он себе очередной рубеж. - Раз... два... Вообще, спасибо им, предкам. О потомке побеспокоились: дали заработать на себе... Пять... шесть... семь... Если выдержу, месяца два проживу без идиотских забот... Девять... десять... Надоело все... Одиннадцать... двенадцать... Вот так бы, роботом... тринадцать... всю жизнь... Четырнадцать... пятнадцать... Только привыкнуть... Шестнадцать... Привыкну... Как это Игорь: человек - самое... восемнадцать... приспособляемое..."
Вечер навис неожиданно. Андрей сквозь дрему слышал, как ребята суматошно экипируются, чтобы поспеть перед сном освежиться в остывающей к ночи реке. Кто-то пробовал растормошить и его, но он так и не отозвался. Только что ему пригрезились аплодисменты и клокочущий голос главрежа:
- Ты талантлив, как сто чертей... Возьмись за Гамлета. Мечта моя. Сам поставлю. Немедленно. Уговорю, кого надо, чтоб - зеленый свет...
Не совсем еще очнувшись, Андрей улыбнулся, подумал: "Да-да, конечно, обязательно... Пора уж, пора..." Но потом очнулся уже окончательно и отчаялся: "Опять... Опять то же самое... Не хочу, не хочу об этом". Но ни о чем другом не сумел и снова пришел к тем же, отвратительным ему, воспоминаниям о театре. О том последнем времени, которое - взлет и низвержение. И он, и главреж считали тогда, что роль Гамлета - это его, Андрея, шествие к триумфу... Триумф не состоялся. "Быть или не быть - таков вопрос..." Андрей решил так: не быть. Это случилось на премьере. Он вдруг понял, что он - не Гамлет, что он лжет и что там, за рампой, тоже поняли это. И когда они поняли друг друга, он сказал себе: довольно.
Его обвинили в эгоцентризме. Но он все равно покинул театр. Не вопреки тем, кто обвинял, а, скорее, вопреки себе, потому что не представлял себя вне театра, без театра.
- Как хочу - не могу. Как могу - не хочу, - прощаясь, буркнул он главрежу.
- Как можешь- так и можешь, - сердито возразил тот и прибавил: - У тебя ж способности... А других, не актерских, возможно, вообще нет.
- Не возможно, а безусловно нет... А вы говорите - эгоцентризм.
Андрею почудился шорох в комнате, и он открыл глаза.
- Я вас разбудила?.. Лампа у вас вот накоптила, а увернуть не могу.
- Нет, ничего. Я не спал... Давайте я.
- А мальчишки ушли?
- Да.
- На речку?
- Да.
- А вы не пойдете? Вы очень устали? Правда, это сначала трудно - копать?
- Да.
- Я думала - чепуха. А вот... Очень тяжело первые дни было... Пойдемте тоже купаться? Это очень бодрит. Честное слово.
- Это князь Игорь поручил меня вам, Майя? Вас ведь Майей зовут?
- Да, Майей... А как вы догадались, что Игорь?
- Да уж так... Ладно, пойдемте.
Они не нашли ребят и долго плавали одни. Луна сочными блестками изломалась в волнах, тусклой пленкой застыла на галечнике. Было свежо и пустынно.
Андрей, накупавшись, вылез из воды в прохладный воздух, старательно растерся полотенцем, пробежался. Согревшись, сел, подстелив куртку. Закурил. "Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос..." -мысленно продекламировал он, глядя на выходящую на берег Майю, - красивое тело".
- Отвернитесь, пожалуйста. Переоденусь.
Было слышно, как она снимает купальник, отжимает его. Совсем близко. "В одном прыжке первобытного самца. Тогда еще не было разных условностей. Цивилизация делает все это гораздо пошлее, утонченней... Ну а что, если все-таки обернуться? Что из того?" Он не обернулся. "В конечном счете все это вздор, мальчишество", - сказал он себе, зная, что Майя уже оделась и теперь стоит рядом, расчесывает волосы.
- Садитесь, - подвинулся Андрей, оставляя свободной почти всю куртку.
- Спасибо... Правда, хорошо?
- Что - хорошо?
- Спать даже ни капельки...
- Да... хорошо... Вы замочили голову?
- Нет... Чуть-чуть только. Шапочка мала.
Кидая окурок, он коснулся ее тела. "А жизни суть - она проста, его уста - ее уста. Чьи это стихи?.. А жизни суть..."
- Мама говорила: не купайся одна, утонешь. А вдруг сбудется?
- Вы верите?
- Нет,- засмеялась Майя. - А вдруг? - спросил он и, протянув к ней руки, взял ее за плечи, повернул к себе. - А вдруг верите? - повторил.- Посмотрите мне в глаза... Я угадаю.
Андрей почувствовал, как его рука скользнула с ее плеча, потом он почувствовал под ладонью ее грудь. Мелькнуло: "Как резиновый мячик". И еще: "А жизни суть - она проста... Чье же это?.."
- Не надо... Нехорошо так...
- Почему - нехорошо? - спросил он.
- Нехорошо... Я не знаю... Нехорошо... Стыдно...
- Но тебе - хорошо?
- Не надо... Стыдно ведь...
Андрей отпрянул, отворотился, закрыл глаза.
- Я, наверно, дурак, - вслух произнес он. - Я знаю таких женщин, кто так и назвал бы меня: дурак... Уходите, Майя... Уходите...
- Нет, не дурак, вы - хороший... Я знаю про вас. И про то, как вы из театра... и про жену... Вам еще будет хорошо.
Под ее ногами зашуршала галька.
"Человечество делится на женатых и неженатых, на глупых и умных, на счастливых и несчастных, на добрых и злых... Что есть добро и что есть зло? Что есть хорошо и что есть плохо? Мне приятно, значит, мне хорошо. Но я запрещаю себе что-то, чего хочу, и тогда, значит, я не делаю себе приятно. Ради того, чтобы приятно, хорошо было кому-то другому... Но мне приятно, что я сделал приятное другому, отказавшись сделать приятное себе. Значит, все-таки я сделал хорошо себе?"
Андрей усмехнулся этим древним, как само человечество, рассуждениям, собрал в полотенце куртку, бриджи, майку, снова усталость начала овладевать им, усталость и недовольство собой.
- Хороший! - повторил он с сарказмом и смял в кулаке спичечную коробку.
Майя, вернувшись с берега, не пошла сразу спать. В сарае, где была устроена "ночевальня", сочно пахло свежим луговым сеном, кто-то из девчонок ворочался, шептал что-то, вздыхал.
Хоть щербатый порожек и был чисто вымыт, Майя все-таки подула на него, постелила купальник. Села - локотками в колени, ладошками в щеки. Так - очень удобно думать. О нем думать. И вообще о жизни.
Вот, например, мама говорила, что он - чудной и непрактичный, жить не умеет. Но мама все понимает по-своему, по-старому. А ведь он - как князь Андрей. А Марина - как княгиня с усиками. И он - несчастливый, гордый, смелый... Сначала она струсила. Когда он взял ее за плечи. И когда - руку на грудь...
Майя осторожно, будто это не она сама, а он, потрогала ТУ грудь, погладила ее, снова положила ладонь под щеку.
Он, конечно, не хотел сделать ничего плохого. Она зря струсила. Но руку на грудь - это тоже нехорошо, стыдно. Так считают все, кого она уважает. Она сама, правда, еще толком не знает, как ей самой считать. Потому что ей вовсе не было нехорошо. Но все равно это стыдно. Стыднее, чем целоваться.
И все равно все это такое - не самое-самое главное. Самое главное - это то, о чем нет слов. Вот когда говоришь ему о чем-нибудь, говоришь, а самой хорошо-хорошо. А говоришь-то как будто совсем ерунду: мол, накоптила лампа или какой теплый вечер. Всякую ерунду. А он тоже говорит какую-нибудь ерунду. И все равно хорошо. Потому что это и есть самое главное... Или если в него хулиганы - ножом, а ты - под нож. И тогда он понимает все и говорит: "Да, она любила меня по-настоящему, а я не замечал. Но сейчас уже ничего не поделаешь. Она убита".
Майе становится жалко себя. Она зажмуривается и встряхивает головой. Но слезинки не стряхиваются. Они ползут к носу, щекочут.
Андрей проснулся внезапно. Кремовые блики раннего солнца превращали его одеяло в шкуру жирафа. Он тут же вспомнил когда-то еще в детстве волновавшие его воображение книги об Африке, и ему неожиданно захотелось представить себя ловким, отважным охотником за дикими баранами-муфлонами. Собственно, муфлоны ему были не нужны. Ему важно было иное - проникнуться ощущением, сознанием сильного, мужественного человека, никогда не теряющего самообладания, всегда жаждущего жизни необычайной, требующей борьбы и жертвенности. Не мыслью, не разумом Андрей хотел этого. Это было покамест желание его чувств, беспокойство встревоженного, но неопределившегося еще, как действовать, инстинкта.
Сбегав по росе умыться и искупаться, Андрей возвращался к завтраку все так же возбужденный давно не случавшимся у него стремлением сделать что-то особенное, приятное, прежде всего, не себе, а другим, всем людям.
Встретилась бабка Дуня, сторожиха колхозного сада. Андрей поклонился ей, сказал:
- Доброе утро.
Бабка Дуня озадаченно поглядела на него, потом, наклонив голову, подозрительно сощурилась и вдруг, надумав что-то, проворно засеменила обратно в сад.
Встретился вороватый пес Пальма. Андрей кинул ему обмылок, и пес, поймав обмылок зубами и не разобрав, что это, метнулся под изгородь, но тотчас выставил оттуда рассерженную морду и пронзительно облаял Андрея.
Встретился трехгодовалый Санька, голопузый и заспанный.
- Привет, Санек!
Санек тер кулачками глаза и мочился прямо в пыльную дорогу.
- Ах ты, бесстыдник! Вот я тебе! - погрозился Андрей, шагнув к Саньку. Тот радостно взвизгнул и пошел петлять забрызганными ногами наутек от Андрея.
"Мог бы и у меня быть такой..."
Андрей постоял, посмотрел вслед мальчишке, улыбнулся:
- Хорошо.
От коровника несла в ведерке купленное к завтраку молоко Майя.
- Нет, ничего, я сама, - и тут же отдала ведерко Андрею.
- А ведь мы, по-моему, где-то уже знакомились. Вот только,- постучал себя влоб Андрей не соображу где.
- А мы - соседи... Почти соседи... Через два дома...
- Подождите, это какие же соседи?
- А где ваша жена. Княгиня с усиками.
- Как?.. Как это - княгиня с усиками?
- Да нет... Это я так, - совершенно уже потерялась Майя.
- Хм... Марина - княгиня с усиками?.. Вообще, это любопытно. Правда?
- Да нет... Это просто так... Ну вот и пришли. Поставьте сюда.
У двери он обернулся, спросил:
- Вы учитесь в педе?
- Да, в педагогическом.
- Второй курс?
- Да... Буду на втором.
"Взрослая ведь уже, а... На Тургеневе, что ли, помешана? На Толстом?.. Дремучая инфантильность по нашим-то временам. Джульетта Капулетти уже в тринадцать была куда старше",- вздохнул Андрей, входя в избу.
- Быстрей, быстрей! - строго прикрикнул на него Игорь.- Опаздываешь.
- Не видишь? Тевье-молочника репетирует наш добрый гений, - донеслось от стола. Все засмеялись.
Андрей вовсе было запамятовал, как они вчера разошлись с Агасфером, и про него, Агасфера, тоже как-то забылось. И лишь сейчас, когда они встретились глазами, утренняя безмятежность и беспечная утренняя бездумность стали разрушаться и меркнуть.
День-ночь-день-ночь
мы идем по Африке.
День-ночь-день-ночь
все по той же Африке.
Пыль-пыль-пыль-пыль
от шагающих сапог, -
пели ребята, ступая в ритм густой, одурманивающей мелодии. Андрей нес лопату, рейки, ящик с каким-то инструментом. Пока шли к курганам, в душе его делалось все противнее, нестерпимее. И археологическая экспедиция, куда он после всех ее участников, дня три назад, прибыл на должность рабочего, землекопа, уже не казалась ему спасительным заповедником, оберегавшим его от тех волнений, которых он так бежал. "Уйти и отсюда? А куда? - спросил он себя. - Домой?.. Или к Марине? Проситься на узаконенное место супруга?"
После того как снесли еще на два штыка землю, после того как часто начали в этой земле попадаться какие-то камни, после того как все эти новые снятые слои кургана и скопления камня Агасфер запечатлел на фотопленке, разметил на миллиметровке, - после этого стали появляться обугленные куски дерева, и взъерошенный Игорь совсем уже перестал отлучаться от кургана, а если и отлучался, то прежде командовал приостановить работу. Потом землекопов перевели на другой курган, а возле остатков первого копошились теперь практикантки с кисточками и ланцетами. Сюда же с древнего городища вятичей перебралась и руководительница экспедиции, о которой говорили, будто она ученица самого Арциховского.
Сегодня было не так трудно, как перед тем. То ли оттого, что руки и спина и все мышцы применились налаживать между собой ту согласованность, которая в конце концов избавляет тело от непроизвольной - от неумелости - перегрузки, или же оттого, что меньше было сегодня монотонного, томительного труда, а может, и оттого, что часам к десяти небо заволоклось серым, словно нечисто простиранным саваном облаков и солнце уже не палило. А скорее всего, легче было именно потому, что все эти причины сложились сегодня вместе. Но с облегчением телесным не наступало облегчения душевного.
Выгорелые останки обвалившейся камеры, домовины, сруба, то есть того, что было предшественником современного гроба, очищали ножами, кисточками, опасливо сдували пыль. После полудня, в самый перерыв, все вдруг вскочили и побежали туда, к захоронению, где что-то обнаружил и теперь радостно кричал об этом Игорь. Столпились вокруг, загалдели о находке, точно всполошившаяся стая птиц. Андрей тоже поднялся, но не побежал со всеми, а свернул за большой, не вскрытый еще курган, опустился в жесткую, перестоявшую траву. Здесь на крутизне, спадающей в реку, было покойно, невозмутимо. И снова, как иногда прежде, Андрей со страхом подумал о беспредельности времени. Чередовались эры, эпохи, века. Еще в третичном периоде Кайнозоя, когда не существовало, как объясняли в школе, человека и предки его еще лазали по деревьям, эта река уже, вот так же без передышки, изо дня в день перекатывала к устью свое текучее тело. И как долго в будущем ей предстоит нести это бремя?
А там, раскопав древний холм тризны и памяти, человек по прозвищу князь Игорь, молодой и счастливый, добыл глиняный горшок с пережженными костьми какого-нибудь настоящего князя Игоря и теперь доволен и утешен и ничуть не думает о том, что он сам такой же тлен и что как бы он ни был счастлив сейчас, минует столетие, а может, и того меньше, и след его, молодого сейчас и счастливого, и дела его, и мечты его, - ищи-свищи ветра в поле, вот что станется. А река будет течь. "Увы, бедный Йорик!" Будет!
Умереть, уснуть -
И только; и сказать, что сном кончаешь
Тоску и тысячу природных мук,
Наследье плоти, - как такой развязки
Не жаждать?..
Стоит спуститься к реке, и вечность - вот она. И когда-то, рано ли, поздно, все равно она наступит. И для него, Андрея, тоже наступит. И неизвестно, что лучше: рано или поздно. Для него, вероятно, лучше - рано. Потому что отсрочка ничего не переменит, а лишь растянется долгой изнурительной казнью, которой можно сразу, сейчас вот, тут, избежать. Просто спуститься к реке и не выплыть из нее. Так - разумно, так - надо, так - не он первый. Только заставить себя спуститься. И заставить себя не выплыть. И тогда не будет парадокса. А будет в самом деле труп,- вспомнил вдруг он вчерашние слова Агасфера.
Андрей почувствовал, как повеяло сухим жаром и горько запахло травостоем.
- И ничего уже не будет, - вслух произнес он.
Он шел к реке долго. Шел и не верил, что сделает то, что задумал, и оттого, из упрямства, еще сильней хотелось сделать это. И все-таки он обрадовался, когда увидел, что ниже, примостившись на коряге, пишет свой очередной благолепный пейзажик бодрячок Агасфер. Правда, нет ничего проще, как крикнуть фотографу о находке погребальной урны, и он тотчас побежит исполнять обязанности. Или самому отойти в сторону, за кусты лозы, и там без помех выполнить то, что решил. Но лучше всего - здесь. Почему лучше, Андрей не знал. Но зато он хорошо знал, что теперь уже он не заставит себя подчиниться хладнокровным, взвешенным расчетам и аргументам рассудка. И тогда, после того как пересилило влечение жить, робкое ликование и слабость захватили Андрея. Рука выпустила ветку шиповника, и Андрей, не удержавшись, сорвался в обрыв.
Агасфер, услышав треск и оборотившись на этот треск, опешил, не успел увернуться от кувыркающегося Андрея, и они уже оба, цепляясь друг за друга, начали сползать по плывущей под их тяжестью осыпи глины. Потом они молча отплевывались, отряхивались, утирали платками грязные, в ссадинах, лица. Потом Агасфер полез по склону к коряге, рядом с которой валялись сшибленные кисти, этюдник, масленка, но опять соскользнул вниз, и Андрей принялся подталкивать его к пологому выступу.
Взобравшись, Агасфер выправил подставку, собрал кисти, окунул их в банку с мыльной водой, укрепил над собой парусиновый зонт. С сожалением повертев раздавленный и негодный уже в работу тюбик с умброй, швырнул его в реку.
- Н-ну, я пошел, - нарочито небрежно, этой небрежностью скрывая неловкость, сказал Андрей.
- Была без радостей любовь, разлука будет без печали, - продекламировал, не глядя на него, Агасфер.
Андрей было уже схватился за куст, чтобы вскарабкаться вверх, но что-то заставило его обернуться, снова, внимательно уже, посмотреть на незаконченный Агасферов пейзаж. "Где-то я видел это. По крайней мере, что-то похожее".
- Что это? - спросил он. - Что это у тебя?
- Это?.. Над вечным покоем. Реминисценция Левитана, если угодно.
- Зачем же вот так?.. Не по-левитановски.
- Доходит, значит? - усмехнулся Агасфер. - Значит, доходит... Хлюпиков не терплю. Даже гениальных. Как Исаак Ильич.
- Н-не понимаю.
- Потому как сам хлюпик.
- Ты не хочешь объяснить?.. Без балагана.
- Не хочу... Но могу. Популярно.
Он начал с иронических пассажей, но затем посерьезнел, посуровел даже в скрытой от глаза ярости. Он не укорял, нет, он обличал то дьявольски потрясающее в человеке, что низводит его до безвольной твари, обреченной на бессмысленное краткое пребывание в мире вечных неколебимых абсолютов.
- А уважаемый Исаак Ильич, - теперь уже язвительно продолжал Агасфер, - пишет поразительное полотно и - нате вот вам! - подливает масла в огонь: несчастные людишки, что вы есть в сравнении с этим вечным покоем? Опомнитесь! Не гомозитесь! Вот - панихида вам. Поэтическая! Элегическая! Гипнотическая!.. Не жизнь, а смерть - символ веры такого, пардон, искусства.
- Разве смерть не такая же правда, как жизнь? - показал Андрей на видневшийся вдали курган.
- Что я не вечен, я и так знаю, не без мозгов, - сердито отозвался Агасфер. - Но пока жив, я хочу жить, я должен жить. А мне живописным погостом тычут в рыло. Что у меня - от погоста сил вдесятеро?.. Погост нытикам и лодырям - прямая выгода. Оправдание пассивности. А мне так Прометея в поводыри дайте. Я, пока жив, за Прометеем хочу топать, я сам хочу Прометеем стать! Тогда жизнь мне в радость будет... В вечности я уже был. И опять туда отправлюсь. А жизнь - вот она: в травинке, в капельке речной, в лучике солнечном, в тебе, дура... Левитан - это так, к примеру. Потому как спорю с его удомлинской меланхолией. Тема та же. Только трактовка, с позволения, навыворот. Вот так, ежели популярно.
- Не очень-то популярно, - возразил, чтобы лишь возразить, Андрей. - Ну и что, выходит? - кивнул Андрей на этюдник.
- Нет... Не выходит... Пока. Ибо писано: всему свое время, и время всякой вещи под небом. Так, если еще популярней. Впрочем, неблагодатная ты для этих семян почва. Зря распинался.
- Возможно, - пожал плечами Андрей. - Тем более, когда семена -- плевела.
Ночью, не простившись ни с кем, поставив заранее в известность лишь начальницу экспедиции, Андрей вытащил из-под лавки свой чемодан и подался на станцию.
"Возьмут в здешний театр, - прикидывал он на ходу, - соглашусь. Конечно, это не идеальный, но хоть какой-то выход. Да и можно, в конце концов, просто служить, получать деньги и быть маленьким, неприметным винтиком. Всё - никчемная, безалаберная суета. Всё - огромный перпетуум-мобиле, уникальный механизм для толчения воды в ступе. С винтиков нет спроса. Их штампуют миллионами. Износился - в утиль. Да и не в утиль даже, что проку от такой мелюзги. В пыль, в прах, под ноги. Замена всегда наготове. Воткнут и сиди в своей дырке, до одряхления. А потом туда же - в пыль, в хлам, под сапоги истории..."
В помещении станции от недостатка электрических ламп было полутемно. Ожидающих поезд накопилось еще немного, но в зале все равно стоял свойственный лишь вокзалам особый, с приглушенным эхом, гул. Андрей купил билет, позвякал монетой в окошечко буфета. Продавщица зевнула, недружелюбно спросила:
- Чего тебе?
- Три бутерброда, бутылку пива.
- Пиво - в розлив.
- Черт с ним, какое есть, - и, взяв, отошел к грязной стойке.
На деревянном, стандартном для железной дороги диване расположились три девушки, вполголоса, тоненько выводили:
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.
Больше слов они, вероятно, не знали и повторяли сызнова: "Пусть всегда будет небо..."
Напротив колготил подвыпивший парень:
- А что я - хужее других? Да? Хужее других?.. Почему им можно, а мне пинком под это самое?.. А я, если чего, так матерьяльную часть не хужей Сереги понимаю... Нет, ты вот чего сообрази: угробили они копалку? Нет, ты не отвертывайся, ты прямо ответь - угробили?
- Тебе-т что от того? - спокойно перечил старик в замызганной бабьей кацавейке.
- Как эт что?.. Копалку они угробили? А мне лопатой из-за них вкалывать, да?.. А я б ее... во как содержал! Не-е, дай собрание, дак я их там всех до одного разгребу...
- Дорыпаешь ты с норовом своим.
- А я - за правду! И ты не сбивай меня с правильного пути. Не такие за хибос хватали. Дак теперь не те времена. Усатого-т, гля, как дегтем помазали. А уж что не бог был. И херувимчикам крылышки во как попалили. А ты мне...
- Пройдет... Все пройдет... Окоротают тя, и враз примолкнешь. Как милачок примолкнешь, - посмеиваясь, вещал старик.
Андрей допил пиво, вернул буфетчице кружку. Приспособившись, как удобнее, на незанятом месте, положил под голову чемодан, задремал. Какое-то время спустя почувствовал, что кто-то легонько потряхивает его.
- Послушайте... Проснитесь, пожалуйста...
- Вы мне? - буркнул, нехотя приподымая голову.
- Вы на этот поезд?
- Уже?
- Да-да. Объявили... Не поможете ли вот эту связочку книг?..
Пассажиров в вагоне было мало, и Андрей вдвоем с разбудившим его человеком заняли целое купе. Попутчик убрал под сиденье чемоданы, бережливо поставил на откидной столик стопку книг, наплотно задвинул штору.
Андрей прочитал на корешках толстых томов: Грабарь, Нестеров, Алпатов. "Еще один великий живописец, маэстро соцреализма", - с иронией подумал о попутчике Андрей. Тот большим гребнем расчесывал длинные, спутавшиеся, оттого что были под шляпой, волосы. Потом, переменив гребень на другой, частый, так же тщательно стал приводить в порядок пышную, как прикленную, бороду. "Этот подражает не битникам. Скорее, в манере передвижников. А видно, совсем не старый..."
- Грабарь, знаете ли, почти раритет. Охочусь уже давно, а улов пока небогат - разрозненные тома...
Бледные, вздрагивающие пальцы попутчика то прилипали к книгам, то проворно обшаривали все их сразу, словно намеревались убедиться, что все они здесь, что все они его и теперь всегда будут его.
- А это - Нестеров... Вы знаете Нестерова?.. Не правда ли, великолепные творения?
- Да, - сказал Андрей. - Нестеров - это великолепно. Да... Я не мешаю вам отдыхать? Вы, может быть, хотите отдохнуть?
- Нет-нет, благодарю... Может быть, вы?
Андрей не ответил, и попутчик его предположил, что и он, Андрей, тоже, видимо, желает скоротать дорожное время в беседе, и продолжал:
- Не все нестеровское, разумеется, превосходно, но - помните? - "Родина Аксаковых", "Осенний день", "На горах", "Пустынник" - это подлинное искусство. А такой изумительный холст, как "Видение отроку Варфоломею", или вот еще - "На Руси"?! Вы обратили внимание на глаза отроков из этих двух картин? Такие глаза, говорят в народе, бывают у обреченных смерти... Нестерова, знаете ли, надо не видеть, а чувствовать. Чувствовать вот эту поэзию Фата-Морганы, призрачности нашего существования. Перед такими полотнами нельзя скакать галопом, надо долго быть возле, долго насыщаться этой гармонией сумеречного неба и неподвижной, остановившейся, так и кажется навсегда, воды. Насыщаться бесконечным и, пожалуй, именно от этого, от бесконечности, удивительным ощущением внеземного покоя... И благоговеешь: человек слаб, но и слабостью своей он велик в великих творениях. И, знаете ли, будучи даже в сомнениях, проникаешься умиротворением и согласием: о горнем помышляйте, а не о земном, облекитесь в смиреномудрие, кротость, долготерпение. Не возноситесь помыслами своими, ибо сущий от земли земный и есть, - простите мне невольный профессионализм.
- Странный этот ваш профессионализм. Больше на что-то церковное смахивает.
- Да, это, знаете ли, именно церковное, - улыбнулся попутчик. - Ведь я - священник. Вы разве не догадались?
- Я было решил, что вы - художник. Из каких-нибудь новых передвижников, - уже с любопытством оглядывая соседа, признался Андрей.
- Неполучившийся художник, - выделив "неполучившийся", опять улыбнулся священник.- Мнил себя, знаете ли, Самсоном и поразился, когда - уже специально обучаясь живописи - нашел, вернее, другие нашли, что исполинским талантом не награжден. Было и смятение, и худшего достигало, пока не понял, что надо смириться. И сим утешился. Вот так закончилась моя мирская жизнь.
- А вы не очень... в годах.
- Тридцать четыре.
- Да?.. Так мы чуть ли не ровесники... И, если откровенно, вы верите в бога?
- Если откровенно -- да, верую.
- Но ведь это, извините... нонсенс, чепуха. Как можно сейчас даже немного образованному человеку верить в сверхъестественное? В легенды, в мифы или что там еще.
- А вы не верите в сверхъестественное?
- Я?! - Андрей рассмеялся, развел руками. - Увы!
- Тогда позвольте такой наивный вопрос: вы верите в то, что имеются некие объективные законы, которым следует развитие материального мира? Природы, знаете ли? Общества?
- Ну, допустим.
- Так что же это за такая нематериальная субстанция - законы? Ведь это и не энергия, и не атомы, и не химические превращения, а предопределение какое-то. Что бы ни было, а свершится именно так, а не иначе. Прямо-таки мистика, не правда ли?.. Бога научно-популярно представляют в человеческом образе. Но ведь можно и научно трактовать идею бога. Как идею того, что самовыражается в движении, в созидании, что предопределяет всевозможное развитие и познание. Видите, исходная точка, если отвлечься от некоторых догматов, и у вас и у нас одна и та же. Не правда ли? Разница в другом. Мы полагаем, что существует и иной мир, мир счастья, где каждый, кто не нашел радости в земной юдоли, заслужив терпением и верою, обретет ее там. Мы утешаем людей в скорби их, помогаем им высоконравственно, безгрешно дожить до конца естественного пребывания здесь, на земле. Ваша вера в этом смысле хуже. Вы предлагаете возделать эдем, земной рай, именуя его коммунизмом. Но ведь это, знаете ли, призрак, мираж. Так же, как вы не верите в потустороннее счастье, так же я не верю в счастье земное. Ну, давайте вообразим, что люди воздвигли коммунизм. Но у людей, по вашим же убеждениям, и идеал счастья усовершенствуется. Им уже подай что-то иное, еще лучшее. Однако никто, и вы сами сознаетесь в этом, не сумеет достигнуть ничего абсолютного, значит, и полного удовлетворения. А видя это, теряя надежду, люди погрязнут в нигилизме и пороках. Так чем же достойнее ваша вера?
"Нет-нет, - слушая, думал Андрей, - это ложь, это софистика, я знаю. Но я не могу сразу, как следует, разобраться, не могу сразу, как надо, опровергнуть эти хитросплетения. В школе, в институте меня научили не верить в бога, но меня не научили - да-да, не научили - ниспровергать его... Все попы, убеждали нас, развращенные, лицемерные невежды. А вот попик, считай, погодок, тычет мне "пройденную" мной философию, и я - пас. От невежества, от собственного своего невежества. Конечно, я могу извлечь из памяти полдюжины библейских несуразиц, привести пару анекдотов, но это же бездарно и пошло. И он тут же поймет это, мое невежество, и вновь расставит другие уже силки... Да, но ведь если меня не научили чему-то, неужели я не пытался сам рассуждать?.. Ну, конечно, пытался. Только пытался. Только. В этом "только" и суть. Бездарь, какая бездарь! Гамлет! Нет, Гамлет не был таким. Вот почему он не удался мне. Удел бездари играть на подмостках такую же бездарь. Не играть даже, просто представлять".
- Нонсенс, - произнес между тем Андрей и сделал брезгливую гримасу. - Нонсенс. "И привязалось же это дурацкое слово, вот идиот", - с досадой выругал себя он.
- Нонсенс, - еще раз повторил Андрей вслух и, наконец, совсем уже сконфузившись, пошел в тамбур курить.
Когда Андрей вернулся в купе, священник спал, обняв книги, положив на них голову, легонько, как ребенок, посапывая. Потом явились ревизор и проводник, проверять билеты. Проводник потеребил священника за локоть, разбудил, сказал:
- Приготовьте билетик.
Священник, нервничая, искал билет в бумажнике, в кармане. Найдя, вздохнул, промакнул платком лоб.
- Знаете ли, - уже после пожаловался он Андрею, - всякий раз, когда меня контролируют, чувствую себя неприятнейше: все мнится, что у меня что-то не в порядке. Хотя прекрасно знаю, что никаких нарушений никогда не допускаю... Да ведь и беспричинно могут притеснять.
- Ваше беспокойство противоречит вашей вере, - уязвляя священника, попробовал взять реванш Андрей. - Чего вам пугаться? Тем более, что случись в отношении вас произвол, это лишь увеличит ваши шансы на счастье в потустороннем мире.
- Что ж, - улыбнулся священник, отвечая на выпад Андрея, - я не ропщу. Но ваша ирония, знаете ли, - холостой выстрел. Ибо беспокойство присуще всем людям. Оно свойственно и вам, я ведь заметил. Но беспокоитесь вы или не беспокоитесь, ваши шансы на счастье в этом, в земном, мире вряд ли возрастают. Напротив даже: чем больше беспокоитесь, тем больше они уменьшаются.