Соколов А. Н. : другие произведения.

Поведение

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


СОКОЛОВ А. Н.

ПОВЕДЕНИЕ

Опыт генетического рассмотрения

Тула

      СМЫСЛ ЖИЗНИ - это чисто человеческая потребность оправдания своего личного или коллективного бытия, и не только оправдания, но и утверждения не случайности, а необходимости этого бытия и, следовательно, необходимости приведения своего (индивидуального и кол-лективного) ПОВЕДЕНИЯ в соответствие с этим смыслом. Достижение такого соответствия в свою очередь требует постановки ЦЕЛЕЙ и оп-ределения СРЕДСТВ осуществления этих целей.1)
      Рассудочно или интуитивно, конвенционально или единолично. глубоко или поверхностно эти вопросы так или иначе формулируются и разрешаются Ноmо sapiens на протяжении всей его истории. Такова природа ритуалов, мифов, религий, философии, искусств и наук, то есть всей атрибутики нового качества живого - СОЗНАНИЯ. В этом радикальное отличие человека от прочей земной фауны и флоры.
      Если поведение всего, кроме человека, живого мира диктуется физиологическими потребностями и внешними факторами, то поведение человека в значительной мере зависит от его ОСОЗНАНИЯ смысла и, значит, ЦЕННОСТИ жизни, от его ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ и отбора соответствующих СРЕДСТВ жизнеобеспечения.
      Само по себе слово "смысл" не только многозначно, но и противоречиво в этой своей многозначности. Чтобы убедиться в справедливости сказанного, достаточно заглянуть в толковый словарь русского языка составителя С. И. Ожегова. Ниже, там, где это будет вытекать из потребности изложения, речь пойдет о "смысле жизни" в тех границах этого понятия, в каких человек извечно пытается постигнуть свое назначение, свою роль, наконец, свою ценность и прерогативу как существа, обладающего способностью ставить такие вопросы и отвечать на них.
      Уже отсюда следует, что "смысл жизни" - понятие имманентно человеческое и никакого отношения к реальному, независимому от разума человека, его сознания миру не имеющее. Положение это настолько очевидно, что доказательство его, надо полагать, излишне. Однако это не значит, что поведение человека определяется исключительно его спекуляциями относительно своей миссии в царстве природы (венец творения и т.п.) 2). Поэтому прежде чем обратиться к рассмотрению непосредственно человеческого поведения, есть резон совершить хотя бы фрагментарный экскурс в область накопленных знаний об "образе жизни и действий" реального в различных его проявлениях мира.
     

ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ

     
      Человеческое познание есть составление мнения, основанного прежде всего на представлениях, образующихся при посредстве органов чувств, их разрешающей возможности, пределы которой хотя и расширяются /приборы, аппаратура, знаковые системы/, но опять-таки только в рамках существующих каналов восприятия.
      Вторым основанием для составления мнения является мыслительная деятельность, преобразующая чувственный опыт в умозрительные, отвлеченные построения.
      Таким образом, человеческое познание в той мере субъективно, насколько оно ограничено возможностями именно человеческого мировосприятия и именно человеческого миропостроения, и в той мере объективно, насколько в этой ограниченной проницательности мысленные императивы оказываются в общем случае адекватными опыту. 3)
      Итак, Бытие начинается в сознании. Как отображение того, что вне сознания. Это отображение, естественно, не может быть полным и непротиворечивым, никогда не может быть абсолютно истинным. Иначе сознание было бы тавтологией Бытия. Тавтологией, которая как тавтология не несет никакой информации, никакого знания, никакого стимула. 4)/ Тавтология пуста, бессодержательна и в этом отношении она действительно - абсолютная истина, потому что предъявить чего-либо нового она не способна.
      Всякая логически стройная, эстетически безупречная, даже тривиально убедительная идея, концепция, теория уже в силу своей логики, красоты и убедительности страдает совершенством и завершенностью, поскольку совершенство и завершенность - это сами-в-себе! непротиворечивость и полнота, на что, кстати, намекает и знаменитое утверждение Гёделя.
      Возможно, поэтому кажутся подозрительными и, как свидетельствует история, вызывают по крайней мере первоначально сильное сопротивление благие в сущности намерения воспроизвести единственную, годную на все времена научную ли, философскую или религиозную картину Бытия. И вместе с тем человечеству всегда потребны самые различные даже противоположные, не претендующие на всеохватность и идеальную законченность, но на искренность постижения наброски, эскизы, афористические этюды, отображающие противоречивую мозаику бесконечно переменчивого Бытия. Попробуем пойти этой стезей.
  

Часть I. ЭКСТРАСПЕКЦИЯ

Набросок первый. ДИАЛЕКТИКА "ЦЕЛОГО МИРА"

      Человеческое познание, отображение мира исконно диалектично, что, в частности, запечатлено в категориальной бинальности мышления, языка, этики, формальной логики и т.д. Зависит ли это от устройства органов чувств Homo sapiens или служит действительным аналогом вне его существующей реальности, покамест можно только предполагать. Каковы бы ни были эти предположения, но человек будучи человеком не может осознавать мир и тем более существовать в нем каким-либо иным, не человеческим, способом.
      Обращаясь к диалектике Гегеля и в меру необходимости трансформируя категорийный аппарат двух триад его логики, можно выстроить ряд феноменологических и эмпирических противоположностей, находящихся в отношениях взаимоотрицания, взаимодополнения и реципрокного взаимодействия.
      Уже сама по себе схема /см. стр. 6/ показывает, что диалектика "чистого разума" и "наблюдательной эмпирии" фактически снимает вопрос о материальности и бесконечности "Целого мира"5), требует рассмотрения его состояний и производных этих состояний в противополагающем единстве, в сохранении этого противополагания и его взаимопревращения. В этой связи стоит еще раз возразить против гегелева термина "становление", как, к слову сказать, и общеупотребительного термина "движение" /применительно к материи/. Ни первый, ни второй не выражают в полной мере содержания диалектического взаимодействия.
  

0x01 graphic

  
      Более приемлемо в данном случае употребление термина "превращение" или "изменение". "Движение, в применении к материи, это - изменение вообще" подчеркивал Энгельс в "Диалектике природы" 6). Превращение /изменение/ служит разрешением противоречия между противоположностями, обеспечивая их взаимопереход друг в друга. Поэтому, к примеру, кажутся достаточно странными и бесперспективными гипотезы типа "Вселенная - открытая система" /'Вселенная - замкнутая система". 
      Вселенная, если ее понимать как весь реальный мир, как целое не может быть системой или не системой, эти определения к ЕДИНОМУ, состоящему из структурированного /системного/ и не структурированного /не системного/, из порядка и хаоса, не применимы.
      Столь же неосновательно конгломерировать такие категории, как пространство и время, поскольку пространство есть субстанция, состоящая из "вещественного" компонента и "невещественного" компонента /например, так называемый физический вакуум/. Время же - субстанция, свойственная только тому компоненту пространства, в котором обнаруживается ОТНОШЕНИЕ последовательности, проявление этого от-ношения в организации, структурировании, детерминации. В противопо-ложном компоненте пространства явление времени невозможно, так как невозможна воплощенная во времени последовательность, а значит, направленность, причинно-следственная связь между событиями, системообразование и т.д. Там - царство хаоса, случайности, полной свободы самоосуществления и самораспада.
      Очевидно, не случайно в выражении для пространственно-временного интервала СТО /Эйнштейн/ временная координата имеет знак плюс а пространственные - знак минус: dx2 = c2dt - dx2 - dy2 - dz2. Более того, при прохождении сферы Шварцшильда /достижении гравитационного радиуса/ коэффициент /в соответствии с ОТО/ перед dt2 становится отрицательным, а перед dx2 (пространственным детерминантом) - положительным. Не говорит ли это о неправомерности представления Целого мира как четырехмерной реальности Эйнштейна-Минковского? Не позволяет ли это предположить, что в мире Бытия, в его явлении, главную роль время играет как "организатор" пространства, а в мире Инобытия 7), в отсутствие времени, существует одно лишь "неорганизованное" пространство?
      Вряд ли также надо доказывать с этих позиции несостоятельность распространения на ЦЕЛЫЙ мир эвклидовой, римановой или каких-либо других геометрий, а также фундаментальных и нефундаментальных законов, обнаруженных в опыте человеческого познания. Вполне очевидно, что такого рода законы, закономерности, правила, принципы, формулы "предметны" только и только в мире Бытия, поскольку только в этом мире проявляются ОТНОШЕНИЯ, СООТНОШЕНИЯ, ЗАВИСИМОСТИ, СВЯЗИ, КОНСТРУКТЫ /ограниченные объемы/ и т.д.
     

Набросок второй

СФИНКС ИНОБЫТИЯ

      Человечество обозначило словом "Бытие" /бытие-для-себя/ то состояние Целого мира, в котором оно пребывает. Противоположное состояние /небытие-для-себя/ определялось с точки зрения здравого смысла как несуществущее - Ничто, Небытие. Впрочем, в религии, науке, философии постоянно высказывались догадки об отличии Инобытия от абсолютного Ничто /потусторонний мир, эфир, область платоновых идей и т.п./. "Это небытие, - полагал Ибн-Сина,- не абсолютное ничто, а ничтойность определенного нечто, конкретизированного некоторым конкретным состоянием, каковым и является его пребывание в потенции"8).
      Что же это за нечто, пребывающее в потенции? История вопроса потребовала бы сочинения специальной многостраничной, если не многотомной, работы. Попробуем миновать этот этап, вспомнив лишь, что не мало проницательных умов останавливалось в недоумении перед проблемой ПУСТОТЫ. Если мир материален, то материален ли вакуум? Чтобы снять противоречие и успокоить научную совесть, пустоту в свое время заселили эфиром. Но Эйнштейн, показав нелепость такого допущения, тем самым вновь возвратил физическую науку "пред лик таинственного сфинкса"...
      Современные теоретические изыскания привели к выводу: "Физическим вакуум представляет собой "море" всевозможных так называемых виртуальных частиц и античастиц. В отсутствие внешних полей эти частицы не могут превратиться в реальные. Однако достаточно сильное или переменное поле /например, электромагнитное или гравитационное/ может вызывать такое превращение".9)
      Так, тысячелетием раньше философски сформулированная мысль нашла аналог в научной версии реальности "виртуального" /возможного, то есть потенциального/ Инобытия. Если принять эту физическую гипотезу, то правомочно сделать следующие предположения. Инобытие может переходить в Бытие, а значит, Бытие - в Инобытие. Бытие характеризуется преимущественными "затратами" кинетической энергии, а Инобытие - "накоплением" потенциальной; следовательно, способ существования Бытия - движение /превращение, изменение/, а способ существования Инобытия - ВОЗМОЖНОСТЬ движения /покой, то есть отсутствие явления превращений, изменений/. Достижение предельных значений вызывает разрешение противоречия между Бытием и Инобытием /переход количества в качество, реализация закона отрицания отрицания и др./.
      В общем виде этот процесс представляется так. Расширяющаяся Вселенная /модель Фридмана/ в силу реципрокных отношений чем более актуализирует Бытие, тем более дизактуализирует Инобытие. Возможно, это является следствием ослабления гравитационного поля /на уменьшение гравитационной постоянной указывал Дирак/. Не это ли, кстати, приводит к найденному астрофизиками ускорению "разбегания" галактик?
      Напротив, когда начинается фаза гравитационного сжатия, происходит всё большая актуализация Инобытия. Виртуальность, согласно современной квантовой физике, в сильном гравитационном поле постепенно реализуется. Но поскольку давление вакуума, по предположению, отрицательно, создается "перепад" давлений сжимаюцихся Бытия и Инобытия, результатом чего становится новая фаза Целого мира - расширение, однако уже "вовнутрь" сингулярности /Вселенная коллапсирует в сингулярность/.
      В кратковременную эпоху существования градиента давления Бытие целиком снимается Инобытием, чтобы тотчас началось новое становление Бытия, основные физические характеристики которого скорее всего остаются неизменными /законы сохранения, мировые постоянные, например, постоянная Планка и т.п./.
      Подтверждением изложенному является идея Гамова о "горячем" начале расширения Вселенной. Произведенные впоследствии расчеты позволили И.Д. Новикову написать в цитированной книге: "через I сек после начала расширения температура была 10 в десятой степени К. При меньшем t температура еще больше. При такой огромной температуре происходят процессы рождения и аннигиляции, элементарных частиц" 10), то есть практически те же процессы, что и при явлении, скажем, виртуальных фотонов.
      Сделаем еще одно полезное сопоставление: "Выдающимся результатом... было построение наиболее общего решения уравнений Эйнштейна вблизи космологической сингулярности советскими физиками Белинским, Лившицем и Халатниковым в 1972 г. Они показали, что в самом общем случае начало расширения, если оно подчиняется уравнениям Эйнштейна, должно носить колебательный характер с резкой анизотропией по разным направлениям". 11)"
      "Оказывается, неадиабатический процесс, который в классической физике ведет к усилению уже имеющихся колебаний /волн/, в квантовой физике может приводить к "усилению" виртуальных колебаний, т.е. к превращению виртуальных частиц в реальные. Так, изменение гравитационного поля со временем должно вызывать рождение фотонов с частотой порядка характерного времени изменения поля. Обычно эти эффекты ничтожны. поскольку слабы гравитационные поля. В космологии, однако, вблизи момента начала расширения Вселенной эти эффекты должна быть очень сильны, ибо и сила полей, и скорость их изменения там колоссальны."12)
      Главное во всем, что было воспроизведено выше, не в различных акциденциях, как бы они ни были любопытны сами по себе, а в направлении мысли на признание вакуума ИНЫМ физическим БЫТИЕМ, на которое не распространяются /по крайней мере безоговорочно/ умозаключения, являющиеся плодом исследования "нашего", наличного /по Геге-лю/ Бытия. Только в этом случае могут проясниться такие, например, странности, как дискретность пространства в мире Бытия и невозможность суммировать его в единой системе координат /"ширина",'длина","высота"!/ невозможность экстраполяции на Целый мир определения "система", хотя именно системность, структурность, упорядоченность служат важнейшими характеристиками наличного Бытия, 13) одно направленность гравитации, но уже оттого, что это /как и колебательные, ритмические режимы поведения/ - свойство Целого мира. И так далее.
      Из сказанного с очевидностью вытекает, что фундаментальные, основополагающие законы и принципы существования /поведения/ должны быть различными для Бытия и Инобытия, но происходить из единого всеобъемлющего Закона существования Целого мира. Закона, в котором находят своё безусловное обобщение квантовые, релятивистские, термодинамические, виртуальные и, возможно, иные неизвестные нам эффекты. 

Набросок третий

PERPEТUUM MOBILE

      Известно, что первое и второе начала термодинамики постулируют приведение изолированной системы в конечное состояние равновесия, при котором, несмотря на сохранение общего баланса энергии, какие-либо процессы, превращения, изменения в системе запрещены. Итак, движение НЕ ВЕЧНО? Нельзя же всерьёз принимать в качестве ответа стыдливые намеки на статистический, вероятностный характер второго начала, на возможность - после практически вечного "обездвижения" - антиэнтропийных флуктуаций, выводящих Вселенную в кратковременное нестационарное состояние /например, флуктуационная гипотеза Больцмана/.
      Нет или да? На этот вопрос современная физика Бытия не мoжет предложить столь же категорический ответ. Между тем, вооруженный только философской интуицией, но отнюдь не изысканными физическими фактами и теориями /что, впрочем, позволяет абстрагироваться от чрезмерного разнообразия/, Н.Г.Чернышевский воспротестовал против финалистского вывода родителей и интерпретаторов термодинамической догмы: "Формула, предвещающая конец движению во вселенной, противоречит факту существования движения' в наше время. Эта формула фальшивая... Из того факта, что конец ещё не настал, очевидно, что ход процесса прерывался бесчисленное множество раз действием процесса, имеющего обратное направление, превращающего теплоту в движение... В целом это безначальная смена колебаний, не могущая иметь конца". 14)
      Итак, о чем же у Чернышевского речь? Во-первых, о Вселенной. О Вселенной как Целом мире. Во-вторых, о периодической  обратимости  энтропийных процессов во Вселенной. Наконец, в-третьих, о бесконечности  движения как способа ее существования.
      Теперь обратимся к термодинамике. Где актуализируются её начала? Непременно в системе. А если точнее - в изолированной /адиабатной/ системе. Можно ли считать системой Целый мир? Нет, и об этом уже говорилось выше. Системой является только та её часть, которая - Бытие. Может ли быть Бытие изолированной системой? В принципе, да. И тогда правомерно утверждение о росте энтропии в мире Бытия и невозможности вечного существования /а значит, и вечного движения/ этой и только этой части Целого мира. 15)/ Следовательно, начала термодинамики действительно неопровержимы. Но настолько же неопровержим факт их ограниченной приложимости.
      И всё-таки, почему мир нашего бытия - изолированная /адиабатная/ система? По мнению некоторых физиков, главный довод - необратимость реальных процессов: "Все реальные процессы необратимы, поэтому (!) в действительности энтропия изолированной системы может только возрастать, достигая максимума в состоянии термодинамического равновесия системы""16) IIo мнению других, этот довод неприемлем даже для доказательства существования энтропии /$/: "В самом деле, существование функции S совершенно не зависит от необратимости естественных процессов...'17)
      Как видим, такой путь ведёт в никуда. Попробуем пойти другим путём. Один из законов диалектики требует "взаимного проникновения противоположностей /формулировка Энгельса18) Бытие, по определению, противоположно Инобытию. Следовательно, так называемый реальный мир должен находиться в отношении постепенного проникновения в так называемый виртуальный мир /вакуум/. И наоборот. Выше уже отмечалось, что вблизи сингулярности при значительном усилении гравитации, по расчётам, возможны неадиабатные процессы с превращением виртуальных частиц в реальные.
      Если допустить, что это в самом деле так, и если принять во внимание, что и сейчас, во времена, удалённые от сингулярности, взаимодействие "внешнего электромагнитного поля с нулевыми колебаниями вакуума вызывает неоднородность в пространственном распределении общего заряда виртуальных пар, что приводит к явлению поляризациивакуума, с которой связан ряд эффектов, подтвержденных экспериментально"19), то надо согласиться с тем, что Бытие - система не жестко изолированная, а скорее проходящая стадии ОТКРЫ-ТОСТИ -- ЗАМКНУТОСТИ -- ИЗОЛЯЦИИ ~ ЗАМКНУТОСТИ -- ОТКРЫ-ТОСТИ. '
      В современную эпоху система Бытие скорее всего является замкнутой. Вот несколько "эмпирических" фактов, позволяющих утверждать возможность такой интерпретации.
     -- Хотя отношение числа фотонов к числу барионов, характери-зующее энтропию реального /"вещественного"/ мира достаточно велико - 10 в восьмой степени, однако это отношение "практически не меняется при эво-люции Вселенной 20)
      Отсюда можно предположить, что в системе Бытия всё ещё происходят негэнтропийные процессы, начавшиеся после момента рекомбинации и требующие обмена теплоты на энергию, способную "производить работу".
     -- Такого рода обмен энергией, характерный для замкнутой системы и внешней среды, возможен для Бытия только с вакуумом, который располагает наинизшим энергетическим уровнем, 21) но вместе с тем при определенных условиях, о чём говорилось выше, допускает реализацию виртуальных частиц.
     -- Появление новых звёзд и "испарение" черных дыр, очевидно, имеет квантовую природу и непосредственно вытекает из возможности обмена энергией.
     -- Этот факт продолжающегося "строительства и разрушения" космических объектов, а также сообщение эстонских астрономов /см. сноску 13/ свидетельствует о продолжающемся упорядочении, структуризации системы Бытия, что прямо противоречит распространенному мнению о заметном возрастании во Вселенной энтропии и подтверждает справедливость аргумента I.
      Учитывая, что модели Гамова и Фридмана, а также квантовая теория поля в основном согласуются с представлением о первоначальной открытости системы Бытия, а приведенные только что доводы говорят в пользу окончания стадии замкнутости /отсутствие непринудительной самореализации виртуальных частиц, относительная "архитектурнаяи завершенность "вещественного" мира/, естественно предположить, что дальше последует стадия изоляции и т.д. вплоть до возврата Бытия, но уже в составе Целого мира, к состоянию сингулярности, к новому коллапсу внутрь неё, однако в "противоположную", чем раньше, сторону.
      Таково бесконечное существование пульсирующей Вселенной - вечного самодвижителя, искусственное создание которого невозможно в любом системном образовании. 22)

Примечания

      1)"Но какова же цель человека в занимаемой им сфере бытия?- спрашивает Гольбах.- Существовать и сделать свое существование счастливым. Поэтому человеку важно знать надлежащие средства к этому... /Гольбах П. Избр.произв. в двух томах, т"1 ,М., 1963, с. 165/.  
      2) "Очевидно, во Вселенной, - допускает Ламетри, - существует одна только субстанция и человек является самым совершенным ее проявлением". /Ламетри Ж.0. Сочинения. М. ,1976,с.236/.  
      3) Поль Дирак замечал: "Если физик умеет вычислять необходимые величины и сравнивать их с экспериментом, он вполне счастлив, потому что именно этого он хотел". /Дирак П.A.M. Эволюция физической картины мира. -В кн.: Над чем думают физики. М. ,1965,с.130/.
      4// В тамильской поэме "Манимехалей" //УIII-IX ввв/ говорится: "Когда исчезает неведение. пропадает активность....после чего прекратится и всякое существование".
      Через тысячелетие, сам того не подозревая. откликнулся на эти строки Жюльен Офре Ламетри: "Поэтому покоримся неизбежному неведению, от которого зависит наше счастье".
      / Пятигорский A.M. Материалы по истории индийской философии. М. 1962,с.65-66.
      Ламетри Ж.О. Цит.произ. ,с.243/. 
      5) Несмотря на возражения некоторых философов, этот термин становится все более актуальным, как альтернатива терминологической неразберихи в современной космологии.
      6//Энгельс Ф. Диалектика природы. ОГИЗ, Госполитиздат ,1941,с. 199.
      7) Исходные .противоположные по своему содержанию понятия, определяющие Целый мир: Бытие-Инобытие /Ничто, по Гегелю/ - совершенно условны и отражают антропоидное миропредставление. Слово "Инобытие" в от-личие от слова "Ничто" предполагает реальное существование этой части Целого мира.  
      8// Джумаев В.К. Хирургия Абу Али ибн Сины и ее исторические истоки. Изд.2-е,Ташкент,1979,с.I08. -Цит.по: Сагадеев А.В. Ибн-Сина /Авицена/. М. ,1980,с.113.
      9) Новиков И.Д. Эволюция Вселенной. М. ,1979,с. 152.
      10) Новиков И.Д. Цит. произв. ,c.II3.
      11) Там же, с. 151.
      12) Там же, с.154. 
      13)' Ученым из института астрофизики и физики атмосферы-АН Эстонии удалось установить, что Вселенная /Бытие/ является системой гигантских многогранников, образованных галактиками и супергалактиками. Их скопления, по мнению' ученых, напоминают пчелиные соты. Это сообщение публиковалось ТАСС в середине 1980 года.
      14// Цит.по: Алексеев Г.Н. Энергия и энтропия. М. ,1978,с. 162-165 .
      15) Применительно к вакууму /Инобытие/, хотя он и не является системным! образованием, а частицы, населяющие его, всего лишь виртуальны, тем не менее можно отнести следующее утверждение: "Второй закон термодинамики неприменим также к системам, состоящим из бесконечного числа частиц, так как для таких систем все состояния равновероятны." Горский Б.М., Детлаф А.А. Справочник по физике. М., 1979, с.237.
      16/ Там же, с. 179.
      17 / ^ Сивухин^Д.В. Общий курс физики. Термодинамика и молекулярная физика. М., 197 9, с. 139. 
      18)/ Энгельс Ф. Цит.произв., с.40.
      I9/ Яворскии Б.М., Детлаф А#А. Цит. произв., с. 884
      20/ Новиков И.Д. Цит. произв., с.109.
      21) Физика микромира. М. ,1980,С.131.
      22) Рассматривая одну из моделей осциллирующей Вселенной, видный английский космолог П.Девис заметил: "на первый взгляд кажется, что по мере роста энтропии вселенной космологическое движение должно замедляться и, наконец остановиться. Но этого, очевидно, не случится, поскольку самогравитирущая вселенная вообще не может находиться в равновесии - она неизбежно сколлапсирует. Гравитационное поле играет роль источника неограниченной энергии, поэтому осцилляции, вероятно, будут продолжаться бесконечно. Вычисления показывают, что в действительности их размах будет даже увеличиваться. " Девис П. Пространство и время в современной картине мира. М., 1979, с. 243.
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"