Белов Андрей Викторович: другие произведения.

Рафаэль. Сикстинская Мадонна

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Конкурсы романов на Author.Today
Творчество как воздух: VK, Telegram
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Была ли Любовь у великого художника? Кто изображен на картине "Сикстинская Мадонна"? Была ли его возлюбленная куртизанкой? Эти и многие другие вопросы личной жизни мастера до сих пор остаются предметом исследований историков и искусствоведов. О личной жизни Рафаэля Санти известно крайне мало. Художник в своих записях не касался личной жизни. И все же, на основе имеющихся сведений мы попытаемся, если и не восстановить истину, то оценить достоверность самых популярных мифов и сплетен о великом человеке и ответить на эти вопросы.

   Дрезден. Галерея старых мастеров.
   В каком-то очарованном забытьи стоишь ты перед Сикстинской Мадонной. Уже не ориентируешься, сколько времени прошло с того первого взгляда, как ты встретился с ней. Удивительно, но она смотрит только на тебя, случайный странник. Кажется, что всю жизнь ты искал именно ее, и она ждала именно тебя. С первого же взгляда для тебя исчезает весь Мир, и ты вместе с этим Миром. Все обыденное, ежесекундное начинает рассеиваться и превращаться в нечто небесное, возвышенное, бесконечное - в Любовь. Любовью заполняется все. Душа твоя превращаться в Любовь - Любовь, которая "спасет мир" и... тебя вместе с ним.
   Сколько же я стою здесь? Помню, что уже выходил покурить и снова очутился перед Мадонной. Я приехал в Дрезден, чтобы увидеть эту картину, я стремился понять, что же поражало моего кумира Достоевского Ф.М. в этой картине, что сделало ее любимой для писателя.
   Чтобы переосмыслить виденное и успокоить сердце, бьющееся в каком-то невообразимом ритме, опять выхожу из Галереи на улицу, закуриваю. Напротив женщина играет на скрипке, пытаюсь объяснить, что бы я хотел услышать, и... попадаюсь, как последний невежда: композитор, произведение которого я просил исполнить, для скрипки не сочинял. Женщина, на чистом русском языке, предложила мне на свой выбор, и я, прослушав и поблагодарив, снова пошел к Мадонне.
   Останавливаюсь перед картиной и вновь погружаюсь в свои мысли.
   Богоматерь несет Миру свое дитя, и в то же время она чиста и непорочна. Мадонна несет маленького Иисуса, а в глазах: "Я дарю вам самое дорогое, что у меня есть, не будьте с ним очень жестоки". В то же время она знает трагическую судьбу малыша - судьбу... спасшую Мир.
   Резкий голос вынуждает меня очнуться. Оглядываюсь - служительница музея объясняет группе туристов, что фотографировать запрещено; они извиняются, говорят, что это случайно и больше снимать не будут. Но снимки уже сделаны! Наивные! Они думают, что смогут увезти с собой память о Сикстинской Мадонне! Нет! Много раз видел я фотографии картины и репродукции с нее: на них молодая, растерянная женщина идет навстречу с ребенком, как нищенка, и не знает, куда деть его, где жить, как прокормить. Вид женщины вызывает разве что сочувствие.
   Нет и еще раз нет! Увезти память о Мадонне можно только... в памяти!
  
   Отделившись от группы туристов, ко мне подошел молодой человек, подтянутый, спортивного вида, с фотоаппаратом. Ничем примечательным он не выделялся, но я обратил внимание, что лицо его мелькало уже несколько раз среди посетителей музея. Очевидно, он не раз хотел подойти ко мне и не решался.
   - Извините, - обратился он ко мне на русском языке.
   - Вы из России? - спросил я.
   - Можно сказать и так: мой прадед эмигрировал из России. Вот уже с час, как я собирался подойти к вам. Вы стоите все это время у одной картины, а я уже дважды обошел весь музей.
   - Я приехал в Дрезден ради этой картины. Достоевский восхищался ею, вот и я наконец-то выбрался в Дрезден, чтобы посмотреть на нее, - ответил я.
   - Жан, - представился мой случайный собеседник и протянул мне руку.
   Я тоже назвал себя и, в свою очередь, вопросительно посмотрел на него.
   - Вот о чем я хотел поинтересоваться у вас. Как ваше мнение: была ли любовь у Рафаэля, была ли Маргарита Лути и Форнарина на самом деле?
   - Да, это очень интересная сторона жизни Рафаэля, - произнес я, не удивившись вопросу.
   Некоторое время молча вспоминал я все, что мне известно о Рафаэле, Маргарите и Форнарине.
  Собравшись с мыслями, я начал:
   - Любовь? По легенде, возникшей еще в 18 веке, на картине "Сикстинская Мадонна" Рафаэль изобразил свою любимую - Форнарину. Судя по тому, как изобразил художник эту женщину, любовь, конечно же, была. Вот только какая любовь: к конкретной женщине, к женщине вообще или к женщине богоматери - сказать трудно. В письме к своему другу Бальдассаре Кастильоне Рафаэль пишет: "И я скажу Вам, что для того, чтобы написать красавицу, мне надо видеть много красавиц... Но, ввиду недостатка... в красивых женщинах, я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на мысль, имеет ли она какое-либо совершенство, я не знаю, но очень стараюсь его достигнуть". Иными словами, Рафаэль искал идеал, но идеал, который ему нужен для творчества. Рафаэль вообще ничего не писал о своей личной жизни. По словам Кастильоне, Рафаэль был из тех людей, которые все сжигают перед своей смертью. В то же время, обрати внимание, Жан: образ Мадонны волнует душу и совершенно не вызывает каких-либо чувств, кроме платонических - душа влюбляется в душу. Возможно ли такое в нашем подлунном мире - оставляю решать тебе самому, Жан. К тому же надо иметь в виду, что, будучи величайшим художником и постоянно находясь в поиске идеала, Рафаэль прекрасно видел все недостатки и тела, и души. Если он и нашел свою любимую, то даже невозможно вообразить себе, каким требованиям она отвечала. Это трагедия великих художников. Возможно, Рафаэлю было достаточно только душевной, бестелесной любви.
   Увидев реакцию Жана, я добавил:
   - Конечно, конечно, понятие роковая женщина никто не отменял. А какую легенду о любви художника вы имеете в виду? - спросил я.
  Жан с готовностью начал пересказывать миф о том, что как-то, гуляя, Рафаэль случайно встретился с девушкой, в которую влюбился без памяти и на всю жизнь. Девушку звали Маргарита Лути, она была дочерью пекаря, отсюда и прозвище Форнарина (булочница). Сначала она с разрешения отца позировала художнику, затем, опять же с разрешения отца, уехала с ним в Рим. В Риме она стала его любовницей. Спустя какое-то время Маргарита (Форнарина) стала изменять Рафаэлю. Мастер очень переживал измены, но продолжал любить свою избранницу. Умер Рафаэль от сексуальной ненасытности Маргариты - не выдержало сердце. После смерти художника Маргарита стала известной в Риме куртизанкой.
  - Жан! Вы пересказали самый распространенный миф о любви Рафаэля. У него много вариаций, но суть вы изложили правильно, - сказал я и добавил, - хотя это всего лишь миф.
  - Но есть же свидетельства Вазари!- взволнованно произнес мой собеседник.
  - Да, Жан. Джорджо Вазари, итальянский живописец, архитектор и писатель, живший в 16 веке, более известный как искусствовед своей книгой "Жизнеописания прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов". Его книга вышла в 1550 году, всего через 30 лет после смерти Рафаэля и была переиздана в расширенном варианте в 1568 году. Все авторы мифов и выдумок о Рафаэле ссылаются на эти книги. Но, Жан, читать надо именно Вазари, а не ссылки на него.
  Я собрался с мыслями и продолжил:
   - Вазари собрал бесценные сведения о творчестве художников эпохи Возрождения, но для придания своей книге художественности включил в нее и множество слухов и сплетен, что доказано исследователями. Итак, читаем у Вазари: "В обязанности ... Бавьеры (ученик Рафаэля) входили заботы об одной женщине, которую Рафаэль любил до самой своей смерти и с которой он написал портрет настолько прекрасный, что она была на нем вся как живая. Портрет этот находится ныне во Флоренции у благороднейшего Маттео Ботти, флорентийского купца, друга и завсегдатая всех мастеров своего дела, главным образом живописцев, который хранит его как святыню ради своей любви к искусству и в особенности к Рафаэлю". Это была картина "Донна Велата", или "Женщина под покрывалом". Есть и свидетельства тех, кто видел у купца эту картину. В другом месте книги мы читаем, что Рафаэль перед смертью "...составил завещание и первым делом, как христианин, отпустил из дому свою возлюбленную, обеспечив ей приличное существование...". И все! Больше у Вазари ничего не сказано о любимой Рафаэля! Итак, у нас уже два интересных, нет, не факта, а, скажем так, момента: "Донна Велата" - любимая Рафаэля, и - любимая была при художнике, когда он умирал. Но, еще раз, Жан: "Донна Велата" - это не имя. И главное для нас то, что на картинах "Донна Велата" (1515-1516) и "Сикстинская Мадонна" (1513-1514) изображена одна и та же женщина.
   Жан посмотрел на меня и с надеждой спросил: - А Форнарина, Форнарина была?
   - Конечно, конечно, - ответил я, - картина "Форнарина" есть и написана она в 1518 - 1519 годах. Напомню, Форнарина в переводе с итальянского языка - булочница. Но как же связали эту картину с "Донной Велатой"? На обеих картинах в прическах женщин присутствует одинаковое украшение с жемчужиной. Разность во внешности объяснили тем, что более позднюю картину художник не успел дописать, и работу закончил один из его учеников. "Сикстинскую Мадонну", как я уже говорил, связали с "Донной Велатой" тем, что на обеих картинах, судя по внешнему сходству, изображена одна и та же женщина.
   - Но Маргарита, Маргарита Лути? - отчаянно произнес Жан.
   - Да не волнуйтесь вы так, - успокоил я. - Я ведь не утверждаю, что у Рафаэля не было любимой, а всего лишь объясняю, как родились легенды о его любви. Откуда же появилась Маргарита? В одной из книг Вазари, второго издания (1568), напротив того момента, где Вазари пишет о картине "Донна Велата", кто-то на полях приписал от руки: "Маргарита, любовница Рафаэля". Помимо этого, в 1897 году исследователь и историк Антонио Валери нашел документ, который гласит, что через 4 месяца после смерти художника (6 апреля 1520 года) в монастырь Святой Аполлонии в Трастевере "18 августа 1520 года... приняли в наш монастырь Мадаму Маргериту, вдову, дочь ныне здравствующего Франческо Лути из Сиены". Заметьте, Жан, чью "вдову" - не указано! Но то, что монахиня была записана как вдова, и тот факт, что на картине "Форнарина" на руке женщины обруч, который в то время носили замужние женщины, и что первоначально на пальце Форнарины было колечко, позже кем-то записанное, дали писателям возможность продолжить создание мифов о Рафаэле и выдумать, что они даже тайно поженились. Так появилась Форнарина, Маргарита, а также и фамилия Лути. Началом создания мифов о Рафаэле можно считать книгу 1790 года "Жизнь Рафаэля" писателя Конолли. Мифы продолжают создаваться до сих пор, и все они вращаются вокруг той легенды, которую рассказали вы, Жан. Посмотрите в Интернете, вы там найдете выдумки на любой вкус: и изменяла, и не изменяла, а преданно любила, и много других. Даже день рождения художника, и тот обыгран так, что, мол, умер в день своего рождения, т.е. 6 апреля, хотя доказано, что Рафаэль родился 28 марта.
   - Так что же, достоверных данных о любимой Рафаэля нет? - грустно произнес Жан.
   - К сожалению, нет! Но я предлагаю верить в то, во что сам хочу верить: на картине "Донна Велата" изображена любимая художника, ведь свидетельства об этом взяты из разных источников, а также верить в то, что и на картине "Сикстинская Мадонна" изображена эта женщина. Тогда мы с вами можем верить в то, что на самой известной своей картине "Сикстинская Мадонна" Рафаэль написал свою любимую, - уверенно сказал я.
  
   День заканчивается, а с ним и мое свидание с "Мадонной" великого Рафаэля. Как можно кистью написать такое? Последний взгляд на картину. И, удивительно, что образ этой женщины не вызывает никаких мужских чувств: в "Мадонне" нет и намека на земную любовь.
   Расстаюсь с картиной, а заодно и с Дрезденом, ведь у меня был всего один день - один день счастья, один день, который потряс... мою душу.
  
   Она приблизилась к нему вплотную, прижалась беспомощно и нежно.
   - Маргарита, говорят, что ты...
   - Не надо об этом, верь мне, Рафаэль. Ты же любишь меня?
   - Да, Маргарита, я хочу быть с тобой, даже если эта ночь будет последней в моей жизни.
   Они стояли, прижавшись друг к другу. И снова поцелуй, ноги перестали чувствовать под собой опору, поцелуй унес их куда-то ввысь. Рафаэлю было знакомо это чувство - чувство блаженного небытия. Что бы ни говорили о Маргарите, он любил её всем сердцем, всей душой. Прошло уже несколько лет с тех пор, как они познали друг друга впервые, но каждый раз был как последний.
   И вновь Рафаэль подумал, что если бы сейчас это было в последний раз, и тогда он был бы благодарен судьбе.
   - Сердце, Маргарита, сердце! - вскрикнул Рафаэль, почувствовав, как что-то слева обожгло его грудь.
   Маргарита перестала ласкать его и нежно стала гладить слева, успокаивая боль.
   "Только она может успокоить боль моей души", - подумал Рафаэль.
   Он преданно и неотрывно смотрел на неё, восхищаясь той, не земной, красотой, а красотой души - красотой, излучающей вечную любовь и вечную скорбь всего женского, материнского, что есть на земле и на небесах.
   Да, именно такую он и написал её в "Сикстинской Мадонне". Как и на картине, ему казалось, что она сошла к нему откуда-то сверху, что небеса подарили ему встречу с ней, что в ней и есть смысл его жизни. Ему казалось, что он шел к этой картине и к Маргарите всю жизнь, все 37 лет. И вот теперь, достигнув вершины, он не знал, удастся ли ему двигаться и дальше вперед или только писать картины на заказ.
   Боль слева утихла, и Рафаэль молча смотрел на Маргариту. Кроткий взгляд - взгляд, который смотрел откуда-то из глубины её души, чистый, наивный, непогрешимый. Этот взгляд, казалось, сулил все райские блаженства - именно райские, а не земные. И именно этот взгляд и именно здесь, а не на небесах, так звал его к ней и так возбуждал его. Именно от неё Рафаэль хотел бы иметь ребенка. Он представлял себе, как и на картине, что она несет на землю с облаков к нему, Рафаэлю, младенца.
   Он смотрел на Маргариту, и чувство, рождающее саму жизнь на земле, овладевало всем его существом. Энергия любви вновь вспыхнула в его глазах, ее взгляд ответил тем же. Они растворились в бесконечном мире чувств, звезд, планет и любви. Отныне это была одна общая душа - душа единого сущего, заполняющего любовью все, что есть на этом и том свете - все мироздание. И в этом новом Мире рождалось все: люди, звезды, миры, вдохновение, человеческий и вселенский гений, прекрасные планеты и удивительные цветы. Казалось, в этом мире не было места только одному: не было места смерти - ее заменило бессмертие, бессмертие... души.
   Их крик родился одновременно, и этот теперь уже реальный мир стал медленно возникать из небытия.
   Рафаэль очнулся. И хотя боль уже была во всей груди, он не удивился и не испугался. Он был на вершине человеческого счастья.
   "Как прекрасно встретить свою смерть в любви и от любви", - только и подумал Рафаэль!
  
   Рим.
   Церковь Святой Марии и Мучеников (Пантеон).
   Вновь подхожу я к могиле Рафаэля. Теперь, после Дрездена, для меня это место - Святое.
   Любовь мужчины не разделяет женщин на куртизанок и праведных, на верных и неверных, красивых и не очень...
   Каждый день, час и мгновение Любовь спасает... этот Мир.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"