Белов Юрий Викторович : другие произведения.

По мотивам произведений Мазина

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Удручает некоторой однообразие в благодатной теме

  По мотивам произведений Мазина
  "Кто ты - наш современник?"
  
  Действительно, фантастика Мазина добротна и правильна. Практически отсутствуют ляпы. Ну разве, что уж - совсем маленькие. Например, в "Римском орле" его главным героям присвоен облик богатырей, этаких мощных парней. Ляпик заключается в том, что профессия космонавтов предусматривает некоторые ограничения. В частности - ограничение роста. Оно, как и у танкистов ограничено планочкой в 1.75, по-моему. Ну и кроме того, подготовка космонавтов весьма разнообразна, но предметы, имеющие большую степень риска травматизма крайне не приветствуются. Очень уж дорог курс. А боевые искусства не зависимо от мастерства обязательно предполагают травматизм.
  Впрочем, не стоит на это обращать внимание. Меня же романы Мазина навели на совсем другие мысли. Коротко говоря: кто же мы - люди нашей эпохи? Поясняю:
  Давайте вспомним фантастику 19 - начала 20 столетья. Кто первый придумал отправить современника в далёкие миры? Ну, наверное, один из первых это сделал Марк Твен в своём "Янки при дворе короля Арктура". Не буду утверждать, что так оно и есть. Я не об этом. Или вспомните героев техно-фантастических романов Ж.Верна. Можно плавно перейти в середину прошлого столетья и уже посмотреть на отечественные просторы: Беляев, Казанцев... Что общего? Да то, что герои большинства фантастов прошлого столетья, попав в незнакомые миры, меньше всего были заняты там просто выживанием. Они активно "гнули" мир под себя. Они весьма успешно использовали свои знания и умения для того, что бы перекроить, перестроить, исследовать, цивилизовать на худой конец мир, в котором они очутились. Можно спорить о художественной ценности тех произведений, выискивать сбывшиеся или не сбывшиеся предсказания технического развития. Но эти романы завораживали своим оптимизмом, порождали веру в человеческие знания, умения, в человеческий разум...
  И сегодня... . Вот далеко не худший писатель Мазин отправляет своих героев в мир далёкого прошлого. И сразу же главное условие проекта: герои изначально должны обладать мускулами и, желательно, уметь их применять в деле членовредительства. Вот, в общем и всё. Дальше всё обыгрывается вокруг этих достоинств. И в "Варягах", и в "Римском орле" наши современники в тот мир не принесли НИЧЕГО! Даже свой ум так и остался при них, для внутреннего, т.с. употребления.
  Испытав некоторое неудобство от несметного количества насекомых известных наклонностей в самом начале, наши элитные представители так и оставили их в победителях и быстренько скатились в своих гигиенических потребностях до уровня аборигенов. Конечно же, это не показатель, но что показатель? А ничего. Наши современники благополучно адаптировались в том мире и только благодаря мускулам и стали там заметными личностями. Слабая попытка объяснить успехи в военной деятельности полковничьей подноготной одного из героев крайне не достоверна и даже не заслуживает внимания. Не в упрёк, но полковник-лётчик и полковник-командир полка это совершенно разные уровни.
  Это интересное наблюдение можно расширить и на других современных авторов. Бушковский Сварог, весело и с прибаутками носящийся по разным, мирам единственное достижение нашего мира постоянно демонстрирует: сигарету, хоть и не праведно добытую. И всё...
  Несколько преуспели Злотниковские герои. Особенно Грон. Несметные запасы знаний, на хранение которых его обрекли несколько академий и университетов, и которые он благополучно окончил под разными именами в его нынешней ипостаси вылились во вполне "наш размерчик". В новый мир он принёс три вещи без которых этот мир был скучен и неинтересен: булатную сталь, ядреную бомбу и сомнительные, но весьма эффективные методы работы вполне определённых структур.
  Герои Малинина уходят ещё дальше и сами остаются стерильными, и миры оставляют стерильными.
  Думаю я, что это можно наблюдать и дальше. И вот ворос: да неужели мы больше ни на что не способны? Как минимум по 16-17 лет проучившись и впитав основы множества наук мы не представляем, как применить их на практике. Мы даже не представляем! А уж попав на пару дней в лес, испытываем настоящий стресс. Наш современник, похоже, разошёлся со своим же миром и неспособен остаться с ним один на один. Мы привыкли обращаться к спецам, брать продукты в магазинах. Мы чистим зубы и не представляем, чем заменить зубную пасту, если её вдруг не окажется. Мы вряд ли сможем добыть огонь, мы не изобретём колесо без инструментов, мы не изобретём инструментов без инструментов, мы не построим дом, мы не сделаем водопровод, мы не... А тому ли мы учились? А тому ли нас учили? Мы изучали пестики и тычинки, но знаем ли мы, какие корешки в нашем родном лесу съедобны? Мы постигали интегральное счисление, но кто из нас сможет рассчитать и выгнать фундамент обыкновенной баньки голыми ручками? А кто знает рецепт приготовления цемента?
  Помнится мне, в оном из интервью Сергей Садов сказал, что он бы в другой мир взял бы книгу типа "Сделай сам". Мудро, но ведь нет в других мирах книг. Кстати вот у Садова как раз его герои похожи на древних гигантов. Кучка мальчишек и девчонок перестраивают целую планету(Час победы), объединяют разделённые миры(Рыцарь ордена), соединяют не соединимое(ад и рай в "Повести о потерянной душе"). Может потому его романы так читаются. Древнему Робинзону Крузо своевременно приплывали обломки кораблей и он радостно приспособлял всё до последнего брёвнышка к делу. Своевременно прибывали весьма качественные артефакты героям "Таинственного острова" и были немедленно пущены в дело. А вот поможет ли нашему современнику сундук? И с чем он должен быть?
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"