|
|
||
Вольф Белов
ОПЕРА
Услышал однажды
рассказ Задорнова о прелестях итальянской оперы и вспомнились собственные
впечатления от знакомства с таким видом культурного досуга.
Не скажу, когда и в
каком городе это произошло. Не потому, что запамятовал, просто не хочется никого
обижать. Если вдруг в упомянутых персонажах кто-то опознает себя, не обессудьте,
уж что есть, то есть.
Как-то раз близкая
подруга решила приобщить меня, неотесанного крестьянина, к высокому искусству.
Будучи сама большим поклонником оперы, повела меня в театр. В общем-то, я и не
сопротивлялся. Во-первых, самому было очень любопытно оказаться там впервые, а
во-вторых... ну, дело было молодое и к повествованию отношения не имеет.
Давали 'Травиату'.
Выяснилось, что народ наш к опере весьма неравнодушен, в зале не осталось ни
одного свободного места. Не знаю, как окружающие воспринимали происходящее на
сцене, я же мог только слушать, уткнувшись лбом в спинку впередистоящего кресла.
О, да, на слух
произведение итальянского мастера было великолепно. Красивая музыка, отличное
исполнение, несколько раз я даже вполне искренне аплодировал. Но когда подруга
толкала меня локтем в бок и возмущенно шипела, чтобы я смотрел на сцену, а не
себе под ноги, я начинал даже не смеяться, а откровенно ржать. Настолько
бросалось в глаза неизбалованному оперным искусством зрителю в моем лице
гротескное несоответствие актеров исполняемым ролям. Впоследствии я услышал
немало упреков в свой адрес, дескать, грубый неотесанный мужлан и ничего не
понимаю в настоящей музыке, а у исполнительницы главной роли уникальный голос -
колоратурное сопрано (навсегда запомнил это словосочетание), и т.д. и т.п... Я и
не спорил, исполнение действительно было великолепным. Но уж коли я слушал все
это действо не по радио, а пришел на живой спектакль, то не мог не видеть того,
что видел.
Итак, главный
действующий персонаж Виолетта - по сюжету двадцатилетняя куртизанка. На деле
тетенька необъятных размеров и весьма преклонных лет, скрыть которых не в
состоянии толстый слой штукатурки, по-другому такое нагромождение грима на лице
не назовешь. Глядя на нее, невольно задаешься вопросом, а не задержалась ли
девушка на панели? Она даже для 'мамки' куртизанок уже старовата.
Полная
противоположность ее возлюбленный Альфредо. Тут крен пошел совсем в другую
сторону. Эту роль исполнял молоденький юноша, видимо, недавний выпускник
консерватории. Мало того, что он сам по себе еще очень молод, так еще и выглядит
гораздо моложе своих лет - маленький, худенький, угловатый, лицо совсем детское,
просто подросток. Со стороны это даже не мама с сыном, это бабушка с внуком
погулять вышли. А их музыкальные объяснения в любви выглядят уже чем-то из
области сексуальных извращений.
На роль жениха
престарелой куртизанки по возрасту более подходил исполнитель роли папы Альфредо.
Вдвоем с будущей невесткой они выглядели более органично. По сюжету отец был
резко против выбора сына и, глядя на все происходящее, я вполне разделял его
чувства. Даже не принимая в расчет род занятий избранницы юного дворянина, ни
возрастом, ни статью 'девушка' явно не вписывалась в планы отца на будущее его
сына, а всему их роду грозило полное угасание.
Если обуреваемый
пылкой страстью Альфредо скакал по сцене как кузнечик, то Виолетта двигалась с
трудом. Наверное, синьор Верди не подозревал, что его произведение будет
исполняться и в таком составе, иначе некоторые моменты сделал бы более
доступными для ветеранов сцены. В самом конце, когда по сюжету больная девушка,
получив письмо от любимого, падает без сил, я думал, этим все и закончится,
самостоятельно она уже не поднимется. Нечто шмякнулось на сцену и расплылось
бесформенной массой, при этом, однако, продолжая исполнять свою партию. К
удивлению, наверное, не только моему, подняться ей удалось. С большим трудом, но
удалось. В общем, любовь победила, все закончилось хорошо.
Что хотел сказать сим
повествованием? Да ничего. Всего лишь поделился собственными наблюдениями. И уж
конечно не собирался никого оскорбить. Несмотря на все вышесказанное, опера мне
понравилась и всем актерам я признателен за доставленное удовольствие. Но так уж
мозг устроен, что лично для меня визуальное восприятие не на последнем месте. А
в этот раз то что, слышал со сцены, вошло в резкий диссонанс с тем, что с той же
сцены видел.
P.S. Покидая театр, подумал, хорошо, все-таки, что у артистов балета ограничения по возрасту и комплекции жестче. Престарелых лебедей, потрясающих целлюлитом на берегах Лебединого озера, мой мозг бы не вынес.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"