21 ноября 2006 года И.С. начал работать подсобным рабочим в доме культуры "Юбилейный" в Ямало-Ненецком автономном округе. И. было 23 года. В июне он закончил университет в Центральной России в городе В. В конце августа он приехал на Ямал, в посёлок П. Н-го района. Здесь И. жил и учился в 1996-2000 годах. В 2000 году закончил школу.
По образованию он был "историк с правом преподавания" и его брали "учителем истории и обществознания" в П-ую школу "номер 1". Но так вышло, что с 9 сентября до 19 октября 2006 года И.С. находился в районном городе Н. по "деловым и семейным обстоятельствам".
9 сентября был тёплым солнечным днём, с голубым небом, с золотыми полярными берёзами. В посёлке был праздник, выходной день. Люди гуляли, отдыхали. Вечером И. уехал в Н. В тёмно-синем небе над осенней тундрой круглым плафоном светила луна в окружении северных звёзд, отражаясь в озёрах лесотундры. Дорога, окна автомобиля, тундра-лесотундра справа, тундра-лесотундра слева.
В начале октября лёг полярный ямальский снег. Город Н. утонул в сугробах, как бетонный гигантский лемминг. 19-го числа И.С. вернулся в посёлок. На следующий день он опять пошёл устраиваться на работу. Историком его уже не брали, должностное место было уже занято. Устроиться художником тоже не вышло, хотя у И.С. было ещё неполное высшее образование 3 курса: "дизайнер".
В итоге И. решил найти любую работу, какая будет, лишь бы официально, по трудовой книжке и в государственную структуру. Через несколько дней он пришёл на приём к женщине-руководителю П-го "Управления жилищно-коммунального хозяйства" - филиала районного "Газпрома". Р.Ю.Н. сообщила И.С. о том, что в доме культуры "Юбилейный", который входил в состав системы "Ужкх", есть свободная должность "подсобного рабочего". И. согласился её занять.
Неделю он ждал звонка, после которого можно было оформляться в дк, проходить медицинский профосмотр, сдавать экзамены по трудовой и противопожарной безопасности. Он сидел дома, занимаясь живописью, писал летние крымские пейзажи. В июле 2006 года, после успешной защиты дипломного проекта "Реформы Российского императора Александра Второго в 1860-70 гг.", И.С. отдыхал в Крыму, в Феодосии.
В конце октября 2006 года позвонили из "Ужкх". И. сразу же пошёл в дом культуры "Юбилейный" на приём к его директору Н.В.С. После предворительной беседы с ней, И. начал устраиваться на первое место своей работы. Самой сложной процедурой был профосмотр, растянувшийся почти на неделю.
На днях с армейской службы из Екатеринбурга вернулся приятель-одноклассник И.С. С.П. С. Приходил в гости к И. У И. была 6-ти струнная ритм-гитара и И. пел для С. Песни Виктора Цоя "Пачка сигарет", "Дальше действовать будем мы", пытался играть сложную по ритму раннюю песню Цоя "Бездельник"; песню Фёдора Чистякова "Человек и кошка" и песню собственного сочинения "Она - Полярная Осень", посвящённую девушке А. из города Сургута, с которой И. был знаком и влюблён в неё, безответно; как всегда! И. играл на гитаре красным медиатором и пел. С. Нравились его концерты. Ещё С. Помог И. быстро пройти инструктаж и подписать справку для работы в поселковой Пожарной Части.
На День народного единства 4 ноября аномально потеплело, полярный снег размок до гололёда. Но вскоре ударил сильный мороз и ямальская зима продолжилась.
И.С. пройдя всех нужных врачей, сдав анализы, подписав медицинский "бегунок" в газпромовской медсанчасти у её заведующей М.Я.А., прослушав короткий вводный курс по трудовой технике безопасности, приступил к работе, на должность "подсобного рабочего" в дом культуры "Юбилейный".
35-летний Юбилей
21 ноября 2006 года морозным серо-голубым тёмным утром И.С. пошёл на работу, через заснеженный, скованный морозом, просыпающийся посёлок. Уже шла подготовка к Новому году. Стропальщики собирали высокие искусственные ёлки, местные художники работали над сказочными скульптурами из льда и снега. В розовом трёхэтажном здании школы "номер 2" во всех окнах горел ярко-лимонный свет.
За школой возвышался огромным бело-голубым прямоугольником Спортивный комплекс, перед ним лежала широкая площадь с красным кирпично-металлическим забором, покрытым морозным инеем, на ней тоже устанавливали Новогоднюю ель, главную.
Площадь переходила во двор бордово-оранжево-жёлтого красивого геометрического, почти модернистского дворца дома культуры. Пространство перед ним сужалось, ограниченное таким же забором. У служебного входа в дк стоял жёлтый автобус "паз" и тёмно-зелёный бортовой "камаз". Люди в "газпромовских" тёмно-синих тулупах с блестящими логотипами, то входили в дк, то выходили обратно.
И.С. прошёл мимо и вошёл в белые, новые пластиковые двери с толстыми желтоватыми стёклами, с доводчиком. Сразу за входом справа за тонким прозрачным стеклом сидела женщина-вахтёр, она направила И.С. в кабинет "заведующего хозяйством", сразу за "постом", с узким коридором.
Завхоз Т.М.К. высокая стройная красивая брюнетка средних лет сама вышла навстречу замёрзшего, покрытого инеем И.С. Она сказала:
- Так! Доброе утро! Новый подсобник?! Прекрасно! Не раздевайся. Сейчас краткий инструктаж и все едем на промышленную базу за новыми ковровыми дорожками для переходов, вестибюлей и фойе. Ты ведь знаешь, да? У нас Юбилей: 35 лет со Дня основания "Н-газпрома" Работы по самые "гланды"!
Про Юбилей И. знал смутно, но помнил ещё со школьных лет, что с 1971 года здесь, на севере Западной Сибири, у полуострова Ямал для нужд всего Советского Союза и даже Западной Европы начали промышленную добычу природного ямальского газа, создав газовые промыслы, протянув газовые трубы, построив населённые пункты и даже целые города, как Н. и Н.У. А посёлок П. был построен в это же время благодаря крупнейшему по запасам газа в его недрах месторождению "Медвежье". Был основан "Н-газпром". Руководил этой сложной Всесоюзной, ответственной работой его первый генеральный директор Владислав Владимирович Стрижов. Посёлок П. тоже был построен благодаря ему. А дом культуры "Юбилейный" был открыт в 1991 году благодаря генеральному директору Валерию Владимировичу Ремизову.
Завхоз Т.М.К. быстро провела для И.С. краткий инструктаж: обязанности и права подсобного рабочего, виды огнетушителей: порошковые, углекислотные и т.д. Оказалось, что через 2 недели нужно будет сдавать ещё один экзамен, более серьёзный. И. расписался в своём трудовом табеле.
- Всё! Едем на "промбазу"! Возьми материалы и инструкции. Готовься к экзамену! - Сказала Т.М.К. И.
Он взял у неё пачку печатных текстов формата А-4, оставив их до своего возвращения на "вахте". Завхоз позвала ещё одного подсобника Я.Р. и монтировщика сцены К.Д. - "начальников" И.С. Хотя он ещё и к работе-то не приступил, вокруг него уже были одни сплошные "начальники".
Кроме "рабочей сетки" на "промбазу" за ковролином поехали и все "специалисты" дк мужского пола. Из своего кабинета вышла директор Н.В.С. высокая брюнетка молодая и красивая, она сказала вахтёру:
- Передайте: пусть новенький подсобник, как только вернётся с промбазы, сразу зайдёт ко мне. - И вернулась в кабинет.
Все сели в жёлтый "паз" и в "камаз" и поехали за ковролином.
Ковролином оказались громадные, длинные и толстые плотные шерстяные рулоны, тяжёлые и неудобные для переноса. В огромном количестве. У ворот высокого склада стоял бортовой "камаз" с оранжевой кабиной, наполненный дорожками, которые нужно было перегрузить в "камаз" для дк. В кузов залезло два человека, подающих рулоны принимающим их, принимали на свои плечи. Дорожки были такими тяжёлыми и длинными, что двух человек не хватало, а третьего не было. Ноги И.С. шатались под тяжестью, правое плечо ныло и хрустело. Ну, что ж?! - "Искусство требует жертв!"
Два человека принимали дорожки в другой "камаз". Погрузив весь ковролин, под руководством завхоза, взяли ещё для дк 10-ть 20-ти литровых бутылей с питьевой водой для кулера у служебного входа; и различные канцтовары в коробках. Ручки, чистые тетради, бумагу, карандаши, фломастеры, краски, скотч, за свой счёт в дк никто не покупал, всё выделялось организацией.
Загрузились и на жёлтом "пазе" поехали в дк. Уже было светло, выглянуло солнце, осветив дома. По дороге вокруг посёлка доехали до служебного входа, выгрузив всё кроме дорожек. Дорожки выгрузили в центральное фойе на первом этаже у гардероба. Их нужно было расстелить по всему дк, заменив ими старые. Но перед этим И.С. пошёл к директору через приёмную с красивой рыжей женщиной секретарём Т.В.М.
- У вас гуманитарное, историческое образование?! Плюс три законченных курса по специальности "дизайн"? Вы нам подходите, но нужно пройти двухмесячный испытательный срок. Вам уже известно, что вся наша организация готовится к 35-летнему Юбилею. Все мероприятия, концерты по этому случаю пройдут уже в начале декабря на сцене зрительного зала. А после сразу же начнётся плотная подготовка к Новогодней сказке там же. Работы очень много! Старайтесь и всё будет хорошо! Ваш непосредственный начальник Т.М.К. Всё через неё. Идите, работайте! Удачи вам, И.! -
И Н.В. завершила свой "вводный" производственный монолог.
После этого, ещё до обеда, началась эпопея с новыми дорожками под руководством завхоза Т.М., конечно же! Я.Р., К.Д. и И.С. распределили их по всему дк, по первому и второму этажам. Переносили их втроём, по рулону на троих. К.Д. и Я.Р. громко и не стесняясь матерились. И.С. конечно же был "слабым звеном", без опыта таскать на своём горбу тяжести. А Я.Р. и К.Д. ничего толком объяснить не могли и только матерились.
Вскоре К.Д. убежал под предлогом того, что у него - "монтировщика сцены" репетиция в зрительном зале. И.С. и Я.Р. продолжили расстилать и уплотнять дорожки вдвоём. Дорожки были настоящими шерстяными красными с чёрными, белыми и золотистыми орнаментами-узорами, длинными персидскими коврами. Т.М. завхоз спрыскивала их поверхность водой и разглаживала щёткой.
Обед: с 12:30 до 14:00 давно прошёл. Монтировщик К.Д. на обед сбегал, жил рядом, хотя все сотрудники дк по приказу директора в эти предпраздничные дни работали без обеда и не нормировано. Подсобники с завхозом, занимаясь дорожками, тоже на обед не ходили.
Вскоре в дк со своей свитой подчинённых приехала заведующая "Ужкх" Р.Ю.Н., зайдя в дк через центральное фойе и собрав всех начальников отделов и сотрудников, она объявила о том, что сегодня - 21 ноября надо завершить оформление Новогодним декором, снежинками, гирляндами, мишурой фойе 1-го и 2-го этажей - огромные многометровые пространства, собрать, поставить и нарядить здесь зелёные высокие пластмассовые ели. Пригласили главного художника И.И.Б. и двух декораторов - И.А.Г. - мужчину и Р.А.Х. - женщину.
Работа закипела. Оформили каждый опорный столб-колонну на двух этажах, постелили все новые дорожки. Работа закипела. И кипела до 23:30 ночи. Всё это время Р.Ю.Н. наблюдала за рабочим процессом и его "кипением", сидя на новом мягком кожаном диване бежевого цвета и пила кофе из белой фарфоровой чашечки. Работали все: и "рабочая сетка" - подсобники, монтировщик, уборщицы, дворник; и "специалисты" - костюмеры, художники-декораторы, инженер, техники; даже звукорежиссёр, у которого всегда было полно работы по его специальности, но всё-таки и его "привлекли" к декору!
И.С. пошёл домой лишь около 00:00 ночи, уставшим и изнурённым; а завершился лишь первый день его работы! "Ого-го! То ли ещё будет!" - размышлял про себя И., идя домой по ночному морозному посёлку, уже наряженному в светящиеся электрические звёзды, снежинки и гирлянды. В чёрно-синем небе широко разлилась изумрудная река северного полярного ямальского сияния. Значит похолодает ещё сильнее, ещё крепче!
И.С. пришёл домой, поужинал, сразу же рухнул в кровать и мгновенно уснул. Утром в 7:30 утра он проснулся разбитым и утомлённым. Болели все мышцы, руки, ноги, спина, особенно правое плечо и предплечье. Возникла мысль больше на работу не ходить и сразу уволиться. Он даже позвонил Т.М. завхозу и спросил:
- Доброе утро, Т.М. А можно я сегодня на работу не приду?
- Можно, конечно! Только тебя, Ваня, завтра же уволят - за прогул! Не валяй дурака, а собирайся на работу! У тебя испытательный срок. - Мудро посоветовала Т.М. И. пересилил себя и пришёл в дк. На служебном входе одна из четырёх женщин-вахтёрш сказала ему:
- Сверчков, ты не в "детский садик" поступил! Это работа, организация! Шо это такое - увольняться на второй день, не смеши весь посёлок! Работай! Терпи! - И И. понравились её слова. Она была права!
На второй день работы И.С. оказался в зрительном зале, за кулисами и на большой сцене, бегло её рассмотрев. Это был типичный областной, хороший концертный зал на 500 мест-кресел в тёмно-синем бархате. Широкая сцена. Оранжевые стены. Уютно. Красиво. Вот только даже беглый взгляд на загадочные механизмы справа, если смотреть из зала, от самого пола до самой высокой-высокой крыши, испугал И.
Какие-то канаты в дисках, крепежи, крючки, чугунные прямоугольники, металлические тросы, балки на всю ширину сцены, много балок, одна за другой. И. догадался, что за балки крепятся декорации и одежда сцены. Механизмы были закрыты стальными сетками на роликах, в каркасах. И. взялся пальцем за ячейку.
- Не трогай! Это всё механика сцены. Тебе рано пока во всё это вникать. И здесь лучше не шляться! - Это сказал звукорежиссёр С.А.Г., который в это время занимался на краю авансцены четырьмя чёрными мониторами, И. сразу его не заметил.
- Ясно, хорошо. Просто у меня только второй рабочий день и я решил взглянуть...
- Взгляни... Шо ты... - Сказал С. и добавил. - Подержи-ка крайний справа монитор, наклони его к себе. -
И. подошёл, сделал, как ему сказал С., который в это время один провод быстро отключил, а другой быстро подключил, что-то пощёлкал - "он-офф". И. в этом ничего не понимал.
1 декабря 2006 года в доме культуры "Юбилейный" наступил День Праздника, посвящённый 35-летию основания "Н-Газпрома" в 1971 году. Вечером начался концерт группы "Земляне", перед ним прошла официальная празднично-юбилейная часть с концертом местных певцов, музыкантов, танцевальных коллективов. Когда начались "Земляне" И. хотел зайти за кулисы, взглянуть, но его не пустили, он и не настаивал, почти никакого интереса к музыке "Землян" у И. не было. Он просто хотел взглянуть на концертную атмосферу. В ярко освещённом неоном служебном узком коридоре через дверь, ведущую за кулисы, когда её открывали-закрывали, из почти сплошной черноты, яркими голубыми лучами вырывались пучки концертного света и громкие слова вокалиста:
"Земля в иллюминаторе,
Земля в иллюминаторе,
Земля в иллюминаторе
Видна..."
Т.М. предложила И. посмотреть концерт из зала, если он хочет, а если не хочет, то она отпускает его домой. Он её поблагодарил и пошёл домой.
Новогодняя сказка
35-летний Юбилей завершился вечерним салютом на площади перед Спортивным Комплексом.
Работа в дк забирала почти все силы И. Он, к сожалению, перестал читать книги и писать стихи. В октябре-ноябре перед устройством на работу И. создал целый цикл стихотворений "Неоновый Цветок". Свои стихи И. никому не читал и не показывал. А, когда Я.Р. в дк спросил его, пишет ли он стихи, И.С. категорически ответил: Нет! И он не соврал, в декабре он новых стихов уже не писал.
В свой первый выходной, в понедельник вечером И. позвонил девушке из Сургута А. Она сказала, что звонить ему не будет: "Зачем?" - "Хорошо" - Ответил И. - "Прощай!" - Попрощался И. с А. и положил трубку серого домашнего телефона. Но он помнил её совет-вопрос: "Ты такой впечатлительный! Тебе, И. лучше бы писателем стать?!" И. запомнил его!
С начала декабря на сцене зрительного зала началась подготовка и ежедневные репетиции к Новогодней сказке. Она называлась "Сказка о волшебном-перевёрнутом времени". Автором сценария и образов-декораций была главный режиссёр Е.С.Г. - красивая молодая энергичная женщина с карими глазами и золотыми мелированными волосами-причёской каре. В сказке, в качестве актёров, принимали участие многие сотрудники дк "Юбилейный". А заместитель директора Е.Н.Т. - невысокая, изящная, натуральная блондинка выступала в роли "Снегурочки".
Под руководством звукорежиссёра С.А.Г. ежедневно репетировали, а после долго записывали центральную песню пьесы. В центре сцены, приплясывая, пела Е.Н., а справа и слева находились все действующие лица, во всю линию авансцены. Все пели песню и в радиомикрофоны, и в динамические, на стойках. Звучала бодрая мажорная музыка и все пели:
"Мне однажды летом
Приснился Новый год.
По лугам цветущим
Снегурочка идёт.
Белоснежные ромашки,
Как снежинки, дружно расцвели..." и т.д.
Параллельно репетициям шла работа художников и декораторов. Подсобные рабочие под руководством главного художника И.И.Б. занимались материалами для декораций. Разгружали кузов бортового "камаза".
И.И.Б. - высокий плотный светло-русый мужчина с пшеничными усами, возраста около 45-50 лет, был родом с Поволжья из Ульяновской области. В производственном процессе он был всегда спокойным, быстрым, но без суеты и без паники. Все декорации к сказке были новогодними, с новогодним орнаментом, в цветовых тонах от белого, бледно-голубого и до тёмно-синего.
Я.Р. работал с завхозом Т.М., а И.С. грунтовал, красил, шлифовал на сцене щиты фанеры, бруски. Вместе с художником-декоратором И.А.Г. - высоким тёмно-русым мужчиной, ровесником И.И.Б., из Уфы, резал белый пушистый дорнит, играющий в сказке роль снега.
Под руководством инженера О.К.С. высокого русого парня, старшего И.С. лет на пять, ровесника звукорежиссёра С.А.Г., декорации подвешивались и к балкам, такие, как "Альпийские горы". Эту работу выполнял монтировщик сцены К.Д., он же играл одну из ролей сказки - "Почтальона Печкина". А методист дк Т.В.Х. играла роль "Новогодней Феи-Будильника". А главный ведущий С.В.Г. играл роль большого красно-жёлтого "Самовара".
Костюмы создавали главный костюмер Т.П.Р. и её подчинённые-девушки-швеи. Работа кипела!
В середине декабря на сцене начались цельные репетиции сказки, от начала до конца. Некоторые актёры уже репетировали в сценических костюмах, как Е.Н.Т. - "Снегурочка"-замдиректора: в белой шубке до коленок и в белой шапочке в голубых узорах. Каждый день звучала песенка:
"Мне однажды летом
Приснился Новый год..."
И.С. запомнил её, невольно, наизусть. Главный режиссёр Е.С.Г. сказала ему, что он тоже технически будет участвовать в сказке. Это очень пугало И.С. Он боялся этого монстра - механику сцены!
Новогоднее дежурство
23 декабря 2006 года на сцене зрительного зала дома культуры "Юбилейный" состоялась премьера "Сказки о волшебном-перевёрнутом времени", которая шла до 31 декабря 2006 и первую неделю января 2007 года.
И.С. поучаствовал в её премьере. Но неудачно. Он опустил не ту балку, не с той декорацией, нужно было "лето", а он опустил "зиму"; и хотя он очень быстро, но в панике исправил свою ошибку, его "попросили" удалиться из-за затемнённых кулис. Сильнее всех паниковал, еле сдерживая мат в адрес И.С. подсобник Я.Р., как будто главным режиссёром был именно он!
На следующий день И.С. ожидал новогодний "сюрприз". Придя на работу, он на работу, он сразу же был вызван к завхозу Т.М.К. Она ему сообщила, что с завтрашнего дня, до конца декабря и первые недели января И.С. временно переводится "сторожем" местной гостиницы "Газпрома" "Вахтовик" тоже части "Ужкх". И.С. нужно было дежурить в старом общежитии "номер 3", на случаи возгорания в нём. В посёлке бывали пожары в деревянных двухэтажных общежитиях. Бывало, что они сгорали полностью, гигантским страшным оранжево-красным костром на фоне чёрного морозного неба.
Дежурить нужно было по схеме: утро-вечер с 8:00 до 20:00; и вечер-утро с 20:00 до 8:00 - отсыпной, выходной - "два через два". Почему для этой ответственной работы не назначили профессиональных пожарных из местной "Части", а взяли четырёх молодых парней-работников только, что поступивших в "Ужкх", И.С. не знал. Ему это никто не объяснял.
Дежурили подсобник дк И.С., подсобник детсада "Искорка" Р.С., подсобник промбазы И.К. и новый плотник "Ужкх" В.А.
И.С. не знал, что хуже, нервная суета за кулисами сцены, сказочный "сыр-бор", или 12-ти часовый, без обеда, рабочий день, в полном одиночестве в комнатёнке общежития, воняющей канализацией. Да ещё ночная смена И.С. как раз выпала с 31 декабря 2006 на 1 января 2007. Радовало только то, что И.С. жил по соседству. Третье общежитие было сразу же за домом И.С., а гостиница "Вахтовик" была ещё ближе. Она была видна из кухонного окна квартиры И.С. и его Мамы Е.Д.С.
Наступил первый день дежурства. В дк, естественно, пока ходить было не нужно. В 7:30 утра И.С. пошёл в "Вахтовик", к заведующей, оформляться и получать очередной инструктаж. Ему выдали радиотелефон, памятку со всеми нужными служебными номерами. Обход двухэтажного старого общежития нужно было производить каждый час. В случае возгорания и появления запаха дыма необходимо было немедленно звонить в Пожарную Часть и руководству в "Вахтовик".
Не смотря на ветхость в общежитии ещё продолжали жить люди. Семьи с маленькими детьми. Оно было построено в начале 1970-х годов. И.С. с телефоном в руке медленно проходил старые узкие коридоры с тёмными грязными стенами, со старым сгнившим линолеумом на скрипящем грязном полу. Заглядывал под лестницы, ведущие на второй этаж.
Днём с 8:00 до 20:00 дежурить было хуже. 12 рабочих часов тянулись чудовищно медленно. В дежурке был работающий цветной телевизор с двумя федеральными каналами. Но смотреть его днём не хотелось. Учебник "История России", взятый И.С. тоже не читался. Было скучно и тревожно. Ночью было легче. Время с 20:00 до 8:00 бежало быстрее.
31 декабря 2006 года И.С. пошёл на дежурство к 20:00. Его Мама уже готовилась к Новому году. В гости уже пришёл его дядя.
- В 23:00 прибеги домой, племяш. - Посоветовал он.
- Ой, не знаю, не знаю... - Сомневался И.С. Он действительно не знал, как быть. А, если, "спалят"! Если не общежитие, так отсутствие дежурного.
Да, Новогодняя ночь, была ещё заблаговременно испорчена казёнщиной! И.С. с ней не везло с самого начала его "карьеры". Тем не менее, в начале 00:00, он, не выключая в сторожке свет, сбегал домой. За Новогодний стол, приготовленный и накрытый Мамой. Салатики "оливье", "сельдь под шубой", жаркое, торт, мандарины, киви и бананы; звон бокалов. Бой Курантов Спасской Башни Московского Кремля. Наступил 2007 год!
Около 01:00 И.С. вернулся на работу. Всё было тихо. А, где-то около 03:00 на первом этаже общаги лопнула ржавая труба водопровода. Сильно и неожиданно. И. позвонил в "Вахтовик" потому, что по номеру, который ему дали, он дозвониться в аварийку не смог. Ему продиктовали ещё один. Он позвонил. Аварийная служба приехала через час. Перекрыли воду.
Уже было 8:30 утра. Дежурство И.С. завершилось, но он оставался в общежитии, его сменщик Р.С. опаздывал. Прождав ещё до 9:00, И.С. закрыл на ключ дверь "дежурки" и пошёл в "Вахтовик", там знали, что сменщик опаздывает и стали заставлять И.С. продолжать ждать прихода Р.С. И.С. от этого отказался, сдал ключи, телефон и пошёл домой. Ему вслед, в спину сказали, что у него будут проблемы с начальством, но И.С. на это промолчал. Он вообще старался молчать в ответ на упрёки, претензии в свой адрес от всех его "начальников", а его "начальниками", почему-то, хотели быть буквально все его "коллеги"! Даже дворник дк!
В начале января И.С. отдежурил ещё один раз "два через два" и к Старому Новому году вернулся в дк.
Будни подсобного рабочего
Большие праздники прошли. В конце января 2007 года И.С. уже расписался в отпускном графике. Его первый отпуск начинался 26 апреля и должен был длиться до 5 июля 2007 года.
Потекли рабочие дни, день за днём. Вторник-суббота: 9:00 - 12:30; 12:30 - 14:00 - обед; 14:00 - 17:30. Воскресенье - 9:00 - 14:00 - короткий день без обеда. Понедельник - выходной! Будни подсобного рабочего.
Сначала И.С. не нравился выходной в понедельник. Но позже это ему понравилось. Можно было заниматься делами, помогать Маме. В понедельник все организации и учреждения работали. Можно было платить за стационарный телефон, за квартиру, ходить по делам, за продуктами в магазины и на почти пустой в понедельник рынок.
Вторник в дк: утро подсобников в начале новой рабочей недели всегда начиналось поездкой на промбазу под руководством завхоза Т.М.К. на жёлтом автобусе "пазе". Ехали через весь посёлок. В конце января полярный день заметно увеличился. Алое восходящее солнце, поднимаясь выше, заливало горизонт розовым светом. Небо становилось ясным, безоблачным, солнечным, голубым. На складе промбазы И.С. и Я.Р. брали 20-ти литровые бутыли с чистой водой для кулера. И. уже привык переносить одну бутыль в одиночку. Брали толстые пачки с чистой бумагой для принтеров, всевозможные огромные коробки с различными вещами и предметами, чистящие, моющие средства и т.д., и т.д. Загружали "паз". Ехали на служебный вход дк. Выгружали.
Другим, частым делом подсобников и монтировщика сцены было перенос различной мебели из одной части дк в другую. Переносили мягкие диваны, кресла, столы, стулья, шкафы, тумбочки, зеркала, громоздкие вешалки на колёсах и т.д., и т.д. Сначала И.С. не мог в одиночку, без помощи перенести ни стол, ни тем более, мягкое кресло. Даже банальный стул он брал один, раздражая этим К.Д. и Я.Р. В то время, как они каждый из них, брали по четыре стула, в каждую руку по два; на спине, в одиночку, переносили через длинный переход по мягкому тяжеленому креслу. А монтировщик К.Д. даже "транспортировал" на своём горбу, на плечах, спине целый громоздкий мягкий диван. Как он это делал И.С. не мог понять, наблюдая этот "трюк" с испугом. Чтобы водрузить на себя кресло, Я. И К. делали так: сгибались, чтобы спинка кресла плотно прилегала к спине и резко поднимали-переворачивали кресло, а сами выпрямлялись и сразу же, балансируя, чуть сгибались; и кресло надёжно лежало на плечах и спине; и руками они его придерживали, чуть опуская кресло вниз, балансируя и передвигаясь по дк, туда, куда надо. Вот только при опускании кресла на поверхность, нужна была подстраховка. Но Я.Р. и К.Д. действовали и без неё. Переносить же вдвоём и кресло, и диван, было совсем неудобно. А в одиночку И.С. таскать мебель, пока ещё не мог, раздражая этим ловких Я.Р. и К.Д.
С ресторанными столами диско-зала было проще. Переносить их в одиночку И. научился быстрее. А до этого он переносил их с Я.Р. Но уже 22 февраля И. вышел во вторую смену с 12:00 по заданию Т.М. и в одиночку перенёс все столы с синими столешницами с первого этажа диско-зала на второй. И. залазил под стол, крепко его придерживал и вставал со столом на горбу, придерживая его поднимался по красивой лестнице с позолоченными перилами. Также И. в одиночку перенёс и расставил все металлические диско-зальные стулья с ярко-синим "газпромовским" кож-замом сидений и спинок. После Дня Защитника Отечества, когда мероприятие, приуроченное к этому Дню, завершилось, И. в одиночку вернул все столы и стулья обратно.
Ещё для 23 Февраля И. под руководством главного ведущего С.В.Г., вместе с ним, ездил на жёлтом служебном "пазе" на гп-2 ("газовый промысел номер 2"), за 40-литровым алюминиевым бидоном для солдатской гречневой каши с тушёнкой для Российских ветеранов Вооружённых сил, участников военных действий - настоящих защитников нашего Российского Отечества.
А сам С.В.Г. - организатор мероприятия участвовал в первой Чеченской войне 1994-1996 годов. В городе Грозном командовал танком и, кажется, даже был командиром танкового взвода. Настоящий герой! Звукорежиссёр С.А.Г. во время второй Чеченской войны 1999-2004 годов служил в Дагестане в железнодорожных войсках командиром отделения. Инженер О.К.С. проходил службу в Космических войсках на Новой земле у Северного Полюса.
А двоюродный брат И.С. Р.С. тоже служил в Дагестане, в зоне военных действий в Автомобильном батальоне в 1999-2000 годах.
Они - настоящие герои - русские солдаты и мотивировали И.С., и для 23 Февраля он особенно старался, работал!
Также И.С. выбрасывал мусор на одном из многочисленных хозяйственных выходов дк: множество мешков, коробок, отходов, ожидая два раза в неделю оранжевый "камаз"-мусоровоз. Сначала ему помогал Я.Р., а после он делал это сам.
Под руководством завхоза и монтировщика подсобники наводили порядок на "складе декораций": помещении с высоким потолком, со стеллажами и ярусами. Поддерживать здесь порядок нужно было постоянно, из-за множества мероприятий "склад декораций" очень быстро захламлялся. Но плотно заниматься этой работой И.С. начал, когда перешёл на должность "монтировщика сцены" после увольнения К.Д.
Ещё И.С. помогал главному художнику И.И.Б. и художникам-декораторам. Он грунтовал щиты, холсты, задники; раскрашивал различный реквизит. Грунтовал длинные прямоугольные афишные щиты, на которых И.А.Г. красиво и ярко кистью писал информацию о предстоящем мероприятии в дк "Юбилейный": его название, день, время, стоимость билета. Перед сквером дк был металлический каркас и в него вставлялись все эти "растяжки", как они назывались на профессиональном сленге.
Дворник дк во второй половине зимы стал часто уходить на "больничный". Подсобникам приходилось очищать территорию. Сначала вдвоём, а после этим стал заниматься один И.С. Я.Р. эту работу не любил и психовал. А И.С. работа дворника понравилась. Убирая снег, он отдыхал психологически, ни один "начальник" не стоял у него над душой.
Да, работа была тяжёлой, территория у стен дк огромной, широкая площадь у центрального входа, множество запасных входов с площадками и ступеньками. У выхода с фойе 2-го этажа было огромное двухэтажное крыльцо. Всё это нужно было очищать, освобождать от льда и снега, работать ломом-колуном, следить за линёвками, откалывать от труб-сливов лёд. Но эта ежедневная работа нравилась И.С.
Хотя "подсобный рабочий" - быть на подхвате у всех, помогать всем, даже дворнику и уборщицам и при этом иметь высшее законченное очное университетское историческое образование. Многие "специалисты" дк только получали высшее образование, обучаясь заочно в вузах Тюмени, Москвы и Петербурга. И все они были намного старше И.С.
С 9:00 до 12:30 уборка территории. В 12:30 И.С. ставил подсобку снегоуборочную лопату, веник, совок, лом, переодевался и шёл на обед.
Ямальское рабочее лето
До отпуска оставалось две недели. И.С. уже получил свои первые отпускные. Но они были в два раза меньше, чем должны были быть. Из четырёх "полярок" (льготы для проживающих в районах крайнего севера) И.С. в "отделе кадров" учли только две, хотя у него были все "полярки". И даже, когда после И. сделал запрос в Магаданскую область, где он проживал с родителями в раннем детстве в 1987-1992 годах и оттуда подтвердили "полный пакет полярок", перерасчёт отпускных так никто и не сделал. А в "отделе кадров" "Ужкх" И.С. посоветовали: "В суд не обращайтесь! Вы его всё равно проиграете!"
И.С. смирился, почему-то ощущая чувство вины. Хотя он ни у кого не брал лишнее, чужое, не додали положенное ему.
26 апреля 2007 года у И.С. начался первый отпуск. "Ура!" - Кричали ум, сердце и душа И.С., радуясь этому событию! "Свобода и не подотчётность аж до 5 июля! Ура!"
В конце апреля на машинах, своим ходом двоюродный брат И. - Р.С., его родной дядя С.Д.С. и И.С. поехали с Ямала в Центральную Россию, в областной город В. Несколько дней И.С. провёл в холодном майском Городе В. И уехал на Донбасс к Бабушке, его Мама осталась на Ямале до конца июня.
Весь свой отпуск И. провёл в донбасском городе С. А в самом начале июля, также своим ходом, на машине с братом и дядей, вернулся на Ямал, в посёлок П. Мама И. уже уехала на Донбасс к Бабушке ещё в конце июня. Они разминулись.
5 июля И.С. уже вышел на работу в дк. Ямальское лето 2007 года выдалось аномально жарким. Почти весь коллектив, все сотрудники дк до середины августа отдыхали в отпусках. И.С. до этого же времени был переведён в дворники. В дк остались работать лишь: замдиректора Е.Н.Т., 4 женщины-вахтёра, одна уборщица и дворник на лето - И.С.
На работу нужно было приходить к 8:00. Стояли жаркие солнечные дни, без ветра, без дождей. В горячем знойном воздухе кишела мошкара. И.С. выдали "дэту". Без неё работать было невозможно. И.С. приходил к 8:00 в дк. Переодевался в синюю "газпромовскую" спецодежду, на голову надевал бейсболку, на руки двойные перчатки. Начинал работать. Освобождал от мусора урны, очищал от мусора всю территорию, сквер, подметал, поливал водой торф. Высаживал на газонах семена травы - "канада грин". В сквере спиливал сухие ветви с полярных берёз и ив.
В конце июля, почти одновременно и быстро без отработки из дк по собственному желанию уволились монтировщик сцены К.Д. и подсобник Я.Р.
Перевод
Уже в начале августа вернулась директор дк Н.В.С. Было решено перевести И.С. новым монтировщиком сцены дома культурны "Юбилейный". Но сразу же "нарисовалась" очередная проблема: для перевода нужен был новый медицинский профосмотр, а в поликлинике посёлка летом отсутствовали нужные врачи. И.С. нужно было ехать в Н. в районную поликлинику. С транспортом тоже были проблемы.
И.С. поехал в Н. на такси. Как полагается таксист "содрал" с И. "три шкуры". И. ехал и любовался знойной летней ярко-зелёной лесотундрой под безоблачным голубым небом. В начале августа аномальная жара на Ямале продолжалась.
В Н-ой поликлинике в кабинете офтальмолога у И.С. возникли проблемы. Врач не хотела подписывать "бегунок". В итоге подписала, но с "ограничениями". Остальных врачей И. прошёл и опять на такси вернулся домой.
На следующий день он пошёл в поселковую "медсанчасть". Её заведующая М.Я.А. тоже не хотела подписывать заключение:
- Вы в очках!
- Ну, так и предыдущий монтировщик был в очках!
- ... "Всякая ш...ь лезет в "Газпром"!"
В итоге: "из-за острой производственной необходимости, из-за приближающегося "Дня работников нефтяной и газовой промышленности (1-3 сентября)" И.С. всё-таки с трудом перевели в монтировщики сцены.
Трудность перевода накладывала на И.С. личную ответственность работать без эксцессов, без ошибок, не нарушая технику безопасности.
Не вернувшись из своего отпуска, из дк уволился ещё и дворник. Естественно, его обязанности легли на нового монтировщика сцены.
Дворник-монтировщик сцены
Во второй половине августа 2007 года резко похолодало. Начались дожди. Все сотрудники дк "Юбилейный" вернулись из своих отпусков. Началась подготовка к концерту на День работников нефтяной и газовой промышленности.
Оформляли сцену. Репетировали. В дк работало много артистов, певцов, певиц, вокально-инструментальных коллективов, музыкантов, пели учащиеся местных школ; работали танцевальные кружки, танцевальные ансамбли из девочек-школьниц младших и старших классов.
На базе дк работал Клуб авторской песни "Полярная звезда". Взрослые вокальные коллективы: "Коктейль", "Русь-поющая", "Вишенка", "Элегия". Все участники которых постоянно репетировали, обновляя свои репертуары. В дк работало два хороших баяниста З.М.Г. и А.М.М. А.М. был ещё и гитаристом-профессиональным музыкантом и преподавателем в местной музыкальной школе. З.М.Г. играл на баяне-аккордеоне с "Вишенкой", а А.М.М. с "Русью-поющей".
Постоянно выступали барды. Участник их Клуба А.К. прекрасно играл на русской 7-ми струнной гитаре различные музыкальные пьесы и мелодии русских романсов, даже сочиняя свои красивые мелодии.
Квартет "Коктейль" исполнял песни из репертуара легендарной "Битлз". А женский коллектив "Элегия" пел песни не менее легендарной группы "АББА". Это, конечно, интересовало И.С., но подробно вникать в местную музыкальную культуру было некогда.
С главным ведущим С.В.Г. и звукорежиссёром С.А.Г. новый монтировщик репетировал официально-праздничную часть предстоящего концерта 2 сентября 2007 года. Под их руководством. Времени подробно вникать в механику сцены, изучать её, пока не было.
Инженер С.О.К. повёл И.С. по всем её переходам, на чердак, кратко ввёл его в курс дела. И.С. пообещал подробно изучать механику, инструкции сразу же после концерта 2-го сентября. Инженер с ним согласился. Работать же с балками, оформлять кулисы нужно было уже сейчас, пока под контролем инженера.
Каждый день И.С. уделял час на работу дворника. Он быстро подметал территорию и шёл работать на сцену: репетировать, оформлять, декорировать. В эти дни И.С. подчинялся: главному ведущему, звукорежиссёру, инженеру, главному художнику И.И.Б. и завхозу Т.М.К. Усердно работал. Но медленно, вникая постепенно, опыта в сценической технической работе у И.С. было очень-очень мало. Нужно было привыкать. Работать без грубых ошибок, без технических происшествий. Чтобы никого не "стукнуть" по голове балкой, или декорацией.
На сцене репетировало очень много детей и вообще артистов и сотрудников дк. И.С. переживал за их безопасность. Всеми силами стараясь обеспечить её. Здоровье и жизнь людей - самое главное! Новый монтировщик сразу же это осознал и запомнил, как ХРИСТОВУ Молитву "ОТЧЕ Наш". И это, конечно, не ирония!
И ещё И.С. понравилось то, что главный ведущий С.В.Г. был верующим православным человеком. Каждый концерт, который он вёл, С. начинал с молитвы и крестного знамения. Тихо, почти про себя молился, крестился перед закрытым сценическим занавесом. И.С. это нравилось, это было светлым примером. Это было позднее, а пока нужно было привыкать.
Нужно было привыкать и к микрофонам. Близко с ними познакомиться тоже не было времени. Их работой занимался звукорежиссёр. Во время вокальных номеров именно он определял у какого, конкретно исполнителя, будет конкретный микрофон. Радиомикрофоны звукорежиссёр отмечал цветами, у каждого свой цвет. Располагаться они должны были в таком же порядке, как и на звуковом пульте. Порядок-нумерация-цвета радиомикрофонов отмечались в двух экземплярах сценария концерта: у звукорежиссёра и монтировщика сцены. Они сидели вдвоём перед мероприятием и согласовывали, и отмечали.
Но эта согласованность появилась потом. Пока всё было "сыро", медленно и туго - у нового монтировщика, конечно.
Особенно репетировали момент открытия сине-фиолетового бархатного занавеса, посекундно; и момент выноса и уноса динамического микрофона со шнуром на микрофонной стойке, для генерального директора "Н-газпрома".
2 сентября 2007 года концерт, посвящённый Дню работников нефтяной и газовой промышленности прошёл более-менее удачно, без грубых ошибок. И.С. отработал. Ничего не перепутал и не уронил. Все участники концерта, и ведущий, и артисты, и технические работники были красиво одеты: женщины в вечерние блестящие платья, мужчины в строгие костюмы, с галстуками; и монтировщик сцены тоже. Зал, как всегда на таких мероприятиях, был полным. Присутствовали руководители и начальники. После концерта в фойе 2-го этажа проходил традиционный праздничный фуршет.
Праздник состоялся, удался и завершился. Удачно. СЛАВА ТЕБЕ, ГОСПОДИ!
Механика сцены
В сентябре состоялось ещё несколько концертов, но уже не таких значимых, как День работников нефтяной и газовой промышленности.
Тем не менее, нового дворника пока ещё не было и И.С. продолжал исполнять его обязанности. Уже переодевшись в строгий чёрный в серую полоску костюм, в синюю рубашку и розовый галстук, перед самым началом мероприятия в зрительном зале, И.С. бежал с веником на служебный вход и подметал по приказу завхоза. После сразу бежал на сцену, за кулисы, где уже был закрыт занавес. Ведущий С.В.Г. спрашивал завхоза Т.М.К.:
- М-на, а больше некому что ли подмести, кроме монтировщика сцены? Уборщицы это не могут сделать?
- Все мои девчонки заняты! Не могут! - Отвечала Т.М.
Под руководством инженера О.К.С. у И.С. началось близкое и подробное знакомство с механикой сцены. В начале октября И.С. нужно было сдавать экзамен по технике безопасности - механике сцены. Инженер дал ему для подготовки пачку инструкций и перечень видов строповых узлов.
Начиная с низу, с дисков-колёс-ручейков для пеньковых канатов, О.К. не спеша объяснял устройство и функции каждой детали:
- Крюки - фиксаторы канатов... Берёшь, снимаешь крюк - ближний канат - вниз, дальний - вверх... Попробуй опустить - поднять балку... Бери за канат - вниз, не спеша, видишь - балка опускается, вверх - хоп - балка поднялась... Сама она не двигается - значит груз сбалансирован... Пошли по ярусам. Возьми у завхоза ключ от двери левого перехода. - Объяснял, инструктировал инженер нового монтировщика.
Шли по ярусам, деревянным настилам. Поднимались на чердак. Здесь под деревянными люками, по четыре в ряд, находились диски со стальными тросами. Все металлические части-детали механики сцены нужно было регулярно смазывать солидолом. Необходимо было каждое утро производить её осмотр, выявляя поломки и неисправности. К этим работам новый монтировщик сцены сразу же и приступил. Инженер дк подчинялся главному инженеру "Ужкх" И.К.Д. Каждый вторник они делали осмотр втроём.
В конце сентября 2007 года И.С. успешно сдал экзамен в главной конторе "Ужкх". В комиссии присутствовали И.К.Д. и новый начальник "Ужкх", сменивший Р.Ю.Н., ушедшую на пенсию, Ф.А.Р.
Переход с должности "подсобного рабочего" на должность "монтировщика сцены" формально являлось повышением. Но служебное положение И.С. усложнилось. Вместо одного завхоза у И. теперь стало два непосредственных начальника: завхоз и инженер; плюс - звукорежиссёр, главные режиссёр и художник, все "специалисты" - ведущие мероприятий, художники-декораторы.
Монтировщиком сцены И.С. проработал: с сентября 2007 до сентября 2008 гг.; и с сентября 2009 до 13 января 2012 года.
За это время он регулярно менял одежду сцены, фиксировал декорации. Для балансировки добавлял-убирал-добавлял "пригруза". Занимаясь этой работой по правилам, добавляя-снимая их на верху, под потолком, перегнувшись через ограждение, одевая тяжёлые чугунные плиты на штангу, с зафиксированной крюком на пеньковых канатах, балке. Снимать-добавлять "пригруза" внизу было намного удобнее. Но это было нарушением техники безопасности. Штанга с пригрузами опускалась вниз, а балка уходила под самый потолок. При этом она не была зафиксирована, не было никакой страховки. При не верно рассчитанном весе, балка могла резко рухнуть вниз. Сначала И.С. выполнял эти работы с О.К.С. и И.И.Б., а после самостоятельно. Также часто нужно было перетягивать пеньковые канаты. Снимать все стальные хомута с болтами. Натягивать канат, после с помощью газового ключа, возвращать всё обратно, всё надёжно закручивать и фиксировать. Тоже самое нужно производить с хомутами на стальных тросах балок, чтобы все хомута были повёрнуты в одну сторону. Кроме пустых балок были ещё тяжёлые световые приборы на чёрных тяжёлых громоздких конструкциях.
Другой большой сферой деятельности монтировщика сцены была работа со звукорежиссёром.
Микрофоны звукорежиссёра
"Кудесник звука" С.А.Г. был старше И.С. на 5 лет. Он был крепким парнем, среднего роста, тёмно-русый, с бородой, с волевым подбородком. Для сложной, монотонной работы звукорежиссёра были необходимы воля и терпение. С. был настоящим звукорежиссёром, получая высшее образование по профессии. Он учился заочно в Санк-Петербурге. В дк "Юбилейный, на редкость, С. был на своём месте, любил свою работу, постоянно профессионально развивался. Читал технические книги и журналы по "Инженерии звука". Совершенствовать своё мастерство С.Г. помогали ещё частые концерты певцов и музыкантов из Москвы. И, конечно, постоянные выступления и репетиции местных артистов.
Его рабочее место находилось в самом центре зрительного зала: звукорежиссёрский пульт, компьютер, чехлы с микрофонами, наушники, как островок в синем озере кресел, когда зал был пуст; и среди зрителей-посетителей, когда шло мероприятие. Раньше его место находилось на балконе "технической группы" дк, в конце зала, над последними рядами, а после его перенесли в центр, как и должно было быть по правилам звучания. О переносе попросил сам С., и плотники "Ужкх" всё для него оборудовали. С. всё подключил.
Для вечерних репетиций звукорежиссёр и монтировщик выходили на работу с 14:00 и работали до 22:00-23:00. Для сольных вокальных номеров выдавался радиомикрофон. Все такие микрофоны были обозначены С. цветной клейкой бумагой: красный, жёлтый, синий, зелёный, белый.
Сложнее было с динамическими микрофонами со шнурами на сойках фирмы "шур"; особенно, когда выступал коллектив из 10-12-ти певцов, как "Русь-поющая". Нужно было обязательно согласовывать их порядок и условную нумерацию: 5-6 микрофонов из правой кулисы и 5-6 из левой. Монтировщик расставлял их по порядку, начиная выносить крайние от сцены, по два. Работать нужно было быстро и чётко. После номера микрофоны забирались в обратном порядке, с крайних от кулис. И.С. долго к этому привыкал.
Своя специфика была с динамическими "шурами" для озвучки: гитар, баянов, скрипок, флейты, рояля и т.д. Когда выступали барды, ритм-гитаристы-вокалисты, нужно было два "шура", для вокала, который иногда заменялся "радио" на стойке и для гитары. Выносить нужно было по два. Либо настраивать микрофон для озвучки гитары заранее, либо на сцене, сразу после выноса. У каждого исполнителя был свой, определённый звукорежиссёром, микрофон.
- Так, - "красный" радио для А., после него "жёлтый" - для Б., "зелёный" - дашь обязательно для Ц.! Смотри, не перепутай! Крайний "шур" на стойке для гитары У., для вокала второй "шур" за ним. Для Т. - для гитары - крайний "шур" на стойке из другой кулисы... - говорил звукорежиссёр монтировщику в день начала концерта, отмечая всё это дело в сценарии.
Но репетиции репетициями - совсем другое дело - мероприятие-концерт. Здесь вынос микрофонов согласовывался и репетировался ещё и с ведущим, чаще всего с главным-С.В.Г. И.С. нужно было быть расторопным, чётким, чтобы быстро, вовремя, учитывая каждую секунду, обеспечивать микрофонами каждый вокальный номер:
"Ведущие уходят со сцены; начали уходить - выноси! Спели, сыграли - ушли, только-только пошли на сцену ведущие - уже забирай все микрофоны и стул баяниста!"
Все недочёты на концертах анализировались на планёрках во вторник в кабинете директора дк Н.В.С. под её председательством. Сначала И.С. работал медленно, но к концу 2007 года у него появился навык, и он стал быстрее, напрягая свою нервную систему.
Клуб авторской песни "Полярная звезда"
В сентябре 2008 года И.С. уволился из дк и уехал с Ямала в Центральную Россию во В-р. Чтобы не "сгорел" его университетский диплом ему нужно было поработать, хотя бы 3 месяца, по специальности: "историк, с правом преподавания". Он, устроившись поработал в одной из городских гимназий учителем истории, обществознания и художественного труда.
В сентябре 2009 года он вернулся на Ямал, в посёлок. Нужно было помочь Маме, которая продолжала здесь работать; до 2012 года.
И.С. вернулся в дк "Юбилейный" на ту же должность. Но до конца октября опять нужно было ждать разрешения приступить к работе.
С 2009 года И.С. продолжил писать стихи, регулярно читать книги, играть на своей 6-ти струнной гитаре. Однажды на улице посёлка он встретил поэта-барда, участника п-го Клуба авторской песни "Полярная звезда" А.Б. высокого-высокого светло-русого мужчину, лет на 10 старшего И.С.
- Ты монтировщиком возвращаешься?
- Да, жду подпись из Н-а. А можно, я на репетицию к вам в дк приду?
- Приходи... Ты пишешь, играешь?
- Ну так... Да...
- Приходи, конечно... С гитарой. У тебя есть гитара?
- Да, есть. Приду, спасибо. - Вот такой состоялся между ними диалог.
Дома И. немного "порепетировал". В субботу, вечером пришёл в гости к бардам, в один из музыкальных кабинетов дк на втором этаже, взяв свою гитару в чёрном чехле.
Дк "Юбилейный" изменил свой внешний вид, оставаясь геометрическим дворцом в архитектурном стиле "модерн". Его бордово-оранжево-жёлтые стены обшили бело-голубым металлом, как высотку поселкового газового управления местного "Газпрома". И.С. поднялся на второй этаж дк, нашёл нужный кабинет и встретился с бардами.
И.С. принёс коробку чёрного чая и сладости к чаепитию: чак-чак, зефир, печенье. Поздоровался с А.Б. и с красивой рыжей, зеленоглазой женщиной-бардом М.В.Т. Чуть позже пришёл "патриарх" Клуба "Полярная звезда", один из его основателей в конце 1980-х годов А.Г.У. Он сказал, обращаясь к И.:
- О! это бывший монтировщик сцены к нам пришёл? - спросил А.Г., улыбаясь. Он был седым, плотным, широкоплечим мужчиной, ровесником родного дяди И.С. Он играл на гитаре, в стиле Александра Галича и Булата Окуджавы. Сочинял свои песни и писал стихи - красивые, в жанре северной полярной лирики, мужественные, о суровой ямальской красоте!
- Бывший и будущий монтировщик. - Добавил А.Б.
- Ты что-то пишешь? - Спросил у И.С. А.Г.
- Да..., стихи. Пытаюсь писать песни, но тяжело пока. - Ответил И.С.
- Сыграй что-нибудь? - Попросил А.Г. Свои песни И. играть постеснялся в первый раз и исполнил песню рок-музыканта лидера петербургской рок-группы "Ноль" Фёдора Чистякова "Человек и кошка". И. играл только медиатором, в другом стиле, отличном от песен бардов и жанра авторской песни. И. играл совсем что-то другое: "рок", "пост-панк", но совсем не "бард". И. играл медиатором, бой совмещая с перебором струн и пел:
"Человек и кошка
Плачут у окошка,
Серый дождик кАплет
Прямо на стекло...
И. играл плохо, "грязновато", а без медиатора было бы ещё хуже... Ещё И. прочёл несколько своих стихотворений. Они понравились А.Г.У.
И. ещё несколько раз встречался с бардами. Он даже исполнил свою песню в стиле "панк". Она называлась "Дворник". Она была сложная по замыслу, с проиграшами, но сыграл И. её "грязно", сбиваясь. А.Г. сказал:
- Замысел интересный, но тебе рано и сложно такое играть. - Он был прав! И.С. не был Егором Летовым и стать им не мог. Но полюбить творчество Александра Галича, Юрия Визбора, Булата Окуджавы, при всём желании, И.С. не мог. Хотя в это время купил томик песен и стихотворений Б.Ш. Окуджавы. Сразу его прочёл. Они ему понравились, но он их не полюбил. Он любил песни Виктора Цоя. Но и Цоем он стать не мог и не хотел. А, когда в "Полярной звезде" И. исполнил песню Цоя "Электричка", женщина-бард М.В.Т. сказала:
- Ну, Цой это уже совсем не "авторская песня"! Это протест! А Летов - это бунт! - Сказала она.
Вскоре И.С. ходить к бардам совсем перестал. Перед этим он даже разучил песню Ю. Визбора "Возьмёмся за руки, друзья...", исполнив её медиатором, треугольным красным "лепестком", но получился какой-то дикий "суррогат"; и ходить в "Полярную звезду" И.С. окончательно перестал, встречался с бардами только по работе, на сцене зрительного зала дк, на репетициях и концертах в качестве монтировщика сцены, как и в 2007 году.
Барды "Полярной звезды" исполняли песни и современных бардов со всей России; и конечно свои, дав на прощание послушать И.С. диск. Он его послушал.
"Гринч"
После возвращения И.С. в дк "Юбилейный" в сентябре 2009 года до его окончательного увольнения 13 января 2012 года, произошло много событий, было много концертов и мероприятий.
Запомнилась очередная Новогодняя сказка с 2009-го на 2010 год "Гринч", по мотивам одноимённого голливудского художественного фильма с актёром Джимом Керри в главной роли.
Автором постановки "Гринча" в дк "Юбилейный" опять стала главный режиссёр Е.С.Г. Эта сказка была очень сложной в плане декораций ("Пещера Гринча", например) и технического обеспечения (софиты, искусственный снегопад). В зрительном зале плотники убрали первые ряды кресел. Все застелили белым дорнитом. Построили высокую и глубокую "Пещеру Гринча". На сцене, тоже укрытой дорнитом, установили крутящийся круг с двумя интерьерами: "Почтой" и "Новогодней ёлкой" - спальней героев сказки. Часто задействовался экран, размером во всю ширину сцены и в высоту почти до самого потолка.
Радовало то, что в "Гринче" совсем не был задействован занавес - один из самых проблемных объектов механики сцены. Он открывался автоматически, кнопкой, но его трос постоянно рвался и его меняли. Чтобы его опустить до пола требовалось много сил. При открытии он выключался тоже автоматически, но не всегда; и его нужно было останавливать, нажав на кнопку.
Главный художник, декораторы, монтировщик готовились к "Гринчу"; рисовали, красили, декорировали сцену и реквизит, расписывали мебель для сказки, которую делали плотники "Ужкх": кроватку, скамейку, санки больших размеров, их нужно было везти по дорниту-снегу.
Начались репетиции. Роль Гринча играл С.У. друг и одноклассник брата И.С. Р.С. Он был полностью загримирован в зелёную шерсть, зелёное рыльце-лицо с пятачком. В качестве актёра И.С. на этот раз в сказке не участвовал, это было впереди.
Главный ведущий С.В.Г. играл "Мэра города". Звукорежиссёр записывал сценарный текст актёров и выступал в качестве повествователя, записав и свой голос-звуковой Автопортрет: "Однажды в Рождественский Сочельник в городе у подножия синих заснеженных скал..." и так далее.
23 декабря, по традиции, состоялась премьера "Гринча". Сказка шла до 31 декабря, по 2, 3 и даже 4 сеанса в день. И.С. работал за кулисами самостоятельно, рядом почти никого не было. Все балки с декорациями он опускал-поднимал в одиночку без помощи, включая в нужный момент приборы, снег-машину и др., всё хорошо отрепетировав с главным режиссёром Е.С.Г. Но в самом начале премьеры он опять ошибся, не вовремя опустив экран, который очень часто использовался.
Всем видео-визуальным рядом, слайдами, видео-нарезками, фото на экране и заднике сцены занималась главный техник А.В.Г. молодая, голубоглазая, мудрая женщина с большим юмором, частенько с "чёрным", но очень смешным: "Передайте этому "рабу лампы" (так она называла осветителя), пусть так сильно не фигачит светом, а то он, кажется, "генерального" ослепил в первом ряду.
- Ну, ты дал... - резюмировала Е.С. после помарки И.С. Но он быстро исправился и больше ошибок не было, все сказки отыграли удачно, до 13 января 2010 года. Только у И. болели плечи и руки, особенно от тяжеленного экрана. Звукорежиссёр даже заматывал растянутую правую руку монтировщика эластичным бинтом, чтобы он отработал вечерний сеанс в 18:00. Заменить И.С. никто не мог. Но "Гринча" отыграли удачно.
Артисты из Москвы
Как известно, на Ямал часто приезжают с концертами известные артисты из Москвы: певцы, музыканты, актёры, выступая в местных дворцах и домах культуры; в городах и посёлках Янао, в Н., Н.У., Салехарде, Муравленко, Ноябрьске. Приезжали они и в П., в дк "Юбилейный".
Концерты давали или на День работников нефтяной и газовой промышленности, в начале сентября, или ко Дню Победы, в начале мая. Выступали как сольно, так и музыкальными группами. После местного концерта начинался концерт приглашённой звезды.
И.С. приказано было находиться за кулисами: "на всякий случай", но таких случаев, Слава БОГУ, не произошло.
Центральной фигурой московских гостей, конечно, являлся Народный артист Советского Союза и Российской Федерации Лев Валерьянович Лещенко. Он выступал на сцене дк "Юбилейный" 9 Мая - на День Победы. В начале своего выступления он обратился к полному залу:
- С Праздником вас, дорогие друзья! Я думал вас будет несколько первых рядов и хотел вас после концерта пригласить в местный ресторан за мой счёт, но нет - аншлаг - я не потяну! Зал полный!