В московских главах показана советская социально-культурная система. Её основы: атеизм большинства, материализм, официальное иждивенчество (около 3100 членов "Массолита" - "поэтов" и "писателей") - социальных паразитов, сосущих блага! И скука, ведь всё материально, "БОГА нет!" и "всем управляет сам человек!"
Вероятнее всего, время действия в романе 1930-е годы. В 1937 году большевистской системе исполнилось 20 лет. И в ней изначально и не специально, был заложен кризис. Его причины, его истоки видны в романе Михаила Булгакова.
Атеизм и материализм Сталина (рекордные объёмы выплавки чугуна и стали) - скучны и не интересны. Поэтому москвичи повалили на "Сеанс чёрной магии и её разоблачение".
"Чёрная магия" - это уже не атеизм и не марксизм.
Пришли, в зале аншлаг! Бах! деньги-совзнаки с потолка! Бац! модный заграничный дамский магазин! Всё - даром! У зрителей, особенно у зрительниц, разыгрался материализм. Начали хватать: платья, чулки, туфли, духи...
Москва Булгакова забюрокрачена, везде учреждения: "Массолит", "Варьете", "Акустическая комиссия и её филиалы", Домком на Садовой. Везде чиновнички и начальнички: берлиозы, семплеяровы, лиходеевы, римские, варенухи, босые; стукачи-алоизии могарычи.
Все они - Сталинский планктон, все - атеисты и очковтиратели!
Иван Бездомный и Рюхин - большевистские поэты. Первый (по заказу Берлиоза) пишет богохульную поэму; а второй просто: "взвейтесь да развейтесь!"
И только Мастер пишет роман о Иешуа Га-Ноцри и Понтии Пилате, точнее - главный герой - Пилат!
И Иван Понырёв (Бездомный) после встречи с Мастером бросает пролетарские стихи и становится историком - специалистом по Римской империи 1-го века от Рождества ХРИСТОВА при императоре Тиберии.
И Мастер и Иван Николаевич, конечно, изгои в обществе атеистов и материалистов.
Выходом, освобождением для Мастера и Маргариты становится физическая смерть.
А Ивана Николаевича Понырёва, вероятно, расстреляют в 1937-1938 годах.
Тема его исследований уж больно вне марксизма-ленинизма и явно космополитична! Вот так!