Белынцева Елена Валерьевна : другие произведения.

Дестения или почему люди сейчас тупеют

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Последние несколько лет наблюдаю интересное расстройство психической деятельности, которое на мой взгляд не вписывается в уже существующие заболевания. Оно находится где-то посередине между астенией и депрессией, возможно имеет с ними общую природу и вызывает интересные социальные последствия.

  Решила-таки перебороть собственное внутреннее торможение и написать статью о важном, о наболевшем. Последние несколько лет наблюдаю интересное расстройство психической деятельности, которое на мой взгляд не вписывается в уже существующие заболевания. Оно находится где-то посередине между астенией и депрессией, возможно имеет с ними общую природу и вызывает интересные социальные последствия.
  Прежде всего определимся с терминологией:
  Астения - вид невроза, когда человек чувствует себя слабым, вялым, постоянно уставшим, утомляется от незначительной деятельности, становится тревожным, раздражительным и плаксивым. Ко всему этому может еще присоединяться психосоматика в виде различных болей и расстройств деятельности организма.
  Депрессия - вид психического расстройства, когда человек становится заторможенным, с трудом думает и у него плохое настроение (так называемая депрессивная триада). Депрессии так же сопровождаются разными другими психическими проявлениями, в том числе и астеническими.
  Так вот наблюдаемое мной расстройство, вроде бы, похоже на то и на другое. Но имеет свои особенности. Причем жалуются пациенты на одно и тоже:
  1) Отупение. Появляется ощущение, что ты как-то постепенно отупел, поглупел и стал забывать, как пишутся слова, потерял возможность считать в уме и с трудом выражаешь свои мысли. При этом есть ощущение, что ты все это можешь, но не получается.
  2) Постоянная усталость, даже после ночного сна и отдыха. Невозможность отдохнуть в принципе. Ощущение бессилия и отсутствия энергии.
  3) Потеря цели, а иногда и смысла в жизни. Неудовлетворенность своей жизнью. Желание сделать больше, но отсутствует возможность.
  4) Нежелание что-либо делать, постоянную прокрастинацию, желание отложить дела на потом. Сопротивление слову "надо". Сопротивление большим замыслам.
  5) Нежелание общаться, дискомфорт при общении с людьми, сложность с ними контактировать, усталость от общения.
  6) Потеря интересов, желание уйти от всех и ничего не делать.
  7) Трудность планировать.
  8) Постоянная беспричинная тревога. Бывает не у всех, но встречается часто.
  9) Рассеянность и трудность запоминания.
  Пациенты замечают, что в расцвете сил они как бы постарели, стали как старики.
  
   С одной стороны, все это может показаться похожим на апатическую депрессию, но есть одно НО. При всем вышеописанном, настроение у страдающих совершенно нормальное и не менялось до этого. Опять-таки, можно сказать, что это может быть маскированной депрессией (видом депрессивных расстройств, когда депрессия проявляется чем угодно и при этом лечится антидепрессантами). Но, тоже есть но: состояние успешно лечится ноотропами и психотерапией.
  Поэтому для себя я выделила новый вид психического расстройства, которое назвала ДЕСТЕНИЕЙ. Де- снижение, стения - тонус. То есть не совсем отсутствие тонуса, а какбы частично, объясняющееся снижением резервов в нервной системе.
   Сейчас расскажу, как это, на мой взгляд, происходит. Есть в нервной системе такое интересное состояние, которое называется охранительным торможением. Оно возникает всегда, когда мозг перевозбужден или перегружен, чтобы не израсходовать совсем резервы и не умереть молодым. Так же торможение возникает, если животное или человек попадают в ситуацию невозможного выбора (это выявлено опытами лаборатории И.П.Павлова). Возможно, в такой ситуации постоянно срабатывает ориентировочный рефлекс и мозг как бы "зависает". Возникает отупение и растерянность.
   В настоящей социально-политической ситуации непонятно куда катиться мир и чем дело вообще кончиться. Этого не знают даже ведущие политологи и геостратеги. Мир меняется с каждым днем: эпидемии, экономические кризисы, войны на границах, санкции. Непонятно что делать, куда бежать и чем запасаться. Невозможно планировать больше чем на 1-2 месяца и то, скорее всего планы придется пересматривать. В такой ситуации, как и у собаки Павлова, в человеческом мозгу постоянно срабатывает ориентировочный рефлекс, который накладывается один на другой вызывая постоянное торможение в отдельных частях мозга. Кроме того, вокруг сейчас неприлично много информации, которая в таком объеме сама по себе вызовет охранительное торможение, и более того, эта информация, как правило, негативная, тревожная и неопределенная, что запускает ориентировочный рефлекс. Так же, в непонятной, безвыходной ситуации в любой психике активируется программа "пассивного" реагирования на стресс - режим экономии энергии. В "пассивном" режиме, коре достается минимум стимуляции и питания, ибо она все равно не знает, что делать. Незачем транжирить.  Зато вся активность уходит в нижележащие отделы - заведующие врожденными программами выживания, обычно вегетативными, гормональными и обменными. Отсюда в настоящее время столько психосоматики. Но велика вероятность выжить, поскольку растрата ресурсов не так велика.
   Таким образом, мы имеем торможение если не во всем мозге, то в некоторой его части, как правило в относительно "новых", молодых в эволюционном плане отделах коры - это верхние ее слои, отвечающие за тонкие ассоциативные процессы, новые навыки и гибкость мышления, и лобные доли, отвечающие за планирование, волю, мотивацию и общественные навыки. Несложно понять, что в таком случае человек теряет направление и смысл в деятельности, не может себя заставить что-то сделать, отпадают творческие способности, приобретенные навыки и затрудняется поддержание контакта с окружающими. Думаю, отсюда растут ноги у прогрессирующей общественной неграмотности, которую все кругом наблюдают, а так же, трудности считать в уме.
  
   Интересно то, что тормозятся не все подряд части коры, а выборочно. Более-менее деятельными остаются те, которые участвуют в жизни постоянно: то есть связанные с привычной работой и способом заработать денег на существование. Либо те, деятельность которых шаблонна, не требующая больших усилий и энергозатрат. Обычно их активность просто снижается. А те отделы, которые используются редко, могут полностью выйти из стоя. Я, например, начисто потеряла способности писать стихи. Разучилась.
  
   Страдает и обучаемость новому. Поэтому многим школьникам и студентам сейчас так тяжело учиться, хотя не только им. Затрудняются процессы памяти, поскольку долговременное хранение информации у человека тоже в коре. За счет блокирования нейронов торможением, уменьшается ее объем.
  
   С учетом того, что часть нейронов оказывается в торможении, резервы остальной части мозга уменьшаются, мозг становится менее пластичным, быстро истощается и склонен к психосоматике, как к древнему способу реагирования на стресс (в более старых частях мозга нейроны не тормозят). А если учесть, что торможение это процесс активный, то ресурсы тратятся и на него тоже, что дополнительно ослабляет кору.
   За ночь резервы восстанавливаются, но надолго их не хватает. Любые ситуации, требующие внимания, ответственности и активности забирают много сил и мозг начинает их бояться, как источника полной потери энергии. То же касается непредвиденных стрессовых ситуаций. Они чреваты полным истощением, соответственно, представляют угрозу и являются поводом для тревожного избегания.
  
   Поскольку ресурсы коры ослабевают, ухудшаются тормозные процессы и способность гасить излишнее возбуждение, идущее из нижележащих отделов мозга. Так же, поскольку кора становится менее пластичной и затрудняются процессы выбора и планирования, это возбуждение не находит выхода, не завершается действием, а зацикливается в коре и между корой и подкорковыми структурами, что приводит к хронической тревоге.
  
   В итоге мы имеем полузаторможенный мозг в режиме энергосбережения. Этот факт важно учитывать для помощи страдающим этим расстройством.
   Поскольку мозг сложная система в которой не бывает лишнего и не нужного, можно предположить что это состояние должно приносить какую-то пользу, раз оно существует. Думаю, польза в энергосбережении. В сложные времена, когда ничего не понятно и неизвестно когда это завершится, имеет смысл включить режим марафона и экономного расходования средств. Так есть возможность дольше протянуть.
   У тех, у кого режим энергосбережения не включается, резервы полностью расходуются и запускаются механизмы самоуничтожения. Отсюда столько внезапных и стремительных онкологических заболеваний, менингитов, тяжелых инсультов у нестарых и до этого здоровых людей. Внезапная смертность от КОВИДа сюда же.
  
   Очень тяжело смотреть на подростков в состоянии дестении. Они совершенно потерянные. Если взрослые еще как-то пинают себя усилием воли, то у этих волевые процессы еще не до конца сформированы. Ничего не могут и не хотят, не видят ни в чем смысла. Родители считают это ленью и еще ругают, что отягощает ситуацию. Некоторые рефлексируют хорошо и сообщают, что они внезапно поглупели и потеряли способность учиться.
  
  Теперь о самом важном. Что с этой проблемой делать? Я много думала и читала классиков. Выработалась следующая схема:
  
  1) Так как нарушены процессы возбуждения и торможения, имеет смысл усиливать последние и вообще их балансировать. В этом помогают два препарата: пантогам и фенибут. На выбор, кому что лучше. Они так же улучшают память, внимание и обучаемость. Гасят раздражительность и тревожность.
  
  2) Если на лицо проблемы с памятью можно присоединять другие ноотропы, в частности комбинацию пирацетама с ноопептом. Чередовать через день.
  
  3) Поскольку мы не можем снять блок торможения - это процесс рефлекторный и снимется, когда изменится среда, можно расширить возможности и повысить стрессоустойчивость тех клеток, которые работают. Скажем прямо я вообще не уверена, что процесс торможения надо принудительно снимать. Есть вероятность внезапно лишить пациента резервов с последующем устранением его из популяции.
   Для увеличения резервов коры мозга я применяю пептидные препараты, кортексин, актовегин, церебролизин. Кортексин хорош тем, что его можно делать на новокаине, который успокаивает нервную систему и работает как вегетостабилизатор. Таким образом, получается два действующих препарата в одном флаконе. Очень важно, чтобы курс пептидов был достаточно длительный. Около месяца. Я использую схему по инъекции в день через день Љ10. Для начала хватает. В особо упорных случаях, можно продлить курс до 3х месяцев или колоть не 10, а 20 мг (два флакона).
   Если колоться по каким-то причинам не хочется или невозможно, можно использовать пептиды в каплях в нос. Селанк. Хватает по 2 капли в каждую ноздрю 2 раза в день, с последующим переходом через две недели на 1 раз в день. Не менее месяца. Можно эффект курса кортексина продлить селанком. Эффект селанка первый раз немного отставленный, при повторных курсах он действует быстрее.
  
  4) Что касается психотерапии. Прежде всего надо донести до пациента, что его состояние не преждевременная старость или неизвестное науке заболевание, а реакция на внешнюю среду, приспособление к ней. Режим энергосбережения. Страшного ничего нет, жить он будет долго. Просто несколько раз в год (ноябрь и конец февраля) надо делать поддерживающие курсы для нервной системы и будет хорошо.
  
  5) В режиме энергосбережения со своей нервной системой надо взаимодействовать по особому. Не требовать выполнения великих планов, а действовать методом маленьких шагов. Приучаться ставить перед собой небольшие легковыполнимые задачи. И начинать с них. Хотя бы сесть в кровати, потом спустить ноги, потом дойти до кухни и поставить чай и так далее. Так же облегчают начало деятельности шаблонные, привычные действия, но тоже понемногу. Я думаю, что даже в режиме энергосбережения можно тихой сапой отвоевать у торможения несколько лишних нейронов.
  
  6) Важное значение имеет информационная гигиена. Нужно сократить поступление всякой ерунды в мозг, насколько это возможно. Удалить ненужные группы в мессенджерах и социальных сетях. Поставить там фильтры на всякий спам. Новости лучше читать и, желательно, без картинок. Картинки слишком информативны и создают ненужные эмоции, не говоря о том, что от некоторых иллюстраций (тела убитых, сцены катастроф и аварий) можно получить настоящую психическую травму и внезапно посадить свои резервы.
  
  Вот пока все, что я хотела сказать по этому вопросу. Если удастся добыть еще нейронов из торможения и сформировать из них нейросеть для статей, напишу еще что-нибудь по этому поводу. Время то же вносит свои коррективы и появляется новая интересная информация, которую можно использовать для борьбы с дестенией.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"