Бердников Валерий Дмитриевич : другие произведения.

Путешествие на Кавказ

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Очень интересное путешествие по дорогам малого и большого Кавказа. По военно-грузинской дороге через перевал Казбеги.

   Сальянское направление.
  
   Путешествие на Кавказ.
  
  
  Когда мне предложили отпуск в конце мая, настроение было не слишком. Еще холодновато. Фрукты только цветут на южных деревьях, а парниковое хозяйство нитратное и дорогое. Морская вода не прогрелась. Одним словом, радости такое предложение не принесло.
   Но тут подошел сотрудник и попросился отпустить его в отпуск домой, в Азербайджан. Увидев мое угнетенное состояние, предложил поехать вместе с ним, утверждая, что месяц май - это самое лучшее время для его отпуска. Потом будет очень жарко. Обсудив его предложение, решили поехать двумя семьями на одной машине.
  Итак, взяв с собой палатку, спальный мешок и надувной матрас, вместе с детьми (сыну тогда еще не было 12 лет, а сыну сотрудника - всего два года) вшестером отправились в далекое автомобильное путешествие, длиной почти в три тысячи километров. На "Волге".
  Не надо было изучать географию несколько лет в школе, а потратить всего один месяц, чтобы посмотреть и пощупать все своими руками. Так было интересно и наглядно, что запомнилось на всю жизнь. Это был совсем иной мир, сказочный, книжный, киношный, какой угодно, но не реальный.
  Итак, первой остановкой на нашем пути была Харьковская область, Богодуховский район, поселок Гуты. Мы ночевали в доме у родственников. Гуты расположены в красивой лесной зоне, на берегу реки Мырла. Из промышленности там только сахарный завод, построенный еще до войны немцем Кёнигом. Он функционировал до настоящего времени с некоторыми современными переделками, а точнее, с приделками. Сахар получается сладкий и белый, как и положено.
  Утром мы поехали дальше, в направлении Ростова, по дороге М-4. Была обычная для глаза, дорожная обстановка: машины, знаки, гаишники. Но все было нормально. Погода сухая, солнечная. Слегка жарковато. Проехав Ростов, Батайск, мы свернули с трассы М-4, так как она уходила в сторону черноморского побережья. Поехали по автостраде М -29, Е-50, в сторону Ставропольского края. Ехали через город Кропоткин, мимо Армавира. К вечеру приехали в Невинномысск. Это небольшой районный городок. Ночевали в машине, а также, в спальном мешке и на матрасе, укрывшись палаткой, прямо в травяном кювете, у дороги. Было достаточно тепло, без комаров и змей. На рассвете продолжили путешествие. Ехали по объездным дорогам мимо Ессентуков и Пятигорска, через Нальчик, Беслан и Владикавказ (в то время Орджоникидзе). За рулем мы менялись через 3-4 часа, чтобы не уставать. Когда была смена отдыха, то я с удовольствием рассматривал окружающую местность.
   Горы сменялись небольшими лугами, где пасся скот. В основном - овцы. Видно было и чабанов, стоявших на возвышенных местах в черных широкоплечих овчинных бурках и папахах, опирающихся на высокие палки. Они следили не только за своим стадом, но и за проезжающими машинами. Когда мы остановились в стороне от дороги, чтобы покушать на капоте машины, то позвали одного чабана, покушать с нами, он отказался. Мы видели, как женщина с детьми собирала на шелковице листья, сдирая их с веток при помощи длинной палки, с привязанной на конце веревкой. Листья падали на большой кусок ткани, который она расстелила под деревом. Мне пояснили, что листья она собирает, чтобы кормить гусениц шелкопряда. Их она выращивает на дому, используя потом в легкой промышленности, по договорам подряда.
  Когда ехали через Нальчик, я был за рулем. Но удавалось посмотреть иногда и по сторонам. Обратил внимание на дома вдоль улиц. Они все были за высокими заборами из красного кирпича. Как за крепостной стеной. Строения были частного характера, не высокими. Редкие окна выходили в сторону дороги. Ворота во дворы были закрытыми металлическими - богатыми, кованными и резными.
  Мне запомнились мосты через знаменитые "литературные" реки - Терек, Чегем, Баксай. Успел посмотреть стремительные бурные потоки в скалистых каменных берегах. Нависание почти вертикальных скал над водой. Редкую растительность на выступах и каменных козырьках, а так же южных разнокалиберных птичек.
  Во Владикавказе заправили машину до полных баков, так как, планировали ехать по военно-грузинской дороге, через перевал Казбеги. Дорога привередливая и зависит от состояния погоды. Так и вышло.
  На выезде из города медленно ехал грейдер, собравший позади большую очередь из различного транспорта. Своими габаритами он перекрывал большую часть ширины дороги, не пытаясь прижаться к обочине, не имея желания кого-либо пропустить перед собой. Минут чез пять после такого движения, я решил обогнать его по широкой обочине справа. Помех не было. Я так и сделал, воспользовавшись госномером нашей Волги- 00-08.
  Через пару минут езды мы услышали позади звуки сирены милицейской машины - желтого Уазика. Остановившись у родника, за ближайшей скалой, мы купили спелой черешни у детей, которые продавали её, стоя на обочине дороги. Это был конец мая. Все уже поспело. Милицейский УАЗ поспешил дальше, вероятно, по другой причине.
  Сама дорога на перевал проходит по большому скалистому разлому, прижавшись к левой его щеке, то поднимаясь вверх, то, спускаясь ниже. Дорога проходит на большой высоте от рек и ручьев, бурно шумящих внизу пропасти. Сама пропасть открывается сразу по правую сторону от неё. Дорога виляет поворотами, видимость во многих местах отсутствует вперед на расстояние до ста метров, полоса асфальта разделена сплошной линией. Справа, вместо обочины, обрыв в пропасть, глубиной от 400 до 900 метров. Слева - прорубленная базальтовая скала, либо известняковые выступы. Во многих местах дорога пересыпана селевыми потоками - грязью, водой и щебнем. Потоки сходят периодически с гор, ввиду подтаивания ледников на склонах и вершине. Трудность движения составляет встречный осторожный разъезд с машинами, так как неосторожность в интервале может закончиться трагическим падением в пропасть. Нервы находятся в постоянном напряжении, но дорога эта сокращает многие сотни километров, и существует с давних времен, называясь военной. Приходилось два раза ожидать, когда селевые завалы будут сброшены в пропасть дежурными бульдозерами, затаившимися в укромных местах, постоянно дежурившими на всем протяжении до перевала. Машин встречных было мало. Местные горцы, в основном на Нивах, проносились лихо и безответственно, так, что щебень из-под колес сыпался в ущелье.
  Однажды, пришлось ожидать, пока навстречу прогонят многотысячную отару овец. Овцы шли навстречу движению нашей машины, плотно прижавшись друг к другу. Со стороны пропасти их провожали собаки - алабаи. Их было четыре или пять. Чабанов я увидел только трех человек. Овцы шли по обе стороны машины, так же плотно прижимаясь к кузову. Это стадо шло около тридцати минут, тщательно шлифуя бока нашей "Волги", испачканные селевой грязью. Наконец, полированная машина смогла поехать дальше.
   По времени приближения дороги к перевалу, становилось все холоднее. На вершинах и склонах лежал большой слой снега. Наконец, Казбеги. Это место называется населенным пунктом, однако, это был просто пункт. Два или три административных домика, похожих на временные сарайчики. На одном из них была надпись - Автостанция. Перед этим домиком мы и остановились. Домик стоял на площади, размером, примерно, 20 на 20 метров. Затем дорога уходила дальше, к вершине, и спускалась на другую сторону перевала, сохраняя всю сложность и опасность своего существования.
  Мы вышли из машины, чтобы размять ноги после напряженной поездки, сходить в туалет, который стоял, как скворечник, недалеко от домика. В стороне сидел старичок в полушубке, на скамейке, торговал пирожками. Есть не хотелось, у нас была своя пища, с собой. Коллега предложил купить пирожки у старика, уважая его труд и горную одинокость. Я купил два пирожка. Они оказались с картошкой, но были настолько тверды и холодны, что прожевать их было невозможно. Похоже, хранились они в снегу или на морозе уже несколько дней. Но, довольный горец был бесконечно благодарен за покупку.
  Спуск с перевала проходил в том же напряжении и крайней осторожности. После пересечения реки Терек, дорога идет уже по республике Грузия. Она проходит через селение Пасанаури, долину реки Арагви, в сторону селения Мцхета. Затем, после пересечения реки Куры, дорога направляется прямо в столицу Грузии - г. Тбилиси.
  Во время спуска с перевала в машине все стали отдыхать. Я был за рулем. Так и въехал в столицу. Лихорадочно стал смотреть по сторонам, наслаждаясь красотами грузинской культуры, следить за дорожными знаками и дорожной обстановкой. Успел заметить, что на другой стороне реки Куры, на скале, возвышается дворец царицы Тамары. По дороге в сторону проспекта Руставели и центральной площади, частные дома расположены вблизи дороги на возвышенных участках предгорий, своими калитками из деревянного частокола спускаясь до самого тротуара. Открытые веранды домов выходят прямо к тротуарам. Мужчины сидят за столиками на этих верандах и пьют вино, довольно помахивая руками прохожим по тротуару, слушая музыку. Тут же, по тротуару гуляют свиньи, опоясанные веревками и привязанные другим концом к калитке, исполняя роль сторожевых собак.
  Но далее, было еще удивительнее. Когда я подъехал к светофору, остановившись, на красный свет, то машины слева и, объезжая меня по тротуару, справа, бесконечно сигналя сиренами, продолжали ехать в том же направлении. Кругом на асфальте было много набитого стекла, похоже, после каких-то ДТП. Когда переключился свет на зеленый,- я не мог проехать вперед, так как не давали ехать поперечные машины. Мне пришлось переключиться на грузинские правила и поехать вместе с потоком других машин и попутным красным светом. Таким образом, выезд из города Тбилиси в сторону г. Рустави был интригующим. Дорожное полотно отличное, дорога прямая. Машин много, едут, одна за другой, не давая обгонять себя. Когда я вышел на обгон, в удобное время, с учетом скорости, то стать в ряд, либо вернуться назад в колонну, меня не впустили. Я обратил внимание, что все машины едут с одной скоростью-80 км в час. Решив, что приключение впереди, вынужден был поддать газу и, по встречке, вперед. Метров через четыреста у обочины увидел желтый милицейский мотоцикл и двух ДПС-ников, которые были заняты составлением протоколов на нарушителей. Их там хватало. Это было понятно по разбитым стеклам на асфальте. Сотрудник ДПС, увидев нашу наглость, не мог пропустить мимо глаз своих очередной денежный кошелек. Он успел взмахнуть жезлом, предлагая переговоры. Остановив машину на обочине, метрах в двадцати после ДПС-ников, я вышел из-за руля. На мне было спортивное темно-синее трико с красными широкими лампасами и милицейская рубашка с короткими рукавами, на пуговицах. Кстати, очень удобная для теплого климата. Сотрудник, увидев меня в таком одеянии, вопросительно протянул вперед обе руки, как бы упрекая меня в нарушении правил, или извиняясь, что меня остановил. Я ему сделал также навстречу вопросительное движение руками, ладонями вверх, зачем мол, останавливаешь, видишь, спешим. Он в ответ махнул мне двумя руками, показывая, чтобы мы продолжали движение, не мешали бы ему работать. Это был русско-грузинский диалог двух глухонемых из одного ареала. Думаю, что лампасы на трико помогли.
  Дорога по территории Грузии проходила без приключений и особенностей. Любовался красотами природы. Высокие кавказские горы, водопады, речные долины со скудной растительностью. Много виноградников на любых неугодьях, на склонах горной местности и низовьях рек. Особенно запомнился на границе с Азербайджаном красный мост.
  Данный мост, длиной около 40-50 метров перекрывает небольшую быстро текущую реку в ущелье между горными перевалами. Он построен из красного кирпича. Поэтому называется Красным. Кирпичные арки выложены под проезжей частью до самой воды и прочно держат само полотно дороги.
  По обе стороны моста установлены посты ГАИ. Соответственно: грузинский и азербайджанский. Сотрудники милиции видят друг друга, приветливо здороваются, помахивая руками. Сами посты представляют легкие строения, типа киосков, для укрытия от непогоды и для отдыха.
   На улице, рядом с "киоском", стоит обычный металлический столик, какие бывают в кафе, и несколько стульев. Посты аналогичны по внешнему виду и по своему функционированию.
   Например, едет со стороны Грузии фура в сторону Азербайджана. Грузинский пост останавливает и проверяет, кроме документов, содержимое ящиков в кузове. Если содержимое представляет интерес, то водитель фуры пару ящиков оставляет на столе. Сотрудники другого берега хорошо видят происходящее и покрикивают, чтобы не все водитель оставлял своим землякам.
  Переехав через мост, водитель вновь останавливается у азербайджанского поста и проделывает ту же процедуру разгрузки машины, оставляя пару ящиков с фруктами азербайджанским друзьям. Так проделывается со всеми машинами, которые стоят в очереди на пересечение границы, и наблюдают за происходящими процедурами. Это же происходит и с машинами, следующими со стороны Азербайджана в Грузию.
  Далее начинается азиатская страна со своими названиями на вывесках, написанными арабской вязью, после грузинского алфавита на его территории. Название населенных пунктов завораживает русского человека. Из автоприемника доносится азербайджанская музыка, мугам, песни на восточных языках и колоритный восточный голос.
  Горы становятся значительно ниже, старый Кавказ более пологий, не такой остроконечный своими вершинами. Он более поросший травами. Но трава пожухлая, успевшая выгореть, пожелтевшая. По лугам перекатывается верблюжья колючка и "Перекати-поле". Виноградники, расположенные вдоль дороги, находятся в растущем, довольно давно, состоянии. Лоза ползет вверх по металлической проволоке, натянутой между бетонными столбиками. Вдоль полосы посаженного виноградника на земле лежат старые, ржавые металлические трубы с пробитыми в них дырками, из которых сочится вода, подпаивая лозу. Мы с удовольствием остановились попить этой воды и умыться после долгой дороги.
  Таким образом, нами было пройдено достаточно много километров и населенных пунктов с интересными названиями. Многие строения имели поправки на жаркий климат.
  Азербайджан начинался с городов и населенных пунктов, расположенных на трассе Ростов - Баку. Это были: Шыхлы, Казах, Акстафа, Тауз, Шамхор, Ленин.
  Не доезжая Кировабада по объездной дороге, мы ушли вправо, в сторону Дашкесана, чтобы проведать старых друзей, знакомых моего товарища, которым он вез подарок - ящик с конфетами - карамелью, одной из московских кондитерских фабрик. Он пояснил, что тут, совсем недалеко - километров тридцать. Посмотрите горы. Город Дашкесан в переводе на русский язык - означает "Тесать камень". Это было основным производством в данной местности.
  Поясню, что город Дашкесан, фактически состоит из трех отдельных городов. Первый - нижний Дашкесан, расположен у подножия горы с разными административными зданиями и жилыми постройками. От него дорога единственная уходит в гору на высоту 2600 метров, где так же расположены административные здания - райком, райисполком и другие, как и в Советской России, повсеместно побелены в желтый цвет, все по одному стандартному проекту. Третий город находится у подножия этой же горы, но с другой стороны. От этого города, прямо, всего около пяти километров, до армянского озера Севан. Как уже отмечалось, что основым занятием жителей было умение тесать камень. Добыча красивого бутового камня производится высоко в горах. Доставка его идет по канатным дорогам. В подвешенных люльках камень медленно проплывает над пропастью и поступает в разделочные цеха, где он превращается в строительный материал, красивые поделки - урны, вазочки, различные статуэтки и посуду. Камень мягкий и красивый, хорошо поддается обработке.
  Дорога наверх горы проходит по краю пропасти. Высота - более двух километров. Овечки, которые пасутся внизу, кажутся маленькими точками. К краю обрыва подойти страшновато. Щебень, камни постоянно слетают вниз. Однако чьи-то домашние козы, спокойно объедают траву, почти вертикально стоя, на выступах этого ужасного обрыва в пропасть.
  Но, в одном месте, на огромной высоте, дорога заканчивается небольшим мостом, длиной около 25 метров и шириной около трех метров для проезда одного транспорта. Мост держится на нескольких толстых металлических канатах, натянутых с одной скалы на другую, а поверх канатов положены широкие днища грузовых тракторных тележек от "Кировца". Причем, борта этих тележек откинуты в разные стороны так, что свисают с канатов и являются краем моста. Эти днища тележек скреплены между собой несколькими досками и какими-то металлическими полосками. Все бы ничего, но под мостом более двух километров полета вниз. Я вышел из-за руля и предложил напарнику сесть за руль. Очковалось, как говорят молодые. Постояв, вздыхая, обсудив прочность моста, пытались убедить себя, что все нормально, увидев на другой стороне пропасти продолжение асфальтированной дороги и отсутствие каких-либо знаков и объявлений об осторожности. Табличка была одна - "Проверь тормоза!" Надо было еще и карбюратор регулировать, так как маловато было кислорода, двигатель мог заглохнуть неожиданно.
  Вдруг к мосту спустился с горы какой-то старичок-азербайджанец, с осликом, запряженным в арбу, груженную доверху и выше, какой-то тростниковой травой. Все у него было перевязано на арбе, затянуто, а сам он шел, ведя за уздечку свое хозяйство. Я спросил у него, можно ли переехать по мосту. Он ответил, если вам нужно, то можно. Сам первый перешел вместе со своим хозяйством. Тогда и мы, сев в машину, осторожно, на первой передаче, проехали на другую сторону пропасти.
  Коллега, зная эту дорогу, быстро проехал к паспортному столу милиции и попросил, чтобы позвали его знакомого. Тот оказался дома и сообщил, что скоро приедет, чтобы его ждали. Мы стали выходить из "Волги". От дверки водителя и до края пропасти было около трех метров. Голова кружилась от страха. Выйдя из машины, я продолжал держаться за ручку дверки. Приятель улыбался и говорил, что тут все горцы, привычные люди. Они этой высоты не боятся. Через пять минут, возле нашей машины, со стороны пропасти заскрипели тормоза "Нивы". Из машины выскочил наш человек, обсыпав ногой щебень в пропасть. Подскочив к нам, стал обниматься. Он сразу предложил ужин в ресторане, сказав, чтобы ехали за ним.
   Проехав метров восемьсот, мы оказались на каком-то горном плато, относительно плоском, увлажненном от близких заснеженных вершин, размерами примерно пятьдесят на сорок метров. Может меньше. На краю площадки стоял деревянный домик, похожий на летнюю веранду-времянку. Но он был под крышей, и как отдельная комната. За окном домика, метрах в двух, протекал бурный ручей с заснеженной вершины. Это шла вода от подтаявшего ледника. Ручей был шириной около 2-3 метров, но был очень шумным. Даже забивал речь говоривших. На стол сразу были поставлены цветы и черешня двух сортов - вишневая и желтая. Это было для женщин и детей. Мужчинам было предложено подождать, пока будет поджарен люля-кебаб из бараньего мяса с зеленью. Кухня на этом плато находилась метрах в двадцати от нашего домика. Представляла собой кладовку, открытый мангал и какую-то печь, сложенную наспех. Все выглядело непривычно упрощенным и временным. Кругом были горные вершины, покрытые снегом, свежий воздух и шум ручья. Хозяин, к сожалению, я не запомнил его имени, предложил моему сыну взять графин на столе и принести свежего нарзана. Мы, в недоумении, посмотрели на него. Он же, улыбаясь, сказал, что нарзан, газированный, холодный и прозрачный течет из скважины, прямо из вставленной в родник металлической трубки возле порога нашего домика. Действительно, нарзан был газированным и очень вкусным. Но его много не выпьешь. Виноградное вино оказалось куда вкуснее.
  Застолье у хозяина в доме, кавказское гостеприимство, разговоры, воспоминания о жизни в центральном регионе России. Жена хозяина была украинкой, как и моя. Было о чем вспомнить и поговорить. Спать нас уложили на перине из овечьей шерсти. Подушки и одеяла также были набиты овчиной. Было тепло и очень здорово. Утром попрощались и поехали дальше.
  Миновав Кировабад, по объездной дороге, проехали Казанбулак, Евлах, Ляки, Уджары, Кюрдамир, Мугань, Кази-Магомед, Али-Байрамлы. Дорога не отличалась от российских дорог, по благоустройству и качеству. Однако была чисто азиатской. Кругом росла пожухлая от солнца трава. Верблюжьи колючки, виноградники и жара. Большей частью нас стала сопровождать температура воздуха - более тридцати градусов. Тут я вспомнил, почему наш сотрудник просился в отпуск в конце мая. В машине в то время не было кондиционера. Локти, выставленные в открытые окна, быстро обгорели от солнца.
  Когда проезжали населенные пункты, то к дороге, к проезжающим машинам выбегали подростки, лет от семи до тринадцати. Подростки ожидали встречные машины, особенно те, водители, либо пассажиры которых, выставляли в окно вытянутую руку с зажатым кулаком. Дети знали, что им из кулака выбросят деньги. Я сначала не знал этого обычая, но заметил, что коллега перед населенными пунктами собирает из карманов мелочь. Я присоединился к нему. Он пояснил, что так дети помогают следить за состоянием кладбищ в этих населенных пунктах, подметают, убирают мусор на всех могилах и на дорожках, протирают памятники. Кто-то из них так пытается налаживать свой бизнес. Кто-то ищет возможность безбедного проживания на эти мелкие гроши. Но, поток машин бесконечен. Как знать! Вообще, обычай человеческий, хороший!
  
   Город
   САЛЬЯНЫ.
  По Сальянскому шоссе, прибыли в г. Сальяны. Это красивый городок на берегу реки Куры. Знаменит он своими крупными гранатами, абрикосами, грецкими орехами, виноградом, дынями и браконьерской осетриной. Растут даже платановые деревья.
  Итак, Сальяны. Проживать мы стали у родственников жены коллеги, у её отца, в частном большом одноэтажном доме, примерно, в семидесяти метрах от реки Куры. Двор закрывался металлическими воротами. Посреди двора росли три рослых гранатовых дерева. Во дворе, напротив входа в дом, расположен ряд хозяйственных строений. Одно из них было душевой и баней. Так же, во дворе был установлен дизель-электрический насос, который качал воду из р.Куры в большую цистерну, поднятую на сваях на высоту около трех метров. Под нею находилась еще одна цистерна, поменьше. Туда переправлялась вода из большой емкости, по шлангам, с фильтрами. Затем, из меньшей емкости вода направлялась в деревянные бочки, стоящие еще ниже. Деревянные бочки были изнутри обмазаны цементным раствором, смешанным с крупным песком. Изнутри бочки были очень шершавыми. Из этих бочек вода набиралась через краник для обязательного кипячения. Таким образом, дефицит воды в Сальянах имеет стратегическое значение. Дело в том, что вода в реке Куре протекает грязно глинистого цвета. Она течет из Грузии, где, уже, наполняясь горной водой, от притоков, от ледников и селевых сходов, она становится грязноватой. На подходе к Сальянам - особенно. Но, Кура - судоходная река, по крайней мере, в районе Сальян и до самого Каспия.
  Все время моего отпуска в Сальянах было распределено коллегой, вместе с его друзьями, поочередно. Его друзья уделяли моей семье достаточно много времени и кавказского уважения. Жену с детьми отправляли на женскую половину, мужчины же, собирались на открытой площадке возле дома. Играли в нарды "шеш-пеш", под интерес, шутили, одновременно готовили под вино какую-либо кавказскую еду из баранины с мацоном из молока буйволицы. У них все получалось очень здорово! Помню, как разделывали бараньи внутренности. Из кишок, порезанных на кусочки, по пять - семь сантиметров длиной, делали вкуснейшее жаркое. Под вино все шло вкусно и здорово.
  От непривычки мучала жаркая погода. Были дни, когда температура воздуха достигала 42 градусов. Плавился асфальт. Каблуки обуви проваливались на всю длину. Самым дорогим и очень необходимым угощением был стакан холодной воды из холодильника.
  Был ли я в кабинете начальника ПМК, или директора автохозяйства, или в кабинете начальника РОВД, все угощали горячим чаем и двумя видами заварки - азербайджанской и, обязательно, индийской. Умение пить чай, это национальная особенность местного населения. На каждом углу города продаются конфеты местного изготовления. Они сварены из сахарной пудры с добавлением какого-либо фруктового красителя. Конфеты - разные по цвету,- вишневые, желтые, зеленые, голубые, белые. Они выглядели, как пальчики, длиной по три - четыре сантиметра. Очень ароматные и мягкие во рту, в прихлебку с чаем.
  Однажды, повар служебной столовой Сальянского отдела приготовил чай, заварив его в несколько слоев заваркой разного цвета. Одновременно, азербайджанской и индийской. Причем, с сахаром и без сахара. Получился такой слоеный пирог в стакане. Это было виртуозно. Потом он показал секрет этого приготовления. Все заключалось в разной плотности заварки, а еще в том, что заварка наливалась в стакан медленно и по краю ножа, вставленного в стакан на нужную высоту. Заварка, при этом, не перемешивалась и, каждый раз, составляла свой однородный слой. Вприкуску с сахарными конфетами, чай утолял жажду и спасал от невыносимой жары. Пот не успевал промочить рубашку, так как мгновенно испарялся под солнцепеком.
  В Азербайджане умеют пить спиртное, ввиду религиозных обычаев, а также сильной жары, которая может привести к плохим последствиям. Там никогда не было вытрезвителей, нет их и сейчас.
  Рестораны и кафе в Азербайджане часто делаются на водных пространствах, на водоемах и прудах, метрах в сорока от берега. На сваях строится площадка из досок, на которой устанавливаюся под зонтиками столы и стулья. Кухонька устраивается в стороне. Мангалы и печки на разный вкус изготавливают очень вкусные, ароматные блюда, которые подаются посетителям. Звучит музыка. Народу очень много, особенно в вечернее время. Дизель-генератор, подающий свет, либо стационарный электрический столб, находятся на берегу, откуда по кабелю подается напряжение на водную площадку для освещения. Молодежь слушает разную музыку, особенно, азербайджанские мелодии. Тут же танцуют. Спиртное подается в стеклянных бутылках из-под нарзана, прикрытых металлическими пробками. Тогда был строгий горбачовский "сухой" период. Подкамливают и разную рыбу, которая разводится в этих водоемах. В одном из таких водных ресторанов, в г. Нефтечала, на пруду, я наблюдал, как рыбки возле стола выпрыгивали из воды и брали из рук посетителей хлеб, поглядывая на людей. Если бы они умели говорить, то много можно было бы услышать с их стороны. В Нефтечале рыбки считаются священными. Их там нельзя ловить.
  От жары прячется народ. Дети выходят играть на улицу после девяти часов вечера. Они бегают и шумят до часа или двух часов ночи. Затем они ложатся отдыхать.
  Многие жители имеют свой скот. Как правило, это курдючные овцы. Кстати, в курдюке очень вкусное сало, вполне съедобное. Многие жители держат и своих буйволов. Это, в основном, жители побережья рек. Весной хозяин отпускает свое стадо буйволов из нескольких голов, отметив их ошейниками и клеймом, свободно пастись на побережье рек. Буйволы днем стоят у берегов рек в воде, оставляя на поверхности половину головы, а остальное под водой. Таким образом, они прячутся от жаркого зноя и укусов оводов, а ночью пасутся на траве, увеличивая свое поголовье. К осени стадо может увеличиться на несколько голов. Хозяева отыскивают своих животных по приметам. Посягательства на чужих животных бывают очень редкими. В Азербайджане уважается статус и приоритеты населения. Уважается старшинство, положение в обществе. Большое хозяйство принадлежит более богатому человеку, а значит, его обижать опасно. В связи с этим, существует мздоимство. Власть имущий держит нос, гордо подняв его, согласно направлению козырька фуражки.
  
  
   Путешествие на катере в Каспийское море.
  
  Однажды нам предложили прогулку на катере по Каспийскому морю. Мы, с детьми радостно восприняли это предложение, так как от жары лучше прятаться на воде.
  Хороший знакомый моего товарища, житель Сальян, он же сотрудник гидрометеостанции, а точнее, начальник, имел в пользовании служебный катер вместе с водителем - матросом. Он согласился отдохнуть вместе с нами и со своим маленьким сыном.
  Заправили катер соляркой, залив около двухсот литров. Катер был старенький, но прочный, длиной около девяти метров. Машинное отделение было в трюме. Капитанский мостик и штурвал находились в специальной кабине. Позади кабины, на палубе под навесом стояли скамейки и столик. Мы взяли с собой целый ящик с бутылками тархуна, чтобы бороться с жаждой и жарой должным образом. Капитан же, взял из дома тушку замороженного осетра. Сразу возник план пройти к острову в Каспийском море, ошвартоваться и сделать из осетра шашлык.
  Пока по сторонам справа и слева шли берега реки Куры, то мы наблюдали за особенностями природы, берегов. Наблюдали за мокнущими буйволами у берегов, за проплывающими по реке черепашками. Капитан рассказывал, что Кура, впадая в море, каждый год меняет русло в дельте. При этом, река размывает большие площади берега, смывая чернозем и разрушая плодородный слой. На этих проблемных вопросах капитан-начальник гидрометеостанции и защитил кандидатскую диссертацию.
  Мы наблюдали, как рыболовецкая артель ловит осетра и белугу простым способом.
  На берегу, у самой воды был зарыт деревянный столбик. К нему прикреплена длинная рыболовная сеть одним концом. Другой конец крепился на небольшом катерке и отправлялся к середине реки на всю длину сети. Затем катерок шел против течения, закругляясь к берегу, как ножка циркуля. Рыбаки входили в воду в высоких резиновых сапогах, глушили палочкой застрявшую, пойманную рыбу, вытаскивали её из ячеек и выбрасывали на берег. Там женщины подбирали рыбу и складировали в сарайчик. Иногда рыбаки, достав из сети рыбу, сразу вскрывали ей брюхо, доставали мешочек с икрой, клали его в пакет, а, затем, в резиновый сапог. Какова судьба была этой икры, не уточнял.
  Двоих детей с нашего катера, после причаливания, мы послали с бутылкой водки на тарелке к рыбакам, чтобы те угостили икрой бартерным способом по обмену. В ответ услышали добрые слова приглашений на их базу и отказ от спиртного, ввиду царившего сухого закона. Детям насыпали тарелку теплой черной икры. В сарайчике на полу было несколько тазов и корыто, наполненных черной икрой. В углу лежали несколько десятков вскрытых осетров. Рыбаки пояснили, что план дневной ловли они уже выполнили, и все будут отправлять в заготконтору.
  Дальше было море. Спустившись из Куры, наш катер свернул на юг, в сторону иранской границы. На горизонте показались пограничные корабли и остров, куда мы плыли. Ошвартовавшись к какому-то кусту, мы высадились на остров и стали разводить костер. Из осетра получился замечательный шашлык, белого мяса, очень вкусный. Капитан угостил и балыком домашним из шашлыка. Это было еще вкуснее. Мы купались, ныряя в море с борта катера. Дети поймали черепашку. Стали с ней играться. Я распорол подошву об металлическую обшивку катера, о сварной шов, когда карабкался на борт. Пришлось умерить свою радость общением с водой. Надо отметить, что вода каспийского моря достаточно теплая, прозрачная, а точнее, светло-салатового цвета, малосоленая. Вода очень приятная, мягче черноморской или балтийской.
  С чувством полнейшего удовлетворения мы возвращались домой, поедая теплую, просолившуюся икру, запивая её глотком крепкого прозрачного сорокаградусного напитка.
  
   Путешествие в город Баку.
  Автодорога в город Баку из г. Сальяны превосходна. Хороший асфальт, ширина. Машин много. Дорога проходит через два других городка. Это город Алят и город Пирсагат. Между этими городками отличные пляжные места, но народу совсем нет. По мусульманским обычаям женщины без мужчин не должны ходить на пляж. Купаются же они в длинных платьях. Если вы увидите на побережье девушку или женщину в купальнике, то это может быть кто угодно, но только не азербайджанка (по крайней мере, в то время). Песок мелкий, чистый, гальки мало, но, очень горячий.
  По всему побережью стоят вышки и качают нефть своими огромными коромыслами.
  Вышки стоят на берегу и в море, на разных расстояниях. Рабочих поблизости совсем не видно. Иногда несколько человек приезжают на рабочем автобусе, для контроля, и снова уезжают к очередной вышке, для её проверки.
  Иногда можно увидеть в море плавающую шпалу, испачканную жирной нефтью, но побережье, в основном, чистое. Вода, так же не вызывает претензий. Дикие верблюды часто захаживают по пустынным песчаным долинам к работающим вышкам. Пять - восемь животных в стаде постоянно находятся поблизости к морю. Надо заметить, что поблизости, совсем скудная растительность. Травы очень мало для пропитания.
  Однажды приятель оставил меня с женой на песчаном побережье, а сам поехал на некоторое время в город Алят. Мы разделись, положив одежду прямо на песке, и пошли купаться. Вода была очень теплой, прозрачной. Отошли от берега метров на пятьдесят. Плавали, а оглянувшись на берег, заметили, что к нашей одежде подошло стадо верблюдов. Боясь, что останемся вообще без одежды, вынуждены были срочно выскакивать из воды, отгоняя животных.
  
  Город Баку - восточный специфический город. Центр города красив, современен и отделан в восточном стиле. Красив морской бульвар. Особенно, в вечернее и ночное время. Как я отмечал ранее, из-за сильной дневной жары, население выходит по своим делам и на прогулки, как правило, в вечернее время. Работают все магазины, палатки, рестораны. Звучит музыка. На высоком электронном табло можно увидеть, что температура воздуха в 24 часа ночи- 30 градусов и температура воды в море так же 30 градусов. Молодые ребята - юноши, увидев, что идет группа солидных людей по бульвару, подбегают, предлагая услуги любого плана, связанные с покупкой различных предметов - сигарет, духов, хлеба, кофе и т.д.
  Ночевали в Баку у родственников нашего товарища, в двухэтажной квартире, расположенной на шестом и седьмом этажах. Еще, после прогулки по городу, по Кировскому району, устав, решили искупаться снова в море. Подошли к пляжу. Дело было дневное. Раздевшись на пляжной скамейке под навесом, я пошел к воде, примерно, метров около двадцати. Окунувшись, в течение трех минут, вновь возвратился. Пока шел эти двадцать метров, обгорел под солнцем, так как температура воздуха была более чем сорок градусов.
  Вокзал железнодорожный не представлял в то время ничего особенного. Грязноватый, как и перрон.
  Баку, в целом, город красивый, богатый. Но роскошь и нищета соседствовали рядом. Эта разнослойность жизни чувствовалась во всей республике.
  С годами расцветала современная культура, повышалось образование населения. Жизнь в стране становилась лучше и лучше.
  2022г. Бердников В.Д.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"