Незнайка сидел на скамейке, понурив голову. Голубая шляпа лежала рядом, поля ее печально обвисли, и цвет стал как будто не такой яркий. Друг Гунька изо всех сил старался развеселить Незнайку.
- А ведь здорово получилось "Торопыжка был голодный, Проглотил утюг холодный"! Смешно было, все смеялись!
- Торопышка обиделся, а Цветик сказал, что у меня нет способностей к поэзии.
- А помнишь, как ты всех нарисовал? Веселая выставка получилась! Пилюлькин громче всех смеялся, пока свой портрет не увидел.
- Да ты ведь и сам на меня обижался из-за портрета, говорил, что совсем не похоже получилось. А потом порвал свой портрет на мелкие кусочки.
- Ну, Незнайка, меня ты и в самом деле непохоже нарисовал. Зато стихи мне твои все равно понравились: "Знайка шел гулять на речку, Перепрыгнул через овечку".
- Вот в Знайке-то все и дело. Знайка на меня здорово обиделся и сказал, что напишет в Солнечный город своему другу Понимайке. Понимайка - психолог...
- Психо... кто?
- Психолог. Знайка сказал, что меня надо показать психологу.
- Чем психологи занимаются? Психами?
- Ты что, Гунька, думаешь, я псих, да? - Незнайка замахнулся, хотел стукнуть Гуньку, но потом передумал и опустил голову. - Вот, Гунька и ты тоже...
- Нет, Незнайка, ты не псих. Вдруг психологи не психами занимаются, а психолами какими-нибудь. А психолы - это... ну, букашки, например, или цветочки.
- Тогда зачем меня ему показывать? Что я букашка или цветок?
- Пойдем, у Знайки спросим. Он-то должен знать. Объяснит Знайка, тогда решишь - бояться тебе этого психолога или нет.
Незнайка и Гунька вскочили со скамейки и что есть духу припустили на улицу Колокольчиков, искать Знайку.
В домике, где жил Незнайка, на улице Колокольчиков жило шестнадцать малышей-коротышей. Самым главным из них был малыш-коротыш, по имени Знайка. Его прозвали Знайкой за то, что он знал очень много. А знал он много потому, что читал разные книги. Эти книги лежали у него и на столе, и под столом, и на кровати, и под кроватью. В его комнате не было такого места, где бы не лежали книги. От чтения книг Знайка сделался очень умным. Поэтому все его слушались и очень любили. Одевался он всегда в черный костюм, а когда садился за стол, надевал на нос очки и начинал читать какую-нибудь книгу, то совсем становился похож на профессора. В последнее время Знайка был увлечен изучением Луны.
Многих ученых интересует вопрос, как образовались лунные кратеры, от чего они произошли. В Солнечном городе все астрономы даже поссорились между собой, стараясь разрешить этот сложный вопрос, и разделились на две половины. Одна половина утверждает, что лунные кратеры произошли от вулканов, другая половина говорит, что лунные кратеры -- это следы от падения крупных метеоритов. Первую половину астрономов называют поэтому последователями вулканической теории или попросту вулканистами, а вторую -- последователями метеоритной теории или метеоритчиками. Знайка, однако ж, не был согласен ни с вулканической, ни с метеоритной теорией. Он создал свою собственную теорию происхождения лунных кратеров. Однажды он вместе со Стекляшкиным наблюдал Луну в телескоп, и ему бросилось в глаза, что лунная поверхность очень похожа на поверхность хорошо пропеченного блина с его ноздреватыми дырками. После этого Знайка часто ходил на кухню и наблюдал, как пекутся блины. Он заметил, что пока блин жидкий, его поверхность совершенно гладкая, но по мере того как он подогревается на сковородке, на его поверхности начинают появляться пузырьки нагретого пара. Проступив на поверхность блина, пузырьки лопаются, в результате чего на блине образуются неглубокие дырки, которые так и остаются, когда тесто как следует пропечется и потеряет вязкость.
На кухне друзья и нашли Знайку. Он увеченно наблюдал за приготовлением блинов. Знайка собирался писать книгу о Луне.
- Слушай, Знайка, ты понимаешь, какая история вышла... - Незнайка замялся.
- Мы не знаем, кто такой психолог. И боимся, вдруг он больно будет Незнайку изучать, - закончил за Незнайку Гунька.
Знайка отвлекся от сковороды с блинами, посмотрел на друзей поверх очков и сказал:
- Хорошо, я вам объясню, кто такой психолог и чем он занимается. Пройдем в мой кабинет.
В кабинете Знайка остановился возле стола, заваленного книгами, поднял вверх указательный палец и обратился к коротышкам с речью:
- Психология - одна из наук о человеке. Она изучает способности и возможности человека. Психологи могут измерить умственные способности...
- Это что, твой психолог с линейкой залезет ко мне в голову? - Незнайка натянул свою голубую шляпу почти до подбородка.
- Нет, Незнайка, умственные и другие способности измеряются при помощи тестов...
- Чего? Теста? Как пироги, что ли? - не понял Гунька.
- Если вы будете все время меня перебивать, я ничего не смогу вам объяснить, - начал сердиться Знайка. - Тесты - это задания, которые психолог просит выполнить.
- Не-не, мы слушаем, - замотали головами Незнайка и Гунька.
- Также психологи изучают взаимоотношения человека с другими людьми на работе и дома.
- А зачем они все это изучают?
- Чтобы помогать людям. Например, хочет коротышка пойти в математический класс, а у него нет способностей к математике. А есть музыкальные способности. Поизучает его психолог и скажет: "не ходи, братец, в математический класс - тебе там трудно будет. Иди лучше в музыкальный". Или, например, ссорятся два малыша постоянно. И вроде бы играть им вместе весело, и в ссоре тяжело. Но что-то мешает жить в мире. Придут они к психологу, поделятся, он им поможет во всем разобраться...
- Это что же я должен говорить своему другу, что мне скажет чужой дядя? Нет, я не согласен, я сам разберусь...
- Ты, Незнайка, не дослушал. Психолог никогда не говорит: надо сделать так - и все будет хорошо. Психолог обычно задает вопросы человеку, помогает увидеть свою проблему с другой стороны. Отвечает-отвечает человек на вопросы и вдруг понимает, что надо делать, сам.
- Что-то я не пойму...
- Вот что, Незнайка, иди в библиотеку и сам почитай. Терпеть не могу, когда меня перебивают.
У Гуньки нашлись важные дела. Он не пошел с Незнайкой в библиотеку.
Подходил к концу последний спокойный день в доме на улице Колокольчиков.