|
|
||
У меня есть несколько визиток. Они отличаются и оформлением, и содержанием, хотя, все, написанное на них, правда, и все - обо мне. Есть строгая визитка, где перечислены мои официальные регалии, должности и ученые степени. Есть веселая визитка в цветочек, на которой написано большими буквами "Детский психолог". Есть вполне нейтральная с надписью "Семейный консультант". Вручение той или иной визитки происходит после серьезного сканирования потенциального клиента, в зависимости от его потребностей. Кому-то бывает проще довериться максимально официально признанному специалисту, кому-то проще начать общаться по поводу ребенка, чем по поводу себя. Ведь если проблемы у ребенка, то с родителем как бы все в порядке... Именно поэтому веселенькие "детские" визитки расходятся в первую очередь и печатаются в самом большом количестве. Хотя отделение детских проблем от семейной ситуации - это иллюзия.
Часто родители удивляются, когда я предлагаю прийти на встречу со мной без двухлетнего ребенка, который совсем-совсем не слушается старших. Свое пожелание я мотивирую тем, что в новых условиях, рядом с новым человеком ребенок не захочет вести себя привычным образом, наоборот, ему скорее всего будет спокойнее на коленях у мамы, тесно к ней прижавшись. Значит, ребенок будет вести себя на приеме практически так, как этого хотелось бы семье в обычных для него условиях. Следовательно, консультация будет строиться с опорой на рассказ родителей о том, как плохо себя ребенок ведет дома, что он делает такого, с чем родители не чувствуют в себе сил справиться. Насколько полезно для малыша присутствовать при таком разговоре? Не полезно. Можно говорить, что ребенок мал и ничего не поймет. Это не правда. Дети значительно умнее и сообразительнее, чем принято о них думать. Конечно, ребенок скорее всего поймет не все из разговора взрослых. То, что он поймет, его не порадует, оставшееся непонятным, навеет скуку. Таким образом, что мы имеем? Маленький ребенок, который пришел на консультацию вместе с родителями, сначала вел себя как идеальный малыш в гостях, послушал о себе много неприятного, устал и начал бузить уже от усталости и необходимости долго хорошо себя вести в незнакомом месте. В этом случае, как и тогда, когда малыш счастливо останется дома консультация будет строиться на основе рассказа родителей о непослушании ребенка. Так имеет ли смысл мучить ребенка? Кроме того, маленький ребенок никогда "не ведет себя плохо" по своей собственной инициативе, всегда в ответ на какое-то действие или бездействие взрослого, либо потому что голоден, болен или устал. Следовательно, более разумно и логично воздействовать на окружение малыша - меняется оно, меняется и поведение ребенка. Невозможно изменить поведение ребенка-дошкольника, не изменив его семейную ситуацию.
Исключение оставляют случаи, когда что-либо неприятное происходит с самим малышом.
Как, например, мои сегодняшние гости мама Наташа и трехлетняя девочка Ира. Когда мама предварительно договаривалась о встрече, она рассказала о том, что у малышки были серьезные проблемы с желудочно-кишечным трактом, девочку долго лечили и наблюдали соответствующие специалисты. Последние несколько месяцев девочка полностью соматически здорова, но по-прежнему боится ходить на горшок по большому, мотивируя свойстрах тем ,что ей больно. Врачи в один голос говорят, что боли уже нет, но осталось воспоминание о ней, которое все еще пугает малышку.
Я люблю прийти в кабинет немного раньше начала консультации, это позволяет настроиться, обдумать предстоящую работу. Хотя, увы, не всегда удается следовать ранее спланированному. Сегодня я захватила с собой пластилин - незаменимый помощник в работе с детьми. Обычно я делаю заготовку - в конфетной коробке живет семья пластилиновых колобков, с ними в ходе консультации происходят разные истории - вместе с ребенком мы сочиняем пластилиновую сказку.
- Добрый вечер, Алена Григорьевна.. - в дверях кабинета появились слегка смущенная молодая женщина и очаровательная трехлетняя малышка, смущенная, как и мама.
- Добрый вечер, - с улыбкой отвечаю я, - проходите, присаживайтесь. Выбирайте кресло, которое на Вас смотрит.
Девочка, уже справившаяся со своим смущением, тянет маму к креслу, стоящему у окна.
- Вот оно на нас смотрит! Да, мама?
- Хорошо, хорошо, милая, - мама маленькими шажками семенит за дочкой.
- Давайте знакомиться, - начинаю я, - меня зовут Алена. Вы - Наталья. А кто эта милая барышня? Как тебя зовут?
- Я Ира, я не барышня!
Девочка Ира смелая и решительная. Она в кабинете освоилась быстрее мамы. Готова активно бороться с непонятными наименованиями. Тем лучше. Тем неуместнее ее страх, связанный с горшком. Значит, тем скорее надо от него избавиться.
- То, о чем я говорила по телефону... - сбивчиво начинает мама. - Это продолжается и продолжается, вся семья, как на иголках. Бабушка на валерьянке, даже папа нервно курить начинает, когда приближается примерно условное время...
- Я хорошо помню наш телефонный разговор, - мягко прерываю я обеспокоенную маму. - Сейчас сделаем так. Мы с Ирой немного пообщаемся, на некоторые моменты я буду обращать Ваше особое внимание или просить Вас поучаствовать. Хорошо?
Мама коротко кивнула. Наталия выглядела давно и глубоко встревоженной. Не очень серьезная обычно проблема с горшком стала для семьи стрессовым фактором.
- Ира, ты знаешь, - обратилась я теперь исключительно к девочке, - для чего вы с мамой пришли ко мне в гости?
- Да, мама сказала, что мы идем немного поиграть,- речь девочки необыкновенно чистая для ребенка такого возраста, что часто указывает на выигрыш в лотерее рождение, а также зачастую на огромное количество родительского труда, вложенного в общение с ребенком.
- Все верное, - улыбаюсь я Ире, - Сейчас мы будем играть.
Беру со стола коробку, где живет семья пластилиновых колобков, и приглашаю Иру подойти ближе. Заинтригованная малышка смело бежит к столу.
- Ира, это коробка необычная, - начинаю я тихим таинственным шепотом и открываю коробку. - В ней живут колобки.
- Маленькие! - смеется Ира.
- Вот смотри, есть колобок Папа - вот он в темных очках и с бородой.
- Мой папа ходит в очках, но бороды у него нету...
- Если хочешь, мы можем попросить Папу колобка снять бороду.
- Хочу, пусть будет как настоящий папа!
- Хорошо, - я убираю бороду у пластилинового шарика. Сейчас происходит очень важный момент - Ира примеряет семью колобков к своей семье, старается сделать их более похожими для себя. В последующем это поможет перенести события из пластилиновой семьи в свою.
- А это колобок - Мама. Давай ей сделаем длинные волосы. Выбери пластилин, какого цвета?
- Желтый, как у мамы!
- А это колобок - малышка с красивым розовым бантом. Вот здесь у них будет домик. Вот диван, на котором они будут отдыхать. Вот стол... Что им нужно еще?
- Телевизор и компьютер!
- Да, это очень нужные вещи! Попросим маму помочь нам слепить все ,что нужно?
- Мама, помоги нам, пожалуйста! Еще надо холодильник, печку и вентилятор!...
Следующие двадцать минут мы все вместе под руководством Иры лепим самое необходимое для семьи колобков. Ира вспоминает домашнюю обстановку и старается ее воспроизвести. Однако когда доходит черед до ванной комнаты Ира предпочитает ограничиться только ванной.
- Ира, что еще нужно поставить в ванной?
- Раковину!
Мама лепит раковину.
- Что-то еще?
Ира пожимает плечами.
- Малыш, вспомни, что у нас еще есть в ванной? - приходит на помощь мама.
- Ну... унитаз и ...
- И?
- И горшок.
- Замечательно, давайте слепим и их. Что-нибудь еще? А что малышка будет делать, когда выйдет из своего домика? Где она будет гулять?
- На качели!
- Хорошо, теперь у колобков почти все есть, давайте поиграем. Начнем игру с утра?
- Все спят, - Ира раскладывает колобков по их пластилиновым кроваткам. - Дзинь-дзинь! Папе пора на работу. Папа ест и бежит в машину.
Ира сопровождает свои слова перемещением Папы-колобка по игровому пространству - отлепила его от кровати, на несколько секунд завела на кухню, и несет к выходу.
- Стоп-стоп! - прерываю я игру. - Папа не умылся?!
Ира хитро улыбается мне.
- Умылся, позабыла я...
Ира заносит Папу в ванну.
- Папа там только личико умыл или на горшочке посидел?
- Взрослый горшочек унитаз называется, - строго сказала Ира. - Папа на унитазе посидел...посидел, почитал газету и покакал!
- Здорово, что было дальше?
- Папа ушел. Потом мама стала вставать. Она пошла на кухню... Нет, сначала умылась, - Ира внимательно посмотрела на меня, затем на маму. - Покакала, помыла ручки и пошла меня будить.
Ира оговорилась, но я не стала ее поправлять, все правильно, малышка в любом случае говорит сейчас о себе.
- Колобочка встала и пошла завтракать. Потом умылась. Не стала какать!
- Хорошо, что было дальше?
- Потом колобки дома поиграли. И пошли гулять.
- Как они собирались?
- Они надели шарфики и мама сказала сходить на горшок.
- Малышка колобочка сходила?
- Да, но не покакала, она вечером обычно какает, - пояснила Ира. Я посмотрела на маму, внимательно наблюдавшую за игрой, та кивнул, подтверждая слова дочери.
Еще несколько минут ушло на возведение вокруг качелей пластилиновой игровой площадки и создание других ребятишек колобков.
- Потом они пообедали...- продолжала Ира. - Колобочка не хотела потом спать, но мама ей сказала, что всем колобочкам надо спать.
- Колобочка умывалась перед сном?
- Нет, она только писать ходила на горшок... - Ира посадила Колобочку на ее пластилиновый горшок.
- Малышка проснулась, мама сказала, что пора какать...
- Колобочка хочет какать?
- Да, а то у нее животик заболит... Ой, мама, я хочу какать!
Мама с Ирой убежали в туалет. У Иры не получилось покакать. Но сам факт того, что она не испугалась зайти в чужой туалет для пугающей ее процедуры, дорогого стоил.
С консультации маленькая Ира ушла, прижимая к себе коробку с семьей колобков. Мама с рекомендациями сохранять спокойствие и продолжить игру настолько долго, насколько у маленькой Иры будет желание.
Задача игры сделать процесс дефекации рядовым, обыденным, характерным для всех членов семьи, которые его совсем не боятся.
Через три недели мама Наташа прислала большое письмо, где рассказывала, что вся семья с энтузиазмом включилась в игру. В ней появились колобок Дедушка и Бабушка, колобок тетя Света и колобок Машенька - доченька колобка тети Светы. Играть оказалось на удивление легко и увлекательно. Сохранять спокойствие и не излучать тревогу по мере приближения условного времени горшка оказалось значительно труднее, несмотря на "прописанные" для этого упражнения, но семья справилась и последнюю неделю Ирочка спокойно ходила на горшок...
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"