Бердникова Анна Геннадьевна : другие произведения.

Высокие каблуки на приеме

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Яблочный мармелад, Премия по итогам года, Клянусь, я забуду тебя! Единственный человек


Литобзор ВК-3

Премия по итогам года

   Рассказ без преувеличений можно назвать квинтэссенцией мелодрамы: настоящий мужчина обратит внимание и разглядит привлекательную женскую сущность, если быть хорошей девочкой.
   Оставим за скобками различные нестыковки вроде того, что мужчина изначально чужой - любовник замужней подруги. Мужчина участвует в адюльтере на протяжении трех лет. Наверное, в этом не его вина, так встали звезды. Просто он не встретил еще ту единственную, которая изменила бы его взгляды на жизнь, понятия о добре и зле.
   О Марине она вспомнила только раз, представив ее реакцию на происходящее. "Зачем этому интересному, уверенному мужчине такая меркантильная девица?" - думала она, наблюдая за спутником.
   Подруга меркантильная девица, а мужчина интересный. В порочащих подругу отношениях его вины нет, конечно, став мужем героини, он изменится и станет другим. Героиня, видимо, как раз та женщина, которая способна внести все перечисленные изменения в жизнь Юрия Львовича. Причем, разглядел Юрий Львович весь этот обширный потенциал в героине, когда она приехала к нему на дачу вместе с его любовницей. Не разглядел бы - не повез бы прямо с улицы в ресторан.
   Было бы любопытно заглянуть в будущее этой пары лет на пять вперед. Конечно, все сказки, а перед нами, безусловно, сказка, заканчиваются свадьбой, однако, опираясь на факты знакомства, попробуем составить прогноз.
   Влюбленность обычно длится от трех до восемнадцати месяцев. Следовательно, новый адюльтер, вовсе не являющийся табу для Юрия Львовича имеет все шансы случиться.
   Голос его был раздраженным и грубым.
   Еще до реального начала отношений мужчина считает для себя возможным повысить голос на свою потенциальную любимую женщину. Догадаться, как будут развиваться отношения, когда она перестанет быть потенциальной, не составит труда: держать лицо человеку в большей степени свойственно перед менее близкими людьми. Чем ближе человек, тем больше ему достается. А уж жене сам бог велел терпеть крутой нрав супруга - с другим нравом боссом не станешь.
   - Ты прекрасна даже в этом пошловатом, красном платье!
   Своеобразный комплимент, влияющий на самооценку Даши, побуждает ее сомневаться в собственном чувстве вкуса. Даша считала это платье подходящим, подчеркивающим ее достоинства. Насколько во многом ей еще предстоит усомниться в себе на протяжении ее отношений с этим мужчиной?
   Таким образом, Юрий Львович - принц рассказа не обладает высокими моральными устоями, чужд самоконтролю, способен потоптаться по самооценке любимой женщины... Но он обязательно изменится, женившись на принцессе Даше
   Рассказ довольно точно отражает нежелание женщины видеть важные вещи в начале отношений, когда еще нет привязанности и можно сделать шаг назад.
   Хорошо, что сказка заканчивается затяжным поцелуем.
  

Яблочный мармелад

   Рассказ о том, что настоящая любовь может победить все: плохие привычки, неумение строить отношения, предубеждение свекрови, разный уровень благополучия.
    - Катя... Не хочу я никуда от тебя уезжать... хочу быть с тобой и Женькой, - он улыбнулся, - есть булочки-фигушки и борщи... - и добавил, - люблю я тебя, Кать, давно люблю...
   Слова любви звучат, правда, всего однажды, после булочек и борща. Хотя, возможно, именно такие слова могут отражать глубокое чувство, после долгих лет оценки и переоценки происходящего. Что чувствует героиня, остается не озвученным. Хотя на основании ее некоторых высказываний можно сделать выводы:
   - Милостыньку подать хочешь, Володь? - зло спросила она.
   Добрый чувства и намерения Володи побуждают Катю видеть подвох, предполагать худшее, чем есть ан самом деле. Как много времени потребуется, чтобы героиня сменила настороженность на открытость? Достанет ли терпения Володе, не имеющему опыта длительных отношений с женщинами, подождать?
   Примечательны и другие реакции героини, указывающие на ее недоверие к миру и желание отгородиться, защититься:
   Хотелось немедленно нахамить, прервав это затянувшееся молчание.
   Все участники ситуации сватовства испытывают неловкость. Для каждого оно тягостно по-своему. Володя волнуется и не знает, чем все, начатое им, завершится. Шура, мама героини, переживает в ожидании реакции потенциальной сватьи. Зинаида, мать Володи, не довольна происходящим, недовольна выбором сына, ей такая сноха не нужна. Катя, героиня, все-таки подавляет порыв нахамить и убегает. Хамство в данной ситуации - защитная реакция, которая позволила бы сбросить потрескивающее в воздухе напряжение. Но представим нас секунду, к чему такие действия героини могли бы привести: Володя с большой долей вероятности испытал бы разочарование, Зинаида - удовлетворение: чего еще можно ждать от нищебродки и пиявки? Шура скорее всего ощутила бы стыд и неловкость. Объединение семей если не стало бы невозможным, то серьезно осложнилось бы... Напряжение - штука неприятная, но почему его необходимо сбрасывать именно хамством. В свете грядущей совместной семейной жизни хамство и склонность при его помощи решать сложные ситуации - фактор, не способствующий укреплению отношений.
   Многочисленные романы Володи также не станут фактором, укрепляющим доверие между ним и Катей, следовательно, будут оказывать дестабилизирующее воздействие на семейные отношения.
   Любопытным является момент примирения Зинаиды с тем, что ее снохой станет Катя. Зинаида видит в Кате себя, силой обстоятельств, вынужденную стать сильной и самодостаточной. С одной стороны, фактор благоприятный, позволяющий свекрови и снохе сказать что-то вроде: "Мы с тобой одной крови!". Однако не стоит забывать, что похожи они сейчас, когда у Кати еще нет мужа. Затем, когда она будет с Володей, она перестанет быть подобной Зинаиде. Ей придется быть благодарной за наличие мужа, а за уровнем и силой благодарности будет следить неусыпное око свекрови.
   В целом рассказ довольно жизненный, к сожалению, так часто бывает.

Клянусь, я забуду тебя!

   Рассказ экспрессивный, мелодраматичный уже своим названием. Стихи, которыми насыщен текст, местами отражают событийный ряд - Андрей читает стихи на уроке или на свидании с Верой; местами иллюстрируют душевное состояние героини, характеризуя ее как натуру романтическую, пылкую, воздушно-невесомую.
   Чувства, вспыхнувшие между Верой и Андреем на основе увлечения обоих поэзией, завораживают. Герои представляются друг другу необыкновенными, волшебными, невероятно притягательными:
      Сейчас я думаю, то была обычная история любви, каких в этом мире множество, но тогда она казалась мне единственной и сказочно неповторимой... Каждый раз, когда наши взгляды встречались, когда руки соприкасались, когда мы говорили друг другу серьёзные вещи, но чаще - полную ерунду... Тогда моя первая любовь была сказочно красивой.
   Юный возраст влюбленных - возраст максимализма, а также увлеченность поэзией, возвышенными несуществующими чувствами, делают собственные чувства героев, Веры и Андрея, нестабильными и уязвимыми: люблю тебя, пока ты соответствуешь высоким стандартам поэтической любви. Малейшая тень, наведенная на светлый образ возлюбленного, намек, разрушают весь карточный домик несуществующих в реальности чувств и отношений. Такой тенью становятся злые слова одноклассницы, из зависти придумавшей себе отношения с Андреем.
   - Он тоже клялся мне в вечной любви... в вечной... когда целовал меня в первый раз... и после нашей первой ночи... он тоже клялся любить меня вечно... А теперь он клянётся тебе... Небось, уже далеко зашли, а? Знай, он тебя тоже бросит!
  
   Не существующих в реальности потому, что для героини не существовало отношений с Андреем, имевшим прошлое и будущее, свое собственное мнение, право голоса, наконец. Для Веры существовали отношения с придуманным Андреем, составленным из любимых стихов, голоса и интонаций Андрея реального. Собственно поэтому Вера и не стала объясняться с реально существующим Андреем - этот диалог и выяснение отношений произошли в ее собственном сознании, не касаясь реальности. Там же Андрей превратился из романтического прекрасного принца в ветреного предателя.
   Так что, возможно, это и хорошо, что герои в конце рассказа знакомятся заново. Однако остается большим вопросом, удастся ли им разглядеть друг друга и научиться общаться с реально существующими людьми, а не придуманными образами? И достаточно ли трех лет, чтобы повзрослеть?
   Так, к сожалению, бывает чаще, чем кажется на первый взгляд. Бывает большим везением, если люди расстаются со своими фантазиями и иллюзиями до того, как успевают обзавестись потомством.
  

Единственный человек

   Заглавие рассказа удивительно точно соответствует его содержанию. Для героини существует только один единственный человек - она сама, ее мысли, ее переживания. Только они и имеют значения, только они важны.
   Дочка давно уже сбилась на бег, но за матерью все равно не поспевала и протестующе ныла. Та протесты игнорировала, занятая собственными переживаниями.
   Двухлетний ребенок - довольно эгоцентричное существо, ощущающее себя, как правило, центром вселенной. (Может быть, это, конечно, особенности моего восприятия, но мне Вика представилась ребенком скорее двух с половинойлетним, чем ровно двухлеткой). Это обусловлено закономерностями развития, так и должно быть, чтобы ребенок имел возможность сформировать адекватный образ "Я". Поэтому, когда ребенку плохо - он громко и отчетливо об этом заявляет: маме придется остановиться или взять ребенка на руки. Вика же протестует, но делает это вяло: она опасается делать это бурно? Ведь в данном случае бурная реакция ребенка была бы как раз-таки оправдана. К тому же маленький ребенок находится обычно в тесной эмоциональной связи с мамой - мамины переживания становятся переживаниями ребенка. Переживания ребенок реализует, сбрасывает напряжение теми способами, которые ему доступны, чаще всего устраивая истерики.
   Инна вспомнила о дочери, позвала. Та не ответила. Испуганная девочка нашлась в самом дальнем закутке. В полумраке затравленно блестели заплаканные глаза, ручонки Викулька прижала к груди, а сама сжалась в комочек, как испуганный воробушек.
   Двухлетнему ребенку свойственно делить свои детские переживания с мамой. Будь то ушибленная коленка или отобранная кем-то игрушка. Реакция, подобная Викиной, встречается, как правило, при полном отсутствии контакта с мамой. Чаще всего, когда, например, совсем мелкого ребенка оставляют у бабушки, чтобы доучиваться, строить карьеру или устраивать личную жизнь. А когда мама к садовскому или даже школьному возрасту забирает ребенка к себе, то зачастую бывает удивлена подобным способом реагирования на свои действия.
   Конечно, у героини рассказа были свои причины и резоны сосредоточиться не на отношениях с ребенком: из контекста не понятно, какое количество замужнего времени ее отношения с супругом были комфортными. А счастливая мама - одно из условий счастья ребенка. Наверное, в этом и состоит существенная часть материнского долга женщины перед детьми - выбрать им такого папу и сохранить с ним такие отношения, при которых счастье сможет стать нормой жизни.
   Очень, к сожалению, жизненный рассказ. Как часто мы проходим мимо такого обращения с детьми, увидев которое по отношению ко взрослому, вызвали бы полицию?
   Рассказ дает пищу для размышления, побуждает задуматься о целях и мотивах родительских действий.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"