Аннотация: "Жизнь еще тем прекрасна, что в ней можно путешествовать" (Пржевальский)
Дневник одного приключения, или принципы Бусидо.
Мартиника 02.12.08г.
19:32
.
Самурай, образ человека
ищущего совершенства
или человека идущего по пути До.
Путь До, есть путь совершенства.
Путь совершенства, есть путь воина
соответствующий принципам Бусидо.
"Самурай должен упражняться утром и вечером, что бы постигнуть путь "До"
Вот уже тридцать лет, как я веду экспедиционную жизнь. В ней была быстрая вода, горы, парашют. Более десяти лет я гоняю под парусом и хожу в парусные экспедиции. У меня гоночная яхта, которая участвует в рейсингах разного значения. Но в душе я бродяга.
Раз в году я позволяю себе путешествие по морям. Мечта об Атлантике и Тихом океане оставалась мечтою. Но, как известно, мечты сбываются.
"Самурай не должен долго быть у домашнего очага. Это удел женщин и детей. Удел самурая, походы и сражения"
В прошлом году я участвовал в перегоне яхты из Таиланда в Малайзию. Планировали дойти до Камчатки, дошли до Сингапура. Тем не менее было здорово! На этот раз мне удалось познакомится с капитаном и владельцем "Ирвина 54".
О капитане. Зовут Сергей, фамилию называть здесь не буду, так как не получил от него такого разрешения. Мы одного возраста и так же любим приключения. Сергей, ходит в горах, катается на горных лыжах, любит хорошее вино и хорошеньких женщин. Он так же имеет гоночную яхту у себя в Казахстане. Но в душе бродяга. И поэтому приобрел яхту, не быструю, но очень надежную.
"Самурай должен иметь прочное и удобное оружие, надежного коня"
Надежность, т,е. мореходность, здесь на Карибах цениться особенно высоко. И поэтому Американские яхты имеют большой вес и прочный корпус.
Наш Ирвин носит название "Never Better ". Он имеет тридцать тонн веса и все, что необходимо яхте для совершения кругосветного путешествия.
" Самурай не выбирает пути. Но путь выбирает его"
О маршруте. Яхта локализовалась в марине на острове Санта - Люсия. Изначально предполагался маршрут через Панамский канал, дале на юг. Вокруг мыса Горн обратно на Карибы.
Но в процессе переписки мы изменили маршрут. Теперь он намечается таким.
Когда я прибыл на яхту то меня встретили, кроме Сергея, бывший владелец "Never Better' Денис (ударение на Е)и его русская подруга Марина. Денис американец, бизнесмен, веселый и легкий в общении человек. Отличные ребята, хорошие мореходы. Но они через неделю отбывают по домам.
Итак, встретив меня в Сент. - Винсенте, после ужина, подымаем паруса. Свежий ветер за островом переходит в крепкий. Идем в противный ветер. У нас лавировка, помогаем дизелем. Грот на первом рифе. Второй стаксель автомат. При ветре в 30-35 узлов, яхта практически не крениться. Но качка все же приличная. Нос яхты почти зарывается в волну, затем взлетает вверх, валиться на левый борт, вниз, затем на правый борт. И эта симфония не утихает всю ночь и весь день. К тому же приходит сообщение, что на нас движется шторм. Сейчас у нас не шторм просто свежая погода. А шторм впереди и немного слева по курсу.
Ночью моя вахта и Дениса. Но я не прикачан и всю ночь лежу в кокпите на спине. Время от времени бегаю к борту кормить рыб . Непременная дань Нептуну. К утру мне становится легче.
Кэп настаивает на том, что бы я выпил молока. Как ни странно, помогает. К вечеру заходим в марину о.Мартиника. Остров во Французской юрисдикции. Везде слышится французская речь, пахнет Европой.
Здесь нам предстоит ремонт. Замена нашего гика на гик в закрутке грота. Очень не дешевая веешь, но весьма полезная. После того как американцы улетят по домам, дальше маршрут мы идем с Сергеем вдвоем. А закрутка главного паруса и управление им, не выходя из кокпита, вещь неоценимая.
Стоим здесь уже второй день. Рабочие не торопятся с работой. Обещают сделать за три дня. Но я уверен, что срок в неделю, будет очень хорош.
Быт наш таков. Утром душ, приборка, завтрак. Судовые работы. К вечеру свободное время. Ужин , после которого Сергей берет в руки гитару. Он отличный исполнитель бардовской песни. У него хороший вкус к вину и к песням. Здесь у нас вкусы совпадают.
Итак, мы готовимся к переходу на Санта Люсия, а затем в Венесуэлу.
" Самурай всегда должен быть в полной готовности к участию в войне"
Продолжение следует. Мартиника 02.12.08г.
3-5 декабря 19:43
Я сижу в Интернет баре. За окном океан мачт. В смысле много парусных мачт в океане. Погода хмурится. Только, что был дождик, и очевидно еще будет. Не жарко. Но и не холодно. За соседним столиком креолки и мулатки. Везде слышится французская речь. Со мною за столиком Денис и Марина. Марина показывает фото. Они с Денисом на байке. Они с дельфинами. У Дениса своя вилла на океане. Состоятельный мен. Очень шумный. Со всеми в баре шутит. Он похож на голливудского парня, который играет полковников и рейнджеров.
Время течет медленно, так как медленно здесь живут все. Здесь никто никуда не торопится. Все успели. Жизнь на Карибах такая же теплая и ласковая как Карибское солнце. Все улыбаются и говорят, -Бонжур! Можно запросто остановить привлекательную креолку и поболтать с ней о погоде и парусах. При этом ничего это не будет означать. Просто приятная беседа
Здесь все говорят о парусах, погоде и яхтах. Жители островов неразрывно связаны с океаном, а значит с парусом.
Только что подошла к нашему столику пожилая пара. Путешествуют на своей яхте. Из Франции. Им лет по шестьдесят пять. Таких здесь много. Настоящие самураи!
'Самурай не знает возраста. И старость не знает самурая. Время придумали люди слабые и ненадежные.'
4 декабря.
Я стою по пояс в воде. Она теплая, такая же, как и ветер, который здесь есть всегда. Он ровный и сильный. Ласковый и мягкий.
Ощущаю прикосновение к ноге. Стайка рыб, почти бесцветных окрасом под цвет воды. Они окружили мою ногу и пытаются своими тычками, что - то мне сказать. Может быть, то, что я здесь лишний.
Сергей разворачивает кайт. На песке наша динги, на которой мы прибыли на пляж очень элитного отеля. Он не традиционный в нашем понимании. Небольшие бунгало прямо на берегу. На дощатом помосте группа отдыхающих разучивает местный танец, под руководством инструктора.
Сергей готов к старту. Я держу кайт, он принимает стартовое положение. Кайт несется по воде с приличной скоростью. Я лежу на песке и наблюдаю за Сергеем. Скоро он исчезает с поля моего зрения. А еще через десять минут его привозит местный спасатель на лодочке. Оказалось проблема с кайтом. Мы грузим кайт в нашу динги и мчимся в марину. Красный справа, зеленый слева. За буем мель. Справа лежит на боку яхта. Мачта повалена, в палубе пробоина. Паруса на воде, из никто не снимает, дурная примета пользоваться деталями с погибших яхт. . Справа за буем еще одна яхта на мели. Может быть последствия ураганов.
5 декабря.
Подъем в семь. Сегодня много работы. Рабочие закончили установку гика. Дорогая вещь.
Приехал парусный мастер. Он привез свежие круасаны к утреннему кофе. Улыбчивый и приветливый француз. Круасаны он привез, потому, что проиграл спор. Денис спорил с ним, что он все равно опоздает к семи тридцати утра. Тот уверял в обратном. Опоздал, и в общем то хорошо сделал. Национальный французский продукт издавал такой аромат, что его услышали на соседней яхте.
Я шпатлевал борт. Отметина неудачной швартовки. Затем масса всяких мелочей, неизбежность перед переходом. Сегодня должны установить парус и мы выходим курсом на Санта Люсию.
Меня раздирают сомнения по этому поводу. . Но надежда, как известно не умирает, а если и умирает, то последней. Вчера завели разговор о стратегии маршрута.
Денис говорит, что мы рашен крези. В Тихом, в районе Полинезии, до апреля время ураганов. Там они называются тайфунами.
" Самурай не должен думать о том, как избежать опасностях. Он должен быть осторожен, тогда он готов преодолеть их"
У нас будет непростой путь до Голапагосов. Там встречные ветра и течение.
Это течение, которое раз в несколько лет теплеет на один градус. Тем самым, образовывая тайфуны. После Галапагосов мы предполагаем, идти южнее экватора на три градуса в район Полинезии. На экваторе мало ветра, и по нашим расчетам не должно быть тайфунов. В крайнем случае, убежим на экватор. И вот самый опасный участок, это от экватора до Таити.
" Первый закон самурая.
Помни о дне последнем. Каждое утро должен вспоминать о том, что неизбежно придет день. И он будет твоим. Если самурай будет думать об этом как следует, он станет воспринимать наш мир как сон. И не будет бояться перейти в мир предков. Так как это неизбежно. Сделать это нужно бысро, с достоинством и с мечем в руке."
Наша "Never Better "очень мореходная яхта. Выдерживала не один шторм. Да, она тихоходна. Плохо идет в лавировку. Вернее никак не идет. Но очень остойчива. В ней тридцать тонн веса.
Она берет полторы тонны воды. У нее есть опреснитель с производительностью 80 литров в час.
Топлива 1300 литров. Дизель генератор в 10 киловатт. И еще многое...
Вечер. Выхожу прогуляться по марине. Иду в Интернет кафе. Атмосфера яхт клуба наполнена морским драйвом, все улыбаются. Ощущения счастья. Или около того.
Вспоминаю свой яхт клуб. Пьяные застолья, где разговоры только про то, кто как крут. Атмосфера наполнена агрессией и матом.
"Самурай не должен садится за стол с людьми презирающими войну и воинское искусство. Если он слышит за своей спиной оскорбление воина которого он уважает, он должен зарубить обидчика"
6декабря. 19:50
. Утро сегодня стандартное Солнце, ветер и вода.... Мы грузим продукты, воду. Предстоит переход на о. Санта Люсия. Здесь его называют Сент - Люша. На берегу остается почти новый парус и абсолютно нормальный бум. Т.е гик. Моя жила не выдерживает и я обрезаю с паруса все, что обрезается. Народ видит эту экзекуцию и все задают один и тот же вопрос. Диз сейл, финиш? Да. Говорю. У нас таких вагон. Они становятся в очередь и ожидают оуенера. Серега их посылает. И говорит, что мол мы уйдем, а вы кто первый, тот и оунер диз сейл.
И вот швартовы отданы, мы покидаем о. Мартиника, на котором простояли почти неделю.
Пытаемся поднять новый парус на новом буме. Конечно же, не все так просто. Сергей нервничает. Он не желает знать ничьего мнения. Здесь есть только одно мнение. Капитана..
" Самурай должен служить господину беспрекословно. В этом великая мудрость и мастерство."
Я хотел бы сказать, что нужно иметь немалый опыт и умение, видеть спорные действия господина, но не высказывать своего мнения. В этом великое искусство смирения.
Идем в галфвинд. Ветер слабый. Чуть более десяти узлов. Мы идем пять - шесть. Длинная волна ласково подымает яхту, кренит и опускает. Все чувствуют себя хорошо. Я отлично. Проснувшийся аппетит говорит об адаптации. Волны катятся изумрудно голубые. Ударяются об борт нашей"Never Better " и рассыпаются шепотом. Шшш, Пшшш.. Солнышко говорит о тот, что жизнь прекрасна.
Я устанавливаю завал таль на гик. Теперь спокойнее. Опыт Таиландского похода..
Вдали виднеются лесистые горы. Это Сент Люша. Здесь сегодня ночью будет принят финиш первой яхты чемпиона Транс Атлантики АРС - 2008. В марине за неделю принялись наводить порядок. Такой чистоты, говорят здесь не было давно. В марине гремит музыка, дискотека и прочие почести.
Мы причаливаем возле катамарана. Новенький, футов 45ти. Семья из Германии. Двое детей, Папа и Мама. Стандартная немецкая семья. На берегу газоны и пальмы. Сочетание весьма экзотическое. Запад и очень Запад.
Мы принимаем душ. У нас на борту гриль. И Марина с Денисом готовят чикена.
Ужин удался. Затем все идут на дискотеку, которая здесь же, на причале. Я сажусь за компьютер , что бы написать письма. Впереди нас ждут великие дела. Завтра мы выходим курсом на Венесуэлу. По дороге будут острова и остановки. Хотелось бы здесь встретить нашу Украинскую яхту с командой "Эквитас". Они идут в Трасатлантике АРС - 2008. У них трое членов экипажа, ставят эксперимент. Они будут голодать. Один из них голодать будет без воды. Мне нравятся такие ребята. Интересно, удался ли эксперимент?
Теперь поздний вечер. Пройдусь среди рядов яхт ( мое излюбленное занятие) и отбой.
Продолжение следует.
7-8 декабря. 12:13
7 декабря.
Вчера вышли из марины Сент. Люсии и стали в необжитой бухте возле "Двух Питонов" Это две горы поднимающихся из воды, отдаленно похожих на питонов. Стали на 'нырялку'. Я надеваю маску и ныряю в изумрудную воду. Разглядываю камни, наблюдаю рыб. У берега лежит старый дизель. Рядом якорь и якорная цепь. Судовая лебедка. Понятно, кому то - не повезло. Плыву вдоль берега. Рыбы разных размеров возбуждают во мне охотничий инстинкт. Пытаюсь встать на ноги, что бы передохнуть от ныряния. Тут же правую ногу пронзает боль. Ничего себе, думаю! Оказывается, наступил на ежа. Длинные иглы видны из расселены. Он не виноват. Агрессор я, он защищался.
После ныряния Сергей делает ужин. Рыба, приготовленная по Карибскому рецепту, тает во рту и всасывается в кровь, не достигая желудка. Выдержанное сухое вино завершает картину " написанную" нашим кулинаром. Я и не подозревал, о таких талантах нашего кэпа.
Выходим курсом на Гренадины. Идти всю ночь. На утро должны бросить якорь среди коралловых островков. Ветра нет, выходим под дизелем.
Он едва слышно урчит, где-то внутри яхты. Волна небольшая и попутного направления. Но уже через пол часа, ветер подымается до пятнадцати узлов. Волна -свелс, т.е длинная и пологая.
Ночные вахты распределены капитаном. С девяти до двенадцати стоит Денис, с двенадцати до трех я и с трех до шести, Сергей.
Я спокойно иду спать в свою каюту. Она у меня по правому борту в носовой части. Двух ярусная кровать, шкафчик, тумбочка. Все компактно и удобно.
Сон не идет. Я слышу, как ветер усиливается. Волна соответственно то же. Морская болезнь меня уже не мучает - прикачался.
В одиннадцать тридцать выхожу из каюты. Вахта. Вернее выползаю. Качка, в салоне все разбросанно по полу, словно здесь была большая драка. Марина спит в салоне. В форпике сильно качает.
Надеваю спас-жилет, само-страховку. Денис стоит у штурвала.
Хай, говорю. Из ок! отвечает, у американцев вообще всегда сплошной окей! Передает мне информацию о курсе и направлении ветра. Отстегивает cамостраховку и исчезает в чреве рубки.
Волна в левую раковину, длинная и пологая. Яхту раскачивает . Бортовая качка. Автопилот рулит, я наблюдаю за экраном радара. Иногда выбиваю или травлю паруса. Жизнь прекрасна.
Неожиданно подкрадывается сон. Отвлекаться нельзя, так как автопилот время от времени "глючит". Нужно минут пять, десять провести яхту вручную, затем включаю электронного помощника. Он исправно работает еще какое то время.
Сон накатывает своей мягкой поступью. Уже два часа, ничего думаю, через час отосплюсь. Вижу по курсу красный и зеленые огни. Не одни мы здесь. Беру двадцать градусов влево. Показываю ему свой зеленый огонь. Через время его красный гаснет, виден только зеленый и на корме белый. Нормально, разошлись. Просыпается Сергей. Он говорит, что автопилот гремит, мешает спать. Начинает его чинить. Снимает устройство, разбирает. Все думаю, не будет сегодня сна. Капитан пытается реанимировать автопилота. Ничего не выходит. Уже пять утра. Скоро прибудем на стоянку. У меня сложности с ориентированием. Компаса подсветка не горит. Береговые огни по левому борту, по ним и ориентируюсь. Но яхта "гуляет" по курсу. По навигатору вести яхту сложно. Здесь стратегическая и тактическая информация. Для ночного вождения нужен компас. Если есть впереди какой ни будь визуальный ориентир, так же хорошо. Но у нас его нет
Наконец то в начале шестого Сергей бросает автопилот и принимает вахту. Я проваливаюсь во сне.
8 декабря.
Просыпаюсь и смотрю в иллюминатор. Вау! Красотища, то! Как из географического учебника, что с картинками. Рифовые острова, пальмы. Вода цвета изумруда, на берегу песок. Мы садимся в динги. Двадцати пяти сильный движок несет нашу лодочку над водой. С четырьмя седоками она выходит на глиссирование. На волне подпрыгивает на метр над водой и с шумом и брызгами опускается в воду. Здорово, забавно и свежо! Наш кэп держит путь на дальний островок.
К нему нужно найти путь среди коралловых рифов. Мы петляем, выбирая путь. Кажется, что до дна пол метра, не больше. Но на самом деле здесь больше метра.
И вот он берег. Якорь отдан и мы выходим на песок. Вокруг пальмы, заросли каких то не знакомых нам растений. Островок не большой. Метров сто в ширину и метров пятьсот в длину.
Не сговариваясь, мы все играем роли моделей и фотографов. Под пальмой, в кустах, на фоне рифового прибоя. Через час, насладившись экзотикой, садимся в динги. Нам показывает путь парочка наших соседей по стоянке. Они тоже едут к своей яхте. Не доезжая до яхты метров сто, мы видим как, что-то показывается на поверхности в двадцати метрах от нас. - Черепаха, кричу я! . Оказывается здесь живут черепахи. Они громадных размеров. Отдельные особи достигают более метра в диаметре. Мы надеваем маски и выпадаем за борт динги. Через минуту я замечаю на дне громадную черепаху. Зависаю над нею. Она мирно пасется на донной травке. Недалеко в трех метрах над поверхностью воды парит черепаха поменьше. Подкрадываюсь к ней. Она меня видит и гребет своими плавниками от меня в сторону. Расстояние сокращается. Я ныряю и быстро приближаюсь к ней. Очевидно эти Тартиллы - привыкшие к яхтенному дикому народу. Она ленива. И мне удается ухватить ее за заднюю лапу - плавник. Она дергает лапой и флегматично ускоряет свой ход. Воздух в легких у меня заканчивается. Я выныриваю и кричу от восторга. Ух - ты! . Но наступает усталость и мы возвращаемся на яхту. Марина готовит жареную картошку с грибами. После нырялки, аппетит, просто зверский!
Пообедав, идем на другой остров. Он в системе островов Гренадинов. Называется - Юнион. Здесь нам обещают поставить автопилот. Хода два часа. Идем под дизелем. Я становлюсь за штурвал. Потому, что идти среди островов и рифов, это непередаваемый кайф. Риф может быть в десяти, двадцати метрах от борта яхты. Проход замысловат, он на чартплотере мне виден и понятен.
Подходим к острову. Постановка на муринг. Хозяин якоря на лодочке подходит, приветствует нас. Помогает швартоваться. Сергей едет на динги на берег. Регистрируется в имигрейшине. За пребывание на острове с него взяли четыреста долларов. Дорого! Нам здесь быть еще три дня. Автопилот должны выслать из Америки. Эти дни мы рассчитываем провести на островах, среди рифов.
Продолжение следует.
9-10 декабря 14:57
9 декабря.
Днем занимался ремонтом. Мелкие поломки - самое противное занятие. Их много, они всегда есть, их нужно устранять. Там смазать, здесь не горит фонарь...
Днем Сергей гонял на кайте, я делал сноукорлинг и страховал капитана. Если крыло кайта лежит в вертикальном положении более одной минуты, нужно прыгать в динги и нестись на выручку.
Вечером прощальный ужин с нашими американцами. Денис(ударение на е) и его подруга Марина, улетают завтра. Билеты куплены, и вопрос с отбытием решен. Мне очень будет не хватать Дениса. Он веселый, опытный и приятный в общении. Если американцы все такие, я люблю Америку.
У Дениса особенность. Он пьет вино, два бокала и его "несет". Он мне ищет черную невесту, приставая ко всем прохожим. При этом его нелюбовь к французам выплескивается на всех прохожих. Он рассказывает, как они едят жаб. Ужасно гримасничает и громко на всю улицу шумит. К одному колоритному аборигену пристал с просьбой найти мне большую черную женщину. Тот подумал , что он говорит серьезно и пошел куда то. Через пол часа он нас нашел, и мы долго смеялись.
В общем, мне будет недоставать этого американца. Мы успели подружится. Он называет меня - Велл. Мое имя для него тяжелое. Я учу его русскому. Теперь он всем говорит - Привет друг! А еще нас называет Пупски. Это значит - пупсики. Весело было.
10-11 декабря 13:46
Сегодня зашел на форум КиЯ. Окончательно стало известно, что Гвоздев Евгений Александрович, погиб в шторме под Италией.
Две кругосветки прошел. Да какие! И вот третья стала для него последней. Ему было 74 года. Вечная память великому Бродяге. Он всегда был примером для меня...
Идем на о. Гренадины. До них пять часов хода. Ветер бакштаг, мы несем генную.
У острова не бросая якорь, садимся в динги. Я, Денис и Марина. Прибойная волна высокая, бросает лодочку на песок. Местные аборигены бросаются на помощь и вытаскивают динги на берег. Вытаскиваем рюкзаки. Короткое прощание.
- Приезжай ко мне в Америку, говорит Денис. Я найду тебе хорошую яхту и красивую женщину!
- Хорошо, говорю. Приеду обязательно.
Вместе по пояс в воде толкаем динги через прибой. Лодочка становится вертикально, носом к небу, мы едва удерживаем ее. Волна прокатывается под динги и я прыгаю в корму. Быстро опускаю в воду движок. Тут следующая волна накатывает на лодочку и разворачивает ее. В динги полно воды, но мотор уже работает. Включаю редуктор и выруливаю к яхте.
Сергей принимает буксирный трос, и через две минуты мы двигаемся в направлении соседнего острова к подветренной его стороне. Здесь мы становимся на якорную стоянку.
При этом учитываем направление и силу ветра, течение и прочее. Первый заход неудачный. Динги, которую мы буксируем за яхтой, заезжает под корму яхты. Буксировочный трос обмотался вокруг пера руля.
Сергей надевает маску, ласты. Ныряет, при этом течение его вымывает из под яхты. Все же ему удается освободить трос.
Чай, приятная музыка. Мы на якоре. Электроника будет контролировать наше положение, и если якорь "поползет", включится сигнализация.
Я забрасываю леску, на конце которой привязан "кальмар". Это силиконовая снасть, в Таиландском походе, считалась самой результативной. Через пол часа вспоминаю о ней. Тяну и не чувствую тяжести грузила. Так и есть, какая то рыбина перекусила толстенную леску.
Вспоминаю, что вчера в ресторане капитан соседней с нами яхты рассказывал, что видел на стоянке акулу метра полтора. Поэтому не удивительно, что леска толщиной больше миллиметра не выдержала.
Вот так заканчивается очередной день. Завтра вновь будет ветер, волна. Паруса и новые приключения. Время здесь течет монотонно, неспешно. Понимаю аборигенов в их неспешности. Если им поручаешь, какую ни будь работу и спрашиваешь время, за которое они ее выполнят, смело умножай на три. Так было на Мартинике, когда нам меняли гик. Обещали за два дня. Я сразу же предположил - пять. Угадал , вышли через пять дней. И теперь мы базируемся на о. Юнион. Нам нужен новый автопилот. Пообещали прислать через три дня. Они уже закончились. Я думаю, еще пару дней постоим. Нужно сказать, что мы не стоим. Ходим по островам и островкам. Так течет здесь время.
Продолжение следует.
12-23 Декабря 02:49
11 Декабря.
Сегодняшний день начался с рыбалки. Утром в шесть часов течение поменяло свое направление.. Ровно в двенадцать нас поставило течение против волны. Странно было наблюдать, волна в корму, а мы стоим против волны кормою. Ровно в шесть прозвучал аларм. Нас развернуло течение на 180 гр.
Выбираем якорь и движемся к песчаному рифу. Здесь у нас нырялка. Наш автопилот все еще в дороге, и нам ничего не остается, как ждать. Ожидание затянулось. Вместо обещанных трех дней идет уже пятый. Ничего не поделаешь, это Карибы.
Вечером находим залив и становимся на якорную стоянку.
12 декабря.
Хорошая новость, автопилот пришел почтой в торговую кантору на Юнионе. Мы под всеми парами мчимся, что бы успеть к закрытию. Уже вечером Сергей растомаживает и получает прибор. Теперь мы с автопилотом. Теперь нам хорошо и мы говорим о выходе курсом на Венесуэлу.
Поздний вечер переходит в ночь. Кэп за то, что бы выходить прямо теперь. Переход небольшой, один день и две ночи. Небо затянуто тяжелыми тучами. Вокруг нас рифы. Я высказываю свое мнение, по поводу того, что лучше бы наоборот. Два дня и одна ночь. Но кэп всегда прав и мое мнение не приветствуется. Я стараюсь, как можно меньше его высказывать.
Позволю себе дать здесь совет. Если вы хотите быть совместимым с капитаном, имеющим авторитарный стиль руководства, изберите для себя правило номер один. Высказывать свое мнение только тогда когда вас об этом спросили. Инициатива, так же может восприниматься как наезд на авторитет руководителя. Спрашивайте, нужно ли это перед тем как это сделать. Или так,- как ты считаешь? Делайте обязательно эмоциональную дистанцию. Т.е, если кэп разговорчив, умейте слушать и мало говорить. Если молчалив, умейте говорить.
Славный остров 'Маргарита'
И так, мы выходим ночью курсом на Венесуэлу. Остров Маргарита известен яхтсменам тем, что здесь самое дешевое топливо и самые красивые женщины в мире.
Дизтопливо там стоит десять американских центов за литр. На заправках ( только для местных) в два раза дешевле. Женщины на Маргарите, это отдельная тема. Целая индустрия приват клубов и дискотек. Есть мнение, что после месяца проведенного в море, все женщины хороши. Но в Венесуэле, особенно на Маргарите, я убедился, что испано - караибская кровь действительно делает женщин красивыми.
Ночь началась с того, что мы внимательно пробирались среди рифов. Нужно сказать, что шли мы всегда по электронной карте чартплотера. По причине отсутствия типографских карт. Генералка все же у нас есть, но ею мы практически не пользуемся. Сергей в прошлом году ходил на яхте в водах Венесуэлы и этот путь ему знаком.
Через час выходим на чистую воду и подымаем паруса. Я за штурвалом, Сергей разбирается с удилищами. Рыба ловится плохо, хотя нас весь день сопровождает стая тунцов. Они подходят к самому борту и очень похожи своими повадками на дельфинов.
Замечаю слева в тридцати градусах по курсу огни судна. Докладываю Сергею. Подходим ближе и мне уже видны в темноте очертания судна. Красный огонь, белый и проблесковый. Ага, значит левый борт, возможно тащит за собою трал. Докладываю, что мол мы близко и пеленг не меняется. В это время начинается шквал. Дождь с ветром под тридцать узлов. Предлагаю взять рифы, но прежде нужно разойтись с судном. Сергей разбирается с запутавшейся леской и говорит, что ерунда мол. Ну ладно, думаю пускай, но если мы налетим на трал, будет не слабо. Тридцать лет занятия всевозможными экстримами, сделали меня осторожным.
Я продолжаю говорить о сближении. Позже по этому поводу получу приличный выговор. Кое-как "рубим" грот, и идем под генуей. Благо, что ветра здесь благоприятные. В основном бакштаг или галфвинд.
Остаток ночи проходит боле менее спокойно. К двенадцати дня приходим на Маргариту. Стоянка здесь якорная. Стоим в заливе , который довольно таки открытый. Здесь до сотни яхт. Много брошенных. Их видно по птичьему помету. На них пеликаны оборудовали себе жилье.
13 декабря.
Бросаем якорь недалеко от затопленной яхты. Печальное зрелище. Из воды виднеется часть рубки и мачта. От чего произошла гибель яхты, я так и не узнал. Собственно говоря - почти, что на каждой стоянке есть такие "памятники" хорошей морской практике.
Привязываем динги к дощатому причалу, по которому составляется мнение о экономике и уровню жизни страны. Машины как в дешевых боевиках, старые и ржавые. Но встречаются и дорогие джипы. Среди свалки виднеются бриллианты. Так можно сказать о Венесуэле. Бриллианты это, конечно же, женщины называемые здесь Маргаритками и помпезные супермаркеты с яркими дискотеками. А еще шикарные пляжи и холмы заросшие буйной растительностью.
Сергей подымает руку и нам останавливается такси. Небольшая белая машинка, с сильным кондиционером и слабым двигателем. Почему слабым? Когда мы забирались в горы, кондишен приходилось выключать. Едем в торговый центр. Нужно поменять доллары на местную валюту называемую боливарами. Приходит на ум, -"Боливар двоих не вывезет" Здесь официальный курс один к двум. Но все делают ченч у торговцев, неофициально. Курс за один американский доллар дают четыре боливара.
Водитель молодой парень, с честными глазами которому хочется доверять. Предлагает тур по острову. Он весь день будет возить нас по острову и покажет и расскажет.
Здесь английский язык не в ходу. Все говорят - испанским. Нам с этим проще, Сергей у нас полиглот. Английский у него хорошо, испанский с помощью жестов и некоторых, глаголов и слов, которые он выучил еще в прошлом году.
Хосе везет нас за шестьдесят километров в горную часть острова. Мы взбираемся по горной дороге, отдаленно похожей на ту, что у нас в Крыму ведет на г.Ай-Петри. Деревни отдаленно напоминают наши родные. Некоторый колорит вносят громадные ржавые машины, которые легковыми язык назвать не поворачивается. Католические островерхие костелы высятся почти в каждом селении.
Мы останавливаемся , вернее въезжаем во двор небольшого имения. По-другому назвать сложно. Ворота с аркой, на которой что-то написано. Кирпичная кладка как минимум столетней давности. Во дворе на ветках сидят попугаи и громко кричат. По двору ходят гуси. В клетках, какие то птицы яркой расцветки. На веранде второго этажа небольшое ресторанное заведение. Рестораном назвать сложно. Что - то домашнее. Старинная мебель, бутыли с самогоном. С веранды открывается вид на окрестности и город. Усадьба расположена на вершине горы, и мы с удовольствием наблюдаем за морем, прибрежным городом и буйным лесом.
Через пол часа мы останавливаемся на пляже, о котором написано в путеводителях, что он один из самых в мире. Действительно красиво. Высокий прибой, серферы , бунгало -рестораны. Местные маргаритки являются наверное лучшим украшением пляжа.
-Тебе пора познакомиться с чикой, говорит кэп. Да, думаю. Неплохо бы, но советико мораль есть прочный якорь моего реализма.
Вечером мы с Сергеем едем на дискотеку. Хочется окунуться в грохот вечерней местной тусовки. Посмотреть на женщин и почувствовать острый запах вечерне- развлекательной индустрии. Но везде, куда бы мы не поехали, нам говорят -Приват, сори. Приват нам не нужен и мы возвращаемся на яхту. Завтра заправка топливом и выход на Тартугу.
14 декабря.
После обеда к нам подъезжает баркас. На нем бочки с топливом. Все это нелегально. Легальных заправок нет. А если есть, цены там мировые.
17 декабря.
Сегодня утром мы бросили якорь на очень красивом оттоле. Островок с километр длинной и метров тридцать шириной. Сергей ныряет с ружьем , бет рыбу. Я сижу у компьютера и пишу сообщение. По плану старт на Лас Рокас. К католическому Рождеству должны прийти в Панаму. Ну это по плану. Как говорят во Вьетнаме, поживем - увидим.
18 декабря
Всю ночь шли под хорошим ветром. Средняя скорость семь узлов. Было и десять, хорошо яхта идет в галфвинд.
Пришли на Лас Рокас. Это небольшой архипелаг подданства Венесуэлы. Здесь поселок с сотней домов. Посреди которого площадь, местная церковь. На окраине аэропорт, где прибывают дайверы со всего мира. Половина домиков, это частные гостиницы на несколько номеров, остальные кафе напоминающие внешне заброшенные лачуги. Внутри домов и кафе порядок и уют. Почти везде в помещениях статуя Божьей Матери.
Заправляем, баллоны для дайвинга и выходим на ночевку на один из островов. Он "дикий", имеет хорошо защищенную бухту.
По пути запускаем спиннинг, в надежде на тунца. Я почему то был уверен в успехе. Стою за штурвалом, а сам медитирую "притягивая" рыбу. Через десять минут удилище сгибается под тяжестью рыбины. Резкие рывки говорят о немалом улове.
Сергей берется за удилище, я за штурвал. Нужно застопорить ход. Рыба отчаянно сопротивляется, но через минут пять, лежит на палубе сверкая на солнце. Действительно ,тунец, и хороший! Килограммов на четыре.
Через десять минут хода, снова поклевка. Теперь я берусь за спиннинг. Рыба отчаянно сопротивляется. Я рыбак ,имеющий не один год щучьего опыта. Но мне трудно справиться с этим чудищем. Предполагаю, что это акула. Нет, говорит кэп. Это щука, имея в виду барракуду.
Вот, наконец то на волне виднеется длинное и узкое тело. Барракуда! Действительно удача. Теперь рыбы нам хватит дня на три.
Бросаем якорь, я занимаюсь барракудой, Сергей на кухне тунцом. Ужин обещает быть оригинальным.
При свете фонаря на транцевой площадке чищу барракуду. Потроха бросаю в воду. Вдруг замечаю тень в воде. Да, это маленькая акула. Она ходит кругами, как ей и положено. Бросаюсь к удилищу. Но на сегодня удача закончила свою работу.
На ужин Сергей подает филе тунца, тонко нарезанного, с китайским соусом и овощным гарниром. Рыба подается в сыром виде и это вносит экзотическую краску в наше блюдо. Фантастический ужин, приготовленный по рецепту сушимо. Нужно сказать, что кэп обладает массой интересных и полезных в походе качеств. Он прекрасный организатор, о чем говорит организация похода. Лингвист, что помогает нам в проблематики общения с местными аборигенами. Языку учится тут же, Налету, набегу. Хорошо играет на гитаре и губной гармошке, сольные вечера под хорошее вино и звезды очень разнообразят наш быт.
Это его кругосветка, которую он только что начал, и я рад, что оказался у его помощником на первом этапе похода. Я не знаю, как закончится наш поход и какие у нас будут отношения в дальнейшем, но я уже благодарен ему за эту возможность побывать в местах, о которых я так долго мечтал.
Вчера звонил на Украину. Там большая депрессия, страна готовиться к дефолту. У меня финансовое положение стало непростым.
Билет с Галапагосов стоит две тысяч американских денег.. С Таити Сергей говорит немного дороже, но насколько никто не знает. Думаю, в Панаме знание у нас будет, там и буду принимать решение. По крайней мере желание дойти до финиша осталось, надеюсь что "С нами Бог и с нами знамя." А значит все решится само собою. У меня давно выработалась привычка в трудных ситуациях расслабляться и визуализировать позитивный вариант исхода действия. Я уверен, какой бы он ни был, он мой. Мой, который я принимаю как должное .
Я не описывал нашу яхту, поэтому сейчас попытаюсь это сделать.
Ирвин - 54 фута длинны, тридцать тонн водоизмещение. Нафарширован всевозможными системами для комфортного проживания на яхте. Главный расчет дизайнера, как мне кажется, был - проживание на яхте длительное время. Хорошая автономность. Здесь есть мощный дизель генератор, опреснитель мощностью восемьдесят литров в час. Топливные баки берут тысячу триста литров солярки. Оборудована яхта радаром, приемником погоды, радиостанцией УКВ , и прочей прочесть которая делает быт приятным. Как ходок Ирвин - круизер. Но как мореход, очень даже приличный. Мне нравиться яхта.
Мы стоим на стоянке, и я наблюдаю соседние яхты. Они кажутся маленькими и легковесными для дальних круизов. Присматриваюсь. Сорок семь футов, сорок три, а вот малышка каких здесь редко встретишь, тридцать пять футов. По нашим "болотным" меркам - сорок футов это очень приличный размер. Здесь измерения другие. Связанно это , прежде всего с обитаемостью и автономностью. Конечно же, и с мореходностью. Знаю, что многие мне возразят, сказав, что мореходным можно считать и "Картер 30" Да, наверное, но при волне и ветре в двадцать, тридцать узлов у него начнется малый ход, а внутри наступает режим кофемолки. На тяжелых яхтах все по-другому. При двадцати узлах ветра в галфвинд, мы идем восемь, девять узлов. Да есть бортовая качка, но она не критическая. При тридцати, волна вырастает. Это уже не свелс, яхта получает хорошую качку, но ход есть узлов семь, восемь под рифами на гроте и малым стакселем. "Мыльницы" в таких условиях идут под штормовыми парусами, упорно борясь с ветром и волною. Сорок узлов мы несем глухо зарифленный на вторую полку грот и малый стаксель на бэби штаге. Яхта, конечно же, будет рыть носом волну, но здесь уже не до скорости. При пятидесяти узлах яхта имеет приличную качку и носовую и бортовую. Волны вырастают до пяти, шести метров. О "мыльницах" в таких условиях прогнозировать не хотелось бы.
Что волнует в нашей "Never Better". У нас много незакрепленных вещей. В частности аккумуляторы, которых здесь штук десять мощностью по сто ампер. А так же масса мелочей, которые лежат и стоят во всевозможных полках, нишах и просто на столах. Я представляю себе, если плазменный телевизор оторвется от штатива, он превратится в молот, который будет крушить все на своем пути. Но это недостатки устраняемые и надеюсь, что в Панаме мы все это устраним, закрепим . Переход через Тихий, в сезон тайфунов, вещь серьезная и к этому нужно готовиться.
Еще мне очень не нравиться наш новый гик выпущенный известной фирмой - 'Профурл'
Грот шили в 'норд сел', так же раннее уважаемой мною фирме. Теперь у меня создалось иное впечатление. Ширпотреб, иначе это изделие назвать сложно. Уже через неделю лик трос в районе фаловой дощечки и галсового угла, растрепался и я его обшивал, обрезал, делая из ... конфетку. Сергей все это безобразие заснял на фото, с тем, что бы выслать претензию в компанию изготовитель. На изделие имелась гарантия, но надежды на замену или ремонт у нас было мало. После того, как Сергей выставил претензию на поломку гика, фирма поставщик мягко 'ушла' в кусты. Предоставив нам самим разбираться с непростыми изъянами в изделии.
В результате, гик в котором вмонтирована закрутка, работал не плохо, а очень плохо. Ставить грот возможно было только вдвоем. Это действие требовало слаженности и умения экипажа. Расчет на то, что грот можно будет рифить одному, мягко говоря не оправдался.
19 декабря.
Утро как всегда радует. Солнышко, в бухте тихо и комфортно. Недалеко о рифы разбивается волна. Я привык питаться здоровой пищей. Легкий завтрак, состоящий из кофе с овощами. Следующим будет, скорее всего, ужин. Рыба, продукт вчерашней рыбалки, овощи.
Планы на сегодня нырять на рифах и вечером выход на Арубу.
Скоро заканчивается праздник и начинается настоящий самурайский поход.
20 декабря.
Рыбалка.
На корме мы несем два спиннинга. Воблер фирмы "Рапала" работает отлично. Не более двадцати, тридцати минут нужно, что бы удилище согнулось под тяжестью рыбы. В основном ловится морская щука - барракуда. У нее сильное гибкое тело, без боя она не сдается.
Нам нужен тунец, из которого Сергей прекрасно готовит сушиву. Барракуда для этого не годится. Из нее я делаю уху и просто зажариваю на сковородке.
Но тунец пришел только один. Крупный, килограмма на три-четыре. Договорились, что барракуд будем выпускать, ими забит яхтенный морозильник. Берем только туну.
Ночная вахта у меня с трех до шести. Бортовая качка мешает одеться. Спас-жилет, само-страховка, фонарик. На столике перед рулевой колонкой бинокль, пеленгатор. Сразу за штурвалом монитор, на котором карта, радар и прочее навигационное хозяйство.
Выставляю на радаре охранную зону. Проверяю автопилот. Все. Я относительно свободен. Можно приготовить чай и заняться любимым ночным делом.
Я созерцаю небесную сферу. А проще таращу глаза на небо. Оно здесь совсем не такое как у нас.
Звезды крупные, мордатые. Вот Венера, громадная и очень яркая "звезда пленительного счастья" Висит невысоко, у горизонта. Рядом ее спутник Марс. Он так же внушительных размеров. Очевидно галантный кавалер и очень воинственный. Не подпускает к своей "даме" других красавцев.
Вспоминаются стихи классика
" и созвездья висят за оном,
. ты мой компас дружок,
Ты мой компас,
ты мой компас я твой Робинзон."
Каждые пять минут выхожу на борт осматривать горизонт. Понимаю, что электроника внимательно наблюдает и сообщит об опасности. Но старая школа...
Сегодня поднял небольшой аврал. На подходе к острову, который нужно было обойти левым бортом, замечаю огни. Беру пеленг. Через десять минут понимаю, что огни стационарные. По карте до острова пятнадцать миль. Дальность видимости горизонта максимум десять.
Через пол часа отчетливо вижу огни города. Входные створы красного и зеленого. Ничего себе, думаю. В сонную голову лезут осторожные мысли, создавая всевозможные сюжеты. Не очень радостные. Вчера мы на пример, по карте переехали остров. В реале он был от нас в полумиле. Потом "проехались" по рифу, который был от нас в метрах ста.
Поэтому, не доверяя электронной карте, подымаю Сергея. Он капитан, это его яхта. Пусть он и принимает решение. Сонный кэп ничего не понимает, я пытаюсь объяснить, что так явно огни города и сигнальные огни противоположного берега, на расстоянии десяти мили в условиях ночи, мы видеть так явно не можем. Он смотрит в бинокль и говорит, что бы я сделал счисление по карте. Беру линейку, и вычисляю наше место положения. Да, все сходится. В пятнадцати милях от острова. А огни противоположного берега, видны потому, что он плоский как блин.
Понимаю, что моя осторожность была с приставкой - очень. Ну, что ж бывает. Лучше более, чем менее. Ночные краски, рисуют картину совсем не маслом. Здесь четыре цвета. Черный, белый, красный и зеленый. И еще я думаю видимость здесь выше, чем в наших средних широтах.
Покамест я стучал по клавишам, рассвет накатил своим светлым и теплым тоном на черную палитру ночи. В двух милях от меня вырисовался силуэт громадного танкера, который своей мощной фигурой напрашивается ко мне в гости. Пеленг уже не нужен. Светло. Беру на десять градусов в корму танкера. Расходимся, причин для волнений нет.
По плану сегодня вечером должны быть на Арубе. Ветра нет, что в этих местах является большим исключением из правил. Дизель своим мягким, но настойчивым тоном, искажает окружающую идиллию. Ничего нет идеального в этом мире цветов и красок.
22 декабря.
Вчера произошло событие, которое я попытаюсь описать здесь. Оно многое меняет в наших графиках и планах.
На подходе к Голландскому острову Куросава, который звучит как-то по самурайски, я заснул, развалившись на шконке в своей каюте. Когда проснулся, услышал незнакомую речь. Сплю еще, подумалось. Пробираюсь в салон, вижу в кокпите кирзовые сапоги. Ого, думаю, приехали.
Выхожу в кокпит, три негра в синей униформе разбирают наши документы. Каст гард с Курасовы. Рядом здоровенный риб и там еще двое. Мы идем под парусами, они рядом.