Березникова Наталья Ивановна : другие произведения.

Золушки Xxi века

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Бессмертный сюжет в новом исполнении.

  • Золушки XXI века.
  •
  • Много существует бродячих сюжетов, и один из самых распространенных - история Золушки. Если взять его суть, то получится вот что. Отец прекрасной девушки, овдовев, женился вторично на вдове, имеющей собственную дочь (или двух). Дочери мачехи старше падчерицы, она же красивее их (часто - умнее). А по древнему обычаю, если младшая дочь выйдет замуж раньше старших, то им замужество не светит. Поэтому падчерицу держат в черном теле - буквально. Заставляют выполнять грязную работу. В королевстве объявляются смотрины - выбирается невеста для принца. Падчерицу на бал не берут, нагрузив домашней работой. Фея-покровительница помогает ей, подарив наряд и прекрасные туфельки. Условие - уйти домой до полуночи. Убегая от принца, который, конечно же, влюбился в нее, девушка теряет туфельку, по которой ее позже опознают. При этом мачеха пытается подставить принцу своих дочерей, что оканчивается для них печально.
  Вот, собственно, и все. Есть подобный сюжет у всех народов, у кого существовали подобные брачные обычаи. Кстати, есть и в русских сказках - с вариациями, конечно, причем вскрывающими глубокие сказочные пласты, с жуткими сестрами, имеющими то один глаз, то три, с духом ее матери, воплощенном в волшебной корове, выполняющей за падчерицу непосильные задания, и с красавцем-женихом в финале. Узнаете Крошечку-Хаврошечку? Вот то-то. Нет финальной туфельки, а так - все в наличии.
  Итак, самые знакомые нам с детства Золушки, кроме, конечно, Золушек от Шарля Перро и братьев Гримм. Это милая, скромная и всепрощающая Золушка из "Хрустального башмачка" Тамары Габбе и умная, активная и добрая героиня Евгения Шварца из фильма "Золушка" 1947 года. Я не стану говорить о зарубежных киноЗолушках, которыми изобилует наш экран. Есть среди них совершенно чудные, есть - слабоузнаваемые. Но не будем растекаться по древу. Поговорим об этих двух. И об их принцах - кстати же. Что их объединяет? Одиночество. И та, и другая любят отца, но ни той, ни другой не приходит в голову поделиться с ним своими бедами. Да и друзей у них нет - приходится беседовать с домашней утварью...
  Теперь принц. Он тоже одинок, король-отец хоть и объявляет смотрины для выбора невесты - но для него принц все еще ребенок.
  И только встреча избавляет обоих от одиночества. Именно то, что они услышали и поняли друг друга, дает им надежду на счастье.
  Ну а теперь шагнем в XXI век. Второе десятилетие.
  Первой появляется "Золушка" Ольги Куно.
  Затем мое внимание обратится к книге Джиллиан "Моя сказка".
  И, наконец, книга, которую я читала в процессе выкладки на Самиздате - "Красавище и Чудовица" Натальи Котяновой. К ней и я имею некоторое личное отношение - акростих на обложке написан мной, так увлекла меня эта игра довольно, казалось бы, известными сюжетами.
  Какие же Золушки смотрят на нас нынче с монитора? Впрочем, реально Золушка вроде бы одна - у Куно. У Джиллиан и Котяновой они чуть-чуть замаскированы, но эти маски абсолютно прозрачны. Кем еще может быть Синд или Синтерелла? И кто она - падчерица ведьмы-мачехи или вовсе сирота неизвестного происхождения, не так уже и существенно.
  Вот первое, что объединяет трех Золушек нашего века - они все в масках. Первые встречи с принцем - тяжелый макияж и вуаль у Золушки в книге Куно, волшебная маска из трав у Синд в сказке Джиллиан, и... ну, у Котяновой облик Синтереллы так запрятан за маской фантастического уродства, что очень нескоро с нее спадет эта маска...о которой она, собственно, и не знает.
  Вот тут три автора несколько расходятся в описании судьбы героини. По выражению Джиллиан, ее версия "инфицирована магакадемической заразой,, свирепствующей на СИ". То же самое можно отнести и к Синтерелле у Котяновой, где стремление героини учиться - один из главных двигателей действия. Так что Золушка в книге Куно, которая просто умна и начитана, остается в русле, более близком к базовому сюжету.
  А вот что еще роднит трех Золушек и отличает сюжет от канонического - они не одиноки. У них есть друзья и в определенном смысле - команда. Роли в командах, конечно, разные. Приятельница с мальчишками - у Куно, член озорной команды юных магов
  - у Джиллиан. И - после долгого одиночества - верная веселая подруга в компании первокурсников у Котяновой. Этого у Золушки Перро и Гриммов нет. Это уже наше время.
  Кстати, и принцы. У Куно и Джиллиан рядом с принцем есть своя команда. У Котяновой же... принц оказывается величайшим разочарованием Синтереллы. И у него есть компания - да не та, ее командой не назовешь. Единственный, кого можно посчитать другом - остается с ним только в силу присяги, душой он на стороне девушки.
  И во всех книгах есть у Золушки поклонник - он, понимая безнадежность своего чувства, тихо грустит в сторонке (ну. у Котяновой не слишком тихо. Но смиряется).
  Таким образом, все Золушки у авторов нового века существуют не в безвоздушном пространстве (или только в семье) , а в окружении людей, вещей - они организуют мир и живут в нем. Еще раз - они активны, они - сильные личности.
  Семейная тема по-разному развертывается у Золушек. У Куно - отец Золушки уже умер, она, собственно, круглая сирота и практически живет там, где работает, а работает она на дворцовой кухне. И домой приходит редко - просто потому, что другого дома нет. Мачеха и сводные сестры нагружают ее домашней работой - это как в каноне.
  У Джиллиан - в наличии и мачеха-ведьма, и сестры-эксплуататорши. Но отец жив, хотя и околдован, и Синт-Золушка вынуждена возиться с ними, потому что от этого зависит жизнь отца. Ну, а Синтерелла у Котяновой - сирота неизвестного происхождения, и эксплуатировать ее некому, хотя она сама хозяюшка всем на зависть. О! вот ведь еще что! Все Золушки прекрасно готовят, когда имеют такую возможность.
  Ну, а теперь о том, что кардинально отличает истории Золушек.
  Феи. Несмотря на то, что фея принимает участие в судьбе Золушки у Куно - фактически провоцирует-инициирует развитие сюжета - девушка сопротивляется стремлению решать за нее, она даже пытается отказаться от возможности пользоваться волшебством преображения. Но фея упряма - как и сама Золушка...
  Фея в сказке Джиллиан - истинная фея-крестная, могучая волшебница, она спасает и помогает... но герои большей частью решают проблемы сами или с помощью друзей.
  А в книге Котяновой феи нет. Разве что гоблинша-видуница, с ее странными предсказаниями и советами.
  Книги с Синт и Синдереллой не замыкаются сюжетом о Золушке. В них вплетены еще сюжеты о красавице и чудовище. У Джиллиан любовь красавицы снимает родовое проклятье с принца, а вот у Котяновой проклятье приходится снимать с Синтереллы. Не зря книга так названа, словно передразнивает общеизвестное. У нее Красавище - и как-то не вызывает симпатии, у нее Чудовица - несет в себе тайну и чудо.
  Но все эти книги - о волшебстве любви и о том, что истинное чувство не нуждается в масках и тайнах. Даже в XXI веке.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"