Берсенев Михаил Юрьевич : другие произведения.

Рецензия на фильм Бой местного значения с Алексеем Бардуковым в главной роли

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Лютики-цветочки у меня в садочке.

   Эти тихие российские деревни в глуши вызывают некое чувство умиления и искренней симпатии. Высоченные ели, почерневшие избы. Дед в разухабистой шапке-ушанке, что тащит за собой упирающуюся корову. И повсюду - белый-белый снег, который запросто можно кидать для охлаждения в стакан с самогоном. И пить. Именно такой тихий и морозный антураж выбрал режиссер Алексей Козлов для своего фильма "Бой местного значения".
  
   Действительно, все действие картины разворачивается на ограниченном участке советской территории в последний день 1943 года и 1-го января 1944-го. А процентов 90 - так и вовсе в рамках одной деревни. И название - то у нее смешное - Лютики. Отрезанная от больших дорог, Лютики - такая жуткая глухомань, что за, почитай, два с половиной года войны немцев тут и не видали. Да и население невелико - дед, пяток старух да племянница деда. Тишь, да благодать. Здесь бы, в деревне Лютики только лютики и собирать, в баньке париться, да в речку голым сигать.
  
   Пару слов, о чем картина "Бой местного значения". Группа советских солдат во главе с "зеленым" еще лейтенантом следуют согласно приказу в заданную точку, а по дороге заглядывают для ночевки в деревню Лютики . Но по пути они обнаруживают железнодорожный мост, который никем не охраняется из наших солдат. А Красная Армия идет в наступление, и мост этот стратегически важен. Ну да, российское разгильдяйство.
  
   Но ведь через данный мост наши могут перебрасывать подкрепление атакующим красным частям, а немцам это ох как не нужно! И на уничтожение объекта высылается группа около двадцати человек. Диверсантов. Отборные бойцы СС. Прекрасно экипированы и вооружены. Несут мины, чтобы взорвать мост. Но наши просторы и для них - темный лес. Тренированные фрицы плутают, сбиваются с пути и, в конце концов, оказываются в Лютиках, где гульбанили накануне наши бойцы в количестве пяти человек...
  
   Командир нашей группы Андрей - младший лейтенант. Его сыграл Алексей Бардуков. Этот парень знаком нам по знаковому проекту "Диверсант" и "Диверсант-2". Если там мы видели Бардукова стремительного, гибкого, даже акробатичного, то в фильме "Бой местного значения" Алексей несколько иной. Мне даже показалось - заторможенный. Здесь он пытается быть крутым начальником своим солдатам, которые уже давно воюют, и "собаку на том съели".
  
   Неплохо у Бардукова выходит изобразить этакую беззаветную веру в Сталина, в армейский Устав, в дисциплину. Он не "дундук" бесчувственный, но человеческие отношения у него с подчиненными не складываются поначалу. Мужики его нарекли "дураком", а вот лично мне так не показалось. Он четко выполняет то, чему его учили, и пытается, как может, в военное время обезопасить свой отряд. Посему возникают конфликты с более опытными товарищами, которые, правда, в более низком звании.
  
   Если Алексей Бардуков в фильме "Мираж", прямо скажем, сыграл провально в совершенно унылом и невнятном проекте Тиграна Кеосаяна, то тут, несмотря на гораздо более скромный бюджет, Алексей выполнил возложенные на него режиссером Козловым задачи. Да, я верю, что был такой молоденький лейтенант, что отличался и педантичностью, и человечностью.
  
   В целом же, большая часть картины "Бой местного значения" чем-то похожа на некую пьесу, которую играют на ограниченной сцене. В нашем случае, это деревня из нескольких изб и сараев. Наши герои и попадают в эти неказистые постройки. А характеры у каждого - ого-го! Кто больше всего запомнился помимо Алексея Бардукова и его младшего лейтенанта. Рядовой Стряпухин (Николай Добрынин) - балагур и бабник, обманщик, не гнушающийся сбором трофеев с мертвых фрицев, вроде бы неприятен по человеческим понятиям. Но актер Николай Добрынин, который сыграл Стряпухина, довольно умело вынуждает испытывать к нему симпатию. Вот такой я - ухарь - мужик! Потом уже он проявит себя с совсем неожиданной стороны. Именно работа Добрынина и его персонаж вносит хоть какой-то динамизм в вялотекущее психологическое действо большой первой половины фильма.
  
   Балагуру должно быть хорошо в праздник. А так как действие происходит 31-го декабря 1943-го, под Новый Год, усталые солдаты, понятное дело, допускают послабление воинской дисциплины. А именно, пытаются радоваться жизни в мерзлых снегах зимней деревни. Тут будет и любовь, горячая, пылкая (естественно, у балагура). А будет и тихая, даже платоническая, но честно говоря, плохо прописанная авторами любовь юного командира. Будут звучать тосты за победу, будут танцы, патефон и извечное русское похмелье. Кто-то мечтает, как после треклятой войны поедет с семьей в Гагры и пишет о том письмо домой.
  
   Вообще, фильм поначалу кажется очень простым. Домашний такой. Вот храпит мужик, зараза, так это весьма по-русски "приглушить" его, накинув на лицо шапку-ушанку. Причем, чем там человек будет дышать мало волнует гуляющих товарищей. Ничего, как-нибудь разберется сам нарушитель тишины. Льется много самогона, рисуется вереницы новых надежд, и немало радости. Но вместо аспирина на 1-ое января в Лютики входит рота немецких диверсантов. Похмелье будет тяжкое. Нет, смертельное. Эти заразы фрицы испортили русским праздник. А это тоже не прощается...
  
   Образом дородной русской женщины стала в картине племянница деда Настя, в исполнении актрисы Кристины Бабушкиной. Думаю, здесь режиссер Алексей Козлов попал в точку с выбором. Настоящая "кровь с молоком"! Душевная славянская сила дремлет в ней. Так и хочется сказать: "Знойная женщина - мечта поэта!". Но, как может она любить бескорыстно, по-бабьи, так и когда придет время постоять за Родину, Настя не стушуется. Мне показалось, что именно Кристина Бабушкина внесла в ткань фильма ощущение женственности. Воюющей женственности.
  
   Остальные персонажи сложно чем-то выделить. Мало сцен у них было, может быть поэтому. Напомню, что довольно долго фильм оставляет ощущение "варености" повествования, но в концовке "Бой местного значения" прямо-таки взрывается каскадом экшна. Не знаю, почему финальная часть вышла такая сжатая. И, опять же, на одном съемочном пятачке. Здесь в развязке, уже воюют все: и дед - "сто лет", и солдаты с обеих сторон, и бабы простые, и девушки набожные. Кто вилами, кто пулеметом, кто молитвой.
  
   И итогом той маленькой войны местного значения в милой деревушке Лютики стало то, что железнодорожный мост - стоит! Для наших наступающих войск сохранили его бойцы молоденького лейтенанта Андрея. Они, бойцы, это ж наши деды! Наши же женщины. А цена, как часто это бывает на войне, экстремально высока...
  
   Фильм "Бой местного значения" несмотря на некоторую натянутость, болотистость, если хотите, я посмотрел без сожаления. Хорошо прописанные персонажи, характеры, весьма манящие наши российские пейзажи. Прямо в деревню захотелось!
  
  Я по десятибалльной шкале поставил бы картине 7 из 10 безо всяких вопросов.
  
  (19/10/2010, Михаил Берсенев)
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"