Бескаравайный Станислав Сергеевич: другие произведения.

Ограничения трансформации человека

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статье оценивается потенциал новых технологий в изменении человеческого тела. Показано, что до появления экзокортекса - массовые трансформации человеческого тела не будут нарушать единого стандарта техногенной цивилизации.


Станислав Бескаравайный

доцент, Национальная металлургическая академия Украины, Днепропетровск

Ограничения трансформации человеческой телесности в условиях современной НТР

   В статье оценивается потенциал новых технологий в изменении человеческого тела. Показано, что до появления экзокортекса - массовые трансформации человеческого тела не будут нарушать единого стандарта техногенной цивилизации.
   In the article the potential of new technologies to change the human body. It is shown that until exocortex - widespread transformation of the human body will not break a single standard body, given technological civilization.
   У статті оцінюється потенціал нових технологій у зміні людського тіла. Показано, що до появи екзокортексу - широко поширені трансформації людського тіла не будуть порушувати єдиного стандарту тіла, що заданий техногенною цивілізацією.
  
   Ключевые слова: тело, экзокортекс, стандарт телесности, техногенная цивилизация, иерархическая компенсация, закон избыточного разнообразия.
   Keywords: body, exocortex, standard physicality, technological civilization, hierarchical compensation, law excessive diversity.
   Ключові слова: тіло, екзокортекс, стандарт тілесності, техногенна цивілізація, ієрархічна компенсація, закон надлишкового різноманітності.
  
   Проблема улучшения человека исследуется в философии, начиная едва ли не с "Государства" Платона, и неясных ещё образов евгеники.
   С тех пор предлагались самые разные проекты, и были максимально точно сформулированы крайние точки зрения. С одной стороны это консервативный подход, типичным проявление которого в философии можно назвать взгляды Ж.Ж. Руссо: не просто изменение человеческого тела, но даже само развитие цивилизации ведет к увеличению неравенства, несчастьям и т.п.
   С другой стороны - социальный и технологический оптимизм, который каждую эпоху порождает новые проекты трансформации человека. Если брать традицию, идущую от того Просвещения, то разнообразные проекты исправления общества, дополненные идеями воспитания человека - становятся все более смелыми. Вторая половина ХХ-го века принесла понимание того, что чисто селекционный подход невозможен и появились куда более значимые технологии, которые позволяют не ставить человеческую личность в зависимость от родословной. Сейчас наиболее известны трансгуманисты, которые прямо настаивают на будущей трансформации человека [5] и активно пропагандирует изменение его природы (новые материалы скелета, сосудов, новые глаза и т.п.). В их перспективных планах полная замена человеческого тела на машину, существование сознания в компьютере [4].
   Проблема осложняет тем, что органическое тело человека - лишь часть его социального образа. Существует "неорганическое тело", о котором рассуждал К. Маркс. Процесс "расширения человека" с помощью средств коммуникации описал М. Маклюэн [1]. Принципиальное изменение отношения к медицине и на порядок возросшая власть врача над телом пациента были предметом анализа Мишель Фуко [3].
   То, что человек зримо трансформируется под воздействием цивилизации - отрицать невозможно. Меняется внешность, характерные болезни, не говоря уже про образ жизни и массу имплантатов. Возможностей искуственного изменения человека появляется все больше. Проблема: что из потенциальных возможностей по трансформации тела массово использует человечество?
   Объект: трансформация человеческой телесности в условиях техногенной цивилизации.
   Предмет: предпосылки и ограничения трансформации телесности, создаваемые современной НТР.
   Но если попытаться взять в качестве отправной точки рассуждений некое фундаментальное, максимально общее противоречие? Такое противоречие задано в работах И. Фихте: человеческое "Я" постоянно оппонирует "не-Я" остального мира. Естественно, с XVIII-го столетия представления о человеке обогатились, и теперь упомянутое противоречие можно представить в другой форме: человек, как часть цивилизации и культуры это некая прослойка между всем еще не открытым, не оживленным его вниманием, и всем уже мертвым, пережитым, познанным, технологизированным и автоматизированным до того предела, человеческая личность просто избыточна. Каждый школьник в процессе обучения вынужден пропускать через своё сознание теоремы, доказанные еще в древности - но это человек в своём становлении. Если же мы рассматриваем некоего среднестатистического homo sapiens, обобщенного взрослого, состоявшегося представителя общества, то его интересуют более актуальные проблемы.
   Человеческое "Я", рассмотренное в таком качестве, отделено от "не-Я" уже другим противоречием, рассмотренным Е. Седовым и А. Назаретяном [2]:
   - закон избыточности: чтобы постоянно совершать новые скачки в своём развитии - человек должен обладать разнообразием. Неизвестно, какие качества понадобятся на следующем этапе, и сегодняшний "фрик" завтра может оказаться важнейшим специалистом. То есть человек должен находиться в процессе постоянного качественного изменения, заранее не зная, перспективно ли оно;
   - закон иерархической компенсации: чтобы могли существовать сколько-нибудь сложные системы - в их фундамента должны находиться однородная масса. Каждый кризис общества и завоевание лишний раз это подчеркивает: лишь смешавшись с завоевателями, побежденный народ может существовать дальше, и лишь расчет на одинаковых людей позволяет существовать армиям, громадным фабричным производствам и т.п. Но когда человек безо всякого осмысления следует шаблону, в итоге он теряет качества человечности, превращается в быдло.
   Если рассматривать в рамках этого противоречия, те трансформации организма, которые использует человек, то, вероятно, можно выделить следующих их группы:
   - медико-нормирующие - вся сумма вмешательств, когда врач изменяет организм, чтобы вернуть пациенту здоровье. "Норма" - широкое и вариабельное понятие;
   - эстетическо-религиозные: громадные перечень изменений организма, которые продиктованы вообще-то иррациональными соображениям (обрезание, шрамирование и т.п.);
   - утилитарно-экономические: человек изменяет себя, чтобы соответствовать запросам своего рабочего места. Это могут быть изменения в рамках нормы - скажем, наращиванием мышечной массы, чтобы лучше таскать грузы или сдавать нормативы при службе в полиции. А могут быть и калечащие изменения: последние десятилетия в разных странах периодически возникает тенденция - женщины проходят стерилизацию, чтобы гарантировать свой не уход в декретный отпуск.
   Эти три подмножества пересекаются.
   Первые формы трансформации телесности человека - преимущественно эстетическо-религиозные: разнообразные татуировки и шрамирование, выбивание зубов, обрезание и т.п. сейчас это разнообразные эстетические модификации.
   Но хирургические вмешательство медицинского характера тоже были - пробитые черепа со сглаженными краями отверстий. Сейчас нормирующее вмешательство врача наиболее широко распространено. Но где кончается нормирующее вмешательство? Например - удаление гланд и аденоидов.
   Возникает вопрос - где была экономическая составляющая? Экономическая составляющая долгое время оставалась скрытой в нормирующей. В том числе из-за ширины понятия "норма": грузчики, фехтовальщики, танцоры, не выходя за пределы, за внешние рамки образа человека - вынуждены трансформировать свои тела.
   Попытки дифференцировать представление о норме - поделить общество на страты в соответствии с реальными или потенциальными различиями - предпринимались в человеческой истории неоднократно. Индийские касты, разнообразные сословия и группы. В отдельных случаях деление даже могло иметь смысл: средневековый рыцарь с рождения лучше питался, оттого как правило не болел рахитом, как его солдаты.
   Но единство человеческого вида нарушить не удалось - происходил либо крах социальных структур, отстаивавших идеи такого деления, либо разнообразные запреты соблюдались недостаточно тщательно. В результате новым социальным структурам экстренно требовались кадровые ресурсы. Искусственный отбор для выведения человека - не удавался.
   Но каковы тенденции, которые смогла дать обществу техника и медицина за последние полторы-две сотни лет?
   Благодаря развитию техники - социальное в человеке все больше превалирует над биологическим. Технические устройства меняются порой быстрее, чем успевает сложиться профессиональное сообщество со своими характерными заболеваниями, не говоря уже о том, чтобы в нём началась селекция по физиологическим качествам. Поэтому общество заинтересовано в некоем едином стандарте человека, на основании которого можно будет привить новому индивиду его очередную социальную роль. Это привело к растущей стандартизации детства: одинаковые прививки, упражнения, нормы физического развития и т.п. Ещё большей стандартизации потребовали глобальные войны - взрослый человек обязан был при необходимости исполнять роль солдата. К середине ХХ-го века эта тенденция достигла пика и единообразие общества (помноженное на идеи равенства и конвейерное производство) всячески укреплялось. Иерархическая компенсация позволила осуществлять громадные индустриальные проекты, опирающиеся на массы людей-винтиков.
   Однако, последние сотни лет постоянно растёт и разнообразие чисто технологических задач, которые тяжело выполнять обычному человеку. Летчики испытывают значительные перегрузки. Использование радиоактивных материалов потребовало целой индустрии защиты человека. Возникает растущее противоречие между единым телесным стандартом "рядового гражданина" и потребностями техники (токсичностью продуктов горения, электрическим напряжением, уровнем шума, уровнем вибрации и т.п.). В отдельных областях, например, в беспилотной авиации, отсутствие человека рассматривается как необходимая предпосылка. Но за последние десятилетия автоматика не смогла достичь полной автономности. Ярче всего это проявляется в космической индустрии: дорогостоящие аппараты терпят крушения, потому что на орбите Марса возникают поломки, которые элементарно устранить при наличии человека, но стоимость пилотируемой экспедиции к тому же Марсу - заведомо выше суммарной стоимости всех автоматических зондов.
   Одновременно появляется все больше технологий, как модифицирующих человека, так и позволяющих сохранять работоспособность в случае калечащих травм. Капиталу требуется расширение рыка, поэтому постоянно расширяется понятие о "норме", когда утилитарно-экономическая трансформация выйдет за грань "нормирующей".
   Если подходить к вопросу на уровне чисто техническом, то главным препятствием становится скорость трансформации организма. Уже сейчас понятно, что селекционные проекты для узко-утилитарных технических задач - нерациональны. Да, люди со специфическими возможностями - жаростойкостью, особой моторикой и т.п. - найдут себе технологические ниши. Развивающаяся техника всегда несовершенна. Но эти работники должны стоить дороже (из-за своей уникальности, не стандартности), чем техника. А если работодатель экономит, то ему проще будет оплатить трех вполне обычных африканцев, чем одного дорогостоящего уникума. Генетическое программирование экономит время на селекцию, означают, как минимум, что человек должен вырасти и пройти обучение. Но даже в этом случае скорость трансформации человека проигрывает скорости изменения техники. Есть идеи о генетической трансформацией уже сформировавшихся организмов, но, опять-таки, какова будет стоимость?
   Если же говорить о прямой имплантации в организм технических устройств, то представьте человека, который десять лет назад вживил себе мобильный телефон: утилитарного смысла в такой трансформации нет вообще - модель катастрофически устарела.
   Однако, нельзя сводить всё и к скорости трансформации организма. Возникает проблема обратимости. Люди с имплантированными рогами, татуировками на глазных яблоках или наращёнными "вампирскими" клыками, как правило, не могут найти работу. Они слишком обыкновенны для того, чтобы выступать в цирке, но уже не соответствуют стандарту общества.
   Если рассматривать человека, как управляющую систему по отношению к технике, и поставить задачу расширения канала связи, то можно представить следующие модификации: новые виды колбочек в глазах, чтобы человек мог заглядывать в инфракрасный спектр, улучшение слуха, обоняния и т.п. Однако носитель подобных трансформаций столкнётся с неожиданной культурной пустотой: девятая симфония Бетховена не рассчитана на восприятие в ультразвуке. Это поставит задачу управляемого возвращение не только к стандарту внешности, но и к стандартам восприятия - слух и зрение необходимо будет контролировать. А восстанавливать её будут всегда медленнее, чем возвращать на место использованные инструменты.
   Проблемы скорости изменения организма - лишь отражают проблему соотношения единого стандарта человека и разнообразия, необходимого для развития цивилизации. Уход от единого стандарта человека обещает потенциальное развитие, разнообразие решений - но он невероятно затратен. Сейчас все богатство возможностей техники редуцируется к человеку, как к потребителю, к стандарту потребляющего организма, и одновременно - оно многократно шире чисто инструментальных возможностей организма. Разнообразие достигается социальной трансформацией человека - той суммой навыков и поведенческих норм, которые он усвоил.
   Если рассмотреть социальные роли и профессиональные навыки, как источник разнообразия - то мы видим процесс ежеминутного упрощения общества. Смерть последнего старика, помнящего уникальный язык, умеющего без компьютера решать сложные уравнения. Лично помнящего войны прошлых лет. В современных условиях, трансформация организма, которая позволит увеличивать разнообразие человека - это увеличение срока жизни. Разумеется, спустя какое-то время она может привести к застою в обществе, но это произойдет, как минимум, спустя несколько десятилетий.
   Как еще позволить человеку сохранять разнообразие социальных ролей? Внешняя беременность: уже сейчас для состоятельных женщин, занимающихся бизнесом, единственный способ сохранить свою карьеру и одновременно стать матерью - это нанять суррогатную мать, которая выносит чужой эмбрион.
   Таким образом нащупывается линия изменения человека: разнообразие должно быть получено без нарушения того стандарта, вокруг которого построена техногенная цивилизация последних веков. А это можно получить лишь дополнением, обогащением возможностей тела, ничего в человеке не убирая. Поэтому потенциальное деление общества в ближайшей перспективе пройдет не по линии инструментального оснащения организма, но по пути снижения издержек на поддержание стандартного тела. Смена поколений - самое затратное, что вообще может быть в существовании организма.
   Значит ли это, что человек в будущем сохранится неизменным, не смотря на пожелания трансгуманистов? Нет.
   Существуют возможности техники, которые не редуцируются к человеческому телу. Слишком сложная система не может управляться слишком простым элементом. И дело не в инфракрасном зрении или шестом пальце. Дело в возможности обработки информации. Например, управление мегамашиной (государством, корпорацией) требует всё больших интеллектуальных усилий. Человек не может реально осуществлять функции первого лица в государстве от юности до старости. Общество решило эту проблему расширением базы поиска подходящих для управления людей. Но в рамках общего стандарта - возможности даже самого талантливого управленца ограничены. А компьютеры всё лучше обрабатывают информацию - рано или поздно машина станет умнее человека.
   Поэтому единственной инструментальной трансформацией человека можно рассматривать экзокортекс: компьютер, который будет дополнением, продолжение мозга. То, что позволить устранить редукцию технической информации к телу человека, к возможностям его нервной системы. Любые другие технологии "отделяются" от человека: костер становится батареей отопления, свеча становится лампочкой - то есть целевая функция сводится в потребностям тела, а побочные факторы устраняются. Но вал информации не ослабевает: от библиотеки - к смартфону, когда все мировые новости и все книги буквально лежат на ладони. Преодолевается вербальный барьер - машина считывает информацию непосредственно с мозга [6].
   Финал этого процесса - перенос самого сознания в компьютер и утрата привычной телесности. При этом единый стандарт, за счет которого обеспечивается иерархическая компенсация - спустится ниже целостного организма, на уровень норм умозаключений, стандартов запасных частей и т.п.
   Но это - возможности уже следующей научно-технической революции.
   Вывод: трансформации человеческого организма, которые потенциально возможны благодаря новым медицинским технологиям, сдерживаются стандартами техногенной цивилизации, для которой человек - работник и потребитель. Потенциальными трансформациями могут быть либо те, что снижают издержки организма на поддержание социального образа, либо принципиально расширяющими возможности человека по обработке информации.
   Литература:
      -- Маклюэн М. Понимание медиа: внешнее расширение человека М.: Канон, 2003. - 672с.
      -- Назаретян А.П. Технология и психология: к концепции эволюционных кризисов // Общественные науки и современность. 1993. - N 3. - С. 82-93.
      -- Фуко М. Рождение клиники. М.: Смысл, 1998. - 310 с.
      -- Хоружий С. С. Проблема постчеловека, или трансформативная антропология глазами синергийной антропологии // Философские науки, 2008г, N 2
      -- Bostrom N. A History of Transhumanist Thought Faculty of Philosophy, Oxford University Journal of Evolution and Technology - Vol. 14 - April 2005
      -- Yannik R. NEURALDRIFT, A COLLABORATIVE MULTIPLAYER BCI GAME [http://neurogadget.com/2015/02/11/neuraldrift-collaborative-multiplayer-bci-game-inspired-movie-pacific-rim/10956]

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Минаева "Академия Высшего света"(Любовное фэнтези) А.Минаева "Академия Алой короны. Обучение"(Боевое фэнтези) А.Лерой "Ненужные. Академия егерей"(Боевое фэнтези) М.Зайцева "Трое"(Постапокалипсис) Д.Сугралинов "Кирка тысячи атрибутов"(ЛитРПГ) Д.Сугралинов "Дисгардиум 4. Призыв Нергала"(ЛитРПГ) Л.Лэй "Пустая Земля"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 3, Легион"(ЛитРПГ) О.Бард "Разрушитель Небес и Миров-3. Сила"(ЛитРПГ) И.Иванова "Большие ожидания"(Научная фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Батлер "Бегемоты здесь не водятся" М.Николаев "Профессионалы" С.Лыжина "Принцесса Иляна"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"