Итак, дорогие друзья. Если вы открыли ЭТО. То знайте - перед вами критика в самой грубой ее форме. Здесь Я, Шляпочник - выскажу свое единственно верное мнение по поводу стилей творчества фанфикописцев (и не только), в последнее время занявших лидирующую ступень в потреблении обширной публикой. За это стоит сказать отдельное спасибо моей шизе, по совместителю являющейся хозяином странички и автором многих великолепных произведений, кроме тех, что просто бездарны...
...Прошу прощения, но меня тут вежливо прервали посредством лопаты, на пару часов. Неожиданно так.... Но ближе к делу.
Итак, Стиль Первый - Введение логики в мир, полностью лишенный оной.
Или "заклепки превозмогают".
Мое "альтер эго" считает, что самые удачные примеры данного стиля это Наруто и Евангелион. Проблема в том, что я понятие не имею, что это такое. Нет, не так - я знаю, что это, но только из фанфиков. Серьезно, как-то пробовал посмотреть серию Нарутки, но мой мозг начал вытекать через глаза спустя пять минут. Поэтому как пример пойдет - Гарри Поттер.
Итак, представляем ситуацию, в стартовых условиях у нас Попадун, он в желтом ринге и синих боксерках, и Офень Уфный Мальфик его спонсором выступает - Жуткий ООС.
Сценарий таков, когда мальчега забирают у волшебную фколу. Тот как и все умные мальчики погружается с головой в учебу (неожиданно). Причем текс составляет на две трети (или три четверти) саму учебу! Порою можно найти сравнения между ТТХ Бузинной палочки и Палочки Выпиленной из гнилого зуба Великана выбитого в период подростковой гмм....
Наш ГГ крутеет от главы к главе, узнает о новых волшебных свойствах Бобов, создает защиту от Аввады. Уничтожает тролля каким либо убер-спеллом созданного им самим в процессе созерцания брачных игр маленького Дадли и немецкой толкательницы ядра.
Тем самым весь текст превращается в унылое покачивание ГГ и создает чувство, что потратил несколько часов на раскачку перса в Обливионе. Что до самой оригинальной детской сказки с мальчишескими страхами, геройствами и самопожертвованием (Рон и Большие Шахматы) то от нее не остается ничего. Совсем. Дружба, Злой Враг, все это проходит как-то буднично и незаметно, среди изучений древних свитков, учебы, дуэльным тренировкам, конструкции новых "плетений" даже перевоспитание Грейнджер из "Заучки" в Нормальную Девчонку остается каким-то незаметным и невнятным, если такое уместно конечно.
Вывод - проще было начать свое произведение, потратить около года жизни ГГ на учебу у деревенской ведьмы, полгода самообучения, год по учебнику, поступить в маг универ на пять лет - растянуть это все на две книги с описанием студенческой жизни, а в третьей отправить ГГ на заработки в "аномальную зону" где он применит от силы сотую часть всех своих познаний, заработает денег и станет графом\бароном\принцем\королем, нужное подчеркнуть. По крайней мере это не превращало бы детскую сказку в "научный проект по познанию оригинального выдуманного мира".
Разумеется есть те кто может дозировать саму историю, канон и логические заклепки так, что бы было действительно интересно, но эта критика не о них.
Второй стиль - Извращенный Герой.
Тут следует сделать разграничение на несколько подпунктов.
фанфики
В мире анимешек много историй вертящихся вокруг ГГ извращенца либо ГГ слоупка и его Гарем.
Стартовые условия - попадун озеленитель либо попадун НЕ изврат. Думаю, на этом можно закончить. Просто основная идея подобных жанров и вертиться вокруг двух противоположностей - девушки\извращенец и гарем\слолупок. Стоит поменять изврата со слоупком и будет уже совершенно иная ситуация. Некоторые канонные события не произойдут, мир изменится и будет АИ и смысл тогда от фанфика?
Нет, я не спорю, есть годные произведения АИ. АИ это круто, но не в подобных вселенных.
Часть вторая - герой извращенец.
Я не буду говорить о яойных произведениях, не буду говорить и о том, что изврат это плохо. Любой здравомыслящий человек сам должен понимать, что подобные вещи неестественны. Я даже не буду говорить о тех ГГ в фиках и произведениях "западают" на детей сами будучи взрослыми\взрослыми в теле ребенка\демонами\ангелами\хренью непонятной и прочими. Я буду говорить о реакциях мира на это. Вспомним многострадального Поттера. Возьмем любого попаданца в тело ГГ и его влюбленность в Грейнджер. Стартовые условия - первый курс\конец первого курса. ГГ и Г (просто Г) пройдя ступень знакомства и дружбы целуются, ГГ садит Г себе на коленях, у них лубофф (пока чисто платоническая, не дальше "поцалуйчиков") а теперь представим как это выглядит. Дефффачка 9-10-12 лет ведет себя как 18-16 летняя влюбленная (конечно есть "переспелки" но не стоит забывать, что действия по сути в средневековой англии, где подобное поведения даже среди детей по старше не приветствовалось). А теперь внимание - как реагирует на это мир?! Вы видите, как двое детей 10 лет отроду ведут себя словно парочка и НИУКОГО не возникает вопросов? Ни у учителей, ни школьников? Ни сама Г с минимальным жизненным опытом? Ладно если действия происходят в своеобразном мире, будь то.. гмм.. забыл название, что-то из цикла о разноцветных мечах и вариант с миром "мечта подростка".
Еще Можно вспомнить Далина с его "Убить Некроманта". Да, ГГ там бисексуален по своей сути, но это ДАРК. Его наклонности вполне уместно вписываются в логику мира, как и всеобщая ненависть, но ненавидели его не из-за этого.
Третий стиль - Мери Сья.
О МС говорят много и кому не лень. Одни говорят что это когда ГГ слишком силен, гиперпрекрасен, умен и прочая. В ответ авторы пишут - "Мой ГГ не СВЕРХСИЛЬНЫЙ а просто - очень сильный". Ла-ла-ла, жалкие отмазки)))
Мое видение МС просто - неоправданная ненаказуемость.
Что это значит? Все просто ГГ может быть хоть БОГОМ но не быть МС. В то время как школьник Федя из Бабруевска, жестким МС. Вот представим, эмм.. не хочу брать в пример Гарричку, пусть отдохнет. Кого бы взять? А возьмем мы, пожалуй вселенную Масс эффекта.
Сценарий - Попадун в Шепарда (куда уж без этого?). Но не простой попадун а побывавший во множестве вымышленных миров перед этим и обладающий способностями "слизанных" с различных реальностей. Ну да, как Трикстер. Либо сам из оригинального произведения где он Великий Демон, Архимак, Псионник 100левел, Некромант (без этого никак, романтика), Ангел, Хрень Неведомая.
И начинает наш ГГ плыть по сюжету, неважно знает он его или нет, а важно то, что он светит своими сверх способностями направо и налево, проявляет нечеловеческую природу, знания убер технологий вроде "реактор холодного синтеза помещающийся на ладони" и ни у кого, ни у Совета, Альянса (часть ВВС которых Шеп и являлся) не возникает закономерного вопроса - Какого Х@ЕНА!? Какого Мать ЕГО ДЬЯВОЛА?!
Никто из Гос Безопасности различных рас не спросит - насколько это невиданное чудо юдо опасно и не стоит ли это пристрелить (особенно актуально если ГГ телепат читающий мысли и САМ признался в этом)? ГГ не ждет лаборатория и добрые доктора. ГГроя не пытается застрелить политик которому тот перешел дорогу. ГГ не ждет Захват спец службами с целью получения сверхпередовых технологий и прочая прочая прочая... Список можно продолжать дальше.
Вот это и есть МС - когда все вокруг превратились в пускающих слюни ИДИОТОВ способных лишь восхищенно смотреть в рот ГГ, вне зависимости от личной силы и умений ГГ.
На этом пока все, спасибо за внимание и не забывайте чистить зубы по утрам.
И снова здравствуйте дорогие друзья!
После небольшого перерыва, Я Шляпочник снова с Вами! Возрадуйтесь и Славьте МЕНЯ!! СЛАВЬТЕ!!! Гхмм.. прошу прощения - занесло.
Сейчас я хочу поговорить с вами о такой сложной теме как - Темный Герой? Тема сложная поскольку многогранная. Для начала, давайте определимся что мы с вами будем в данный момент подразумевать под словом "Тьма"?
Не думаю, что в данной ситуации определение "отсутствие Света" подойдет. Так же как и древнеславянский числовой эквивалент - "много".
Одни авторы в своих произведениях нарекают ее "Совершенной Свободой", "Матью Всего" и многим прочим. Некоторые даже вешают штамп - Зло. Я и Шиза склоняемся к мысли, что термин "Неизвестность" более уместен. Но это уже наше личное мнение.
Что-бы избежать путаницы, я буду рассматривать "Тьму" на примере стандартного Фентези Мира примерно, средневекового уровня развития. Женское фентези в расчет не берем, поскольку в подавляющем большинстве в них Тьма носит розовые тапочки. От подобной цветовой гаммы у меня начинается мигрень.
Итак, что есмь Тьма в стандартном мире Героев и Кулдунства? Это Сила. Определенно. Магическая, потусторонняя, древняя. Не факт. Факт в том, что проявления этой силы пугают вонючих крестьян до усрачки. Будь то нежить, демоны, кулдунство либо... либо... гмм, что еще пугает грязных фермеров? Точно! Неурожайный ГОД!! Что несомненно так же является проделкой злобных Темных Сил!
Одним словом - Тьму боятся и ассоциируют со злом и несчастьями. Теперь, когда со Тьмой мы определились, вернемся к герою. Я выделил четыре условных подвида Темных Героев. Вот они: "быдло", "не быдло", "управленец" и "Святой". Разумеется, встречаются среди ТГ и мутанты и гибриды этих подвидов.
Самый идеальный мир для примеров, я считаю "Драгон Эйдж: Ориджин". По той простой причине, что к категории "Тьма" там попадает определенная категория людей - кулдунов. Ибо "всякое зло от магии". Вообще кулдунам в ДАО не повезло. Это поймет каждый кто хоть раз проходил игру. И под словом "не повезло" я имею в виду отнюдь не криворукий балланс от которого хочется отшлепать Биоваров по причинному месту жестким ремнем. Вот почему!!?? Почему огненный шар мага 15 левела отнимает меньше здоровья у ботов, чем самая обычная атака мечем у воина? А!? Или зачем нужна сомнительного уровня защита от стрел, действующая целых 20 секунд!? А?! Не знаете? Я вот тоже не знаю.
Вернемся к разбору полетов. Кулдунов в ДАО винят во всех бедах. Нельзя сказать, что незаслуженно. Пусть их не называют "отродьями Тьмы" (этот статус закреплён за другими) но отношение как к чему-то мерзкому и опасному со стороны обывателя гарантированно.
Так вот, кулдунов держат по сути заложниками церковь в "Круге Магов", где те живут и обучаются под надзором местных "паладинов". Сюжет начинается с того, что приезжает определенный персонаж за новобранцем в свой орден "Борцов с Мутантами", коим волей-неволей становится наш ГГ. Причем Мутанты угрожают стереть все живое с лица Ферелдена (страны где все происходит). При этом "Орден борцов с Мутантами" долгое время здесь был в запрете, поэтому их в данной стране крайне мало. Чуть позже на фоне глобального песца, местное дворянство начинает гражданскую войну по вопросу, на чьем болте корона лучше смотрится. Правда умно? А вот дальше начинается самое веселое - ГГ может стать кем угодно. От еретика-кровожадного маньяка до короля и просто хорошего человека.
Теперь рассмотрим поведения разных подтипов ТГ.
Вариант первый - "быдло". "Быдло" характеризуется тем, что ему насрать на всех кроме себя и того, что принадлежит лично ему. "быдло" не волнуют человеческие жертвы, смерти и прочая. Такой герой попытается "откосить" от возложенной на него миссии по спасению мира (ну или страны) и сбежать в "прекрасное далеко" при первой возможности, оставив роль спасителя мира на , кого ни будь другого.
Героя класса "быдло" не сопровождают друзья союзники. Но тем не менее, оно всегда желает иметь вассалов. "быдло" верит только тем кто не может предать. К примеру, если верность обусловлена неким мистическим контрактом. Либо если он может эту верность купить. Такой герой даже испытывая к кому либо "чуйвства" следует первым делом хватательным рефлексом. " МОЕ!! Я люблю, я трахаю, я решаю". Если у предмета ее\его обожания есть еще кандидат на роль нежных чувств - "Быдло" убьёт того без колебаний. Желательно еще подставив. Если подобный герой все же начнет спасать мир, то делать опять же будет ради себя. Пример его мыслей - "Я в этом мире живу, я его еще не изучил. НЕ ПОЗВОЛЮ! МОЕ!!!". О миллиардах разумных он если и будет думать то лишь в последнюю очередь.
И да-да-да. Знаю, что многие могут мне сказать - "А зачем он должен жертвовать собой? Тем более за мир который ему ничего не дал и тем более ненавидит?!" Шляпник ты не прав выпей йаду!". На это я отвечу мои маленькие глупые друзья - за все в мире надо платить. А каждое действие вызывает свое противодействие. Это физический закон. Не имеет значения "хороший или плохой" важно то, что на каждую гайку найдется уравновешивающий ее болт.
Второй вариант "не быдло". Он отличается от "быдла" чувством ответственности. Хорошим примером является Авернус - все ради победы. Все бесчеловечные опыты, цель перекрывает все! "Не быдлу" плевать на мораль, он может не верить никому, но уверенно это скрывать. Использовать самые грязные приемы, чтобы заполучить то, что ему нужно, будь то другой человек либо нечто иное. Тем не менее, он ценит и чувствует ответственность за своих подчиненных и тем кто ему верит. Он может сражаться со "злом" из-за чувства долга перед орденом, союзниками, вассалами. Или по той простой причине, что это важно для его\ее второй половинки, если такое имеется- пример для любителей романтики. Что, впрочем, ничуть не помешает данному виду ГГ заиметь вассалов, награбастать как можно больше власти и влияния.
Подобный Герой при "спасении мира" уделяет силы и ресурсы не только на собственно "великую миссию" но и на становления своего влияния. Подобным ТГ кажется, что мир устроен неправильно и они горят желанием сделать "как надо". Играя в ДАО подобным персонажем, вы почти наверняка станете королем, вышвырнув дурака Алистера куда ни будь. Либо займете некую должность при дворе, имея большое влияние на царствующую чету и выполняя роль некоего Серого Кардинала?;) Но разумно ли это, ведь для нового мирового порядка нужна ясная власть?
В личной жизни у подобных ГГ все, неоднозначно. Он вполне может бросить девушку, чтобы жениться на королеве (ДАО) либо завести гарем подобающему будущему монарху.
И четвертый вариант - "святой".
Это типичный идиот. Готовый пожертвовать собой в любое время во благо светлого будущего. На примере ДАО, это может быть маг Фанатик Церкви с высокими моральными качествами. Подобный персонаж склонен к самопожертвованиям, поэтому в конце в большинстве случаев всегда погибает. Готов прощать и миловать злейших врагов. При этом мысли о том, что бы как-то нарастить влияние (раз ты уж тусуешся в высокопоставленной компашки) у него и в мыслях не возникнет.
Итак, все подвиды имеют некую связь со "Тьмой". Опасными силами коих бояться. Разница в том, что одни от подобного отношения становится недоверчивыми, не ценящими жизнь персонажами. Ничего нового по сути, такое можно увидеть и в реальном мире безо всякой Тьмы. Конечно, в некоторых произведениях "Тьма" извращает смертного. Толкая на "темную дорожку". Как это было в произведении Перумова. Но там ГГ САМ добровольно решил изучать Некромантию. В мире где ее и Тьму боятся и ненавидят. Характерно не правда? Позже не смотря на ненависть, ГГ спасает мир от гибели - типичный святой. Этот вид персонажа словно бросает вызов всему миру, говоря - я не такой. Я добрый.
Понимает ли это сам мир, ему может быть просто все равно.
Управленца, "Тьма" научила холодному расчету и гибкому уму. А также дало желание изменить мир, настолько неправильный. Не чураясь при этом использовать все, чем его одарила "Тьма".
Второй подвид - обычный человек. Не самый "злой" не самый "добрый". Или я поспешил? Многие сейчас знают, что такое ответственность? Не к мифическому человечеству, а к близким? К стране, своему городу, семье?
Как и каждый он в первую очередь будет думать о себе, но не факт, что только о себе.
Разумеется все это сравнение условно. По сути мы разобрали лишь одну из возможных сценарных веток. Но почему же так популярны Темные Герои? Может потому, что в них читатели видят себя? Таких несовершенных, не идеальных.
Разговор за чашкой чая с малиной
Шляпочник - Знаешь, твои 'Бездушные' - просто говно.
Насмешник - Людям нравится.
- Людям и Мерлин Мэнсон нравится, но это еще не значит, что он нормальный. Знаешь в чем твоя ошибка?
- В слабой детализации?
- Нет. Ну, не совсем. Есть авторы, у которых с этим более чем отлично. И в этом проблема. Ты помнишь отличительную черту научной фантастики времен СССР?
- Конечно. Восемьдесят процентов всего текста составляет 'наука', а остальное - фантазия.
- Да, не расписать работу какого ни будь 'акселератора микрослагина' так что бы это тянуло намеком на Нобелевскую - просто неприлично. Хотя, о чем это я? Не расписать детальное описание скафандра и все его заклепки - просто преступление. Правда я всегда негодовал, зачем тратить полглавы на описание 'шатла' либо 'посадочного модуля' и иже с ними, что бы больше никогда к нему не вернуться...
- Ближе к делу.
- Хм, увлекся. Бывает.
- Ага, случается. Частенько.
- Грешен, каюсь.
- Не верю.
- И правильно делаешь. Так вот, современная фантастика.. гмм... как бы это сказать....
В общем, акцент сейчас делается не на идею и правдоподобность, а на экшн и нелогичность. Проще говоря - 'замануха'. Такая же бессмысленная как американский боевик.
Знаешь, у большинства писателей прошлого столетия, в произведениях присутствовала какая - никакая, но идея. Поучительный смысл. То мог быть патриотизм или нечто иное. Сейчас же, возьми обычного обывателя, надели его суперсилой, можешь даже послать его в другой мир и готовься получать звание 'маэстро' и крики 'шедевр', если конечно руки не из жопы растут. А ведь по сути, большинство подобных героев только и делают, что 'прокачиваются'. Словно персонажи РПГ - 'вырви сердце злой ведьме и получи бонус'. Ну, как-то так. Вспомни 'Путь Демона' - есть в этой книге хоть какой-то смысл? Я увидел только студента, которому перепало счастье и влюбленная богиня. Вначале я обрадовался, думал увижу превращение из 'человека' в демона. А по сути вышло олицетворение подростковых комплексов - секс, сила и разумеется слава мега эпичного барда, куда без нее. И сколько таких историй? Где продуманность? Где интрига? Где поучительный смысл?
- А не многого ты хочешь от жанра 'фентези'? Ты бы еще женскими романами возмущался бы. К тому же, в последнее время, тема патриотизма приобрела большее влияние в произведениях.
- Ерунда. Замени 'эльфов' на 'марсиан' а 'магию' на 'пси' и будут те же яйца только в профиль. Вон - "Лорд с Планеты Земля" подтвердит. Что до современного 'ура-патриотизма', так одного отсутствие мозгов у 'американцев, пришельцев, эльфов' и прочих, это еще недостаточно. Конечно есть хорошие авторы пишущие в жанре АИ. Но чему может научить глобализация в произведениях? Да, я понимаю, что хочется видеть свою страну\расу\вид в хорошем свете, это даже принесет некое удовлетворение, но где личностная связь между персонажами и читателем? Интересно читать о всяких попаданцах в 'Петров Первых' но это не базовый уровень.
- И что ты понимаешь под 'базовым' уровнем?
- Ты знаешь рассказ о вторжении стальных крыс?
- Эмм...
- Нет, не Стальной Крысы, а 'стальных крыс'. Я уже не помню название, но суть в том, что цивилизация машин отправляет на Землю разведчиков для маленького эксперимента. Они выбрали самого обычного 'среднего' человека и дали знать о себе, чтобы видеть его реакцию и оценить насколько сильным может быть сопротивление при вторжении, возможно, что слишком сильным. Тот не знал, что ему делать поскольку ему просто никто не поверит. И не делал ничего. Тогда они пришли к нему, чтобы устранить, поскольку 'объект был слишком пассивен'. Внешне они выглядели как небольшие стальные крысы. ГГ решил, что если он будет звать на помощь, то пришельцы получат ответ, ведь никто не будет понимать, что происходит и не сможет адекватно реагировать. Он решил, что один человек сможет дать машинам ответ, который им не понравится. Тогда человек закрыл окно, взял оружие и повернувшись к своим гостям, сказал с улыбкой - приступим....
Это был маленький рассказ, который я читал в детстве, но впечатлил он меня намного сильнее чем олигархи попападанцы в царскую семью и строители 'светлого будущего' начинающие с финансовой пирамиды. Это я и называю 'базовым уровнем'. А еще была повесть о первом клонированном человеке в СССР, главным героем которой был один из ученых.
- Давай вернемся к тому, с чего начали.
- Да, твои 'Бездушные' типичный представитель 'современности'. В нем нет глубокого сюжета, по сути лишь 'боевка' и 'пафос' - много пафоса. Персонажи мелькают как калейдоскоп. Нет базового уровня. Повесть, совершенно не цепляет, в отличие от твоего фика по Массе.
- Не сказал бы, что он есть в Массе. Там 'глобализм'.
- Мне нравится продуманность и символизм. Чего увы нет в 'Бездушных'. Кстати, ты отказался от идеи писать продолжение?
- Бездушных? Да - не тянет.
- Верно. Нет смысля эту тягомотину без сюжета продолжать. Скажи, а ты не хочешь ее переделать?