Петр Алексеевич Кропоткин был выходцем из знатной семьи (потомственный князь, Рюрикович по отцовской линии, как шутили его знакомые - "имел больше прав на престол, нежели правящие монархи"), получивший блестящее образование (окончил "Пажеский его величества корпус"), имел возможность блестящей придворной карьеры... однако он отказался от данной перспективы, и пошел на службу в Амурское казачье войско, где зарекомендовал себя подающим надежды ученым-географом и геологом.
Он также мог сделать выдающуюся карьеру ученого в Русском Географическом обществе, однако и от этой перспективы фактически отказался.
Отказался он от всего этого - в пользу социалистических идеалов, к признанию которых окончательно пришел в Восточной Сибири (при этом с детства тяготел к либеральным идеям, идеям Просвещения), а после первого своего посещения Европы (где он лично ознакомился деятельностью Юрской федерации I Интернационала) в 1872-м году встал на позиции революционного анархизма.
Петр Алексеевич широко известен в мире как ученый и как теоретик анархистского коммунизма (либертарного социализма). В данной статье мы попробуем показать то, на чем он основывал свою свободническю теорию - взаимопомощь и солидарность ("Взаимная помощь, как фактор эволюции"[1]).
Петр Кропоткин исходил из того, что "<...> практика взаимной помощи и ее последовательное развитие создали самые условия общественной жизни, благодаря которым человек смог развить свои ремесла и искусства, свою науку и свой разум<...>" [2] И в этом с ним сложно не согласится, так как именно свободный труд, основанный на взаимности, искренности и доверии приносит наилучшие результаты, и именно такой подход порождает наиболее замечательные творения человеческих рук.
Кропоткин считал, что именно взаимопомощь является основополагающим законом существования человечества, его эволюции, так же, как существования и эволюции всего животного мира; истинные нравственность и справедливость происходили именно из солидарности.
При этом в споре с социал-дарвинистами, утверждавшими, что животныё мир существует на основе борьбы всех против каждого, он отмечал, что борьба за существование в животном мире - это борьба между отдельными видами, и взаимопомощь внутри видов: "<...> когда рой пчел готовится покинуть улей, чтобы основать новое сообщество, некоторое количество пчел предварительно исследуют соседнюю местность, и, если им удается открыть удобное место для жилья <...> они завладевают им, чистят его и охраняют, иногда в продолжение целой недели, пока рой не выроится и не осядет здесь, на выбранном месте." [3] Причем в своих исследованиях он приводит массу подобных примеров из жизни различных видов животных. Одновременно с этим он отмечает, что отказ от взаимопомощи часто приводит к гибели, как отдельных особей, так и целых видов животных, а что касается человека, то здесь проводится мысль о том, что развитие индивидуализма в ущерб коллективизму - это путь к смерти человечества, к его самоуничтожению.
Кропоткин совершенно справедливо замечал, что: "Необузданный индивидуализм - явление новейшего времени, но он вовсе не был свойствен первобытному человеку." [4] Именно в таком ключе он рассматривал такое явление древнего мира человека, как дето- и отцеубийства, например, подчеркивая, что это было отнюдь не следствием жестокости людской природы, но как раз таки наоборот, следствие высоконравственной коллективистской морали (и здесь неуместен морализм начала двадцать первого века - совершенно разные условия, в каких живет человек) - недостаток продовольствия заставлял стариков жертвовать собой осознанно ради остальных членов общины, а жизнью отдельных детей жертвовали взрослые в интересах остального рода (племени), так как смерть одного-двух людей могла спасти жизни десяткам других; считалось более ценным существование всего рода, а не отдельной личности, и это был тот принцип, который помогал людям выживать в тяжелейших, экстримальнейших условиях.
Кропоткин рассматривал последовательно жизнь человечества в эпоху варварства, Средневековья, Нового времени, в которых он в первую очередь обращал внимание на состояние коллективизма, солидарности. Так он отмечал общинный строй варваров, и города Средневековой Европы, когда, например, по уставу Фердинанда I, того же Роджере, существовал и поддерживался 8-ми часовой рабочий день, что в субботу зачастую работали не более чем до полудня.[5]
Отмечая необходимость взаимопомощи среди людей, он отмечал такие пороки нашего общества, как, например следующий: "<...> если в глухую зимнюю ночь бездомный прохожий умрет от голода и холода на одной из улиц Анкотса, никому из его родственников не придет в голову преследовать вас за убийство." [6]Этим в очередной раз подчеркивалось, что наше общество распадается и деградирует, что Государство, Власть уводит человека от жизни в мире людей, поддерживающих друг друга, жертвующих всем, ради другого, в мир эгоистов, где всем наплевать друг на друга, где правит бал выгода, порождающая нищету и отчаяние, где человеку помогут, только если извлекут из этого личную пользу. Кропоткин указывая на это (раскол единого общества на отдельных индивидов-эгоистов) оказался абсолютно прав в своих оценках: часто ли мы сегодня, знаем своих соседей по этажу (не говоря уже о многоквартирном подъезде в целом)? Мы, зачастую, совершенно спокойно проходим мимо лежащего на улице (на земле) человека, которому, возможно, необходима срочная помощь, который, может быть, умирает в данный момент, в то время как мы в силах его спасти, но не делаем этого.
Он так же отмечал, что: "Общественный строй данного народа в данное время и его нравственность тесно связаны между собой." [7] - тем самым, доказывая, что с развитием государственных институтов, деградирует человеческая нравственность. То есть проводилась параллель между упадком культуры, деградацией общественной нравственности и укоренением в нашей жизни государственных институтов, развитием капитализма. Это демонстрировалось знаменитым революционером в частности на том примере, что во времена Средневековья (в эпоху расцвета городских коммун, когда центральная власть была еще слабой) ремесла, культура в целом были на боле высокой ступени развития, нежели в Новое Время, когда, вроде бы шагнула вперед наука, промышленность, но, вместе с тем была уничтожена самостоятельность городских республик, в экономике воцарились капиталистические принципы (пронизавшие вместе с тем все стороны человеческой жизни, проникнув во все ее сферы), взаимопомощь постепенно сменялась безудержной конкуренцией, рвачеством.
Так что: "Тем более развито понятие о справедливости у людей, даже у самых первобытных дикарей, пока у них еще не завелись местные царьки." [8] То есть, пока над обществом не стоит отчужденная от него власть, это общество более справедливо устроено, и в нем нет места социальному неравенству, то есть зависти и эксплуатации, оно строится на совершенно иных принципах - принципах коллективного равенства во всем, что имеет отношение к социальной гармонии внутри коллектива. В результате же распространения в мире государственной власти над обществом, развития капитализма мы получаем на сегодня половинчатую нравственность, которую удачно характеризуют следующие слова: "Любой из нас может, конечно, приютить прохожего: это не воспрещается, но никто не считает себя обязанным это сделать." [9] То есть, никто, конечно, не осудит, если ты поможешь другом, но, это и не считается нормой, скорее воспринимается в нашем мире (в этом смысле, со времен Кропоткина изменения были только в сторону большего роста эгоизма), как что-то неординарное, идущее вразрез с существующей моралью (по крайней мере, отношения между людьми "развиваются" именно в таком направлении, хотя, и не все, конечно же, безнадежно).
В общем, помочь сегодня ближнему - это значит, поступить не как все, именно это и отмечал в своих работах Петр Алексеевич.
Попробуем подвести краткий итог вышеописанному: по Кропоткину чувство солидарности, коллективизма являются врожденными для человека, заложены в саму суть его природы, а буржуазное общество (стоящая над обществом государственная власть и развитие капиталистических отношений) их разрушает; польза для коллектива, общества - вот мерило добра и зла в отношении совершаемых человеком поступков; подлинная социальная справедливость возможна только в условиях всеобъемлющего равенства между людьми, чему препятствует Государство, Власть, Капитализм, которые всегда имеют одинаковую суть, вне зависимости от того, Монархия это, Республика или что либо еще.
[1] В 2007-м году издательство "Самообразование" напечатало эту книгу, спустя сто лет после ее последнего издания.
[2] Кропоткин П. А. "Анархия" М., 2002, стр. 111
[3] Там же: стр. 68
[4] Кропоткин П. А. "Взаимная помощь, как факторъ эволюцiи" М., 1907, стр. 99
[5] И это при том, что за подобные же условия труда, которые капиталисты считали не возможными и не допустимыми, в девятнадцатом-двадцатом веках было пролито много крови, отданы тысячи и тысячи человеческих жизней, по сути добиваясь при этом не чего-то экстраординарного, но уже имевшегося в прошлом.
[6] Кропоткин П. А. "Анархия, её философия, её идеал" М., 2004 стр. 132