Так были ли оргазм? Или это религиозный экстаз монахини?
Как писала сама Тереза в своей книге, - "Длинное золотое копье с железным наконечником и небольшим на нем пламенем было в руке его, и он вонзал его иногда в сердце мое и внутренности, а когда вынимал из них, то мне казалось, что с копьем он вырывает и внутренности мои. Боль от этой раны была так сильна, что я стонала, но и наслаждение было так сильно, что я не могла желать, чтобы кончилась эта боль".
Так что же изваял великий Джованни Бернини - баловень Ватикана и любимец папы Урбана VIII?
До сих пор исследователи творчества Бернини спорят, то ли это чувственно-эротический оргазм, то ли - высший духовный экстаз слияния с Высшим Божеством.
Когда смотришь на херувима, как он держит свое "огненное копье", то поневоле обращаешь внимание, что конец стрелы направлен не в сердце Терезы...
Для 17 века довольно смелый демарш скульптора - показать откровенно эротическую сцену. Думаю, если бы эта скульптурная композиция, хоть на йоту была бы высечена бесталанной рукой, она бы воспринималась как вызов Ватикану и религиозным чувствам верующих.
Но, высеченная талантливой рукой Бернини, великолепный белый мрамор "оживает", и кажется, что перед нами не каменная скульптура, а трепещущее в экстазе тело.
Правда, существует мнение, что "пена" из складок монашеского одеяния была выполнена подмастерьями Бернини, что скульптор "лепил" только тело... а остальное доделывали его ученики... Но это только предположение и, думаю, скорее всего, исходило от недоброжелателей и завистников великого скульптора.
Из всех скульптур, что создал Бернини, эта композиция, пожалуй, единственная, которую
Папа признал "слишком откровенной" для Ватикана, и ее переместили в часовню на окраине Рима.
Сегодня этим творением Бернини можно любоваться в капелле Корнаро, Церковь Санта Мария делла Виттория.
В своем романе "Ангелы и демоны", Д. Браун уделил немного внимания "Экстазу св. Терезы", но, то ли перевод слишком "сухой", то ли сам Браун далек от любви к скульптурам Бернини, меня не впечатлило то, как он "живописал" об этом великом творении итальянца.