С оценками ещё не определилась, но с ними я вечно "подвисаю". Определиться непросто, когда есть из чего выбрать. Но уже могу назвать своих фаворитов, за которых буду держать кулачки: это рассказы "Чудеса в решете" Кашпур В.В. и "Пешеход" Тихоновой Т.В.
Адашов Юрий "Месть не приходит одна"
"Взять вас, людишек, приоткрыть некоторые тайны, сотворить из вас поводок. Мягкий, не страшный на вид, но неумолимо сжимающий горло. Изверги... Огородное пугало, в сравнении с вами".
Сотворённый автором собственный мир, колоритные персонажи, полное погружение в действо, и даже изрядная доза юмора, внезапно плеснувшая сквозь мрак - фэнтези на высоте. Рассказ динамичный и захватывающий, с неожиданным финалом. Запнулась я только о ботинки, подозрительно похожие на подковы коня Юлия. Что до сути... На борьбу Добра и Зла или мужского и женского начал не похоже. Скорее, схлестнулись две родственные друг другу бандитские группировки, которым до презренного населения дела нет. 90-е напоминает. Но и в реале не бывает чистого Добра или Зла, понамешано всё. Мистики здесь, однако, мало и проявляется она ближе к финалу на ментальном уровне. А рассказ исполнен в жанре фэнтези.
Вот с чем согласна: месть - та ещё стерва. Справились парни с одной, народится другая, жизнь-то продолжается!
Барцева Анна "Темные сомнения"
"А кто там что кричал в ночи, как бился внутри Таниной башки, пытаясь начать дикий шаманский танец, и по крошечным намекам собирая детали необходимого ритуала, - пусть идет к черту. Таня справится".
Кошка - самое обычное земное животное, ночной хищник с хорошо изученными повадками, неплохо уживающееся под одной крышей с человеком. И всё же, всё же... Загадочное, почти мистическое существо. Кошка независима, имеет собственное мнение и требует равноправия. Неудивительно, когда у кошки и её хозяйки складываются непростые отношения.
Автор погружает читателя во внутренний мир героини, боровшейся с надвигающимся безумием, оставшейся со своей неурядицей один на один. Довольно тонко показана психология семейных отношений. Персонаж, внёсший разлад в психику молодой матери, остался в тени, это в минус. Осталось неясным, что представляет из себя этот человек, каких целей добивается. Тем не менее, рассказ хорошо исполнен и надолго запоминается.
От меня лишь одно замечание: "Семенова вспомнила как Люда Осипова из соседнего отдела..." Фамилия здесь некстати. Для читателя героиня - Таня, а не Семенова.
Белкин Александр "Любопытный"
"Ведь наказанные Господом не в кипящих котлах обретаются, ибо не может Всевышний уподобиться земным палачам, но каждому, даже и грешнику, возжелавшему недозволенного, даёт Он, в беспредельной милости своей, исполнение всех самых заветных его желаний. И нет для несчастных худшей кары..."
Созданный автором Город остался загадкой. Что это? Чья-то несуществующая фантазия? Компьютерная игра? Значит, главгер вышел на следующий уровень и теперь свысока наблюдает за жизнью земляков? Или Ганс, выбившись из правил игры, был отбракован? Но рассказы-то пишутся не о декорациях, а о людях. Люди в авторском Городе загнаны в рамки, отформатированы, и в их среде неизбежно народился такой, как Ганс. И народится ещё.
Сутью своей рассказ напомнил мне гравюру неизвестного художника о страстном желании Человека познать Вселенную и его полном в этом бессилии. Правда, любознательных это не останавливает.
Но рассказ не только об этом. Тут в малом объёме уместилась Утопия, идеальный мир. Но ведь нет же, обязательно найдётся хоть один, которому понадобилось нечто иное. И - да, ещё и сатира! Даже утопическое общество далеко от идеального.
Помимо великолепной смысловой нагрузки и ненавязчивой иронии несложный с виду рассказ привлекателен ещё и удачно подобранной стилистикой. От меня замечаний нет.
Буденкова Татьяна Петровна "Вальс в ночи"
"Музыка... не всё дано знать людям, ещё меньше можем сказать друг другу. А музыка звучит во всём. Она вечна".
Прелестный рассказ, исполненный в старомодном, винтажном стиле. Важен тут, скорее, не сюжет, а дух тихого, старинного курортного городка с налётом таинственности. Особую прелесть повествованию придали трогательные отношения между супругами, всю жизнь друг с другом прожившими. Рассказ вроде и ни о чём, но между строк проглядывает: Историю и её памятники нужно беречь.
Жидкова Елена Адольфовна "Голубь сизокрылый"
"Вениамин Аркадьевич старательно выклевывал крошки из асфальтовых щелей, не забывая оглядываться. Жизнь в новой ипостаси не давала возможности расслабиться".
Голубям незачем помнить вчерашний день - он такой же, как и сегодняшний. Так и прожил главгер всю свою пустую жизнь, словно голубь. Только и печали, что до соседских "булок" не добрался. Был главгер человеком, стал голубем - разница небольшая. В нескольких незатейливых строках уместился философский подтекст. А рассказ-то о чём? О зависти, вероятно :)
Звонарев Сергей "Под вуалью"
"Уже спокойным тоном Айман добавил, что привычный мир - не более чем тонкая вуаль, скрывающая чуждую и незнакомую нам действительность, и его долг перед человечеством - по мере сил приподнять ее".
Так уж устроен Человек - до всего ему есть дело. В этом главгер и его подопечный учёный нисколько друг от друга не отличаются. Разница в том, что главгер любопытный, а доктор любознательный, потому второй пытается разобраться в том, что видит, а первому хватило одного раза. Помыслы учёного понятны: приподнять вуаль, понять, разобраться и объяснить человечеству - что же тут странного-то?
Рассказ исполнен великолепно, удачно подобранная стилистика, на мой взгляд, безупречна. Чистую мистику, подёрнутую флёром нуара, без малейшей примеси фэнтези или сказки, засчитаю в плюс.
Единственное нарекание: "Однажды вечером, после очередного скандала..." Удивилась. О скандалах речи не было, автор упоминает лишь о нервозном поведении учёного.
Ивченко Жанна "Рождественский бал"
"Внезапно Ольга ощутила огромное облегчение - и разочарование. Рита оказалась права: любое чудо имеет самое прозаическое объяснение".
Девичий лёгкий рассказ, исполненный духа романтики. Странный случай объяснился самым прозаичным образом, но мистическая составляющая всё же осталась. Исполнение, на мой взгляд, суховато, и впечатления героини показаны недостаточно ярко. Нет ощущения полёта, головокружения от необычной ситуации, опьянения от внезапной любви и последующего чувства потери - всё это могло присутствовать в рассказе.
"Платье так преобразило ее, что много косметики и не требовалось". М-м-м.. На бал-то? В любом случае на подобное мероприятие чуточку подкраситься "на коленке" не получится.
Кашпур Валерий Валентинович "Чудеса в решете"
"Исла накрывается с головой одеялом. Жизнь ещё страшнее сна. Или это тоже сон? Разобраться можно будет, только когда умрёшь".
Рождественская история о детском восприятии окружающего мира. Жизнь маленькой героини и её "недруга", соседского мальчишки, пронизана религией и суевериями, естественными, словно дыхание. Верно подобранная авторская стилистика делает отнюдь не детский рассказ сакральным. Дети настолько верят в свои фантазии и в рассказы суеверных взрослых, и настолько тесно их представления сплетаются с повседневной жизнью, что и я, читатель, поверила...
Да, и ещё я испугалась в финале за мальчика, едва не поплатившегося за свой длинный язык.
Куленков Игорь "Комната старой Эльзы"
"Ему снилось бескрайнее море, свист ветра в ушах и пьянящее чувство свободы. Ему даже казалось, что, проснувшись, он чувствует соленый вкус на губах".
Когда человек отыскивает своё призвание, к нему приходит и вера в себя, в свои силы, и - да, окружающий мир тоже начинает с ним считаться. А если мир располагается в реале, то вообще замечательно, но тут у нас мистика во всей красе! А значит, не всё так просто.
Главгер вовсе не занят поиском своего призвания, ему бы выжить. Он не отказался бы от любой работы, но дела сложились настолько скверно, что парень предпочёл уйти от реальности. И я бы не сказала, что его так уж обманули, он всей душой стремился туда сам. Настолько ведь было плохо, что утопиться хотелось. Рассказ-то, получается, актуальный!
Несмотря на средненькое исполнение, рассказ отлично сложен и хорошо читается. Первый абзац нужно выдержать в прошедшем времени, чтобы не выбивался из общего стиля. Краску "непонятно-тёмного цвета" можно заменить на краску "неопределённого тёмного цвета". С пунктуацией у автора дружбы не водится, но за это оценку снижать не стану.
Марита "Удачливый"
"Этой же ночью, мертвой, лунно-серебряной ночью, когда чернота разливалась, точно бездонные нильские воды, над каменными островами некрополя, вползала сквозь окна и двери. Когда живые стихали, как мертвые, а мертвые, говорят - становились подобны живым... но кто сейчас верит в эти глупейшие сказки?"
Образный, сочный белый стих - проза, которую можно петь - превратила простой сюжет в притчу. Жуть, которую автор так поэтично описала, могла быть плодом воображения героя, крадущегося к сокровищам в ночном полумраке, ведь у страха глаза велики, а могла и не быть. Мистическое перевоплощение, настигшее героя в финале, не стало неожиданностью, вопрос был только в форме проклятия. Одним словом, главная изюминка произведения - в его великолепном исполнении и в прекрасном сочетании поэтичности и динамики.
Медведь Виталий "Волшебное средство"
"Но среди прочего было эм-м-м одно зеркальце..., Оно собирало меня, помогало мне сформироваться. Этот дурачок сдуру в него заглянул, неожиданно познакомился со своим внутренним обликом, и забросил такую полезную вещицу аж во-о-он туда..."
Деловитое описание действий главгера, готовившего самоубийство, неожиданным образом сплелось с фольклорной составляющей, весьма забавной, отчего рассказ приобрёл особый колорит. Заядлому игроку в последний момент всё же повезло! Над финалом я расхохоталась.
Рассказ хорош, придраться не к чему. Буду очень довольна, если он прорвётся на первые места.
"Мы все каннибалы. Хотя и боимся признаться себе в этом. Человек никогда не насытится, пожрав своего ближнего, примется за остальных".
Простой и открытый рассказ, всё, как на ладони, прямо в лоб. Можно и так, без леденящих душу приключений. Ну... пусть бы скульптуры глядели с ухмылками вслед главгеру. "Ну и зачем мне нужен этот парк с усыпанными опавшими листьями дорожками в полной темноте? Я чертыхнулся и повернул к выходу". Нельзя чертыхаться. Похоже, автор нащупал неплохую идею и не заметил этого. Почивший скульптор явился после поминания нечистой силы, но в финале главгер снова чертыхнулся, и ничего не произошло. А жаль. Его бы уже в машине напоследок напугать как следует, чтобы проняло. Он ведь думал, что всё позади вместе с парком.
"Смотрите! Вот она - первооснова". Скульптор долго объясняет суть своей первой скульптуры, но её подробное описание отсутствует. Должно быть что-то не так в ребёнке-эмбрионе, что не видно на первый взгляд и что заставит главгера отшатнуться. Если коротко - не хватает рассказу огонька, страсти, поэтому и позднее раскаяние героя, его самоедство не воспринимается всерьёз.
И ещё одно, по мелочи: "Тщедушная фигура против груды накаченных мышц". Откуда у состоявшегося бизнесмена возьмётся эта груда? Некогда ему по качалкам ходить, честно :)
Оленникова Ольга "Помощь Небес"
"Ой, что ж вы в такую погоду и босиком?" Ульянка достала и подала Ангелу шерстяные отцовские носки".
Помнится, моя младшая дочь в том же пятилетнем возрасте оставила под новогодней ёлкой конфету для Деда Мороза: он ведь всем подарки дарит, а почему ему никто? И наибольший отклик у меня вызвала именно непосредственная отзывчивость маленькой девочки: она и носочки Ангелу, у которого замёрзли ноги, и киселя ему, чтобы силы подкрепить. Ведь забота о заболевшей бабушке воспринимается, как нечто естественное, а об Ангеле-то какая забота?
Объём произведения совсем небольшой и мало что объясняет: ни подробностей семейной жизни, ни эпохи, когда происходили события. Но этого и не нужно, ведь читатель воспринимает действо глазами маленькой девочки, а для ребёнка важно то, что происходит сию минуту. Сюжет незатейливый, но равнодушным не оставляет благодаря сдержанному, деликатному исполнению.
"Ангел прислушался к дыханию спящей женщины". Для читателя она, как и для героини, бабушка. Слово "женщина" обычно обезличивает.
Прудков Владимир "Простая мистическая история"
"Ах ты, подонок! Мои дети бедствуют, памятник не могут мне поставить, а ты - новую тачку себе?"
Такая вот у автора мистика: ощутимая, бытовая, с юмором, от реальности не отличишь. Очень уж замогильные герои живыми получились. И читается весело. Главгер, правда, совсем не в восторге, ищет земных объяснений и, как может, выпутывается, стараясь выйти на минимальные потери. Так оно обычно и случается: большинство неурядиц человек создаёт себе сам, мистика это или нет.
"Правда, смутило, что продавала смуглая девушка, с большим декольте на аспидно-чёрном платье. Она сильно походила на ведьму Эльвиру из американского фильма". Повелительница тьмы, никак :)
"Демоны к нам так и лезут. И всё оттуда, с дикого Западу". Так-то оно так, но лезут они лишь по приглашению.
Стадлер Наталья Владимировна "Смеркалось..."
"А "непонятное" подкрадывается все ближе... Ведьма или упырь? Нет, нет, пусть там будет женщина в белом!"
Женщина в белом, которая помогает и спасает - оказывается, это женщина в медицинском халате! А ещё это мама... Рассказ подкупает искренностью, доверием к читателю: автор делится сокровенным, тем, отчего больно душе, своими тревогами за отца. Здесь не место интриге, харизматичным персонажам и леденящим кровь сценам. Но мистика присутствует, ненавязчивая, естественная. Хотелось бы поправить речь отца, он словно читает по тексту.
"Я, было, бросился за ней, но неведомая сила заставила оглянуться, и оцепенел - мои товарищи лежали, запорошенные снегом". Автору надо поработать, подумать, послушать мысленно отцовский рассказ. Причастные, деепричастные обороты в прямой речи используются мало. Придерусь и к названию, которое никак не раскрывает сути произведения и ни на что не намекает. К тому же мне оно напомнило один из юмористических рассказов Михаила Задорнова, эффект - вплоть до когнитивного диссонанса. Но рассказ ведь совершенно не смешной!
Стрыгин Станислав "Хороши предгорья летом"
"Все происходило очень быстро, с начала нападения не прошло и минуты. А с дуновения в свисток и трех секунд. Но мир изменился".
Когда знакомишься с трудовыми буднями полицейских, собственная работа уже не кажется такой тяжкой. Сюжет автор вряд ли взял с потолка - бывает и так. Но всё же подобные рейды буднями не назовёшь. И, кстати, можно ли назвать буднем ночь? А ночь в рассказе хороша, волшебна! Мистика так и просится. И просится она особенно остро, когда случается беда и нужна помощь, когда сила на стороне Зла.
И, наверное, многие, как автор, уверены: славные собаки после смерти попадают в рай. Может, и вместе с хозяевами, для собаки это лучший подарок.
Автор даёт зримую картину, что позволяет читателю полностью погрузиться в действо. Действующие лица - мужчины, но главгер - женщина, и, пожалуй, неспроста. Сюжет жёсткий, динамичный, и женское начало смягчает его, позволяя автору более доходчиво довести суть до читателя.
Несколько замечаний по тексту:
"Полицейский УАЗ почти час мотался по узкой, заброшенной дороге, на которой водитель второй раз". Предложение оборвано.
"Пассажиры покинули салон не сразу, но надо − такая служба". Такой оборот хорош для прямой речи на публику, но не здесь.
Слово "Луна" пишется с прописной буквы, когда имеется в виду космический объект. А когда она светит, да ещё и полная - со строчной (т.е. с маленькой).
Терехов Борис Владимирович "Жорка, ты готов?"
"Перед тем, как заснуть, он подумал, что чем дольше живешь, тем больше покойников тебя окружает".
После этой фразы мне пришло в голову, что главгера зовут на тот свет. Угадала, но не совсем: нужно быть готовым к Страшному Суду. Хотя смысл рассказа, пожалуй, в другом: уходит близкий нам человек, а с нами остаётся чувство вины, навсегда. В чём-нибудь, да провинились. Может, с этого Страшный Суд и начинается - с наших долгов, которые уже не оплатишь?
Сюжет рассказа простой, изложенный непритязательным языком. "Было прекрасное майское утро, залитое яркими солнечными лучами. Весело щебетали птицы, в прозрачном воздухе гонялся друг за другом тополиный пух, пахло цветущей сиренью" - подобные фразы можно назвать штампованными. Притом, что действующие лица прорисованы вполне естественно, хоть и теми же блёклыми словами. Рассказ можно сделать гораздо ярче, таким, чтобы читатель в полной мере прочувствовал переход весны к осени, от живого к умирающему.
Тихонова Татьяна Викторовна "Пешеход"
"Но, слушая других, глубокомысленно рассуждая, в крыльях ли счастье и почему люди не летают, почему мы, как... страусы эти... а не лебеди..."
А потому что "как лебеди" нет желания, зато есть желание "как все": "Да не нужны они мне, эти крылья, чёрт бы их побрал. Мне и так хорошо. Так нет ведь, лезут... Удалить их, как все. Все их удаляют потихоньку". У главгера нет ни малейшего стимула ни терпеть болезненный рост крыльев, ни жить с ними. Не представляет он, что будет с ними делать. И вокруг никого, кто подсказал бы. Все - без крыльев. Даже лебедь, единственная родная душа, и тот "телепает" за ним "медленно и уныло" и для примера не годится. Зато крылатых взнуздывают, запрягают, катаются на них, а единственного вставшего на крыло сгубили. И главгер делает выводы, вполне соответствующие.
У притчи печальный финал, но не окончательный: в глубине души главгер тянется к свободе (он и от крыльев-то отказался, чтобы и его не взнуздали), и вовсе не склонен закабалять других. А у него - лебедята, "смешные и настоящие". Настоящие! И с ними надежда, что придёт время, и полетят в небо вольные птицы.
Повествование ведётся от первого лица, смирного и отзывчивого отрока. Парень бесхитростным рассказом даёт отчётливое представление о своём мире, о себе, о существах, населяющих авторский мир. Верно подобранная стилистика выдержана до самого финала. Суть притчи лежит на поверхности, переводчик не нужен. Мистики здесь нет, рассказ исполнен в жанре фэнтези. Мистика показалась лишь скользом и на сюжет не влияет.
"...народ бродил по рядам сонный с пирогами и ватрушками в руках, с покупками под мышкой, таща гуся или куря на привязи". С "куря" улыбнулась. Почему сельские так говорят: курям, курей? Неправильно, а слух вовсе не режет, наоборот, теплеет в душе :) "К обеду стало теплее и они повылазили на солнышко..." А вот слово "повылазили" лучше исправить: в отличие от "курей", призванных улыбнуть читателя, слово "вылазили" видится совсем уж неграмотным, даже в повествовании сельского главгера.
"Как же тут скажешь про крылья, если тут вопрос про деньги. Нельзя про крылья, когда про деньги, это я знал наверняка". Со вздохом: это верно.