Безбах Любовь Сергеевна: другие произведения.

Крош-3: От котят до Змейгорынычей

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Создай свою аудиокнигу за 3 000 р и заработай на ней
📕 Книги и стихи Surgebook на Android
Peклaмa
 Ваша оценка:

  Музыкальная Русалочка. [Лиза Безбах]
  
  Надо отдать должное всем конкурсантам, которые участвовали в "КРОШ-3": они выбрали в финал замечательные произведения. Мои оценки не аналогичны оценкам в школьной тетрадке: единица не есть кол, влепленный дурным педагогом от злости, а двойка не есть двойка за невыполненное задание. И тройка на самом деле не потому тройка, что рассказ серенький, а потому, что мне пришлось не только получать удовольствие, читая рассказы, но и заниматься не очень приятным трудом: сравнивать произведения друг с другом. Вот в сравнении я и распределяла оценки.
  Возможно, большое количество хороших оценок обесценивает их в глазах финалистов, но я уверена, что каждый рассказ, каждая сказка написаны с любовью, потому что предназначены детям. Поэтому те, кто расстроился из-за невысокой оценки, будьте уверены: мое мнение - далеко не повод бросать благородное дело - писать для детей.
  
  
  РАССКАЗЫ С ОЦЕНКОЙ 1.
  
  Афанасьева Ольга Ильинична "Грибная охота и зайкина конфетка"
  
  Автора, к сожалению, придется огорчить: этот рассказ показался мне самым слабым в финале.
  Самое начало неудачное: "Тихий теплый день улыбался солнечными зайчиками на кронах деревьев. Выходной день решили посвятить походу в лес за грибами".
  На втором предложении мысль перескочила на другое, причем предложение безличное, и читателю непонятно, кто принял решение о походе.
  Дальше возмущает совет доброй бабушки. Конфеты тайком - это еще ладно, на то и бабушка, но зачем ребенку перед поездкой в автобусе говорить про тошноту? А почему бабушка не принимала участия в сборах? Даже если она в поход не собирается, все равно от ее помощи отбоя не будет, бабушки - они такие.
  "Первый гриб появился неожиданно и совсем неинтересно: прямо у обочины дороги". Как это неинтересно?! Нашелся первый гриб, а ребенку неинтересно?
  "Когда чистили великана, мама радостно восклицала..." Стоп! Мы что, уже дома? А когда мы пришли из лесу? А как же самое главное - волшебные конфеты?! Начало заняло почти половину рассказа, и всё из-за конфет, и в конце вдруг оказалось, что их уже съели.
  На этом я от автора отстану, пока в лоб не получила...
  
  
  
  РАССКАЗЫ С ОЦЕНКОЙ 2.
  
  Зырянов Алексей Викторович "Катя спасает котёнка"
  
  Сюжет простой, но вполне подходит для детского рассказа. Ситуация естественная, ничего надуманного здесь нет. Единственно, удивила мама, которая благополучно ждала героиню на берегу, пусть даже заплаканная. Но... возможно, половина мам и в самом деле осталась бы на берегу.
  
  Исполнение шероховатое. Простые предложения, рассчитанные на маленького слушателя, чередуются с длинными и громоздкими, трудными для восприятия. Например: "Головка животного окунулось в воду, но Катя окунула обе руки в глубину, и подхватила измученное тельце котёнка, и, прижав его к перепачканному пальто, стала возвращаться к тому краю, где мама уже со слезами ожидала её". Сложное предложение из шести частей, с повтором "окунуть", да еще с банальными грамматическими ошибками от невнимательности.
  Диалоги показались мне натянутыми. Например, фраза отца: "Какая замечательная у меня дочка! - так весело и громко произнёс папа. - Катя совершила настоящий подвиг! Я тобой горжусь, Катя!" Это театральная фраза, но никак не разговорная речь.
  Один раз упомянута фамилия, и совсем она в рассказе ни к чему. Достаточно написать "семья", и всё.
  "В самом красивейшем месте..." Красивейший - и есть "самый красивый.
  "Потом все сели за стол, на середине которого лежал, обёрнутый в тёплый бабушкин платок, спасённый котёнок". Представилась некая людоедская сценка, но тут, вероятно, сыграло личное восприятие.
  "Баба Зина не скрывала своих слёз, что катились по её тонким щекам". Бабушке плакать простительно, но что означает выражение "тонкие щеки"?
  
  
  Андреев Олег Иванович "Прыжок"
  
  Не виноват мальчишка, что растет "ботаником", что интересы у него в другой плоскости, не в той, что у бойких сверстников, да еще и высший авторитет - отец - не слишком одобряет склонность к рисованию вместо "быка за рога". Но отстать от общества никак нельзя, ведь нет ничего хуже одиночества. И вот рождается "геройский" поступок, и пусть он совершен единственно для себя, но он невероятно важен, потому что это - прыжок от мальчика к мужчине, а значит, к признанию друзей.
  Рассказ коротенький, но автору удалось раскрыть характер главного героя. И по той же причине такое количество действующих персонажей явилось недостатком: на сцене играет один актер, а остальные в тени, и по именам их не запомнишь, и кто они такие, не поймешь.
  
  
  Котенкова Ирина Константиновна "Игрунки"
  
  Это рассказ не только о том, как герой "провел лето", но и о добре, о любви к животным, о дружбе. Во время чтения я хорошо ощущала четкий авторский стиль. Но исполнение все же слабое, поэтому я поставила рассказу два балла. Рассказы, получившие "три", сильнее.
  Несколько ошибок, которые желательно исправить.
  Кто такая Чара, упомянутая в начале, становится понятно только в конце рассказа. Надо, чтобы сразу было понятно, что Чара - это собака (а не кошка, попугай, хомяк и т.д.).
  "На море все было необычным: номер в гостиНице был новым, солнце почти жгло белую кожу..." Получается, что номер в гостинице располагался непосредственно на море, там же, в номере, и солнце жгло.
  "На пляж и Андрей пошел вместе с Женькой". Убираем союз "и".
  В рассказе есть эпизод, когда мальчики собрались идти в приют для животных, и вдруг оказывается, что они уже там, безо всякого перехода. Это сбивает с толку.
  Рассказ подробный, но почему-то умалчивает, что случилось с игрунками, почему они попали в приют.
  "Забралася на голову" - ой, уберите!
  "Женькин дом", "Женькин поезд" пишем со строчной, потому что эти прилагательные обозначают индивидуальную принадлежность.
  
  
  
  РАССКАЗЫ С ОЦЕНКОЙ 3.
  
  Инна К. "Свирель"
  
  Я поставила среднюю оценку, потому что эта сказка - скорее зарисовка, но зарисовка симпатичная.
  Автор проявила наблюдательность, описывая, как герою в руки попала свирель. Первым делом мальчик ее всю рассматривает, даже что у свирели внутри, потом пробует в нее подуть. Именно так поступает ребенок с незнакомым предметом.
  Сказка получилась простой, но красивой, как мелодия, которую играл на свирели мальчик.
  
  
  Abz "8. Бассэты - глупая порода?"
  
  Приятный описательный рассказ хозяина о своей собаке, воспоминание о добром друге, где отчетливо слышны интонации рассказчика.
  
  
  Байрачный Александр Николаевич "Мураши"
  
  Поучительная сказка с конкретным сюжетом и внятным изложением, хороша для детского восприятия.
  Надо исправить стилистическую ошибку: "...несколько раз я огрел палкой по спинам неприятеля". Здесь не дописано, кого огрел герой, и предложение провисает.
  
  
  Пинская София "Анфиса идёт в детский сад"
  
  Ребенок неплохо приспосабливается к реальному миру, потому что он живет в реальном мире вместе со своим собственным, выдуманным. И часто этот волшебный мир абсолютно секретен для взрослых. У девочки Анфисы в саду припрятаны секретики. А для чего девочке нужны секретики? Конечно, для красоты!
  А для чего нужен космический корабль? Совсем не для того, чтобы лететь в одиночестве. Уж если лететь на Сатурн - так всем вместе! И тогда оказывается, что рядом нет плохих детей и воспитателей, все хорошие, потому что мы принимаем их такими, какие они есть.
  Теперь об исполнении. Кое-где подводят диалоги. Да, дети часто говорят без передыху, но фразы у них попроще. Обороты вроде "...потому что на окраине города находится космодром, где нас поджидает космический корабль, на котором мы отправимся в космическое путешествие" или "У нас там на Сатурне целый детский сад малышей, которым нечего носить" не только дети, даже взрослые не употребляют.
  Удивило самое начало, потому что мама слишком поздно подумала о детском садике. Реалии таковы, что в детский сад попасть очень непросто, и родители заботятся об этом не за год до школы.
  "Если будете хорошо себя вести и не отвлекать меня, во время тихого часа включу вам мультики". Да ну?! А если узнают родители?
  Рисунки понравились, особенно потому, что они авторские.
  
  
  Лескова Валентина "Радости нашего детства"
  
  Настоящая девичья дружба - это более чем серьезно, потому что достойную подругу днем с огнем не сыщешь. Иногда за дружбу приходится бороться даже с собственными родителями, и хорошо, если они, родители, готовы считаться с интересами маленьких дочек.
  Рассказ описательный, сюжет незамысловатый, ровное исполнение. Пожалуй, чуточку недостает изюминки, того, что выгодно отличало бы произведение от других рассказов. От коротких предложений в спокойном, описательном повествовании желательно отойти, сделав рассказ более живым и ярким.
  "Из-за нехватки места нам срочно соорудили комнатку под крышей" - не ясно, о чем идет речь. Далее по тексту становится понятно, что соорудили все-таки домик - где-то во дворе или в саду.
  "Балкончик был и капитанским мостиком, и рубкой космического корабля". А что за балкончик, откуда он (в домике у детей? в дачном доме?) взялся?
  Не пойму, почему автор не разместил в тексте вторую иллюстрацию. Она очень красивая.
  
  
  
  РАССКАЗЫ С ОЦЕНКОЙ 4.
  
  Андреев Олег Иванович "Кормилец"
  
  Тема для детского рассказа выбрана неблагодарная. Маленькому читателю подобная тема не подойдет, хотя дети живут отнюдь не отдельно от взрослых... Однако рассказ рассчитан на подростков, которым полезно подавать не только сказки и нравоучения. Исполнение замечательное и, я бы сказала, деликатное: все-таки речь идет не об отце, а о подростке, который не выбирал себе родителей и вряд ли может повлиять на их дальнейшую судьбу, но зато у него есть право выбора, каким он будет сам.
  Ставлю четверку за слишком простой сюжет, ведь это художественный рассказ, а не мемуары.
  
  
  Счастливцева Ангелина Серафимовна "Жизнь бабы Яги или дома вылупляются из яиц"
  
  Начало сумбурное, бестолковое, обрывочное. Бросила бы, но нельзя. Сама сказка начинается вскоре после... ага, после начАла, и с головой окунает читателя в красочную смесь доброты, абсурда и мудрого лукавства.
  Чтению мешает изобилие грамматических и стилистических ошибок, просто досада берет. "Увидев Светлану его глаза, лукаво сверкнули". Казнить нельзя помиловать! Куда запятую ставить будем? "И покатилось яйцо, а за ним Иван, мышь и курица". Тоже покатились? Хотя... сон ведь!
  В героинях я запуталась, кто есть кто. Баба Яга воплощается во многих из нас, но все же путаницу лучше сделать яснее.
  Сухожильная нога - детям будет непонятно, что это означает. Баба Яга костяная нога - понятно, а сухожильная, еще и у девочки - нет.
  Яйцо после превращения в домик, или в Домишку - то он, то она, тут бы определиться. Особенно здесь: "Домишка, ты только не дыми в доме, - ласково обращалась Ягодка к подруге, прикрывая её скатертью. Домик еле умещался под столом, пряча ножки под лавкой".
  "С морозами деревянный питомец девочки, курицы и кошки с трудом пролез в дверной проём, и убежал в сторону реки, оставляя следы невидаННого зверя". Экая прелесть!
  "Опустилась ночь и на небо выкатила, огромная луна. Казалось, протяни руку, и ты прикоснёшься к золотому месяцу". Так месяц или луна?
  Финал тоже обрывочен и некоторым образом уравновешивает сумбурное начало.
  И еще один недостаток: сказка в конце затянута.
  Нареканий много, даже слишком. Но какова сказка, а?
  
  
  Костоусова Елена Викторовна "История одной луковки"
  
  Почему растения вырастают из корешков? Да потому что мир интересен! Интересен, хоть и кружит жизнь и за бочок иной раз кусает.
  Сказка в самый раз для дошкольников, придирок нет.
  
  
  Ерофеев Александр "Для чего нужны краски?"
  
  Чудо, как и счастье, тоже нужно создавать самому, своим трудом и любовью. А без чуда жизнь серая...
  Героиня - девочка лет шести, но сказка рассчитана на детей постарше. Легкость и красота, витиеватость, которая здесь так кстати - эти несомненные достоинства будут тяжеловаты для шестилетних слушателей и совсем не подойдут для начинающего читателя. Но дети постарше - это тоже дети, и сказку они с удовольствием почитают.
  Сказка замечательна и своей логичностью, и логика здесь особенная, сказочная, с которой с готовностью соглашаешься.
  Мне, как читателю, было скучновато читать длинную череду профессиональных терминов, да еще показалось, что произведение чуть-чуть затянуто для детского чтения.
  
  "Солнечный, немного окрепший и уже не такой бледный, как раньше, так расчувствовался, что решил поселиться на этой полянке". А кто у нас солнечный?
  
  
  Тихонов Алексей Константинович "Сказка про доброго Змея Горыныча"
  
  Эту сказку я бы назвала мальчишеской. Она и про мальчиков, и про мужскую дружбу, и написана простым и бойким языком, и приключений в ней хоть отбавляй. Произведение подлиннЕе, чем другие в финале, но объем не чувствуется, сказка не затянута. Как и положено в сказке, здесь всё по справедливости. А отрицательный герой оказался не таким уж и отрицательным, под шумок перевоспитался.
  Действующие лица вполне убедительны, а сказочный персонаж имеет конкретный характер со своими достоинствами и недостатками.
  Несколько подвело самое начало избытком персонажей. И зачем все эти Борьки и Леночки, которые появились раз и исчезли навсегда, не сыграв ровным счетом никакой роли? Только в глазах от них рябит.
  Кое-где со Змей Горынычем можно поспорить. Например, здесь: "Только, ты ведь нам никакой услуги не оказал... Ни из лампы не вытаскивал, как джина, ни в сети не ловил, как сам знаешь кого". Хороша услуга - в сеть поймать! Ага, это смеется Змей. А тут? "Вот брусничное /варенье/ - оно ума прибавляет! Но, и объедаться нельзя - передозировка будет. Объевшийся брусничным вареньем человек или змей станет злым и циничным". Злой и циничный человек - он не умный, он злой и циничный. А от передоза ума человек может запросто стать занудой да еще и чудить начнет. Если, конечно, вместе с умом он не наберется обычной житейской мудрости. Но Змею простительно: живет отшельником, мальчишки у него в гостях бывают редко, да и молод он, Змей, на самом деле...
  Кстати, кто рисовал иллюстрации?
  
  
  Чернецкий Сергей Яковлевич. Рассказы "Нежнейшее лакомство" и "Воробьи и неудачники"
  
  Попробуй, накопи денег на велосипед, когда у тебя молодой растущий организм, который ежечасно требует заправки! И негде, как на грех, заработать молодому и растущему!
  Эти два рассказа я почитала после "Кукурузы". Та ушла в "пятерки", а эти два я решила оценить на "четыре", потому что "пятерочники" покрепче будут. "Воробьи и неудачники" показался неоконченным, поэтому рассказ больше похож на зарисовку, воспоминание. А здесь надо поправить: "Серёга откинулся на спинку скамейки, разведя руки на спинку скамейки".
  По "Нежнейшему лакомству" у меня нареканий нет.
  
  
  Костоусова Елена Викторовна "Ведро и Красная Смородина"
  
  Сказка как раз для дошкольников. Изложена простым языком, доходчивая и полезная для воспитания. В то же время здесь отсутствуют нравоучительные нотки, которые так не любят дети. Сюжет простой, но тандем "ведро - красная смородина" мне еще нигде не встречался.
  Финал заставил улыбнуться. Может, смородина оттого почувствовала себя счастливой, что ее наконец приняли в семью?
  
  
  Тихонов Алексей Константинович "Про Бабу Ягу и Бобра"
  
  Думаю, что такая Баба Яга - на новый лад - очень понравится детям.
  
  
  
  РАССКАЗЫ С ОЦЕНКОЙ 5.
  
  
  Ососкова Лента "Ангел"
  
  Здесь - продолжение темы Карлсона, Который живет на крыше, но идея сказки другая. Автор не ставит целью разжалобить читателя описанием страданий героя, напротив, маленький герой вызывает не жалость, а уважение. Автор даже не уточняет, какая именно болезнь стала причиной серьезных проблем героя, ведь важно совсем не это.
  Герои кажутся реальными, и их разговоры словно подслушаны автором, как и мысли и ощущения. Автор - девушка, но для героя-парня она подобрала сдержанный стиль и не ошиблась.
  Неожиданный финал, раскрывающий суть сказки, удачно сочетается с "хэппи эндом".
  Короткие предложения - недостаток исполнения. Повествование неторопливое, лиричное, а короткие предложения не подходят для лирических отступлений. Это тост должен быть коротким, как выстрел, но никак не лирические описания.
  Надо убрать соломинку: "...а потом и двор, в котором я первый раз падал с велика, дрался с соседским сыном..." Для мальчика соперник во дворе вовсе не "соседский сын", а мальчишка или пацан.
  
  
  Мальчевский Виктор "Соленые слезы моря"
  
  Как часто мы выбираем себе в игрушки живые существа!
  Рассказ "Соленые слезы моря", предназначенный для детей и в то же время пронзительный своей реалистичностью, напоминает о нашей ответственности за свои поступки.
  Этот рассказ запомнится надолго.
  Не понравилась вот эта фраза: "Тише ты! - шикнул парнишка и на полусогнутых направился к воде..." Неоконченное "на полусогнутых", на мой взгляд, звучит цинично.
  
  Пять безоговорочно.
  
  
  Чернецкий Сергей Яковлевич "Кукуруза и кинетическая энергия"
  
  Веселый, бойкий рассказ, написанный, вероятно, по собственным воспоминаниям. Понравится и детям, и взрослым. Описывая события рукою подростка, автор ни разу не сфальшивил. А ну, читатель, полезай в шкуру мальчишки-школьника! Заодно и вспомнишь, чем потенциальная энергия отличается от кинетической (или поймешь, если не понял давеча на уроке).
  Исправим опечатку: "Александровна, явно не ожидаЯ от меня такого "толкового" вопроса".
  К соответствию теме придираться не буду.
  
  
  Медведь Виталий "Люмрик и облака"
  
  Миниатюрная сказка-аллегория, в которой фантазия и философия переплелись самым неожиданным образом. Ребенок увидит в сказке свое, а взрослый - свое. И это прекрасно.
  
  Пять безоговорочно.
  
  
  Ткаченко Людмила "Егоркино счастье"
  
  Ох уж эти взрослые! Ну и был бы котенок Маджид МарИсом, почему бы и нет?
  Наверное, вряд ли все дети поголовно с одного двора стали бы вдохновенно врать каждый о своем питомце. Но "Егоркино счастье" - не мемуары, а художественное произведение, а значит, автор имеет право на вымысел. Рассказ пропорционально сложен, написан удобным для детей языком, диалоги "настоящие", персонажи реалистичны и симпатичны. Идея воспитательная и подана в увлекательной форме.
  В этом предложении перебор: "Егорка схватил котенка, прижал к себе и, обильно поливая трясущегося котенка слезами, стал целовать в мордочку и приговаривать". Было котенка жалко, а стало еще жальче: он и так мокрый, так его еще и слезами поливают!
  Рассказ подкупает, словно приятный собеседник (маленький такой, лет десяти от роду).
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Т.Мух "Падальщик 2. Сотрясая Основы"(Боевая фантастика) А.Куст "Поварёшка"(Боевик) А.Завгородняя "Невеста Напрокат"(Любовное фэнтези) А.Гришин "Вторая дорога. Путь офицера."(Боевое фэнтези) А.Гришин "Вторая дорога. Решение офицера."(Боевое фэнтези) А.Ефремов "История Бессмертного-4. Конец эпохи"(ЛитРПГ) В.Лесневская "Жена Командира. Непокорная"(Постапокалипсис) А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк) К.Федоров "Имперское наследство. Вольный стрелок"(Боевая фантастика) А.Найт "Наперегонки со смертью"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"