Условия конкурса предлагают оценивать произведения по "шкале доктора Феникса", однако в финале она вряд ли применима. Не думаю, что в финал могли проскочить рассказы, которым по всем статьям выше единицы не поставишь. Поэтому оценки будут рейтинговые. В обзоре я их не выставляю, оставив за собой право подумать до конца финала, прежде чем окончательно определиться с оценками.
В обзоре пока только рассказы и пьесы, остальные номинации будут позже.
С такими разными вкусами друг к другу даже близко подходить нельзя. Наверное...
РАССКАЗЫ
Шевченко Елена "Как вам не стыдно, Марина?!"
Муж появляется дома, только чтобы переночевать. Что это означает? Конечно, одно: он изменяет! Можно с мужем поговорить начистоту, но у каждого свои методы...
Сюжет простенький, рассказ построен на эмоциях героини. На фоне этого накала финал смотрится довольно серенько. По прочтению у меня возникло два вопроса. Непонятно, что это за таксист, которого "муж вызывает", которого героиня знает по имени, а телефонный номер записан у нее на клочке бумаги, и для которого героиня - суть "Катя - Родионова, 190"?
И второй вопрос: как мужу героини, отцу троих детей, удалось скопить денег на квартиру, да так, что жена ровным счетом ничего не заметила? А может, он уговорил банк выдать кредит на крупную сумму без ведома супруги или влез в ипотеку? Финансовая сторона - вообще дело щекотливое, и тут как раз можно понять таксиста, который решил подняться в квартиру вместе с клиенткой, чтобы "подсобить в драке", однако автор оставил эту сторону в тени.
Еще пара эпизодов, которые помешали ровному чтению. "Ничего, метелью недавней не сдуло и сейчас на ногах удержусь". Сказано театрально, и неясно, какое отношение к событиям имеет "недавняя метель", и что имеется в виду за этими словами.
"Поднимаю голову. Всевышний? Нет. Бабуля в форме охранника на балконе стоит". Каким образом героиня спутала бабулю со Всевышним? Старушечий голос, хоть и сверху, голосом Всевышнего не назовешь. Если автор хочет оставить эпизод, надо придать голосу некие особенности, которые заставят читателя поверить в мысль героини.
Автора сразу предупрежу, что оценка будет невысокой.
Юрина Татьяна Викторовна "Пари"
Встретились два одиночества - молодых, даже юных, но все-таки одиночества, настолько непохожих друг на друга, что, испытав взаимное притяжение, они разлетелись в разные стороны. Тут у нас два мира: студенчество, полуголодное, пущенное в свободное, самостоятельное плавание без поддержки родителей, ежедневная необходимость выживания, и обеспеченная жизнь, выросшая во вседозволенности и оттого потерявшая ориентиры. Этот рассказ не о любви, тут иная тема, более серьезная.
Сюжет настолько простой, что рассказ можно было бы назвать эпизодом, зарисовкой, и все же это полностью законченное произведение. Пессимистичность повествования может вызвать протест читателя, равно как и поступки героев, их мысли, выводы, но то, что с героями хочется спорить, говорит скорее о мастерстве автора, которому удалось "зацепить" читателя. Финал логичен и справедлив и кажется желанным проблеском в безнадеге, однако чуть раньше проскользнула следующая мысль: "Потом, уже в армии, в казарме, вспоминая о странном пари, Андрей смог по достоинству оценить подаренные судьбой два дня беспечного счастья". И эта мысль, вот честно, все испортила.
Несколько замечаний по тексту. "Андрей шёл, заплетаясь о полы...". Это у него ноги заплетаются, и не "о полы", а одна об другую. Еще можно запинаться или спотыкаться, но опять же не "о полы". А может, он в полах халата заплетался (если мачеха была еще и высокой?)
"Не раздеваясь, затопил печь. Выпил чаю, доел остатки хлеба". Выглядит безобидно, однако в тексте речь идет сначала о друзьях героя, потом о тараканах, и безличные предложения следом неуместны.
"Нет, его выхода, - отчётливо понял он". Переставляем запятую так: "Нет его, выхода".
Юрина Татьяна Викторовна "Весь мир - к твоим ногам!"
Третий - лишний, и вполне справедливо.
Так же, как и предыдущий рассказ, этот исполнен простым языком. И здесь тоже имеется стилистическая ошибка с применением безличных предложений.
Предложение "Белого становилось всё больше" - поворотный момент в сюжете, и поэтому его желательно выделить, обособив отдельным абзацем.
Оценка будет хорошей.
Фокина Марина Ивановна "Пуговка"
Неважно, что любовь - всего лишь у снеговика и всего лишь к маленькой девочке, важно, что любовь самоотверженная, а значит, настоящая.
Простой рассказ, написанный красочным языком. И с этим самым языком автор кое-где переусердствовал. "Тоненькая Аришка хохочет, обнажая потаенные ямочки". Что еще за ямочки она обнажает? Если те, что на щеках, так она не обнажает, тут другое слово требуется. Это зубы обнажают, когда хохочут. А вот здесь: "Месяц зацепился за дымоход, да там и улегся, натянув на макушку синее одеяло, затканное золотыми звездами" - прекрасно написано.
С морозом и с мокрым снегом получилась нестыковка: "Морозный воздух перекрывает дыхание, обжигает". Так и представляется мороз градусов так под тридцать - тот, что именно обжигает. И тут же: "Мокрый снег сминался хрустко, послушный, податливый". Значит, никакого мороза нет?
А чтобы ребенок простыл, мороз необязательно.
"Озябшие красные пальчики сунула в шубные карманы - согреть". А кто сунул? Речь идет об усердии и о мокрых варежках.
Нилак Ник "Без воспоминаний"
Иногда человек сам выбирает свое одиночество, и тогда изменить ситуацию бывает особенно трудно, а всё потому, что на себя самого надежды нет. Остается полагаться на постороннюю помощь.
Рассказ-фантазия, основанный на крайностях. Героиня - психолог по профессии, что требует от автора особого подхода, однако придираться особо не к чему.
Почитала аннотацию и подумала: а зачем автор выставил рассказ на конкурс?
Оценка будет неплохая.
Несколько замечаний по тексту.
"Но и ему я не осмеливаюсь ничего рассказать". Об это "не осмеливаюсь" я запнулась, мужчинам как-то несвойственно говорить так о себе.
Имена числительные в художественном произведении пишем словами.
Частый повтор слова "такой".
"Они ждали заказ, подкурили и выпускали клубы дыма". Предложение не согласовано по времени.
Гур Карин Паша... Пашенька...
Сказка для взрослых, абсурдная, но, как ни странно, трогательная. История не удивила, крокодила можно с успехом заменить псом, котом или даже попугаем, ведь сюжет явно взят из жизни. Рассказ предлагает читателю чуть-чуть погрустить доброй грустью, но как на самом деле решать проблему, когда домашний любимец ревнует хозяина или хозяйку, автор не предложил. Да и есть ли решение?
Основным недостатком исполнения я бы назвала обилие местоимений. Также можно посоветовать автору внести пару поправок: "Крокодил переводил взгляд с одной женщины на другую и стал тихонько постанывать". По смыслу тут больше подойдет слово "поскуливать". К тому же части предложения не согласованы. И здесь: "Как раз разработали новую программу..." Вот это "раз-раз..." желательно чем-нибудь заменить, хоть это и прямая речь.
И еще меня занимает вопрос, каким образом двухметровый крокодил плавал в ванной? То есть плавал-то он, конечно, в ванне, но прежде чем поплыть, надо для начала хотя бы поместиться.
Бондарева Ольга Игоревна "Чужая метель"
Рассказ-повествование о дружбе между мужчиной и женщиной - о дружбе сомнительной, основанной на сознательном самообмане женщины и терпении мужчины. Подобной паре можно надавать немало умных советов, но вряд ли они станут слушать советчиков...
Несмотря на незамысловатый сюжет, рассказ "держит" и запоминается. Что мне понравилось в героине - в своих решениях она учитывает интересы ребенка, это ей как маме огромный плюс. При описаниях взаимоотношений автор использовала обычный прием: героиня, ее муж и друг оч-чень хорошие, а вот "соперница" хоть и выигрывает внешне, но проигрывает во всем остальном, и действующие лица в итоге становятся пресноватыми.
"Несмотря на открытые балконные двери, в комнате становится душно". В мороз? Как-то не верится.
Лебедева Ольга "Дело двоих"
Правила и привычки - надежная защита для ранимых людей? Никто никому не нужен? От людей лучше держаться подальше? Долой карьеру, лишь бы не было неожиданностей? И это - настоящая жизнь для девушки? Каждое утро - подъем в одно и то же время, одни и те же дела на работе, одни и те же блюда в одном и том же кафе. Неудивительно, что от такого однообразия девушку потянуло на витами... на приключения.
Рассказ порадовал неожиданным поворотом сюжета. Изложение пресноватое, но героиня прекрасно раскрыта автором. Мужчины-герои остались в тени, но речь идет вовсе не о них. Тут у человека не просто судьба решается, тут ломаются тщательно выстроенные установки, и, похоже, навсегда.
Показалась сомнительной привычка провожать старый год за неделю до Нового, и объяснение меня не убедило. Праздника никакого нет (есть католическое Рождество, но о нем ни слова, и оно было бы не к месту), и чего ради вся родня будет собираться и пить вино? Это только мое мнение, и автор может пропустить его мимо ушей. Следующие замечания более серьезные.
"Она опоздала почти на час, а ей до сих пор никто не позвонил". У меня не возникло ощущения, что герои гнались за машиной целый час. Тем более час - это долго, очень долго, когда гонишься!
"...сердце взволнованно забилось" - штамп штампованный, который не вызывает у читателя никакой ответной реакции.
"Мама - Ольга Ивановна, вместе с мужем, сидела слева от Оли". Непонятно, чья это мама, и вообще непонятно, что происходит, пока три абзаца не прочитаешь.
"Утренний подъем без компромиссов с будильником..." По будильнику будет сподручнее.
"без умолка" пишем так: "без умолку".
Оценка будет хорошей.
Сакрытина Мария "Моя Снежинка"
Фэнтезийная история о горячей любви, способной растопить самое холодное сердце. Действие происходит в реальном мире, куда гармонично вплетаются фэнтезийные элементы, затягивают читателя, и вот уже шаг в пустоту из окна десятого этажа вовсе не воспринимается как самоубийство, ведь это сказка!
Красота играет здесь ведущую роль, но подводит большое количество причастий и деепричастий, которые утяжеляют текст. Диалоги не слишком реалистичные, кое-где даже пафосные. Беседа парней иной раз больше напоминает беседу девушек. Добавлю, что повествование ведется от первого лица, главный герой - парень, однако в самом начале он воспринимается как девушка.
Непонятно, почему Серега, который друг героя и "по совместительству" сосед по комнате, является еще и напарником, и почему, когда он заболел, герою пришлось "пахать за двоих"? Друзья-студенты подрабатывают по вечерам? А почему об этом ни слова?
Теперь несколько замечаний по тексту.
Матерящийся кот - может, и ничего, но всякие "ж..." лучше убрать. Ситуации в художественных произведениях бывают и похлеще, однако авторы каким-то образом ухитряются обходиться одним только великим и могучим. А тут как-никак красивая сказка.
Частица "-таки" пишется через дефис только в этих случаях: явился-таки, успел-таки, все-таки, так-таки, опять-таки и довольно-таки. И всё.
"Сапромат" - это "сопротивление материалов". Сопромат, однако.
"Я шёл, дрожа, через волшебный во всех смыслах, лес". И зачем это "во всех смыслах" в описании красоты?
С финалом... даже не знаю, как не обидеть автора... "Зимняя королева последний раз взглянула вниз, грустно улыбнулась и, решительно отвернувшись, закрыла за собой балконную дверь.
...Но она того стоит!"
Балконная дверь стоит того, чтобы ее решительно закрыли?
Грошев-Дворкин Евгений Николаевич "Испытание любви"
"А человеку лирически настроенному здесь не место. Север отторгает таких людей; чтобы здесь жить, надо полюбить его так, как любят единственную на свете женщину". А Человек любил Женщину, и любил всем сердцем, и для Севера, возможно, места не осталось, и Север не простил.
Короткий рассказ не вместил подробностей, но они, подробности, здесь не нужны. Переживания, чувства героя находят отклик читателя.
На слово "завируха" желательно дать сноску. Еще несколько ленивых придирок: "Может Он и останется на второй срок вахты и ещё раз попробовать изжить из себя чувство любви..." Останется и попробует.
"Ему нужно было остаться с ней наедине в зимовье, в маленьком щитовом домике". Речь идет о письме, значит, ему нужно остаться наедине с ним (с письмом). А если имеется в виду любимая, значит, пишем с прописной буквы: "с Ней". Здесь это позволительно: сразу станет ясно, тем более автор использует в рассказе этот прием.
Оценка будет хорошая.
Аноним "Камвхора"
У меня, живущей далеко на периферии, гораздо меньше проблем, чем у "детей асфальта и бетона", так что за чтением поначалу посмеивалась. Ближе к финалу стало не смешно. Рассказ, на мой взгляд, можно назвать социальным.
Оценку поставлю хорошую, хотя читать было трудновато из-за обилия терминов.
ЗЫ: "на пальцах - ногти..." - как бы само собой.
Гирфанова Маргарита Александровна "Страничка из альбома"
Какова цена девичьей дружбы? А первой любви? И как сохранить самое ценное, что есть в жизни, когда эта самая жизнь вдруг поворачивается жестокой стороной?
Рассказ гармонично сложен и написан ясным и богатым языком. Автор фактически опустила финал - отличный прием, когда можно обойтись без лишних объяснений.
5 безоговорочно.
ДРАМА
Медведев Виктор Александрович "Следующая остановка - Нижний!"
Два попутчика, мужчина и женщина, увидели друг в друге любимых, которых когда-то потеряли. Но это всего лишь наваждение... Потому, вероятно, пьеса полна многозначительного тумана.
Сценарий слабо подходит для инсценировки: не каждый зритель УВИДИТ, что там герой понимает, когда смотрит на часы, не каждый разглядит, как 'неуловимо меняются' глаза актрисы. И неужели главгер все действие простоял на ногах?
Оценка 2.
Зуев-Горьковский Алексей Львович 'так себе сказочка неадекватного сказочника'
Сказка, полная неожиданных поворотов, которую рассказал балагур-сказочник.
Всё бы ничего, да только внутренний голос так и зудит: сказочка-то коробит! Пришлось побывать в шкуре груздя, хотя я на дух не выношу амбре фекалий.
Оценка 1.
Стрекалова Татьяна Андреевна 'Пигмалион'
Комедия с неожиданным финалом. Язык весьма поэтичен, отчего пьеса читается приятно и с улыбкой, несмотря на амурные страдания героев. Действующие лица не блещут индивидуальностью, зато они легки и передают настроение читателю.
Желательно сделать сноски на слова Логос, Гоплит, Мойры.
'Нажмёшь на короткий конец журавля - а длинный - поднимет груз, какой и немыслимо!' Не совсем так, но спорить с автором не хочется. Это сказка, а не пособие по физике.
И еще: статую Пигмалион сотворил не из мрамора, а из слоновой кости.
Оценка 4.
Терехов Б.В 'Свадьба Сени Подмочилова'
Человек - существо социальное и зависит от общественного мнения. И если мнение таково, что человек должен немедленно жениться, значит... должен!
Пьеса хороша для сценки КВН: действующих лиц много, все колоритные, и каждый вовремя вставляет реплику. Но, хотя герои все разные, я, пока читала, путалась и заглядывала в список. Сопутствующих предметов тоже много, но нужны они опять же только для колориту: не пригодились ни флаг, ни унитаз, ни костыль, герои просто носили их с собой. Профессии тоже не пригодились: остались без дела вор, цветочница и ветеран боевых действий. Пьяная драка в неблагополучной семье пенсионеров тоже не сыграла никакой роли.
А персонажи замечательные, и фразы хоть куда!
Оценка 3.
Терехов Б.В. 'Квартира с собаками'
Вот он, дух 90-х: склад продуктов в квартире, непрерывные жалобы на высокие цены и криминал, поездки в Турцию за товаром и - как апофеоз - отзыв о депутате: 'А ведь раньше был обычным учителем истории в школе, но вот выбился в люди'. Время сейчас другое, но люди те же. С помощью одних только диалогов автор мастерски разоблачает своих героев, каждый из которых занят исключительно собой.
Здесь еще один на конкурсе шаг из окна, и этот шаг тоже не воспринимается как самоубийство - благодаря предыдущей сценке: раз герой 'окуклился', то неудивительно, что в итоге он отрастил крылья и улетел.
Придерусь только в одном месте: 'Возвращается из школы Игорь, молча оценивает ситуацию и исчезает в своей комнате'. А потом он просит 'дядю Сережу' помочь с сочинением. Игорь кричал из своей комнаты?
Единственное серьезное нарекание: несоответствие теме. Драма не о любви! Если бы герой улетел с женой и с сыном (или остался с ними), можно было бы сделать вид, что с соответствием все в порядке. Но герой, как и все остальные, тоже думал только о себе, и тема тут совсем другая.