Безбах Любовь Сергеевна: другие произведения.

Молнии в глазах

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Опубликовано в сборнике "Современная проза Сахалина", в авторском сборнике "На хвосте креветки", в Тихоокеанском альманахе "Рубеж" (г.Владивосток").

   Живот разболелся еще дома. Учись Казуки в первом классе, как младший брат Ибура, он бы пожаловался. Но ему уже восемь лет! Мама немного обжарила на завтрак кусочки тофу*, но кушать совсем не хотелось. Запах еды отталкивал. Ибура с удовольствием съел и свою порцию, и брата. Казуки только попил чаю. Мама, поворчав для порядка, сунула в карманы сыновьям по бумажной салфетке.
   Братья зашагали в школу. Сейчас, в июне 1923 года, когда северная береза, ольха и клен покрылись листьями, трагедия леса предстала во всем своем страшном величии. Веселые зеленые островки на сопках только подчеркивали серость унылых склонов. Казуки всю зиму надеялся, что чудо произойдет, и уничтоженные сибирским шелкопрядом деревья весной вновь зазеленеют, но чуда не случилось. Лес был мертв.
   Отец сказал, что в этом году сибирского шелкопряда нет. Мама по вечерам уже не задвигала сёдзи, как прошлым летом, когда домой на свет валом летели белесые бабочки. По утрам под уличными фонарями Отомари* лежали сугробы из погибших насекомых. Отец тогда рассказывал, что в лесу гусеницы ползают друг по другу, а слой из них порой толщиной три сун* и даже больше!
   Скушав за четыре года все хвойные леса на юге Карафуто*, вредитель угомонился.
   Братьям с дороги было видно, как бригада на ближайшем склоне валит сухие стволы.
  - А куда деревья денут? Сожгут? - спросил Ибура.
  - Папа сказал, что их увезут на Хоккайдо и сделают порох.
  - Ух ты! - вытаращил глаза младший брат.
   Пришлось остановиться, чтобы переждать неожиданно сильный приступ боли внизу живота.
  - Ты что? - удивился Ибура.
  - Вон, еще одно дерево повалили, - севшим голосом ответил Казуки, махнув рукой в сторону бригады.
   Боль отпустила, и мальчики зашагали дальше. Сегодня важный день: после занятий начнутся спортивные состязания с учениками другой школы, а Казуки входит в команду младших школьников. Однако боль уже прошла, и можно не беспокоиться.
   На уроках Казуки ухитрялся и слушать учителя, и краем глаза посматривать в окно, на мертвые склоны. И мечтать, как он, самурай гигантского роста, побеждает злого ками, духа сибирского шелкопряда, чтобы тот не воспрянул заново. Злой ками из белых нарядных гусениц, окруженный крупными желто-серыми бабочками, крутился, смеялся и дразнил, а Казуки долго сражался с ним, пока хитростью не загнал в реку. Ками сибирского шелкопряда погиб, отец гордится своим сыном, а Ибура смотрит с восхищением. Только живот все болит и болит, и надо прилагать усилия, чтобы не согнуться. А еще прибавилась тошнота. Казуки притерпелся и к ней. Главное, чтобы всё прошло к началу состязаний.
   Когда начался третий урок, учитель математики простер руку в сторону окна и торжественно произнес:
  - Посмотрите, какое на улице солнце! Мы не видели его уже три недели. Поэтому я отменяю урок, а мы все вместе пойдем за школу и будем рисовать деревья в солнечных лучах. Но прежде я скажу несколько слов. Все мы видим, что наши леса погибли. Гусеница сибирского шелкопряда небольшая, всего лишь два сун длиной, но гусениц было очень много, поэтому им удалось погубить огромный лес. Возродить его можно тоже только всем вместе. В воскресенье все мы, и ученики, и учителя, пойдем на сопку сажать маленькие елочки.
   Значит, лес можно возродить, и сопки снова станут зелеными! А если вместо лиственниц вырастут ели, то лес будет зеленым и зимой! И люди сделают это сами, и он, Казуки, тоже! А еще, сажать елочки - это нечто необыкновенное!
   Рисовать и раньше не очень-то получалось, а сейчас рука и вовсе не хотела слушаться. Да и с глазами происходило что-то непонятное, пугающее. Иногда темнело так, что приходилось зажмуриваться и глубоко дышать, чтобы зрение вернулось. Особенно тяжело было, когда боль усиливалась и стискивала низ живота. Казуки не желал поддаваться недугу, все в нем протестовало. Братья росли здоровыми. Другие дети простывали, невзирая ни на какие закалки, а Казуки с Ибурой ни разу толком не болели. Предки их мамы, айны, сотни лет приспосабливались к местному климату, капризному и сырому, чего не скажешь о пришлых японцах. И вдруг ни с того ни с сего подвел живот...
   После урока рисования ученики вернулись в класс. Начальная школа, в которой учились братья, большая и уютная: со шторами на окнах, с цветами, дорожками, медицинским кабинетом, швейными машинками и верстаками. Пианино стояло почти в каждом кабинете. В узком коридоре висел свиток с каллиграфической надписью: 'Учить других всегда почетно, учиться у других никогда не зазорно'*.
   К концу последнего урока по моральному воспитанию стало совсем худо. Казуки почти ничего не услышал из того, что говорил учитель.
   Пришло время обеда. Казуки вместе со всеми побрел в столовую. По дороге его догнал Ибура, дружески толкнул локтем в бок, отчего боль кувыркнулась и стрельнула до самого подбородка.
   В столовой ученики с аппетитом кушали запеченную камбалу и рис. Ибура последовал общему примеру. Есть по-прежнему не хотелось. Жирная рыба испачкала пальцы. Перед соревнованиями надо было хоть немного поесть, но от запаха рыбы тошнота подкатила к самому корню языка. Братишка удивился, почему старший на еду только морщится.
   Покушав, братья вышли на улицу. Ибуру позвали друзья-одногодки, и тот убежал. Казуки поплелся к стадиону. Ему показалось, будто у него после столовой жирные руки. Он осторожно вытянул из кармана бумажную салфетку, которая тут же выпала из рук.
  - Ну-ка, подними бумажку! - велел незнакомый учитель. Он проходил мимо, но остановился.
   - Вот послушай. Когда в прошлом веке из Токио в Иокогаму отправлялся первый пассажирский поезд, на нем решили прокатиться важные чиновники. Перед тем, как зайти в вагон, они разулись, как перед входом в жилище. Поезд поехал. А когда он остановился, и чиновники хотели выйти, они не нашли своей обуви. Она осталась на станции в Токио. С тех пор пассажиры не разуваются, когда заходят в вагон. А там, где не разуваются, можно мусорить, потому что это не жилое помещение...* Как твое имя?
  - Киёмидзу Казуки, - проговорил мальчик, преодолевая боль.
  - Как ты думаешь, Киёмидзу-сан, разве хорошо, что в вагонах так грязно?
   Казуки вспомнил путешествия на поезде и помотал головой, запихивая в карман салфетку, которую послушно поднял.
  - Мы здесь живем. Мы живем под этим небом, под солнцем, поэтому везде должно быть чисто.
  - Но ведь другие мусорят!
  - А ты все равно не мусори. Даже если, например, на улице грязно, твоя бумажка там валяться не будет. Киёмидзу-сан, как ты себя чувствуешь?
  - Хорошо.
   Учитель с сомнением оглядел мальчика.
  - Сходи-ка в медпункт. Ты совсем бледный. Похоже, у тебя температура.
   Идти в медпункт не хотелось. Он ведь ничем не болеет! Вдруг его отправят домой?
   Учитель ушел, а Казуки отправился через стадион к госинэйхоандэну. Может, в хранилище духовных сокровищ ему станет легче?
   Госинэйхоандэн. [Л.Безбах]
  
   Госинэйхоандэн.
   Хоандэн прятался за тисом и кустами акаций. Маленькая крутая лестница вела в миниатюрный каменный павильон на высоком цоколе. Рядом по соседству с незабудками уже цвели лесные пионы и удивительные цветы местной гортензии. Сакура почти отцвела. Говорили, что раньше здесь стояли пихты, но сибирский шелкопряд добрался и сюда.
   Рядом с хоандэном никого не было. Казуки зашел внутрь. С портрета на полочке добрыми глазами смотрел император Ёсихито. Рядом лежал свиток - копия 'Рескрипта об образовании'. Во время торжеств, которые проводились на стадионе, директор и лучшие педагоги школы с величайшим почтением выносили свиток из хоандэна.
   Казуки постоял в тишине, прислушиваясь, что происходит у него внутри. Казалось, будто в животе поселился большой, тяжелый, раскаленный камень, от которого хотелось немедленно избавиться.
   Послышались голоса, в хоандэн кто-то заглянул. Казуки вышел наружу, невольно держась за живот. Боль опять сжала челюсти, скрутила так, что пришлось согнуться. Тело покрыл мерзкий липкий пот. Вроде чуть-чуть отпустило, но теперь тошнота сдавила горло. Казуки спрятался в кусты, и его вырвало.
   На стадионе перед школой уже собирались ученики, рассаживались на скамейках, вертелись, хихикали и задирали друг друга. Учитель физкультуры звал участников на разминку. Казуки побежал что есть сил, чтобы не отстать от остальных.
   На разминке он опасался, как бы учитель не заметил, что он 'бледный', а то еще выгонит в медпункт. Как же тогда соревнования?! Участвовать надо обязательно, потому что отстаивалась честь школы. Да и боль словно притаилась. Она уползла в правую сторону живота и стала терпимой.
   Соревновались в прыжках в длину и в высоту, в беге на короткую дистанцию, в метании мячей. Казуки с нетерпением ждал состязания по дзю-до, ведь он уже третий год обучается этой борьбе в спортивной школе, а еще игру в бейсбол, которая завершит соревнования. Его сильно разочаровало, что именно сейчас он показывает низкие результаты. Это злило, но Казуки ничего не мог сделать. Боль так и норовила согнуть его, руки сами хватались за живот. Больше всего хотелось лечь и свернуться в клубок, но еще больше хотелось, чтобы родная школа победила в состязаниях. Учитель физкультуры поглядывал в его сторону и недовольно хмурился, а Казуки старался ускользнуть из-под взгляда, чтобы учитель не догадался про живот.
   Наконец началась борьба. Против Казуки выставили мальчика того же роста. Парнишка пружинил и скользил по площадке, глаза метали черные молнии. Вырвать победу у такого тигра непросто. Судья дал сигнал к началу, но противники не успели сблизиться, потому что Казуки внезапно скрутила острая боль. Потеряв дыхание, он согнулся пополам. В глазах стало темно, в ушах засвистело, как в сумасшедшем полете. Разогнуться никак не удавалось.
   Подбежал учитель физкультуры, склонился, его губы беззвучно шевелились. Рядом растерянно топтался противник.
   Учитель поднял Казуки на руки и понес со стадиона.
  
  - Почему, ну почему ты никому ничего не сказал? - спрашивала мама, гладя Казуки по голове. Тот лежал, молчал, смотрел в окно больничной палаты. Мама вздыхала, поправляла медицинский халат на плечах и снова спрашивала.
  - Мама, а наша школа победила? - спросил он, прервав вопросы.
   Мама всплеснула руками:
  - Нет, это неисправимо! Конечно, победила, мой ты хороший! С такими учениками, как ты, она не могла не победить.
   Казуки улыбнулся от счастья и спросил:
  - А когда я вернусь в школу?
  - Лежи пока. Скоро вернешься. После аппендицита быстро поправляются.
   Нет, мама не поймет. Вот отец - тот поймет. Учеба наверстается быстро. Надо помочь высаживать елочки на голых склонах. Все высаживают, только он один в больнице прохлаждается. И, главное, поскорее вернуться к тренировкам в спортивной школе. Осенью снова будут состязания, и тогда он точно одолеет того мальчишку с черными молниями в глазах.
  
  2010 - 2011 гг.
  
  Сборник рассказов "На хвосте креветки" можно почитать здесь .
  _____________________________
  
  Тофу - соевый творог.
  Отомари - японское название города Корсакова в 1905-1945 годах.
  1 сун = 3,03 сантиметра.
  Карафуто - японское название острова Сахалин.
  В. Овчинников 'Ветка сакуры'.
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Т.Кошкина, "Академия Алых песков. Проклятье ректора"(Любовное фэнтези) М.Атаманов "Альянс Неудачников-2. На службе Фараона"(ЛитРПГ) А.Ефремов "Мертвые земли"(ЛитРПГ) Т.Мух "Падальщик"(Боевая фантастика) С.Суббота "Шесть секретов мисс Недотроги ??????"(Любовное фэнтези) М.Юрий "Небесный Трон 4"(Уся (Wuxia)) С.Казакова "Жена-королева"(Любовное фэнтези) О.Обская "Невыносимая невеста, или Лучшая студентка ректора"(Любовное фэнтези) А.Кутищев "Мультикласс "Союз оступившихся""(ЛитРПГ) А.Белых "Двойной подарок и дракон в комплекте"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Институт фавориток" Д.Смекалин "Счастливчик" И.Шевченко "Остров невиновных" С.Бакшеев "Отчаянный шаг"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"