Безбах Любовь Сергеевна : другие произведения.

Рп-22: Обзор финала

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Финал в этом году радует яркими, отлично исполненными произведениями. Конкуренция была настолько сильной, что в финал попали не все достойные рассказы и очерки. Всё же Самиздат - замечательная площадка для оттачивания пера, и многие авторы выросли именно здесь. Участие в конкурсах даёт возможность учиться на ошибках - своих и чужих, было бы желание. А огорчило то, что на конкурс почти не выходят начинающие авторы. Я как преноминатор прочитала все произведения в основных номинациях и в прошлом году, и в нынешнем. Начинающих практически нет, и это не радует. Возможно, они опасаются конкуренции, или не видят смысла участвовать, если малы шансы занять призовое место. И напрасно, конкурсы - хорошее подспорье в овладении писательскими навыками. Когда я заявилась на свой первый конкурс, моя нетленка заняла первое место - с конца списка всех поданных туда рассказов. Абыдно, но не смертельно, а своё творчество пришлось пересмотреть.
  А может, начинающие практикуются в других жанрах, избегая реалистику? Тем паче "новеньким" на РП цены нет.
  Не слишком жалую произведения, написанные, как говорится, "на стыке жанров" художественного произведения и очерка, уж такой у меня вкус. Предпочитаю или качественный, познавательный очерк, или полновесный художественный рассказ. Сильно не нравятся тексты с большим количеством грамматических ошибок. Понимаю, что грамота дана не каждому, но если человек пишет, имеет смысл ознакомиться с правилами грамматики, русский язык того стоит. Ещё больше не люблю ломать глаза на плохо вычитанных, неряшливых текстах, когда явные опечатки и несуразности способен поправить даже не слишком грамотный автор.
  И самое главное: в каждом произведении я нашла что-то новое для себя, будь то знания, события или чьё-то личное мнение, поэтому каждому автору от меня искреннее спасибо.
  
  
  Антонов Виталий Александрович "Филя партизан"
  
  "Вчитайтесь медленно и представьте, что на месте "врагов Рейха", "мешающих успеху немецкой армии, ваши младшие сестрёнки, любимые дочушки или ласковые внученьки - лапочки".
  
  Современные дети, как и мы сами в детстве, тоже получают "антифашистскую прививку", но она стала гораздо слабее, чем прежде. Почему? Это вопрос к нам самим, ведь именно мы закладываем для наших детей фундамент, на котором строится их дальнейшая жизнь, их поступки, суждения, и то, что они передадут следующему поколению. Понятие, что такое фашизм, должно быть заложено в фундаменте обязательно - простая истина, которая многими почему-то забыта. А дети должны понимать, почему фашизм недопустим, почему наши предки в Великую Отечественную стояли насмерть.
  Произведения, посвящённые Великой Отечественной, должны быть исполнены особенно хорошо, к ним предъявлены особые требования - для того, чтобы не отбить у детей, у молодых людей охоту читать (или смотреть) произведения на военные темы, чтобы не отвратить их от поисков правды. Очерк "Филя партизан", вполне соответствующий высоким требованиям - результат поисков автора подробностей партизанской жизни и гибели его дяди Колобова Филиппа Петровича. Многое дали ему воспоминания матери, часть материала он отыскал в архиве. Как именно партизаны проводили военные операции, как погибли - подробности автор домыслил, что сделало очерк особенно живым, а героев - реальными, зримыми. Я считаю это допустимым, даже нужным для очерка, посвящённого подвигу и гибели наших героев, которых нельзя забывать. Придирка у меня только к рассказу матери, гладкому, "как по писаному". Хорошо бы дать читателю возможность "прислушаться" в строках к её живой речи. Хотя, может, автор не помнит тот разговор дословно...
  
  Марита "Реконы позднего Союза"
  
  "К примеру, в 1988 году, во время уже официально разрешенного властями похода "От Бородино до Березины", обыватели, видя французскую армию, в полной боевой выкладке вступавшую в город, реагировали неадекватно - кто-то бежал в ужасе, а кто-то... начинал бить в церковный набат, очевидно, приняв Соколова со товарищи за попаданцев из девятнадцатого столетия".
  
  Пожалуй, лучшие реконструкторы на свете - это дети. Но в душе многих взрослых сидит ребёнок - любознательный, склонный к играм, увлекающийся. А серьёзное увлечение, даже игровое, требует серьёзного подхода. Реконструкторы несут большие расходы, вкладывают в своё дело время и труд, но оно того стоит: реконструкция - это не только развлечение, но и знания, и достижения, а иной раз и толика славы. Меня удивило и позабавило, что в советское время гоняли индеанистов: "А то мешаетесь тут комсомолу... фашисты с томагавками, вот вы кто!" Об этом не знала, да и вообще узнала из очерка много нового.
  Очерк Мариты познавательный, интересный и легко читается. Каждая его глава вызвала во мне живейший отклик: индейцы? Увлекалась. Мушкетёры? Тоже. Фильм "Войну и мир" считаю шедевром. Так что очерк не оставил меня равнодушной.
  
  Палиева "Адам И Людмилка"
  
  "Радость у меня. Не пью больше. Адаму обещала. Ребёночка ждём. Поженились мы, дом начали строить..."
  
  Сколько судеб поломала водочка, сколько хороших людей сгубила! Редкий случай, когда человек выбирается навсегда из тугих колец зелёного змия. Но этот очерк не только о женщине, которой удалось одержать верх над пагубной страстью, тут у нас ещё один замечательный персонаж - художник. "Пыталась втолковать ему, что его ищут, в газете хотят о нём написать... Всё было напрасно. Его теперь волновала гибель Помпеи - и всё тут!" Творческая личность! Надо было такому случиться, что эти необычные люди нашли друг друга и очень друг другу помогли. А автор очерка, корреспондент, нашла разгадку маленькой городской тайны.
  Очерк посвящён сразу двум героям, больше женщине, потому что автор общалась с ней очень тесно. Адам остался в тени, с ним автору пообщаться так и не удалось, и даже её близкие, которые провели в его обществе день, толком не знали, что он него ожидать. Очерк зацепил, и я не смогла остаться равнодушной, волнует дальнейшая судьба необычной пары. Обрела ли Людмила долгожданное материнство? Не взялась ли за старое? Удались ли у Адама Помпеи?
  
  Несколько удивило утверждение автора: "Но разве бывает безвременье в жизни отдельного человека?" У той же Людмилки - было. Хотя, пожалуй, вопрос философский: под каким углом смотреть.
  
  В названии союз "и" пишем строчной.
  
  Слесарчук Александр "Упомянут в приказах Верховного..."
  
  "Не было самой дорогой, первой награды поручика Лукина - ордена Святой Анны 4-й степени с надписью "За храбрость".
  
  Подполковника Лукина Александра Павловича, у которого "за плечами три войны", едва не погубила человеческая зависть. Но нашёлся человек, который смог противостоять НКВДэшнику, и трибунал вынес оправдательный приговор. И всё же завистнику удалось сильно навредить герою, и не только тем, что год жизни Лукин провёл под стражей, но и тем, что впоследствии он ни разу не посетил родное училище, потому что знал: его там осуждают. Да и "героев-политработников" видеть не хотелось.
  Очерк разделён на две части: первая часть художественная, вторая информативная и по сравнению с первой написана довольно сухо. Если первая посвящена дням Лукина, сыгравшим серьёзную роль в его судьбе, то вторая повествует о его боевых заслугах. Её бы немного смягчить, чтобы лучше согласовалась с первой частью, которая читается очень хорошо. Автору это по силам.
  
  Сухов Александр "Сто грамм несознательности"
  
  "Проезд - железные ворота с набрасываемым для видимости замком. По умолчанию проезд был заботой военных".
  
  Автор знакомит читателя с буднями повстанческой армии ДНР, которая в то время ещё не превратилась в профессиональную и во многом была предоставлена самой себе. Точнее, очерк посвящён одной из сторон армейских будней: вынужденному мародёрству и его причинам. Ополченцы разнообразили скудный рацион доступными способами, "а объяснение находилось в сложности задач, связанных с переформатированием повстанческой армии ДНР в подобие российской. уставной".
  По исполнению очерка от меня замечаний нет.
  
  Чваков Димыч "Ликвидатор"
  
  "Просто увидеть последствия произошедшего в Припяти глазами очевидца - вот в чём состояла моя задача".
  
  Задача исполнена. Автор с присущей ему иронией описал Чернобыльские события так, как увидел их гражданский лётчик, устранявший последствия страшной аварии. Бороться пришлось не только со сложными условиями: радиацией, жарой, сбоившей техникой, но и с безалаберностью властей, их порой скотским отношением к человеческим жизням. Особенно поразили забытые добровольцы, юноши и девушки, брошенные едва не в эпицентре аварии. И сильно зацепила несправедливость по отношению к герою очерка, в прямом смысле герою, которого обошли достойной наградой и даже слово доброе пожалели.
  Исполнение, как обычно, прекрасное, очерк читается легко и в чём-то даже весело, не будь тема такой тяжёлой.
  Автору вопрос: "Из гражданских лётчиков на чернобыльском военном вертодроме подскока..." Что здесь означает слово "подскок"?
  
  Raven "Сука"
  
  "Ты, прости нас, собака, - прошептал охранник и нажал спусковой крючок".
  
  Тема бездомных животных, к сожалению, неизбывна. Она породила бесконечное множество споров и расколола общество на два враждующих непримиримых лагеря. Наверное, не так важно, по какую сторону баррикад завели человека его убеждения, но в обращении с животными его сущность проявляется вполне отчётливо. Я пишу "не так важно, по какую сторону", потому что человек может быть категорически против бездомных животных, но в то же время быть не менее категоричным и к проявлениям жестокости. Человек может крыть бездомных собак, на чём свет стоит, а потом благополучно подкармливать прибившуюся на территорию работы псину, не брезгуя и погладить её, ведь животное нуждается ещё и в ласке. Опыт других стран показывает: эта социальная проблема может решаться, причём вполне бескровно. А ещё показывает, что решать её приходится постоянно. И начинать нужно не с животных, а с себя.
  Здесь главное действующее лицо - собака, но рассказ написан о людях. Даже несмотря на то, что люди задвинуты на задний план, в то время как каждая собака из бродячей стаи подробно описана, этот рассказ о людях. Животное погибло в результате их безответственности, и спохватились они слишком поздно. А наука простая: жаль животное - возьми на себя за него ответственность. Трудно? А как иначе? Жалко, как говорится, "у пчёлки в попке", а в жизни всё всерьёз.
  По исполнению у меня замечаний нет, разве что каждую особь из стаи можно не расписывать так подробно. Свою мысль автор донёс до читателя более чем доходчиво.
  
  Адашов Юрий "Альбатрос - птица гордая"
  
  "Послушай, солнышко, сделай сегодня на ужин что-нибудь вегетарианское. Что-то от мяса пока мутит".
  
  Брат спас брата-сорвиголову в сложных условиях, во время крушения самолёта, да ещё сам поплатился за его безрассудство. Но спасённый его не простил, и на то у него были свои основания. Пятнадцать лет герой пестовал обиду и отомстил брату самым жестоким образом. Меня иной раз оторопь берёт, до чего люди бывают злопамятными, не способными простить даже осознание собственной вины, и хорошо, что таких на свете мало.
  Хорошо сложенный, с плотной фактурой, детектив "держит" до самого финала. "Теперь у нас убийство, расчленёнка и каннибализм" - несмотря на жутковатое сочетание, рассказ не содержит леденящих кровь подробностей. Персонажи показались мне чуточку "киношными", возможно, из-за необычного сюжета.
  Замечаний по тексту не имеется.
  
  
  Антонов Виталий Александрович "Утеш"
  
  "В те годы у каждого была своя жизненная правда и те правды настолько противоположные, что убийство становилось необходимостью".
  
  Рассказ написан на стыке двух жанров - художественного произведения и очерка. Главный герой - военфельдшер Мария с её ежедневным героизмом и семейной историей, однако во второй половине повествования появляется ещё одно действующее лицо, Утеш, который заслоняет главную героиню, ведь рассказ в первую очередь о нём и об его отце. И о судьбе его народа, попавшего под катки Гражданской войны и коллективизации. Отец, воевавший против Советской власти и отбывший наказание, благословил сыновей на ратный подвиг в защиту Родины, от которой он и его народ так много натерпелись: "На прощание добавил, что люди всегда должны быть едины, перед чужаками, иначе на их землю приходит большое горе".
  Истории семей двух главных героев переплелись, точнее, перехлестнулись, когда те были детьми, и давние дела аукнулись недоверием Марии к Утешу, отчего и возник долгий разговор.
  В тексте много грамматических ошибок, с пунктуацией беда. По исполнению от меня замечаний не будет, оно простое, без художественных "изысков", читается тяжеловато, при этом явственно ощущается авторский почерк.
  
  Астраханский Андрей Антонович "Фотограф"
  
  "На боковой стенке шкафа, примыкающей к прилавку - образцы фотографий на документы, неряшливо приклеенные кусочками скотча".
  
  Рассказ о маленьком человеке, жизнь которого тесно переплетена с его ремеслом и фотостудией. О фотографе, который не смог подстроиться под изменчивый век, потерявший родных и сломавшийся. "Пусть подождут! Пять минут!" - просит он клиента, когда очереди давно уже не наблюдается, и каждый посетитель на вес золота. Можно строить предположения, что, если бы не трагические потери, он бы... Оставшемуся в одиночестве, ему оказалось ненужно ни творчество, ни собственное любимое дело. И, конечно, жить "в своё удовольствие" желания нет: "Как это? Чем же я заниматься буду?"
  Но, кроме фотографа, здесь ещё один главный герой: фотостудия, именно ей посвящена бОльшая половина рассказа. В ней, как в зеркале, отразилась вся новейшая история страны. Сейчас, с приходом новых технологий, фотостудия пришла в упадок вместе с её владельцем.
  Рассказ неторопливый, вдумчивый и более всего посвящён воспоминаниям. Основную часть перетянула на себя фотостудия с её историей и настоящим, оставив драматургии не слишком много места, отчего рассказ кажется мне не слишком сбалансированным. Изрядно хромает пунктуация.
  
  ЗЫ: история фотографии обнажённой напоминает скандал на выставке в Манеже в 1962 году, когда Хрущёв узрел "Обнажённую" Фалька... Но это уже совсем другая история.
  
  Белкин Александр "Амаркорд"
  
  "Но чтобы играть в войну надо поделиться на "наших" и на немцев. А немцами быть никто не хочет".
  
  Повествование мальчишки о дне в детском садике оказалось на удивление интересным. Тема, стилистика, короткие предложения, действующие лица - рассказ явно предназначен для детей. Тогда к чему мудрёное название, значение которого мне пришлось искать в интернете? По смыслу оно вполне подходящее, но не для детского рассказа. Значит, автор предназначил его для взрослых. А почему бы и нет? Воспоминания об этом времени согревает многих: беззаботное младое детство, военные игры, когда в руках стреляло что угодно, лёгкая и бескорыстная дружба, мечта о мороженом и мощная антифашистская "прививка".
  По исполнению от меня замечаний нет, рассказ читается легко и с улыбкой.
  
  Большаков Алексей Владимирович "Мы еще поживем"
  
  "Какое счастье вновь видеть солнце, голубое небо, легкие пушистые облака. Еще один день подарила ему судьба!"
  
  Старый человек, невольный затворник, обременённый недугами, немощный, выбирается на природу, на свежий воздух, к людям. Пожалуй, человеку молодому, здоровому, не стеснённому в передвижениях, непонятна будет стариковская радость, но автор легко и убедительно донёс до читателя смысл одного-единственного дня, оказавшегося столь важным в простой-непростой стариковской жизни. Читая, я опасалась только одного: как бы не попался на пути героя какой-нибудь бездушный или попросту глупый дурак и не испортил бы деду настроение на много дней вперёд, но обошлось. Вот и славно.
  Сюжет рассказа предельно простой, но в этом и есть задумка автора: поймите стариков, относитесь к ним бережнее. Не надо усложнять, им и так непросто.
  
  Васильев Сергей Васильевич "Выбираемые обстоятельства"
  
  "Кто-то выбирает сам, за кого-то выбирают те самые "обстоятельства". А тот, кто выбирает сам, разве исходит не из обстоятельств?"
  
  Во время хаоса в родной стране выбор становится чрезвычайно сложным. Кажется, проще доверить его обстоятельствам, но тогда можно поплатиться имуществом, именем, жизнями родных и своей собственной. Революция и Гражданская война переломала множество судеб... "Все пытались объяснить происходящее, категорически отказываясь это происходящее понимать. Что случилось раньше: смешение противоречивых мыслей в головах или хаос в стране?" - на этот вопрос твёрдо ответил Михаил Булгаков, но что делать, когда разруха уже наступила? Кто-то бежит из страны, кто-то меняет окрас, кто-то пытается выжить, приспособившись к тому, что есть.
  Герои рассказа - люди непростые, и они сумели сделать свой выбор. Казалось, никто теперь не узнает, какой именно, но былое вновь выплывает из небытия, цепляется, как репей, и снова приходится принимать решение.
  Вопрос автору: в начале рассказа героев было трое. Куда делся молоденький подпоручик, норовивший застрелиться?
  
  Гаан Лилия Николаевна "Чубчик кучерявый"
  
  "Это не баян украли, это хотели нанести удар по всему колхозному движению".
  
  Такое было время - врагов искали всюду, и спрятанный из ревности колхозный баян мог сломать судьбу безнадёжно влюблённому пареньку, обездолить его семью. К счастью, преобладал здравый смысл, да и люди в селе жили дружно.
  Рассказ получился добрым, к тому же он великолепно исполнен и полностью погружает читателя в тридцатые годы.
  
  Гальская Татьяна "Мир, труд, май!"
  
  "Тогда я сильно переживал, а через пару лет нашёл свой дневник и сжёг его в старой бочке за домом. Стыдился читать про любовные глупости в то время, когда сознательные люди покоряли космос".
  
  Удачное название подобрала автор своему рассказу. "Мир, труд, май!" - так и брызжет со строк дневника юноши, пусть он пишет вовсе не о космических кораблях, бороздящих просторы Вселенной. Молодость, любовь, а впереди - большое будущее и великие свершения!
  А что у нас со второй половиной рассказа? Здесь мы узнаём, чем окончились амурные поиски молодого человека. Между первой и второй половиной уместилась целая жизнь, юноша успел её прожить и окончить, и его светлый, наивный дневник читает взрослый внук. Он живёт в ином мире и многого из дневника не понял, а бабушкины объяснения, похоже, пропустил мимо ушей. Как бы потом не пожалел, что невнимательно слушал...
  Обе половинки хорошо передают настроение. И всё же они, на мой взгляд, плохо сочетаются друг с другом. Задумка хорошая, но надо бы объединить две половины рассказа чем-то общим по духу и по стилистике, чтобы текст не воспринимался как разломанный.
  
  Дядюшкин Сэм "Куприк"
  
  "Из тёмной глубины на Лёху смотрело страшное неживое лицо, с запавшими глазницами и всклокоченной бородой".
  
  Нелюбимому, ненужному ребёнку не посчастливилось встретить человека, способного направить его в нужное русло, зато рядом были друзья, такие же, как и он сам. И "покатилось по наклонной плоскости". Душа человека зачерствела, почернела, и стал он потерянным для общества, да и для себя тоже, потому как ничего, кроме серьёзных проблем на тот самый зад, он себе не находил. Притом искренне считал себя "везунчиком". Напрасно, потому как последний встреченный им человек и сам нарушил закон: использовать ловчие ямы запрещено, и у Куприка не осталось ни малейшего шанса.
  Эх, таким бы пером - да о подвигах на фронте... К автору только один вопрос: "Кило двести на юг - до Романовки - дней пять лесом будет". Кило двести - это тысяча двести километров? И за пять дней, ещё и лесом?! Даже звериными тропами - вряд ли.
  
  Кусков Сергей Юрьевич "Ночной полет над сонными водами"
  
  "Яблони на Марсе по-прежнему не цветут".
  
  Этот рассказ на преноминации я заминусовала из-за мощного фантэлемента. Добро, если бы он просквозил мимолётно, но летающий слон, выступающий в качестве заднего плана, в котором, как в зеркале, отражается окружающая действительность (эко меня занесло... В ленинский материализм!), громадой своей заслонил даже главных героев. Собственно, реализма в рассказе хоть отбавляй. Тут и экология, хромая из-за дурно воспитанных горожан, и проблемы фермерства и сельхозпредприятий, и судьба учёного, и "зоопарк" с негодными для питомцев условиями, и отгородившиеся от простых смертных городские "сливки". Герои рассказа - руководитель совхоза и сторож зоопарка, как могут, выживают в сложившихся условиях. И настолько это несправедливо и неправильно, и настолько огорчительно, что автор прибег к гиперболе, подчёркивая абсурдность подобного устройства жизни. Без летающего слона рассказ не состоялся бы, остался бы таким же серым, как пресловутая окружающая действительность.
  Замечаний по тексту от меня нет, рассказ хорошо исполнен. Персонажи вполне узнаваемые, и положительные, и не очень. Летающий слон вызывает не столько удивление, сколько симпатию. Как и ротвеллер, оказавшийся умнее своего хозяина.
  
  Маверик Джон "Большое наклонное зеркало"
  
  "Не хочу умирать, - шелестела она, как эти листья, как дождевые струи по карнизу, как ветер в голых вершинах. - Как много красоты вокруг. Я была такая глупая..."
  
  Ева - чуткая мать, она забеспокоилась при первых же признаках серьёзного заболевания дочери, когда поведение ребёнка можно легко принять за игру. Скиталась с дочкой по врачам, пыталась понять, в каком мире обитает замкнувшаяся в себе девочка. Чудеса иногда случаются, но не в этот раз: диагноз вовремя не поставили, а мать не смогла достучаться до чахнущей дочери, потерявшей интерес к окружающему миру. Почему она не догадалась подобрать к ней ключик вовремя? Да и помогло бы это? Наверное, если бы догадка пришла раньше, на душе матери было бы легче, насколько это возможно, когда теряешь ребёнка навсегда, а чувство вины, невыносимое, неизбывное, остаётся.
  Великолепная проза сделала печальный рассказ особенно пронзительным.
  
  Медведь Виталий "Кутник"
  
  "В этот момент дверь вновь распахнулась. На пороге стояла Клара с топором в руке и заспанный Лешка с половником".
  
  В оставленную жителями деревню, как на островок посреди войны, один за другим прибились разные люди: пожилой инвалид, осуждённый за убийство зек, двое малолетних мальчишек, два солдата-разведчика, немногословная женщина.
  Командиром разношёрстного "отряда" негласно стал пожилой Пётр, обладающий серьёзным опытом и умеющий направить людей в нужное русло. Ничего-то ему не нужно было, пока он был один, хромой, уставший, обездоленный войной. Другое дело, когда отвечаешь за других. И не только за людей. И Пётр принимает сложное решение. "Ну, что смотришь? У каждого свой способ на крест залазить", - сказал он Иисусу Христу на иконе. Однако его решение поддержали только по части "партизанить", и ни один не бросил его. Людей, разных по возрасту и по характеру, с разным жизненным опытом, объединила одна святая цель. Правда, "партизанский отряд" шумел на всю округу, и горластый петух поплатился жизнью совсем напрасно.
  Рассказ отлично сбалансирован, каждое событие своевременно, герои зримые, без фальши. Приятной изюминкой для читателя стали проделки вредной козы, смягчающие повествование, где нет места веселью. Кое-где угадываются параллели: "Пётр привычно отправился налево, когда вдруг обнаружил под ногами нечто ужасное. На соседском поле среди подсохших кустиков картошки чернела комьями свежевыкопанная лунка". Чем не Робинзон Крузо на островке посреди войны? Затишье-то обманчивое! Замечательна сцена признания в любви: "/Клара/ сняла полотенце с хлеба, отрезала ломоть, полила сверху растительным маслом, посолила и подала Петру". Словно Ева с её яблоком. Нет излишней сентиментальности, но до чего тонко! Свою смысловую нагрузку несут и короткие беседы Петра с Иисусом Христом на иконе, с которым он предельно откровенен.
  
  Замечания по тексту:
  "Напротив входа в дом в красном углу на божнице стояли три иконы". Получается, иконы висели на улице. На самом деле, "в доме напротив входа" или "напротив входной двери".
  "Есть хочешь?
   Мальчик кивнул.
   - Заходи. Хлеба нет, извини. Варёная картошка".
  Откуда взялась картошка, ещё и варёная, если "готовить Петру было лень. Он съел все припасы в доме и, кандыбая, пошёл по территории", а по возвращении с осмотра нашёл мальчика?
  "Пётр помолчал и забрал из рук у Клары портрет". Фото было в руках у Петра.
  
  Некрасов Алексей "Оттепель"
  
  "Нагрянувшая посредине зимы оттепель обманывает природу. Распускаются цветы, набухают почки, пробивается из земли посаженный осенью чеснок. А потом, поверивших в обман, безжалостно бьет вернувшимся морозом".
  
  Автор использует ненавязчивый приём параллели природы и человеческой жизни, приём симпатичный и безотказный: как бы человек ни пыжился и кем бы себя ни мнил, от природы он никуда не денется. Сюжет рассказа незатейливый и подброшен автору самой жизнью: история произошла на его глазах с сотрудником. О дальнейшей судьбе героя автор не знает и честно строит предположения, не пытаясь что-то домыслить от себя, как того требует жанр художественной литературы. И получился у автора рассказ-размышление.
  Который, к слову говоря, требует вычитки, текст довольно занозистый. Имеется и небольшая нестыковка. Вот как рассказчик отзывается о причине "оттепели", она же "шерше ля фам": "Была ли она красивой? Сложно сказать. На мой вкус, нет". "Зато личико было смазливое, и ножки, что надо". О вкусах, как говорится, не спорят, но чудится в этих двух утверждениях некое противоречие.
  
  Прудков Владимир "Подарок"
  
  "А товарищи давили на сознание, капали каждодневно: вот, мол, вырастет сын и заживёт своей жизнью, а ты, Ваня, останешься у разбитого корыта. Ну, а годы, лучшие-то, - прошмыгнули".
  
  А приятели у нашего героя "как вши, заводятся". И одинокий отец, навертевшийся за десять лет между работой и домом, добрый, ответственный и безотказный, начал попивать. А до того он неплохо управлялся с воспитанием сына. Но, как бы отец ни старался, ребёнку сильно не хватает матери. Правда, пустившись на поиски жены для папы, Ромка думал не о себе, а о том, что только женщина способна вернуть отцу интерес к жизни и вытащить его из пьянок. К поискам подошёл с отцовской скрупулёзностью: "Вот так приобретёшь кошку в мешке, а потом будешь мучиться". И ничего-то сыну не жаль для отцовского счастья.
  Рассказ поделён на две части: на повествование об отце, оставшемся с сыном на руках, о его нерешительности и упущенном шансе, вторая - о сыне, попытавшемся по-своему упорядочить жизнь сломавшегося отца. Таким образом, у рассказа два главных героя, но они друг другу не мешают, первая часть органично перетекает в другую. Финал оказался неожиданным, а уж чем кончится вся история, остаётся догадываться, но это в плюс. По исполнению от меня нареканий нет.
  
  Саганенко Ника-Елена "Волк и Хоббит"
  
  "Я как собака, решившая, что у неё есть крылья".
  
  Героиня рассказа, Александра, на втором плане, а на первом - её возлюбленный, о котором она с увлечением рассказывает. Персонаж своеобразный, яркий. Неблагополучный. "Болезный, чокнутый, просто сумасшедший" - со слов самой Александры. Закосивший от армии и решительно не желающий работать: "Дорогой друг, ты живешь в самой лучшей стране - Совдепии! Тут ты - счастлив. Потому что тут делать ничего не надо. Тусуйся как хочешь. А на Западе надо работать. Вкалывать!" Живущий на средства от краденых книг и прикрывающий своё воровство высокими фразами. Наша героиня пошла за этим типом... Молоденькая, окончила ли школу - осталось за кадром. Там же, за кадром, остались её родители. Александра ни словом о них не обмолвилась, ни плохим, ни хорошим, словно они ничего для неё не значат, но с первых же строк становится ясно: ребёнок растёт без родительской опеки, словно ковыль в поле. И со стороны дочери - равнодушие в ответ на равнодушие. Итог: Александра, добрая, отзывчивая душа - ветреная, потерянная, бестолковая, плывущая по течению. А куда течение вынесет, если её дальнейшим воспитанием пытается заняться некая Натали, "гид" по иностранцам? И судьба героини беспокоит куда сильнее, чем судьба её парня, угодившего в психушку.
  А как сложится жизнь у Кеши, школьника, сбежавшего из дома, и которого, похоже, родители даже не хватились? А ведь хватиться ещё не поздно: "На столе, на расстеленной по торжественному случаю белой скатерти, яркими красками выделялись три книжки". Маленький читающий человечек рискует стать потерянным для общества. Ау, родители!
  Этот печальный рассказ мастерски исполнен. "От него пахло больницей. Но запах превратился в слова" - хорошо сказано. Автор, перевоплотившийся в строках в свою героиню, и читателя заставляет смотреть на людей её глазами. Есть и ещё одна особенность: дух страны 80-х, вполне узнаваемый. Да, страна в то время была читающей. И ещё уроки информатики, совершенно бестолковые, когда компьютеры в школах даже не планировались.
  
  Слесарчук Александр "Сашка"
  
  "Перед ним на помосте стоял Хаим Шапиро. Они смотрели друг на друга. Шапиро быстро, как при первой встрече, отвел глаза в сторону и, как ему показалось, опустил плечи"
  
  Автор посвятил рассказ своему деду, воевавшему в Первую мировую. Дед, тогда ещё двадцатилетний, потерял в бою руку и попал в плен, а выжил благодаря земляку, который перешёл на сторону врага. Хаим спас Сашку несколько раз, и, наверное, одному Б-гу известно, как ему это удалось. В Великую Отечественную сыновья Александра воевали с немцем в партизанах - и здесь аукнулся тихий подвиг Хаима. Александр не стал рассказывать односельчанам о предательстве Хаима и сынам не велел, и в этом проявилась его благодарность.
  Автор к памяти своего деда отнёсся очень бережно, и рассказ, несмотря на непростую тему, получился мягкий и приятно читается. Свою мысль он до читателя донёс вполне доходчиво. Текст слишком простой: "встал, пошёл, сказал", и построен короткими предложениями. Между тем рассказ стоит того, чтобы превратить его в достойное художественное произведение. Следует поработать и над грамматикой. Например, мысли берём в кавычки, прямая речь оформляется тире. "Малейшие движения вызывали боль" - в единственном числе будет лучше. Автору есть над чем поработать, и, главное, это необходимо.
  
  Софронова Елена Анатольевна "Акушерка и самовар"
  
  "Да не верьте этому расфуфыренному павлину, он все врет".
  
  Каждая из трёх частей рассказа написана своим стилем: сначала рассказчик излагает историю своей матери "на бумаге", потом разговаривает с читателем, а потом его "разоблачает" золотая брошь, которая досталась ему от матери в наследство. Разоблачать-то особо нечего: сын свою мать боготворит, а брошь относится к ней критично. И вот здесь, на перекрестье двух взглядов под разными углами, мы и видим живого человека, женщину с её тяжёлой, не сложившейся судьбой. Работящую, гордую и с добрым сердцем. Но и с характером: могла и круто поступить с человеком, если он того заслуживает.
  А что же с нашим рассказчиком, инвалидом без рук - без ног, прозванным "самоварчиком"? Живёт в Америке и неплохо зарабатывает, даже семью завёл. Кто-то скажет: зарабатывать на собственном уродстве безнравственно, это уровень балагана. Но раз инвалид превратился в "расфуфыренного павлина", значит, всё у него хорошо. Не будь "балагана", он бы сгинул в дурных условиях. Был бы весь рассказ беспросветным вместе с его тремя частями, если бы не этот "балаган", позволивший несчастному "огрызку" реализоваться и жить.
  Неясно, какой период новейшей истории описан, предположительно, после войны. Всё же автору стоит намёком уточнить. Рассказ мне не слишком понравился, но с удовольствием отмечу отличное исполнение: выдержан стиль, персонажи реалистичны, и, что важно, в мощной волне негатива читателю оставлен лучик света.
  
  Стадлер Наталья Владимировна "Капкан"
  
  "Простите, фрау Шмидт, я вас недооценил. Вы оказались крепким орешком, в отличие от вашего мужа. Примите мои соболезнования".
  
  В "капкан" угодил не только муж героини, но и она сама. Однако, в отличие от мужа, который нашёл лишь единственный выход из сложного положения, Наталья не стала опускать руки, принялась за поиски, привлекла подругу и своих детей: "Но вы правы - хватит нюни разводить! Надо действовать". А предвзятый комиссар получил твёрдый отлуп. Русская женщина так и не поняла, почему её Ральф решил покончить с неурядицами столь фатальным способом.
  Рассказ по-женски эмоциональный, и как детектив "держит" до самой развязки. Исполнение хорошее, от меня лишь несколько замечаний:
  У героини есть дочь и сын, оба они вовлечены в действо, но о них читатель узнаёт лишь в ходе повествования: сначала о том, что есть сын (непонятно, от первого он брака или он сын Ральфа - об этом упомянуто ближе к финалу), потом оказывается, что есть ещё и дочь, и что она взрослая и тоже живёт в Германии. Всё бы ничего, но вот этот абзац приводит в недоумение: "В нос ударил нашатырь. Я лежала на диване, укутанная в одеяло. Рядом сидели дети, по комнате бродили какие-то люди". О каких детях пишет автор, если здесь у нас только Филипп? И то неясно, сын ли он покойного?
  "Находясь в полуобморочном состоянии, я не видела, как осматривали место происшествия, как опрашивали сына, соседей, как выносили труп". Труп родного человека, вообще-то. Уместнее написать "тело" или "покойного".
  
  Сухов Александр "Рефлекс курка"
  
  "За трофеи бы полагались почести и награда. А так - пуля!"
  
  На войне действуют свои законы, в мирной жизни часто неприемлемые. Доброволец Иртыш постигает их во время относительного затишья в расположении под Славянском в философских беседах и спорах с сослуживцами. Что есть трусость и есть ли ей оправдание? А если у бойца инстинкт сработал? Как понимается героизм в разных условиях? И можно ли победить без героизма? Предупреждение Политрука по поводу мародёрства и приравненных к нему действий Иртыш и его товарищи не восприняли всерьёз: "Угрозу не поняли, сочтя за шутку. Плохую, конечно. Разве в своих стреляют?" Война между тем громыхала совсем рядом, и чем громче раздавались её раскаты, тем меньше шутки видел Иртыш в предупреждении командира. И всё же выстрел в финале прозвучал слишком неожиданно. Во всяком случае, для меня, знающей о законах военного времени лишь понаслышке.
  Последние скупые строки - словно реквием, ведь автор написал рассказ на основе реальных событий.
  Этот рассказ не только о бесчеловечности войны, но и о том, как много зависит от самих людей даже в военное время с его законами.
  По исполнению - рассказ читается тяжеловато, но и тема не та, чтобы "проглатывать" произведение с ходу. Автору хочу пожелать продолжать совершенствоваться в писательском мастерстве, это необходимо и ему самому, и его читателям.
  
  Чваков Димыч "Голубая глина"
  
  "4 Mein junge, jetzt liegt unser Leben in deinen Händen! (нем.) - Мой мальчик, теперь наша жизнь в твоих руках!"
  
  Можно ли доверить свой драгоценный организм фельдшеру из глубинки, когда оказались бессильны даже врачи областной больницы? Или смирной медсестре, если сам главврач велел готовиться к операции, и, кажется, уже не отвертеться от инвалидности? Многие доверяются, когда кроме остатков здоровья нечего больше терять, но вопрос остаётся открытым. Однако тема рассказа другая, автор рассказывает о врачах, которые всегда готовы прийти на помощь, и помогают, и спасают, и "вытаскивают". Эти люди и есть та самая исцеляющая "голубая глина", которой, к сожалению, не так-то уж и много на свете, а цены таким людям нет.
  История фельдшера необычна и в то же время вполне реалистичная. Похоже, у этого замечательного персонажа имеется прототип, так же, как и у главного героя, и у медсестры с отзывчивым сердцем. Иначе говоря, рассказ написан на основе реальных событий. Тем не менее, никаких "стыков жанров" не наблюдается, это полноценный, отлично исполненный художественный рассказ.
  И напоследок: "Но жизнь... причудливым образом вплетает старые сюжеты в канву новых событий, а мы только задним числом способны воспринять это в качестве факта, подтверждающего простую истину - ничего в мире не происходит просто так, без смысла или не всегда сразу угадываемого значения".
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"