Героем рассказа может быть кто угодно, от святого старца до уголовника, и понятие чести у каждого свое. Тут главное, кем бы ты ни был, в какую бы ситуацию ни попал, изволь остаться Человеком. Так что, вертя задумчиво барабан над чтением рассказов, не буду забывать об этом...
За грамматику особо цепляться не буду, потому что в этом случае цепляюсь, как репей, а это долго и скучно. О соответствии теме рассуждать смысла нет: на то была преноминация. Рассказы оцениваю в основном по уровню исполнения и по ценности вложенного в них, и, конечно, в сравнении. Тема конкурса предполагает оценивать не только сами рассказы, но и поступки героев, и на мою оценку напрямую влияет факт, за какую идею герой стоит честью. В то же время я буду исходить, повторюсь, из ценности вложенного в произведение, потому что может, например, получиться так, что герой поступает неблаговидно, но автор, раскрывая отрицательного героя, беседует с читателем о чем-то очень важном.
РАССКАЗЫ 4-й ГРУППЫ
Виктор Бердник "Легионер"
Ладно скроенный, гармоничный, написанный спокойным тоном, рассказ неторопливо раскручивает интригу и держит читателя уверенно и цепко, удачно сочетая художественность и реалистичность. Главный герой вызывает уважение, и очень жаль, что не нашел он призвания у себя на родине.
Только одно нарекание: Российский боевой флаг развевается не там, где нужно, боевой марш звучит не там. Мотивы героя, с гордостью поднимавшего флаг на судне, вполне понятны, и все же...
Оценка: 7.
Сорокин Александр Викторович "Stranger"
Весь рассказ - размышления героя о своей жизни, о родных, о своем месте в собственной жизни. Читается хорошо, но у меня рассказ оставил ощущение безнадеги: герой дает слишком уж слабую надежду, что попытается изменить себя, а вместе с собой - и отношение к себе окружающих, и собственную судьбу, несмотря на мечтания ЖИТЬ не хуже, чем прежде, в молодости, преодолев главную причину жизненного "застоя". Финал подается автором как настоящее время, реальность, но меня, как читателя, он не убедил, я воспринимала финал только как мечтания, пока не прочитала приписку "фантастика".
Однако рассказ хорош даже этой своей реалистичной безысходностью - вот он, герой, как на ладони перед читателем, и как он пришел к нынешней своей жизни, ясно из его плодотворного самокопания.
Проза качественная, полная образов, но слова стыкуются друг с другом жестковато, и к чтению надо чуть-чуть приноровиться. Диалоги исполнены превосходно: речь крутой девчонки совсем не та, что у пожилого, съевшего пуд соли трансвестита. Несмотря на кажущуюся "однородность", рассказ уравновешен, заметных перекосов нет.
Придерусь, пожалуй, к названию, но придерусь без пристрастия: можно было назвать так же, но по-русски. У меня есть опасение, что с импортным словом в названии (да плюс "синхронные коты" в самом начале) автор может не найти своего читателя.
Еще пара ленивых придирок, не влияющих на оценку. "...хабалистая мадама с удивительно низким центром тяжести, нависшим над массивными каблуками". Понятно, что здесь подразумевается живот, однако людям с такой фигурой низкий центр тяжести не даден! А вот балеринам и спортсменкам-фигуристкам низкий центр тяжести помогает так изумительно танцевать.
"Коротко стриженая физия..." Физия - это лицо, если не ошибаюсь. А стригут не лицо, а волосы.
Ухажер-мареман - это вероятно, мореман, иначе моряк.
Интересно, откуда трансвестит знает про Перельмана? Продвинутый, однако. Хотя... человек он неглупый, почему бы и нет :)
Оценка 9.
Мельникова Лилия "В память о дружбе"
Произведение написано, скорее всего, по воспоминаниям ветерана Великой Отечественной войны. Автор вложила рассказ в рассказ. Исполнение неплохое, ровное.
Поступок главного героя, несомненно, вызывает восхищение. Много ли в наше время людей, способных взять на воспитание троих детей, сдержав обещание погибшему другу?
Небольшая просьба автору: надо исправить имя главного героя, он то Давид, то Давит.
Оценка 8.
Капшур Валерий Валентинович "Минэн-Олэн"
Финал неожиданный, причем удивили оба героя: и штабс-капитан, и купец. Оба оказались на высоте! О конечном решении офицера можно спорить, но... не хочется. Прекрасное исполнение, диалоги приятны на слух, отлично переданы и настроение героя, и красоты природы. В злополучной бочке будто сам побывал.
Вызывает сомнение вот что: герою в бочке казалось, будто он летит вниз бесконечно, что естественно, но на самом деле он спустился с горы очень быстро. А внизу его уже ждал купец, который провожал его наверху. Как купцу удалось опередить героя? Не думаю, что его помощники стали бы держать офицера в бочке, дожидаясь, пока дородный купец спустится с горы.
Еще один вопрос автору. В наших краях слепни есть, но мало. Они летают днем, а поздним вечером их нет. На Урале они и вечером жалят?
И еще, главное: гора Минэн-Олэн есть на самом деле?
Оценка 8.
Скляр Александр Акимович "Где эта улица, где этот дом..."
Вот он, герой: показывает себя, словно на сцене, вертится во все стороны, кланяется и что-то о себе рассказывает. Ну, и всё... до самого финала.
Финал расстроил (честно). У читателя душа ведь тоже тонко чувствующая...
Повздыхала.
Оценка 4.
Львова Лариса Анатольевна "Долг"
Читается легко, залпом, но рассказ тяжелый. Автор настолько хорошо подала действо, что метания и страдания героев воспринимаются почти на физическом уровне. Рассказ небольшой по объему, он затрагивает масштабную тему, но охватывает только самую малую часть, однако трагедия целого народа складывается из "маленьких" трагедий каждого человека. Смерть главного героя вовсе не показалась мне самоубийством: он уходил с сознанием, что исполняет долг перед собственным родом, и иного выхода он не видел. Другой герой, Василич, примиряет читателя с его смертью, поставив свечку в церкви, и это смягчает жестокость описанных в рассказе событий.
Прицеплюсь, пожалуй, только к названию: избитое оно. Таких названий - пруд пруди.
Оценка 9.
Bad Dancer "Краткая история агентства недвижимости"
Крепкий, добротный рассказ. Построен в основном на диалогах, но, тем не менее, динамичен. Здесь главное блюдо - интрига, но исполнение тоже неплохое. Действие происходит в 90-х, во времена бандитизма, но никакого налета сериальной "романтики" даже близко нет, и реалистичность подкупает.
Странноватым показалось поведение героя (не главного, а того, от лица которого ведется повествование): чем торчать в малоприятном заведении почти весь отпуск, как прыщ на лбу, спросил бы у бывшего зека напрямую, чего уж там... Ежу ясно, что не переиграл бы его со своей "конспирацией".
Оценка 7.
Грошев-Дворкин "Истинно флотский СПАСАТЕЛЬ"
Конечно, это мемуары, иначе и быть не может, и вероятно, самую малость приукрашенные. На художественность рассказ не претендует, восприятию несколько мешают стилистические и грамматические ошибки. Но... на то и мемуары. Написано эмоционально.
Непонятно, что за корабль. Ясно, что не рыбак и не пассажир, но все же кто?
Рассказ полон технических подробностей, которые расписаны вполне доходчиво. Вот только винт регулируемого шага надо бы расписать во всей красе сразу, а не ближе к финалу, чтобы читатель, далекий от морей, не хлопал глазами, гадая, что это за ВРШ и откуда оно растет. Желательно также дать сноски на слова кап-раз, ГРЩ (главный распределительный щит?) и, пожалуй, на тахометр.
Оценка 6.
Багирли Анар Рауфович "А был ли смысл?"
Задумка неплохая, но рассказ показался мне затянутым. Пришлось читать длинный монолог, вроде философский, но, по идее, содержащий только описание декораций. Иными словами, декорации показаны, но действий опять же нет. Смысл рассказа заключен буквально в нескольких словах. Все то, что наговорил Незнакомец, по объему годно для повести, где последует все остальное: интрига, действия, размышления. И у меня как читателя возник вопрос: а был ли смысл... так длинно расписывать?
Герой много размышляет во время страшных пыток. Не верю! И вряд ли бы сразу после пыток его поразил бы чей-то голос.
"Есть ли в моем объяснении какие либо нелогичности?" - спрашивает Незнакомец. Нелогичности есть. "Твоя личность, которая была совокупностью электрических сигналов твоего мозга, исчезла". Далее по тексту следует противоположное утверждение: "А уж поместить твою личность в тело созданное на основе твоей ДНК..." И уже неясно, чем для автора является личность, существует ли она отдельно от тела или является его порождением.
Оценка: 5.
Надежкин Андрей Андреевич "Гость"
И в самом деле, что именно хотел молодой человек от профессора? Вероятно, хотелось высказаться о том, что накипело, что возмущает больше всего. Я, как обыватель, согласна с героем, а как читатель ждала действия, неожиданного поворота. Но... герой высказался, выслушал мнение профессора (тут он молодец!) и ушел своей дорогой. И получилась в итоге у автора неплохая статья для интернета. На полноценный рассказ она не тянет, хоть и вызовет отклик у неравнодушного читателя. Вот написал бы автор о мытарствах человека из-за крючкотворства чиновников или из-за "производственного" идиотизма - тема неблагодарная, конечно, но это как подать...
Пара нестыковок: "потупленный взор на вошедшего" - это как? Потупленный взор - это когда человек опускает глаза. Неужели вошедший полз по полу?
"Так уделите немного времени человеку, который способен донести нечто новое и до вас". Молодой человек только что заявил: "И боюсь, отниму у вас немало времени". Что за непоследовательность? Да и нового-то ничего не было...
Оценка: 5.
РАССКАЗЫ 5-й ГРУППЫ
Вордин Сергей 'Своя вера'
'Деревенский' детектив, где главный герой - ветеран горячих точек. Интрига держит, как и положено детективу, есть и неожиданный поворот. Рассказ написан простым языком, предложения короткие, описания прямые и доходчивые. Персонажи четко поделены на положительных и отрицательных.
Я удивилась, прочитав в конце рассказа, что участковый работает только на одном этом месте пятнадцать лет, между тем у меня сложилось впечатление, что парень совсем молоденький - сказались недостатки текста. К примеру, обращение бабки Солонихи (и почему именно так: бабка Солониха?) к участковому: Сашок. Выходит, участкового в деревне совсем не уважают, вот и приходится ему демонстрировать, что 'не пацан уже'. Может, и не пацан, а сам сидит на мокром пне после ливня... Удивило, что участковый на месте происшествия передвигает вещи с места на место, пусть даже это поленья. А здесь что за 'центр': '<Бабка> Взяла Зорьку за рог и зашлёпала по дороге к центру'?
Огрехи, мелкие, как семечки, смазывают впечатление от хорошего рассказа. Надо бы поработать и над самым началом, потому что оно воспринимается как театральная постановка. Сам же рассказ хорош и не оставляет равнодушным.
Оценка: 7.
Калугина Лена 'Первый бой'
Рассказ о дружбе, которая не делит друзей детства на 'плохих' и 'хороших'.
Исполнение слабое. Короткие предложения хороши для подачи динамичных действий, однако для повествования это серьезный недостаток. Герои не раскрыты. Главная идея - дружба, однако это становится понятно только в финале, потому что речь идет исключительно об одном герое, остальные друзья названы только по именам. О них вообще ничего, единственно - в самом конце указан, как говорится, род занятий. Иначе говоря, цель автором не достигнута. По этой же причине неясно, для какого читателя написан рассказ: для детей он не годится из-за финала, взрослые не воспримут детскую драку без логического завершения: для чего, собственно, она затевалась?
На дворе семидесятые, однако 'Славке достаётся от матери по полной'. Разговорное 'по полной', или 'по полной программе', появилось позже.
Итог. Детский 'первый бой' воспринимается как прелюдия к основному действию, потому что далее по сюжету участники выросли, и читатель ждет логичного продолжения пресловутого 'боя'. Однако продолжения не последовало, и рассказ показался мне незаконченным.
Рассказ о детстве - чудесном времени, когда у ребенка совсем другие ценности, чем у взрослых, и ценности эти настоящие, не поддельные, и взрослые со своей жадностью, высокомерием и враньем проигрывают на фоне детской чистоты и непосредственности.
Исполнение великолепное. Герои, их чувства и мысли, окружающий мир, диалоги, вещи - все живое, яркое, осязаемое. Прекрасно передано детское восприятие, а это очень важно, когда главные герои - дети. Они влюбляют в себя читателя... Наверное, оттого так остро переживает читатель, когда взрослые развенчивают красоту дня, окружающего мира, момента в глазах маленькой героини.
В финале героиня снова на высоте: у нее по-прежнему нет плохих людей, а обиды забыты. Есть у меня сомнения, что взрослые и в самом деле поменяли свое отношение к девочке из бедной семьи, но обвинять автора в излишнем 'мармеладе' все-таки не хочется.
Придирка от меня одна-единственная: 'Но мысли мои уже где-то далеко и я, совсем некстати, опять вспомнила сегодняшнее утро, полное светлых надежд, оборвавшихся в один миг с порвавшимся платьем...' Здесь повтор однокоренных слов.
Оценка 9.
Сильвер Рей 'Рай не место для неудачников'
Сразу отмечу, что мне понравилось в этом произведении.
Рассказ хорошо сбалансирован и отлично сложен, все его части соответствуют друг другу. Идея с масками показалась мне любопытной, хоть она далеко не новая. Скорее всего, здесь только техническая сторона, однако... снять с себя маску и в самом деле непросто, а иной раз и смерти подобно. Зато - свобода! которая, увы, совсем не защищает. Еще одна интересная мысль: о том, что все Видящие 'выходят из-под контроля программ'. Киберпанк, однако!
Больше ничего утешительного автор не прочитает...
Исполнение деревянное, стилистические и грамматические ошибки убивают восприятие. Описания даются прямолинейно. Обилие безличных предложений, местоимений больше, чем нужно, короткие предложения там, где в них нет необходимости. Повествование идет в прошедшем времени, однако то и дело в текст встревают предложения в настоящем.
Досадно в киберпанке наткнуться еще и на такую ошибку: 'инфракрасный спектр', или на такую: 'Когда до взбудораженного сознания Мондего доходит, что он прибыл в назначенную точку, ему приходиться приложить немало усилий, что бы остановиться и зависнуть на многокилометровой высоте над местом проведения операции'. Немало усилий, чтобы остановиться и вообще чтобы 'дошло' до сознания - и это работает интеллектуальная система?!
Цифр много, но пишутся они таки словами, потому что рассказ художественный. Здесь цифрами цифры можно писать там, где они по сюжету заменяют имена, причем окончание в виде '-й' не опускается.
Я выписала кое-какие ляпы, которые заметила при беглом чтении, повертела их, повертела и решила в обзор не ставить. Если автору нужно, поставлю в комментариях.
Оценка 5.
Лобода Адриан 'Древо познания зла'
Для создания этого короткого рассказа требуются знания. Сюжет простой, и поэтому название показалось мне слишком пафосным. Герои не раскрыты, они промелькнули перед глазами читателя и могут слишком легко уйти в небытие. Повествование динамичное, описания короткие, сжатые. Текст тяжеловат, имеются стилистические блохи.
Придирка к герою: ладно, отомстил, но зачем еще и над девушкой издеваться, которая к тому же никого не обидела? Хороша же честь! Еще одна: где девушка взяла отраву?
Не придирка: 'Будет так, - наконец кивнул князь, - еще хорошо, что не попросил лучшую из лошадей кагана'. - 'Дружинники снова захохотали'. Непонятно, почему фраза вызвала смех дружинников. Если это связано с местными обычаями, желательно дать пояснение. Или воины в этот момент подумали о мщении героя?
Оценка 6.
Аноним 'Один на один'
Старый воин - мудрый воин!
А может, дело в том, что нож не простил убийства хозяина.
Подобный рассказ мало кто способен написать - здесь нужны особые знания, зато на него всегда найдется читатель. Можно еще отметить отличное исполнение - на то, чтобы изругать, слов всегда больше, чем на похвалу...
Придирок немного. В середине рассказа повествование, идущее в прошедшем времени, переходит в настоящее, и этот ход оказывается не слишком удачным, потому что сбивается динамика событий: они словно притормаживают.
'Не прошло и пары секунд, как молодцы подтаскивают молодцов ко входу в рекрутинговую контору'. Каламбур не прокатывает, получился обычный повтор. К тому же предложение не согласовано во времени.
'Петренко быстро записывал, а за сутки до официально объявленной дуэли между командирами двух самых могущественных группировок зоны отчуждения, инструктировал меня прямо на месте предполагаемых событий'. Значит, повествование идет от первого лица? Сюрприз, однако. А где это лицо было раньше? Было только обращение автора к читателям, которое соответственно и воспринимается. Далее пресловутое лицо мелькнуло еще разок и снова сгинуло.
'Один на один' - отрывок из более крупного произведения, но вполне самодостаточен. Единственно, где, вероятно, по этой причине вышло провисание - я не увидела различий между двумя героями, Лукашом и Ворониным. Люди они разные (автор мастерски описывает своих героев), но по сути - одно и то же.
Оценка: 8.
Железнов Валерий 'Спасатель'
Рассказ о героической жизни спасателя, который со временем превратился в спасителя, и утешение людей оказалось не менее (если не более) важным делом, чем спасение жизней.
Читается достаточно легко, несмотря на склонность автора к коротким, а заодно и безличным предложениям. Ярким штрихом, изюминкой явился, конечно, Маркела. Не все ясно с самим главным героем, он остался почти нераскрытым. Несомненно, он благородный человек, отзывчивый, надежный и всегда придет на помощь, но я как читатель совершенно не смогла его себе представить, и дело вовсе не в том, что нет описания внешности, а в том, что раскрыт герой однобоко. Даже в самом начале, когда шло описание спасательной операции, техническая сторона полностью заслонила эмоции. Единственное место, где они прорвались - спасение ребенка из трубы с водой.
Сильно подкачала структура рассказа. Действие начинается со спасения экипажа с горящего танкера, затем делается отступление в прошлое героя, от имени которого и ведется повествование. Резонно ожидать, что сюжет вернется к начатому, однако он так и ушел своей дорогой. Это основной недостаток по исполнению.
Осталось недоумение по поводу странной смерти Маркела. В произведении всё должно быть не просто так, а зачем здесь понадобилась эта странность? Намек, что человек отдал Божий дар и остался незащищенным? Непонятно.
Повествование ведется от первого лица. Герой - достойный человек, и дар ему явно дарован свыше, но, вероятно, когда раздавали скромность, он стоял последним в очереди, и скромность ему не досталась.
Оценка 6.
РАССКАЗЫ 1-й ГРУППЫ
Прежде чем начать обзор, хочу сказать большое спасибо 1-й группе, которая высоко оценила мой рассказ.
Оценивать рассказы все сложнее: после каждого этапа остаются лучшие, а правило по использованию диапазона оценок не меняется, и теперь оценки придется выставлять не за достоинства рассказов, а по рейтингу в группе.
А жаль: каждый рассказ меня зацепил, каждый запоминается, и невысокие оценки я ставила со страшным скрипом.
Удонтий Мишия 'Картофельные котлетки'
Емкий, короткий, пронзительный рассказ.
Оценка 9.
Новиков Владимир Николаевич 'За державу обидно'
Рассказ больше похож на зарисовку. Сначала читать было весело, однако веселая байка к финалу перекатилась в серьезное повествование о судьбе человека, тесно связанной с судьбой государства. Автор, как мне показалось, попытался в коротеньком произведении совместить, скажем так, велюр с гипюром, отчего рассказ может быть воспринят как в некотором роде винегрет. Сумбурным, однако, его не назовешь, все хорошо продумано: человек, переживший 90-е, прекрасно поймет, что хотел сказать автор, совместивший размышления о чести военнослужащего с очередью в винно-водочном магазине.
Исполнение хорошее. Каждое действие выделено абзацем для усиления эффекта, и этот прием сработал.
Оценка 7.
Антонов Виталий Александрович 'Власов'
А этот рассказ на самом деле - очерк, одна из многочисленных печальных историй времен Великой Отечественной. Очень жаль, что написано настолько сухо: эта история даже в столь сухом изложении не оставляет равнодушным.
Оценка: 5.
На заметку: местоимение 'вы' пишется с прописной только в письмах при обращении к конкретному человеку.
Чваков Димыч 'Марчеканская вспышка'
Рассказ по сути - беседа с читателем, неторопливая и вполне доверительная. Читается свободно, тем более что написано с приятным на вкус юмором (одна только самба в сочетании с цзао-фань чего стоит). Беседа вместила в себя два случая из жизни героя, случаи очень разные и связанные между собой только тем, что произошли в одном отрезке жизни героя. Думаю, подробное описание героя в самом начале дано неспроста: встреча с осужденным певцом с исковерканной судьбой не прошла бесследно для бывшего салаги, так ярко отметившего начало службы.
О том, как хорошо автор знает времена, о которых пишет, даже не стоит говорить.
Техническая сторона с ходу понятна не всем. Мне, гуманитарию конченному, пришлось поразмышлять, прежде чем я сообразила, отчего конкретно произошла вспышка на субмарине. Как-то бы понятнее расписать этот момент - как раз для таких неграмотных, как я.
Не совсем понятно, что означает выражение прапорщиков 'совершенно - сапоги'. Ни разу не слышала, вот...
Мелкая придирочка (для пущего порядка): 'Буду считать, сколько раз мичман прокричит. Каждая нечётная команда - включение, а нечётная выключение", - подумал матрос Салеев'. Надо бы команды пересчитать!
Оценка: 8.
Каримов Данияр Жумамеддинович 'Средство индивидуальной обороны'
Автор предлагает любопытный способ покончить со всеми войнами сразу. Осталось только изобрести... кстати, непонятно, что это за изобретение, которое передается через прикосновение и которое можно '...носить на себе'. Суть своей задумки автор предлагает читателю через противоборство главных героев, один из которых олицетворяет, понятное дело, темные милитаристские силы, поработившие 'архипелаг', другой - новую жизнь и свободу. История с инопланетной капсулой наглядно показывает темные делишки военных, владеющих архипелагом.
Самый интересный персонаж вовсе не свободолюбивый и правильный Чорс, а генерал Плюм. Он мог сыграть свою роль гораздо ярче, ведь вся его жизнь, привычные устои, карьера, вплоть до физических законов - все потерпело крушение, внезапно и безвозвратно. А он, привыкший к безоговорочной власти, человек не слишком молодой, безропотно принял происшедшее и сразу вошел во вкус. Можно сказать и по-другому: человек всю жизнь жил в одной клетке, и вдруг его вытряхнули на свободу... Какой будет его реакция на самом деле?
Рассказ рассчитан на молодых читателей. Стилистика ничем особенным не отличается: написано простым языком, предложения короткие, минимум описаний. Многовато местоимений.
О том, что Плюм - генерал, желательно уточнить сразу, в первом же предложении, чтоб читатель сразу понял, что это за Плюм такой.
'Чорс наклонился в сторону собеседника и внезапно схватил его за руку'. Плюм ведет допрос вроде как не в первый раз, а жертва вдруг запросто до него дотягивается! В этот момент я не верю, а он между тем - переломный.
'Пуля попала в цель, но, словно натолкнувшись на невидимое препятствие, деформировалась и упала к ногам ученого бесполезным кусочком металла'. Тоже с трудом представляется. Пуля или увязает, или рикошетит, или бьет навылет, а тут 'натолкнулась' и упала, еще и деформированная.
Сомнительно также и то, что вояки не сумели найти своего агента. Неужели старушка оказалась хитрее спецслужб? Хотя... почему бы и нет.
Оценка 4.
Вербовая Ольга Леонидовна 'Зеленый змий'
Произведение Ольги Вербовой горячо, даже с некоторой долей пафоса призывает к абсолютной трезвости.
Рассказ написан от первого лица, от мужчины, но написан очень по-женски: тут и мягкая стилистика, и образцовый муж и отец, и семейные подробности. Характер героя подан достаточно хорошо, однако он, герой, получился настолько правильным, даже праведным, что кажется нереальным. Ему не хватает живости, какой-то искорки, своеобразия, чтобы читатель поверил в него безоговорочно.
В тексте встречаются такие выражения: 'нетрезвый образ жизни', 'человек глубокого профессионализма и высоких моральных качеств'. Все это можно написать более просто, избегая пафосных, штампованных фраз, тем более слово 'глубокий' повторяется в следующем абзаце.
Текст хорошо читается и воспринимается, местоимений чуть больше, чем нужно, кое-где есть повторы.
Мне показалась сомнительной борьба героя с периодическим желанием выпить. Подобные метания не могут возникнуть на пустом месте. Если человек не пьет, он о выпивке и не думает, будто ее нет, разве что в критические, даже трагические моменты жизни. Было бы гораздо убедительнее, если бы герой после смерти жены сорвался и ушел в пьянство, но потом собрал бы волю в кулак и выкарабкался. Это реальный героизм, потому что жизнь у таких людей превращается в бесконечную борьбу, с тягой к спиртному им приходится бороться всю жизнь. Герой, по-настоящему занятый борьбой, вызвал бы более живой отклик читателей.
Тем не менее, скатится человек в пьянство или нет, в первую очередь зависит от него самого - в этом автор прав.
Пара мелких придирок. В самом начале рассказа я так поняла, что если герой напьется, он больше не будет видеть змея. И в самом деле, человек, как правило, не отдает отчета, что спивается. И все же, откуда герой знает, что не увидит больше змея?
'Крупный розовощёкий крепыш лежал в колыбельке и дремал богатырским сном'. Дремлют - когда спят некрепко, вполглаза. Богатырской дремоту никак не назовешь.
Оценка: 6.
РАССКАЗЫ 2-й ГРУППЫ
По правилам конкурса, оценки не должны повторяться, поэтому ставлю рейтинговые.
Ледовский Вячеслав Анатольевич 'Ксенофоб'
Когда территорию противника нецелесообразно захватывать в прямом бою, можно отменить 'барбароссу', набраться терпения и исподволь менять менталитет противника, сводить на нет национальную гордость, чтобы со временем он сам перешел в положение 'под' и признал приоритет чужого. 'Наши опекуны' - так называют земляне новых друзей-аларми, а себя - 'нелепыми по сравнению с ними'. Так неужели подвиг героя оказался напрасным?
Добротная космическая фантастика. Язык бойкий, деловитый, имеются стилистические семечки. Лоскуты-эпизоды, из которых состоит повествование, к финалу складываются в единую картину. Фантастический мир показан схематично, но этого вполне достаточно, большего не требуется. Герой раскрыт и понятен, как понятна и его внутренняя готовность к бою - автор обыграл этот момент. Батальная сцена читается захватывающе. Кроме того, автор создал новые расы со своеобразной психологией.
И, главное, рассказ актуален.
Вопрос автору: герой отправил на Землю доклад, а куда он, доклад, делся? Так и сгинул? Вопрос вопросом, но этот доклад - как зацепка, надежда, что человечество со временем выйдет из оцепенения. Есть еще одна фраза, которая дает надежду: 'И в этом случае история отношений людей и воинственных кошек развернулась бы иначе. Скорее всего, более трагически для обеих сторон'.
Мелкие придирки, не влияющие на оценку: 'Долетит первое сообщение только через неделю. Но буря может затянуться и на месяц. Ровно столько же нужно аларми, чтобы от этого места добраться до Солнечной системы...' Так сколько нужно аларми, неделю или месяц?
'Первый и последний бой между людьми и гигантскими кошками продолжался меньше трех секунд'. Однако автор сам же насчитал их пять. На третьей секунде погиб землянин, но бой, как ни парадоксально, он на том не закончил. Выходит, бой длился пять секунд, а не три.
Оценка 8.
Пантелеева Ирина Юрьевна 'Заблудившееся счастье'
Яркий, очень яркий рассказ и пронзительный. Главный герой - осязаемый, и простая жизнь его описана автором так, что вызывает живейшее сочувствие. Также осязаемы и остальные. История бесхитростная, добрая, оканчивается хорошо, но в то же время и печально. Рассказ хорошо сложен и отлично исполнен, язык мягкий и богатый.
В финале внезапно всплыли сразу два упущения: у героя, оказывается, на фронте погибли сыновья. Первая мысль: а сколько лет было деду, когда он так резво 'бегал'? Вторая мысль: а какой год на дворе в рассказе? Год, или, может, эпоху, надо уточнить в самом начале - это одно упущение. Потом пришло озарение: у деда не было детей. И начал покорный читатель гадать: наверное, у деда с Зиной был не первый брак. А это как раз не тот случай, когда читателю надо самому догадываться - это второе упущение автора.
В тексте есть кое-какие семечки, но придираться абсолютно не хочется.