Безбах Любовь : другие произведения.

Сбережённая история города Томари

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
 []
  
   Томари - небольшой сахалинский городок мощностью около четырёх тысяч человек, расположившийся на берегу Татарского пролива. Задолго до того, как на берега Сахалина впервые ступила нога российского подданного, айны сочли бухточку удобной для рыбалок, от успеха которых зависит жизнь племён, и основали здесь своё поселение. В 1905 году южная часть Сахалина перешла Японии, и в 1906-м родился город Томариору. "Томари" на языке айнов означает "залив", "бухта", а слово "оро" - "быть на ..." или "быть в...", то есть "Томариору" - значит, "в бухте" или "в заливе". Японцы проложили дороги, построили целлюлозно-бумажный завод, наладили рыбную и лесную промышленность. В 1945-м Южный Сахалин вернулся под российское крылышко. В 1946-м Томариору чуточку изменил название на Томари, подладившись под язык новых хозяев. В отличие от прочих населённых пунктов острова, ему удалось сохранить изначальное название, и сей факт является предметом некоторой гордости горожан. Жизнь продолжала кипеть вплоть до 90-х, когда Томаринский ЦБЗ, будучи градообразующим предприятием, безвременно почил, рыбная и прочая промышленность тихо сдулась, дороги стали почти непролазными, а порта здесь не существовало даже в лучшие времена.
   90-е канули, и тихий городок, устоявший в сложных перипетиях, продолжает свою скромную жизнь. В центре светленькие облицованные "хрущёвки", традиционный памятник дедушке Ленину и даже не слишком ухоженный фонтан. Присутствует ощущение некоторой оторванности от остальной части острова, вероятно, из-за грунтовых дорог, которые ведут в город, и из-за относительной тишины улиц.
   Первой в городе нас встретила лисица, бродившая рядом с жилыми домами. Приезжаем мы сюда с важным делом: тренировать детскую команду лыжников из села Чехова. В состав чеховской команды входит наша младшая дочь-холмчанка, так получилось. Ни в Холмске, ни в Чехове летом негде тренироваться на лыжероллерах, а в соседнем городе Томари хорошие трассы. Правда, в первой поездке нас ожидал небольшой сюрприз: трассы-то хорошие, но только ведут они вверх-вниз и сплошь в поворотах, ровного места не найти. Местные на лыжероллерах носятся по ним очертя голову, а нашим детям пришлось туго.
  

Летний пейзаж на обочине лыжной трассы.

 []

  

Летняя тренировка на лыжных трассах.

 []

  

Пушки, которые покрывают снегом лыжные трассы, если вдруг подведёт зима.

 []

  
   Пока юные спортсмены преодолевали трудности, я отправилась к Томаринской школе фотографировать каменных японских собак. Синтоистские храмы в Японии охраняют собаки-стражники кома-ину, похожие на львов. Парочка имеется в Томари, с ними-то я и решила познакомиться. Каменные стражники и сами находятся под охраной: территория школы обнесена высокой оградой, калитка под замком. Охранники вовсе не обязаны пускать любопытных зевак на территорию, поэтому лучше заранее заручиться разрешением директора, написав ему, что руки ваши пусты, а помыслы чисты.
  
  

Синтоистские собаки-стражники.

 []

  

 []

  
   Пока я знакомлюсь с собаками кома-ину, охранник "отдыхает" на школьном крыльце. Общаемся. Японские стражники небольшие, гривастые, осанистые, с мощными лапами. Любуясь на забавные свирепые мордашки, радуюсь, что памятники под надёжной охраной, и никто их не сопрёт себе на дачу. Собака с ощеренной пастью - кобель, с закрытой - сука.
  
  

Руины целлюлозно-бумажного завода.

 []

  
   В первое же посещение города мы всей компанией после тренировок отправились в маленький парк на "бумовской" сопке (рядом - руины целлюлозно-бумажного завода), где после японского владычества осталось несколько памятников. Когда-то сопку украшал синтоистский храм. С приходом Советской власти почти все японские храмы снесли. Храмы, как правило, были деревянными, а фундаменты бетонными. По некоторым источникам, храм Томари-дзиндзя сгорел, и остался от него живописный фундамент. Сохранились основания под каменные фонари и тех самых собак кома-ину. Осталась площадка под чашу для ритуальных омовений тёздубати, а сама чаша украшает территорию местного музея. А ещё тории - двое ритуальных ворот, высоченные, впечатляющие, на толстых столбах с иероглифами, одни бетонные, другие мраморные. Тории - символический насест для петуха, который своим криком выманил богиню солнца Аматэрасу из пещеры, спасая мир, гибнущий во тьме.
  
  

Мраморные тории.

 []

  

 []

  

Фундамент храма 'Томариору-дзиндзя'.

 []

  

 []

  

 []

  

Предположительно храм 'Томариору-дзиндзя был таким:

 []

  
   Здесь же, в парке, сохранились ещё два самобытных памятника. Стела "сэнсо-кинэнхи" похожа на артиллерийский снаряд и смотрится по-милитаристски. Как гласит надпись на табличке, установлена она "в память о войне". О какой войне идёт речь, табличка тактично умалчивает, но война в то время здесь была одна: русско-японская 1904-1905 годов. Форму подобным памятникам придумала сама императрица Сётоку. Другая стела под названием "тю-кон-хи" установлена в честь показавших верность. В полость внизу тю-кон-хи закладывали свитки или деревянные дощечки с именами солдат, исполнивших свой воинский долг и погибших во славу империи.
  

Стела сэнсо-кинэнхи.

 []

  

Стела тю-кон-хи.

 []

  
   Наши дети, уставшие после упорных тренировок, сначала нескрываемым интересом рассматривали памятники, а потом стали с криками носиться по густо заросшим склонам. Места здесь красивые! За парком берёт начало экологическая тропа с освящённым источником. Дети с удовольствием прошли по ней и напились сладкой воды, а кое-кто набрал воды с собой.
  

Цветущий шиповник.

 []

  

 []

  

Экологическая тропа.

 []

  
   На Сахалине ещё остаётся немало памятников-останцев японской культуры. Некоторое количество их прибрали к рукам жители, и у памятников, оказавшихся на хозяйских подворьях, куда как больше шансов уцелеть, чем у тех, что прозябают бесхозными, а таких подавляющее количество. Томаринцы же заботливо укрепили разрушающийся склон сопки, поставили металлическую лестницу, чтобы неравнодушные посетители не карабкались по крутому склону, рядом с каждым памятником установили табличку с разъяснениями. Стелу "сэнсо-кинэнхи", которая висела над склоном и не рухнула только благодаря случайности (оползень завалил противоположный край бетонной площадки), переместили на четыре с половиной метра ближе к воротам ториям. Внизу посетителей ждёт площадка с беседками, где можно посидеть и отдохнуть.
  

Лестница на сопку с храмовым комплексом.

 []

  

Старый японский мост через реку Томаринку.

 []

  
   Рядом с "бумовской сопкой" есть ещё одна историческая изюминка: старый действующий японский мост через реку Томаринку. Таких мостов на юге Сахалине немало, ещё служат. Через этот мост и начался наш обратный путь домой, в Чехов и в Холмск. И там, и там имеются свои памятники культуры, которые ждут заботливых рук, готовых сберечь оставшееся.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"